Сенсорная память функционирует в течении. Память: определение, виды памяти и механизмы сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. Виды амнезий. Как не забыть

11.04.2019

Структура памяти имеет 3 уровня, различающиеся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают:
1) непосредственную, или сенсорную память;
2) кратковременная память;
3) долговременная память.

Сенсорная память - непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. За это короткое время в соответствии с ценностью поступающей информации решается вопрос о том, будут ли привлечены высшие отделы мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за одну секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Можно привести следующий пример сенсорной памяти. Похлопайте 4 пальцами по своей руке. Проследите за непосредственными ощущениями, за тем, как они исчезают, так что сначала у вас еще сохраняется реальное ощущение похлопывания, а затем - лишь воспоминание о том, что оно было.

Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно мысленно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Между сенсорной и кратковременной памятью можно выделить промежуточную составляющую - оперативную память. Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. Объем материала, которыми оперирует человек, называется оперативными единицами памяти. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться.

В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она переходит в кратковременную память. В кратковременной памяти информация сохраняется не в первоначальном виде (виде сенсорных впечатлений), а претерпевает обработку и интерпретацию. Например, если при вас произнесли какую-то фразу, вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. При этом решается вопрос, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передать ее в долговременную память.

Кратковременная память рассматривается в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Она включает процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания, до закрепления следов внешних воздействий. Кратковременная память предполагает особую переработку материала. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд. Если по истечение этого времени эта же информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, то она исчезает, не оставляя заметных следов.

Характерным примером хранения информации в кратковременной памяти является незнакомый для нас телефонный номер - мы помним его только до тех пор, пока мысленно «прокручиваем» в голове.

Кратковременная память характеризуется определенной емкостью - т.е. объемом запоминаемого. Обычно запоминается лишь 5-7 последних единиц из предъявленного материала. Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг бессознательно перегруппировывает материал таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало семи. Например, бессмысленный ряд из десяти букв мы будем запоминать в виде слогов.

Хорошим примером предела емкости кратковременной памяти может быть счет «в уме». Так, умножить 15 на 25 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди ссылаются на «слабость в арифметике». На самом же деле у них слабая память - им мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.

Долговременная память. Из элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.

Емкость долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Такая особенность долговременной памяти связана с неограниченной емкостью человеческого мозга. Он состоит из 10 млрд нейронов и каждый способен удерживать существенное количество информации.

Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, - это проблема поиска информации, поскольку количество информации, содержащейся в памяти, очень велико. Тем не менее отыскать необходимое удается быстро. Даже в такой обычной деятельности, как чтение, для интерпретации значения печатных символов данного текста приходится непосредственно и немедленно обращаться к долговременной памяти.

Скорость поиска информации определяется тем, как будет организована информация для хранения. Правильная классификация материала в памяти облегчает поиск материала.

Такой механизм сохраняет информацию на очень короткое время – около 250 мс. Чтобы понять, насколько это мало, стоит отметить, что запоминание для зрения сохраняет картину на 2 сек, а слуховое запоминание — до 4 сек.

Отличительной особенностью данного механизма является неограниченный объём для хранения данных. Процесс запечатления происходит постоянно и абсолютно всего.

К функциям можно отнести:

  • обеспечение обычного восприятия мира;
  • не долгосрочное удержание данных в первичной форме;
  • непрерывно работает даже во время движения глаз или в момент моргания.

Сенсорная система глаза сохраняет абсолютно всё, что произвело воздействие на органы чувств. Это происходит потому, что система не может определить, какие моменты нужны, а какие нет. Затем происходит выборка, и всё ненужное отсеивается. Извлечение важных данных происходит очень легко и быстро.

Иногда происходит ошибочное воспроизведение. Причиной тому служат следующие факторы:

Например, если махнуть рукой перед лицом, на очень маленькое время останется след руки после взмаха. Или если поднести к лицу кулак, быстро показать 2 пальца, и снова сжать руку в кулак.

Появится такое чувство, что после повторного сжатия руки в кулак 2 пальца ещё оставались в поле зрения. Такой процесс необходим для того, чтобы мозг успел считать информацию, воспринять её и переработать.

В зависимости от видов стимуляции хранилища данных различается на:

  1. Иконическую;
  2. Эхоическую.

Иконическая память – это запоминание зрения. Эхоическая память – это запоминание слуха.

Предполагают, что сенсорная память удерживает больше физические признаки. Но эта информация считается условной, потому что хранение физических признаков относится к долговременному процессу.

Эхоическая память – это такая подсистема, которая обеспечивает сохранение результата сенсорных переработанных данных, поступивших через органы чувств, на очень короткий отрезок времени.

Иконическая память – это процесс функции отражения и запоминания объекта по всем его признакам, которые доступны для систем восприятия.

Для чего нужна сенсорная память

Это функции организма есть несколько объяснений. Данный процесс позволяет сохранять зрительные образы в момент моргания. Также такой механизм может понадобиться для вспоминания какого-то определённого образа. Это происходит за счёт того, что зрительный сигнал способен продлиться дополнительный промежуток времени.

Есть мнение, что человек обладает таким свойством случайно. Происходит это за счёт уникальной конструкции зрения. Такой вид восприятия окружения может быть побочным продуктов механизма глаза, таких как след фотохимической реакции в сетчатке глаза.

Говорить о случайности бессмысленно, потому что весь организм построен из тонких механизмов, которые дополняют друг друга для правильного функционирования, без работы которых человек не смог бы принимать мир таким, какой он есть.

Вероятнее всего данный механизм служит для того, чтобы обработать позднюю информацию. Этот процесс позволяет сохранить образ на более продолжительный промежуток времени, чтобы завершить стадию обработки.

На самом деле всё намного сложнее и запутаннее. Механизмы данного приёма информации ещё активно обсуждаются, также это касается и остальных органов чувств.

Ряд опытов показывает, что похожие системы памяти существуют в тактильной и слуховой системах. Нам достаточно знать того, что такие системы вообще существуют и значительно улучшают качество жизни человека.

Особенности и свойства

Одной из главных функций с. п. является стабильное восприятие окружающего мира. Например, в зрительных органах чувств она обеспечивает постоянный процесс работы зрительной системы. В органах слуха сенсорная память обеспечивает нормально восприятие звуков и речи.

Если бы человек не мог обладать таким чувством восприятия, то окружающий мир представлял бы собой разные картины, не связанные между собой и обрывки звуков.

Учёный Сперлинг предположил, что человеческий организм может воспринять гораздо большее количество предложенного материала, по сравнению с тем количеством, которое он потом сможет выложить.

Существует множество мнений теоретиков:

  1. Опыт нейрофизиолога Хебба. Учёный дал теоретическое обоснование тому, что память формируется исходя из физиологического состояния, и даёт начало фазе активации. Длительность данного действия — 0,5 сек. Этот процесс необходим для того, чтобы запустить работу по изменению в нервных окончаниях. Исходя из всего этого стоит сделать вывод, что обязательно должна быть ещё одна система, в которой сведения временно располагается до того момента, пока не произойдёт процесс сохранения.
  2. Переработка информации по модели Дональда Бродбанта. Следуя данной теории, все материалы, которые организм воспринимает, перерабатываются через определённые блоки по обработке сведений. Один блок работает над обработкой поступившего материала. Другой блок перерабатывает только определённое количество сведений. Учёный разработал 2 вида испытаний. В первой серии был использован метод полного отчёта. Суть данного эксперимента заключался в запоминании букв с картинки. Человек, над которым производился опыт, мог произнести в 2 раза меньше букв, чем ему предлагалось на картинке. Вторая серия использовала метод частичного отчёта. В этот раз испытуемый мог воспроизвести 9 символов из 12.

Также производились дополнительные испытания, чтобы можно было изучить время хранения информации. Чтобы рассчитать время хранения сигнал на выдачу результата давали сразу после картинки или спустя некоторое время.

В результате данных исследований было изучено, что хранение материала в складах памяти составляет от 300 до 1000 мс.

Вывод таков, что сенсорный резерв обладает большим объёмом хранения данных, но продолжительность сохранения материалов очень мала.

Отличия сенсорной памяти от кратковременной

Память бывает сенсорной, кратковременной и долговременной.

Сенсорная память фиксируется на органах чувств. Срок хранения информации в ней очень мал. Это касается той информации, которая не несёт важного смысла для человека.

Впоследствии ненужная информация быстро заменяется новыми данными. К такой лишней информации относится, например, вот эта: человек долго смотрел на силуэт какого-то предмета, потом, при отводе взгляда этот силуэт ещё какое-то время стоит перед глазами.

Кратковременная память (оперативная) имеет ограничения в определённом количестве запоминаемых данных. Она сильно загружается в течение дня. Кратковременный резерв требует примерно 30 сек для запоминания информации. Затем материалы подвергаются фильтрации, важные данные отправляются в долговременную память, а ненужное замещается новой информацией.

Долговременная память представляет собой некий архив. Знание языка, адреса, номера телефона, имена и подобные, значимые для человека данные, хранятся в долговременной памяти.

Она может помнить важные моменты от 1 дня и до множества десятилетий. Но и в ней есть свои недостатки. У неё нет неограниченного объёма для хранения данных. Долговременная память разделяется на уровни. На разных уровнях находится информация, которую можно быстро вспомнить или информация, для вспоминания которой нужно произвести определённые действия.

Если человек редко пользуется какой-то важной информацией, то она оседает на нижние уровни. Более важные данные хранятся на верхних уровнях. Но когда место в определённом уровне заканчивается, то данные опускаются на уровень ниже и т.д.

Существует ещё теоретичная память. Это такое свойство организма, которое запоминает информацию на всю жизнь. Например, слова, родной язык и т.д.

Вывод

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нет смысла надеяться на безграничные возможности. Также не нужно захламлять голову лишними маловажными вещами.

Взгляните на предмет возле себя, а затем закройте глаза. В течение короткого времени (около 0,5–1 секунды) Вы будете продолжать «видеть» его с закрытыми глазами. Так же, но уже в течение примерно 2 секунд, ярко и без изменений, сохраняется в памяти и слепок услышанного – как эхо. Эти примеры демонстрируют проявление сенсорного типа памяти – сверхкратковременного запечатления объектов нашими органами чувств. Вообще чрезвычайная кратковременность и восприятие на уровне чувств являются основными характеристиками сенсорной памяти.

Сенсорные системы человеческого организма инерционны, они на короткое время продлевают действие поступающих сигналов. Это выражается в том, что после воздействия сигнала-раздражителя мы продолжаем некоторое время его ощущать. Эта инерционность, по сути, и представляет собой мгновенную (сенсорную) память – простейший процесс на уровне рецепторов. Отражая информацию, полученную органами чувств, сенсорная память не занимается её переработкой.

В психологии сенсорную память называют также непосредственной, поскольку она является непосредственным слепком, отпечатком информации, полученной через систему сенсоров – органов, способствующих восприятию окружающего мира (слух, зрение, осязание, и т.д.).

Место сенсорной памяти в системе обработки информации

Человеческая память – удивительная активная система, выполняющая множество важных функций: она получает информацию, заботится о её систематизации, сохранении, трансформации, воспроизведении. Похоже на компьютер: на начальном этапе информация преобразуется в форму, пригодную для обработки, затем удерживается в системе, сохраняется, а при необходимости – достается из хранилища и воспроизводится.

Для того, чтобы мы могли запомнить информацию на длительное время, ей приходится пройти как минимум три фазы: обработку в сенсорной, кратковременной и долговременной памяти. В течение короткого промежутка времени, пока информация хранится в сенсорной памяти, решается вопрос о том, нужно ли привлекать к обработке полученных сигналов высшие отделы мозга. Если да – информация поступает в кратковременную память для дальнейшей обработки. Если нет – информация стирается, замещаясь новой, то есть сенсорная память заполняется другими, новыми, сигналами. В долговременной памяти происходит основной процесс кодирования, базирующийся на результатах анализа и распознавания разных характеристик информации.

Между сенсорной и кратковременной памятью выделяют ещё так называемую оперативную память, помогающую удерживать в уме какие-то промежуточные результаты при выполнении сложных операций. О разных видах памяти подробнее Вы можете прочитать

Характеристики сенсорной памяти

Можно выделить некоторые характерные особенности сенсорного типа памяти:

— Малое время хранения информации (потом она либо переходит в другую форму хранения, либо безвозвратно теряется).

— Наличие модальных разновидностей (например, иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) память).

— Каждый последующий сигнал вытесняет предыдущий, поступавший на данный сенсор-анализатор.

— Устойчивость поступившей информации к любому воздействию (её нельзя ни задержать, ни сделать чётче, ни воспроизвести).

— Сохранение информации в неизменном исходном виде, с высокой точностью запоминания.

— Большой объем (ведь сенсорная память основана на работе большого количества чувственных входов для информации, и на органы чувств воздействует большое количество раздражителей).

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать восприятие, внимание, память и другие его познавательные функции. А тренируя их, мы тем самым способствуем развитию мозга и созданию новых нейронных связей. Восприятие, память, внимание, мышление развиваются благодаря регулярным тренировкам. Для этой цели с успехом можно использовать .

Мы искренне желаем Вам новых побед и успехов в саморазвитии!

Введение

Как отмечает Шапутье, если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».

Мы уже знаем, каким образом рецепторы и особенно ретикулярная формация играет роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.

Таким образом, события жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память-это способность не только к запоминанию, но и к забыванию. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.

Виды памяти

Сенсорная память. Кратковременная и долговременная память

Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную, или сенсорную, память, кратковременную память и долговременную память.

Сенсорная память. Кратковременная и долговременная память. Как следует из ее названия, сенсорная память - это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг показал, что следы в ней сохраняются лишь очень короткое время - порядка 1/4 секунды, и за это время решается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Частный случай сенсорной памяти составляют последовательные образы. Они возникают при воздействии на сетчатку сильного или длительного раздражителя.

В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. / Серия «Учебник нового века» - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.

Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.

Было установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд; за это время сохраняется очень немного информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.

В случае, если информация не вводится повторно или не «прокручивается» в памяти, она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов. Представим себе, например, что мы нашли в списке абонентов какой-то телефонный номер, набрали его, а линия оказалась занятой. Если при этом мы мысленно не повторяем этот номер, то спустя несколько минут нам придется искать его снова.

С 1885 года Эббингауз ставил сам над собой опыты с целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памяти ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это «магическое число» семь, служащее своего рода меркой памяти, было проверено Миллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранить одновременно более семи элементов; в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.

Если необходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего, запоминаться как 30 63 740 27 10, т.е. как пять числовых элементов, или 8 слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот, сорок, двадцать, семь, десять).

Отметим также, что если в подобном случае действует в основном механизм слухового запоминания, то возможна и зрительная память - в частности, когда требуется запомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. В мнемотехнических методиках, к которым прибегают для лучшего запоминания, могут использоваться оба эти механизма.

Хорошим примером того, как емкость кратковременной памяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так, умножить 32 на 64 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого без карандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят при этом, что они «не сильны в арифметике». На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточных операций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.

Именно из тех нескольких элементов, которые ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время.

Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения. Немов Р.С. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 639 с.

Память - один из психических процессов в организме человека, благодаря которому скапливается, изучается и запоминается информация. Благодаря этому понятию можно говорить о развитии опыта и возможности мозга в нужное время воссоздавать запомнившиеся элементы.

Память влияет на эмоции и чувства, развивая в человеке реакции на окружающую среду, формируя ценности и жизненную позицию. Можно поделить процесс на два компонента:

  • Жизненный опыт, который отражает, как повлиял мир на формирование человека.
  • Личные наблюдения и переживания.

Храниться информация может в нескольких "буферах" в зависимости от того, каким образом она была получена, какие эмоции и воспоминания сопровождали человека в тот момент.

Виды памяти

Психологи выделяют несколько подтипов, каждый из которых не может существовать отдельно, а непосредственно связан с другими.

Это сложные функции мозга, изучением которых занимались ученые и медики на протяжении долгих эпох. Сейчас в психической системе выделяется:

Тип запоминания Краткая характеристика
Сенсорный Мгновенный отпечаток сведений и фактов на периферических частях анализаторов. Можно поделить на иконическую и эхоическую память.
Кратковременный Рабочий процесс, на протяжении которого усваивается только незначительная часть от всего смыслового потока. Для того чтобы объем был большим, надо проводить тренировки органов восприятия.
Вторичный Память основывается на личном опыте и пережитых эмоциях. Запоминаются моменты, связанные с определенными ощущениями. Делится на декларативный и процедурный процессы.
Память на отдаленные события Возможность запоминать на подсознательном уровне некоторые факты и события. Вызвать воспоминания в будущем помогут те же эмоции, что и в момент запоминания. Процесс спонтанный и не контролируется человеком полностью. Может быть как кратковременной, так и длительной.

Хранение информации возможно благодаря задействованию разных типов запоминания. Благодаря анализаторам на височных долях коры головного мозга происходят процессы возобновления и повторения уже увиденного или услышанного.

Тесная связь с нейронами позволяет не только воспроизвести информацию, но и передать Существует несколько механизмов для извлечения информации из памяти.

Сенсорный тип

Вид запоминания, что основан на влиянии стимулов на органы чувств. Может быть долговременной, если раздражители были сильными. Процесс не воспринимается отдельно от других видов, ведь сочетает в себе комплексную работу не только коры головного мозга, но также и нервной системы, и организма в целом.

Особенностью вида является возможность сохранения воспоминания после прекращения стимуляции. Сенсорная память - это комплексный процесс, способствующий быстрому усвоению фактов.

Между этим и кратковременным видом описываемого процесса выделяется промежуточный элемент - оперативная память. Она позволяет выполнить действие или процедуру на механическом уровне, не задумываясь о деталях выполнения. Этот сенсорный тип памяти связан с физическими процессами. По мере выполнения работы некоторые элементы могут забываться. Если информация затрагивает кору головного мозга, то части оперативного запоминания переходят в кратковременный тип.

В структуре сенсорного вида выделяется несколько уровней:

  • Непосредственный. Сюда относится сенсорная память, какая состоит из двух дополнительных элементов.
  • Кратковременный.
  • Долговременный.

Независимо от того, какой тип памяти преобладает в плане восприятия и переработки информации, его можно тренировать и увеличивать запасы фактов. А составление правильной классификации материала позволяет быстрее найти нужное.

Иконическое запоминание

Виды сенсорной памяти состоят из зрительного и слухового запоминания. Первый тип - целостное портретное запоминание и фиксация информации. Относится к долговременной памяти, поскольку в будущем образы могут служить дополнительными указателями для воссоздания той или иной ситуации. Влияет на иконический тип эмоциональный фон.

Для того чтобы была возможность накапливать новые образы и запоминать детали, необходимо проводить очистку от старых эмоций. Психологи советуют выбрать для себя рад воспоминаний, что вызывают неприятные эмоции или жалость, и обдумать причины их появления, сделать выводы и отпустить ситуацию. Вместе с эмоциями уйдут и образы, освободив тем самым место для новых.

В случае высокого уровня развития зрительной сенсорной памяти можно говорить об эффекте обратной маскировки. Суть заключается в том, что коды образа доходят к коре мозга за считанные миллисекунды, и потом уже в других образах человек видит черты предыдущего.

Это дает возможность увеличивать объем запоминающейся информации и постоянно расширять границы зрительного поля, ведь на подсознательном уровне мозг будет "додумывать" ситуацию.

Эхоический тип

Основой запоминания является слуховое восприятие информации. Действенная техника, особенно если нет дополнительных отвлекающих элементов. В отличие от зрительного типа, здесь нет возможности сопоставить факты с образами или эмоциями. Для запоминания важен тембр голоса, ритм и сила. От скорости переработки информации зависит возможность воспроизвести ранее услышанное.

Ученые рекомендуют для усиления эффекта запоминания сопровождать слуховой тип тактильными ощущениями, чтобы произошла связь информации с ощущениями. Регистрация данных в этом случае будет проходить через соматосенсорную систему.

Как не забыть

Сенсорная память - это возможность запомнить большой объем информации через привязку к органам чувств. Но в процессе изучения и переработки большая часть фактов забывается.

Чтобы этого не произошло, психологи советуют придерживаться простых, но эффективных методов:

  • Повторение. Рекомендуется повторять новые факты три-четыре раза на протяжении нескольких часов. Важно в процессе переключаться на другие моменты и потом снова возвращаться к нужному источнику.
  • Забывание в первые несколько дней происходит быстрее, нежели в другие периоды. Если связать факты с образами или эмоциями и вспоминать о них через неделю, то информация усвоится быстрее.
  • Повторять перед началом забывания. Удержать информацию в голове намного легче, если сконцентрироваться на запоминании в первые недели.
  • Ассоциации. Составление мысленного потока для нужного факта позволяет запоминать его на долгое время. Какая сенсорная память возможна без визуализации придуманных образов?

Выполнение простых действий даст возможность не только запомнить больше, но и научиться систематизировать полученные знания. Развитие кратковременной сенсорной памяти является прекрасной возможностью укрепить процессы запоминания.

Основные факторы

Иногда запомнить нужное не получается, человек думает о другом и не может сосредоточиться на работе мозга. Психологи выделяют несколько элементов, влияющих на скорость и качество запоминания. Сенсорная память - это тесная взаимосвязь между органами чувств и действующими факторами:

  • Механическое и осознанное запоминание. Первый вариант дает меньше пользы, нежели второй. Необходимо думать о том, что надо запомнить, акцентировать внимание на деталях.
  • Сравнение. Процесс помогает сосредоточиться на конкретном образе и выделить особенности.
  • Систематизация. Когда информация относится к структуре или виду, то намного проще освоить объем через нужную категорию.

Тренировка памяти, использование различных приемов и акцентирование внимания на деталях помогут со временем не только увеличить возможность запоминания, но и улучшить качество воспроизведения.

Воспитание и тренировка

Работа над собой, самосовершенствование и развитие позволяют улучшить память. Направление психической жизни человека, его интересов может говорить об уровне запоминания. Чем больше увлечений, тем выше уровень запоминания.

Сенсорная память - это не врожденный процесс. Она развивается и совершенствуется. Постоянные тренировки, изучение новых языков, увеличение словарного запаса и расширения познаний в разных отраслях позволят достичь желаемого эффекта.

Похожие статьи