Кто разработал андроид. История возникновения операционной системы Android. История развития Android

18.04.2019

Наверное, мало кто помнит первого из предполагаемых убийц iPhone — смартфон T-Mobile G1 на базе Android версии 1.0.

23 сентября 2008 года в Нью-Йорке компании Google, HTC и оператор сотовой связи T-Mobile представили миру первый смартфон под управлением операционной системы Android - T-Mobile G1. Спустя месяц его можно было купить в США за 179 долларов с двухгодичным контрактом, а чуть позже его начали продавать в Европе под именем HTC G1 и без операторской привязки.

Выглядит этот смартфон так:

T-Mobile G1 был оснащен процессором Qualcomm с тактовой частотой 528 мегагерц, экраном диагональю 3,2 дюйма с разрешением 320×480 пикселей, накопителем 256 мегабайт, оперативной памятью 192 мегабайта, камерой с разрешением 3,2 мегапикселя, модулями Wi-FI, GPS, Bluetooth 2.0, физической QWERTY-клавиатурой и аккумулятором емкостью 1150 мАч. При этом устройство весило 158 грамм и имело габариты 117,7×55,7×17,1 мм.

На момент выпуска смартфону было доступно 1700 приложений от сторонних разработчиков. Google портировала на Android несколько приложений, которые ранее выпускались для iPhone, BlackBerry и Windows Mobile: YouTube, карты, почту, календарь и Gtalk. Данные нативных приложений уже тогда синхронизировались в облаке через аккаунт Google.

G1 нарекли убийцей iPhone, во-первых, из-за сенсорного экрана, а во-вторых, из-за того, что он превосходил первый смартфон Apple по нескольким важным параметрам: более высокое разрешение камеры, время автономной работы и поддержка карт памяти. Но iPhone был легче, тоньше и красивее.

Дизайн G1 оставлял желать лучшего, а физическая клавиатура была ему необходима - у Android на тот момент не было экранной. Непонятно, почему G1 получился таким страшненьким. Взгляните на концепты смартфонов Google, датированные 2006 годом, они прекрасны:

На тот момент Google не планировала использовать в смартфонах сенсорные экраны. Предполагалось, что этими устройствами будут управлять только при помощи физических клавиш. Выпуск iPhone в 2007 году скорректировал планы Google.

Первый Android-смартфон мог быть другим. В феврале 2008 года на выставке Mobile World Congress прототипы устройств продемонстрировали сразу несколько компаний: ARM показала смартфон с завершенным дизайном корпуса, а NEC - плату с сенсорным экраном. Samsung тоже вела разработки в то время, но не показывала их.

Путь маленькой компании и ее лидера от долгов к мировому успеху.

В 2004 году Энди Рубин обратился к своему другу, Стиву Перлману, по срочному делу. Принадлежавший Рубину стартап - Android - переживал не лучшие времена, и, хотя Энди не хотелось снова просить денег, ситуация не оставляла выбора.

Компания Android, которая занималась разработкой мобильного программного обеспечения для телефонов, исчерпала свои финансовые ресурсы, а другие инвесторы не торопились вкладываться.

Перлман согласился предоставить нужное финансирование в ближайшее время.

Рубин нервно сказал: «Может быть, скоро все станет лучше». Платежи за аренду офиса Android уже были просрочены, и владелец помещения угрожал выселением.

Перлман пошел в банк, снял 10 тыс. стодолларовыми купюрами и дал их Рубину. На следующий день он перевел на счет Android сумму, размер которой не разглашается, ставшую посевным финансированием этого проекта. В интервью Business Insider Перлман сказал:

«Я поступил так потому, что верил в эту затею, и потому, что хотел помочь Энди».

Получив деньги, Рубин вернул Android к жизни. Он нашел дополнительное финансирование и перевез команду в более просторный офис в Пало Альто, Калифорния - известный технологический центр западного побережья.

Сегодня система Android установлена примерно на 85% смартфонов по всему миру, в то время как на iPhone приходится всего 11%. Система развивается в сторону наручных часов, автомобилей и телевизоров. Несложно представить время, когда Android будет везде - от духовок и термостатов до зубных щеток.

Для того чтобы занять 85% рынка смартфонов, Рубину потребовалось сразиться с двумя самыми значимыми и доходными технологическими компаниями своей эры: Microsoft и Apple. Ему пришлось выступить против мобильных операторов, уже занявших стратегические позиции на рынке связи. Ему пришлось заставить производителей телефонов поверить в свое радикально новое видение.

Рубин был не один. Ему помогали инвесторы, такие как Перлман, и Google. История Android, основанная на серии интервью, которые Business Insider провел с представителями нескольких компаний, стоявших у самых истоков, выглядит следующим образом.

Невозможная идея

За 29 лет карьеры в Кремниевой долине Энди Рубин обрел репутацию технического гения, талантливого бизнесмена и динамичного лидера.

Прежде всего Рубин - предприниматель, которому нравится создавать что-то новое, будь то написание программного кода или производство роботов.

Его инженерный дар проявился во время работы в здании 44 на территории кампуса Google. Там Рубин в свободное время запрограммировал огромного робота-манипулятора готовить ему кофе по команде, отправленной через СМС. Робота установили на втором этаже здания 44 и, по словам бывшего сотрудника Google, он был достаточно крупным, чтобы поднимать автомобили.

В другом проекте Рубин запускал большой вертолет с дистанционным управлением на лужайке перед зданиями Google. Самит Агарвал, бывший менеджер по мобильной продукции Google, рассказывает:

«Гигантский вертолет за 5 тыс. долларов: Рубин пытается им управлять, а тот взлетает и переворачивается вверх тормашками. Нет, вертолет не взорвался, а просто разлетелся в прямом смысле слова - прямо на лужайке у здания 44»

Задолго до того как Рубин получил возможность в свое удовольствие заниматься гигантскими роботами в Google, ему пришлось доказать, что он в состоянии реализовать свои безумные идеи. Одной из самых сумасшедших было создание открытой операционной системы для телефонов в начале 2000-х.

В то время мобильные операторы контролировали все - от маркетингового позиционирования телефонов до их стоимости. Их власть была полной - и, конечно, операторы хотели сохранить такое положение вещей. Конечно, они были против того, чтобы какая-то другая компания - большая или маленькая - разделила с ними доходы, именно поэтому большинство представителей технологической сферы считали идею Рубина нереализуемой.

В отличие от разнообразных закрытых систем мобильных операторов, Android - система с открытым кодом. Это значит, что кто угодно может бесплатно использовать оригинальный код Android на своих устройствах, а также дорабатывать и модифицировать его.

Изначально Рубин разрабатывал Android для фотокамер, но не смог заинтересовать инвесторов. Поэтому он объединился с Крисом Уайтом, ранее спроектировавшим интерфейс для WebTV, и Ником Сирсом, бывшим руководителем службы маркетинга в T-Mobile, вместе с которым Рубин работал над коммуникатором Danger Hiptop, ставшим широко известным под названием T-Mobile Sidekick. Рубин объяснил, что его идея состояла в создании операционной системы с открытым кодом для телефонов. Рич Майнер, еще один сооснователь Android и руководитель группы инвестирования Google Ventures на восточном побережье, присоединился в феврале 2004 года.

Человек, стоящий за идеей

Энди Рубин

Рубин окончил колледж Ютика на севере штата Нью-Йорк. До Android он уже долго работал в области высоких технологий, начав свою карьеру с должности инженера-проектировщика в Carl Zeiss Microscopy, которую занимал около года в 1986−1987.

Уволившись из Carl Zeiss, Рубин переехал в Швейцарию, чтобы работать в компании, занимающейся созданием роботов. В 1989 году во время отпуска на Каймановых островах Рубин познакомился с инженером Apple по имени Билл Косвелл.

Рубин с Косвеллом были едва знакомы, но Рубин оказал любезность: предложил остановиться у него, когда Косвелл поссорился с девушкой и был выселен из своего коттеджа на пляже.

Косвелл, в свою очередь, предложил Рубину должность программиста в Apple, которую тот и занимал с 1989 по 1992 год. Любовь Рубина к роботам была очевидна уже во время работы в Apple - согласно The Verge, тогда он заслужил кличку Андроид.

В это время Рубин очень любил шутки. Однажды он заработал себе неприятностей, перепрограммировав внутреннюю систему телефонов в Apple таким образом, будто бывший тогда директором Apple Джон Скалли звонил коллегам Рубина и предлагал им акции.

Рубин и Перлман, теперь ставший генеральным директором компании Artemis Networks, которая занимается разработкой альтернатив традиционным способам мобильной связи, позже ушли из Apple в компанию General Magic, отделившуюся от Apple в начале 90-х. Эта компания известна созданием ручного персонального компьютера, который многие считают предтечей современных смартфонов.

Рубин работал в General Magic с 1995 по 1997 год, после чего ушел в WebTV, которая позже была приобретена Microsoft и сменила название на MSN TV. Перлман основал WebTV и вслед за Рубиным перешел в Microsoft. Покинув Microsoft в 1999 году, Рубин основал собственную компанию Danger, стартап, который создал телефон T-Mobile Sidekick.

В то время Рубин не знал, что совершил первый большой прорыв, который позже приведет к тому, что его следующий стартап будет приобретен компанией Google.

Google позвонит

Сооснователь Google Ларри Пейдж беседует за обедом во время программы Clinton Global Initiative. Нью-Йорк, 27 сентября 2007 года

Еще когда многие считали идею Android безумной, Энди Рубин нашел поддержку в лице Ларри Пейджа.

Сооснователь Google, который в то время занимал пост директора по продукции, узнал о проекте Android и попросил своего сотрудника связаться с Энди Рубиным. Возможно, это был самый важный звонок в жизни Рубина.

Представитель Google сообщил Рубину, что компания узнала о его проекте и хочет предложить свою «помощь». Пейдж до этого встречался с Рубиным во время конференции в Стэндфордском университете.

Рубин и Сирс приехали в головной офис Google в Маунтин Вью в начале января 2005 года. Во встрече участвовали Пейдж и второй основатель Google, Сергей Брин, а также Джордж Харик, консультант Google Ventures и один из первых десяти сотрудников компании.

Пейдж был одет в джинсы и футболку. Брин был босиком, зато на запястье у него были пластиковые часы Disney. Он сидел рядом с двумя банками конфет и закидывал их в рот горстями.

Не тратя времени зря, Пейдж похвалил работу, проделанную Рубиным, и назвал T-Mobile Sidekick одним из лучших телефонов, когда-либо им виденных им.

Брин отпустил несколько шуток и очень подробно расспросил Рубина о технологической стороне Sidekick.

Сергей Брин

Задача встречи была не в том, чтобы похвалить Рубина - Брин также хотел его проверить. Он упорно расспрашивал о том, что можно было сделать иначе, чтобы Sidekick стал еще лучше, и почему Рубин решил создать этот телефон именно таким образом.

Этот разговор был не борьбой, но упражнением по совместному решению проблем.

После встречи Рубин и Сирс поняли одно: Google заинтересовался Android. Но было непонятно, почему.

Был ли Google на их стороне? Разрабатывал ли Google собственное ПО для мобильных и пытался таким образом изучить конкурентов?

Через полтора месяца, когда Google пригласил Рубина на следующую встречу, намерения Пейджа прояснились. В этот раз присутствовали все четверо основателей Android, и они взяли с собой прототип для демонстрации. Харик сразу перешел к делу: Google хотел приобрести Android.

Основатели были в смятении. Android требовались деньги. Рубин, еще один из основателей Android Крис Уайт и Сирс были согласны на сделку, но Рич Майнер - четвертый сооснователь Android, ныне работающий в Google Ventures, - хотел сохранить компанию небольшого размера.

В конце концов Android согласилась на предложение Google; сумма сделки, по некоторым источникам, составила 50 млн долларов. Через полгода после первой встречи в январе команда Android переехала в штаб-квартиру Google, Googleplex. Это произошло 11 июля 2005 года.

«Новая модель»

Офис Android в здании 44, куда команда переместилась в апреле 2006 года из здания 41, отличался от остальных помещений Google. Вход в уединенное помещение охранялся роботом из сериала «Звездный крейсер „Галактика“», а все рабочее пространство было заполнено странными приспособлениями, загадочными устройствами и роботами. Один из первых сотрудников говорит:

«Android не очень хотела становиться частью большой Google. Она старалась держаться отдельно».

Как правило, в целях повышения качества, Google анализирует каждый кусочек кода перед тем, как тот становится частью продукта. Представители Android воспротивились этой идее и показали свой код команде Google только через пару лет.

Еще один бывший сотрудник Google говорит, что в первое время Android существовала внутри Google как «остров» с собственной культурой внутри замкнутой группы людей. Один из бывших коллег Рубина вспоминает:

«Я не понимал, что Рубин создает стартап внутри Google. Вот чем это было на самом деле».

Фигурка Android около здания Google

Стратегия команды Android в отношении мобильного рынка в то время тоже была чуждой для других сотрудников Google. Если бы в 2005−2006 годах вы попытались объяснить им стоящую за Android идею, вероятнее всего, ответом было бы: «Ну, удачи».

До Android Google фокусировалась на установке своих приложений на другие телефоны - изготовленные, например, Nokia или Blackberry. Идея Android состояла в том, чтобы создать собственную систему, принадлежащую Google, для распространения сервисов в дополнение к приложениям Google на других платформах. Один из сотрудников говорит:

«Это можно назвать старой моделью. А мы были новой моделью».

Однако для того чтобы начать распространять операционную систему Android, компании Google требовалось спроектировать телефон, который бы на ней работал. И затем найти оператора мобильной связи, который бы взял этот телефон на реализацию. Один из бывших коллег Рубина говорит:

«Если бы речь шла только о том, чтобы пойти и разработать телефон, это одно. Этим занималась Apple. Нам же пришлось сначала создать телефон, а потом разработать инфраструктуру, найти партнеров и союзников».

Это значило установить партнерство с производителями компонентов и смартфонов, а также с операторами связи. Все для того, чтобы создать устройство, которое тогда казалось нарушающим все правила. Один из сотрудников говорит:

«Рубин очень искусно работал с производителями, такое редко встречается. Очень часто те, кто умеет говорить на языке инженеров, не могут вести беседу на языке директоров на встречах правления компании. Но Рубин умел и то, и другое».

Можно сказать, что команды Google и Android создали свой первый телефон, G1, как доказательство идеи. Они стремились показать потенциальным партнерам, на что способен Android, чтобы те захотели использовать его на своих телефонах.

Ни один из операторов не пожелал стать партнером Google при запуске первого телефона Android в 2007 году. Verizon отказался от предложения, Sprint не был заинтересован, AT&T не дали никакого ответа. Даже компания T-Mobile, которая позже согласилась выпустить G1, изначально отказывалась. Источник заявляет: «Это было не лучшее время в истории Android».

G1, или HTC Dream

Операторы хотели продавать контент для телефонов и брать всю прибыль себе, поэтому они были против сотрудничества с другими компаниями. Они были посредниками между изготовителями и покупателями мобильных телефонов и не собирались сдавать позиции.

Команда Android знала, что лучшая ставка на тот момент - это T-Mobile. После полугода переговоров с T-Mobile оператор отступил и сообщил, что не хочет заключать сделку с Google.

Рубин был одним из немногих сотрудников Google, которые знали, что сделка с T-Mobile сорвалась. Источник говорит:

«Он был разочарован, но Энди не из тех, кто показывает свое разочарование всем. Все еще оставались те, кто нам не отказал. Конечно, ему не нравилась сложившаяся ситуация, так как он знал, что это наша лучшая опция и что мы потратили на нее много времени».

Но в конце концов T-Mobile пошел на сделку - в значительной мере потому, что Ник Сирс, один из основателей Android, раньше занимался в T-Mobile маркетингом и смог убедить бывшего на тот момент гендиректором компании Роберта Дотсона согласиться.

Кто изменил ситуацию?

Google наконец удалось преодолеть одну из самых крупных преград: был найден оператор, готовый запустить в продажу первый телефон на Android. Но как раз в то время, когда Google завершала доработку G1, произошло еще одно событие: свой смартфон представила компания Apple. В книге «Как поссорились Apple и Google и, затеяв войну, начали революцию » Фред Фогельштейн пишет:

«[Рубин] был настолько потрясен тем, что показывал Джобс, что велел шоферу остановиться, чтобы досмотреть вебкаст до конца. „Черт побери, - сказал он одному из коллег, сидевших с ним в машине. - Похоже, нам не удастся продать наш телефон“».

Рубин и команда изменили изначальный план и в итоге создали телефон, сильно отличавшийся от оригинальной идеи. Первая версия G1 не имела тачскрина, обладала выезжающей клавиатурой, и была нацелена в первую очередь на аудиторию, которая предпочитала BlackBerry. Apple первой сделала крупную ставку на то, что в обозримом будущем главным методом взаимодействия с компьютерами станет тачскрин. Один из сотрудников вспоминает, как запуск смартфона Apple выглядел изнутри Google:

«Все поменялось. Мы вернулись к чертежам и еще раз все переосмыслили: хотим ли мы выпускать этот продукт без тачскрина? Нам пришлось начать с самого начала и принять решение заново».

Стив Джобс представляет первый iPhone

Другой бывший сотрудник Google описывает ситуацию иначе. По мнению Самита Агарвала, занимавшего должность менеджера по продукции, компания разрабатывала функции для изделий с тачскрином, например, масштабирование изображения двумя пальцами, задолго до того, как публике был представлен iPhone. Агарвал говорит:

«Все считают этот момент эпохальным. Единственным, по поводу чего я могу говорить о прямом влиянии Apple, была вероятность, что пользователи захотят полностью перейти на сенсорный экран. Все знали, что будущее за ним. Я думаю, Apple заставила Android ускорить движение в этом направлении».

«Крестовый поход против iPhone»

Хотя команде Android пришлось отступить, успеху ее, странным образом, поспособствовал... iPhone.

iPhone был выпущен эксклюзивно для оператора AT&T, и шумиха, сопровождавшая выход устройства, была достаточно велика, чтобы убедить мир в важности этого события.

Как пишет один из бывших сотрудников команды Android, к 2009 году рост успеха iPhone стал проблемой для оператора Verizon: у компании на тот момент не было смартфона, который мог бы соревноваться с iPhone.

iPhone заставил производителей мобильных телефонов и операторов связи встать на сторону Android.

Операторы рассматривали iPhone как самую крупную угрозу своей бизнес-модели. В случае с iPhone отношения с покупателем были в сфере влияния Apple - не оператора AT&T. И покупатели переходили от других операторов в AT&T для того, чтобы получить iPhone.

Поэтому с выходом iPhone команде Android стало легче вести переговоры с операторами.

По сравнению с iPhone, телефоны с ОС Android теперь выглядели более соблазнительно для операторов. Рубин и его команда представили Android в качестве платформы для разработчиков - не покупателей, что придало больше уверенности производителям телефонов и операторам. Один из бывших сотрудников подразделения Android в Google рассказывает:

«Тогда основной стратегией было противопоставление. Рассматривайте то, что дает Android, как способ противодействовать возможности iPhone заставить их потерять влияние. Давайте найдем такие условия, чтобы операторы были рады нашей помощи в крестовом походе против iPhone».

Контроль операторов проявлялся в том, что они могли модифицировать телефоны и добавлять свою фирменную символику.

Первая большая победа Android

Motorola Droid

Хотя сегодня BlackBerry находится в самом низу рынка смартфонов, в начале 2000-х он был ведущим игроком. iPhone приобрел значительный вес сразу после выхода в 2007 году, а Android в то время практически не существовала.

Оператор Verizon ясно увидел угрозу, но не нашел, что можно ей противопоставить. В отличие от Motorola.

Компанией Motorola был разработан телефон на Android. Он был не таким тонким, как iPhone, довольно крупным и обладал выдвижной клавиатурой. Но на момент выхода в 2009 году это был самый лучший не-iPhone на рынке.

Verizon вложила в маркетинг телефона Motorola Droid, получившего свое название из фильмов Джорджа Лукаса, 100 млн долларов. Он не добился такого же успеха, что и iPhone в денежном эквиваленте, но был достаточно хорош, чтобы привлечь внимание всего мира к Android.

Платформа Рубина стала основным течением и в конечном итоге вытеснила iPhone на обочину. Джонатан Матус, бывший сотрудник Google, стоявший во главе команды маркетинга Android с 2007 по 2010 год, рассказывает:

«Я помню тосты и поздравления, когда команда толпилась в конференц-зале, внимательно наблюдая за ростом продаж в первый день после выхода устройства на рынок».

«Магия Энди Рубина»

Задав вопрос о том, чем именно вызвана высочайшая популярность, которой сегодня обладает Android, вы не получите четкого ответа. У этого успеха много компонентов, и один из них состоит в том, что Рубин сумел договориться с операторами мобильной связи в начале 2000-х. Он понял, что те не захотят терять влияние, и с помощью других участников команды Google и Android убедил их, что его программное обеспечение позволит этого избежать. В то же время власть операторов не была безраздельной - например, первый Droid был результатом объединения усилий Motorola, Google и Verizon. Это стало очевидным в итоговом продукте. Источник сообщает:

«Использование открытого кода было важно, так как оно дало операторам и производителям уверенность, что Google не захватит власть над платформой Android целиком».

Рубин больше никак не влияет на то, что происходит с Android - сейчас за Android, Chrome и большую часть остальных крупных продуктов Google отвечает Сундар Пичаи. Он занимается Android уже около двух лет - в марте 2013 года Рубин ушел из подразделения Android в Google, чтобы вернуться к своей первой любви: роботам. Он руководил отделом робототехники в Google до того, как в 2014 году покинул компанию ради желания сфокусироваться на собственном инкубаторе стартапов, который в профиле Рубина на LinkedIn назван Playground.global.

По своей природе Рубин предприниматель - он прекрасно понимает, как построить компанию и предусмотреть все препятствия, которые могут встретиться на этом пути. Android - самое сильное тому доказательство.

Рубин - один из тех, кто заставил Google и других представителей индустрии беспроводной связи поверить, что ему и Android удастся совершить невозможное. Один из коллег, тесно работавших с Рубиным, говорит:

«И в этом магия Энди Рубина. Он привлекает таланты, и каждый участник вносит свой вклад. Он обладает очень сильным видением и умением создавать цельную картину. Все дело в его умении, в каком-то особом уровне, позволяющем ему привлечь таланты и заставить других поверить в путь, которым он идет».

За последние годы мобильный рынок изменился настолько сильно, что сегодня даже топовый смартфон пятилетней давности выглядит нелепо и смешно. Развитие мобильных ОС двигалось семимильными шагами, и от господствовавших когда-то Symbian и Windows Mobile не осталось ничего, кроме воспоминаний. В том, что произошло за последние пять лет и почему изменения оказались столь глобальными, мы попытаемся разобраться в этой статье.

2007: iPhone OS 1.0 и первый анонс Android

2007 год стал одним из самых важных в истории развития карманных компьютеров и смартфонов. Именно в этом году, 9 января, на выставке Macworld Conference & Expo был представлен iPhone, перевернувший все представления пользователей о смартфонах. После презентации «телефона Стива Джобса» все остальные смартфоны мгновенно стали устаревшими, причем настолько, что, будь iPhone выпущен на год позже, ситуация нисколько бы не изменилась.

Именно iPhone задал тот стиль взаимодействия со смартфоном, к которому мы привыкли сегодня. Никаких клавиш управления, никакого стилуса и мелких элементов на экране, никакого джойстика, место которых заменили большой четкий экран, по-настоящему умная операционная система, рабочий стол, подобный Mac OS X, полноценный веб-браузер и концепция «нескольких касаний» для доступа к любой функции девайса. Выпущенный на рынок в июне, iPhone стал абсолютным хитом продаж на несколько лет вперед и принес яблочной компании миллиардные прибыли.

Интересно, что в техническом плане iPhone вовсе не был прорывом. Практически все находки, приписываемые Стиву Джобсу и Apple, существовали и ранее, но, как это всегда бывало с Apple, они первые догадались собрать все лучшее вместе и реализовать это на таком высоком уровне. Во многом это удалось благодаря использованию полноценной ОС, которая фактически была форком настольной Mac OS X и, как следствие, обладала широчайшими возможностями для создания приложений. Они могли задействовать в своей работе любые функции телефона, в том числе 3D-ускоритель, благодаря которому интерфейс iPhone OS работал на удивление плавно и быстро.

Первая версия iPhone OS не обладала какой-то особенной функциональностью, но предлагала пользователям достаточно полный стек приложений для повседневной работы, включая умную адресную книгу, браузер, проигрыватель мультимедиафайлов, планировщик, почтовый клиент, будильник и другие. Для всего остального же, как это ни странно, Стив Джобс предлагал использовать веб-приложения, которые уже в то время прекрасно работали в мобильной версии Safari. Поддержка же сторонних приложений не была предусмотрена как таковая и появилась только во второй версии операционной системы, которая была выпущена ровно через год после начала продаж первого iPhone.

2007-й стал также годом анонса Android, который явно произошел под давлением стремительно набирающего популярность продукта от Apple. Тогда Android фигурировал только в виде бета-версии комплекта для разработчиков (SDK), оснащенного эмулятором, в котором можно было вживую «покрутить» ОС.

12 ноября SDK был выложен в Сеть, и любой пользователь или разработчик мог составить свое личное впечатление от ОС и решить для себя, стоит ли она его внимания. И впечатления большинства людей оказались очень неоднозначными. Сразу бросалось в глаза подозрительное сходство с iPhone OS; Android выглядел какой-то нелепой копией операционной системы для iPhone, намного менее эффектной, но фактически повторявшей ее. Во-вторых, Google пошла по немного странному, но логичному пути, оснастив ОС виртуальной машиной Dalvik, исполняющей свой собственный формат байт-кода, который генерировался из байт-кода Java-приложений.


Однако главной чертой ОС стала ее явная недоработанность, вызванная погоней за стремительно набирающей популярность iPhone OS. В первом Android’е не было даже таких простых вещей, как наэкранная клавиатура, поддержка Bluetooth и OpenGL, виртуальная машина исполняла байт-код без задействования JIT-компиляции, а общее впечатление создавалось такое, что в ОС нет какой-то центральной линии, но есть множество интересных идей, небрежно наложенных друг на друга стопкой. Такое ощущение, к слову, будет сохраняться еще долго, вплоть до выпуска четвертой версии ОС.

Как бы там ни было, в результате Google все-таки смогла переманить независимых разработчиков на свою сторону, устроив конкурс на создание уникальных приложений с очень заманчивыми призами в виде множества долларовых купюр. Этот финт дал большой выигрыш при запуске продаж первого Android-смартфона в следующем году.

2008: iPhone OS 2.0 и Android 1.0

2008 год ознаменовался сразу двумя важными событиями, одним из которых стал выпуск нового iPhone 3G, работающего под управлением iPhone OS 2.0. Сам по себе смартфон не представлял особого интереса и являлся не чем иным, как слегка доработанной версией первого iPhone, в котором появилась поддержка 3G и A-GPS. Но вот операционная система iPhone OS 2.0 вновь стала своеобразным прорывом, принеся владельцам старого и нового варианта смартфона долгожданную поддержку нативных приложений.

Причины, по которым это событие стало настолько важным, просты. Будучи полноценной ОС, работающей на стандартном современном железе и поддерживающей все его возможности, iPhone OS дала разработчикам возможность создавать приложения без оглядки на совместимость, размеры экрана, ограничения устройства или среды исполнения (Java ME, например). Это привело к появлению большого количества мобильных приложений совершенно нового класса, которые задействуют в своей работе датчики положения, компас, GPS-модуль и преимущества большого экрана. Кроме того, iPhone OS, по сути, положила начало появлению действительно качественных мобильных игр, которые могли похвастаться хорошей 3D-графикой (задействуется встроенный 3D-ускоритель с полноценной поддержкой OpenGL), а также многопальцевым сенсорным управлением и управлением с помощью датчика положения.

Свою роль также сыграла правильно выбранная политика распространения приложений только через официальный магазин App Store: каждое загруженное в него творение проверялось сотрудниками Apple на качество и отсутствие вредоносного поведения. Можно было купить и установить любой софт за несколько тапов по экрану, используя официальный клиент App Store, узнать рейтинги приложений и посмотреть скриншоты перед покупкой. Не являясь изобретателем онлайн-магазина приложений как такового, Apple фактически стала пропагандистом этой идеи, полностью запретив пользователям устанавливать софт из других источников и, по сути, форсировав изменение в мышлении пользователей.

Стоит отметить при этом, что, несмотря на законченность iPhone OS как серьезной операционной системы, в то время в ней фактически не было многозадачности. С целью сохранить плавность работы и «отзывчивость» ОС, программисты Apple оставили возможность работы в фоне только стоковым приложениям, предустановленным в ОС, тогда как сторонний софт убивался сразу после переключения на другую задачу. И хоть такой подход и отдавал DOS’ятиной, он принес свои плоды на первых этапах существования ОС, когда производительность iPhone была сильно ограниченной.


Второе важное и, наверное, еще более значимое событие 2008 года - это фактически первое рождение операционной системы Android, состоявшееся 23 сентября вместе с выпуском Android SDK 1.0, который включал в себя уже почти готовую, но все так же отдающую недоработанностью операционную систему.

Первый серийный смартфон на этой ОС появился уже через месяц и был разработан компанией HTC специально для Google. Имя он получил двойное: HTC Dream или же T-Mobile G1. Только с выпуском этого девайса стала очевидна настоящая изюминка Android как операционной системы, превращающей смартфон в некий терминал для доступа к сервисам Google. Дело в том, что Android не только включал в себя множество клиентских приложений к сервисам поисковика (поиск, почта, календарь, карты, чат и YouTube), но и позволял слинковать пользователя со всеми этими сервисами единожды, введя свои логин и пароль от почты. После этого на смартфон начинали сыпаться сообщения, пришедшие по электронной почте и в чате, уведомления из календаря, а все контакты автоматически синхронизировались с Google. Тот же логин и пароль использовались для доступа к магазину приложений, который уже включал в себя множество софтин, разработанных в течение года с момента выпуска бета-версии Android SDK.

2009: iPhone OS 3.0 и Android 1.1–2.1

2009-й можно по праву считать годом расцвета Android как мобильной ОС. Производители мобильной техники начали присматриваться к Android и анонсировать свои первые устройства на его основе, Google продолжала спешно дорабатывать ОС, залатывая множественные пробелы в ее дизайне и функциональности.

9 февраля поисковый гигант выпускает первое обновление операционной системы под индексом 1.1, которое не принесло особых новшеств и было выпущено для закрытия найденных багов и проблем в API. В конце апреля компания выложила уже полноценное обновление Android 1.5, получившее официальное имя Cupcake. Эта версия включала в себя множество важных изменений, таких как наэкранная клавиатура, виджеты рабочего стола, возможность съемки видео, поддержка Bluetooth-гарнитур, автоматическое переворачивание экрана, а также множество других.

Спустя полгода, 15 сентября, Google анонсировала Android 1.6 Donut, которая включала в себя множество доработок, движок синтеза речи, а также, что очень важно, поддержку более высоких, чем 320 на 480, разрешений экрана и интегрированную функцию подгонки приложений к разным разрешениям. Последняя позволила без каких-либо проблем запускать приложения на разных устройствах даже в том случае, если разработчик не предусмотрел поддержку разных разрешений экранов (грубо говоря, картинка просто масштабировалась).

Всего через месяц Google выпускает Android 2.0 Eclair, которую можно назвать последней на этапе перехода к действительно стабильной и полнофункциональной операционной системе. Eclair включает в себя множество доработок, таких как поддержка множества Google-аккаунтов, Bluetooth 2.1, новую наэкранную клавиатуру, переработанный интерфейс, а также множество улучшений в стоковых приложениях, например SMS, браузер и камера, которая наконец-то получила поддержку различных эффектов, цифровой зум и макрофокус.

Год 2009-й - это также год выпуска первых моделей смартфонов под управлением новой ОС. Лидером на этом рынке становится тайваньская HTC, выпустившая сразу три новые модели смартфонов: HTC Magic, более продвинутый HTC Hero и бюджетный HTC Tattoo. Позже в игру вступает китайский Huawei с бюджетным смартфоном Pulse и Samsung с первым девайсом легендарной линейки Galaxy, а также бюджетной «спицей» (Spica). Однако настоящий фурор производит внезапно вышедшая из тени компания Motorola со своим - ставшим впоследствии культовым - топовым смартфоном Motorola Droid, оснащенным потрясающим по тем временам 3,7-дюймовым экраном с разрешением 480 х 854 пикселей, высокопроизводительным процессором OMAP3430, 256 Мб оперативной памяти и работающим под управлением свежайшей Android 2.0. Именно благодаря Android Motorola смогла ворваться на, казалось бы, уже упущенный рынок смартфонов и впоследствии крепко удерживать свои позиции.

Что касается iPhone OS, то здесь Apple придерживается прежнего курса постепенных ежегодных модернизаций. 17 июля Стив Джобс представляет публике iPhone 3GS, оснащенный улучшенным дисплеем, более производительным процессором Samsung S5PC100, работающим на частоте 600 МГц (вместо штатных 833), графическим 3D-ускорителем PowerVR SGX535, вдвое увеличенным объемом оперативной памяти (256 Мб взамен 128 Мб), цифровым компасом и видеокамерой на 3 Мп (вместо 2 Мп в iPhone 3G). Как и положено, третья версия смартфона работает под управлением iPhone OS 3.0, включающей в себя более ста нововведений, среди которых функция копирования и вставки, поддержка MMS, поиск по всему смартфону Spotlight, а также функции удаленного вайпа и поиска смартфона.

2010: Windows Phone 7, Android 2.2–2.3, iOS 4.0

2010 год был, наверное, самым насыщенным в истории мобильной техники. Наиболее значимым событием стал анонс операционной системы Windows Phone 7, работа над которой началась в 2008 году. ОС была представлена 15 февраля на выставке Mobile World Congress и сразу привлекла к себе всеобщее внимание благодаря совершенно новому, необычному и невероятно эффектному интерфейсу Metro.

Metro выглядел стильно, минималистично и при этом выводил опыт общения с ОС и приложениями на совершенно иной уровень, а если точнее - возвращал пользователя к привычным моделям взаимодействия с окружающей средой, к которым мы привыкли в обыденной жизни. Интерфейс одновременно сочетал в себе все основные графические составляющие современного урбанистического города, такие как информационные табло, путеводители и глянцевые журналы, что делало его интуитивно понятным и простым в использовании.

Интересно, что, несмотря на совершенно новый интерфейс и API программирования, который делал все написанные для Windows Mobile приложения несовместимыми с новой ОС, внутри Windows Phone продолжала оставаться все той же Windows CE с устаревшим ядром, основанным на технологиях Windows 95. Для разработки же приложений и игр Microsoft предложила использовать специальную версию Silverlight и фреймворк XNA, также используемый в мультимедиаплеере Zune и приставке Xbox 360. Тем не менее, как и в случае с iOS, многозадачность операционной системы была урезана, так что программист не мог рассчитывать на фоновое исполнение приложения, но мог использовать API для выполнения некоторых типов фоновых задач, таких как получение почты или обновление данных из Сети.

11 октября исполнительный директор Microsoft Стив Баллмер анонсировал десять устройств под управлением Windows Phone 7 от таких производителей, как HTC, Dell, Samsung и LG. Устройства сразу же были выпущены на рынок.

2010-й также стал годом очередного технологического триумфа компании Apple, которая представила миру сразу три значимых продукта: новый, действительно модернизированный iPhone 4, планшет iPad и операционную систему iOS 4.0, в которой наконец-то появилась многозадачность.

Центральное событие во всей этой цепочке, конечно же, связано с iPad - планшетным компьютером, о котором Стив Джобс говорил еще в далеком 1983 году, предрекая выпуск «мощного компьютера с размерами книги, на обучение использованию которого потребуется не больше двадцати минут». С технической точки зрения революции не произошло и в этот раз. По сути, это был всего лишь большой iPhone с экраном 9,7 дюйма, процессором на 1 ГГц и особой модификацией iPhone OS 3.2, которая почти не отличалась от версии для смартфона и позволяла использовать все те же приложения. Однако благодаря качеству исполнения Apple вновь удалось открыть совершенно новый рынок.

iPad был представлен в апреле, но уже в июне, следуя своей традиции, Apple анонсировала iPhone 4, главными особенностями которого стали экран разрешением 960 x 640 пикселей, вдвое увеличенный объем оперативной памяти (512 Мб) и фронтальная камера для видеозвонков на 0,3 Мп. Вместе с новым iPhone была представлена iOS 4.0, которая стала первой ОС, несовместимой с некоторыми предыдущими версиями смартфона и доступной для нового типа девайса - iPad.

Главной изюминкой iOS 4.0 стала более полная, но при этом неполноценная многозадачность. Отныне сторонние приложения могли работать в фоне, однако их возможности были ограничены набором «фоновых API», примерно так же, как это реализовано в Windows Phone. Приложения могли проигрывать музыку, определять местоположение устройства, выводить уведомления, запрашивать дополнительное время для выполнения незаконченной задачи, но не могли «просто работать» в фоне, как это происходит в настольных операционных системах или ОС Android.

Для экосистемы Android 2010 год оказался не менее значимым. Именно этот год стал настоящим бумом выпуска Android-устройств практически всеми сколько-нибудь значимыми игроками мобильного рынка. К ОС начали серьезно присматриваться разработчики, так что к середине года в Android Market можно было найти уже 100 тысяч приложений, а концу года их количество выросло до 400 тысяч. В этом же году произошло два серьезных обновления ОС, благодаря которым Android уже можно было назвать законченной ОС.

В мае была представлена версия Android 2.2 Froyo, главной особенностью которой стало улучшение производительности благодаря включению JIT-компиляции в виртуальной машине Dalvik, интеграции JS-движка V8 в стандартный браузер, а также множественные оптимизации кода. В этой же версии появилась долгожданная возможность раздавать интернет с помощью Wi-Fi (Wi-Fi hotspot), а также новый домашний экран, в котором наконец-то появился док, на манер iOS. Через полгода увидела свет версия Android 2.3 Gingerbread, в которой можно было отметить первые шаги Google по модернизации интерфейса и приведению его к более приемлемому виду, а также такие функции, как SIP VoIP, улучшения в энергопотреблении и поддержку чипов NFC.

2011: Android 3.0–4.0, Windows Phone 7.5 и iOS 5.0

2011-й стал первым годом в истории «гонки вооружений», который не преподнес каких-то сюрпризов в области мобильных ОС. Apple спокойно и невозмутимо продолжает выпускать новые версии смартфонов, планшетов и планомерно обновлять iOS. Microsoft заключает контракт с Nokia и выпускает минорное обновление Windows Phone 7.5 Mango. Google выпускает Android 3.0 Honeycomb - действительно мажорное обновление ОС, которое тем не менее не создает резонанса из-за ориентированности только на планшеты и закрытого исходного кода, серьезно ограничившего распространение ОС.

Android 3.0 была представлена 22 февраля вместе с планшетом Motorola Xoom и являла собой скорее не законченную ОС, а попытку Google вторгнуться на рынок планшетов, заново открытый Apple. Третья версия ОС не получила широкого распространения, однако сработала на отлично в качестве демонстрации того, какими будут следующие версии Android. Операционная система была серьезно переработана, в том числе в плане интерфейса пользователя, который наконец получил свой собственный запоминающийся и невероятно эффектный минималистичный стиль, названный Holo (от holographic - голографический). Интерфейс не только стал приятным для глаза, но и получил так давно ожидаемую плавность работы благодаря задействованию графического процессора. Многие другие подсистемы ОС также были переработаны, а общие требования к железу серьезно повысились.

INFO

  • Начиная с четвертой версии, iPhone OS начала носить имя iOS, и компании Apple пришлось лицензировать новое название у Cisco, которая владела правами на торговую марку IOS - ОС, работающей в маршрутизаторах.
  • Еще в 2007 году HTC создала для Google опытный образец смартфона Google Sooner с полноценной QWERTY-клавиатурой под экраном, однако смартфон так и не был выпущен на рынок.
  • Вместе с Android Google создала альянс производителей мобильной техники OHA (Open Handset Alliance), в который сегодня входит около пятидесяти компаний, среди них HTC, Motorola, Intel, LG, NVIDIA, Samsung и многие другие.

В этом же году Google выпустила еще два серьезных обновления ОС, включая версии 3.1 и 3.2, в которых была проведена дальнейшая работа по унификации интерфейса, оптимизации производительности, появилась поддержка различных USB-устройств. Однако их исходный код также был закрыт, а работа над «телефонными версиями» системы фактически завершена до конца года, когда был представлен Android 4.0 Ice Cream Sandwich.

Четвертая версия Android стала идейным продолжением Honeycomb, но ориентированным как на планшеты, так и на смартфоны. Ice Cream Sandwich включала в себя полностью переработанный стек приложений, переписанный с нуля домашний экран, реализованный по всем правилам нового UI Holo, новый шрифт Roboto, отлично подходящий для отображения текста на экранах с высокой плотностью пикселей, функцию разблокировки по снимку лица (которую легко обмануть, показав телефону фотографию владельца), функцию Wi-Fi Direct для прямой передачи файлов между устройствами, а также давно ожидаемую поддержку VPN.

Именно Ice Cream Sandwich сделал Android не просто «альтернативой iPhone для бедных», а реальным конкурентом на рынке мобильных ОС. Android 4.0 была функциональна, удобна, красива, легка в использовании и обладала функциями, которых у ее конкурента не было в принципе.

В феврале была представлена новая версия Windows Phone 7.5 под кодовым именем Mango, в которую был интегрирован Internet Explorer 9, обладающий всеми возможностями настольной версии, расширена поддержка многозадачности для фоновых приложений и появилась возможность синхронизации с Windows Live SkyDrive. Практически в то же время Стив Баллмер объявил о заключении соглашения с компанией Nokia, по которому последняя будет отдавать предпочтение Windows Phone при выборе мобильной ОС. Фактически это означало, что Nokia начинает выпуск смартфонов только на Windows со всеми вытекающими отсюда последствиями, в виде стагнации и вылета из пятерки крупнейших производителей смартфонов благодаря нелюбви пользователей к «слишком необычной» и непопулярной Windows Phone.

В октябре Apple представляет iOS 5.0, в которой появляется функциональность, впервые предложенная разработчиками Android, а именно Notification Center, то есть область уведомлений, доступная по выдвижению статусной строки вниз. Также новая версия ОС получает интеграцию с iCloud, облачным сервисом Apple, функционально схожим с Dropbox, и сервис iMessage, позволяющий пересылать SMS, используя интернет-соединение.

2012: Android 4.0–4.2, Windows Phone 8 и iOS 6.0

Рабочий стол Windows 8 в стиле Metro

Самым значимым событием 2012 года стал, конечно же, выпуск Windows 8, с которым Microsoft неожиданно для многих вновь совершила серьезный рывок вперед. Несмотря на то что технически операционных систем было представлено три, все они теперь основаны на одной кодовой базе Windows NT и базируются на интерфейсе Metro (который в настольной версии можно отключить). API между системами также теперь совместим, что делает перенос приложений фактически решенной задачей, а пользователи планшетов, по сути, будут работать с настоящей настольной версией системы. Это было очень красноречиво показано на примере представленного тогда же планшета Windows Surface с отключаемой клавиатурой.

Фактически Windows 8 - это универсальная ОС для любых типов устройств с одним репозиторием приложений, одним интерфейсом, системой организации меню и настроек. Операционная система, в которой пользователь будет работать с одним софтом, независимо от девайса, и не потеряется в новом интерфейсе. Это именно то, к чему пытались прийти Apple и Google, но первой пришла, как ни странно, Microsoft.

К слову сказать, программисты Google также не сидели на месте и успели выпустить два инкрементальных обновления ОС. В Android 4.1 Jelly Bean поработали над увеличением производительности, появились интерактивные уведомления, умный рабочий стол, который научился выстраивать элементы на экране в ответ на перетаскивание ярлыка или виджета. Появился также помощник Google Now, который подсказывал различные данные, основываясь на том, что пользователь искал недавно в Google, его местоположении и активности в Google+. Версия Android 4.2 Jelly Bean (да, именно так) принесла возможность делать сферические фотографии (аналогичные Google Street View), в ней появились давно ожидаемые кнопки управления питанием в панели уведомлений, единый интерфейс для планшетов и смартфонов, а также интеграция SELinux.

Apple, в свою очередь, представила вместе с iPhone 5 новую версию iOS с индексом 6.0, которая, по сути, не получила серьезных изменений, кроме множества мелких доработок во встроенных приложениях, интеграции с Facebook, а также удаления из состава предустановленных приложений YouTube и Google Maps (что, кстати, сыграло с Apple злую шутку, так как новые векторные карты Apple оказались никуда не годными).

Вывод

Пять лет - небольшой срок, однако мир мобильной техники за этот период успел кардинально измениться. Кажется невероятным, что когда-то мы пользовались смартфонами, которые не умели выполнять автоматическую синхронизацию с Google, обладали кучей кнопок и не имели централизованного источника приложений. Теперь все это в прошлом, и трудно себе представить, как изменится мир за следующие пять лет.

Android – это операционная система для мобильных устройств, которую можно встретить в коммуникаторах, планшетных ПК, нетбуках и смартфонах.

Что же из себя представляет OS Android? Давайте вместе с нами вернемся в прошлое и бегло пробежимся по истории возникновения этой популярной и перспективной мобильной платформы.
Android – это операционная система для мобильных устройств, которую можно встретить в коммуникаторах, планшетных ПК, нетбуках и смартфонах. Многие крупные производители проводят эксперименты и внедряют эту программную платформу в свою технику. Например, уже сейчас существуют часы и TV-приставки с OS Android, и этим никого не удивишь.
Давайте теперь вернемся к главной теме статьи, а именно к истории появления ОС Android.
В далеком (уже), 2003 году в калифорнийском штате Пало Альто, четверо друзей Энди Рубин, Рич Майнер, Ник Сирс и Крис Уайт открыли небольшую компанию Android inc. На то время у компании уже был набор программных разработок для будущей операционной системы.
В августе 2005 года, компанией Android inc., заинтересовалась крупная поисковая система Google, которая в скором времени ее приобрела. После сделки в сети поползли слухи о том, что Google хочет выйти на рынок мобильных устройств и заняться выпуском смартфонов под своим брендом – "Гуглофон".
Однако, слухи остались слухами и взамен этому был создан альянс Open Handset Alliance (OHA), состоящий из ведущих производителей мобильных устройств.
В ноябре 2007 года состоялся анонс мобильной платформы – Android, в основе которой лежит ядро Linux. А на данный момент сайтов на которых можно скачать все для андроид есть сотни и на разных языках.
Первая версия операционной системы появилась в сентябре 2008 года, для коммуникаторов T-Mobile G1 (HTC Dream), через шесть месяцев вышло обновление до версии 1.1.
После релизов версий Cupcake (1.5) и Donut (1.6) произошел стремительный рывок в развитии ОС. Вторая версия под названием Eclair стала промежуточной, обновление до 2.1 носило тоже название.
Версия Android 2.2 Froyo подарила владельцам мобильных устройств поддержку web-технологий HTML5 и Flash 10.1. Версия Android 2.3 Gingerbread получила новый интерфейс и поддержку стандарта NFC.
С выходом Android 3.0 Honeycomb для планшетных компьютеров произошли самые глобальные изменения. Полностью изменился интерфейс пользователей, добавились трехмерные эффекты, качественный браузер и много других вкусностей.
И наконец-то 19 октября 2011 года выпущена Android 4.0 Ice Cream Sandwich.
Если ажиотаж вокруг OS Andorid не спадет в ближайшее время, Google со спокойной душой можно будет отнести к лидерам среди мобильных платформ. И это не может не радовать фанатов этой платформы.

Операционная система Android проделала долгий путь перед тем, как стать самой популярной мобильной платформой в мире. Сменилось множество версий и введено огромное количество новых функций. Однако немногие помнят, как именно все начиналось. Мы подготовили серию статей с полной историей развития операционной системы Андроид.
Читайте также → Читайте также →

С чего начинался Android

Впервые операционная система Android была анонсирована как продукт только в 2007 году. Это случилось два года спустя поглощения компании Android корпорацией Google. Да, Android - это очередной стартап, который приобрела Google и сделала из него конфетку. Именно в 2007 году после анонса Google выпускает первую публичную версию Android вместе с эмулятором, а также демонстрирует систему на кнопочном моноблоке в стиле BlackBerry. Устройство создала компания HTC.


Примерно в то же время Apple представила свой первый iPhone. Компания Google, завидев новую революцию, повернула разработку Android в «сенсорное русло», отказавшись от концепции аппаратов в стиле BlackBerry.


Публичная версия под названием Milestone 3 уже ориентировалась на использование только с помощью сенсорного экрана. Позже вышли тестовые версии 0.5, 0.9, а уже потом состоялся первый стабильный релиз.

Android 1.0 Apple Pie (2008)

К релизу Apple Pie (яблочный пирог) прошло уже достаточно много времени с приобретения Android Inc компанией Google - около трех лет.


T-Mobile G1


Эра операционной системы Android официально стартует 22 октября 2008 года, когда в США начались продажи смартфона T-Mobile G1 под управлением Android 1.0. Также это устройство известно под названием HTC Dream. Аппарат вобрал в себя все особенности умных телефонов того времени: сенсорный экран, горизонтальная QWERTY-клавиатура, GPS. Если iPhone в то же время имел минимум физических кнопок, то HTC Dream был полной противоположностью - на его корпусе находились практически все известные на тот момент элементы управления. Меньше, чем за два года было продано 1 млн смартфонов.


Уже тогда были заложены некоторые основополагающие черты Android: система уведомлений с верхней «шторкой», виджеты для рабочего стола, интеграция с Gmail, магазин приложений Android Market. Примечательно, что интерфейс Android разрабатывался в сотрудничестве со шведской компанией The Astonishing Tribe, которая позже была приобретена BlackBerry.

Тогда операционная система получила кодовое имя Astroboy, но затем название было заменено на Apple Pie. Решение было принято из-за возможных судебных тяжб. Именно с того времени пошла традиция называть версии Android различными лакомствами.

Android 1.1 (2009)


В феврале 2009 года выходит первое накопительное обновление Android 1.1. Как можно понять по версии, это был минорный апдейт, который не принес больших изменений, но пару функций добавил. Например, появился голосовой поиск Google Voice Search, в магазине Play Market можно было продавать платные приложения, карты получили поддержку Google Latitude. Помимо этого, появилась поддержка обновлений прошивки «по воздуху». Именно тогда в меню настроек был введен пункт «О телефоне».

Android 1.5 Cupcake (2009)


Только в апреле 2009 года вышло обновление Android 1.5 Cupcake (кекс), которое принесло неотъемлемую часть современных операционных систем - экранную клавиатуру. Таким образом, производители могли выпускать новые телефоны без физических клавиш для ввода. Первым Android-смартфоном с полностью сенсорным управлением стал HTC Magic.


HTC Magic


В остальном изменения были исключительно мелкими: новые иконки, свежий дизайн поискового виджета, возможность создавать несколько виджетов для одной программы, полноценная реализация буфера обмена, запись и воспроизведение видео, множество улучшений в стандартных приложениях Google, установка обоев на экран блокировки, улучшенный зум в браузере.

Android 1.6 Donut (2009)


Android развивался довольно быстро. В том же 2009 году, но уже в сентябре вышло третье подряд обновление под версией 1.6 В качестве названия был выбран Donut (пончик). Одним из самых главных нововведений стала поддержка сетей CDMA, что позволило Verizon и другим операторам продавать смартфоны для своих абонентов. Также немаловажным изменением стала поддержка экранов с разрешением больше 480×320 пикселей. Именно тогда производители получили свободу в плане установки дисплеев в свои аппараты.


Магазин приложений Android Market получил новый дизайн - теперь белый и более приятный глазу. Также наконец-то на страницах программ появились скриншоты - пользователь мог посмотреть на то, что он скачивает.

В меню настроек появился пункт, который рассказывал об использовании батареи. Тогда он находился в разделе «О телефоне». По крайней мере пользователи могли узнать, что именно так быстро «сжирает» заряд батареи. А еще фирменный виджет поиска научился искать на устройстве и показывать выдачу.

Android 2.0 и 2.1 Eclair (2010)


Обновление Android 2.0 Eclair (эклер), представленное в ноябре 2009 года, стало действительно эпохальным и знаковым в истории развития платформы. Именно устройство с версией 2.0 и последующими обновлениями начали маршировать по миру, захватывая рынок мобильных устройств.


Motorola Droid


Первым гаджетом с Android 2.0 стал культовый Motorola Droid, который был одним из любимых устройств для гиков. Смартфон предлагал мощное железо и стоковый Андроид с массой возможностей. Motorola Droid вышел с 3,7-дюймовым экраном (854×480 пикселей), одноядерным процессором TI OMAP Cortex A8 и 256 МБ оперативной памяти. Еще нашлось место для классической горизонтальной клавиатуры.

Важные изменения и нововведения в Android 2.0 Eclair:

  • Поддержка нескольких учетных записей Google и возможность интеграции аккаунтов из других приложений (синхронизация).
  • Полноценная пошаговая навигация в картах Google Maps с 3D-отображением.
  • Новый экран разблокировки с жестом.
  • Обновленный дизайн стандартного рабочего стола с новыми иконками и виджетами. Внешний вид стал более современным и опрятным. Практически все элементы были перерисованы под большие разрешения экрана.
  • Экранные кнопки для управления входящим звонком с жестами. Теперь на смартфонах не обязательно должны были находиться аппаратные кнопки «Принять» и «Отклонить».
  • Сильно обновленный браузер с поддержкой современных на тот момент стандартов веба. Даже была реализована поддержка HTML5 с воспроизведением видео. Однако мультитач-жестов для зумирования еще не было. Появилась полноценная адресная строка.
  • Более удобная экранная клавиатура с новым дизайном.
  • Перевод текста в речь (text-to-speech).
  • Установка собственных треков на звонок.


В январе 2010 года Google выпускает минорное, но очень важное для своей последующей стратегии обновление - Android 2.1 Eclair. На базе этой ОС выходит первый смартфон из линейки Nexus.


Nexus One


Аппарат под названием Nexus One создан компанией HTC на базе нового на тот момент процессора Qualcomm Snapdragon S1 с частотой 1 ГГц. Устройство отличалось дисплеем типа AMOLED. Основные изменения в Android 2.1 Eclair носили внешний характер: анимации, мелкие правки дизайна, живые обои и прочее. Позже для Nexus One вышло обновление Update 1, которое принесло поддержку популярной функции из iPhone - мультитач-жест для отдаления и приближения.

Android 2.2 Froyo (2010)


В середине 2010 года выходит обновление Android 2.2 Froyo (замороженный йогурт), которое сразу обозначило одно из основных преимуществ линейки Nexus - смартфон One первым обновился до этой версии. В обновлении 2.2 разработчики из Google сосредоточились на увеличении производительности и оптимизации. Одним из важных нововведений стал компилятор JIT, который мог конвертировать Java-код в нативный для быстрого выполнения.

Браузер стал быстрее благодаря интеграции движка V8 для увеличения работы Javascript. Экран рабочего стола стал более удобным, так как нижняя панель стала менее бесполезной - теперь в ней были две дополнительные кнопки - звонилка и браузер. Точки по бокам вызывали меню с дополнительными функциями. Эти функции Google перенимала из сторонних оболочек - уже тогда существовала HTC Sense.


Галерея претерпела крупные изменения. Впервые появились 3D-анимации и объекты. Можно сказать, что эта программа опережала все другие и сам Android в развитии. А еще именно в Android 2.2 появилась эксклюзивная поддержка Adobe Flash, который скачивался из Android Market и работал в стандартном браузере. Можно было смотреть видео и даже играть в некоторые Flash-игры. Однако модуль работал очень медленно и нестабильно, поэтому даже посмотреть ролик было проблемой. Примерно в то же время Стив Джобс назовет Adobe Flash устаревшей и медленной технологией. Многие с этим не согласятся, но в итоге от «флэша» отказались в угоду HTML5.

Кстати, именно в Froyo появилась возможность раздавать Wi-Fi, то есть превращать устройство в портативную точку доступа, чтобы отдавать интернет другим устройствам. Для тех, кто любит пароли, ввели установку кода на разблокировку.

Android 2.3 Gingerbread


Спустя полгода (декабрь 2010) после выхода версии 2.2 компания Google выпускает еще один крупный апдейт - Android 2.3 Gingerbread (имбирный пряник). Первым устройством с «пряником» стал Nexus S от компании Samsung. Аппарат в свое время был довольно прорывным и интересным - все благодаря мощной начинке и уникальному дизайну с изогнутым экраном. Примечательно, что в то же время вышел хитовый iPhone 4, а Microsoft наконец-то выпустила не самую успешную Windows Phone.


Nexus S


Nexus S был одним из первых устройств с Android без трекпада D-Pad для управления. Из аппаратных кнопок смартфон имел только клавиши включения и управления громкостью, что в то время было прорывом.


Android 2.3 Gingerbread принес значительные изменения интерфейса. Google продолжила его полировать и доводить до приятного вида. Анимации стали еще плавнее, а иконки красивее. Некоторые элементы были причесаны. Впервые с версии 0.9 верхний статус-бар получил обновление внешнего вида - он стал черным, а еще в него поставили больше иконок-индикаторов. Вообще весь Android 2.3 стал более темным - видимо, дизайн делали специально для черного Nexus S c экраном Super AMOLED.


Другие нововведения Android 2.3:
  • Посимвольная система выделения текста. Раньше можно было выделять только весь текст в поле, а не отдельные наборы символов.
  • Новая клавиатура со свежим темным дизайном и поддержкой сочетаний мультитач.
  • Android Market 2.0 с обновленным интерфейсом и приятными анимациями.
  • Поддержка фронтальных камер. Хоть и во времена Android 2.3 селфи еще не были популярными, но фронтальные камеры в смартфонах уже были.
  • Множество улучшений для разработчиков игр: использование звука, реализация управления, нормальный доступ к графической подсистеме и хранилищу. Это позволило выпускать полноценные игры с 3D-графикой.
  • Улучшенное управление питанием и расходом батареи.


Изображение, которое использовалось в пасхалке Android 2.3


Интересно, что именно с этой версии в Android появилось пасхальное яйцо, активировать которое можно в «Настройках». Gingerbread стал первопроходцем в этой области, показывая нам множество пряничных человечков на экране.

Android 2.3 Gingerbread стала одной из самых удачных и популярных версий мобильной платформы Google. Под управлением этой ОС до сих пор работает множество устройств. Все благодаря низким требованиям к «железу» и хорошему набору функций.

После версии 2.3 операционной системе Android еще предстоят взлеты и падения, но об этом уже в следующих статьях из этого цикла .

Похожие статьи