Что нужно для записи голоса

21.04.2018


Детективы, фантастика, юмор, поэзия, авторская песня:

Как настроить гитару и пианино с помощью смартфона или планшета :

Другие советы :

Как и чем качественно записать вокал и декламацию дома?
Ещё четыре решения к существующему классическому варианту.
Организация домашней студии звукозаписи
(заметки дилетанта)


Что такое классический вариант? Это цепочка приборов: качественный шнуровой микрофон и устройство "два в одном" - внешняя звуковая карта с микрофонным входом (желательно с фантомным питанием +48 вольт). Как вы понимаете, все компоненты – дорогие (например, звуковая карта с микрофонными входами стоит примерно 18 тыс. рублей; недорогой шнуровой микрофон – примерно 7...9 тыс. руб. (цены на 02.2016 г.)
С классической схемой записи вокала можно ознакомиться на форуме Радио-Читальня и на странице звукорежиссёра Вадима Григорьева (Intro) "О записи в домашних условиях" в дополнение к этой теме

Что означает "два в одном" (для общей информации)? Ранее часто использовали качественный предварительный усилитель (который усиливал сигнал микрофона) и качественную ВНЕШНЮЮ звуковую карту. Цепочка была такая: шнуровой микрофон подключался к предварительному усилителю через XLR разъём, предварительный усилитель подключался через XLR разъём к линейному входу внешней звуковой карты, а внешняя звуковая карта по USB-порту подключалась к компьютеру (по USB-порту подаётся уже оцифрованный внешней звуковой картой сигнал; в подключениях микрофон-предварительный усилитель и предварительный усилитель-внешняя звуковая карта, как вы уже догадались, участвуют сигналы аналоговые, подверженные шумам и наводкам).

Ключевое слово этой статьи - КАЧЕСТВЕННО : как сделать КАЧЕСТВЕННУЮ запись вокала дома (приближённую к профессиональной), а это, в частности, борьба с шумами на всех этапах, включая шум электронный, шум и отражение звука в помещении и шум от кулеров компьютера, и много чего ещё.

О слабом звене вашего компьютера. Слабым звеном вашего компьютера является и встроенная звуковая карта, и устанавливаемая в слот вашего компьютера, даже если она дорогая брендовая с микрофонным входом. Поэтому далее и предлагаются варианты, в которых описано, как записать качественный звук, не задействуя некачественную встроенную звуковую карту: звуковые карты в начале своей электрической схемы обрабатывают аналоговый сигнал, а внутри компьютера всегда есть электрические наводки и электромагнитные поля, которые дают электрические шумы в составляющей звука (но если вы всё же пойдете по классической схеме, то покупайте ВНЕШНЮЮ звуковую карту с микрофонным входом с фантомным питанием +48 вольт).

Итак, самый первый компонент в любой схеме записи звука – это микрофон.
Если у вас плохой микрофон, то и результат будет соответствующий. Необходим хороший, что означает, дорогой микрофон (видимо, в районе 7-10-15-20 тысяч рублей – цена определяет качество, верхней границы цены, как вы понимаете, нет). Но если вы плохо поёте, то качественный микрофон это не исправит, а только подчеркнёт.
Примечание: не всегда нужно покупать дорогие бренды, иногда и недорогая звукозаписыващая аппаратура может давать хороший результат, если относиться к делу серьёзно, и если правильно сойдутся звёзды (смотрите об этом диалог в комментариях к статье).Но если вы обрабатываете фонограмму, прослушивая её через встроенные динамики компьютера, и она кажется вам нормальной, то, прослушав её через качественные наушники-мониторы, вы сразу поймёте, в чём дело. Это примерно так, как «Ока» и «Мерседес»: оба автомобиля выполняют функцию передвижения, но - «почувствуйте разницу»…

Нам будет необходим вокальный или студийный микрофон (микрофоны для караоке – не годятся).

Частотная характеристика микрофона для вокала (верхняя граница) - до 15 КГц, но желательно до 20 КГц (лучше записываются обертоны).

Микрофоны бывают динамического и конденсаторного типа (про другие типы микрофонов в данном контексте упоминать нет смысла).

Конденсаторный микрофон я советую покупать с кардиоидной диаграммой (звук записывается только спереди микрофона), суперкардиоидная и гиперкардиоидная диаграммы - это немного запись и сзади микрофона, поэтому чувствительный конденсаторный микрофон поймает все ненужные вам звуки сзади.
Динамический микрофон может иметь и кардиоидную диаграмму, и суперкардиоидную, и гиперкардиоидную диаграмму направленности, он менее чувствителен и ловит звук только вблизи микрофона, поэтому не стоит опасаться, что он запишет звук вашего компьютера, если вы стоите к компьютеру лицом.
Очень популярный динамический микрофон SHURE SM58-X2U имеет кардиоидную диаграмму, см. здесь:http://www.my3oboz.ru/catalog/mikrofony_i_radiosis...
Динамический микрофон SHURE BETA 58A имеет суперкардиоидную диаграмму, см. здесь: http://www.arttechnology.ru/id/shure-beta-58a-719...
О диаграммах направленности можно почитать здесь: http://fdstar.com/2008/10/24/o_napravlennosti_mik...
Очень коротко о диаграммах - в абзаце ниже.
Микрофон с кардиоидной диаграммой направленности безразличен к звуку, идущему сзади.
Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий непосредственно сзади.
Гиперкардиоидная диаграмма направленности похожа на суперкардиоидную. Она отличается от последней тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади.

Динамический микрофон более универсален: подходит как для студийной записи, так и для исполнения "вживую", но он рассчитан только на одного исполнителя. Если исполнителей несколько, то у каждого должен быть свой микрофон. Для музыкантов с сильным голосом динамический микрофон предпочтительнее. Он ловит голос только на близком расстоянии и гораздо меньше, чем конденсаторный, чувствителен к внешним шумам, не требует тщательной подготовки помещения, поскольку меньше ловит отраженное от стен эхо. В целом, динамический микрофон обойдется дешевле. Его минусы в том, что он хуже, чем конденсаторный, передает оттенки голоса, в нем выше уровень собственных шумов (электронное шипение на записи). В нем сильнее сказывается "эффект близкого расстояния", когда голос в непосредственной близости от микрофона звучит иначе, чем на расстоянии 20-30 см. Так как динамический микрофон берет голос только с близкого расстояния, то его лучше использовать при записи на компьютер – он меньше будет улавливать шум его вентиляторов. Динамический микрофон не запишет шум компьютера, но также он не запишет обертонов голоса , поэтому ни о какой красоте вокала не может быть речи. Если у вас мощный голос - то динамический микрофон вам вполне подойдёт; но если голос не сильный, то вам нужен микрофон конденсаторный . Но имейте ввиду, если вы работаете с синтезатором с микрофонным входом, помните, что к синтезаторам напрямую подключается только динамический микрофон.

Конденсаторный микрофон даёт более качественный живой звук и более универсален в записи: с его помощью можно записывать вокал не только одного человека, но и нескольких, или игру на музыкальных инструментах. Он предпочтителен для музыкантов с тихим голосом, поющих "шёпотом" и передаёт мельчайшие оттенки вокала. Конденсаторный микрофон для записи голоса почти лишён собственных шумов . Он менее чувствителен к положению человека относительно микрофона. Но он записывает отраженное от стен эхо, все посторонние шумы, включая лай собак за окном, работу вентиляторов компьютера и тиканье настенных часов, то есть по чувствительности его можно сравнить с нашим ухом.

Но если Вы в теме, то сразу напомните мне, что для конденсаторного микрофона, кроме перечисленных в первом абзаце дорогих комплектующих, дополнительно нужен блок фантомного питания конденсаторного микрофона на +48 вольт (или внешняя звуковая карта с микрофонным входом с фантомным питанием +48 вольт). То есть вы обрастаете кучей аксессуаров и превращаете дом в звукозаписывающую студию. Но, хотите вы этого или нет, всё это необходимо иметь при использовании классического варианта, если вы хотите писать качественный звук. Такое же оборудование, но ещё более дорогое, присутствует в профессиональных студиях. Но вы же не собираетесь приобретать профессиональную студию? Как же минимизировать затраты?

Так как моя довольно качественная аналоговая аппаратура, спаянная на коленке в древние времена аналогового мезозоя, приказала долго жить, я оказался перед выбором – что купить и не выбросить на ветер лишние деньги, поскольку я не профессионал, и согласитесь, чтобы спеть под гитару и записать одну песню раз в полгода, не стоит приобретать звукозаписывающую студию, но и к профессионалам звукозаписи обращаться тоже нет желания, но когда душа творит, что хочет (а если не хочет, то не творит), я не мог ей отказать в такой малости, и занялся исследованием этой темы (желающих попеть дома в микрофон – не счесть, а значит – это потенциальный рынок, где спрос рождает предложение).

Мои предположения оказались верны. Прогресс не стоит на месте, и современные компьютерные технологии позволяют обойтись без дорогих предварительных усилителей и дорогих внешних звуковых карт, то есть без лишних ненужных расходов. Вам потребуется приобрести лишь микрофон особой конструкции (о чём – ниже) и подключить его напрямую к USB-входу вашего компьютера (и неважно, что в вашем компьютере стоит шумящая звуковая карта, - она просто-напросто в этой схеме записи звука не используется.

Решение №1 для записи вокала дома.
В настоящее время выпускаются качественные студийные и вокальные конденсаторные и динамические микрофоны , которые подключаются непосредственно к компьютеру по USB -входу (порту) , минуя некачественную встроенную (или внутреннюю) звуковую карту компьютера. В вышеназванные USB-микрофоны производитель сразу устанавливает качественный малошумящий предварительный усилитель и АЦП (аналогово-цифровой преобразователь). Звук в USB- микрофоне сразу усиливается встроенным в микрофон качественным предварительным усилителем, затем преобразуется встроенным в микрофон АЦП в цифровой сигнал , и уже в цифровом виде (а цифровой сигнал не подвержен никаким шумам и наводкам) передаётся через USB-порт в компьютер (минуя, естественно, встроенную звуковую карту).

От разъёма USB вашего компьютера на конденсаторный микрофон подаётся напряжение +5 вольт, которое и обеспечивает конденсаторный микрофон фантомным питанием, о котором я писал раньше (как это реализовано я разбираться не стал, возможно преобразовывается в +48 вольт, но это не так важно в данном контексте).

Алгоритм при выборе микрофона тот же - чем дороже USB-микрофон, тем качественнее в нём предварительный усилитель, АЦП и, собственно, сам микрофон (в идеале, конечно), и всё это, соответственно, будет дороже.

При выборе микрофона, динамического, с небольшим радиусом захвата голоса, или конденсаторного, схватывающего мельчайшие шумы, делайте выбор в пользу того, который лучше вам подходит.

Для примера можно посмотреть конденсаторный USB-микрофон MXL 990 USB (~9400 руб.):




Практические советы при работе с USB-микрофоном.
Внимание. Перед использованием USB-микрофона зайдите в аудиодиспетчер вашего ноутбука и отключите встроенный микрофон ноутбука. Почему? Я не нашёл в своём окружении ни одного компьютерщика, который смог бы точно сказать, какими путями в компьютере движутся оцифрованные звуковые потоки от аналогового микрофона и цифровые потоки звука от USB-микрофона, и могут ли они пересекаться в цифровом тракте. Поэтому аналоговый микрофон и аналоговую часть вашей звуковой карты лучше просто отключить программно, чтобы не заморачиваться этим вопросом.
Вот как это выглядит в жизни в моём ноутбуке: оба микрофона - встроенный микрофон и USB-микрофон воспринимают голос, причем встроенный микрофон (он является устройством по умолчанию) по чувствительности настроен выше, чем USB-микрофон. Никто из компьютерщиков мне не дал гарантии, что эти звуковые потоки не могут смешиваться. Поэтому, лучше отключить - хуже не будет.

Если на USB-микрофоне нет механического регулятора изменения чувствительности микрофона, то вам придётся изменить чувствительность микрофона системно, поскольку USB-микрофон подключается к компьютеру по умолчанию с чувствительностью 100% (а зачем вам лишние шумы?).
Чтобы изменить чувствительность USB-микрофона, кликните правой кнопкой мыши по значку динамика в трее, при этом микрофон уже должен быть подключен к USB-входу компьютера:



в открывшемся контекстном меню выберите пункт «Записывающие устройства», появится окно «Звук»,
в нём нужно выбрать пункт меню «Запись»,

ниже в окне появятся ваши подключенные микрофоны и устройства, в том числе и ваш USB-микрофон (у меня на скриншоте -это Микрофон H1, и я в этот раз установил его устройством по умолчанию):



Вот здесь, чтобы встроенный микрофон ноутбука по необъяснимым причинам не подмешивался к вашей записи, и нужно выключить встроенный микрофон, если он у вас есть (я пошёл ещё дальше и вообще отключил входной аналоговый тракт звуковой карты - в левом окне это Стерео микшер Reltek High Definition Audio).

Затем, кликнув два раза по значку USB-микрофона (у меня Микрофон H1), вы откроете окно «Свойства: Микрофон», кликнув по пункту меню «Уровни» вы увидите ползунок, которым вы и настроите чувствительность микрофона (в моём случае хватило 25%...31% для достаточного уровня записи без перегрузок и с минимумом шумов).

После записи, как только вы отключите шнур микрофона из разъёма USB, значок USB-микрофона из меню исчезнет. Не забудьте снова включить отключенный встроенный микрофон и стерео микшер – они вам могут понадобится для Скайпа…

Серьёзное замечание (серьёзное для вашего кошелька).
Если вы крутой музыкант и работаете с профессиональными программами создания музыки (FL Studio, Cubase), будьте готовы к тому, что могут возникнуть небольшие сложности с настройками при подключении USB-микрофонов и включенными перечисленными программами, но ничего конкретного здесь я сказать не могу, просто наслышан об этом. Это связано с использованием драйвера ASIO4ALL, который часто "перетягивает одеяло" на себя, поэтому будьте готовы к небольшим трудностям, но они, как правило, решаемы.
Я бы посоветовал вам перед покупкой дорогого студийного USB-микрофона сначала поэкспериментировать с дешёвым (к примеру, я использовал сначала в экспериментах WEB-камеру с встроенным в неё USB-микрофоном, камера, естественно подключается по USB-входу, а уже только потом приобрел себе «автономный USB-микрофон». И только после того, как ваши программы уверенно «подружатся» с недорогим USB-микрофоном, наверное, стоит приобретать дорогой студийный микрофон.
Снимок Web-камеры с USB-микрофоном, подключенной к ноутбуку, смотрите ниже:


Как сделать домашнюю студию звукозаписи.
USB-микрофоны, как правило, комплектуются кабелем длиной три метра (теоретически длина может быть до 5 метров, более не позволяют параметры USB-соединения), поэтому напрашивается идея перенести ноутбук в другое помещение и петь в микрофон в комнате за закрытыми дверями, как в студии, не опасаясь, что чувствительный конденсаторный микрофон запишет шум вентилятора ноутбука. Для тех, кто одновременно записывает и свой голос, и аккомпанемент на гитаре – это вообще идеальный вариант получения малошумящей записи.
Но более серьёзным музыкантам при записи необходимо в это время смотреть на экран монитора, поскольку они пишут вокал в отдельный канал, а минусовку прослушивают в наушниках.
Как вы наверняка видели, в профессиональной студии вокалист поёт в отдельном звукоизолированном боксе, а оператор сидит в другом помещении, где находится вся шумящая аппаратура. Но дома вы сам себе и оператор, и звукорежиссёр, и исполнитель, поэтому монитор всегда должен быть перед глазами, а наушники на вашей голове должны быть соединены с компьютером. Как это реализовать дома? Решение есть.

Для организации домашней студии звукозаписи нужно использовать смежное помещение (вторую комнату, кухню, кладовку или даже лоджию). В комнате вы поёте, в смежном помещении шумит ваш компьютер. - А как же экран монитора? - спросите вы, и будете правы.

К современному ноутбуку можно легко подключить второй монитор по кабелю HDMI или VGA (D-Sub). Кабели HDMI бывают длиной более трёх метров, кабели VGA (D-Sub) - обычно 1,8 метра (бывают ли длиннее - выясняйте в Интернете сами). У современного ноутбука есть оба выхода - и HDMI, и VGA (D-Sub). Со стационарными компьютерами сложнее - у них вообще может не оказаться дополнительного выхода на второй монитор, тогда придётся менять видеокарту.
К аудиовыходу компьютера подключите кабель-удлинитель длиной 3 метра (для наушников).
Для удалённого управления ноутбуком приобретите беспроводную радиомышь, которая работает на расстоянии до 15 метров (у меня, кстати, такая).

В качестве второго монитора можно использовать более-менее современный LCD-телевизор (у него есть HDMI-вход и VGA (D-Sub)), у монитора столетней давности HDMI-входа может не оказаться, только VGA (D-Sub), поэтому обратите на это внимание.
Для реализации этой идеи в капитальной стене, разделяющей два выбранных вами помещения, просверлите сквозное отверстие диаметром 25 мм, сквозь него пропустите HDMI-кабель для подключения второго монитора, кабель USB-микрофона и кабель-удлинитель для наушников. Затем отверстие нужно заполнить поролоном или монтажной пеной для звукоизоляции (кстати, если вы будете использовать кабель VGA (D-Sub), то отверстие в стене должно быть диаметром не меньше 50 мм). Да, и если вы не хотите испортить свою технику, не подключайте кабели на "горячую", то есть перед коммутацией отключайте аппаратуру от сети.

Вот вы и получили домашнюю студию, в которой нет шума компьютера (теперь он шумит за стеной в соседнем помещении).
Остаётся только приобрести микрофонную стойку, амортизационный подвес для конденсаторного микрофона и поп-фильтр.
Будет это выглядеть примерно так:



Это фотомонтаж (но LCD телевизор, подключенный в качестве монитора, - мой). Самому даже захотелось сделать такую студию... Жаль не пою под минус - не умею))

И не забывайте , что после любой записи на любой аппаратуре в домашних условиях нужно обязательно использовать аудиоредакторы (типа Adobe Audition), чтобы удалить из вокальной партии неизбежные при записи шумы . Для этого существует простой профессиональный приём: после записи необходимо замереть секунд на пять перед включенным микрофоном, чтобы записать "тишину" в студии. Потом в аудиоредакторе эти пять секунд "тишины" анализируются встроенными в редактор утилитами и удаляются из записи одним нажатием кнопки.
Но, скажете вы, если шумы можно из записи так легко удалить, для чего с ними бороться на всех этапах за такие немалые деньги? Удаление шумов вносит изменения в фонограмму, искажает голос иногда до неузнаваемости и смещает спектр его звучания к электронному, что не есть хорошо. Ко всему прочему, спектр шумов кулеров компьютера, оказывается, самый плохой из всех шумов (так утверждают специалисты-практики), в чём мне пришлось недавно убедиться, удаляя шумы из записи.

Уроки по удалению шумов:
http://www.youtube.com/watch?v=9m72w5i7v2w
http://www.oktava-studio.ru/adobe-audition/udaleni...
http://www.youtube.com/watch?v=jWgfQHyzOIQ

А по этой ссылке можно посмотреть урок по полной начальной обработке звука, начинающим будет очень полезен: http://www.youtube.com/watch?v=c0hykGB9EAA

Для iPhone и iPad даже выпускаются качественные вокальные микрофоны, которые просто вставляются в порт смартфона (разъём для подключения зарядного устройства): установил, включил и качественно записал.

Это вокальные конденсаторные кардиоидные микрофоны с частотной характеристикой 10...20000 Гц. Цена 4,9...5,4 тыс. руб.
Можно посмотреть здесь: http://www.my3oboz.ru/catalog/studiynoe_oborudova...
или здесь: http://www.bigtv.ru/product/vokalnyy-mikrofon-kon...



Но таких микрофонов для устройств на операционной системе Android, в частности, для смартфонов Samsung Galaxy S4, S5, S6, я, к сожалению, в Интернете не обнаружил. Может быть найдёте вы, тогда сообщите, я дам здесь ссылку. Снова перспективный сегмент рынка, на который пока никто не обратил внимания.

Решение №4 для записи вокала дома.
Толчком к этому решению была идея Владимира Кочеткова на форуме (к сожалению, форум задохнулся во флуде). На форуме Владимир рассказал, что использует при записи голоса диктофон. Но диктофон предназначен для записи речи, поскольку он обладает узким диапазоном частот и его всё-таки лучше не использовать для записи вокала и гитары. Проработка этого вопроса увенчалась успехом (спасибо Владимиру за подсказку). Как и в случае с USB-микрофонами производители уже давно отозвались на спрос своим предложением. На Яндекс-Маркете выставлена масса высококачественных профессиональных цифровых рекордеров (повторяю, не путайте с диктофонами). Предлагаемые рекордеры имеют встроенные конденсаторные кардиоидные стереомикрофоны с частотной характеристикой в диапазоне от 20 Гц до 20 КГц, пишут с частотой дискретизации 96…44 КГц с разрядностью 24…16 бит в форматы WAV и MP3 (битрейт до 320 Кбит/с) на карту памяти до 32 ГБ, питаются от батарейки АА, и при записи дают небольшой уровень шумов (что зависит от цены устройства). Цены на заслуживающие внимания рекордеры - от 9 тыс руб. и выше. В итоге я решил, что для моих задач (одновременная запись голоса и гитары) предпочтительнее рекордер (рядом не шумит компьютер, не мешают микрофоные провода), - просто нажал на кнопку - и получил результат.

После перебора массы вариантов я приобрёл рекордер Zoom H1 (цена рекордера - 9 тыс. руб.), это рекордер начального уровня линейки Zoom: чем выше цена, тем больше наворотов, и, видимо, выше качество (надеюсь). Можно посмотреть разные модели рекордера Zoom на Яндекс-Маркет или на сайте производителя: https://market.yandex.ru/search.xml?clid=527&cvre...

Рекордер меня устроил: самый главный вопрос, который меня интересовал, это его внутренние шумы при записи, которые я замерил при записи «тишины» при уровне записи 55% (чем выше уровень записи – тем выше шумы, поэтому приходиться искать золотую середину). Внутренние шумы рекордера составили от минус 53 до минус 57 дБ, и с такими шумами я бороться умею, но если на Zoom H1 включить фильтр низких частот , то уровень шумов составляет минус 59 дБ, что идеально для домашней записи.

Записанные на рекордере звуковые файлы легко перебрасываются на компьютер: не нужно даже включать рекордер, нужно просто соединить его кабелем с USB-портом компьютера и компьютер определит его как обычную флэшку.

Я бы назвал этот рекордер автономным микрофоном , который внутренними средствами записывает голос на карту памяти. В случае с обычным микрофоном сигнал по кабелю передаётся в компьютер, а компьютер сигнал записывает. Поэтому простая логика подсказывает, что рекордер за 9 тысяч и микрофон за 9 тысяч, это не одно и то же, и при одинаковых ценах микрофон должен быть качественнее, чем рекордер (на стоимость как минимум микросхемы записи в рекордере). Но я пренебрёг этим, и купил то, что мне удобнее.

Таким образом у меня в руках оказалась "домашняя студия звукозаписи начального уровня". Очень удобно: пришла в голову музыкальная идея, взял гитару, нажал на кнопку и записал, чтобы не забыть. Это не реклама продукта, это моё ощущение после покупки. Пока положительное. Запись песни рекордером Zoom H1 можно послушать в начале этой статьи (стихи Роберт Бёрнс; перевод С.Маршак; мелодия, голос, гитара - Николай Латушкин).

Чем ещё подкупил меня рекордер Zoom H1: он может работать как микрофон (высококачественный конденсаторный), если соединить его с USB-портом компьютера длинным кабелем, и как внешняя звуковая карта. При использовании рекордера в качестве внешней звуковой карты к нему нужно подключить любой другой микрофон по входу миниджек 3,5. У этого входа есть даже фантомное питание для подключения конденсаторного микрофона, но оно +2,5 вольт, поэтому микрофон нужно искать соответствующий этому питанию.

Несколько советов с сайта интернет-магазина : «рекордер Zoom H1 имеет корпус, вероятнее всего, из полистирола. Он тонкостенный и жесткий, очень звонкий, а встроенные микрофоны совсем не имеют виброизоляции. В результате, любые прикосновения к корпусу записываются в виде скрежета, стука и шорохов, так что держать его в руках почти невозможно. По этой же причине установка на обычный штатив не улучшит результатов - рекордер все равно будет ловить вибрацию пола. В частности, стоящий на деревянном полу включенный компьютер отлично прослушивается в виде равномерного гула, даже когда сам штатив установлен на тонком резиновом коврике. При снятии аппарата со штатива гул пропадает».
Поэтому при записи голоса дома рекордер Zoom H1 нужно класть на мягкую поверхность (поролон) или самому изготавливать резиновый подвес, как у студийных конденсаторных микрофонов.

Заключение.
Это общая информация по теме записи вокала дома, которая не носит даже рекомендательный характер, а является небольшим ликбезом в данной области знаний в свете современных веяний. Вы выбираете свой микрофон полагаясь на себя, на свой вкус, бюджет и риск, но не на мои рекомендации.

P.S. В свете последних знаний, полученных мной, я понял, что раньше многое при записи своих песен делал неправильно. Надеюсь, что в дальнейшем смогу использовать эти знания с пользой для себя, чего и вам желаю.

P.P.S. Если вы ничего не поняли из написанного выше, значит, это не ваше. Тогда не заморачивайтесь и идите прямиком в профессиональную студию звукозаписи - там за ваши деньги сделают всё…

Ликбез по микрофонам. Список брендов микрофонов (копирайт с какого-то сайта).
Telefunken - своего рода «элита» среди микрофонов. Отличное качество, богатые традиции фирмы. Многие производители сегодня ровняются именно на них. Очень дорогие микрофоны.
Neumann - легендарная марка. Их модели U47 и U87 стали настоящим «стандартом» в мире звукозаписи и используются практически на каждой студии. Дорогие микрофоны.
Violet Design - прибалтийская фирма. Микрофоны собираются вручную и славятся своим качеством и характером звучания. В их пользу так же говорит и хороший модельный ряд - есть и дорогие, и вполне бюджетные экземпляры.
RODE - австралийская фирма RODE Microphones с более чем 30-летней историей. В последнее время завоевала огромную популярность среди музыкантов пост-советского пространства, во многом - из-за хорошей ценовой политики. Вполне доступные микрофоны, очень хорошего качества.
AKG - очень известная фирма с невероятно широким модельным рядом. Их микрофон AKG С414 - пожалуй единственный в мире, про который невозможно сказать что-то плохое. Однако, в последние годы, качество продуктов этой фирмы стало стремительно снижаться. И сейчас уже нет никаких оснований переплачивать за их бренд.
Marshall Electronics MXL - фирма с более чем 30-летней историей, к которой стоит присмотреться всем начинающим домашним музыкантам. Очень демократичные цены и потрясающее качество за такие деньги.
Shure - конечно же, один из лидеров. Их легендарные инструментальный SM57 и вокальный SM58 - попросту «иконы стиля», использующие, ну, наверное, во всех без исключения, малых и больших студиях в мире.

Ещё микрофоны:
ART , AUDIOVOICE , AXELVOX , BEHRINGER , BESPECO , IK MULTIMEDIA , M-AUDIO , MONSTER , NADY , NUX , ROLAND , TASCAM , TOPP PRO , ULTRASONE , VESTON , YAMAHA , ZZ-STANDS...

Можно посмотреть микрофоны и здесь:
http://jazz-shop.ru/catalog/microphones/studiynye-...
Список можно продолжить, всё зависит от вкуса, претензий и кошелька...

*1 Об "аномальных" явлениях при звукозаписи. В самом начале статьи я написал "если правильно сойдутся звёзды"... Что-то в этом есть:)) Иногда дорогие гаджеты не хотят дружить друг с другом. И чтобы их подружить, иногда приходиться проводить целое исследование.
Прочитать статью "О том, как сначала не подружился рекордер Zoom H1 с операционной системой Windows 7 64-bit (64 бит), а затем подружился (фон (шум) при записи рекордером Zoom H1, используемым в качестве USB-микрофона на ноутбуке с операционной системой Windows 7 64-бит (64 бит)" можно по ссылке:

________________________________________________________________________________________

Как настроить гитару или пианино с помощью смартфона или планшета

Нижеследующий текст содержит информацию по записи голоса с использованием компьютера и программного обеспечения. Информация также может приниматься во внимание для подкастов, озвучивания видео, записи аудиокниг и других аналогичных мультимедийных проектов.

Оборудование первой необходимости:

  • Микрофон: именно он нужен для захвата звука. Качество микрофона будет иметь значение для итогового результата.
  • Наушники: необходимы, чтобы иметь возможность прослушивать материал.
  • Микрофонная стойка: на нее устанавливается микрофон для удобства работы.
  • Антивибрационное крепление снижает уровень вибраций и тряску микрофона.
  • Поп-фильтр: зачастую микрофон улавливает большой поток воздуха от взрывных согласных типа "Б" и "П", которые могут перегружать сигнал. Поп-фильтр рассекает этот поток и данные проблемы исчезают.
  • Акустическая среда: в комнате, где будет происходить запись, не должно быть никаких лишних источников шума, иначе все они запишутся вместе с голосом. Соответственно, об акустике нужно позаботиться заранее.

Какой микрофон нужен для записи?




Существует несколько типов микрофонов:

  • USB микрофон. Такой микрофон подключается напрямую к компьютеру через USB порт. Для начинающих это один из самых лучших вариантов, характеризующийся небольшой стоимостью. По типу капсюля такие микрофоны, как правило, являются конденсаторными.
  • Динамический микрофон для броадкастинга. В большинстве случаев используется на радиовещании. Обладают теплым звучанием и меньшей чувствительностью. Уровень записи окружающих шумов у них из-за этого меньше, но и говорить при этом приходится непосредственно в микрофон, с максимально близкого расстояния.
  • Конденсаторный студийный микрофон с большой мембраной. Часто такие микрофоны используются на звукозаписывающих студиях для записи вокала и инструментов, так как имеют насыщенные и детализированные средние и верхние частоты.

Достоинства и недостатки USB микрофонов




Плюсы :

  • USB микрофон подключается к стандартному USB порту компьютера
  • Возможна запись напрямую на компьютер без привлечения дополнительно оборудования
  • Сравнительно невысокая стоимость

Минусы:

  • Не может использоваться как профессиональный микрофон, так как является USB устройством, и, соответственно, не всегда обладает поддержкой ASIO .
  • В большинстве своем такие микрофоны зависят от компьютера, а потому назвать их универсальными нельзя.

Достоинства и недостатки динамического микрофона для бродкастинга



Плюсы:

  • В сравнении с микрофонами с большой мембраной, динамический микрофон удобнее в работе, так как имеет свойство сглаживать при записи взрывные звуки.
  • Для работы микрофон для броадкастинга не требует фантомного питания. (Про фантомное питание будет рассказано далее).

Минусы:

  • Несмотря на теплое звучание, динамический микрофон имеет низкую детализацию верхних и средних частот.
  • Из-за меньшей чувствительности говорить в микрофон придется с максимально близкого расстояния.
  • При работе с компьютером потребуется дополнительное оборудование.

Достоинства и недостатки конденсаторного микрофона с большой мембраной




Плюсы:

  • Детализированное звучание с насыщенными верхними частотами.
  • С правильными настройками микрофона можно записать звук великолепного качества.

Минусы

  • Ультра-чувствительный капсюль такого микрофона более восприимчив к вибрациями и нежелательным шумам.
  • Для работы с компьютером потребуется дополнительное оборудование.
  • Требуется фантомное питание для работы.

Что такое фантомное питание и зачем оно необходимо?

Для нормальной работы некоторым микрофонам нужен электрический ток напряжением от +1,5 до +52 вольт. Как правило, используется +48 V. Именно он и называется фантомным питанием. Работа с ним совсем не сложная, поэтому игнорировать этот аспект не стоит.

Как подключить к компьютеру микрофон без USB интерфейса?




Аудио-интерфейс – вот лучший способ подключить профессиональный 3-пиновый XLR микрофон к компьютеру. Аудио-интерфейс – это устройство, подключаемое к компьютеру посредством шины PCI, USB, FireWire или Thunderbolt. Большинство аудио-интерфейсов оборудованы назначаемыми микрофонными XLR входами, выходами на наушники и некоторыми другими разъемами и элементами управления для удобной работы.

Правда ли, что аудио-интерфейсы обеспечивают лучшее качество звука?

Подключение микрофона напрямую к внешнему аудио-интерфейсу даст чистый и ровный звук, но для получения высочайшего качества звучания рекомендуется использовать дополнительное внешнее оборудование, как на студиях. USB микрофоны не поддерживают подключение к внешним источникам.

Какое дополнительное оборудование стоит использовать для записи?




Существует множество внешних устройств, которые можно использовать: микрофонные предусилители, динамические процессоры, микшеры и др. Качественный микрофонный предусилитель обеспечит чистый звук и поспособствует выявлению лучших звуковых характеристик микрофона. Динамические процессоры (компрессоры, экспандеры и лимитеры) помогут сгладить аудио сигнал так, чтобы он звучал в треке ровно и чисто. Под настройками микшера подразумевается управление микрофонными преампом и динамическим процессором. Некоторые из них разработаны специально для вокала и имеют специальные инструменты (де-эссеры), которые делают их незаменимыми.

Что такое де-эссер и зачем он нужен?

Де-эссер подавляет свистящие и жесткие звуки – «С», «З», «Ш». Устройство находит проблемные частоты и делает их тише, сглаживая тем самым звучание.

Поп-фильтр – что это?




Микрофоны для записи очень чувствительны, они улавливают все нюансы, включая свистящие и взрывные звуки. Слова, начинающиеся с букв «Б», «П», создают столь резкие звуки, что могут перегрузить капсюль. Слова на букву «С» порой создают свистящие звуки. Самый эффективный способ предотвратить их появление в записи – использовать поп-фильтр.

Поп-фильтр представляет собой небольшой экран, который крепится к микрофонной стойке или даже к поверхности стола при помощи специальной прищепки. Положение поп-фильтра можно менять благодаря гибкой гусиной шее.

Какая стойка необходима для записи?




Если во время работы вы собираетесь сидеть за столом, то хорошим решением станет пантограф или настольная стойка. Последний вариант – это уменьшенный вариант обычной микрофонной стойки. Пантограф более сбалансирован, он крепится к краю стола специальным винтом. Пантограф удобен тем, что гибок в использовании и может быть установлен практически под любым углом.

Для тех, кто хочет работать стоя, существуют напольные микрофонные стойки. Их высота может регулироваться, что очень удобно.

Зачем нужно антивибрационное крепление («Паук», Shock Mount)?

Антивибрационное крепление – это специальная система, к которой крепится микрофон, в результате чего возникновение шума и вибрации сводится к нулю. Крепление устанавливается на микрофонную стойку. Вид антивибрационного крепления зависит от того, какой микрофон вы собираетесь использовать. Иногда подобные крепления поставляются в комплекте с микрофоном.

Как организовать помещение?




Профессиональные студии звукозаписи обычно оборудованы специальной вокальной камерой, которая позволяет вести запись без лишних шумов. Известно, что жесткие поверхности (пол, потолок, стены, столы) отражают звук на все пространство помещения. Комнатам с высокими потолками и необычных форм особенно характерна данная проблема. В повседневной жизни вы можете и не замечать подобных звуков, однако чувствительный микрофон обязательно их распознает.

Наилучший способ создать хорошую атмосферу для записи звука в помещении – использовать звукопоглощающий материал. Можно воспользоваться Изоляционным фильтром. Это своего рода стенка, покрытая абсорбирующим материалом, которая устанавливается сзади и по бокам микрофона. В большинстве своем такие фильтры очень тяжелые, поэтому нужно заранее позаботиться об устойчивости стойки.

Существует еще один способ минимизации шума – использование акустических панелей. Они бывают разных форм и размеров, что достаточно удобно.

Зачем мне использовать наушники?




При записи голоса наушники необходимы для того, чтобы микрофон не улавливал звук из ваших акустических систем. Важно записывать в тихой комнате, а наушники позволят прослушивать без помощи АС. Если запись будет вестись с включенной АС, то качество звука ухудшится, может возникнуть неприятный свист из-за обратной связи (Feedback). Кроме того, велика вероятность нарушения слуха и непосредственно самого оборудования.

Какой тип наушников мне нужен?

Самый лучший тип наушников – закрытые. Как видно из названия, задняя поверхность чашек этих наушников целиковая, что предотвращает попадание внешнего шума и прочих звуков.

Можно ли обеспечить наушниками несколько людей?

Да, но для этого понадобится сплиттер-усилитель для наушников, который позволить направить один разъем джек для наушников с аудио интерфейса или компьютера на несколько наушников. Одно из преимуществ работы со сплиттером-усилителем для наушников – возможность независимо понизить или повысить громкость на разных наушниках. То есть, если работают три человека, то они смогут выстроить необходимый уровень громкости для каждого отдельно.

Как мониторить звук без наушников?




Вместо того, чтобы подключать компьютер к компьютерным или домашним АC, лучше воспользоваться студийными мониторами. Пара хороших студийных мониторов обеспечит вам достаточное представление о качестве звучания во время редактирования вашей записи. Классические АС очень сильно изменяют звук, делая его более привлекательным, тогда как студийные мониторы гарантируют ровные частоты, воспроизводя звук таким, каким он есть.

Какой использовать софт?


Конечно, в первую очередь стоит исходить из собственных предпочтений. Большинство программ имеют специализированные инструменты для работы с голосом. Также существуют программы, которые осуществляют импорт видео файлов.

Лучше всего использовать тот софт, работа в котором не вызывает у вас вопросов. То есть, если нет необходимости в создании сложного микса, то совершенно необязательно начинать борьбу со сложным ПО.

Как плагины влияют на звучание?




При микшировании плагины необходимы, их нужно рассматривать как внешнее оборудование. Профессионалы применяют плагины виртуальных процессоров для пост-продакшн и достижения идеального звучания. Интересная фишка такого подхода заключается в том, что вы сможете экспериментировать до тех пор, пока не получится идеальный вариант.

Кроме того, существует много функций, которые могут быть реализованы через плагины, не считая настройки эквалайзера и динамической обработки. Плагины предлагают огромный выбор интересных эффектов, одни из наиболее востребованных эффектов – реверберация и эхо.

Зачем нужно использовать эффекты?

Добавление эффектов и звуков может значительно преобразить микс, особенно если вы работаете над проектом самостоятельно и не планируете прибегать к помощи профессионалов. Используя коммерческую музыку, нельзя забывать об авторских правах. Это может повлечь некоторые сложности, если вы планируете размещать треки в сети, особенно на Youtube. Способ избежать такой ситуации – воспользоваться бесплатной музыкой. Звуковые эффекты можно использовать для акцентирования каких-то моментов, чтобы звучание было таким, каким вы его себе представляли. Существуют большие библиотеки звуков, многие из них включают звуковые сэмплы, которые позволяют создать атмосферу нахождения в городе, на пляже и любом другом месте.

Есть ли какой-либо другой способ записи?




Конечно, можно вести запись и другими способами. Например, использовать цифровой рекордер. Данные устройства обладают встроенными конденсаторными микрофонами. Некоторые модели также обладают дополнительными входами, для подключения внешних микрофонов. Это отличный вариант для тех, кто часто путешествует, но при этом хочет получить качественный результат. Карманный рекордер можно использовать и для создания собственной коллекции звуков.

Ключевые моменты:

  • Микрофон – это не единственное устройство, которое вам понадобится;
  • Наушники необходимы для мониторинга звука;
  • Работать с микрофонной стойкой удобнее;
  • Звуковая изоляция помещения очень важна, используйте звукопоглощающий материал;
  • Поп-фильтр поможет отсечь резкие звуки;
  • Не нужно игнорировать плагины и звуковые эффекты;
  • По типу подключения есть 2 вида микрофонов: USB микрофоны и аналоговые;
  • USB микрофон подключается к компьютеру напрямую;
  • Конденсаторные микрофоны обладают насыщенными и яркими частотами;
  • Лучший способ подключить аналоговый микрофон к компьютеру – использовать аудио интерфейс;
  • Аудио интерфейсы – это внешние инструменты, которые подключаются к компьютеру по USB, Thunderbolt и другим портам;
  • Работать лучше с теми программами, которые вы хорошо знаете;
  • Лучшая микрофонная стойка, если вы работаете за столом, – пантограф;
  • Антивибрационное крепление («паук») – система, которая предотвращает тряску и вибрацию микрофона;
  • Изоляционный фильтр – это неплохой способ отфильтровывать ненужные звуки;
  • Закрытые наушники лучше подходят для записи вокала;
  • Усилитель для наушников позволит передать сигнал на несколько разных устройств;
  • Студийные мониторы дадут вам точную картинку звучания вашего трека;
  • Для управления инструментами можно использовать дополнительное внешнее оборудование;
  • Микрофонные преампы – это усилители, которые усиливают сигнал с микрофона;
  • Компрессоры делают тихие части трека громче, а громкие – тише;
  • Для записи также можно использовать портативные рекордеры.

За основу статьи взят материал bhphotovideo.co

Добрый день, друзья!

В прошлый раз я рассказывала вам . Но что если у вас нет ни времени, ни желания устанавливать и изучать дополнительный софт? Можно ли записывать и редактировать звук прямо из окна браузера? О да, теперь это возможно! Еще несколько лет назад звукозапись онлайн была чем-то из области фантастики. А сейчас это не просто реальность, есть масса сервисов, благодаря которым можно создавать, редактировать и совмещать аудиофайлы. О них и пойдет речь сегодня. Итак, поехали.

Если в голову пришла идея новой статьи и вы боитесь ее забыть, можно быстренько открыть Vocaroo, записать свои мысли в аудиофайл, а потом перевести его в текст или отправить ссылку на файл фрилансеру, который сделает расшифровку за вас.

2. Online Audio Joiner — самый многофункциональный сервис


Сразу предупреждаю, без знания основ звукозаписи и создания музыки тут не разобраться. Но есть документация (правда только на английском), и я думаю, звукорежиссеры и мьюзикмейкеры этот сервис точно оценят.

Профессиональные аудиоредакторы могут быть дорогими и сложными. Использовать их просто для того, чтобы начитать пару фраз в микрофон или вырезать припев любимой песни для рингтона — все равно, что стрелять из пушки по воробьям.

Чтобы не забивать свой жесткий диск ненужными программами, достаточно просто открыть сервис онлайн звукозаписи. Остается только выбрать тот, который вам подходит. Надеюсь, мне удалось сегодня в этом вам помочь.

Еще несколько статей для подкастеров:

Если вы задались целью создания звукозаписывающей студии, то следует представлять следствие некоторых факторов, влияющих на конечное качество аудио продукта. …Как говорил Козьма Прутков – «зри в корень»… В этой статье мы рассмотрим некоторые ключевые пункты, влияющие на качество записи звука на компьютер. Итак, по порядку:

Выбор музыкального инструмента

По всей видимости, у вас уже сложились какие-то предпочтения в выборе музыкального инструмента: если вы певец – значит в . Если играете на акустическом музыкальном инструменте – значит кроме выбора самого инструмента, так же выбор микрофона, или, комбинируя с выбором пьезо-датчика и преампом к нему (если музыкальный инструмент струнный, к примеру).

Или это электромузыкальный инструмент, как гитара, клавишный – не важно. Через что бы ни происходило выражение вашей творческой личности, не считая того, что инструмент должен по каким-то параметрам (естественно) быть ещё и физически удобным – основным параметром будет, конечно же, звук.

От того, какой будет ваш звук, во многом будет зависеть его способность гармонично вписываться в будущий микс, не «насилуя» АЧХ свою и других его (аудиомикса) компонентов. Это будет ключевой параметр.

Как понять, какой звук ваш, какой звук можно записывать, или какой звук лучше?

Здесь всё познаётся в сравнении… Вот пришли вы в музыкальный салон и попросили, допустим, послушать микрофон за 50 у.е.… Полюбовались… попросили микрофон за 200 у.е., и сделали определённые выводы. …Вы уже твёрдо решаете брать микрофон за 200, но тут вам предлагают ещё попробовать студийный, ламповый микрофон за 800 у.е.

Вы ещё только делаете пробу звука, но уже понимаете, что это часть вашего тела – ваш о рган, который вы раньше потеряли, а теперь обрели. И деньги – ничто по сравнению с тем удовольствием, которое каждый раз будут испытывать ваши органы чувств… Конечно, потом вы возьмёте другой, (и третий) похожий – он будет чуть с другим оттенком, но так же прекрасен…

И точно так же при выборе любого другого музыкального инструмента, например гитары. Пришли в магазин – попробуйте поиграть на всех гитарах: и за 100 долларов и за 2500 (только не уроните) – вы поймёте к чему стремиться…

Конечно, (особенно для начинающих музыкантов) вопрос цены часто является превалирующим, но всё ж обязательно заранее нужно «поднять планку» потенциальных возможностей музыкального инструмента, и как следствие, своих возможностей работы с ним, т.к. иначе, возможно, что ваш, изначально высокий потенциал вы сами же себе заранее ограничите, и главное, потом не поймёте, как это произошло.

…Вот тогда это и будет тот звук, каким его уже «можно будет записывать»: чистый, плотный, прозрачный, сочный, глубокий — красивый. Дорогой (в широком смысле) звук определяет широкий спектр звуковых частот. Чем он шире, тем больше возможностей может представиться по его обработке, поэтому часто, качественные звуковые исходники, лишь слегка дорабатывают, не лишая их естественного звучания. …Даже бас-гитары, которые, казалось бы, дают в основном низкочастотные ноты, а звуковые гармоники при игре распространяются на десятки килогерц выше, от чего существует даже термин – «дышащий звук», т.е. как бы «одушевлённый», «живой»…

Примечательный пример: басист Билли Шихан (проект Стива Вая) использует раздельные выходы с каждого датчика (звукоснимателя), подавая сигнал с каждого из них на разные кабинеты, тем самым, суммарно увеличивая диапазон звука, и как следствие – его качество.

Выбор звуковой карты.

Одним из важных условий для качественной оцифровки внешних источников звука, конечно же, является звуковая карта. Что значит «качественной»?

  1. Возможность работы с частотой дискретизации до 192 кГц и 20-24 бит.
  2. Малошумящий «преамп» (предварительный усилитель). Если «преамп» ламповый – ещё лучше…
  3. Поддержка стандарта ASIO (Audio Stream Input Output). На сегодняшний день, это уже больше норма, чем достоинство звуковой карты, позволяющая проводить «укороченную» обработку по времени входящего и выходящего аудиопотока.
  4. Наличие инструментальных входов, а так же микрофонных входов с поддержкой фантомного питания, для подключения конденсаторных микрофонов.
  5. Поддержка скоростного интерфейса для подключения: USB – хорошо, а FireWare – лучше.

В принципе, когда-то запись проводилась и на «дефолтных» (по типу современных встроенных или штатных) звуковых картах – это тоже вариант, но если мы стремимся к максимальному качеству оцифровки, то всё ж лучше уделить этому направлению звуковой студии от 100 до 500-800 у.е.

В зависимости от предполагаемого количества источников звука, которое необходимо прописывать одновременно, нужно позаботиться, соответственно, и о количестве входов-выходов выбираемой звуковой карты. Это может быть и как (внешняя звуковая карта), так и аудиоинтерфейс в виде физического микшерского пульта (цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь внутри) – дело вкуса. Это может быть так же и «аналоговая» связка « ».

CPU

Так же будем считать, наверное, компьютер, к которому будет подключен выбранный звуковой интерфейс, больше его придатком, считая «средние» , в принципе, уже нормой для обеспечения необходимых вычислительных ресурсов и ресурсов памяти. И всё ж не помешает иметь запас по мощности. Если компьютер будет обладать, например, двух- или четырёхядерным процессором, оперативной памятью не меньше 4-х Гб, а так же двумя скоростными жёсткими дисками на отдельных шинах.

Запас по мощности позволит повышать частоту квантования звука (следовательно, создавать предпосылки к увеличению его качества) без опасения «вешаний» некоторого количества различных реал-тайм эффектов в треки во время воспроизведения мультитрек-сессии.

Выбор звукового софта

На сегодняшний день в мире полно самого разнообразного в зависимости (и не обязательно) от музыкального направления: различные секвенсоры, а так же на основе этого различные гибриды, а в ещё большем количестве и , часто благодаря которым и происходит рождение музыкальных стилей. Здесь, так же как и при выборе музыкального инструмента, один музыкальный редактор нужно сравнивать с другим.

Для начала, конечно же, следует почитать различные обзоры, вводя в Яндекс или Гугл ключевые фразы, например, обзор звукового редактора или выбор редактора звука , музыкальный редактор и т.д. Выйдет немало результатов поиска, где, возможно, будут вестись споры о том «чей папа сильнее». Лучше абстрагироваться от различных, особенно крайних мнений. В таком вопросе полезна объективность и обозрение как плюсов, так и минусов вопроса. Тут так же, как и с выбором музыкального инструмента — нужно почувствовать и понять, «как он на вас сидит, не жмёт ли под подмышками»:smile:, ну и конечно же, в первую очередь должен быть добротный звук.

Инструментальные провода, кабели, соединители

Скупиться на провода так же не стоит. Чем отличается качественный провод от поддельного (например, какого-нибудь китайского)?

  • Это качественное экранирование центральных (сигнальных) проводов
  • Надёжность, прочность, гибкость
  • Прочные, качественные соединители, с антикоррозийным покрытием (например, позолоченным)

Используя качественные провода, в звуковом тракте будет меньше , наводок, каких-нибудь помех и тресков, что в конечном итоге так же даст плюс в «копилку» звукового качества.

И не забываем, что «вкусный» микс любит звучать из “красивой” мониторной акустики.

…”Зрим в корень”, чтобы никакой элемент нашей схемы не стал слабым звеном…

Похожие статьи