Транслятор – это… Виды трансляторов. Преобразование и трансляция программы. Разработка модуля интерпретации. Общие особенности языков программирования и трансляторов

24.06.2019

Цели и задачи дисциплины. Основные понятия и определения. Общие особенности языков программирования и трансляторов. Обобщенная структура транслятора. Варианты взаимодействия блоков транслятора.

Цели и задачи дисциплины

В настоящее время искусственные языки, использующие для описания предметной области текстовое представление, широко применяются не только в программировании, но и в других областях. С их помощью описывается структура всевозможных документов, трехмерных виртуальных миров, графических интерфейсов пользователя и многих других объектов, используемых в моделях и в реальном мире. Для того, чтобы эти текстовые описания были корректно составлены, а затем правильно распознаны и интерпретированы, используются специальные методы их анализа и преобразования. В основе методов лежит теория языков и формальных грамматик, а также теория автоматов. Программные системы, предназначенные для анализа и интерпретации текстов, называются трансляторами.

Несмотря на то, что к настоящему времени разработаны тысячи различных языков и их трансляторов, процесс создания новых приложений в этой области не прекращается. Это связно как с развитием технологии производства вычислительных систем, так и с необходимостью решения все более сложных прикладных задач. Кроме того, элементы теории языков и формальных грамматик применимы и в других разнообразных областях, например, при описании структур данных, файлов, изображений, представленных не в текстовом, а двоичном формате. Эти методы полезны и при разработке своих трансляторов даже там, где уже имеются соответствующие аналоги. Такая разработка может быть обусловлена различными причинами, в частности, функциональными ограничениями, отсутствием локализации, низкой эффективностью. Например, одной из последних разработок компании Microsoft является язык программирования C#, а одной из причин его создания является стремление к снижению популярности языка программирования Java. Можно привести множество других примеров, когда разработка своего транслятора может оказаться актуальной. Поэтому, основы теории языков и формальных грамматик, а также практические методы разработки трансляторов лежат в фундаменте инженерного образования по информатике и вычислительной технике.

Предлагаемый материал затрагивает основы методов разработки трансляторов и содержит сведения, необходимые для изучения логики их функционирования, используемого математического аппарата (теории формальных языков и формальных грамматик, метаязыков). Он используется в рамках семестровых лекционных курсов, читаемых для различных специальностей, на факультете информатики и вычислительной техники Красноярского государственного технического университета. В ходе лабораторных работ осуществляется непосредственное знакомство с отдельными методами создания трансляторов.

Цель дисциплины: предоставить знания по основам теории языков и формальных грамматик, теории автоматов, методам разработки трансляторов.

Для достижения поставленной цели в ходе преподавания дисциплины решаются следующие задачи:

  1. В ходе лекционного курса рассматриваются общие принципы организации процесса трансляции и структуры трансляторов. Изучаются основы теории построения трансляторов.
  2. На лабораторных занятиях и в ходе самостоятельной работы осуществляется практическое закрепление полученных теоретических знаний: разрабатывается транслятор для простого языка программирования.

Основные понятия и определения

Большинство рассматриваемых определений заимствовано из [АРНФТСАнгло-русско-немецко-французский толковый словарь по вычислительной технике и обработке данных, 4132 термина. Под. ред. А.А. Дородницына. М.: 1978. 416 с.) ].

Транслятор - обслуживающая программа, преобразующая исходную программу, предоставленную на входном языке программирования, в рабочую программу, представленную на объектном языке .

Приведенное определение относится ко всем разновидностям транслирующих программ. Однако у каждой из таких программ могут иметься свои особенности по организации процесса трансляции. В настоящее время трансляторы разделяются на три основные группы: ассемблеры, компиляторы и интерпретаторы.

Ассемблер - системная обслуживающая программа, которая преобразует символические конструкции в команды машинного языка . Специфической чертой ассемблеров является то, что они осуществляют дословную трансляцию одной символической команды в одну машинную. Таким образом, язык ассемблера (еще называется автокодом) предназначен для облегчения восприятия системы команд компьютера и ускорения программирования в этой системе команд. Программисту гораздо легче запомнить мнемоническое обозначение машинных команд, чем их двоичный код. Поэтому, основной выигрыш достигается не за счет увеличения мощности отдельных команд, а за счет повышения эффективности их восприятия.

Вместе с тем, язык ассемблера, кроме аналогов машинных команд, содержит множество дополнительных директив, облегчающих, в частности, управление ресурсами компьютера, написание повторяющихся фрагментов, построение многомодульных программ. Поэтому выразительность языка намного богаче, чем просто языка символического кодирования, что значительно повышает эффективность программирования.

Компилятор - это обслуживающая программа, выполняющая трансляцию на машинный язык программы, записанной на исходном языке программирования . Также как и ассемблер, компилятор обеспечивает преобразование программы с одного языка на другой (чаще всего, в язык конкретного компьютера). Вместе с тем, команды исходного языка значительно отличаются по организации и мощности от команд машинного языка. Существуют языки, в которых одна команда исходного языка транслируется в 7-10 машинных команд. Однако есть и такие языки, в которых каждой команде может соответствовать 100 и более машинных команд (например, Пролог). Кроме того, в исходных языках достаточно часто используется строгая типизация данных, осуществляемая через их предварительное описание. Программирование может опираться не на кодирование алгоритма, а на тщательное обдумывание структур данных или классов. Процесс трансляции с таких языков обычно называется компиляцией, а исходные языки обычно относятся к языкам программирования высокого уровня (или высокоуровневым языкам). Абстрагирование языка программирования от системы команд компьютера привело к независимому созданию самых разнообразных языков, ориентированных на решение конкретных задач. Появились языки для научных расчетов, экономических расчетов, доступа к базам данных и другие.

Интерпретатор - программа или устройство, осуществляющее пооператорную трансляцию и выполнение исходной программы . В отличие от компилятора, интерпретатор не порождает на выходе программу на машинном языке. Распознав команду исходного языка, он тут же выполняет ее. Как в компиляторах, так и в интерпретаторах используются одинаковые методы анализа исходного текста программы. Но интерпретатор позволяет начать обработку данных после написания даже одной команды. Это делает процесс разработки и отладки программ более гибким. Кроме того, отсутствие выходного машинного кода позволяет не "захламлять" внешние устройства дополнительными файлами, а сам интерпретатор можно достаточно легко адаптировать к любым машинным архитектурам, разработав его только один раз на широко распространенном языке программирования. Поэтому, интерпретируемые языки, типа Java Script, VB Script, получили широкое распространение. Недостатком интерпретаторов является низкая скорость выполнения программ. Обычно интерпретируемые программы выполняются в 50-100 раз медленнее программ, написанных в машинных кодах.

Эмулятор - программа или программно-техническое средство, обеспечивающее возможность без перепрограммирования выполнять на данной ЭВМ программу, использующую коды или способы выполнения операция, отличные от данной ЭВМ . Эмулятор похож на интерпретатор тем, что непосредственно исполняет программу, написанную на некотором языке. Однако, чаще всего это машинный язык или промежуточный код. И тот и другой представляют команды в двоичном коде, которые могут сразу исполняться после распознавания кода операций. В отличие от текстовых программ, не требуется распознавать структуру программы, выделять операнды.

Эмуляторы используются достаточно часто в самых различных целях. Например, при разработке новых вычислительных систем, сначала создается эмулятор, выполняющий программы, разрабатываемые для еще несуществующих компьютеров. Это позволяет оценить систему команд и наработать базовое программное обеспечение еще до того, как будет создано соответствующее оборудование.

Очень часто эмулятор используется для выполнения старых программ на новых вычислительных машинах. Обычно новые компьютеры обладают более высоким быстродействием и имеют более качественное периферийное оборудование. Это позволяет эмулировать старые программы более эффективно по сравнению с их выполнением на старых компьютерах. Примером такого подхода является разработка эмуляторов домашнего компьютера ZX Spectrum с микропроцессором Z80. До сих пор находятся любители поиграть на эмуляторе в устаревшие, но все еще не утратившие былой привлекательности, игровые программы. Эмулятор может также использоваться как более дешевый аналог современных компьютерных систем, обеспечивая при этом приемлемую производительность, эквивалентную младшим моделям некоторого семейства архитектур. В качестве примера можно привести эмуляторы IBM PC совместимых компьютеров, реализованные на более мощных компьютерах фирмы Apple. Ряд эмуляторов, написанных для IBM PC, с успехом заменяют различные игровые приставки.

Эмулятор промежуточного представления, как и интерпретатор, могут легко переноситься с одной компьютерной архитектуры на другую, что позволяет создавать мобильное программное обеспечение. Именно это свойство предопределило успех языка программирования Java, с которого программа транслируется в промежуточный код. Исполняющая этот код виртуальная Java машина, является ни чем иным как эмулятором, работающим под управлением любой современной операционной системы.

Перекодировщик - программа или программное устройство, переводящие программы, написанные на машинном языке одной ЭВМ в программы на машинном языке другой ЭВМ . Если эмулятор является менее интеллектуальным аналогом интерпретатора, то перекодировщик выступает в том же качестве по отношению к компилятору. Точно также исходный (и обычно двоичный) машинный код или промежуточное представление преобразуются в другой аналогичный код по одной команде и без какого-либо общего анализа структуры исходной программы. Перекодировщики бывают полезны при переносе программ с одних компьютерных архитектур на другие. Они могут также использоваться для восстановления текста программы на языке высокого уровня по имеющемуся двоичному коду.

Макропроцессор - программа, обеспечивающая замену одной последовательности символов другой [Браун ]. Это разновидность компилятора. Он осуществляет генерацию выходного текста путем обработки специальных вставок, располагаемых в исходном тексте. Эти вставки оформляются специальным образом и принадлежат конструкциям языка, называемого макроязыком. Макропроцессоры часто используются как надстройки над языками программирования, увеличивая функциональные возможности систем программирования. Практически любой ассемблер содержит макропроцессор, что повышает эффективность разработки машинных программ. Такие системы программирования обычно называются макроассемблерами.

Макропроцессоры используются и с языками высокого уровня. Они увеличивают функциональные возможности таких языков как PL/1, C, C++. Особенно широко макропроцессоры применяются в C и C++, позволяя упростить написание программ. Примером широкого использования макропроцессоров является библиотека классов Microsoft Foundation Classes (MFC). Через макровставки в ней реализованы карты сообщений и другие программные объекты. При этом, макропроцессоры повышают эффективность программирования без изменения синтаксиса и семантики языка.

Синтаксис - совокупность правил некоторого языка, определяющих формирование его элементов. Иначе говоря, это совокупность правил образования семантически значимых последовательностей символов в данном языке . Синтаксис задается с помощью правил, которые описывают понятия некоторого языка. Примерами понятий являются: переменная, выражение, оператор, процедура. Последовательность понятий и их допустимое использование в правилах определяет синтаксически правильные структуры, образующие программы. Именно иерархия объектов, а не то, как они взаимодействуют между собой, определяются через синтаксис. Например, оператор может встречаться только в процедуре, а выражение в операторе, переменная может состоять из имени и необязательных индексов и т.д. Синтаксис не связан с такими явлениями в программе как "переход на несуществующую метку" или "переменная с данным именем не определена". Этим занимается семантика.

Семантика - правила и условия, определяющие соотношения между элементами языка и их смысловыми значениями, а также интерпретацию содержательного значения синтаксических конструкций языка . Объекты языка программирования не только размещаются в тексте в соответствии с некоторой иерархией, но и дополнительно связаны между собой посредством других понятий, образующих разнообразные ассоциации. Например, переменная, для которой синтаксис определяет допустимое местоположение только в описаниях и некоторых операторах, обладает определенным типом, может использоваться с ограниченным множеством операций, имеет адрес, размер и должна быть описана до того, как будет использоваться в программе.

Синтаксический анализатор - компонента компилятора, осуществляющая проверку исходных операторов на соответствие синтаксическим правилам и семантике данного языка программирования . Несмотря на название, анализатор занимается проверкой и синтаксиса, и семантики. Он состоит из нескольких блоков, каждый из которых решает свои задачи. Более подробно будет рассмотрен при описании структуры транслятора.

Общие особенности языков программирования и трансляторов

Языки программирования достаточно сильно отличаются друг от друга по назначению, структуре, семантической сложности, методам реализации. Это накладывает свои специфические особенности на разработку конкретных трансляторов.

Языки программирования являются инструментами для решения задач в разных предметных областях, что определяет специфику их организации и различия по назначению. В качестве примера можно привести такие языки как Фортран, ориентированный на научные расчеты, C, предназначенный для системного программирования, Пролог, эффективно описывающий задачи логического вывода, Лисп, используемый для рекурсивной обработки списков. Эти примеры можно продолжить. Каждая из предметных областей предъявляет свои требования к организации самого языка. Поэтому можно отметить разнообразие форм представления операторов и выражений, различие в наборе базовых операций, снижение эффективности программирования при решении задач, не связанных с предметной областью. Языковые различия отражаются и в структуре трансляторов. Лисп и Пролог чаще всего выполняются в режиме интерпретации из-за того, что используют динамическое формирование типов данных в ходе вычислений. Для трансляторов с языка Фортран характерна агрессивная оптимизация результирующего машинного кода, которая становится возможной благодаря относительно простой семантике конструкций языка - в частности, благодаря отсутствию механизмов альтернативного именования переменных через указатели или ссылки. Наличие же указателей в языке C предъявляет специфические требования к динамическому распределению памяти.

Структура языка характеризует иерархические отношения между его понятиями, которые описываются синтаксическими правилами. Языки программирования могут сильно отличаться друг от друга по организации отдельных понятий и по отношениям между ними. Язык программирования PL/1 допускает произвольное вложение процедур и функций, тогда как в C все функции должны находиться на внешнем уровне вложенности. Язык C++ допускает описание переменных в любой точке программы перед первым ее использованием, а в Паскале переменные должны быть определены в специальной области описания. Еще дальше в этом вопросе идет PL/1, который допускает описание переменной после ее использования. Или описание можно вообще опустить и руководствоваться правилами, принятыми по умолчанию. В зависимости от принятого решения, транслятор может анализировать программу за один или несколько проходов, что влияет на скорость трансляции.

Семантика языков программирования изменяется в очень широких пределах. Они отличаются не только по особенностям реализации отдельных операций, но и по парадигмам программирования, определяющим принципиальные различия в методах разработки программ. Специфика реализации операций может касаться как структуры обрабатываемых данных, так и правил обработки одних и тех же типов данных. Такие языки, как PL/1 и APL поддерживают выполнение матричных и векторных операций. Большинство же языков работают в основном со скалярами, предоставляя для обработки массивов процедуры и функции, написанные программистами. Но даже при выполнении операции сложения двух целых чисел такие языки, как C и Паскаль могут вести себя по-разному.

Наряду с традиционным процедурным программированием, называемым также императивным, существуют такие парадигмы как функциональное программирование, логическое программирование и объектно-ориентированное программирование. Надеюсь, что в этом ряду займет свое место и предложенная мною процедурно-параметрическая парадигма программирования [Легалов2000 ]. Структура понятий и объектов языков сильно зависит от избранной парадигмы, что также влияет на реализацию транслятора.

Даже один и тот же язык может быть реализован нескольким способами. Это связано с тем, что теория формальных грамматик допускает различные методы разбора одних и тех же предложений. В соответствии с этим трансляторы разными способами могут получать один и тот же результат (объектную программу) по первоначальному исходному тексту.

Вместе с тем, все языки программирования обладают рядом общих характеристик и параметров. Эта общность определяет и схожие для всех языков принципы организации трансляторов.

  1. Языки программирования предназначены для облегчения программирования. Поэтому их операторы и структуры данных более мощные, чем в машинных языках.
  2. Для повышения наглядности программ вместо числовых кодов используются символические или графические представления конструкций языка, более удобные для их восприятия человеком.
  3. Для любого языка определяется:
  • Множество символов, которые можно использовать для записи правильных программ (алфавит), основные элементы.
  • Множество правильных программ (синтаксис).
  • "Смысл" каждой правильной программы (семантика).

Независимо от специфики языка любой транслятор можно считать функциональным преобразователем F, обеспечивающим однозначное отображение X в Y, где X - программа на исходном языке, Y - программа на выходном языке. Поэтому сам процесс трансляции формально можно представить достаточно просто и понятно:

Формально каждая правильная программа X - это цепочка символов из некоторого алфавита A, преобразуемая в соответствующую ей цепочку Y, составленную из символов алфавита B.

Язык программирования, как и любая сложная система, определяется через иерархию понятий, задающую взаимосвязи между его элементами. Эти понятия связаны между собой в соответствии с синтаксическими правилами. Каждая из программ, построенная по этим правилам, имеет соответствующую иерархическую структуру.

В связи с этим для всех языков и их программ можно дополнительно выделить следующие общие черты: каждый язык должен содержать правила, позволяющие порождать программы, соответствующие этому языку или распознавать соответствие между написанными программами и заданным языком.

Связь структуры программы с языком программирования называется синтаксическим отображением .

В качестве примера рассмотрим зависимость между иерархической структурой и цепочкой символов, определяющей следующее арифметическое выражение:

В большинстве языков программирования данное выражение определяет иерархию программных объектов, которую можно отобразить в виде дерева (рис. 1.1.):

В кружках представлены символы, используемые в качестве элементарных конструкций, а в прямоугольниках задаются составные понятия, имеющие иерархическую и, возможно, рекурсивную структуру. Эта иерархия определяется с помощь синтаксических правил, записанных на специальном языке, который называется метаязыком (подробнее метаязыки будут рассмотрены при изучении формальных грамматик):

<выражение> ::= <слагаемое> | <выражение> + <слагаемое>

<слагаемое> ::= <множитель> | <слагаемое> * <множитель>

<множитель> ::= <буква> | (<выражение>)

<буква>

Примечание. Знак "::=" читается как "это есть". Вертикальная черта "|" читается как "или".

Если правила будут записаны иначе, то изменится и иерархическая структура. В качестве примера можно привести следующие способ записи правил:

<выражение> ::= <операнд> | <выражение> + < операнд > | <выражение> * < операнд >

<операнд> ::= <буква> | (<выражение>)

<буква> ::= a | b | c | d | i | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o | p | q | r | s | t | u | v | w | x | y | z

В результате синтаксического разбора того же арифметического выражения будет построена иерархическая структура, представленная на рис. 1.2.


Следует отметить, что иерархическая структура в общем случае может быть никоим образом не связана с семантикой выражения. И в том и другом случае приоритет выполнения операций может быть реализован в соответствии с общепринятыми правилами, когда умножение предшествует сложению (или наоборот, все операции могут иметь одинаковый приоритет при любом наборе правил). Однако первая структура явно поддерживает дальнейшую реализацию общепринятого приоритета, тогда как вторая больше подходит для реализации операций с одинаковым приоритетом и их выполнению справа налево.

Процесс нахождения синтаксической структуры заданной программы называется синтаксическим разбором .

Синтаксическая структура, правильная для одного языка, может быть ошибочной для другого. Например, в языке Форт приведенной выражение не будет распознано. Однако для этого языка корректным будет являться постфиксное выражение:

Его синтаксическая структура описывается правилами:

<выражение> ::= <буква> | <операнд> <операнд> <операция>

< операнд > ::= < буква > | < выражение >

< операция > ::= + | *

<буква> ::= a | b | c | d | i | f | g | h | i | j | k | l | m | n | o | p | q | r | s | t | u | v | w | x | y | z

Иерархическое дерево, определяющее синтаксическую структуру, представлено на рис. 1.3.

Другой характерной особенностью всех языков является их семантика. Она определяет смысл операций языка, корректность операндов. Цепочки, имеющие одинаковую синтаксическую структуру в различных языках программирования, могут различаться по семантике (что, например, наблюдается в C++, Pascal, Basic для приведенного выше фрагмента арифметического выражения).

Знание семантики языка позволяет отделить ее от его синтаксиса и использовать для преобразования в другой язык (осуществить генерацию кода).

Описание семантики и распознавание ее корректности обычно является самой трудоемкой и объемной частью транслятора, так как необходимо осуществить перебор и анализ множества вариантов допустимых комбинаций операций и операндов.

Обобщенная структура транслятора

Общие свойства и закономерности присущи как различным языкам программирования, так и трансляторам с этих языков. В них протекают схожие процессы преобразования исходного текста. Не смотря на то, что взаимодействие этих процессов может быть организовано различным путем, можно выделить функции, выполнение которых приводит к одинаковым результатам. Назовем такие функции фазами процесса трансляции.

Учитывая схожесть компилятора и интерпретатора, рассмотрим фазы, существующие в компиляторе. В нем выделяются:

  1. Фаза лексического анализа.
  2. Фаза синтаксического анализа, состоящая из:
  • распознавания синтаксической структуры;
  • семантического разбора, в процессе которого осуществляется работа с таблицами, порождение промежуточного семантического представления или объектной модели языка.
  • Фаза генерации кода, осуществляющая:
    • семантический анализ компонент промежуточного представления или объектной модели языка;
    • перевод промежуточного представления или объектной модели в объектный код.

    Наряду с основными фазами процесса трансляции возможны также дополнительные фазы:

      2а. Фаза исследования и оптимизации промежуточного представления, состоящая из:
    2а.1. анализа корректности промежуточного представления;
    2а.2. оптимизации промежуточного представления.
      3а. Фаза оптимизации объектного кода.

    Интерпретатор отличается тем, что фаза генерации кода обычно заменяется фазой эмуляции элементов промежуточного представления или объектной модели языка. Кроме того, в интерпретаторе обычно не проводится оптимизация промежуточного представления, а сразу же осуществляется его эмуляция.

    Кроме этого можно выделить единый для всех фаз процесс анализа и исправление ошибок, существующих в обрабатываемом исходном тексте программы.

    Обобщенная структура компилятора, учитывающая существующие в нем фазы, представлена на рис. 1.4.

    Он состоит из лексического анализатора, синтаксического анализатора, генератора кода, анализатора ошибок. В интерпретаторе вместо генератора кода используется эмулятор (рис. 1.5), в который, кроме элементов промежуточного представления, передаются исходные данные. На выход эмулятора выдается результат вычислений.

    Лексический анализатор (известен также как сканер) осуществляет чтение входной цепочки символов и их группировку в элементарные конструкции, называемые лексемами. Каждая лексема имеет класс и значение. Обычно претендентами на роль лексем выступают элементарные конструкции языка, например, идентификатор, действительное число, комментарий. Полученные лексемы передаются синтаксическому анализатору. Сканер не является обязательной частью транслятора. Однако, он позволяет повысить эффективность процесса трансляции. Подробнее лексический анализ рассмотрен в теме: "Организация лексического анализа".

    Синтаксический анализатор осуществляет разбор исходной программы, используя поступающие лексемы, построение синтаксической структуры программы и семантический анализ с формированием объектной модели языка. Объектная модель представляет синтаксическую структуру, дополненную семантическими связями между существующими понятиями. Этими связями могут быть:

    • ссылки на переменные, типы данных и имена процедур, размещаемые в таблицах имен;
    • связи, определяющие последовательность выполнения команд;
    • связи, определяющие вложенность элементов объектной модели языка и другие.

    Таким образом, синтаксический анализатор является достаточно сложным блоком транслятора. Поэтому его можно разбить на следующие составляющие:

    • распознаватель;
    • блок семантического анализа;
    • объектную модель, или промежуточное представление, состоящие из таблицы имен и синтаксической структуры.

    Обобщенная структура синтаксического анализатора приведена на рис. 1.6.

    Распознаватель получает цепочку лексем и на ее основе осуществляет разбор в соответствии с используемыми правилами. Лексемы, при успешном разборе правил, передаются семантическому анализатору, который строит таблицу имен и фиксирует фрагменты синтаксической структуры. Кроме этого, между таблицей имен и синтаксической структурой фиксируются дополнительные семантические связи. В результате формируется объектная модель программы, освобожденная от привязки к синтаксису языка программирования. Достаточно часто вместо синтаксической структуры, полностью копирующей иерархию объектов языка, создается ее упрощенный аналог, который называется промежуточным представлением.

    Анализатор ошибок получает информацию об ошибках, возникающих в различных блоках транслятора. Используя полученную информацию, он формирует сообщения пользователю. Кроме этого, данный блок может попытаться исправить ошибку, чтобы продолжить разбор дальше. На него также возлагаются действия, связанные с корректным завершением программы в случае, когда дальнейшую трансляцию продолжать невозможно.

    Генератор кода строит код объектной машины на основе анализа объектной модели или промежуточного представления. Построение кода сопровождается дополнительным семантическим анализом, связанным с необходимостью преобразования обобщенных команд в коды конкретной вычислительной машины. На этапе такого анализа окончательно определяется возможность преобразования, и выбираются эффективные варианты. Сама генерация кода является перекодировкой одних команд в другие.

    Варианты взаимодействия блоков транслятора

    Организация процессов трансляции, определяющая реализацию основных фаз, может осуществляться различным образом. Это определяется различными вариантами взаимодействия блоков транслятора: лексического анализатора, синтаксического анализатора и генератора кода. Несмотря на одинаковый конечный результат, различные варианты взаимодействия блоков транслятора обеспечивают различные варианты хранения промежуточных данных. Можно выделить два основных варианта взаимодействия блоков транслятора:

    • многопроходную организацию, при которой каждая из фаз является независимым процессом, передающим управление следующей фазе только после окончания полной обработки своих данных;
    • однопроходную организацию, при которой все фазы представляют единый процесс и передают друг другу данные небольшими фрагментами.

    На основе двух основных вариантов можно также создавать их разнообразные сочетания.

    Многопроходная организация взаимодействия блоков транслятора

    Данный вариант взаимодействия блоков, на примере компилятора, представлен на рис 1.7.


    Лексический анализатор полностью обрабатывает исходный текст, формируя на выходе цепочку, состоящую из всех полученных лексем. Только после этого управление передается синтаксическому анализатору. Синтаксический анализатор получает сформированную цепочку лексем и на ее основе формирует промежуточное представление или объектную модель. После получения всей объектной модели он передает управление генератору кода. Генератор кода, на основе объектной модели языка, строит требуемый машинный код

    К достоинствам такого подхода можно отнести:

    1. Обособленность отдельных фаз, что позволяет обеспечить их независимую друг от друга реализацию и использование.
    2. Возможность хранения данных, получаемых в результате работы каждой из фаз, на внешних запоминающих устройствах и их использования по мере надобности.
    3. Возможность уменьшения объема оперативной памяти, требуемой для работы транслятора, за счет последовательного вызова фаз.

    К недостаткам следует отнести.

    1. Наличие больших объемов промежуточной информации, из которой в данный момент времени требуется только небольшая часть.
    2. Замедление скорости трансляции из-за последовательного выполнения фаз и использования для экономии оперативной памяти внешних запоминающих устройств.

    Данный подход может оказаться удобным при построении трансляторов с языков программирования, обладающей сложной синтаксической и семантической структурой (например, PL/I). В таких ситуациях трансляцию сложно осуществить за один проход, поэтому результаты предыдущих проходов проще представлять в виде дополнительных промежуточных данных. Следует отметить, что сложные семантическая и синтаксическая структуры языка могут привести к дополнительным проходам, необходимым для установления требуемых зависимостей. Общее количество проходов может оказаться более десяти. На число проходов может также влиять использование в программе конкретных возможностей языка, таких как объявление переменных и процедур после их использования, применение правил объявления по умолчанию и т. д.

    Однопроходная организация взаимодействия блоков транслятора

    Один из вариантов взаимодействия блоков компилятора при однопроходной организации представлено на рис. 1.8.

    В этом случае процесс трансляции протекает следующим образом. Лексический анализатор читает фрагмент исходного текста, необходимый для получения одной лексемы. После формирования лексемы им осуществляется вызов синтаксического анализатора и передача ему созданной лексемы в качестве параметра. Если синтаксический анализатор может построить очередной элемент промежуточного представления, то он делает это и передает построенный фрагмент генератору кода. В противном случае синтаксический анализатор возвращает управление сканеру, давая, тем самым, понять, что очередная лексема обработана и нужны новые данные.

    Генератор кода функционирует аналогичным образом. По полученному фрагменту промежуточного представления он создает соответствующий фрагмент объектного кода. После этого управление возвращается синтаксическому анализатору.

    По окончании исходного текста и завершении обработки всех промежуточных данных каждым из блоков лексический анализатор инициирует процесс завершения программы.

    Чаще всего в однопроходных трансляторах используется другая схема управления, в которой роль основного блока играет синтаксический анализатор (рис. 1.9).

    Лексический анализатор и генератор кода выступают в роли вызываемых им подпрограмм. Как только синтаксическому анализатору нужна очередная лексема, он вызывает сканер. При получении фрагмента промежуточного представления осуществляется обращение к генератору кода. Завершение процесса трансляции происходит после получения и обработки последней лексемы и инициируется синтаксическим анализатором.

    К достоинствам однопроходной схемы следует отнести отсутствие больших объемов промежуточных данных, высокую скорость обработки из-за совмещении фаз в едином процессе и отсутствие обращений в внешним запоминающим устройствам.

    К недостаткам относятся: невозможность реализации такой схемы трансляции для сложных по структуре языков и отсутствие промежуточных данных, которые можно использовать для комплексного анализа и оптимизации.

    Такая схема часто применяется для простых по семантической и синтаксической структурам языков программирования, как в компиляторах, так и в интерпретаторах. Примерами таких языков могут служить Basic и Pascal. Классический интерпретатор обычно строится по однопроходной схеме, так как непосредственное исполнение осуществляется на уровне отдельных фрагментов промежуточного представления. Организация взаимодействия блоков такого интерпретатора представлена на рис. 1.10.

    Комбинированные взаимодействия блоков транслятора

    Сочетания многопроходной и однопроходной схем трансляции порождают разнообразные комбинированные варианты, многие из которых успешно используются. В качестве примера можно рассмотреть некоторые из них.

    На рис. 1.11 представлена схема взаимодействия блоков транслятора, разбивающая весь процесс на два прохода. На первом проходе порождается полное промежуточное представление программы, а на втором осуществляется генерация кода. Использование такой схемы позволяет легко переносить транслятор с одной вычислительной системы на другую путем переписывания генератора кода.

    Кроме этого, вместо генератора кода легко подключить эмулятор промежуточного представления, что достаточно просто позволяет разработать систему программирования на некотором языке, ориентированную на различные среды исполнения. Пример подобной организации взаимодействия блоков транслятора представлен на рис. 1.12.


    Наряду со схемами, предполагающими замену генератора кода на эмулятор, существуют трансляторы, допускающие их совместное использование. Одна из таких схем представлена на рис. 1.13.

    Процесс трансляции, включая и генерацию кода, может быть выполнен за любое число проходов (в примере используется однопроходная трансляция, представленная ранее на ). Однако сформированный объектный код не исполняется на соответствующей ему вычислительной системе, а эмулируется на компьютере с другой архитектурой. Такая схема применяется в среде построенной вокруг языка программировании Java. Сам транслятор генерирует код виртуальной Java-машины, эмуляция которого осуществляется специальными средствами как автономно, так и в среде Internet браузера.

    Представленная схема может иметь и более широкое толкование применительно к любому компилятору, порождающему машинный код. Все дело в том, что большинство современных вычислительных машин реализованы с использованием микропрограммного управления. А микропрограммное устройство управления можно рассматривать как программу, эмулирующую машинный код. Это позволяет говорить о повсеместном использовании последней представленной схемы.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Назовите отличия:
      • интерпретатора от компилятора;
      • компилятора от ассемблера;
      • перекодировщика от транслятора;
      • эмулятора от интерпретатора;
      • синтаксиса от семантики.
    1. Расскажите об известных Вам последних разработках языков программирования. Приведите основные характеристики названных языков.
    2. Приведите конкретные примеры использования методов трансляции в областях, не связанных с языками программирования.
    3. Приведите конкретные примеры компилируемых языков программирования.
    4. Приведите конкретные примеры интерпретируемых языков программирования.
    5. Приведите конкретные примеры языков программирования, для которых имеются как компиляторы, так и интерпретаторы.
    6. Основные достоинства и недостатки компиляторов.
    7. Основные достоинства и недостатки интерпретаторов.
    8. Опишите основные различия в синтаксисе двух известных Вам языков программирования.
    9. Опишите основные различия в семантике двух известных Вам языков программирования.
    10. Назовите основные фазы процесса трансляции и их назначение.
    11. Назовите специфические особенности однопроходной трансляции.
    12. Назовите специфические особенности многопроходной трансляции.
    13. Приведите примеры возможных комбинаций однопроходной и многопроходной трансляции. Расскажите о практическом использовании этих схем.

    Для перевода с одного языка на другой программам, как и людям, требуется переводчик или, говоря по-научному, транслятор.

    Транслятор: основные понятия

    Такая программа как транслятор представляет собой лингвистическое представление вычислений I ->P ->P (i). Интерпретатор представляет собой программу, на вход которой подается программа P с некоторыми входными данными X.Выполняет он P на X: I(P, x)=P(x).Существует единственный транслятор, который способен выполнять все возможные программы (которые можно представить в формальной системе). Это является очень значительным и глубоким открытием Тьюринга. Процессор представляет собой интерпретатор программ на машинном языке. Писать интерпретаторы для языков высокого уровня, как правило, слишком дорого, поэтому их транслируют в ту форму, которую легче интерпретировать. Некоторые виды трансляторов обладают очень странными именами. Программа транслирует программы на ассемблере в машинный язык. Компилятор позволяет транслировать с языка высокого уровня на язык более низкого уровня. Транслятор представляет собой программу, которая в качестве входных данных принимает программу на некотором языке S и после обработки выдает программу на языке T.Таким образом, они обе имеют ту же семантику: P->X->Q. Таким образом, для любого xP(x)=Q(x). Если транслировать всю программу в нечто интерпретируемое, то это называется компиляцией перед исполнением или компиляцией AOT. Компиляторы AOT могут использоваться последовательно. Последний из них очень часто является ассемблером. Так, рассмотрим пример: Исходный код ->Компилятор (транслятор) -> Ассемблерный код -> Ассемблер (транслятор) -> Машинный код -> ЦПУ (интерпретатор). Динамическая или оперативная компиляция осуществляется в том случае, если часть программы транслируется, когда исполняются другие скомпилированные ранее части. Трансляторы JIT запоминают то, что они уже выполнили ранее, чтобы снова и снова не повторять исходный код. Они даже способны выполнять адаптивную компиляцию и перекомпиляцию, которая основана на поведении среды выполнения программы. Многие языки дают возможность выполнять код во время трансляции, а также компилировать новый код во время выполнения программы.

    Трансляция: этапы

    Процесс трансляции состоит из этапов синтеза и анализа. Схематично этот процесс выглядит примерно следующим образом: Исходный код -> Анализатор -> Концептуальное представление -> Синтезатор (генератор) -> Целевой код. Обусловлено это следующими причинами:

    — любой другой способ просто не подходит;

    — перевод по словам просто не работает.

    Можно использовать следующее инженерное решение: если необходимо написать трансляторы для M исходных языков и N целевых, потребуется написать только M+N простых программ (полукомпиляторов), а не MxN полных (комплексных) трансляторов. На практике, тем не менее, концептуальное представление довольно редко бывает выразительным и мощным, чтобы охватить все существующие целевые и исходные языки. Хотя некоторые пользователи смогли приблизиться к этому. Реальные компиляторы проходят через множество различных этапов. При создании собственного компилятора не нужно будет заново проводить всю тяжелую работу, которую программисты уже проделали при создании генераторов и представлений. Свой язык можно транслировать непосредственно в JavaScript или C и использовать для этой цели существующие компиляторы языка C и JavaScript движки для того, чтобы сделать все остальное. Можно также использовать существующие промежуточные представления и виртуальные машины.

    Запись транслятора

    Транслятор может представлять собой техническое средство или программу, в которой используются три языка: исходный, целевой, базисный. Записать их можно в форме T, расположив слева исходный, справа целевой и ниже базисный. Всего существует три вида компиляторов.

    1. Транслятор – это самокомпилятор, если исходный язык у него соответствует базисному.
    2. Саморезидентным называется компилятор, у которого целевой язык равняется базисному.
    3. Если целевой и базисный языки различные, то транслятор – это кросс-компилятор.

    Почему важно различать эти виды компиляторов? Даже если вы никогда не создадите по-настоящему качественный компилятор, неплохо будет узнать о технологии его создания, поскольку все используемые для этой цели концепции применяются повсеместно в языках запросов к базам данных, при форматировании текстов, в расширенных компьютерных архитектурах, графических интерфейсах, обобщенных задачах оптимизации, машинных переводах, контроллерах и в виртуальных машинах. Также, если необходимо написать препроцессоры, загрузчики, сборщики, отладчики или профилировщики, необходимо пройти через все те же этапы, что и при написании компилятора. Можно также узнать о том, каким образом лучше писать программы, поскольку разработка транслятора для языка программирования означает лучшее понимание всех его неясностей и тонкостей. Благодаря изучению общих принципов трансляции вы можете стать хорошим дизайнером языка. Но действительно ли это важно? Насколько крут язык, если он не может быть эффективно реализован?

    Масштабная технология

    Технология компилятора охватывает широкий круг различных областей информатики. В него входят формальная теория языка, грамматика, компьютерная архитектура, парсинг, вычислимость, наборы инструкций, CISC или RISC, конвейерная обработка, тактовые циклы, ядра и т.п., а также управление последовательностью выполнения, рекурсии, условное выполнение, функциональное разложение, итерации, модульность, синхронизация, метапрограммирование, константы, область видимости, шаблоны, тип вывода, аннотации, прототипы, потоки, почтовые ящики, монады, групповые символы, продолжения, транзакционную память, регулярные выражения, полиморфизм, наследование, режимы параметров и т.п. Также для создания компилятора необходимо разбираться в абстрактных языках программирования, алгоритмах и структуре данных, регулярных выражениях, графических алгоритмах, динамическом программировании.

    Проектирование компилятора. Возможные проблемы, возникающие при создании реального транслятора

    Какие проблемы могут возникать с исходным языком? Легко ли его скомпилировать? Имеется ли для этого препроцессор? Каким образом обрабатываются типы? Какая группировка проходов компилятора используется – одно- или многоходовая? Также особого внимания заслуживает желаемая степень оптимизации. Быстрая и нечистая трансляция программы практически без оптимизации может быть нормальной. Чрезмерная оптимизация может тормозить компилятор, однако, во время выполнения лучший код может того стоить.

    Степень обнаружения ошибок. Нужно ли, чтобы транслятор остановился уже на первой ошибке? Когда он должен остановиться? Стоит ли доверять компилятору процедуру исправления ошибок?

    Необходимый набор инструментов

    Если в вашем случае исходный язык является не слишком маленьким, то наличие генератора анализаторов и сканера являются обязательным условием. Также существуют и специальные генераторы кода, но они не получили слишком большого распространения.

    Что касается вида целевого кода для генерации, тут необходимо выбирать из чистого, дополненного или виртуального машинного кода. Можно также написать входную часть, которая создает популярные промежуточные представления, такие как LLVM, JVM, RTL. Можно также сделать трансляцию из исходного в исходный код на Java Script или C. Если говорить о формате целевого кода, тут здесь можно выбрать переносимый машинный код, машинный код образа памяти, язык ассемблера.

    Перенацеливание

    При использовании большого количества генераторов неплохо было бы иметь общую входную часть. Также по этой причине для многих входных частей лучше иметь один генератора.

    Компоненты компилятора

    Перечислим главные функциональные компоненты транслятора, который генерирует машинный код, если выходной программой является программа, написанная на языке C или виртуальная машина:

    — входная программа поступает в лексический анализатор, или по-другому сканер, который преобразует ее в поток токенов;

    — синтаксический анализатор (парсер) строит из них абстрактное синтаксическое дерево;

    — семантический анализатор раскладывает семантическую информацию и проверяет на предмет наличия ошибок узлы дерева;

    — в результате строится семантический граф. Под этим термином понимают абстрактное синтаксическое дерево с установленными ссылками и дополнительными свойствами;

    — генератор промежуточного кода строит граф потока (кортежи группируются в основные блоки);

    — машинонезависимый оптимизатор проводит локальную и глобальную оптимизацию, но в основном остается в рамках подпрограмм, при этом упрощает вычисления и сокращает избыточный код. В результате должен получиться модифицированный граф потока;

    — для связи базовых блоков в прямолинейный код с передачей управления используется генератор целевого кода. Он создает на ассемблере объектный файл с визуальными регистрами, возможно не слишком эффективными;

    — для распределения памяти между виртуальными регистрами и выполнения планирования команд используется машинозависимый оптимизатор-компоновщик. Он также осуществляет преобразование программы, написанной на ассемблере, в настоящий ассемблер с применением конвейерной обработки.

    — используются подсистемы обнаружения ошибок и менеджер таблиц символов;

    — сканирование и лексический анализ. Сканер используется для конвертации потока знаков исходного кода в поток токенов, убирая комментарии, пробелы и расширяя макросы. Довольно часто сканеры встречаются с такой проблемой, принимать ли во внимание отступы, регистр, вложенные комментарии.

    Те ошибки, которые могут встретиться при сканировании, называются лексическими. Они включают в себя следующие:

    — отсутствующие в алфавите символы;

    — превышение количества знаков в строке или слове;

    — не закрытый строковый литерал или знак;

    — конец файла в комментарии.

    Синтаксический анализ или парсинг применяется для преобразования последовательности токенов в абстрактное синтаксическое дерево. При этом каждый узел дерева сохраняется как объект с именованными полями. Многие из них сами являются узлами дерева. Циклы на этом этапе отсутствуют. При создании парсера нужно в первую очередь обращать внимание на уровень сложности грамматики (LRили LL) и выяснить, имеются ли какие-то правила снятия неоднозначности. Действительно некоторые языки требуют проведения семантического анализа. Ошибки, которые встречаются на данном этапе, называются синтаксическими.

    Семантический анализ

    При проведении семантического анализа, необходимо, прежде всего, проверить правила допустимости и связать в одно целое части синтаксического дерева для формирования семантического графа путем вставки операции для неявного приведения типов, разрешения ссылок имен и т.п. Понятно, что разные языки программирования имеют различный набор правил допустимости. Если осуществляется компиляция Java-подобных языков, трансляторы могут обнаружить следующие ошибки:

    — множественные объявления переменной в пределах области ее действия;

    — нарушение правил доступности;

    — наличие ссылок на необъявленное имя;

    — чересчур большое или, наоборот, недостаточное число аргументов при вызове метода;

    — несоответствие типов.

    Генерация

    Путем генерации промежуточного кода производится граф потока, который составлен из кортежей, сгруппированных в базовые блоки. После генерации кода получается реальный машинный код. На первом этапе в традиционных компиляторах для машин RISC на первом этапе создается ассемблер с бесконечным количеством виртуальных регистров. Вероятно, этого не произойдет для машин CISC.

    • Адресный . Функциональное устройство, преобразующее виртуальный адрес (англ. Virtual address) в реальный адрес.
    • Диалоговый . Обеспечивает использование языка программирования в режиме разделения времени.
    • Многопроходной . Формирует объектный модуль за несколько просмотров исходной программы.
    • Обратный . То же, что детранслятор. См. также: декомпилятор, дизассемблер.
    • Однопроходной . Формирует объектный модуль за один последовательный просмотр исходной программы.
    • Оптимизирующий . Выполняет оптимизацию кода в создаваемом объектном модуле.
    • Синтаксически-ориентированный (синтаксически-управляемый). Получает на вход описание синтаксиса и семантики языка и текст на описанном языке, который и транслируется в соответствии с заданным описанием.
    • Тестовый . Набор макрокоманд языка ассемблера, позволяющих задавать различные отладочные процедуры в программах, составленных на языке ассемблера.

    Цель трансляции - преобразовать текст с одного языка на другой, который понятен адресату текста. В случае программ-трансляторов, адресатом является техническое устройство (процессор) или программа-интерпретатор.

    Язык процессоров (машинный код) обычно является низкоуровневым. Существуют платформы, использующие в качестве машинного язык высокого уровня (например, iAPX-432), но они являются исключением из правила в силу сложности и дороговизны. Транслятор, который преобразует программы в машинный язык, принимаемый и исполняемый непосредственно процессором, называется компилятором .

    Процесс компиляции как правило состоит из нескольких этапов: лексического, синтаксического и семантического анализов (англ. Semantic analysis), генерации промежуточного кода, оптимизации и генерации результирующего машинного кода. Помимо этого, программа как правило зависит от сервисов, предоставляемых операционной системой и сторонними библиотеками (например, файловый ввод-вывод или графический интерфейс), и машинный код программы необходимо связать с этими сервисами. Связывание со статическими библиотеками выполняется редактором связей или компоновщиком (который может представлять из себя отдельную программу или быть частью компилятора), а с операционной системой и динамическими библиотеками связывание выполняется при начале исполнения программы загрузчиком.

    Достоинство компилятора: программа компилируется один раз и при каждом выполнении не требуется дополнительных преобразований. Соответственно, не требуется наличие компилятора на целевой машине, для которой компилируется программа. Недостаток: отдельный этап компиляции замедляет написание и отладку и затрудняет исполнение небольших, несложных или разовых программ.

    Другой метод реализации - когда программа исполняется с помощью интерпретатора вообще без трансляции. Интерпретатор программно моделирует машину, цикл выборки-исполнения которой работает с командами на языках высокого уровня, а не с машинными командами. Такое программное моделирование создаёт виртуальную машину, реализующую язык. Этот подход называется чистой интерпретацией. Чистая интерпретация применяется как правило для языков с простой структурой (например, АПЛ или Лисп). Интерпретаторы командной строки обрабатывают команды в скриптах в UNIX или в пакетных файлах (.bat) в MS-DOS также как правило в режиме чистой интерпретации.

    Достоинство чистого интерпретатора: отсутствие промежуточных действий для трансляции упрощает реализацию интерпретатора и делает его удобнее в использовании, в том числе в диалоговом режиме. Недостаток - интерпретатор должен быть в наличии на целевой машине, где должна исполняться программа.

    Существуют компромиссные между компиляцией и чистой интерпретацией варианты реализации языков программирования, когда интерпретатор перед исполнением программы транслирует её на промежуточный язык (например, в байт-код или p-код), более удобный для интерпретации (то есть речь идёт об интерпретаторе со встроенным транслятором). Такой метод называется смешанной реализацией. Примером смешанной реализации языка может служить Perl. Этот подход сочетает как достоинства компилятора и интерпретатора (большая скорость исполнения и удобство использования), так и недостатки (для трансляции и хранения программы на промежуточном языке требуются дополнительные ресурсы; для исполнения программы на целевой машине должен быть представлен интерпретатор). Также, как и в случае компилятора, смешанная реализация требует, чтобы перед исполнением исходный код не содержал ошибок (лексических, синтаксических и семантических).

    Трансляция и интерпретация - разные процессы: трансляция занимается переводом программ с одного языка на другой, а интерпретация отвечает за исполнение программ. Однако, поскольку целью трансляции как правило является подготовка программы к интерпретации, то эти процессы обычно рассматриваются вместе. Например, языки программирования часто характеризуются как «компилируемые» или «интерпретируемые», в зависимости от того, преобладает при использовании языка компиляция или интерпретация. Причём практически все языки программирования низкого уровня и третьего поколения, вроде ассемблера, Си или Модулы-2, являются компилируемыми, а более высокоуровневые языки, вроде Python или SQL, - интерпретируемыми.

    С другой стороны, существует взаимопроникновение процессов трансляции и интерпретации: интерпретаторы могут быть компилирующими (в том числе с динамической компиляцией), а в трансляторах может требоваться интерпретация для конструкций метапрограммирования (например, для макросов в языке ассемблера, условной компиляции в Си или для шаблонов в C++).

    Более того, один и тот же язык программирования может и транслироваться, и интерпретироваться, и в обоих случаях должны присутствовать общие этапы анализа и распознавания конструкций и директив исходного языка. Это относится и к программным реализациям, и к аппаратным - так, процессоры семейства x86 перед исполнением инструкций машинного языка выполняют их декодирование, выделяя в опкодах поля операндов (регистров, адресов памяти, непосредственных значений), разрядности и т. п., а в процессорах Pentium с архитектурой NetBurst машинный код перед сохранением во внутреннем кэше вообще транслируется в последовательность микроопераций.

    Транслятор (англ. translator - переводчик) - это программа-переводчик. Она преобразует программу, написанную на одном из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд. Транслятор обычно выполняет также диагностику ошибок, формирует словари идентификаторов, выдаёт для печати тексты программы и т. д. Язык, на котором представлена входная программа, называется исходным языком, а сама программа - исходным кодом. Выходной язык называется целевым языком или объектным кодом.

    В общем случае понятие трансляции относится не только к языкам программирования, но и к другим языкам - как формальным компьютерным (вроде языков разметки типа HTML), так и естественным (русскому, английскому и т. п.).

    Виды трансляторов

      Диалоговый. Обеспечивает использование языка программирования в режиме разделения времени (англ.).

      Синтаксически-ориентированный (синтаксически-управляемый). Получает на вход описание синтаксиса и семантики языка и текст на описанном языке, который и транслируется в соответствии с заданным описанием.

      Однопроходной. Формирует объектный модуль за один последовательный просмотр исходной программы.

      Многопроходной. Формирует объектный модуль за несколько просмотров исходной программы.

      Оптимизирующий. Выполняет оптимизацию кода в создаваемом объектном модуле.

      Тестовый. Набор макрокоманд языка ассемблера, позволяющих задавать различные отладочные процедуры в программах, составленных на языке ассемблера.

      Обратный. Для программы в машинном коде выдаёт эквивалентную программу на каком-либо языке программирования (см.: дизассемблер, декомпилятор).

    Трансляторы реализуются в виде компиляторов или интерпретаторов. С точки зрения выполнения работы компилятор и интерпретатор существенно различаются.

    Компилятор (англ. compiler - составитель, собиратель) читает всю программу целиком, делает ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется. Входной информацией для компилятора (исходный код) является описание алгоритма или программа на проблемно-ориентированном языке, а на выходе компилятора - эквивалентное описание алгоритма на машинно-ориентированном языке (объектный код).

    Виды компиляторов

      Векторизующий. Транслирует исходный код в машинный код компьютеров, оснащённых векторным процессором.

      Гибкий. Сконструирован по модульному принципу, управляется таблицами и запрограммирован на языке высокого уровня или реализован с помощью компилятора компиляторов.

      Диалоговый. См.: диалоговый транслятор.

      Инкрементальный. Повторно транслирует фрагменты программы и дополнения к ней без перекомпиляции всей программы.

      Интерпретирующий (пошаговый). Последовательно выполняет независимую компиляцию каждого отдельного оператора (команды) исходной программы.

      Компилятор компиляторов. Транслятор, воспринимающий формальное описание языка программирования и генерирующий компилятор для этого языка.

      Отладочный. Устраняет отдельные виды синтаксических ошибок.

      Резидентный. Постоянно находится в оперативной памяти и доступен для повторного использования многими задачами.

      Самокомпилируемый. Написан на том же языке, с которого осуществляется трансляция.

      Универсальный. Основан на формальном описании синтаксиса и семантики входного языка. Составными частями такого компилятора являются: ядро, синтаксический и семантический загрузчики.

    Каждая вычислительная машина имеет свой собственный язык программирования – язык команд или машинный язык – и может исполнять программы, записанные только на этом языке. С помощью машинного языка, в принципе, можно описать любой алгоритм, но затраты на программирование будут чрезвычайно велики. Это обусловлено тем, что машинный язык позволяет описывать и обрабатывать лишь примитивные структуры данных – бит, байт, слово. Программирование в машинных кодах требует чрезмерной детализации программы и доступно лишь программистам, хорошо знающим устройство и функционирование ЭВМ. Преодолеть эту трудность и позволили языки высокого уровня (Фортран, ПЛ/1, Паскаль, Си, Ада и др.) с развитыми структурами данных и средствами их обработки, не зависящими от языка конкретной ЭВМ.

    Алгоритмические языки высокого уровня дают возможность программисту достаточно просто и удобно описывать алгоритмы решения многих прикладных задач. Такое описание называют исходной программой , а язык высокого уровня — входным языком .

    Языковым процессором называют программу на машинном языке, позволяющую вычислительной машине понимать и выполнять программы на входном языке. Различают два основных типа языковых процессоров: интерпретаторы и трансляторы.

    Интерпретатор – это программа, которая в качестве входа допускает программу на входном языке и по мере распознавания конструкций входного языка реализует их, выдавая на выходе результаты вычислений, предписанные исходной программой.

    Транслятор – это программа, которая допускает на входе исходную программу и порождает на своем выходе программу, функционально-эквивалентную исходной, называемую объектной . Объектная программа записывается на объектном языке. В частном случае, объектным языком может служить машинный язык, и в этом случае, полученную на выходе транслятора программу можно сразу же выполнить на ЭВМ (проинтерпретировать). При этом ЭВМ является интерпретатором объектной программы в машинных кодах. В общем случае объектный язык не обязательно должен быть машинным или близким к нему (автокодом). В качестве объектного языка может служить некоторый промежуточный язык – язык, лежащий между входным и машинным языками.

    Если в качестве объектного языка используется промежуточный язык, то возможны два варианта построения транслятора.

    Первый вариант – для промежуточного языка имеется (или разрабатывается) другой транслятор с промежуточного языка на машинный, и он используется в качестве последнего блока проектируемого транслятора.

    Второй вариант построения транслятора с использованием промежуточного языка – построить интерпретатор команд промежуточного языка и использовать его в качестве последнего блока транслятора. Преимущество интерпретаторов проявляется в отладочных и диалоговых трансляторах, обеспечивающих работу пользователя в диалоговом режиме, вплоть до внесений изменений в программу без ее повторной полной перетрансляции.

    Интерпретаторы используются также и при эмуляции программ – исполнении на технологической машине программ, составленных для другой (объектной) машины. Данный вариант, в частности, используется при отладке на универсальной ЭВМ программ, которые будут выполняться на специализированной ЭВМ.

    Транслятор, использующий в качестве входного языка язык, близкий к машинному (автокод или ассемблер), традиционно называют ассемблером . Транслятор для языка высокого уровня называют компилятором .

    В построении компилятора за последние годы достигнуты значительные успехи. Первые компиляторы использовали так называемые прямые методы трансляции – это преимущественно эвристические методы, в которых на основе общей идеи для каждой конструкции языка разрабатывался свой алгоритм перевода в машинный эквивалент. Эти методы были медленные и не носили структурного характера.

    В основе методики проектирования современных компиляторов лежит композиционный синтаксически-управляемый метод обработки языков . Композиционный в том смысле, что процесс перевода исходной программы в объектную реализуется композицией функционально независимых отображений с явно выделенными входными и выходными структурами данных. Отображения эти строятся из рассмотрения исходной программы, как композиции основных аспектов (уровней) описания входного языка: лексики, синтаксиса, семантики и прагматики, и выявления этих аспектов из исходной программы в ходе ее компиляции. Рассмотрим эти аспекты с целью получения упрощенной модели компилятора.

    Основой любого естественного или искусственного языка является алфавит – набор допустимых в языке элементарных знаков (букв, цифр и служебных знаков). Знаки могут объединяться в слова – элементарные конструкции языка, рассматриваемые в тексте (программе) как неделимые символы, имеющие определенный смысл.


    Словом может быть и одиночный символ. Например, в языке Паскаль словами являются идентификаторы, ключевые слова, константы, и разделители, в частности знаки арифметических и логических операций, скобки, запятые и другие символы. Словарный состав языка вместе с описанием способов их представления составляют лексику языка.

    Слова в языке объединяются в более сложные конструкции – предложения. В языках программирования простейшим предложением является оператор. Предложения строятся из слов и более простых предложений по правилам синтаксиса. Синтаксис языка представляет собой описание правильных предложений. Описание смысла предложений, т.е. значений слов и их внутренних связей, составляет семантику языка. В дополнение отметим, что конкретная программа несет в себе некоторое воздействие на транслятор – прагматизм . В совокупности синтаксис, семантика и прагматизм языка образуют семиотику языка.

    Перевод программы с одного языка на другой, в общем случае состоит в изменении алфавита, лексики и синтаксиса языка программы с сохранением ее семантики. Процесс трансляции исходной программы в объектную обычно разбивается на несколько независимых подпроцессов (фаз трансляции), которые реализуются соответствующими блоками транслятора. Удобно считать основными фазами трансляции лексический анализ, синтаксический анализ, семантический анализ и

    синтез объектной программы. Тем не менее, во многих реальных компиляторах эти фазы разбиваются на несколько подфаз, могут также быть и другие фазы (например, оптимизация объектного кода). На рис. 1.1 показана упрощенная функциональная модель транслятора.

    В соответствии с этой моделью входная программа, прежде всего, подвергается лексической обработке. Цель лексического анализа – перевод исходной программы на внутренний язык компилятора, в котором ключевые слова, идентификаторы, метки и константы приведены к одному формату и заменены условными кодами: числовыми или символьными, которые называются дескрипторами. Каждый дескриптор состоит из двух частей: класса (типа) лексемы и указателя на адрес в памяти, где хранится информация о конкретной лексеме. Обычно эта информация организуется в виде таблиц. Одновременно с переводом исходной программы на внутренний язык на этапе лексического анализа проводится лексический контроль - выявление в программе недопустимых слов.

    Синтаксический анализатор воспринимает выход лексического анализатора и переводит последовательность образов лексем в форму промежуточной программы. Промежуточная программа является, по существу, представлением синтаксического дерева программы. Последнее отражает структуру исходной программы, т.е. порядок и связи между ее операторами. В ходе построения синтаксического дерева выполняется синтаксический контроль – выявление синтаксических ошибок в программе.

    Фактическим выходом синтаксического анализа может быть последовательность команд, необходимых для того, чтобы строить промежуточную программу, обращаться к таблицам справочника, выдавать, когда это требуется, диагностическое сообщение.

    Рис. 1.1. Упрощенная функциональная модель транслятора

    Синтез объектной программы начинается, как правило, с распределения и выделения памяти для основных программных объектов. Затем производится исследование каждого предложения исходной программы и генерируется семантически эквивалентные предложения объектного языка. В качестве входной информации здесь используется синтаксическое дерево программы и выходные таблицы лексического анализатора – таблица идентификаторов, таблица констант и другие. Анализ дерева позволяет выявить последовательность генерируемых команд объектной программы, а по таблице идентификаторов определяются типы команд, которые допустимы для значений операндов в генерируемых командах (например, какие требуется породить команды: с фиксированной или плавающей точкой и т.д.).

    Непосредственно генерации объектной программы часто предшествует семантический анализ , который включает различные виды семантической обработки. Один из видов – проверка семантических соглашений в программе. Примеры таких соглашений: единственность описания каждого идентификатора в программе, определение переменной производится до ее использования и т.д. Семантический анализ может выполняться на более поздних фазах трансляции, например, на фазе оптимизации программы, которая тоже может включаться в транслятор. Цель оптимизации – сокращение временных ресурсов или ресурсов оперативной памяти, требуемых для выполнения объектной программы.

    Таковы основные аспекты процесса трансляции с языков высокого уровня. Подробнее организация различных фаз трансляции и связанные с ними практические способы их математического описания рассматриваются ниже.

    Похожие статьи