Наушники с технологией костной передачи звука. Костная проводимость звука: разбираемся, что это такое и насколько это безопасно

26.04.2019

Честно говоря, поначалу я тревожился. Не сочтите меня параноиком или трусом, но в тот момент я двояко относился к перспективе завибрировать собственным черепом. Так получилось, что знания о технологии костной передачи звука обошли меня стороной. Я довольно смутно представлял, как всё это будет ощущаться, а потому наушники остались на столе. Сначала надо залезть в интернет и почитать.

Оказалось, что технология эта не новая. Её применяют давно, в том числе и в медицине при нарушениях слуха. Кости черепа сами по себе передают звук во внутреннее ухо. Таким образом человек с определёнными нарушениями слуха получает возможность хоть как-то что-то слышать. Ещё на явлении костной проводимости строятся средства связи для водолазов. По такой же технологии работает передача звука в Google Glass, но с ними я ещё не успел познакомиться. Ну что же, это будет первый опыт.

Вот так Aftershokz Bluez 2 располагаются на голове. Ушные каналы остаются открытыми и свободными, а наушники прижимаются к скулам, чуть ниже виска.

Ободок жёсткий, но давление нельзя назвать сильным. Ощущения явной сдавленности нет.

Процедура синхронизации со смартфоном стандартная. Зажимаю кнопку, нахожу в списке Bluetooth-устройств Bluez 2, спариваю и запускаю музыкальное приложение.

Надеваю наушники, снова боюсь, снимаю наушники, включаю музыку на самой низкой громкости и, держа девайс в руках, начинаю прислушиваться. Он вибрирует!

Первые ощущения

Ладно, хватит. В плейлисте Lindsey Stirling, я надеваю наушники и… слышу музыку. Тихонько, ведь громкость на минимуме, но слышу. Чуть-чуть прибавляю, пытаюсь разобраться в ощущениях.

Я не знаю, как вам это передать. О звуке вообще сложно говорить, ведь он очень субъективен. Тут ещё и несколько аудиофилов наверняка притаились в комментариях, чтобы порвать меня за отличное от их мнение. Но я постараюсь. Музыка как бы сразу и везде. Она вроде не совсем тут, чуть вдали, не в твоих ушах, потому что уши остаются свободными, но и одновременно в твоей голове. Высокие и средние частоты окружают, а низкие буквально в тебе.

Если сосредоточиться на осязании, то чувствуются едва уловимые вибрации на коже. При значительном увеличении громкости эффект усиливается, и ободок как будто слегка тебя щекочет. Это забавно.

Разочарование

Выставив высокий уровень громкости, я заметил, что коллеги в офисе редакции начали на меня поглядывать. Ага, музыку слышно! Я снял наушники и откровенно разочаровался. В моих фантазиях все эти звуки транслировались прямо в череп, только мне, и оставались незаметными для всех вокруг. Но реальность оказалась прозаичнее. Я не знаю, что у Bluez 2 внутри, но, по всей видимости, там есть и обычные динамики, которые испускают средние и высокие частоты через вот эти отверстия в корпусе.

Отверстия с трёх сторон, и благодаря этому одновременно создаётся ощущение звука вокруг, но кажется, что музыка чуть дальше.

По костям идут только низкие частоты, и в сравнении со средними и высокими они идут слишком хорошо.

Эффект легко проверить, чуть оттянув наушники в стороны, чтобы они перестали плотно прилегать. Все низы тут же исчезают. Значит, они правда передаются через череп. Видимо, поэтому басы и ударные такие сочные и чёткие.

Получается некий контраст, неоднородность слышимого диапазона, из-за чего звук кажется не таким, неестественным. Это ощущение не покидало меня весь первый час прослушивания.

В транспорте

Вечером я поехал домой, и это была отличная возможность протестировать Bluez 2 в общественном транспорте.

Я слышал всё, что происходит в автобусе. Даже сопение сидящей передо мной бабушки. При этом я слышал и музыку. Я полностью сосредоточился на этом необычном ощущении, из-за чего мой мозг начал тревожиться. Всё накладывается, я слышу слишком много одновременно!

Потом я расслабился, и всё стало замечательно. Сделал музыку погромче, про себя извинившись перед окружающими пассажирами, и продолжил следить за некоторой неестественностью звучания.

Осознание

Неестественность. Неестественность. Неестественность. Этот субъективный недостаток, который померещился с самого начала знакомства с наушниками, не покидал меня два дня. И только на третий день я раскусил этот гаджет, попутно развеяв собственные претензии к нему.

Обычный тротуар, я иду, очень далеко позади раздаётся характерный визг тормозов. Событие произошло действительно далеко, так как, обернувшись, я ничего не увидел. Иду дальше и думаю: «Надеюсь, там никто не пострадал. Хорошо, что я слышу всё вокруг, музыка ведь довольно громко играет… стоп! Музыка! Наушники на мне, а я ориентируюсь в пространстве и происходящем вокруг просто великолепно. Да и музыка звучит великолепно!».

Ровно в тот момент, когда я перестал думать о необычности наушников, они зазвучали для меня нормально. Предвзятость и ожидание чего-то такого сыграли со мной злую шутку, но теперь всё прошло. Я наслаждаюсь музыкой и идеально слышу окружающий мир.

Город

По данным ГИБДД, всего за первое полугодие 2015 года на дорогах РФ произошло 24,3 тысячи ДТП с участием пешеходов, в них пострадало почти 22,7 тысячи человек и погибло 2,8 тысячи.

Охренеть статистика, особенно когда в ней приводится мерзкое уточнение:

Каждый третий пешеход, получивший травмы в дорожно-транспортных происшествиях на дорогах России с начала 2015 года, а также каждый шестой погибший были сбиты в зоне пешеходного перехода.

Заниматься спортом на улицах города, будь то бег или велосипед, опасно. Даже ходить тут опасно. Поэтому я давно отказался от затычек, создающих вакуум и полный отрыв от происходящего вокруг. И по этой же причине Aftershokz позиционирует Bluez 2 как спортивные наушники для города. Иногда необходимость слышать не только музыку становится синонимом жизни и единственным шансом попытаться спасти себя. Это печально, но такова городская реальность.

Ливень

Попав под сильный дождь, я намеренно оставил наушники на голове. Честно говоря, я забыл прочитать описание и характеристики от производителя, а потому не знал, являются ли Bluez 2 влагозащищёнными или нет. Будь что будет. Всё равно наушники не мои, меня только попросили временно побыть «лётчиком-испытателем». Если что-то случится, я скажу, что они утонули. Не уверен, можно ли сравнивать пот и дождь, но важнее то, что наушники не умерли и продолжали исправно работать. Уже дома я нашёл в спецификациях защиту от пыли и воды уровня IP55.

ТТХ

Тип наушников беспроводные
Тип крепления затылочная дужка
Технология передачи звука на основе костной проводимости
Режим звука стерео
Диапазон 20 Гц - 20 кГц
Максимальное звуковое давление 100 дБ
Встроенный микрофон есть
Чувствительность микрофона 41 дБ
Тип подключения Bluetooth v. 3.0
Поддерживаемые профили Advanced Audio Distribution Profile (A2DP)
Audio/Video Remote Control Profile (AVRCP)
Headset Profile (HSP)
Hands-Free Profile (HFP)
Радиус действия до 10 м
Аккумулятор литий-ионный
Время работы до 6 ч воспроизведения музыки
Время зарядки до 3 ч
Цвет чёрный, зелёный, красный
Размер и вес 15,24 × 15,24 × 6,1 см, 41 г
Защита IP55

Заключение

Друзья и знакомые, видевшие меня в этих наушниках, спрашивали о предназначении странного устройства. Распознавшие предназначение аксессуара задавали вопрос о стоимости, ожидая услышать запредельную сумму. С ценой всё лучше, чем вы могли бы подумать: Aftershokz Blues 2 стоят $100. За столь космический оригинальный девайс вполне сносно, да и сравнивать особо не с чем.

При этом наушники нельзя назвать чемпионом по звуку. К ним нужно привыкать. Нужно заставлять себя не думать о том, что на твоей голове что-то совершенно необычное. В противном случае вы повторите мой опыт и будете ощущать неестественность звука, которой в них на самом деле нет.

Привлекать внимание и удивлять друзей-гиков? Да, конечно, с этой задачей Bluez 2 справляются отлично.

Громко слушать музыку в офисе или в транспорте? Нет, ни в коем случае, слышимость для окружающих очень высокая.

Наиболее рационально рассматривать эти наушники именно так, как позиционирует их производитель: комфортная беспроводная гарнитура для спорта и жизни в техногенной среде. Слушать музыку, не переставая слышать опасности города.

Лайфхакер выражает благодарность интернет-магазину Medgadgets.ru за предоставленное для тестирования устройство.

При первом взгляде на наушники кажется, что в твоих руках некий старинный винтажный экземпляр Необычная конструкция, много острых углов и прямых линий. Более твердые амбушюры, нежели в современных моделях. А стоит увидеть драйвер, светло-бежевого цвета, как возникает ассоциация с пергаментом, из которого будто бы сделан излучатель. А вес наушников настолько мал, что закрадывается сомнение, что эти наушники вообще рабочие, а не только пустой корпус. В противовес легкости наушников на глаза попадается небольшой, но увесистый сундучок.

О типах излучателей в наушниках

Тем, кто не очень хорошо разбирается в типах излучателей, может показаться, что перед нами излучатель Хейла, однако есть одно существенное отличие - в TakeT отсутствуют магниты. Для того, что бы лучше понять, что из себя представляет ТАТ драйвер, использующийся в TakeT H2+, вспомним, какие бывают излучатели у наушников, и почему на сегодняшний день самым распространенным являются динамические, относительно редкие – изодинамические (выпускают Fostex, Audez’e и Hi-FiMan) и совсем редкие – электростатические (выпускает STAX). В качестве редкого экземпляра можно наблюдать и Preside Ergo AMT – единственные наушники с излучателем Хейла. А пару-тройку десятков лет назад еще были ортодинамические, электретные и пьезодинамические наушники.

Помимо звучания, от наушников требуется эргономика, универсальность, а также немаловажна их стоимость. Эргономика зависит от веса, и чем легче излучатель, тем более удобные наушники могут получиться. Самые тяжелые излучатели – это излучатели Хейла, требующие большое количество магнитов. В то время, когда был пик развития ленточных излучателей, магниты стали серьезным ограничением, ведь увеличение габаритов излучателя приводило к большой массе и высокой стоимости. Излучатели Хейла у Precide фактически единственное решение, с оригинальной конструкцией и довольно жесткими требованиями к усилителю, который аналогичен усилителю для акустических систем, т.к. драйвер там изначально от акустической системы с низким сопротивлением.

Обычные изодинамические наушники были дешевле в производстве (проще делать мембрану), но так же обладали большим весом, чем динамические излучатели.

В нашей стране это были популярные модели ТДС-5, ТДС-7 и ТДС-15 (обзор по которым в планах). Из современных, это Audez’e LCD-2, несколько моделей от Hi-Fi Man. В недорогом секторе, это Fostex T20 RP, T40 RP и T50 RP.

Своего роду революцию в развитии изодинамических наушников сделал Fostex, придумав эффективную магнитную систему, за счет которой существенно снижена масса излучателя.

Электретные и пьезодинамические излучатели максимально близки к электростатическим, однако имеют такой минус, как низкую чувствительность, и как следствие, наличие повышающего трансформатора, зачастую весьма увесистого и подключаемого к выходам усилителя для акустики. Это сильно снижает универсальность таких наушников. К слову, до того, как STAX стал производить электростатические наушники (а сама марка STAX дает ассоциацию с электростатами), изначально компания производила электретные наушники. C одной из их моделей в виде SR 40 мы познакомимся в одном из обзоров в разделе винтажных наушников. И, кстати, электретные и пьезодинамические излучатели самые легкие по весу из всех типов излучателей.

Электростатические наушники при всех их преимуществах требуют отдельный специализированный усилитель (причем не дешевый), что, в свою очередь, не позволяет так просто собрать комплект из наушников и усилителя или превратить наушники в мобильный вариант, подключая наушники, например, к портативному плееру.

Современный же динамический излучатель (преимущественно из лавсана, а не из бумаги) отличается относительно малым весом, а при массовом производстве и финансовой поддержке в развитии со стороны большинства компаний отличаются достаточно хорошими характеристиками и удачным соотношением цена/качество. Однако, когда нам нужны максимально высокие показатели качества звучания, как выясняется, что нужен или довольно дорогой динамический излучатель, или совершенно другой тип излучателя. Так, плоские излучатели, к которым относятся ортодинамические, изодинамичесике, хейла, электретные, пьезодинамические и электростатические, обладают лучшей импульсной характеристикой (мембрана начинает движение вся одновременно), оставляя позади динамические излучатели (где движение мембраны начинается от катушки). Однако в секторе Hi-End эта разница далеко не так очевидна.

TakeT H2+ совмещают в себе технологию Хейла и пьезодинамику. Посмотрим как схематически движется мембрана обычного ленточного излучателя, где токоповодящая дорожка нанесена прямо на мембрану.

В ленточном излучателе Хейла токопроводящая дорожка так же нанесена на мембрану. Но мембрана сложена в гармошку, где соседние стенки гармошки взаимно отталкиваются или притягиваются, засасывая или выталкивая воздух. Данная конструкция позволяет при том же объеме площади, в который излучает излучатель, использовать большую площадь самого излучателя.

Вместо токопроводящих дорожек, TAT драйвер использует полоски от пьезодинамического излучателя. В плюсах такого решения – отпадает надобность в магнитах, т.к. пьезодинамический излучатель работает без магнитов.

Благодаря использованию пьезоэлементов, наушники не имеют магнитной системы, и там, где Ultrasone предлагает эффективную систему экранирования от магнитного излучения, TakeT не нуждается в таковой, т.к. TAT драйвер не дает магнитного излучения в принципе. Так же, отсутствие магнитов, сказывается на массе излучателя, TAT драйвер очень легкий. Если к такому драйверу добавить удобную конструкцию, то наушники будут казаться практически невесомыми.

Надо отметить, что динамические наушники в качестве своего основного преимущества имеют малый вес и могут работать с относительно низким напряжением, до 5 Вольт. Электретные, электростатические и пьезодинамические имеют самую лучшую импульсную характеристику (меньшая интертность), но требуют для работы высокого напряжения или, в случае с электростатическими – дополнительного напряжения, что сильно влияет на совместимость с окружающим оборудованием. Изодинамические и ортодинамические находятся посередине между динамическими и электростатическими, электретными и пьезодинамическими.

На сайте производителя описывается конструкция драйвера, но настолько кривым английским языком, что нет никакой уверенности, что дальнейший перевод точно отражает суть. Так к примеру можно предположить, что гармошка сделана из двух лент, а пьезоэлементы располагаются не только на параллельных складках, но и на вершинах и впадинах, что еще больше увеличивает эффективность работы. Для того, что бы это проверить точно, надо полностью разорать наушники, а такой возможности не было.

Комплектация и внешний вид

В комплекте идут наушники и H2+ и трансформатор TR2.

Если наушники довольно легкие, то трансформатор представляет собой компактный, но тяжелый кусок железа весом в 3.6 кг.

TR2 подключается к усилителю с помощью проводов для акустических систем. В качестве разъемов используются винтовые зажимы. На выходе повышающий трансформатор может выдать напряжение до 1500 В. Теоретически H2+ совместимы с повышающими трансформаторами от электретных STAX.

Наушники имеют трехполосную систему.

Основной драйвер имеет форму гармошки, где поперечные складки имеют разную глубину, и форма чашки в профиль повторяет эту глубину.

основная часть драйвера (фото взято с headfi.org)

Логично, что наиболее глубокие складки отвечают за низкочастотный диапазон.

Посередине располагается узкий не глубокий драйвер, отвечающий за воспроизведение уже более высокочастотного диапазона. Полоска с высокочастотным драйвером так же имеет участки с разной глубиной и шагом гармошки.

В целом, если учесть, что сборка драйвера наверняка ручная, то перед нами результат довольно кропотливого труда.

На передней панели чашек располагается дополнительный супер твиттер TakeT Batpure с акустическими зеркалами.

Благодаря этому супер твиттеру можно регулировать объем звучания наушников. К слову супертвиттер TakeT Batpure можно приобрести отдельно, и его рекомендуется дополнительно подключать к уже имеющимся наушникам. У TakeT Batpure заявлен воспроизводимый частотный диапазон в 20 кГц – 150 кГц, в то время как у самих наушников в 10 Гц – 100 кГц.

Идея с супертивиттром заключается в том, что по мнению разработчика, восприятие ультравысоких частот производится не столько ушами, сколько кожей на лице. Разработчик предлагет простую проверку (в случае с отдельным супер-твиттером), это подключить супертвиттер одновременно с наушниками, расположив его перед лицом на расстоянии около полуметра. Дальше, закрыть лицо руками, и если звучание изменилось, то соответственно восприятие есть и уже стоит самому решать, нужен супер-твиттер или нет. В H2+ же используется два таких супертивиттера. Не исключается вероятность, что у всех разное восприятие и кто-то возможно ничего не услышит.

Наушники подключаются к повышающему трансформатору TR2 специальным штекером. Трансформатор же должен подключаться уже акустическим кабелем к выходам усилителя для колонок. В спецификации указано, что максимальный уровень тока на входе равен 1 А. Сопротивление повышающего трансформатора, как нагрузки, согласно нашим измерениям составляет 18 Ом. При этом в районе 180 Гц сопротивление достигает 43 Ом, а на самых низких частотах снижается до 7 Ом.

Эргономика

Наушники сидят достаточно удобно, хотя и непривычно, при их конструкции, которая не фиксируется слишком жестко на голове. Так же не очень привычно сидеть в довольно легких и объемных наушниках. Если сравнивать наушники с линейкой от Precide Ergo, то H2+ сидят более надежно. Кабель немного жестковат, и то же намекает на ретро стиль. В целом, размер по глубине у амбушюров без отверстий маловат. Регулировка ширины производится отдельно на верхней дужке, и такой способ относится бы не назвал бы максимально удобным или привычным. В целом, наушники производят впечатление продукта сделанного с нуля, который разработчик создавал не оглядываясь на то, как делают наушники остальные. В итоге получилась довольно оригинальная конструкция. Так же видно, что разработчик ориентировался в первую очередь на звук. Однако, в целом особых нареканий по эргономике нет.

Звучание

Для оценки звучания TakeT H2+ использовались

Источники:
Asus Xonar Essence STX, E-MU1616m, Meier Audio Corda Stagedac

Усилители:
Technics SE-A5, Laconic Night Blues NB-2A

Оппоненты из наушников:
Sennheiser HD 800, Sennheiser HD 650, Audez’e LCD-2, с использованием усилителя SPL Phonitor 2731. STAX SR-507 с SRM 006tS.

Дополнительно:
FieryOne, Microlab Pure 1 с Technics SE-A5.

Усилитель от Technics относится к винтажному классу и к тому времени, когда то, что сейчас относится к дорогому малосерийному Hi-End, было более массово и имело соответственно более низкую стоимость. После бума развития в аудиоиндустрии, усилители, колонки и наушники уже не имели такого существенного развития, и дальше стал активно развиваться более бюджетный сектор, а высококачественные устройства с тех пор улучшаются без серьезных прорывов вперед, и, как водится, имеют более высокую стоимость. По этому, цена усилителя хоть и эквивалентна $2000 на по нынешнему курсу, тем не менее усилитель может конкурировать с более дорогими современными устройствами. В данном случае важно то, что TakeT H2+ подключались к усилителю высокого класса и была возможность оценить качество звучания именно наушников, а не усилителя, и тем самым оценить их потенциал.

Laсonic Night Blues NB 2A – это ламповый усилитель невысокой мощности. По заявлению производителя, обеспечивает около 3 Вт. К сожалению, его мощности оказалось достаточно лишь для уровня громкости ниже среднего, поэтому основное знакомство было проведено совместно с Technics SE-A5, имеющего высокий запас по мощности. Надо отметить, хоть производитель и рекомендует 10 Вт на канал, лучше обзавестись усилителем с небольшим запасом. С усилителем, имеющим 120 Вт на канал, проблем с недостатком мощности не возникло.

Звучание TakeT H2+ можно охарактеризовать как очень объемное, с очень реалистичной панорамой, словно помимо наушников рядом играют колонки или задействована очень качественная система объемного звучания. Частотный же баланс хоть и зависит от посадки наушников, но все же во всех положениях у TakeT H2+ довольно сильно выделяются высокие и низкие частоты. В полуоткрытых амбушюрах, бас специфичен, резко убывает с определенной частоты с подчеркиванием верхних низких частот, что роднит наушники с характером звучания акустических систем. В закрытых низкие частоты более сбалансированы, однако из-за малой глубины эти амбушюры не всем обеспечат плотный контакт, а уши не будут себя свободно чувствовать, упираясь в защитную сеточку.

Насколько реалистичный объем у TakeT H2+? Тут предлагаю небольшую историю об их прослушивании. Для оценки звучания, наушники подключались к Technics SE-A5. У усилителя возможен выход на две пары АС, каждая из которых активируется отдельной кнопкой, и при желании можно одновременно пустить звук на обе пары (параллельное включение). После пары переключений между АС и наушниками для более точной оценки частотной характеристики, при прослушивании музыки в TakeT H2+ вдруг начинает казаться, что колонки не отключены и их надо обязательно отключить! Но не тут то было, т.к. колонки и так отключены… При этом, пока перед глазами были колонки, все время было сомнение, а точно ли играют лишь наушники. Еще веселее стало, когда ради забавы решил немного исправить частотный баланс в эквалайзере, а потом шутя активировал и выключил алгоритм объемного звучания. После этого, помимо сомнения, что колонки сами по себе включаются и играют параллельно, было сомнение, что не отключился и режим объемного звучания у StageDac, STX или Phonitor. Это забавно и смешно, но заставляет задуматься над тем, что наушники не просто академично строят сцену, которую мозг должен обработать и дать понять, где что находится аналитическим путем. Где все равно не будет ощущения, что звук идет не от наушников, а издалека (исключения тут – бинауральные записи), в то время как с TakeT H2+ это происходит автоматически.

Сравнивая TakeT H2+ с Sennheiser HD800, известных многим, как наушникам с очень объемным звучанием против большинства наушников, стоит отметить, что TakeT H2+ их обгоняют по этому параметру. Если сперва к примеру послушать HD800, а потом одеть HD650, то возникнет ощущение что весь объем стал плоским. То же самое происходит и с переходом с TakeT H2+ на HD800. При этом, обратный переход улавливается не столь контрастно, аналогично тому, как перед с лучшего на худшее ощущается сильнее, чем наоборот.

Вместе с тем, у TakeT H2+ есть и слабые стороны, которые очевидны в прямом сравнении с HD 800 и STAX 507. У TakeT H2+ в большей степени приподняты высокие и низкие частоты, на фоне которых хорошо ощущается некоторый провал средних и отдельно провал в районе 2 кГц. Это приводит к тому, что без внешней эквализации наушники излишне яркие, и те, кто ищет максимально «прямые честные» наушники, предпочтет HD800, что-то из STAX или LCD-2, пожертвовав тем объемом, который выдают TakeT H2+. Однако, если вы подключите TakeT H2+ к усилителю, имеющему регулировку тембров, то вы можете вполне удачно снизить уровень высоких и низких частот.

C открытыми амбушюрами низкие частоты у TakeT H2+ сопоставимы с характером воспроизведения у STAX, верхние низкие частоты приподняты, нижние практически отсутствуют. В этом причина конструкции открытых амбушюр (у STAX хоть амбушюры и цельные кожаные, но имеются отдельные отверстия между драйвером и амбушюром.) Для того, чтобы у наушников не было заметного недостатка низких частот начиная с верхнего диапазона, они искусственно увеличены, и в итоге при громкости выше средней драйвер начинает работать с перегрузкой. Вследствие конструкции драйверов, звучание низких частот принимает компрессионный оттенок (такой оттенок характерен ламповым усилителям, с высоким уровнем гармоник низших порядков). Для того, что бы низкие частоты были более ровными и сбалансированными, нужно использовать закрытые амбушюры. В целом, если сделать отдельно более высокие амбушюры, то особых нареканий наушники не получат. С плоскими амбушюрами низкие частоты выделяются не сильно, а с более высокими амбушюрами они должны стать еще ровнее (за счет увеличения закрытого объема). Для тех, кто излишне придирчив к басу, стоит обратить внимание на LCD-2, HD 800, T1.

Так же можно предположить, что некоторые особенности звучание H2+ – это не что иное, как попытка сделать наушники из драйвера, изначально разработанного как динамик для акустической системы. Если бы TAT драйвер разрабатывался как драйвер наушника, то скорее всего, мы бы получили более сбалансированное звучание. Разработка подобных драйверов у небольшой частной компании требует большого времени или значительных финансовых затрат. Для крупного же производителя, разработка подобных наушников нерентабельна, т.к. при их высокой выходной стоимости, малый тираж не вернет потраченные деньги, а наличие отдельного адаптера еще больше сужает количество покупателей, т.к. это снижает мобильность и совместимость наушников с внешним оборудованием. Аналогично тому, как не все стремятся к STAX из-за необходимости использовать отдельный усилитель. Taket H2+ в отличии от LCD или HD800 не возьмешь с собой в дорогу с портативным плеером, вроде HiFiMan 801 или Colorfly C4 Pro. К примеру, тот же Sennheiser не развивает и не производит модель Orfeus из-за низкой рентабельности.

Отдельные компании не имеют больших финансовых ресурсов, и многое делают, «как умеют», а шлифовка занимает слишком много времени. Возможно, в будущем мы увидим от TakeT наушники с более сбалансированным звучанием, а сейчас стоит быть готовым к небольшой коррекции АЧХ отдельными средствами в виде тембр блока у усилителя или внешнего эквалайзера. Не исключено, что кому-то понравится и нынешняя АЧХ, аналогично тому, как довольно мало владельцев STAX, жалующихся на их подачу низких и высоких частот (которые там правда приподняты в меньшей степени, но характер низких частот схож).

Из предпочтительных жанров, стоит отметить все, что подразумевает объем. Это живые акустические записи, это эмбиент, это электронная музыка со спец. эффектами. Это мелодии с различными вставками звуков природы. Замечательно передается вокал, пусть не всегда тембрально верно, но с великолепным ощущением присутствия. Из жанров, которые наушникам даются хуже всего – это безусловно рок, требуются мощные запилы (где у TakeT H2+ провал) и мощный бас в широком диапазоне, (где у TakeT H2+ компрессировано акцентирован узкий диапазон, а накладываясь на излишне компрессированные рок записи, еще больше подчеркивает перегруженное звучание).

Не оценивайте с помощью краткого прослушивания, по десятку секунд на наушники, так вы будете улавливать лишь разницу АЧХ, и скорее всего не в пользу TakeT H2+. Старайтесь послушать каждые из наушников подольше, дав адаптироваться слуху к АЧХ конкретных наушников. Далее обратите внимание, что именно отчетливо слышно в тех или иных наушниках. Более широкий и глубокий объем у TakeT H2+ играет злую шутку с детальностью наушников. Если перейти с HD 800 на TakeT H2+, то возникает ощущение меньшей детальности, но лишь за счет того, что с одной стороны средние частоты у TakeT H2+ тише, а с другой, мозг банально не находит на своем месте то, что слышал в HD800. Однако потом оказывается, что потерянные инструменты просто напросто находятся не рядом, а вдалеке. Потом при обратном переходе с Н2+ на HD 800 инструменты оказываются в общем небольшом пространстве в голове или около головы слушателя. Возникает ощущение, словно сначала смотрели в 3D очках объемную картинку, а потом сняли очки и посмотрели на плоскую версию. Инертность обработки получаемой информации у мозга здесь проявляется в полной мере.

Технические измерения

На АЧХ можно видеть подъем высоких и низких частот. При использовании открытых амбушюров, низкие частоты более акцентированы и убывают довольно резко начиная с 80 Гц. С закрытыми амбушюрами низкие частоты начинают убывать с 30-40 Гц. Вид АЧХ довольно зависит от посадки наушников, по этому к конкретному виду АЧХ стоит относится как приблизительной.

Импеданс входного трансформатора имеет подъем в области 180 Гц, и при подключении TR2 к ламповому усилителю с высоким выходным сопротивлением, можно ожидать повышение отдачи в этом частотном диапазоне. Усилитель лучше подбирать тот, который хорошо работает от 8 Ом и выше.

Подробные технические измерения можно посмотреть в оригинале статьи на сайте PersonalAudio.ru

Итог

Для кого TakeT H2+ интересны? Они интересны, в первую очередь, для двух категорий слушателей. Первая – это те, у кого есть хороший тракт с акустическими системами, и кому нужна альтернатива в виде наушников, без потери того объема, что дают АС. Вторая категория, это те, у кого уже есть «ровные» наушники и кто хочет объемного звука, готовый пожертвовать ровностью воспроизведения. TakeT H2+ дают самое объемное звучание из топовых наушников, значительно обходя Sennheiser HD 800. По характеру звучания близки к STAX 507, но с более выраженными высокими и низкими частотами. TakeT H2+ требуют достаточно мощный усилитель для акустики. TakeT H2+ произвели впечатление как уникальных и удачных наушников, которые были бы не лишними в коллекции любого аудиофила, т.к. по объемности воспроизведения им пока нет аналогов, которые могли бы их заменить.

  • Звук
  • Мы изрядно пишем о технологии костной проводимости на страницах Geektimes:

    И за это время вместе в с вами видели, как возникла эта технология, как и кому она помогает в медицине и почему она «перекочевала» в нишу потребительских наушников и гарнитур. Однако как продавец я часто сталкиваюсь с довольно странными вопросами от клиентов из серии, не вредно ли для мозга, не раздробит ли мой череп или комментариями типа: да это обычные наушники, просто звук сильно идет и все слышно…

    Сегодня я постараюсь разобрать все популярные заблуждения о гарнитурах с костной проводимостью звука и расскажу вам, как за 5 минут создать свой наушник на базе этой технологии в домашних условиях, чтобы вам не приходилось верить мне на слово.



    Костная проводимость звука

    Технология передачи звука к внутреннему уху через кости черепа, которая широко применяется и людьми с нарушениями слуха, и без показаний. Если совсем упрощенно, то наша звуковоспринимающая система устроена таким образом, что звуковые волны сперва проходят наружный слуховой проход, а затем вызывают колебания улитки - части внутреннего уха, которая отвечает за слух.

    При костной проводимости звука звуковые волны декодируются и трансформируются в вибрации, которые отправляются напрямую к внутреннему уху, в обход наружного слухового прохода, выступая как бы в качестве «барабанной перепонки».

    Нередко костную проводимость звука связывают исключительно с медициной, и долгое время, по большому счету, только там она и применялась. Проще говоря, все нарушения слуха принято делить на две большие группы:

    • Кондуктивная тугоухость - поражение звукопроводящей системы на уровне внешнего и среднего уха при полном/частичном функционировании внутреннего уха.
    • Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость - обратная первой: поражение звукопроводящей системы на уровне внутреннего уха.

    Как следствие, пациентом с кондуктивной тугоухостью могли быть показаны устройства: наушники, слуховые аппараты с технологией костной звукопередачи.

    В связи с этим, Заблуждение первое: Костная проводимость - какая-то новая технология, еще не опробованная и широко не применяемая

    Это не так. Появление технологии связывают с именем великого музыканта Бетховена, который, по легендам, писал музыку, потеряв слух. На самом деле слух он потерял не окончательно и сохранил частичную способность слышать внутренним ухом. Во время работы он использовал специальные трубки и тросы, которые прислонял к височной кости или закусывал зубами с одного конца, а другим прислонял к музыкальному инструменту.

    Кстати о зубах. Не малую роль в развитии и осмыслении данной технологии сыграли именно стоматологи, обратив внимание на связь между «потеря зубов - ухудшение слуха». Однако еще задолго до современных исследований на эту тему, в середине 20 века был введен в обиход термин "Остеоинтеграция (Оссеоинтеграция) ", и во многом благодаря результатам исследований в этой области появились в 1970-х годах имплантируемые слуховые аппараты костной проводимости.

    Речь идет о процессе регенерации живой кости вокруг имплантируемого материала, и в результате ряда исследований наибольшей «уживчивостью» характеризовался титан, что тогда - в 1970-х позволило существенно улучшить качество стоматологических услуг, как минимум, а в дальнейшем определило на долгое время метод вживления слуховых аппаратов.

    Речь в первую очередь идет о костных слуховых аппаратов BAHA.

    Модели состояли из 3-х частей, одна из которых - как раз титановый штифт. На самом деле имплантируемые модели оказались достаточно сложными в плане «монтажа», и с начала процесса вживления до окончательного полноценного функционирования аппарата могли пройти долгие месяцы, и нередкими были случаи, когда титан не приживался.

    Несмотря на столь давнюю историю костная проводимость для большинства людей была и остается диковинкой. И связано это еще и с тем, что поражения слуховой системы на уровне внутреннего уха куда более частые. Так что совсем не удивительно, когда анонсированная в Google Glass костная проводимость в дужке была принята с удивлением и широко обсуждалась в прессе.

    В связи с этим, заблуждение второе: это опасно для мозга и это вообще раздробит мой череп

    Презентуя нашу продукцию на выставках, я сотни раз слышал вопрос: «А это не опасно», который возникал после первого прослушивания наших наушников. Дело в вибрации, которая для тех, кто сталкивается впервые с костной проводимостью, необычна.

    Сказать надо следующее: как и любые другие наушники, наушники с технологией костной проводимостью могут влиять на слух в сторону ухудшения, и с этим никто ничего и никогда не сможет поделать. Но использование костных девайсов гораздо менее опасно, нежели обычных, так как звук «обращается» к менее чувствительному органу и более защищенному, чем наши барабанные перепонки.

    Череп это также не раздробит, и если бы это - было «побочной реакцией», то мы бы все давно уже были безголовыми. Дело в том, что звук собственного голоса мы слышим именно внутренним ухом. Кстати, во время костной проводимости лучше воспринимаются низкие частоты, потому и собственный голос кажется нам чуть более низким, чем потом - на записи, например. Попробуйте заткнуть уши и прочитать, скажем, какой-нибудь стих. Если в финале голова на месте, то и в будущем - все будет в порядке.

    Однако подобный метод - не единственный способ испытать в домашних условиях это «чудо», и сейчас я напомню вам, как сделать наушник с костной проводимостью звука в домашних условиях за пять минут. Или за 10, если у вас есть паяльник и изолента.

    Как сделать

    Исходя из конструктивных особенностей наушников и гарнитур данного типа, «источником» вибрации в них является пьезоэлемент, который преобразует звук в механические колебания. Поэтому для начала я выбрал самый дешевый пьезозуммер без генератора.

    Затем мне потребовались обычные наушники, ножницы и - в моем случае - два крокодильчика.

    1. Разобрать пьезоэелемент
    2. Обрезать наушники
    3. Скрестить (в моем случае) синеватый и красный провод
    4. Скрестить два медных провода
    5. Скрестить черный провод пьезоэлемента с синеватым и красным
    6. Скрестить красный провод пьезоэлемента с медной парой

    Итак, прощаемся с наушниками и берем звукоизлучатель.

    Излучатель тоже надо вынуть из «коробки», после чего он станет выглядеть так:

    Затем оголяем провода и скручиваем их между собой.

    После чего цепляем крокодильчики или паяем. На самом деле не важно, какую пару, куда цеплять: черный с цветными или красный с цветными. Важно, чтобы цветные и медные были скручены отдельно. Я сделал, как в пункте 5 и 6.

    Затем включаете музыку и прикладываете пластинку к голове. Чтобы исключить эффект недоверия, так как звук из этого «динамика» вы расслышите и до того, как поднесете его к черепу, изловчитесь заткнуть уши.

    Наушники :

    • Диапазон частот: 20 - 20000 Гц
    • Импеданс: 32 Ом
    • Чувствительность: 94 Дб
    • Максимальная входная мощность: 10 мВт

    Пьезоизлучатель :

    Также уточню, что все наши дешевые пьезоизлучатели высокочастотные, и потому качество моего «наушника» демонстрационное в большей степени, однако все достаточно разборчиво, в чем вы сможете убедиться, поддавшись на этот эксперимент.

    В связи с этим, еще один вопрос, на который мне приходилось часто отвечать: технология нигде не прижилась, и вы ее мне пытаетесь «впихнуть»

    Миф, который возник из-за недостаточного просвещения и малого ассортимента потребительской электроники такого типа. На самом деле технология костной проводимости звука нашла применение в самых разных областях человеческой деятельности, а в некоторых уже даже обозначилась конкуренция. Перечислю некоторые.

    Армия и охрана

    Ключевая особенность гарнитур и наушников с технологией костной проводимости: они позволяют не закрывать ушные раковины, и человек остается восприимчивым к звукам окружающей среды, при этом четко различая то, что ему говорят/поют в наушниках. По этой причине такая технология широко применяется в военном оборудовании, что позволяет лучше концентрироваться и быть внимательным к командам извне и внешним обстоятельствам.

    Медицина

    Как уже говорилось, костная проводимость используется в медицине при определенных типах нарушений слуха у взрослых и детей. Широко применяются аналоговые и цифровые слуховые аппараты имплантируемого типа - у взрослых или слуховые аппараты с оголовьем у детей.

    Под водой

    Особенности конструкции костюма аквалангиста не позволяют использовать обычные системы сообщений, поэтому в этом случае для общения применяются девайсы с использованием технологии костной проводимости. Одним из создателей такой конструкции, к моему удивлению, был бренд Casio.

    Спорт и туризм

    Все по той же причине - открытые уши - технология стала использоваться в спортивных гарнитурах, что позволяло бегать или кататься на велосипеде и с музыкой, и с открытыми ушами, а так как большинство таких девайсов оснащалось микрофоном, то и доступ к телефону во время занятий спортом переставал быть необходим: ответить на звонок можно было кнопкой с девайса.

    В обычной жизни такие наушники вытесняют устройства Hands free, и особенно привлекательными они стали для автомобилистов, что позволяет им также и слушать музыку, и отвечать на звонки, и контролировать ситуацию на дорогах.

    И если на медицинской арене самым громким именем, наверное, по сей день остаются BAHA , а в охранных системах на память приходит Kenwood , то безапелляционным лидером и эталоном для подражателей на рынке гарнитура остается компания Aftershokz .

    Aftershokz

    Так как Medgadgets является официальным партнером Aftershokz в России, я коротко напомню о том, что они делают. Компания специализируется на потребительских гарнитурах с технологией костной проводимости, и в настоящее время в линейке две модели:

    Компания презентовалась на одном из CES, и сегодня неизменно присутствует в прессе в качестве одних из лучших наушников для спорта или лучшим вариантов гарнитур с технологией костной проводимости.

    Приглашаю посмотреть на беспроводную версию наушников - Aftershokz Bluez2

    Коробка

    Девайс продается в коробке, и внутри, кроме шаушников, вы найдете чехол для них, «дополнительное оголовье», пару маленьких светоотражателей-наклеек и провод для зарядки.

    Сама коробка оформлена на английском, но благодаря понятной символике, ее прочтение не составляет труда, и любой, кто возьмет ее в руки без проблем догадается, что там - именно наушники.

    Дизайн

    Внешне они представляют собой цельную, несгибаемую конструкцию, по краям которой располагаются источники звука и микрофоны.

    Микрофонов - несколько. И их количество продиктовано конструктивными особенностями наушников такого типа, чтобы лучше различать ваш голос. При этом в Aftershokz используется специальная интеллектуальная технология «отсеивания» посторонних шумов.

    Откровенно говоря, дизайн устройств такого типа очень замкнут, так как они в прямом смысле «на»-ушники и крепятся, благодаря тому, что дужки перекидываются на уши, источники звука фиксируются на скулах, оставляя уши открытыми.

    Кнопка, которую вы видите, активна, и с ее помощью можно, например, ответить на звонок. Вообще надо сказать, что позиционируя себя как безопасные наушники для спорта, Aftershokz вынесли все необходимые элементы управления на корпус девайса, чтобы во время бега или поездки на велосипеде меньше отвлекаться на телефон.

    В некоторых случаях для лучшего крепления на голове можно использовать «дополнительное оголовье» - силиконовую как бы прослойку, которая, как уже говорилось, прилагается.

    Bluez и Bluez2

    Дизайн Bluez2 существенно переосмыслен относительно первой версии. Те же кнопки «ушли» с затылка, удобно расположившись сбоку. За ними следом отправился аккумулятор, что сильно сказалось на балансе наушников и комфорте при ношении.

    Динамики также слегка модернизировали:

    Синхронизация

    Aftershokz Bluez2 синхронизируется с устройствами с помощью Bluetooth, не требуя никаких дополнительных приложений или настроек.

    Технические характеристики

    • Тип динамиков: преобразователи для костной проводимости
    • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
    • Чувствительность динамиков: 100 ±3 дБ
    • Чувствительность микрофона: -40 ±3 дБ
    • Версия Bluetooth: 2.1 +EDR
    • Совместимые профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
    • Диапазон связи: 10 м
    • Тип батареи: литий-ионная
    • Время работы: 6 часов
    • Режим ожидания: 10 дней
    • Время зарядки: 2 часа
    • Цвет: черный
    • Вес: 41 грамм

    Обратите внимание, что никаких «дырочек» на динамиках нет:

    Однако звук вам слышен.

    Несмотря на то, что технология костной проводимости звука известна издавна, для многих это - по-прежнему «диковинка», вызывающая целый ряд вопросов. Ответим на некоторые из них.

    Спорт . Широко известны модели спортивных наушников и гарнитур с использованием данной технологии, так как это позволяет спортсменам слушать музыку, говорить по телефону, но при этом контролируя окружающую обстановку, так как ушные раковины остаются открытыми и способными воспринимать внешние звуки !

    Военная отрасль . По той же причине устройства на базе технологии костной передачи звука используются среди военных, так как это позволяет им общаться, передавать друг другу сообщения, не теряя контроль над ситуацией, оставаясь восприимчивыми к звукам внешнего мира.

    Дайвинг . Применение технологий костной передачи звука в «подводном мире» во многом обусловлено свойствами костюма, которые не предполагает возможности погружать с иными средствами связи. Впервые об этом додумались еще в 1996 году, о чем есть соответствующий патент . И среди наиболее известных пионерских устройств такого характера можно привести в пример разработки Casio .

    Также технология применяется в различных «бытовых» сферах, на прогулках, во время поездок на велосипеде или в автомобиле в качестве гарнитуры.

    Безопасно ли это

    В обычной жизни мы постоянно сталкиваемся с технологией костной проводимости, когда что-то произносим: именно костная проводимость звука позволяет нам слышать звук собственного голоса, и, кстати, как более «восприимчивая» к низким частотам она и делает так, что на записи наш голос кажется нам выше.

    Второй голос в пользу этой технологии - ее широкое применение в медицине. Учитывая же и факт, что барабанные перепонки более чувствительный орган, то использование устройств костной проводимости, например, наушников, еще более безопасно для слуха, нежели использование обычных наушников.

    Единственный временный дискомфорт, который может ощутить человек - легкая вибрация, к которой быстро привыкаешь. Это основа технологии: звук через кость передается с помощью вибрации.

    Открытые уши

    Еще одно ключевое отличие от других способов передачи звука - открытые уши. Так как барабанные перепонки не участвуют в процессе восприятия, то раковины остаются открытыми, и данная технология людям без дефектов слуха позволяет слышать и внешние звуки, и музыку/телефонный разговор!

    Наушники

    Самый известный пример «бытового» использования технологии костной проводимости - наушники, и среди них первыми и самыми лучшими остаются модели и .


    История компании говорит о том, что они не сразу вышли на широкую аудиторию пользователей, долгое время до того сотрудничая с военными. Наушники обладают выдающимися для такого класса устройств характеристиками и постоянно модернизируются.

    Технические характеристики Aftershokz:

    • Тип динамиков: преобразователи для костной проводимости
    • Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц
    • Чувствительность динамиков: 100 ±3 дБ
    • Чувствительность микрофона: -40 ±3 дБ
    • Версия Bluetooth: 2.1 +EDR
    • Совместимые профили: A2DP, AVRCP, HSP, HFP
    • Диапазон связи: 10 м
    • Тип батареи: литий-ионная
    • Время работы: 6 часов
    • Режим ожидания: 10 дней
    • Время зарядки: 2 часа
    • Цвет: черный
    • Вес: 41 грамм

    Могут ли навредить слуху

    Любые наушники могут навредить слуху на высокой громкости. Рисков с наушниками, которые работают на базе костной проводимости сильно меньше, так как не затрагиваются напрямую самые чувствительные органы слуха.

    Можно ли прислонить обычные наушники к черепу и слушать звук

    Нет, так не выйдет. Все наушники с технологией костной проводимости работают по особому принципу, когда звук передается с помощью вибрации, именно поэтому даже у проводных наушников есть дополнительный источник питания, встроенный аккумулятор.

    Заменяют ли наушники слуховой аппарат

    Наушники не усиливают звук, поэтому заменить слуховой аппарат они не могут, однако в ряде случаев нарушения воздушной проводимости звука, например, возрастных, такие наушники могут помочь отчетливей различать услышанное.

    При первом взгляде на наушники кажется, что в твоих руках некий старинный винтажный экземпляр Необычная конструкция, много острых углов и прямых линий. Более твердые амбушюры, нежели в современных моделях. А стоит увидеть драйвер, светло-бежевого цвета, как возникает ассоциация с пергаментом, из которого будто бы сделан излучатель. А вес наушников настолько мал, что закрадывается сомнение, что эти наушники вообще рабочие, а не только пустой корпус. В противовес легкости наушников на глаза попадается небольшой, но увесистый сундучок.

    О типах излучателей в наушниках

    Тем, кто не очень хорошо разбирается в типах излучателей, может показаться, что перед нами излучатель Хейла, однако есть одно существенное отличие - в TakeT отсутствуют магниты. Для того, что бы лучше понять, что из себя представляет ТАТ драйвер, использующийся в TakeT H2+, вспомним, какие бывают излучатели у наушников, и почему на сегодняшний день самым распространенным являются динамические, относительно редкие - изодинамические (выпускают Fostex, Abyss и Hi-FiMan) и совсем редкие - электростатические (выпускает STAX). В качестве редкого экземпляра можно наблюдать и Preside Ergo AMT - единственные наушники с излучателем Хейла. А пару-тройку десятков лет назад еще были ортодинамические, электретные и пьезодинамические наушники.

    Помимо звучания, от наушников требуется эргономика, универсальность, а также немаловажна их стоимость. Эргономика зависит от веса, и чем легче излучатель, тем более удобные наушники могут получиться. Самые тяжелые излучатели - это излучатели Хейла, требующие большое количество магнитов. В то время, когда был пик развития ленточных излучателей, магниты стали серьезным ограничением, ведь увеличение габаритов излучателя приводило к большой массе и высокой стоимости. Излучатели Хейла у Precide фактически единственное решение, с оригинальной конструкцией и довольно жесткими требованиями к усилителю, который аналогичен усилителю для акустических систем, т.к. драйвер там изначально от акустической системы с низким сопротивлением.

    Обычные изодинамические наушники были дешевле в производстве (проще делать мембрану), но так же обладали большим весом, чем динамические излучатели.

    В нашей стране это были популярные модели ТДС-5, ТДС-7 и ТДС-15 (обзор по которым в планах). Из современных, это HiFiMan HE-6, несколько моделей от Hi-Fi Man. В недорогом секторе, это Fostex T20 RP, T40 RP и T50 RP.

    Своего роду революцию в развитии изодинамических наушников сделал Fostex, придумав эффективную магнитную систему, за счет которой существенно снижена масса излучателя.

    Электретные и пьезодинамические излучатели максимально близки к электростатическим, однако имеют такой минус, как низкую чувствительность, и как следствие, наличие повышающего трансформатора, зачастую весьма увесистого и подключаемого к выходам усилителя для акустики. Это сильно снижает универсальность таких наушников. К слову, до того, как STAX стал производить электростатические наушники (а сама марка STAX дает ассоциацию с электростатами), изначально компания производила электретные наушники. C одной из их моделей в виде SR 40 мы познакомимся в одном из обзоров в разделе винтажных наушников. И, кстати, электретные и пьезодинамические излучатели самые легкие по весу из всех типов излучателей.

    Электростатические наушники при всех их преимуществах требуют отдельный специализированный усилитель (причем не дешевый), что, в свою очередь, не позволяет так просто собрать комплект из наушников и усилителя или превратить наушники в мобильный вариант, подключая наушники, например, к портативному плееру.

    Современный же динамический излучатель (преимущественно из лавсана, а не из бумаги) отличается относительно малым весом, а при массовом производстве и финансовой поддержке в развитии со стороны большинства компаний отличаются достаточно хорошими характеристиками и удачным соотношением цена/качество. Однако, когда нам нужны максимально высокие показатели качества звучания, как выясняется, что нужен или довольно дорогой динамический излучатель, или совершенно другой тип излучателя. Так, плоские излучатели, к которым относятся ортодинамические, изодинамичесике, хейла, электретные, пьезодинамические и электростатические, обладают лучшей импульсной характеристикой (мембрана начинает движение вся одновременно), оставляя позади динамические излучатели (где движение мембраны начинается от катушки). Однако в секторе Hi-End эта разница далеко не так очевидна.

    TakeT H2+ совмещают в себе технологию Хейла и пьезодинамику. Посмотрим как схематически движется мембрана обычного ленточного излучателя, где токоповодящая дорожка нанесена прямо на мембрану.

    В ленточном излучателе Хейла токопроводящая дорожка так же нанесена на мембрану. Но мембрана сложена в гармошку, где соседние стенки гармошки взаимно отталкиваются или притягиваются, засасывая или выталкивая воздух. Данная конструкция позволяет при том же объеме площади, в который излучает излучатель, использовать большую площадь самого излучателя.

    Вместо токопроводящих дорожек, TAT драйвер использует полоски от пьезодинамического излучателя. В плюсах такого решения - отпадает надобность в магнитах, т.к. пьезодинамический излучатель работает без магнитов.

    Благодаря использованию пьезоэлементов, наушники не имеют магнитной системы, и там, где Ultrasone предлагает эффективную систему экранирования от магнитного излучения, TakeT не нуждается в таковой, т.к. TAT драйвер не дает магнитного излучения в принципе. Так же, отсутствие магнитов, сказывается на массе излучателя, TAT драйвер очень легкий. Если к такому драйверу добавить удобную конструкцию, то наушники будут казаться практически невесомыми.

    Надо отметить, что динамические наушники в качестве своего основного преимущества имеют малый вес и могут работать с относительно низким напряжением, до 5 Вольт. Электретные, электростатические и пьезодинамические имеют самую лучшую импульсную характеристику (меньшая инертность), но требуют для работы высокого напряжения или, в случае с электростатическими - дополнительного напряжения, что сильно влияет на совместимость с окружающим оборудованием. Изодинамические и ортодинамические находятся посередине между динамическими и электростатическими, электретными и пьезодинамическими.

    На сайте производителя описывается конструкция драйвера, но настолько кривым английским языком, что нет никакой уверенности, что дальнейший перевод точно отражает суть. Так к примеру можно предположить, что гармошка сделана из двух лент, а пьезоэлементы располагаются не только на параллельных складках, но и на вершинах и впадинах, что еще больше увеличивает эффективность работы. Для того, что бы это проверить точно, надо полностью разорать наушники, а такой возможности не было.

    Комплектация и внешний вид

    В комплекте идут наушники и H2+ и трансформатор TR2.

    Если наушники довольно легкие, то трансформатор представляет собой компактный, но тяжелый кусок железа весом в 3.6 кг.

    TR2 подключается к усилителю с помощью проводов для акустических систем. В качестве разъемов используются винтовые зажимы. На выходе повышающий трансформатор может выдать напряжение до 1500 В. Теоретически H2+ совместимы с повышающими трансформаторами от электретных STAX.

    Наушники имеют трехполосную систему.

    Основной драйвер имеет форму гармошки, где поперечные складки имеют разную глубину, и форма чашки в профиль повторяет эту глубину.

    основная часть драйвера (фото взято с headfi.org)

    Логично, что наиболее глубокие складки отвечают за низкочастотный диапазон.

    Посередине располагается узкий не глубокий драйвер, отвечающий за воспроизведение уже более высокочастотного диапазона. Полоска с высокочастотным драйвером так же имеет участки с разной глубиной и шагом гармошки.

    В целом, если учесть, что сборка драйвера наверняка ручная, то перед нами результат довольно кропотливого труда.

    На передней панели чашек располагается дополнительный супер твиттер TakeT Batpure с акустическими зеркалами.

    Благодаря этому супер твиттеру можно регулировать объем звучания наушников. К слову супертвиттер TakeT Batpure можно приобрести отдельно, и его рекомендуется дополнительно подключать к уже имеющимся наушникам. У TakeT Batpure заявлен воспроизводимый частотный диапазон в 20 кГц - 150 кГц, в то время как у самих наушников в 10 Гц - 100 кГц.

    Идея с супертивиттром заключается в том, что по мнению разработчика, восприятие ультравысоких частот производится не столько ушами, сколько кожей на лице. Разработчик предлагет простую проверку (в случае с отдельным супер-твиттером), это подключить супертвиттер одновременно с наушниками, расположив его перед лицом на расстоянии около полуметра. Дальше, закрыть лицо руками, и если звучание изменилось, то соответственно восприятие есть и уже стоит самому решать, нужен супер-твиттер или нет. В H2+ же используется два таких супертивиттера. Не исключается вероятность, что у всех разное восприятие и кто-то возможно ничего не услышит.

    Наушники подключаются к повышающему трансформатору TR2 специальным штекером. Трансформатор же должен подключаться уже акустическим кабелем к выходам усилителя для колонок. В спецификации указано, что максимальный уровень тока на входе равен 1 А. Сопротивление повышающего трансформатора, как нагрузки, согласно нашим измерениям составляет 18 Ом. При этом в районе 180 Гц сопротивление достигает 43 Ом, а на самых низких частотах снижается до 7 Ом.

    Эргономика

    Наушники сидят достаточно удобно, хотя и непривычно, при их конструкции, которая не фиксируется слишком жестко на голове. Так же не очень привычно сидеть в довольно легких и объемных наушниках. Если сравнивать наушники с линейкой от Precide Ero, то H2+ сидят более надежно. Кабель немного жестковат, и то же намекает на ретро стиль. В целом, размер по глубине у амбушюров без отверстий маловат. Регулировка ширины производится отдельно на верхней дужке, и такой способ относится бы не назвал бы максимально удобным или привычным. В целом, наушники производят впечатление продукта сделанного с нуля, который разработчик создавал не оглядываясь на то, как делают наушники остальные. В итоге получилась довольно оригинальная конструкция. Так же видно, что разработчик ориентировался в первую очередь на звук. Однако, в целом особых нареканий по эргономике нет.

    Звучание

    Для оценки звучания TakeT H2+ использовались

    Источники:
    Asus Xonar Essence STX, E-MU1616m, Meier Audio Corda Stagedac

    Усилители:
    Technics SE-A5, Laconic Night Blues NB-2A

    Оппоненты из наушников:
    Sennheiser HD 800, Sennheiser HD 650 с использованием усилителя SPL Phonitor 2731. STAX SR-507 с SRM 006tS.

    Дополнительно:
    FieryOne, Microlab Pure 1 с Technics SE-A5.

    Усилитель от Technics относится к винтажному классу и к тому времени, когда то, что сейчас относится к дорогому малосерийному Hi-End, было более массово и имело соответственно более низкую стоимость. После бума развития в аудиоиндустрии, усилители, колонки и наушники уже не имели такого существенного развития, и дальше стал активно развиваться более бюджетный сектор, а высококачественные устройства с тех пор улучшаются без серьезных прорывов вперед, и, как водится, имеют более высокую стоимость. По этому, цена усилителя хоть и эквивалентна $2000 по-нынешнему курсу, тем не менее усилитель может конкурировать с более дорогими современными устройствами. В данном случае важно то, что TakeT H2+ подключались к усилителю высокого класса и была возможность оценить качество звучания именно наушников, а не усилителя, и тем самым оценить их потенциал.

    Laсonic Night Blues NB 2A - это ламповый усилитель невысокой мощности. По заявлению производителя, обеспечивает около 3 Вт. К сожалению, его мощности оказалось достаточно лишь для уровня громкости ниже среднего, поэтому основное знакомство было проведено совместно с Technics SE-A5, имеющего высокий запас по мощности. Надо отметить, хоть производитель и рекомендует 10 Вт на канал, лучше обзавестись усилителем с небольшим запасом. С усилителем, имеющим 120 Вт на канал, проблем с недостатком мощности не возникло.

    Звучание TakeT H2+ можно охарактеризовать как очень объемное, с очень реалистичной панорамой, словно помимо наушников рядом играют колонки или задействована очень качественная система объемного звучания. Частотный же баланс хоть и зависит от посадки наушников, но все же во всех положениях у TakeT H2+ довольно сильно выделяются высокие и низкие частоты. В полуоткрытых амбушюрах, бас специфичен, резко убывает с определенной частоты с подчеркиванием верхних низких частот, что роднит наушники с характером звучания акустических систем. В закрытых низкие частоты более сбалансированы, однако из-за малой глубины эти амбушюры не всем обеспечат плотный контакт, а уши не будут себя свободно чувствовать, упираясь в защитную сеточку.

    Насколько реалистичный объем у TakeT H2+? Тут предлагаю небольшую историю об их прослушивании. Для оценки звучания, наушники подключались к Technics SE-A5. У усилителя возможен выход на две пары АС, каждая из которых активируется отдельной кнопкой, и при желании можно одновременно пустить звук на обе пары (параллельное включение). После пары переключений между АС и наушниками для более точной оценки частотной характеристики, при прослушивании музыки в TakeT H2+ вдруг начинает казаться, что колонки не отключены и их надо обязательно отключить! Но не тут то было, т.к. колонки и так отключены… При этом, пока перед глазами были колонки, все время было сомнение, а точно ли играют лишь наушники. Еще веселее стало, когда ради забавы решил немного исправить частотный баланс в эквалайзере, а потом шутя активировал и выключил алгоритм объемного звучания. После этого, помимо сомнения, что колонки сами по себе включаются и играют параллельно, было сомнение, что не отключился и режим объемного звучания у StageDac, STX или Phonitor. Это забавно и смешно, но заставляет задуматься над тем, что наушники не просто академично строят сцену, которую мозг должен обработать и дать понять, где что находится аналитическим путем. Где все равно не будет ощущения, что звук идет не от наушников, а издалека (исключения тут - бинауральные записи), в то время как с TakeT H2+ это происходит автоматически.

    Сравнивая TakeT H2+ с Sennheiser HD800, известных многим, как наушникам с очень объемным звучанием против большинства наушников, стоит отметить, что TakeT H2+ их обгоняют по этому параметру. Если сперва к примеру послушать HD800, а потом одеть HD650, то возникнет ощущение что весь объем стал плоским. То же самое происходит и с переходом с TakeT H2+ на HD800. При этом, обратный переход улавливается не столь контрастно, аналогично тому, как перед с лучшего на худшее ощущается сильнее, чем наоборот.

    Вместе с тем, у TakeT H2+ есть и слабые стороны, которые очевидны в прямом сравнении с HD 800 и STAX 507. У TakeT H2+ в большей степени приподняты высокие и низкие частоты, на фоне которых хорошо ощущается некоторый провал средних и отдельно провал в районе 2 кГц. Это приводит к тому, что без внешней эквализации наушники излишне яркие, и те, кто ищет максимально «прямые честные» наушники, предпочтет HD800, что-то из STAX или LCD-2, пожертвовав тем объемом, который выдают TakeT H2+. Однако, если вы подключите TakeT H2+ к усилителю, имеющему регулировку тембров, то вы можете вполне удачно снизить уровень высоких и низких частот.

    C открытыми амбушюрами низкие частоты у TakeT H2+ сопоставимы с характером воспроизведения у STAX, верхние низкие частоты приподняты, нижние практически отсутствуют. В этом причина конструкции открытых амбушюр (у STAX хоть амбушюры и цельные кожаные, но имеются отдельные отверстия между драйвером и амбушюром.) Для того, чтобы у наушников не было заметного недостатка низких частот начиная с верхнего диапазона, они искусственно увеличены, и в итоге при громкости выше средней драйвер начинает работать с перегрузкой. Вследствие конструкции драйверов, звучание низких частот принимает компрессионный оттенок (такой оттенок характерен ламповым усилителям, с высоким уровнем гармоник низших порядков). Для того, что бы низкие частоты были более ровными и сбалансированными, нужно использовать закрытые амбушюры. В целом, если сделать отдельно более высокие амбушюры, то особых нареканий наушники не получат. С плоскими амбушюрами низкие частоты выделяются не сильно, а с более высокими амбушюрами они должны стать еще ровнее (за счет увеличения закрытого объема). Для тех, кто излишне придирчив к басу, стоит обратить внимание на LCD-2, HD 800, T1.

    Так же можно предположить, что некоторые особенности звучание H2+ - это не что иное, как попытка сделать наушники из драйвера, изначально разработанного как динамик для акустической системы. Если бы TAT драйвер разрабатывался как драйвер наушника, то скорее всего, мы бы получили более сбалансированное звучание. Разработка подобных драйверов у небольшой частной компании требует большого времени или значительных финансовых затрат. Для крупного же производителя, разработка подобных наушников нерентабельна, т.к. при их высокой выходной стоимости, малый тираж не вернет потраченные деньги, а наличие отдельного адаптера еще больше сужает количество покупателей, т.к. это снижает мобильность и совместимость наушников с внешним оборудованием. Аналогично тому, как не все стремятся к STAX из-за необходимости использовать отдельный усилитель. Taket H2+ в отличии от LCD или HD800 не возьмешь с собой в дорогу с портативным плеером, вроде HiFiMan 801 или Colorfly C4 Pro. К примеру, тот же Sennheiser не развивает и не производит модель Orfeus из-за низкой рентабельности.

    Отдельные компании не имеют больших финансовых ресурсов, и многое делают, «как умеют», а шлифовка занимает слишком много времени. Возможно, в будущем мы увидим от TakeT наушники с более сбалансированным звучанием, а сейчас стоит быть готовым к небольшой коррекции АЧХ отдельными средствами в виде тембр блока у усилителя или внешнего эквалайзера. Не исключено, что кому-то понравится и нынешняя АЧХ, аналогично тому, как довольно мало владельцев STAX, жалующихся на их подачу низких и высоких частот (которые там правда приподняты в меньшей степени, но характер низких частот схож).

    Из предпочтительных жанров, стоит отметить все, что подразумевает объем. Это живые акустические записи, это эмбиент, это электронная музыка со спец. эффектами. Это мелодии с различными вставками звуков природы. Замечательно передается вокал, пусть не всегда тембрально верно, но с великолепным ощущением присутствия. Из жанров, которые наушникам даются хуже всего - это безусловно рок, требуются мощные запилы (где у TakeT H2+ провал) и мощный бас в широком диапазоне, (где у TakeT H2+ компрессировано акцентирован узкий диапазон, а накладываясь на излишне компрессированные рок записи, еще больше подчеркивает перегруженное звучание).

    Не оценивайте с помощью краткого прослушивания, по десятку секунд на наушники, так вы будете улавливать лишь разницу АЧХ, и скорее всего не в пользу TakeT H2+. Старайтесь послушать каждые из наушников подольше, дав адаптироваться слуху к АЧХ конкретных наушников. Далее обратите внимание, что именно отчетливо слышно в тех или иных наушниках. Более широкий и глубокий объем у TakeT H2+ играет злую шутку с детальностью наушников. Если перейти с HD 800 на TakeT H2+, то возникает ощущение меньшей детальности, но лишь за счет того, что с одной стороны средние частоты у TakeT H2+ тише, а с другой, мозг банально не находит на своем месте то, что слышал в HD800. Однако потом оказывается, что потерянные инструменты просто напросто находятся не рядом, а вдалеке. Потом при обратном переходе с Н2+ на HD 800 инструменты оказываются в общем небольшом пространстве в голове или около головы слушателя. Возникает ощущение, словно сначала смотрели в 3D очках объемную картинку, а потом сняли очки и посмотрели на плоскую версию. Инертность обработки получаемой информации у мозга здесь проявляется в полной мере.

    Технические измерения

    На АЧХ можно видеть подъем высоких и низких частот. При использовании открытых амбушюров, низкие частоты более акцентированы и убывают довольно резко начиная с 80 Гц. С закрытыми амбушюрами низкие частоты начинают убывать с 30-40 Гц. Вид АЧХ очень сильно зависит от посадки наушников, поэтому к конкретному виду АЧХ стоит относится как приблизительной.

    Импеданс входного трансформатора имеет подъем в области 180 Гц, и при подключении TR2 к ламповому усилителю с высоким выходным сопротивлением, можно ожидать повышение отдачи в этом частотном диапазоне. Усилитель лучше подбирать тот, который хорошо работает от 8 Ом и выше.

    Технические измерения подробно (раскрывается по клику)

    Технические измерения подробно

    Можно видеть довольно невысокую чувствительность, на уровне 72 дБ/В. Это безусловно низкая чувствительность, и для получения высокой громкости безусловно нужен усилитель мощности для акустических систем.

    График ваттерфола для данных наушников не имеет большого смысла, т.к. у такого открытого типа наушников много переотражений, которые в свою очередь дают более длинный шлейф затухания. Общее изучение ваттерфолов при разных вариантах посадок показало, что каких-то особых выраженных резонансов у наушников нет.

    При подключении к усилителям с не нулевым сопротивлением, можно будет наблюдать измерение АЧХ. При использовании открытых амбушюров, наиболее удачным будет связка с усилителем с высоким выходным сопротивлением, что сглаживает пик на нижнем рабочем диапазоне, при этом хочется порекомендовать воспользоваться тембр блоком со снижением отдачи в области низких частот.

    Наиболее перспективным выглядит усилитель с выходным сопротивлением около 10 Ом, но стоит учитывать, что АЧХ у наушников зависит от посадки, а отсутствие потерь в низкочастотном диапазоне есть только при плотном прилегании амбушюров.

    Итог

    Для кого TakeT H2+ интересны? Они интересны, в первую очередь, для двух категорий слушателей. Первая - это те, у кого есть хороший тракт с акустическими системами, и кому нужна альтернатива в виде наушников, без потери того объема, что дают АС. Вторая категория, это те, у кого уже есть «ровные» наушники и кто хочет объемного звука, готовый пожертвовать ровностью воспроизведения. TakeT H2+ дают самое объемное звучание из топовых наушников, значительно обходя Sennheiser HD 800. По характеру звучания близки к STAX 507, но с более выраженными высокими и низкими частотами. TakeT H2+ требуют достаточно мощный усилитель для акустики. TakeT H2+ произвели впечатление как уникальных и удачных наушников, которые были бы не лишними в коллекции любого аудиофила, т.к. по объемности воспроизведения им пока нет аналогов, которые могли бы их заменить.


    Раздел не найден.

    Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter . Это не требует регистрации. Спасибо.

    Похожие статьи