Интернет ресурсы по технологии. Ресурсы по предмету “Технология». Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика обучения технологии создания учебных интернет-ресурсов"

23.04.2019

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования (прежде всего молодых), имеющих навыки работы на персональном компьютере и желающих создавать собственные образовательные ресурсы на основе интернет-технологий. Создание педагогом образовательных ресурсов - важная составляющая при его аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр технического творчества и информационных технологий

Пушкинского района Санкт-Петербурга

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации педагогов дополнительного образования

«Создание образовательных ресурсов на основе интернет-технологий»

Количество часов – 36

АСМОЛОВ Анатолий Федорович,

методист

Санкт-Петербург, г. Пушкин

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что сегодня требуется от современного педагога? Создать условия для раскрытия индивидуальных способностей ребенка, используя современные методы, средства, формы обучения, в том числе дистанционные. Траектория развития образования показывает, что в арсенале учителя есть огромное количество способов реализации этой задачи. Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов является важнейшей составляющей всех направлений деятельности современного учителя.

Очень часто звучат, ставшие уже привычными аббревиатуры ЭОР и ЦОР – электронные и цифровые образовательные ресурсы – представленная в цифровой форме информация образовательного характера. Для кого-то использование их в практике преподавания и воспитания – личная потребность, для кого-то – выполнение требования администрации, веяний модернизации образования и т.д. Тем не менее, как показывает опыт, полноценное внедрение цифровых образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс позволяет дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, объективно оценивать качество обученности по предмету и результаты образовательной деятельности, обеспечить построение траектории развития индивидуальных способностей обучающегося. И как результат – делать свои открытия.

Данный курс предназначен для педагогов дополнительного образования (прежде всего молодых) Центра технического творчества и информационных технологий, имеющих навыки работы на персональном компьютере и желающих создавать собственные образовательные ресурсы на основе интернет-технологий.

Создание и использование образовательного ресурса педагогом:

– способствует развитию умений анализировать, обобщать, систематизировать, проектировать результаты образовательной деятельности (собственной и чужой);

– упрощает работу по подготовке и проведению уроков, позволяет проводить занятия на высоком уровне в соответствии с современными требованиями;

– способствует развитию информационной культуры педагога и, как следствие, развитию информационной культуры обучающихся (что не маловажно в современном информационном обществе).

Созданные учителем образовательные ресурсы – важная составляющая при его аттестации.

Цель

Формирование и развитие у педагогов профессиональной компетентности в создании и использовании дидактического материала в виде образовательного ресурса на основе интернет-технологий (сайта, блога).

Задачи

  • Показать возможности использования интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе.
  • Сформировать навыки и умения использования современных информационных технологий в практической работе.
  • Содействовать созданию интересного, насыщенного информацией и постоянно обновляемого образовательного сайта.

Принципы построения программы

При прохождении курса предполагается активное участие слушателей в выполнении практических заданий и самостоятельной работе, которая подразумевает выполнение индивидуального проекта.

Практическая значимость программы определяется возможностью использовать полученные знания, умения и наработки в своей педагогической работе.

Ожидаемые результаты. Окончившие обучение по программе должны:

  • иметь представление об образовательном пространстве российского сегмента Интернета, информационном наполнении единого окна доступа к образовательным ресурсам, о современных образовательных технологиях на основе ресурсов Интернет;
  • знать основные этапы создания образовательного ресурса, критерии его оценки, возможности портала «Социальная сеть работников образования «Наша сеть», алгоритм создания сайтов на бесплатных хостингах, принципы построения HTML-документов;
  • уметь работать с электронной почтой, банками электронных образовательных ресурсов, создавать сайты на различных бесплатных хостингах, публиковать свои методические разработки и получать на них свидетельства о публикации, применять основные элементы языка разметки гипертекста для структурирования, форматирования текста, создания списков, таблиц, ссылок, графических объектов в HTML-документе.

Итоговая аттестация слушателей.

Результатом освоения программы будет являться готовый, рабочий и регулярно обновляемый образовательный сайт.

Срок обучения: 36 часов.

Режим занятий: по 2 часа в неделю без отрыва от основной работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, темы занятий

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

анкетирование

Образовательные ресурсы сети Интернет.

зачет

Создание персонального мини-сайта на портале «Социальная сеть работников образования «Наше сеть» ()

зачет

Создание образовательного ресурса c помощью сервисов Google (https://sites.google.com )

зачет

Создание сайта на платформе UCOZ (https://ucoz.ru )

зачет

Проектирование и разработка образовательного сайта с «нуля».

зачет

Итоговый проект.

проект

Заключительное занятие

защита проекта

Всего по программе

1. Вводное занятие. Программа курса. Техника безопасности. Анкетирование.

  • Практическая работа «Работа с электронной почтой».

2. Образовательные ресурсы сети Интернет. Принципы функционирования Интернета. Публикация информации в Интернете. Информационное наполнение образовательного ресурса. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru )». Другие образовательные ресурсы.

  • Практическая работа «Знакомство с содержанием сайта Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

3. Создание персонального мини-сайта на портале «Социальная сеть работников образования «Наша сеть».

Структура портала (персональный мини-сайт, сайт объединения, кружка, персональный блог, группы, мобильная версия сайта, библиотека учебно-методических материалов, лаборатория педагогического мастерства, виртуальный университет, материалы о новых правилах аттестации, свидетельства о публикации и т.д.). Создание мини-сайт и его редактирование (регистрация, заполнение данных для мини-сайта: специализация, увлечения, интересы, девиз, любимое изречение, вступительный абзац, о себе, книги, которые сформировали мой внутренний мир, мой взгляд на мир, мои достижения, вступительный абзац к электронному портфолио). Добавление учебного материала в портфолио. Добавление творческой работы ученика. Разделы мини-сайта (Мой блог, Для родителей, Пригласить ученика, Мои обсуждения и публикации, Моя активность, Мои заявки, Добавить страницу на мини-сайт, Редактировать главную страницу, Помощь).

  • Практическая работа «Создание мини-сайта педагога и его наполнение»

4. Создание образовательного ресурса с помощью сервисов Google. Обзор систем управления содержимым сайта (англ. Content management system, CMS): Google, UCOZ. Создание аккаунта на Google, закладка Сайты, имя сайта, выбор оформления сайта (шаблона, тема), создание страниц, работа в редакторе страниц, форматирование текста, вставка объектов, работа с таблицами, управление сайтом. Web-quest – современная образовательная технология.

  • Практическая работа «Создание сайта в аккаунте Google».

5. Создание сайта на платформе UCOZ . Регистрация, задание имени, выбор дизайна, подключение модулей, работа с панелью управления, общие настройки сайта, создание страниц, создание категорий, форматирование текста, размещение графики, управление меню, создание фотоальбомов, платные услуги.

  • Практическая самостоятельная работа «Создание сайта на UCOZ».

6. Проектирование и разработка образовательного сайта с «нуля». Основные этапы создания сайта. С труктура сайта (имена файлов, главная страница, навигационная панель). Язык гипертекстовой разметки (синтаксис, структура HTML-документа, шаблон). Логическое и физическое форматирование HTML-документа (структура текста, физическое форматирование, гиперссылки, списки, таблицы). Графика на Web-странице. Виды Web-графики: фоновые изображения, логотипы, заголовки, иллюстрации, выставочная графика, графические ссылки. Вставка изображения. Карта-изображение. Создание и использование CSS-стилей. Синтаксис и методы применения стилей. Стилевые свойства для применения шрифтов, задания фона, форматирования текста, оформления списков и элементов блочного типа. Позиционирование элементов на Web-странице.

  1. Итоговый проект. Разработка информационной и физической структуры образовательного сайта. Поиск и разработка необходимого информационного наполнения сайта. Подготовка текстового, графического, аудио, видео материала. Разработка итогового сайта, публикация сайта в сети Интернет.
  2. Заключительное занятие.

Подготовка и защита проекта. Самооценка и оценка проекта. Подведение итогов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы и режим занятий

Занятия проходят в компьютерном классе. Одно занятие длится 2 академических часа. Каждый педагог работает на отдельном компьютере с установленным на нем ПО и имеющим выход в сеть Интернет. Форма занятий: индивидуально-групповая.

Учебно-методический комплект

Программу обеспечивает учебно-методический комплект. В него входят следующие материалы:

По теме «Вводное занятие»

  1. Программа курса.
  2. Презентация «Правила поведения и техники безопасности в кабинетах Центра».
  3. Входная анкета для слушателей курса «Создание образовательных ресурсов на основе интернет технологий».
  4. Задание на практическую работу «Работа с электронной почтой».

По теме «Образовательные ресурсы сети Интернет»

  1. Презентация «Полезные ресурсы»
  2. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». /Информационно-методическое пособие. – ФГУ ГНИИ ИТТ «Информатика». М.: 2007
  3. Задание на практическую работу «Знакомство с содержанием сайта «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

По теме «Создание персонального мини-сайта на портале «Социальная сеть работников образования «Наша сеть».

  1. Обзор возможностей портала nsportal (http://сайт/page/bystryi-start)
  2. Задание на практическую работу «Создание мини-сайта педагога и его наполнение»
  • По теме «Создание образовательного ресурса с помощью сервисов Google»
  1. Презентация «Создание сайта с использованием сервисов Google».
  2. Методическая разработка «Создание web-квеста на основе сервисов Google».
  3. Пример web-квеста (https://sites.google.com/site/vsempctt/ )

По теме «Создание сайта на платформе UCOZ»

  1. Создать сайт в системе uCoz: пошаговая инструкция (http://manual.ucoz.net/board/40-1-0-363 )
  2. Ирина Черепанова. uCoz. Создание сайтов. – ЭКСМО. – 2011. 544 с.
  3. Задание на самостоятельную работу по теме «Создание сайта на UCOZ».

По теме «Проектирование и разработка образовательного сайта»

  1. Основы создания Web-страниц. Пособие по HTML (http://poshtml.esy.es/ )
  2. Учебный сайт/ Материалы курса.(http://asan1.ucoz.ru )
  3. Каскадные таблицы стилей (http://asan/16mb.com )
  4. Материалы для компьютерного практикума по теме «Проектирование и разработка образовательного сайта»
  • Практическая работа «Физическая структура сайта».
  • Практическая работа «Создание шаблона HTML-документа».
  • Практическая работа «Структура текста».
  • Практическая работа «Форматирование текста».
  • Практическая работа «Управление шрифтами».
  • Практическая работа «Гиперссылки на Web-странице».
  • Практическая работа «Маркированные и нумерованные списки».
  • Практическая работа «Таблицы».
  • Практическая работа «Размещение графики на Web-странице».
  • Практическая работа «Меню в виде карты-изображения».
  • Практическая работа «Применение встроенного и внедренного стиля».
  • Практическая работа «Применение связанных стилей».
  • Практическая работа «Форматирование текста с использованием стилевых свойств».
  • Практическая работа «Абсолютное позиционирование информации на Web-странице».
  1. Асмолов А.Ф. Каскадные таблицы стилей. Учебно-методические материалы/ Под ред. Ю.А. Тоскина. – г. Пушкин, МЦИК «Интеллект», 2010. – 21 с.

Настоящая статья адресована главным образом пользователям Интернета; ее цель - осветить некоторые современные Интернет-технологии с точки зрения их потребителя. Впрочем, как показывает практика, знание подобных вопросов необходимо и некоторым начинающим разработчикам.

10-15 лет назад большинство Web-сайтов представляло собой набор статических HTML-страниц. Сегодня подобные сайты по-прежнему встречаются - нередко именно так выполнены небольшие персональные Web-сайты, а также сайты небольших компаний, не претендующие ни на что, кроме размещения относительно небольшого объема редко меняющейся информации. Отметим, однако, что в процессе превращения Интернета из набора информационных ресурсов в инструмент ведения бизнеса технологии создания сайтов существенно изменились - большинство Web-сайтов крупных компаний представляет собой набор приложений, обладающих интерактивностью, средствами персонализации, средствами взаимодействия с клиентами (вплоть до приема заказов и платежей) и партнерами, а нередко - и средствами интеграции с «внутренними» корпоративными приложениями компании. О средствах создания подобных Web-сайтов чуть более подробно будет рассказано в статье «Продукты для создания корпоративных Интернет-решений» в настоящем номере журнала. В данной статье мы лишь кратко осветим технологии, лежащие в основе современных Web-приложений. Пользователь, имеющий дело с Web-приложениями (а в последнее время - и с Web-сервисами), общается с ними посредством Интернет-клиентов (чаще всего браузеров, но не только их - существуют и другие типы клиентских приложений, например чат-клиенты). Поэтому уместно отдельно поговорить о том, что может применяться в клиентских приложениях, а что — на Web-серверах.

Технологии, применяемые в Web-клиентах

дним из направлений развития Web-приложений стало размещение некоторой части логики приложения (такой как проверка корректности вводимых данных) в самом Web-клиенте, например в Web-браузере. В частности, современные Web-браузеры способны интерпретировать код на скриптовых языках, выполнять Java-апплеты и элементы управления ActiveX, использовать другие дополнения, такие как Macromedia Flash Player. Рассмотрим все эти возможности браузеров подробнее.

Скриптовые языки

Большинство современных Web-браузеров способно интерпретировать код на скриптовых языках, таких как VBScript и JavaScript. Код на этих языках внедряется в Web-страницу и интерпретируется браузером. Типичный пример применения скриптовых языков - проверка корректности данных, вводимых пользователем в соответствующие поля HTML-формы, непосредственно в процессе ввода или после него, без обращения к Web-серверу. Подобные примеры применения скриптовых языков можно обнаружить при заполнении некоторых анкет и получении сообщений о том, что не заполнены обязательные поля (справедливости ради отметим, что далеко не все анкеты реализованы подобным образом).

Однако есть и другие примеры применения скриптовых языков, реализующие как чисто дизайнерские идеи, например кнопки, меняющие свой вид при наведении на них курсора, «бегущие строки», так и иную функциональность, например внедренные в Web-страницы средства обращения к поисковым системам, отображение диалоговых панелей, управление другими объектами, встроенными в Web-страницу (например, Java-апплетами или элементами управления ActiveX, о которых будет рассказано ниже).

Отметим, что код, созданный с помощью скриптовых языков, не может работать самостоятельно — он выполняется в адресном пространстве браузера. Кроме того, скриптовые языки содержат ограниченный набор средств (например, они не обладают средствами доступа к файловой системе).

Java-апплеты

Практически все современные браузеры способны отображать и выполнять Java-апплеты — специальные Java-приложения, которые пользователь получает в составе Web-страницы. Эти приложения нередко включаются в состав Web-страниц с целью добавления функциональности, которую сложно или невозможно реализовать с помощью скриптовых языков. Апплеты могут выполняться на всех платформах, для которых доступна виртуальная Java-машина.

Апплеты обычно создаются в соответствии с правилами, оговаривающими период их жизни и способы взаимодействия со своим окружением. Чаще всего эти способы весьма ограниченны (например, такие операции, как считывание и запись файлов, по умолчанию для апплетов запрещены; если же подобные операции необходимы, разрешения на их выполнение для конкретных апплетов и конкретных файлов описываются на клиентском компьютере; сетевой доступ из апплета возможен только к тому компьютеру, с которого он был загружен; запуск других приложений на компьютере пользователя из апплетов невозможен). Однако апплет способен считывать значения параметров (например, цвета, шрифтов, файлов с графическими изображениями, используемыми при выполнении апплета) с содержащей его Web-страницы и в соответствии с этими параметрами изменять свое поведение. Кроме того, параметры апплета можно менять динамически из кода на скриптовых языках, содержащихся в составе той же страницы.

Отметим, что, поскольку апплеты реализуют выполнение кода на компьютере клиента, они в определенной степени являются потенциально опасным содержимым. Именно поэтому все современные браузеры обладают доступными пользователю средствами ограничения возможностей выполнения апплетов.

Элементы управления ActiveX

Некоторые из современных браузеров (в частности, Microsoft Internet Explorer) могут служить контейнерами для элементов управления ActiveX - специальных COM-серверов, выполняющихся в адресном пространстве браузера и также получаемых в составе Web-страницы.

С помощью элементов управления ActiveX, как и посредством Java-апплетов, можно реализовать любую функциональность, в том числе и неблагоприятную для компьютера пользователя, при этом, в отличие от Java-апплетов, при выполнении элементов управления ActiveX в общем случае нет никаких ограничений на доступ к файлам и иным ресурсам операционной системы и сети, а код, содержащийся в них, выполняется от имени загрузившего их пользователя. Как и Java-апплеты, элементы управления ActiveX могут считывать свои свойства с содержащей их страницы; кроме того, свойства элемента управления ActiveX можно менять динамически из кода на скриптовых языках, содержащихся в составе той же страницы; в том же коде можно обрабатывать события, возникающие в таких элементах управления.

Далее нам следует напомнить банальную истину, которая, как показывает практика, очевидна не для всех наших читателей. При работе с элементами управления ActiveX и Java-апплетами абсолютно бесполезно полагаться на антивирусное программное обеспечение (неважно, клиентское оно или серверное): признаков, характерных для вирусов (таких как способность внедряться внутрь исполняемых файлов и документов), подобные приложения, как правило, не содержат. Можно лишь запретить загрузку или выполнение соответствующего кода либо на уровне настроек браузера, либо на уровне корпоративных или персональных брандмауэров.

Приложения Macromedia Flash

Приложения Macromedia Flash являются сегодня наиболее популярным расширением функциональности Web-браузеров - с их помощью многие Web-дизайнеры придают своим сайтам интерактивность и оригинальность.

Модель безопасности приложений Flash основана на том, что Macromedia Flash Player, как и виртуальная Java-машина, выполняет приложения в ограниченном адресном пространстве, при этом выполняемые приложения не имеют доступа к файловой системе (кроме одного конкретного каталога, используемого Macromedia Flash Player для служебных целей) и другим ресурсам компьютера пользователя; исключение делается для микрофонов и видеокамер, однако пользователь должен дать разрешение на передачу данных, полученных с этих устройств. Доступ к сетевым ресурсам ограничивается доменом, с которого было получено приложение. Отметим, что приложения Flash также могут управляться с помощью кода JavaScript, присутствующего на той же странице. Сам Macromedia Flash Player для Microsoft Internet Explorer является элементом управления ActiveX и использует возможности элементов управления ActiveX для доступа к свойствам приложений Flash из скриптовых языков.

Отметим, что помимо вышеперечисленных наиболее популярных средств расширения функциональности браузеров имеется и ряд других средств, реализованных обычно в виде так называемых модулей расширения (plug-in). Поскольку модули расширения также представляют собой исполняемый код, современные браузеры обладают средствами ограничения возможностей, связанных с их загрузкой и выполнением.

В заключение отметим, что перечисленные средства расширения функциональности HTML-страниц могут быть использованы и в динамических страницах, генерируемых серверными Web-приложениями. Так, в последнее время широкое распространение приобрели средства создания Web-приложений, выполняющихся под управлением Web-серверов и генерирующих динамические HTML-страницы с внедренным в них кодом на скриптовых языках, предназначенным для интерпретации браузером.

Технологии создания серверных частей Web-приложений

ак мы уже убедились, возможности, связанные с выполнением кода в Web-клиентах, могут быть существенно ограничены как технологически, так и с помощью администрирования и пользовательских настроек. Это в целом соответствует вполне разумным требованиям безопасности. Именно поэтому, наряду с развитием средств расширения функциональности браузеров, развивались и технологии, связанные с выполнением кода приложений не в браузерах, а на самих Web-серверах. Ниже мы очень кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.

CGI

Common Gateway Interface (CGI) - это стандартный интерфейс, позволяющий выполнять серверные приложения, вызываемые через URL. Входной информацией для таких приложений служит содержимое HTTP-заголовка либо тело запроса, в зависимости от применяемого протокола. CGI-приложения генерируют HTML-код, который возвращается браузеру. Отметим, что в свое время широко использовался и термин «CGI-скрипт», происхождение которого объясняется тем, что подобные приложения писались на скриптовых языках типа Perl, выполняющихся, тем не менее, не в браузере, а на сервере. CGI-приложения можно создавать с помощью практически любого средства разработки, генерирующего консольные приложения для операционной системы, под управлением которой функционирует Web-сервер.

Основная проблема всех CGI-приложений заключается в том, что при каждом клиентском запросе сервер загружает это приложение в отдельное адресное пространство, а затем инициирует его выполнение и выгрузку. Эта особенность ограничивает производительность приложений и возможность одновременной обработки большого количества клиентских запросов.

ISAPI и Apache DSO

Проблему ограниченной производительности Web-приложений, которые выполняются в отдельном адресном пространстве, можно решить, создав приложение в виде библиотеки, загружающейся в адресное пространство Web-сервера и при необходимости остающейся там для обработки последующих запросов от других клиентов; естественно, в этом случае Web-сервер должен поддерживать загрузку таких библиотек. Подобные приложения для Microsoft Internet Information Servise носят название ISAPI (Internet Server Application Program Interface), а для весьма популярного Web-сервера Apache такие библиотеки называются Apache DSO (Dynamic Shared Objects). Отметим, однако, что при создании как CGI-, так и ISAPI-приложений было довольно сложно отделить задачи Web-дизайна от задач, связанных с реализацией функциональности и логики приложений, - подобные приложения генерируют Web-страницы целиком, поэтому все данные, связанные с дизайном этих страниц, должны в общем случае содержаться внутри исполняемого файла.

ASP, JSP, PHP

Очередной шаг в развитии технологий создания Интернет-приложений - появление средств, позволяющих отделить задачи Web-дизайна от задач, связанных с реализацией функциональности приложений. Первой из таких технологий стала Active Server Pages (ASP), построенная на основе ISAPI-фильтра. Основная идея ASP заключается в создании Web-страниц с внедренными в них фрагментами кода на скриптовых языках. Однако, в отличие от рассмотренных выше средств применения скриптовых языков для расширения функциональности браузеров, указанные фрагменты кода интерпретируются не браузером, а сервером (точнее, предназначенной для этого ISAPI-библиотекой), и результат выполнения этих фрагментов кода замещает сам фрагмент кода в той версии страницы, которая передается в пользовательский браузер. Вскоре после ASP появились и другие технологии, реализующие идею размещения внутри Web-страницы кода, выполняемого Web-сервером. Наиболее известной из них сегодня является технология JSP (Java Server Pages), основная идея которой - однократная компиляция Java-кода (сервлета) при первом обращении к нему, выполнение методов этого сервлета и помещение результатов выполнения этих методов в набор данных, отправляемых в браузер. Еще одной популярной технологией подобного типа является PHP (Personal Home Pages), которая использует CGI-приложения, интерпретирующие внедренный в HTML-страницу код на скриптовом языке.

ASP .NET

Новейшей версией технологии Active Server Pages является ASP .NET, ключевая в архитектуре Microsoft .NET Framework. Основное отличие этой технологии от ASP с точки зрения архитектуры приложений заключается в том, что код, присутствующий на Web-странице, не интерпретируется, а компилируется и кэшируется, что, естественно, способствует повышению производительности приложений.

С помощью ASP .NET можно создавать Web-приложения и Web-сервисы, которые не только позволяют реализовать динамическую генерацию HTML-страниц, но и интегрируются с серверными компонентами и могут использоваться для решения широкого круга бизнес-задач, возникающих перед разработчиками современных Web-приложений.

В общем случае клиентом Web-сервера может быть не только персональный компьютер, оснащенный обычными Web-клиентами (например, Web-браузером), но и мобильные устройства, отличающиеся ограниченным размером экрана, малым объемом памяти, а нередко и невозможностью отображения графики. Для этих устройств существуют свои протоколы передачи данных (Wireless Access Protocol, WAP) и соответствующие языки разметки (WML, Wireless MarkupLanguage, СHTML, Compact HTML и т.п.). При этом необходимо передавать данные на мобильное устройство в соответствующем формате, для чего нередко создаются специальные сайты (например, поддерживающие WAP и WML). Более удобным представляется создание приложений, которые способны генерировать тот или иной код в зависимости от типа клиента. Именно такой подход и реализован в Microsoft ASP .NET.

Несколько слов о серверах приложений

С ростом объема используемых данных и числа посетителей Web-сайтов возрастают требования к надежности, производительности и масштабируемости Web-приложений. Для удовлетворения этим требованиям бизнес-логика, реализованная в Web-приложении, а также сервисы обработки данных и реализации транзакций, отделяются от интерфейса приложений и переносятся на сервер приложений в виде бизнес-объектов. Серверы приложений и соответствующие бизнес-объекты могут быть различного типа (наиболее распространенными из них сегодня являются серверы, поддерживающие спецификацию Java2 Enterprise Edition, и серверы, базирующиеся на технологиях COM и Microsoft .NET). Впрочем, рассмотрение серверов приложений выходит за рамки данной статьи…

Отметим, что бизнес-объекты часто предоставляют доступ к данным корпоративных информационных систем либо реализуют какую-либо часть их функциональности, осуществляя функции интеграции Web-приложений с другими приложениями, применяемыми на предприятии.

Web-сервисы

Говоря о серверных Web-технологиях, нельзя обойти вниманием такую важную, как Web-сервисы XML. На Web-сервисы XML в настоящее время нередко возлагается решение многих задач, связанных с интеграцией приложений, в том числе созданных на разных платформах. Создавать Web-сервисы можно и в виде исполняемых файлов, и в виде библиотек, и в виде интерпретируемого кода; существуют также средства представления бизнес-объектов в виде Web-сервисов. Методы Web-сервисов можно вызывать из обычных приложений, Web-приложений и других Web-сервисов, и, за редким исключением, конечные пользователи непосредственно с Web-сервисами дела не имеют. Тем не менее в последнее время отмечается массовое появление приложений, использующих Web-сервисы, в том числе и приложений, предназначенных для конечных пользователей.

Заключение

Данной статье мы обсудили наиболее популярные технологии, применяемые при создании Web-приложений, а именно: средства расширения функциональности браузеров, такие как скриптовые языки, элементы управления ActiveX, Java-апплеты и приложения Macromedia Flash, а также технологии создания серверных Web-приложений, такие как CGI, ISAPI, ASP, JSP, PHP, ASP .NET.

Технология создания Веб-сайта

Основные интернет службы

Некоторые из основных услуг, доступных для пользователей Интернета:

· Email − Быстрый, легкий и недорогой способ общения с другими пользователями Интернета по всему миру.

· Telnet − Позволяет пользователю войти в удаленный компьютер, как если бы это была локальная система.

· FTP − Позволяет пользователю передавать практически все виды файлов, которые могут храниться на компьютере с одного подключенного к Интернету компьютера к другому.

· Gopher - это распределенная служба доставки документов. Он позволяет пользователям запрашивать, искать и получать информацию, находящуюся в различных местах.

· UseNet news − Распределенная доска, которая предлагает сочетание новостей и дискуссионных сервисов по многочисленным темам.

· World Wide Web (WWW) − Гипертекст интерфейс к информационным ресурсам Интернет. Техническое определение Всемирной паутины – это все ресурсы и пользователи Интернета, которые используют протокол передачи гипертекста (HTTP).

Что такое Веб? В двух словах, полотно представляет собой целый букет взаимосвязанных компьютеров разговаривать друг с другом. Компьютеры (в Интернете), как правило, соединены телефонными линиями, цифровых спутниковых сигналов, кабелей и других типов механизмов передачи данных. А механизм переноса данных является способ перемещения информации из точки `А` в точку `В` в точку `С` и так далее.

Какова функция программного обеспечения / серверных программ? Серверное программное обеспечение создается для "служб" веб-страниц и веб-сайтов. В основном, компьютер-сервер имеет много веб-сайтов, загруженных на него, и он просто ждет пользователей, которые (через веб-браузеры) будут запрашивать или запросят конкретную страницу. Когда браузер запрашивает страницу сервер отправляет его.

Технология создания Веб-сайта

Web - сайт – это набор Web-страниц связанных между собой гиперссылками. Web-страницы или гипертекстовые документы представляют собой текст, в котором содержатся специальные команды, называемые тегами (tags). Эти теги обеспечивают форматирование элементов страницы и позволяют размещать на ней графические объекты, рисунки, гиперссылки и т.д.

Web-страницы создаются с помощью специального языка HTML. HTML или Hyper Text Markup Language является языком разметки гипертекста, разметка осуществляется с помощью тегов. Сегодня кроме HTML применяются и другие языка разметки: WML, XML. В настоящее время для создания интерактивных сайтов применяются различные современные технологии: PHP, ASP, Perl, JSP, CSS, базы данных DB2, MsSQL, Oracle, Access и т.д. Современные сайты, как правило, управляемые сайты, т.е. сайты, которые оснащены CMS (Системой Управления Контентом - Content Management Systems).

Типы сайтов

В зависимости от технологии создания можно выделить следующие типы сайтов:

1. Статические сайты, содержащие статические HTML или XHTML страницы. Статические веб-страницы - это статические файлы (набор текста, таблиц, рисунков и т.д.), которые создается с помощью языка разметки HTML (имеют расширение.html или.htm) и хранятся в готовом виде в файловой системе сервера.

2. Динамические сайты, в которых веб-страницы генерируются или формируются (создаются динамически) в процессе исполнения запроса пользователя. Динамические сайты бывают двух типов. В первом типе сайтов, веб-страницы генерируются или формируются из данных хранящихся на сервере в базе данных. Во втором типе сайтов веб-страницы генерируются на стороне клиентского приложения (в браузере).

3. Flash-сайты – это интерактивные приложения, разработанные в среде Macromedia Flash. Основным инструментом разработки flash-программ является векторная графика (интерактивная векторная анимация для Web). Flash придает сайтам динамичность и интерактивность.

4. Комбинированные сайты, в которых используются вышеизложенные технологии создания сайтов.

Современные веб-сайты строятся с использованием множество технологий. В то время как вы не являетесь экспертом в этой области для управления веб-сайт проекта должным образом, надо ознакомиться с основами имеющихся технологий, их плюсы и минусы, чтобы понять долгосрочное воздействие, которое они будет иметь на вашем сайте.

Для принятия решения, какая технология подходит для вашего веб-сайта, крайне важно, понять все строительные блоки веб-сайта. В ниже указанных материалах мы рассмотрим современный веб-сайт, как торт, который имеет несколько слоев. Каждый слой представляет собой определенную технологию. Каждый «технологический уровень» имеет свою функцию и назначение. Если выберите их грамотно и с умом у вас получится вкусный торт. Если нет, то ваш продукт будет несъедобным. Ниже приведены некоторые из "слоев" (Рисунок 1):

Рисунок 1. Пример веб стека

Веб стек. Стек представляет собой комбинацию технологии или компонентов, необходимых для доставки полностью функционирующего веб-сайта.

I. Кодирования клиентской стороны. HTML (Hypertext Markup Language), CSS (каскадные таблицы стилей) и JavaScript являются необходимыми компонентами для сайта. Вы не можете построить современный веб-сайт без этих компонентов, и веб-разработчик должен быть экспертом во всех трех языках. Что они делают? Для определения простыми словами: HTML является языком, который составляет содержание сайта и передает браузерам (например, Internet Explorer или Google Chrome), что нужно показать на сайте. CSS это язык, используемый для описания представления (внешний вид и форматирование) сайта, и он передает браузеру, что показать на сайте. JavaScript это язык программирования обычно используется для создания интерактивных эффектов внутри веб-браузеров.

Технология клиентская сторона (на стороне клиента) . На стороне клиента означает, что когда вы переходите на сайт, ваш браузер загружает HTML, CSS и JavaScript. В этот момент ваш браузер предоставляет (или обрабатывает) HTML и CSS и выполняет (или запускает) JavaScript. Это происходит на вашем компьютере, поэтому, эти технологии называются «на стороне клиента».

II. Язык программирования. Остальные технологические слои, которые составляют сайт являются на стороне сервера , а это означает, что они находяться и работают на сервере. С целью программирования бизнес-логики или пользовательских функций на сайте, веб-разработчики используют языки программирования. Есть много языки программирования, но наиболее распространенными из них являются "первая четверка": PHP, ASP.NET, Java и Ruby. Возможно, вы слышали о менее распространенных или более старых языков, таких как Perl, ColdFusion, C / C ++ или Python

Какой язык программирования должен использовать веб-разработчик для сайта? Это на усмотрение веб-разработчика. Чтобы дать представление о том, какой язык более востребован ниже приводится разбивка языков программирования в каких популярных сайтов они используются:

PHP Facebook, Yahoo, Google, Wikipedia, WordPress
ASP.NET Live, MSN.com, Bing
Java Amazon, eBay, LinkedIn, YouTube
Ruby Twitter

III. Ядро СУБД. Ядро СУБД либо Сервер базы данных является основным компонентом веб-сайта, где хранятся все данные вашего веб-сайта. Это где сайт будет хранить всю информацию, такие как продукты, заказов, сделок, записи пользователей и т.д. Большинство CMS (Content Management Systems) используют базы данных для хранения даже содержание веб-сайта. Это означает, что тексты на сайте, могут быть сохранены в базе данных. Выбор базы данных во многом зависит и от других факторов, таких как язык программирования / структура, веб-сервер и т.д. Наиболее распространенные базы данных для веб-разработчиков являются MySQL, Microsoft SQL Server, Oracle и Postgres. Выбор, как правило, зависит от других технологий, охватываемых ниже. Обратите внимание, что MySQL и Postgres, как правило, "свободные" СУБД (с открытым исходным кодом), в то время как Microsoft SQL и Oracle требует лицензии, которые могут быть дорогими.

IV. Веб-сервер программного обеспечения. Веб-сервер термин может относиться к любому аппаратному обеспечению (физический компьютер) или программному обеспечению (компьютер приложения), который помогает доставить веб-сайт для конечного пользователя. Так как говорится о слоях технологии сайта, имеется в виду программное обеспечение на сервере, с помощью которого сайт работает. Веб - сервер представляет собой слой между операционной системой и остальной частью сайта. Выбор, как правило, зависит от того, какие технологии вы используете, и где будет хостинг вашего сайта. Два веб-серверов, которые доминируют ландшафт Интернета: Apache (Linux) и IIS (Microsoft).

V. Операционная система. В то время как Linux по своей природе является открытым исходным кодом (бесплатно) Операционной системой, она доступна в сотни различных вкусов и дистрибутивов (Ubuntu, Red Hat, CentOS, SuSE, Debian, Fedora) каждый поддерживаемых различными группами и организациями, в том числе распределения и дополнения, которые не могут быть свободными. Windows Server является продуктом Microsoft, который требует наличия лицензии. Нижний (фундамент) слой сайта, что в конечном счете "делает всю работу" является операционная система работающей на физическом сервере компьютера. Для большинства сайтов есть две базовые операционные системы: Linux и Microsoft Windows.


На данный момент сайты есть уже практически у всех достаточно крупных компаний. А те, у кого сайта нет, мечтают его создать. И, в последнее время, большинство пользователей начали понимать, что - не такое уж легкое дело. Существуют определенные технологии создания сайтов , которыми необходимо отлично владеть, чтобы создать хороший, работающий сайт. Ведь сайт является не только визиткой компании, но и одним (а зачастую основным) из рекламных, а также информационных инструментов. Поэтому встает вопрос, каким образом можно получить хороший сайт, который оправдает вложенные в него финансовые средства.

Существуют несколько способов решения этого вопроса.

  1. Во-первых, можно прибегнуть к помощи какого-нибудь студента-программиста, который сварганит простенький сайт за очень небольшие деньги. Правда в этом случае не может быть речи о креативном дизайне, новейших технологиях , постоянном обновлении и поддержке. Он не может обладать достаточными знаниями и опытом работы в области веб-программирования, поэтому созданный таким образом сайт, как правило, содержит множество недоработок, исправить которые бывает крайне сложно. К тому же, студент-программист просто физически не способен успевать поддерживать Ваш сайт, обновлять на нем информацию.
  2. Во-вторых, можно нанять в штат специально обученного человека, хорошо разбирающегося в современных технологиях создания сайтов , который будет заниматься модернизацией, обновлением, продвижением Вашего сайта. Но услуги такого специалиста, как правило, обходятся довольно дорого.
  3. В-третьих, можно обратиться в профессиональную веб-студию. Такие студии всегда имеют в штате профессиональных программистов, веб-дизайнеров, оптимизаторов, контент-менеджеров, а также других узкоспециализированных сотрудников. Веб-студия не только профессионально создаст сайт на базе новейших технологий, но и предложит услуги по обновлению, продвижению, поддержке сайта.

PHP-скрипт

Это скриптовый язык программирования, созданный для генерации HTML-страниц на веб-сервере и работы с базами данных. На данный момент он поддерживается практически всеми представителями хостинга, входит в «стандартный» набор для создания сайтов (LAMP - Linux, Apache, MySQL, PHP).

Благодаря своей простоте, скорости выполнения, богатой функциональности, распространению исходных кодов на основе лицензии PHP, этот язык является чуть ли не самым популярным в области технологий создания сайтов . Отличается наличием ядра и подключаемых модулей, «расширений»: для работы с базами данных, сокетами, динамической графикой, криптографическими библиотеками, документами формата PDF и т.п. Есть возможность разработать, а также подключить дополнительное расширение.

Возможности PHP очень обширны. Главным образом, PHP применяется при написании скриптов, работающих на стороне сервера; таким образом, PHP способен выполнять всё то, что выполняет любая другая программа CGI (например, обрабатывать данных форм, генерировать динамические страницы, отсылать и принимать cookies). Но PHP дает возможность выполнять также множество других задач.

Существуют три основных области, где используется PHP:

  1. Создание скриптов для выполнения на стороне сервера.
  2. Создание скриптов для выполнения в командной строке.
  3. Создание приложений GUI, выполняющихся на стороне клиента.
Помимо этого PHP:

Доступен для большинства операционных систем, включая Linux, многие модификации Unix (такие, как HP-UX, Solaris и OpenBSD), Microsoft Windows, Mac OS X, RISC OS, и многих других.

Включает поддержку большей части веб-серверов (для большинства серверов PHP поставляется в качестве модуля, для других, поддерживающих стандарт CGI, PHP может функционировать в качестве процессора CGI).

Поддерживает обширный круг баз данных.

Поддерживает DBX для работы на абстрактном уровне (таким образом можно работать с любой базой данных, использующих DBX); ODBC (т.е. вы можете работать с любой базой данных, поддерживающей этот стандарт).

Поддерживает "общение" с другими сервисами с использованием различных протоколов: LDAP, IMAP, SNMP, NNTP, POP3, HTTP, COM (на платформах Windows), а также многих других.

Поддерживает стандарт обмена сложными структурами данных WDDX.

Поддерживает объекты Java, дает возможность использовать их в качестве объектов PHP.

Дает возможность формировать изображения, файлы PDF , ролики Flash, создаваемые "на лету"; способен выдавать любые текстовые данные (XHTML, другие XML-файлы); автоматически генерировать и сохранять в файловой системе вашего сервера.

Включает средства обработки текстовой информации, начиная с регулярных выражений Perl или POSIX Extended и заканчивая парсером документов XML.

Поддерживает многие другие расширения (функции поисковой машины mnoGoSearch, функции IRC Gateway, функции для работы со сжатыми файлами (gzip, bz2), функции календарных вычислений, функции перевода и др.)

Java Script

Это пока еще относительно молодой язык программирования, но уже очень популярный в области технологий создания сайтов . На данный момент, работа над ним еще не закончена. Он постоянно дорабатывается и совершенствуется. Технический комитет работает над существенными расширениями, включая механизмы для сценариев, которые будут созданы для применения в Internet, а также более жесткой координацией с другими основными стандартами групп World Wide Web Консорциум и Wireless Application Protocol Форум. Java Script уже сыграл очень важную роль в развитии технологий создания сайтов

В настоящее время используется третье издание ECMA-262, включающее мощные регулярные выражения, лучшую обработку строк, новые инструкции контроля, управления, перехват и обработку исключительных ситуаций, более жесткое определение ошибок, форматирование для числового вывода и незначительные изменения в ожидании ввода средств многоязычности и будущего развития языка.

HTML

Этот язык является базовым в области технологий создания сайтов , так как относительно легок в освоении. Но чрезмерная простота является и его недостатком. HTML (от английского Hyper Text Markup Language - язык разметки гипертекста) прекрасно отвечал требованиям раннего периода развития технологий создания сайтов, но с дальнейшим его развитием возникли существенные проблемы. HTML предоставляет следующие возможности:
  1. Издавать сетевые документы с заголовками, текстом, таблицами, списками, фотографиями и т.п.
  2. Получать информацию из Сети через ссылки гипертекста при нажатии кнопки.
  3. Создавать формы для посылки запросов на удаленные компьютеры, чтобы производить поиск информации, осуществлять бронирование, заказывать товары и т.п.
  4. Включать электронные таблицы, видео клипы, аудио клипы, и другие программные приложения непосредственно в их документы.
История разработки HTML довольно длительна. В каждой его версии разработчики пытались добиться того, чтобы HTML-страницы читались всеми браузерами, на всех компьютерных платформах.

Язык HTML предназначен для формирования и оформления страниц текста, который предназначен для просмотра в сети Интернет с помощью специальных программ - браузеров (основные из них Netscape Navigator (фирмы Netscape) и Internet Explorer (фирмы Microsoft).

В данном случае, под страницей подразумевается отдельный файл со специальными метками, которые указывают браузеру, как именно должен быть отображен на экране и в распечатке текст, содержащийся в этом файле. Помимо этого, могут еще присутствовать ссылки на файлы с графическими изображениями, которые будут отображаться вместе с текстом при просмотре.

Для формирования файла HTML нет необходимости в использовании мощного текстового процессора, более удобно использование, например, редактора Notepad (Блокнот). Содержимое HTML-страниц представлено в гипертекстовом виде, что предполагает наличие в документе, отображаемом на экране, выделенных определенным образом мест, щелкнув мышью по которым, можно переместиться в другую часть этой же страницы или на другую страницу.

СУБД и MySQL

SQL (от Structured Query Language - структурированный язык запросов) - создан для работы с реляционными базами данных. Он позволяет пользователям взаимодействовать с базами данных (просматривать, искать, добавлять, управлять данными). MySQL - многопользовательский, многопоточный сервер базы данных SQL. Имеет хорошую скорость и гибкость, если использовать его для хранения изображений и файлов. MySQL соответствует спецификации ANSI 92 SQL.

Его преимущества:

  1. Поддержка нескольких одновременных запросов (многопоточность).
  2. Возможность записи фиксированной, а также переменной длины.
  3. Оптимизация связей с присоединением многих данных за один проход.
  4. Гибкая система паролей и доступов.
  5. ODBC драйвер в комплекте с исходником.
  6. Данные хранятся в формате ISO8859_1.
  7. Интерфейс с языками C и perl.
  8. Легко управлять таблицей (включая добавление и удаление ключей и полей).
  9. До 16 ключей в таблице (в каждом ключе до 15 полей).
  10. Поддержка ключевых полей, а также специальных полей в операторе CREATE.
  11. Поддержка чисел длинной от 1 до 4 байт (ints, float, double, fixed), строк переменной длины и меток времени.
  12. Утилита проверки и ремонта таблицы (isamchk).
  13. Быстрая система памяти, основанная на потоках.
  14. При работе со строками регистр символов в обрабатываемых строках роли не играет.
  15. Псевдонимы применимы не только к таблицам, но также к отдельным колонкам в таблице.
  16. Все поля имеют значение по умолчанию. INSERT можно использовать на любом подмножестве полей.
    Основные достоинства MySQL - скорость, устойчивость и легкость в использовании.
Похожие статьи