Свой домашний бизнес. Как правильно заработать на автостоянке

14.05.2019

Ввиду дефицита свободного места в современных городах найти удобную стоянку зачастую не представляется возможным. Учитывая это, автомобилисты готовы платить за комфорт, и предприниматели, которые решат заработать на предоставлении таких услуг, могут получить отличную прибыль. Успешный бизнес на парковке - это прекрасная идея в условиях большого города, и ею обязательно стоит воспользоваться тем, у кого под рукой есть хотя бы небольшой свободный участок для организации стоянки.

Кому нужна парковка?

Автостоянки рано или поздно требуются каждому, и даже в самые спокойные часы они редко бывают совершенно пустыми, особенно если речь идет о парковках в деловой части города. Учитывая это, нетрудно предположить, что владелец таких парковок всегда будет иметь прибыль. При этом ответ на вопрос, как открыть парковку и заработать на ней, элементарен:

  1. Заключите договор с «Городской службой платных парковок» (государственное предприятие)
  2. Выберите место под стоянку
  3. Утвердите его в мэрии (в нее нужно предоставить проектную документацию по парковке)
  4. Получите ордер с указанием необходимого количества мест, режима работы стоянки, способа парковки транспорта на ней и т.д.

До этого вам, разумеется, нужно создать юридическое лицо, ведь только оно может заключить договор на организацию парковки. Также стоит зарегистрироваться в налоговом органе и выбрать подходящую систему налогообложения. Ну а после того, как формальности будут завершены, стоит заключить договор о сотрудничестве с каким-либо предприятием, сотрудники которого впоследствии смогут размещать свои автомобили на данной стоянке.

Сколько можно заработать на парковке?

Если вы не сотрудничаете с какой-либо компанией, то каждый ваш клиент будет платить 50-100 рублей в час за оставленный на парковке автомобиль. То есть стоянка на 10 машин будет приносить вам минимум 500-1000 рублей ежечасно и 10-20 тыс. в сутки (при условии, что стоянка будет полностью заполнена хотя бы 20 часов из 24). Если же вы заключили договор с какой-либо компанией, ее клиенты и работники будут у вас парковаться бесплатно, однако само предприятие при этом будет платить вам определенную сумму за обслуживание стоянки. Она также может достигать 10-15 тыс. рублей в месяц. Также ваш бизнес на парковке может приносить дополнительную прибыль, если вы будете пускать на стоянку посторонних автолюбителей и брать с них плату. Однако это можно делать только при гарантированном наличии свободных мест и уверенности в том, что каждый работник и клиент предприятия в любой ситуации найдет, куда поставить машину. Также дополнительная прибыль возможна в том случае, если вы организуете valet parking - эта система предполагает, что гость не паркует свою машину сам: он подъезжает ко входу в компанию, получает от парковщика жетон и передает ему ключи. Сотрудник же паркинга самостоятельно отгоняет машину на стоянку. В этом случае она может быть очень большой и располагаться не рядом с офисом, а примерно в 500 м от него. И, конечно, в такой ситуации вы сможете привлекать на эту стоянку «посторонних» клиентов, что позволит вам дополнительно заработать на парковке. Также при такой системе работы сотрудники паркинга могут рассчитывать на дополнительную прибыль в виде чаевых, которые будут оставляться клиентами.

Сколько нужно вложить в бизнес на парковке?

Одна из главных ваших трат - расходы на аренду земли на выбранном участке. Цены на нее могут быть разными, но средняя сумма - 40-150 долларов за 1 кв. м ежегодно. Для участка в 30 кв. м (минимальный размер парковки), таким образом, следует выделить 120-4500 долларов. Следующая важная статья расходов - приобретение оборудования для стоянки. Это могут быть:

  • шлагбаумы
  • посты для охранника
  • специальные разделители для парковочных мест
  • замки для мест, выкупленных конкретным клиентом (выставляются, когда место освобождается и защищают его от парковки других транспортных средств)
  • столбики, отбойники и другой инвентарь

Стоимость различных единиц может быть разной в зависимости от их бренда и особенностей, но в среднем минимальная сумма будет колебаться в пределах 50-60 тыс. рублей. На этой статье расходов можно сэкономить, потратившись на обычную разметку стоянки. За установку знака парковки, саму разметку и создание отдельного «кармана» в проезжей части под стоянку, нужно будет заплатить 2-5 тыс. долларов. И, конечно же, вам стоит выделить 15-25 тыс. рублей на оформление документов, в которых нуждается ваш бизнес на парковке. Для этих целей лучше нанять профессионального юриста, который поможет провести все процедуры максимально быстро, и основная часть этих средств уйдет на оплату его услуг. В целом, организуя бизнес на парковке, вам нужно будет иметь под рукой минимум 200-300 тыс. рублей. Этой суммы будет достаточно на обустройство небольшой стоянки с ограниченным набором машиномест и малым количеством оборудования. Для более крупных паркингов нужно запланировать затраты на уровне 1-1,5 млн рублей. Однако даже самые большие траты смогут окупиться в течение 1-2 лет. И если вы будете регулярно следить за состоянием парковки, клиенты будут всегда выбирать именно ее, обеспечивая вас отличной прибылью.

Минтранс хочет заставить все компании и частных предпринимателей озаботиться персональными парковками для всех своих автомобилей, а также специализированным помещением для их сервисного обслуживания. На Едином портале для размещения проектов нормативных актов Минтранс России опубликовал законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Таким образом чиновники собираются победить стихийные стоянки вдоль дорог и во дворах жилых домов. Компания или частный предприниматель должны будут организовать собственную стоянку, либо заключить договор об аренде со специализированными организациями. Для нарушителей предлагают внести штраф в 25 тыс. рублей. Эксперты считают, что если эта система в отношении юридических лиц заработает, то следующими будут уже частные автомобилисты. Такая практика есть в некоторых странах: в Японии нельзя купить автомобиль, пока не докажешь, что у тебя есть место для его парковки.

Каждый вечер москвич Сергей гонит свой маленький бизнес - фургон МАЗ - в район Савёловского вокзала. Здесь машина будет ночевать в одном из дворов, потому что хозяин живёт неподалёку. Когда Сергей подъезжает к импровизированной стоянке, там уже стоят его давние соседи - несколько "газелей" азербайджанца Ализады. Здесь машины паркуются и здесь же ремонтируются - рядом валяются пустые канистры из-под масла, коробки.

Такие стихийные стоянки грузовиков и частных коммерческих автомобилей есть в каждом спальном районе Москвы. Столичные власти, как могут, с ними борются, но победить никак не получается. По данным Московской административной дорожной инспекции (МАДИ), за первую половину 2016 года было зарегистрировано 90 тыс. случаев нарушений правил остановки и парковки. Больше всего стихийные парковки беспокоят пожарных и другие специальные службы, которые не могут получить доступ к домам и другим объектам во время ЧП. Недавно замначальника столичного ГУ МЧС РФ Пётр Остапенко говорил, что за три месяца 2016 года было 11 случаев, когда сотрудники ведомства не смогли поставить подъёмные механизмы во дворах при тушении пожаров из-за стихийных парковок.

Поправки эти направлены на введение ответственности для индивидуальных предпринимателей и организаций за отсутствие необходимого количества парковочных мест для обеспечения стоянки всего транспорта, принадлежащего им и используемого в хозяйственной деятельности, - возмущается председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов ЦС МПВП Александр Котов.

По словам Котова, все эти поправки чиновников противозаконны. "Они не имеют такого права ограничивать бизнес. Всё это делается для того, чтобы вытеснить с рынка автомобильных перевозок малый бизнес, - утверждает лидер ЦС МПВП Александр Котов. - У крупных транспортных компаний есть площади, где они хранят свой транспорт, а у ипэшников или маленьких компаний - 5-10 машин, таких стоянок нет, и они вынуждены парковаться либо во дворах, либо на нелегальных отстойниках, расположенных в пригородах".

С ним согласен и столичный водитель "газели" Сергей. "Стоянка в Москве в сутки для моей "газели" стоит 150 рублей, а в месяц это уже 4,5 тысячи. Для меня это деньги. А если я пересяду на пятитонный ЗИЛ или 15-тонную фуру, то платить буду уже в день за стоянку от 250 до 300 рублей, - рассказывает Лайфу Сергей. - Это, конечно, меньше штрафа в 25 тысяч рублей, который планируют установить чиновники за отсутствие постоянного парковочного места, но для меня и 300 рублей в сутки - деньги".

Но если инициатива Минтранса будет поддержана Правительством РФ, то Сергея, его коллег - индивидуальных предпринимателей - и транспортные организации планируется наказывать штрафом в 25 тысяч рублей и за отсутствие у них помещений и оборудования, необходимых для обслуживания и ремонта транспортных средств. Чтобы избежать санкций, бизнесменам придётся заключать договоры со сторонними организациями об обслуживании и ремонте своих автомобилей.

Александр Котов, однако, уверен, что инициатива Минтранса об обязательных парковках для всех автомобилей компаний и частных предпринимателей не будет поддержана Правительством РФ. "Это же глупо, нелепо, а главное, по моему мнению, незаконно. Наш профсоюз, который действует с 1998 года и объединяет тысячи российских грузоперевозчиков, встанет на защиту прав своих коллег", - заявил Лайфу Котов.

В Минтрансе считают, что сейчас законодательством не установлены требования к объектам транспортной и сервисной инфраструктуры бизнеса. Поэтому у большинства организаций, которые владеют автотранспортом, нет необходимого оборудования для обеспечения его стоянки и технического обслуживания. Поскольку такие машины используются бизнесом в работе, например для перевозки пассажиров и грузов, это создаёт определённые неудобства и даже опасность для других участников дорожного движения. Разработчики инициативы считают, что необходимо установить дополнительный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые используют автомобильный транспорт для собственных нужд.

Руководитель профсоюза "Дальнобойщик" Валерия Войтко считает, что основная проблема заключается в том, что мест для легальных автостоянок катастрофически не хватает, несмотря на то что власти сообщали об открытии почти 200 парковок, рассчитанных на 5,5 тысячи большегрузов.

По состоянию на 1 июля 2016 года, в России насчитывается 3,69 млн грузовых автомобилей, из которых 168 тысяч - в Москве. Многие из них отстаиваются на стихийных стоянках.

Основатель общественного движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов считает, что новшество может стать тестовым "плацдармом": впоследствии эти же правила могут распространить и на физических лиц. "Наши власти неоднократно приводили в пример азиатские мегаполисы, где используются подобные правила, например, такая практика существует в Токио. Там гражданин не может иметь машину без парковочного места, - говорит Шкуматов. - Поэтому вполне может оказаться так, что эта инициатива впоследствии распространится и на физических лиц. А это, в свою очередь, может привести к тому, что люди начнут заключать фиктивные договора с так называемыми "резиновыми" парковками, считает общественный деятель.

Если проект Минтранса будет одобрен, он вступит в силу спустя год со дня официального опубликования. У Александра Котова и его коллег ещё есть время для подготовки к исполнению новых требований. Сейчас документ проходит публичное обсуждение, которое закончится 24 октября. После чего законопроект поступит на рассмотрение Правительства РФ.

Сейчас ограничение на продажи машин без парковки действуют в Токио и ещё нескольких японских городах. Над введением подобных законов подумывали и в Пекине в 2015-м, где более трети автомобилистов не имеют "прикреплённого" парковочного пространства, но пока дальше инициативы у них дело не пошло.

Конфликты из-за парковки - дело для крупных мегаполисов житейское. В Баку, например, местный житель недавно просто своего соседа в ходе борьбы за парковочное место, нанеся ему девять ножевых ранений. В Москве ситуация не лучше. В идеале число автостоянок должно превышать число машин - и тогда не из-за чего будет махать кулаками. Но нет, как говорилось в одной известной рекламе, это - фантастика. Зато дефицит парковок позволяет неплохо на них зарабатывать. Правда, это не точно.

Негде встать

«По данным мэрии Москвы, паркоместами обеспечены не более 20 процентов автомобилей столицы, - говорит Александр Сапов, руководитель сервиса GetTransfer.com. - Но покупательская способность растет, и в среднем столичный автопарк увеличивается на 200-400 тысяч машин в год. Во многих семьях есть сразу несколько автомобилей, так удобнее. Сейчас по закону в новостройках каждая квартира обеспечена парковочным местом, но его также нужно покупать. А так как место стоит недешево, многие предпочитают парковать машину во дворе бесплатно или на открытой наземной парковке».

Заставленный машинами двор - знакомая картина? Безусловно. При этом у многих ежевечерне уходит по полчаса и даже больше на поиск «пристанища» - свободного места возле дома, куда можно поставить авто.

«Строительство парковок, к сожалению, глобально не решает транспортной проблемы, а создает дополнительную инфраструктуру для уже существующих и новых машин, - продолжает Сапов. - Поэтому инвестирование в общественный транспорт на данный момент - самое разумное решение. Московское центральное кольцо, новые станции метро, разветвленная сеть маршрутов наземного транспорта - сегодня москвичи могут свободно и комфортно передвигаться по городу и без наличия личного автомобиля, с помощью сервисов каршеринга, такси и организации трансферов: GetTransfer.com, Belka Car, Uber, Яндекс.Такси».

Пересаживаться на автобусы и чужие авто москвичи, тем не менее, отказываются. И спрос на услуги платного паркинга в городе будет только возрастать, уверен независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. «Автовладельцам ничего не останется, кроме как заплатить деньги за места для своих автомобилей. Кроме того, городские власти выступают за запрет бесплатной парковки, что стимулирует бизнесменов к открытию бизнеса в данной сфере», - указывает он.

По оценке Тузова, в столице есть как минимум 300 гектаров земель под стоянки, но свободных участков с удобным расположением мало. «Для парковки 50 легковых автомобилей необходим участок площадью две тысячи квадратных метров, из расчета 40 метров на один легковой автомобиль при горизонтальном паркинге, - поясняет эксперт. - Для многоуровневого вертикального паркинга места потребуется в два раза меньше - 20 метров на легковой автомобиль, но затраты на возведение такой парковки значительно выше. Самые большие затраты включают в себя стоимость аренды земельного участка под паркинг».

Но даже несмотря на дорогую землю, открытая парковка на 50 мест может ежемесячно приносить владельцу 500-750 тысяч рублей, подсчитал Тузов. Окупится она за год-два.

Цена вопроса

С потребительской точки зрения парковки в Москве недешевы. По данным генерального директора «АвтоСпецЦентр KIA Каширка» Дмитрия Константинова, рыночная цена автомобильного места в столице сегодня составляет в среднем 800-900 тысяч рублей. На окраинах или в непопулярных паркингах, расположенных вдалеке от жилых домов, они стоят 200 тысяч рублей, а в центре города - в десять, а то и в 25 раз дороже.

«Если говорить о парковочных местах в новостройках, то их стоимость в массовом сегменте начинается от 310 тысяч рублей, однако в отдельных случаях может доходить до 20 миллионов, - говорит Константинов. - На покупке автоместа можно сэкономить, купив его на электронных торгах. Две трети парковок, участвующих в торгах, уходят по номиналу, а это вдвое ниже рынка».

Юлия Грызенкова, доцент кафедры «Ипотечное жилищное кредитование и страхование» , отмечает, что рынок парковочных мест в Москве неоднороден, причем различия могут наблюдаться буквально на соседних улицах. «Например, в новостройках, расположенных на стыке Центрального и Юго-Восточного округов Москвы, это можно видеть воочию, - приводит пример Грызенкова. - В жилом комплексе на улице Мельникова машино-места свободно продаются по цене от 800 тысяч рублей, а в расположенном на 500 метров ближе к центру ЖК "На Симоновском" подземные парковки в начале 2018 года продавались по конкурсу и подорожали с 1,5 миллиона до 2,5-3 миллионов рублей, а в некоторых случаях до 4-5 миллионов за машино-место. Такое давление на цены оказало понимание жителями новостройки невозможности спокойной парковки около дома на улице - мест просто физически не хватает».

Управляющий партнер компании «Метриум» называет стоимость парковочных мест в жилых комплексах разного класса: в массовом сегменте в наземных гаражах она составляет от 240 тысяч до 1,4 миллиона рублей (в среднем - 770 тысяч рублей). В подземных паркингах цена начинается от 0,6 миллиона и доходит до 3,6 миллиона рублей, в среднем - 1,2 миллиона рублей. В бизнес-классе ценовые показатели составляют от 865 тысяч до 6,5 миллиона рублей, в среднем - 2,2 миллиона рублей (подземные паркинги, наземные отсутствуют). В премиальном сегменте минимальная стоимость равна 0,68 миллиона рублей, максимальная - 9,5 миллиона рублей. Средний показатель зафиксирован на уровне 3,5 миллиона рублей. В элитном классе диапазон стоимости - 2,5-18 миллионов рублей.

«В среднесрочной перспективе, на мой взгляд, роста или падения уровня цен на парковочные места не ожидается, - прогнозирует Литинецкая. - Например, за последний год средний ценник на паркинг остался на прежнем уровне. На текущий момент нет никаких предпосылок, которые могут значительно повлиять на изменение ситуации, - при адекватной ценовой политике и оптимальном коэффициенте обеспеченности спрос будет находиться на текущем уровне. Причем стоит отметить, что за последние три года в абсолютном выражении количество приобретенных машино-мест значительно выросло: в массовом сегменте - в 2,7 раза, в бизнес-классе - на 83 процента. Однако это в первую очередь стало следствием увеличения объема предложения, а не реального роста спроса на паркинг».

Сила в центре

Эксперты по-разному оценивают идею покупки машино-мест с целью инвестирования средств.

«С одной стороны, на старте строительства дома вкладываться в паркинг выгодно, потому что цены минимальны, - рассуждает Алексей Зубик, коммерческий директор стройкомпании BSA. - Когда же дом будет готов, есть возможность с выгодой продать машино-места или сдать их в аренду. С другой - приходится иметь дело с реальностью, когда при наличии дополнительных возможностей покупатели предпочитают потратить деньги не на паркинг, а на квадратные метры или на улучшение качества ремонта в квартире. Поэтому даже в элитных комплексах бизнес-класса часто можно увидеть такую картину: полупустые паркинги и дворы, забитые машинами».

Эксперт уверен, что люди с ограниченным бюджетом, «на которых висит ипотека» и которым еще предстоит делать ремонт, точно не готовы покупать машино-места. «Продавцу крупно повезет, если найдутся несколько желающих хотя бы их арендовать, но и в этом случае придется опустить ценник, - предупреждает Зубик. - К тому же при аренде срок окупаемости увеличивается в несколько раз».

По его мнению, хороший доход может принести покупка машино-мест в центре города, где они пользуются повышенным спросом: парковки здесь сплошь платные, а многоуровневых отдельно стоящих паркингов вообще нет. «Но нужно учесть, что порог вхождения будет высоким: стоимость таких парковочных мест сопоставима со стоимостью однокомнатной квартиры в спальном районе на окраине столицы», - говорит эксперт.

Основатель градостроительного бюро Master"s Plan Юлия Зубарик отмечает, что парковочные места востребованы в небольших проектах, особенно попадающих в зону, где парковка запрещена. В некоторых таких комплексах девелоперы даже ограничивают продажу машино-мест: одна квартира - одно место.

«Самыми проблемными с точки зрения продажи машино-мест являются масштабные проекты бизнес-класса и комплексы более низких классов», - указывает Зубарик. Так что вкладываться в недорогие парковочные места - дело рисковое.

В целом, по словам Марии Литинецкой, спрос на машино-места зависит, в первую очередь, от ценового фактора, а также от уровня обеспеченности ими района и территории комплекса. За последние несколько лет в наиболее успешных проектах средние темпы реализации машино-мест составляют порядка 20-30 в месяц, приводит данные эксперт. «Причем лучшие продажи отмечены в крупных проектах, в которых стоимость парковочного места не завышена относительно квартир, - отмечает она. - В массовом сегменте востребованы машино-места в диапазоне 0,8-1,5 миллиона рублей, в бизнес-классе - 1,4-2 миллиона, в премиум-сегменте - 1,5-3 миллиона, в элитном классе - 5,5-6,5 миллиона рублей».

Что берут

Согласно материалам исследования аналитического проекта «Рейтинг новостроек», в первом квартале 2018 года в строящихся жилых и апартаментных комплексах Москвы (без учета присоединенных территорий) было заключено 2,4 тысячи договоров долевого участия на приобретение машино-мест. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос в данном сегменте увеличился на 15 процентов. При этом спрос на сами квартиры вырос на 52 процента.

Средняя площадь приобретаемого машино-места за год почти не изменилась: данный показатель составил 14,26 квадратного метра - на два процента больше, чем в начале 2017-го. Самые большие парковки сегодня приобретаются в Юго-Западном округе: их средняя площадь по итогам первого квартала 2018-го составила 14,99 метра. В тройку лидеров по размеру проданных машино-мест также вошли Южный и Северо-Восточный округа.

Материалы по теме

Территориально самая большая доля «парковочного» спроса в первом квартале 2018 года была сосредоточена в Западном округе, где заключили более 16 процентов всех сделок с машино-местами. На втором месте по популярности парковок - Северо-Восточный округ, на третьем - Северный. Наименьшее число продаж пришлось на Восточный округ.

«Продажа машино-мест - головная боль для многих столичных застройщиков, - резюмирует Мария Литинецкая. - Об этом говорит хотя бы тот факт, что на рынке весьма распространены акции, когда вместе с квартирой девелопер дарит парковку. К тому же, как показывает практика, многие покупатели задумываются о месте для автомобиля вовсе после переезда в новую квартиру. Поэтому застройщики могут продавать паркинг даже в течение нескольких лет после ввода комплекса в эксплуатацию».

Но самая главная проблема, говорит эксперт, заключается в высокой цене машино-мест - девелоперам дорого их строить, потребителям - покупать. «Именно поэтому в Москве можно встретить примеры, когда стоимость машино-места сопоставима с ценой студии в Подмосковье», - сетует Литинецкая.

То есть, судя по всему, войны за свободное пространство под машины в столице будут продолжаться, пока в городе не наступит своеобразный авторай: часть горожан пересядут на общественный транспорт, другие полюбят каршеринг, застройщики обеспечат нормальный уровень цен на парковочные места, городские власти - на землю под паркинги. Футуристичный сценарий предусматривает также появление воздушных дорог и, соответственно, парящих парковок. Но вот это, сынок, действительно фантастика.

С 25 декабря география платных парковок в Москве расширится еще на 454 улицы в 17 районах, полностью охватив зону Третьего транспортного кольца. Вряд ли найдется нововведение, которое вызывало бы у автовладельцев большее раздражение, чем платные парковки. Многие недоумевают, почему нужно платить немалые деньги «за кусок асфальта», а платный паркинг называют не иначе как торговлей воздухом. «Йод» решил разобраться, куда идут деньги из карманов автолюбителей.

Муниципалитет
Зарабатывать на парковке Москва начала с ноября 2012 года. Но до сих пор автомобилисты не понимают, кому же они платят. Власти утверждают, что средства идут в бюджет. Блогеры предполагают, что деньги скрываются в офшоре. Евгений Шульц выяснил , что фирма «Городские мобильные системы», которой принадлежит номер 7757, зарегистрирована на Кипре. Это московские власти, собственно, и не опровергают , хотя и не видят в этом ничего предосудительного. Вопрос в другом - распоряжается ли эта компания деньгами. Эксперимент, проведённый журналистом «Московского комсомольца», тоже оставил немало вопросов: например, точно ли «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП), оператор московских парковок, соблюдает налоговое законодательство?

Стоимость услуг официальной московской парковки зависит от близости к центру и составляет от 40 до 80 рублей в час. Таким образом, москвичу, приехавшему в офис на автомобиле, средний рабочий день сегодня обходится от 400 до 800 рублей. В этом году платные парковки уже принесли бюджету более 1 млрд рублей. Из них 359 млн потратили на капремонт домов и 470 млн - на благоустройство дворов. По проекту бюджета Москвы на 2015-2017 годы Москва заработает на городских парковках почти 6 млрд рублей в год.

Отчеты о расходовании средств от платных парковок можно найти на сайтах управ районов, фотографии работ также есть под хештегом #средстваотплатныхпарковок в альбомах проекта «Московское парковочное пространство» в Facebook и ВКонтакте .

Чиновники

Как это обычно бывает, мировой опыт организации платных парковок столкнулся с российской действительностью. Чиновники захватывают участки улично-дорожной сети под бесплатные ведомственные парковки, поэтому металлические ограждения, столбики, конусы и «избранные» автомобили - привычное зрелище на улицах ЦАО. Таким образом, чиновники на парковках не зарабатывают, а, скорее, экономят.

Нередко на платных парковках устанавливаются таблички «Только для сотрудников...». Подобные объявления нужно смело игнорировать. В ПДД перечислены знаки дополнительной информации, которым необходимо следовать. Всё прочее незаконно.

Поскольку Москва - город федерального значения, существуют организации с особым статусом - их охраняет Федеральная служба охраны. Согласно Федеральному закону о государственной охране, ФСО может не допускать транспортные средства и граждан на отдельные территории.

Пространство вокруг Государственной Думы или Совета Федерации - как раз такие территории. Парковаться возле них, с точки зрения закона и ФСО, могут сотрудники этих ведомств. Именно участок вдоль фасадной стены - не весь периметр - выделяется под ведомственную парковку.

Ко всем московским чиновникам это не относится - они так же, как остальные автовладельцы, должны платить за парковку. Самозахваты московских дорог и тротуаров - постоянная мишень акций московских автоактивистов

Вадим Коровин АКТИВИСТ, ФЕДЕРАЦИЯ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ РОССИИ

«У Министерства транспорта абсолютно никак не оформлена парковка. Они пытаются доказать, что у них земля в аренде, хотя по кадастровой карте земля находится в городской собственности, дорога как была, так и остается собственностью города Москвы. Тем не менее, они выставляют свои ограждения и никого туда не пускают, да еще и требуют убрать машины, если там запарковаться на совершенно законных основаниях. Мы написали заявление в префектуру, ждём ответа.

А вот Генеральная прокуратура, например, после расширения Большой Дмитровки от захвата тротуара отказалась. У них теперь стоит знак, но колышки и столбики они перестали ставить».

Жители зоны платной парковки

Способ заработка на платных парковках нашли и предприимчивые москвичи. На каждую квартиру, расположенную в пределах зоны платных парковок, выдается по два разрешения на бесплатную парковку с 20:00 до 8:00. Плата в 3000 рублей в год позволяет местным жителям парковаться без ограничений по времени.

Ранее резидент мог и не быть собственником автомобиля. Многие продавали льготные парковочные места тем, кто в центр приезжает работать.

Борясь с перепродажей парковочных мест, власти пересмотрели условия заключения резидентского соглашения. По новым правилам льготу можно оформить только на свой автомобиль, а не на любое транспортное средство, как раньше. Впрочем, для предприимчивых резидентов это не проблема. Можно купить авто, зарегистрировать на себя и сдавать в аренду. В комплекте с разрешением на парковку.

Конечно, соблазн сэкономить у автомобилистов велик. При разумной цене жители окраин и Подмосковья с удовольствием воспользуются предложением: аренда куда дешевле покупки личного авто, и не нужно платить за парковку. Владельцу автомобиля остается только платить 13% налог на доходы физических лиц. Неплохо, если учесть минимальные вложения и отсутствие трудозатрат.

«Свои люди»
В центре Москвы у подавляющего большинства магазинов, отелей, ресторанов и офисных зданий организована парковка «для своих». Владельцы заботятся о своих машинах и гостях, а с остальных взимают деньги или вообще не пускают. Большинство просто проезжает мимо, не задумываясь, что заграждения можно смело убрать с дороги и спокойно припарковаться.

Все служебные парковки, которые не заключили договор аренды с «Городской службой платных парковок», незаконны. Ответственность за это предусмотрена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Мошенники

Эта популярная в прошлом практика сегодня не так популярна, но, тем не менее,встречается . Мошенники-оппортунисты пользуются неосведомлённостью водителей, особенно иногородних, и требуют оплаты наличностью (хотя в зоне платной парковки это вообще невозможно). Сейчас такое, говорит Коровин, чаще всего можно встретить в районе московских вокзалов.

На частной стоянке отличить легального парковщика от афериста можно по светоотражающему жилету, на котором указан тариф, и жетону с индивидуальным номером. Кроме того, официальные парковщики по первому требованию водителя предъявляют ордер на эксплуатацию парковки и удостоверение работника.

Легальные парковщики
Сегодня роскошь не автомобиль, а свободный кусок асфальта для парковки. К 2016 году в Москве обещают создать 1,6 млн парковочных мест с учетом существующих. Но уже сейчас в столице насчитывается 4,5 млн зарегистрированных автомобилей. Учитывая дефицит машиномест, на парковочном бизнесе можно неплохо заработать.

Механизм организации парковки элементарен. Нужно арендовать землю, заасфальтировать и разметить площадку, поставить на въезде шлагбаум с охранником. Разумеется, предварительно нужно оформить земельно-правовые отношения на использование участка, внести парковку в реестр Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы и получить ордер.

При грамотных тарифах охраняемая стоянка уведет клиентов у городских парковок. Если установить тариф в 50 рублей в час, то 10 припаркованных машин принесут 500 рублей ежечасно и 10 тысяч в сутки (при условии, что стоянка будет заполнена хотя бы 20 часов из 24). Именно извлечения прибыли при минимальных затратах и привлекает желающих заработать на собственной парковке.

Нелегальные парковщики

Но мест на законных парковках хватает не всем. «На помощь» приходят дельцы со своими «услугами». Махинация заключается в том, что никаких прав на землю под парковку у них нет. Только форменная одежда и липовые бумаги. Какое-то время они зарабатывают на одной территории, а потом переезжают. Но на их место приходят другие.

Сегодня незаконные парковки научились маскироваться под официальные - забор, шлагбаум и традиционная будка охранника. Ответственности никто не несет. Здесь только зарабатывают - никаких обязательств. Подобным «чёрным паркингом» занимаются не только предприимчивые одиночки, но и официальные организации. Так, в мае этого года незаконная платная парковка была обнаружена у онкоцентра на Каширском шоссе.

Согласно официальным данным, московские власти ежемесячно закрывают более сотни подпольных парковок, но вместо них возникают другие. Правоохранителям довольно трудно с ними бороться. Этот сизифов труд, - если организаторов удается привлечь к ответственности, то судят или за мошенничество, или за вымогательство, или за самоуправство. В большинстве случаев дельцы отделываются административным штрафом, но для бизнеса с такой огромной маржой это весьма незначительный расход.

Кроме того, даже если все формальности по сбору денег с автовладельцев соблюдены, сами способы организации парковок зачастую граничат с откровенным рейдерством.

Кирилл Умрихин АВТОВЛАДЕЛЕЦ

«У нас на Войковской перед офисом были гаражи. Недавно их снесли и закатали в асфальт большую площадку. Недавно вокруг неё появились столбики, выросла будка и гордая надпись: парковка! Ну, думаю, счастье какое (я ещё как раз на прошлой неделе видел, как тачки эвакуируют около офиса). Несколько дней я ставил машину около парковки и присматривался к ней: машины стоят, шлагбаума нет, странно. Сегодня не нашел парковки, бросил машину там и ушел в офис на пару часов. Прихожу обратно, ко мне летит мужик и просит 100 рублей - а на просьбу выдать чек удивлённо спрашивает «Это где тебе чеки дают?» Дальше ещё лучше: «Слушай, ну что тебе, жалко дать мужикам на пивко? Ну дал бы сколько не жалко, чё ты? Мы тут свет провели, экскаватором чистим парковку, всё делаем, будку поставили. Мужикам работа!»

А я завтра будку на дороге поставлю и буду деньги за проезд брать… Или вот остановку автобусную буду мыть, на скамейку постелю шерсть и за это деньги брать. А почему нет?»

В феврале 2012 года в Госдуме был подготовлен законопроект, предлагающий уголовную ответственность за организацию незаконной парковки. Понятно, что нелегальных парковщиков есть свои теневые договоренности на местном уровне на использование участка земли, так что эффективность этого законопроекта пока под вопросом.

Нелегальные парковки - прибыльный теневой бизнес, который лишает городской бюджет миллиардных средств (сколько конкретно, понять сложно: Андрей Мухортиков, эксперт проекта Probok.net, говорит, что никакой системной оценки теневого парковочного рынка не ведётся). Но автовладельцы предпочитают заплатить за подобную услугу. Это дешевле, чем менять проколотое колесо или закрашивать поцарапанный борт автомобиля.

Департамент городского имущества Москвы планирует предоставлять земельные участки частным лицам, желающим организовать парковочный бизнес. Основная идея - легализовать незаконные стоянки Москвы.

Ольга Агеева
Читайте нас в

Для индивидуального предпринимателя автостоянка как один из вариантов бизнеса идея достаточно хороша по разным причинам. И стабильный доход, и относительно адекватные вложения и обслуживание, которое по сравнению со многими другими вариантами не требует больших усилий, и даже скромное штатное расписание. Именно поэтому над открытием своей автостоянки можно задуматься.

Говорить о том, что для этого нужно, не приходится. Даже начинающий предприниматель знает, что необходимо изучить цены на землю (которые, к сожалению, бывают далеко не маленькими в самых удобных для этих целей местах), и подумать над тем, где её разместить (чтобы иметь хороший доход) и изучить конкурентов и подумать над тем, чем привлечь и удержать потребителей Вашей услуги и многое другое.

Но на некоторые вопросы многие предприниматели не всегда сразу обращают внимание и именно о них, и стоит упомянуть.

Не зарываем деньги в землю

Основная часть расходов при открытии такого бизнеса, это конечно участок земли, на котором и будет располагаться платная автостоянка. Цены на землю, особенно в удобных для этих целей местах часто так высоки, что осуществить именно покупку для индивидуального предпринимателя довольно сложно и большинство выбирает вариант аренды. Заключая договор, следует учесть одну деталь.

Налоговая нагрузка для предпринимателя в основном будет зависеть от площади этой земли. Не нужно ошибочно полагать, что приняв к себе на работу минимум людей можно избежать не только лишних расходов на заработную плату, но уменьшения налогов (это часто используют в других видах предпринимательской деятельности).

Численность работников на автостоянке уже не является физическим показателем. В основном владельцы стоянок сталкиваются с ЕНВД (если не пытаются «развернуть» на своей территории дополнительный бизнес с возможным переводом на УСН).

Обдумать, какие услуги будут предоставляться на территории, следует заранее и при заключении договора аренды конкретно указать, сколько м2 будет задействовано именно под стоянку. В этом случае ЕНВД спокойно можно платить с указанной территории, а оставшуюся землю использовать под другие цели (например, под какой-то магазин для автовладельцев).

Если этого не сделать, то можно столкнуться со следующей проблемой: без указания данной информации и без выделения метража стоянки налог ЕНВД могут заставить платить со всей территории, а с налоговой спорить бывает ох как тяжело.

В чем находим доход

Изучив своих соседей-конкурентов, многие приходят к выводу, что потребителя необходимо «завлекать» чем-то еще, кроме более низких цен, чем имеет автостоянка-конкурент. Вот и начинают предлагать что-то от мытья окон до продажи автозапчастей.

Это конечно очень хорошо, особенно автовладельцам приятна такая мелочь как мойка. «Сделать» деньги на дополнительных вариантах услуг можно и нужно, но опять же следует учесть, что налог подрастет т. к. придется «раскошелиться» для налоговой по каждому виду предпринимательской деятельности.

А именно в налоговой у вас попросят заплатить «вмененку» например, за деятельность по комплексному обслуживанию автомобилей (которая будет рассчитываться из базовой доходности).

Хранение или парковка

Казалось бы, эти два слова подразумевают одинаковое значение, но это не так. В основном платные автостоянки подразумевают именно хранение т. к. потребитель такой услуги, хочет быть уверенным в том, что за свои деньги он может быть спокоен за сохранность своего автомобиля.

А это значит, между владельцем автостоянки и гражданином заключается договор хранения, свидетельством которого будет выданная этому гражданину квитанция, в которой будет обязательно указано транспортное средство и подписи.

А вот если автовладелец поставил свое транспортное средство на платную стоянку, заплатил за свою «парковку», но при этом договор хранения не заключался, то это уже другая форма отношений и обязательств владельца платной стоянки.

Это будет называться аренда, она менее предпочтительная потребителями, а предприниматель будет нести иную налоговую нагрузку.

Чтобы окончательно разобраться в тонкостях этого вопроса, желательно любому предпринимателю ознакомиться с некоторыми полезными книгами для пользы своего дела.

– ФЗ от 20 июня 2004 г № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (читаем о приравнивании услуг по хранению автомобилей к самостоятельному виду деятельности);
– пп. 4 п. 2 ст. 34626 НК РФ (перевод на ЕНВД услуг по хранению транспортных средств + предоставление мест для временного владения). Обратите внимание на то, что штрафные стоянки не переводятся на ЕНВД.
– ст. 34627 НК РФ (определение данного вида деятельности и перевод на ЕНВД).
– ст. 886 ГК РФ (об особенностях договора хранения) и ст. 887 ГК РФ (об особенностях заключения договора хранения);
– постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 февраля 2003 г. по делу № А56-19636/02 (если не заключаем договор хранения).
– гл 34 ГК РФ (особенности регулирования арендных отношений).

Похожие статьи