Соотношение сторон 1 1. Все, что нужно знать о том, как изменить соотношение сторон видео. Соотношение сторон экрана дома и в офисе

07.04.2019

Если вы часто скачиваете кино из Интернета или загружаете собственные клипы на YouTube и другие сайты, вы наверняка сталкивались с искажением картинки в видеофайлах.

Возможно, вы были разочарованы сплющенным и растянутым изображением в фильме, который долго искали. Или были неприятно удивлены черной рамкой, которая появляется вокруг изображения после загрузки клипа на сайт. Причина таких проблем кроется в неправильном соотношении сторон кадра, установленном при сохранении видеофайла. Стоит исправить эту ошибку – и видео будет радовать глаз правильными пропорциями и отсутствием ненужных элементов вроде черного обрамления картинки.

Яснее не стало? Прочтите нашу статью, и вы не только узнаете, что такое соотношение сторон видео, но и научитесь выявлять и исправлять проблемы, связанные с неправильным значением этого параметра.

Что такое пропорции видео?

Видеоряд любого фильма или клипа состоит из большого числа одинаковых по размеру кадров, размер каждого из которых характеризуется двумя величинами: шириной (длиной кадра по горизонтали) и высотой (длиной кадра по вертикали). Так вот, пропорция ширины и высоты кадра – и есть соотношение сторон видео. Эта величина обозначается двумя цифрами, разделенными двоеточием (2:1, 4:3 и т. д.).


Вариантов соотношения сторон существует немало, однако на сегодня наиболее распространены два: 4:3 и 16:9 (см. рисунок). Поскольку соотношение сторон 16:9 наиболее близко к тому, как человек видит окружающее пространство, именно этот формат сегодня наиболее популярен. Определенную популярность также набирает соотношение сторон 21:9 – для мониторов с ультрашироким экраном.

Как узнать соотношение сторон видеоклипа?

Когда мы говорим о соотношении сторон видеоклипа, обычно мы имеем в виду характеристику DAR (Display Aspect Ratio) – соотношение сторон, с которым запись отображается на экране. DAR зависит от двух величин:

Pixel Aspect Ratio (PAR) – соотношение сторон пикселя. Поскольку в современном цифровом видео, как правило, используются только квадратные пиксели, для большинства «компьютерных» видеофайлов эта величина всегда будет равна 1:1.

Storage Aspect Ratio (SAR) – отношение количества пикселей по горизонтали к количеству пикселей по вертикали (эти цифры указаны в разрешении видеофайла).

Умножив PAR на SAR , мы получаем DAR – фактическое соотношение сторон видеоклипа.

Разберем на примере. Допустим, нам нужно узнать соотношение сторон видеоклипа в формате AVI с разрешением 640 × 480. Чтобы вычислить SAR , нам нужно разделить ширину видеофайла (640) на высоту (480) до простой дроби. Получаем 4/3. Поскольку, как мы уже выяснили, PAR нашего видео равно единице, соотношение 4:3 и будет являться соотношением сторон видеоклипа.

К слову, значения DAR и SAR совпадают не всегда. Например, в стандартах VCD и DVD видеозаписи кодируются с использованием неквадратных пикселей, соотношение сторон которых не равно 1:1. Чтобы разобраться, давайте посчитаем DAR для DVD-видео с распространенным разрешением 720 × 576. В этом случае SAR будет равно 5:4, а PAR , согласно стандарту, – 16:15. Перемножив эти значения, получим все то же соотношение сторон 4:3.

Нет времени считать вручную? Если у вас установлен Movavi Конвертер Видео, вам повезло – эта умная программа сделает все за вас! Просто загрузите свое видео в конвертер, кликните по нему правой кнопкой мыши, выберите пункт Свойства файла , и вы увидите нужные цифры.

Какие бывают стандартные разрешения и какие соотношения сторон для них используются?

Наиболее часто используемые разрешения и соотношения сторон для них приведены в следующей таблице.

Стандартное разрешение (SD)
240 × 180 4:3
320 × 240 4:3
480 × 320 3:2
640 × 360 16:9
640 × 480 4:3
720 × 480 (NTSC DVD)
720 × 576 (PAL DVD)
800 × 480 5:3
854 × 480 16:9
960 × 540 16:9
Высокое разрешение (HD)
1280 × 720 16:9
1280 × 800 16:10
1920 × 1080 16:9
2560 × 1440 16:9
3840 × 2160 16:9
7680 × 4320 16:9

Тут все просто: на сайте популярного видеохостинга соотношение сторон составляет 16:9, в противном случае к видео добавляются черные полосы.

Как выявить проблемы неправильного соотношения сторон?

При проигрывании видео, сохраненного с неверным соотношением сторон, вы увидите в кадре один из следующих дефектов:

  • Искажение пропорций. Изображение выглядит вытянутым или, напротив, сплющенным.
  • Нежелательные черные полосы по вертикали или горизонтали либо черную рамку вокруг изображения на видео.

Иногда такие проблемы возникают из-за неправильных настроек дисплея проигрывающего устройства. Однако если все настройки верны, а изображение на экране вас по-прежнему не радует, нужно поменять соотношение сторон самого видеофайла – в Movavi Конвертере Видео это можно сделать легко и быстро. Достаточно поставить программу на компьютер и выполнить несколько простых шагов.

Как исправить пропорции видео при помощи Movavi Конвертера Видео?


  1. Запустите Movavi Конвертер Видео.
  2. Нажмите Добавить файлы , а затем Добавить видео . Загрузите «проблемное» видео в программу.
  3. Раскройте вкладку Видео в нижней части интерфейса и выберите любой профиль нужного формата. После этого нажмите на кнопку со значком шестеренки.
  4. В диалоговом окне выберите в списке Размер кадра пункт Пользовательский . Перейдите к полям Ширина и Высота в правой части, нажмите на значке с изображением скрепки, чтобы разблокировать поля, и введите подходящие значения.
  5. В списке Изменение размера выберите опцию Кадрировать , чтобы убрать черную рамку вокруг изображения. В списке Качество вы можете выбрать нужный вам вариант.
  6. Нажмите Старт – и через несколько минут сможете наслаждаться видео с нужными пропорциями.
Что такое соотношение сторон экрана?

Когда мы говорим о форматах экрана 4:3 и 16:9, то имеем в виду пропорции или соотношение между горизонтальной и вертикальной стороной прямоугольника экрана. Стандартный телевизор ранее имел экран с соотношением сторон 4:3. Это означает, на каждые четыре единицы в ширину приходится три единицы в высоту. В стандартных HDTV используется экран с соотношением сторон 16:9, поэтому на 16 единиц ширины приходится 9 единиц высоты. Поэтому HDTV с форматом 16:9 шире по горизонтали, чем обычной телевизор, экран которого выглядит почти квадратным.

Вот в чем проблема: любой проектор или телевизор имеют свой формат экрана, как правило, 4:3 или 16:9. С другой стороны, фильмы, видео и другой контент производятся и c иным форматом кадра изображения. Традиционные телепрограммы и видео сейчас чаще всего выполнены в формате 4:3, который обозначается еще как «1.33:1» . 4 поделенное на 3 равняется 1.33. Аналогично, материалы, созданные для HDTV в формате 16:9 обозначаются 1.78:1 (16 разделить на 9 = 1.78).

Тем не менее, не только в этих двух форматах производятся видеоматериалы. Для фильмов, музыки, видео и другого контента на оптических дисках используются такие соотношения как 1.33, 1.78, 1.85, 2.00, 2.35, 2.4, 2.5 и так далее. Материалы в HD разрешении с Blu-ray дисков представляются, как правило, в 1.78:1 или в суперширокоформатных форматах 2.35 и 2.4. Таким образом, для соотношения сторон изображения нет никакого универсального стандарта. Поэтому стоит понимать: не важно, какой формат будет у вашего проектора 4:3 или 16:9, он НЕ будет соответствовать всем видео материалам, которые вы захотите посмотреть в естественном формате кадра. Получается, что не существует идеального решения при выборе оптимального соотношения сторон для вашей системы домашнего театра?

Наиболее популярным выбором для домашнего кинотеатра сейчас является проектор и экран с поддержкой 16:9. Но некоторые зрители до сих пор остаются приверженцами классического формата 4:3, так как вся классика кино до 1953 г. была сделана именно в этом формате. Существует также большой интерес к системам в специальном суперширокоформатном соотношении сторон картинки 2.35:1. У каждой из этих трех конфигураций есть свои определенные уникальные преимущества, а также отдельные недостатки, которые следует рассмотреть, прежде чем сделать окончательный выбор.

Формат кадра 4:3: достоинства и недостатки

Достоинства: Если вы хотите смотреть преимущественно классические фильмы, телесериалы или специальные материалы подобные демонстрируемым в кинотеатрах IMAX, формат кадра 4:3 в данном случае наиболее удобен, в сравнении с 16:9. Используя вертикальное электронное маскирование, можно легко перекрыть верхнюю и нижнюю части экрана, когда кто-то захочет посмотреть материалы формата 16:9 или 2.35:1, и открыть экран на полную вертикальную высоту для просмотра материалов формата 4:3.

Недостатки: Большинство, если не все, продаваемые сегодня высококачественные проекторы для домашнего кинотеатра поддерживают естественный формат кадра 16:9. Достаточно трудно найти проектор кадрового формата 4:3, который в системе домашнего кинотеатра может посоперничать с проекторами 16:9 в качестве изображения. А поскольку большинство проекторов 4:3 поддерживают разрешения 800x600, 1024x768, 1400x1050 это означает, что все видеоматериалы должны масштабироваться в соответствии с естественным разрешением проектора.

Формат кадра 16:9: достоинства и недостатки

Достоинства: Для HDTV, широкоэкранных DVD, и Blu-ray фильмов логичным выбором является проектор с кадровым форматом 16:9. Все материалы с поддержкой HDTV вещания в формате 16:9 будут отображаться в полной красе, без черных полос сверху и снизу экранной картинки. Множество материалов сегодня выполнены именно в формате 16:9, наметилась тенденция перевода на этот формат кадра и телепрограмм. На полках магазинов много проекторов формата 16:9 и многие из них разработаны специально для высококачественных систем домашнего кинотеатра.

Недостатки: Хотя экран в формате 16:9 выглядит и великолепно, отображаемые на нем материалы формата 4:3 сосредоточены по центру и могут оказаться совсем маленькими, зажатыми с боков широкими черными вертикальными полосами. В более дорогих проекторах может быть использована система видеообработки, чтобы охватить всю поверхность экрана в любом демонстрируемом формате. Изображение при этом искусственно преобразовывается. Если вы не хотите проблем в виде такой электронной маскировки за дополнительные деньги, то должны смириться с черными полосами на экране во всех форматах кроме 16:9. К счастью, в современных проекторах для домашнего кинотеатра значительно снижен уровень черного, по сравнению с моделями прошлых лет, что делает эти черные полосы менее заметными в затемненном помещении и снижает потребность в электронной маскировке.

Формат кадра 2.40:1: достоинства и недостатки

Достоинства: Но есть фильмы и шире, чем 16:9. Сегодня многие из наиболее популярных фильмов на DVD и Blu-ray дисках сделаны в кадровом формате 2.35 или 2.40:1, а не 1.78:1. Если много ваших любимых картин сделано с соотношением сторон кадра 2.35:1, то хорошим выбором будет система 2.35:1 с постоянной высотой изображения. Традиционный метод проекции снятых в формате 2.35:1 фильмов предполагает использование с проектором 16:9 дополнительной анаморфной линзы x1.33, чтобы растянуть изображение 2.35:1 (1.78 умноженное на 1.33 =2.35). Для просмотра материалов 16:9 и 4:3, необходимо удалить анаморфную линзу из объектива. С другой стороны, хорошим бюджетным вариантом может стать покупка проектора с зум-объективом с увеличением 1.3:1 и экрана 2.35:1, с последующим использованием системы увеличения для переключения между проекциями 16:9 и 2.35:1. Автоматизировать этот процесс позволяет управляемый зум-объектив с системой памяти. Какой бы метод вы ни выбрали, такая система позволит наслаждиться широкоэкранным кино.

Недостатки: Вариант с отдельной линзой стоит дорого. Кроме того, для переключения между форматами фильмов 2.35 и материалами 16:9 или 4:3 необходимо использовать ручную или автоматическую систему управления анаморфной линзой. Наиболее легко это сделать с помощью моторизованной системы, но такой вариант может серьезно увеличить стоимость системы. Дешевые анаморфные линзы могут несколько ухудшить качество изображения. Можно также использовать электронные системы преобразования, чтобы устранить на экране темные полосы при просмотре материалов 16:9 или 4:3, что опять же увеличивает стоимость системы. Вариант с зум-объективом не добавляет особых расходов, но он требует тщательного монтажа проектора и снижает освещенность экрана примерно на 25%. C некоторыми проекторами это может привести к несколько тусклому или размытому изображению.

После выбора кадрового формата своего будущего кинотеатра, следующий шаг заключается в выборе разрешения проектора.

Форматы кадра

Форматы кадра

Размеры современной кинопленки и форматы кадров произошли от Эдисона, который в 1894 году, ещё за полтора года до официального рождения кино (первый платный показ Люмьеровбыл в декабре 1895 г.), уже демонстрировал первые движущиеся киносюжеты.

Перед этим Эдисон встречался с Джоржем Истменом (фирма Кодак) и сказал, что ему нужна гибкая светочувствительная пленка. На вопрос Истмена, какой ширина должна быть эта пленка, Эдисон развел большой и указательный пальцы в разные стороны и сказал: «Вот такой».

Американский изобретатель Эдисон пользовался британской системой мер, действующей в США, поэтому, естественно, что он, устанавливая ширину кинокадра, принял ее равной единице длины 1 дюйму = 25,37 мм; полную высоту кадра он выбрал в 3/ 4 дюйма, т. е. равную 19,05 мм или, учитывая допуски, 19 мм.

Установленное соотношение сторон изображения кадра 3: 4 . Выбранное отношение — высоты к широте кадра — учитывало многолетнюю практику фотографии, где оно широко применяется (размеры 9X12 см, 18X24 см и т. п. для фотографических светочувствительных материалов).

Чтобы продвигать в киноаппаратуре кадры размером 19X25,37 мм, киноленту, на которой они расположены, пришлось снабдить перфорациями (отверстиями) по обе стороны изображений. Эдисон выбрал ширину этих отверстий в 1/8 дюйма, т. е. в 2,8 мм, поэтому, учитывая краевые полосы киноленты, общая ширина кинопленки достигла 1 3/ 8 дюйма = 35 мм.


Рис. 1. Фрагмент пленки Эдисона и барабана, за который цепляются отверстия пленки

Однако вскоре выяснилось, что из-за несовершенства процессов изготовления кинопленки и работы киносъемочного, копировального и проекционного аппаратов обеспечить абсолютно точное стояние кадра при демонстрировании кинофильма невозможно, поэтому на экране появлялись помимо изображения данного кадра верхняя или нижняя пограничные части смежных с ним кадров. Чтобы этого избежать, Л. Люмьер, практически решивший задачу демонстрирования кинофильмов большому числу зрителей, предложил на 35 мм фильмокопии установить между кадрами черную полоску высотой в 1 мм, что уменьшало заметность неустойчивости киноизображения. Вследствие этого, высота кадра стала меньшей (18 мм), чем шаг (19 мм), а при выбранном соотношениисторон3:4,ширинаегосоставила24мм. В результате размеры кадра уменьшились до 18x24 мм, а между вертикальными краями кадра и кромками перфораций образовался промежуток по 0,7 мм с каждой стороны.

Рис. 2. Основные размеры 35-мм кинопленки, выбранные Эдисоном (1894). Размеры в мм.

В конце двадцатых годов XX века широко развернулись работы по созданию систем звукового кинематографа. Стало очевидно, что развитие звуковой кинематографии будет возможно, если фонограмму расположить на той же киноленте, на которой снято соответствующее изображение.

Киностудии США решили уменьшить размеры кадра копии звукового кинофильма с 18X24 мм до 16Х22 мм, а ширину звуковой дорожки установили равной одной десятой дюйма, т. е. 2,54 мм. Так как в этот период наиболее мощной являлась звуковая кинематография Северной Америки, эти размеры стали международными и были стандартизованы 15 марта 1932 года.

На рис. 3 представлены размеры кадра и фонограммы на 35 мм фильмокопии.



Рис. 3. Основные размеры (в мм) звукового кадра и фонограммы на 35-мм пленке


Основное распространение получили следующие виды 35 мм кинофильмов: обычный (рис. 3), с кашетированным кадром (рис. 4) и с анаморфированным вертикальным кадром (рис. 5).




Рис. 4



Рис. 5


Рис. 6. Слева кашетированный кадр, справа не кашетированный


На рисунках даны широкоэкранные 35 мм киноленты с кашетированным кадром для соотношения сторон 1,65:1 (кадр 22x13,3 мм) и 1,86:1 (кадр 22x11,8 мм). Размеры широкоэкранных 35 мм фильмокопий с вертикальным анаморфированным кадром для соотношения сторон экрана 2,35:1 показаны на рис. 5. Заметим, что во всех типах копий ширина кинопленки (35 мм), шаг кадра (19 мм) и число перфораций на кадр (4) остались неизменными.




Рис. 7. Анаморфированное изображение в позитиве




Рис. 8. Изображение на экране кинотеатра


Анаморфированный кадр снимается цилиндрической оптикой, сжимающей изображение по вертикали в 2 раза. Поэтому на самой кинопленке изображение выглядит сплющенным, вытянутым по вертикали.

А при проекции используется такая же цилиндрическая оптика, которая растягивает изображение по горизонтали. Для этого анаморфотная насадка просто поворачивается на 90 градусов вокруг своей оси.


Рис. 9. Анаморфотная насадка


Рис. 10. Нормальное изображение


Рис. 11. Сплющенное анаморфотной насадкой изображение


Рис. 12. Растянутое анаморфотной насадкой изображение


Рис. 13. Кадровые рамки «Н» и «А» для камеры Конвас



Виды и размеры перфораций

В первых фильмах Люмьера перфорации были круглыми, по одной перфорации (слева и справа) на кадр.

Рис. 14


Рис. 15. Круглая перфорация Люмьеров


У Эдисона — прямоугольные (рис. 16), с прямыми углами. Но поскольку в углах постоянно возникали надрывы при транспортировке пленки, фирма «Истмен Кодак» сделала закругления углов (рис. 17). Такой тип перфораций, введенный в 1923 году получил название «позитивной перфорации» или «прямоугольной». По ширине она 2,8 мм, а по высоте — 1,98 мм. К 1925 году такой вид перфорации получил наибольшее распространению Высота такой перфорации чуть больше, чем у перфорации фирмы «Белл Хауэлл», высота которой 1,85 мм при той же ширине 2,8 мм. (рис. 18) Перфорации фирмы «Белл Хауэлл» более бочкообразные, такой тип перфораций закрепился за негативными кинопленками и за рубежом получил название «негативных» перфораций, или «бочкообразных».

В 1925 году международный конгресс в Париже утвердил два вида перфорации.




Рис. 16. Перфорация введенная Эдисоном



Рис. 17. Перфорация предложенная фирмой «Истмен Кодак», 1923 г.



Рис. 18. Перфорация фирмы «Белл Хауэлл»


В Советском Союзе ещё в 30-е гг. ХХ века был введен единый тип перфораций и для негативных кинопленок и для позитивных фильмокопий - «прямоугольная» перфорация. Специально для нашей страны фирма «Кодак» выпускала негативную кинопленку с «позитивной» перфорацией. И только после распада Советского Союза и в связи с активным проникновением на наш рынок иностранной съемочной техники, в нашей стране появилась негативная кинопленка с «бочкообразной» «негативной» перфорацией.


Формат Супер-35

Всё новое — хорошо забытое старое. Такая фраза вспоминается, когда знакомишься с форматом Супер-35. По сути дела — это возврат к кадру Эдисона, к формату кадра немого кино. Появление такого формата вызвано следующими причинами. Основная из них заключена в том, что оригинальный негатив в современной технологии производства фильмов практически не печатается напрямую на позитив, а сначала оцифровывается, (т.е. сканируется), обрабатывается на компьютере и лишь затем выводится как «интернегатив» на кинопленку «Интермедиат». Снимая кино в формате 1:1,37 (16x22 мм) мы используем сравнительно небольшую площадь кинопленки — никак не используется пространство между кадрами и пространство под звуковой дорожкой. А поскольку звуковая дорожка используется только в позитиве, то можно расширить кадр в негативе с 22 до 24 мм за счет звуковой дорожки. При этом высота кадра опять вернется к 18 мм, как в немом кино. Площадь кадра увеличивается на 22% (с 352 кв.мм до 432 кв.мм). Соотношение сторон теперь ровно 4:3, то есть 1:1,33.


Если общепринятым, контактным, способом отпечатать позитив с кадра Супер-35, то все преимущества такого формата пропадут. Кадровое окно в кинопроекторе рассчитано на показ звуковых фильмов, поэтому рамка закроет пространство левой части кадра. В обычном, не кашетированном кадре область проекции равна 21 х 15,2 мм.

Итак, формат Супер-35 используется в том случае, если в производстве фильма планируется сканирование (оцифровка) негатива.

В последние годы формат Супер-35 используется как для получения кашетированных фильмов (1:1,65, 1:1,85), так и для производства широкоэкранных фильмов с соотношением сторон 1:2,35.

Дело в том, что анаморфотная цилиндрическая оптика, прикрепляемая поверх объектива (анаморфотная насадка) и используемая для получения сжатого по вертикали изображения, заметно ухудшает изображение по сравнению со сферической оптикой. У цилиндрической оптики разный коэффициент анаморфирования (сжатия) в центре кадра и по краям.

Рис 23. Формат кадра на три перфорации



Выбор соотношения сторон фотографии может значительно улучшить её композицию или, наоборот, разрушить все старания фотографа. В данной статье будут даны несколько советов по эффективному использованию такого важного инструмента в арсенале фотографа как соотношение сторон.

Зачастую композиция является ключевым элементом, который превращает хорошую пейзажную фотографию в отличную пейзажную фотографию. В сфере фотографии существует достаточно правил, которые мы все стараемся соблюдать: правило третей, ведущие линии, золотое сечение… А вот, когда дело доходит до того, что мы пытаемся захватить в кадр, мы не всегда вспоминаем о самом кадре.
Правильно подобранное соотношение сторон может улучшить композицию, одновременно подчеркнув объект и исключив отвлекающие элементы. Неудачное соотношение сторон может испортить композицию, нарушив баланс всей сцены. Когда вы смотрите в видоискатель и уже готовы нажать на кнопку затвора, хорошо бы представить себе конечный вариант снимка. При этом стоит принять во внимание соотношение сторон, что поможет в выборе оптимальной композиции (слишком часто о соотношении сторон думают уже после того, как сделан снимок, и только в процессе постобработки изменяют его, чтобы «подтянуть» слабую композицию).
Как же конкретное соотношение сторон отражается на выбранной нами композиции? Надеемся, что разобраться в этом поможет данная статья. Мы с примерами рассмотрим несколько распространённых вариантов соотношения сторон и выделим достоинства и недостатки каждого из них, упоминая, в какой ситуации его выгодно использовать.
(Стоит отметить, что существует аргумент в пользу кадрирования фотографий без учёта устоявшихся вариантов соотношению сторон – такой подход позволяет создать изображение с уникальным соотношением сторон, основанном на вашем восприятии заснятого объекта. Я уверен, что подобные действия могут затруднить процесс печати/оформления. Поэтому я буду придерживаться общепринятых вариантов соотношения сторон, с которыми большинство из вас, скорее всего, знакомы.)

1:1 – Квадратный формат

Квадратный формат часто используется для того, чтобы упростить изображение и сделать более эффектным присутствие объекта в центре кадра. В случаях, когда ширина равна высоте, меняется способ, при помощи которого мы «читаем» фотографию. Это вызвано тем, что почти исчезает необходимость двигаться взглядом по кадру слева направо. Квадратный формат даёт отличную возможность нарушить правило, которого мы так часто придерживаемся – при использовании данного формата мы можем разместить линию горизонта по центру снимка или поместить объект в центр кадра. Причём, от этого композиция, вероятнее всего, только выиграет. Часто можно столкнуться с примерами того, что соотношение сторон 1:1 было использовано для того, чтобы подчеркнуть минимализм.


Соотношение сторон 1:1 используется для того, чтобы подчеркнуть простоту данного изображения

4:3

Это стандартное соотношение сторон для фотоаппаратов, оборудованных сенсором 4/3. Ширина снимка больше, чем его высота. Это значит, что наш взгляд естественным образом хочет двигаться по изображению слева направо. Тем не менее, принимая во внимания тот факт, что изображение всё ещё остаётся достаточно высоким по сравнению со своей шириной, данное соотношение сторон отлично подходит для того, чтобы направлять взгляд с помощью ведущих линий от переднего плана к общей сцене. Относительная высота изображения поощряет использование широкоугольных фокусных расстояний для того, чтобы передать на снимке глубину сцены, не захватив при этом лишних деталей на границах каждого кадра.


Формат 4:3 позволяет заснять детали на переднем плане и с помощью ведущих линий направить взгляд в нужную часть изображения

6:4 – Формат 35-мм (также называют 3:2)

Это стандартное соотношение сторон для 35-мм плёнки, а значит и для полнокадровых сенсоров и APS-C сенсоров, используемых в большинстве фотоаппаратов Nikon/Canon.
Ширина изображения значительно отличается от высоты, что опять же заставляет взгляд двигаться слева направо. В данном случае использование диагональных ведущих линий становится очень хорошим решением. Особенностью данного вида соотношения сторон является то, что высота значительно меньше ширины. Это приводит к тому, что из-за ограниченного вертикального пространства, с которым можно работать, становится гораздо сложнее заснять с помощью широкоугольного объектива детали на переднем плане. Из-за этого расположенные на фотографии объекты могут казаться слишком разрозненными, что приведёт к утрате эффектности снимка. Соотношение сторон 6:4, тем не менее, может подойти для съёмки сцен, в которых почти или полностью отсутствуют важные детали на переднем плане. В таких случаях сама сцена может выиграть от использования подобного формата.


Соотношение сторон 6:4 выбрано в данном случае, так как нет необходимости передавать детали на переднем плане. Общая сцена выигрывает от ширины изображения

16:9 – Широкоэкранный панорамный

Данный формат поддерживался плёнкой Advanced Photo System (APS) во времена, когда её только вводили на рынок. Недавно он снова стал набирать популярность благодаря распространению в домах экранов с соотношением сторон 16:9 – телевизоры, компьютерные мониторы, мобильные устройства. В данном формате доминирует ширина изображения. Это означает, что будет очень сложно обратить внимание смотрящего на фотографию человека на передний план. Однако данный формат идеально подходит для представления элементов пейзажных сцен, заснятых издалека с использованием более длинного фокусного расстояния (например, с помощью объектива с переменным фокусным расстоянием).


Широкий формат 16:9 был использован для того, чтобы подчеркнуть горизонтальные полосы цвета

12:6 или 18:6 – Панорамный (также называют 2:1 или 3:1)

В данной статье я решил выбрать соотношение сторон 12:6 или 18:6 в качестве панорамного формата по нескольким причинам. Как 2:1, так и 3:1, кажется, неплохо распространены в вариантах кадров для панорамного снимка. Соотношение сторон 2:1 – это панорамный формат, который поддерживается целым рядом среднеформатных плёночных камер. Соотношение сторон 3:1 зачастую поддерживалось APS. Обычно панорамные соотношения сторон используют для того, чтобы показать результаты склейки двух или более изображений. Достаточно сложно сделать снимок с соотношением сторон 3:1 с помощью одного кадра, чтобы при этом снимок был достаточно большим (это важно при печати в большом формате). Часто кадры, которые потом будут склеивать, снимают с помощью более длинного фокусного расстояния. Это делается для того, чтобы поймать отдалённые детали в ландшафте. При использовании данного формата не существует реальных вариантов включения деталей переднего плана в снимок.


Для представления данной панорамы, склеенной из 7 отдельных фотографий, было выбрано ультра-широкое соотношение сторон 18:6 (3:1). При съёмке использовалось фокусное расстояние около 140 мм.

«Портретный» режим

Я сознательно рассказал о нескольких различных вариантах соотношения сторон в «пейзажном» формате, а не в «портретном» формате. Я это сделал, потому что уверен, что существует намного меньше вариантов для удачной презентации пейзажей в «портретном» формате. Для того чтобы пейзаж смотрелся хорошо, нужно сбалансировать композицию в кадре, а соотношения сторон вроде 6:4 делают эту задачу очень сложной из-за того, что высота снимка оказывается слишком большой по отношению к его ширине. Для того чтобы «портретный» пейзаж смотрелся хорошо, идеально подходят более широкие прямоугольники, такие как 3x4, 6x7 или 4x5. Соотношение сторон 4x5 часто выбирают профессиональные пейзажные фотографы, используя среднеформатные и широкоформатные камеры. Данные форматы помогают создать фотографию, на которой не запечатлена слишком большая часть неба, которая могла бы испортить баланс в кадре.


Слева направо: 4X6, 3X4, 4X5. Какой вариант смотрится лучше всего?

Заключение

Хотя я и попытался описать конкретные примеры использования различных вариантов соотношения сторон, я отдаю себе отчёт в том, что мои советы подойдут не для всех сюжетов. Для некоторых фотографий хорошо подойдёт какое-то конкретное соотношение сторон, которое может абсолютно отличаться от того, которое посоветовал я.
Тем не менее, я надеюсь, что это введение в мир соотношения сторон вдохновит вас на раздумья о них во время создания композиции вашего снимка. До того, как вы нажмёте на кнопку затвора. Не всегда хорошо бездумно заполнить снимок пейзажем, который находится перед вами. Понимание того, что соотношение сторон не так уж жёстко привязано к фотоаппарату, который вы используете, позволит вам эффективно использовать данный инструмент, чтобы усилить эффект от вашего пейзажного снимка.

Еще в XV веке классик архитектуры и живописи Леонардо да Винчи доказал, что наиболее пропорциональным для человека выглядит прямоугольник с отношением сторон 13:8 (так называемое «золотое сечение»). Однако со времен изобретения телевидения во всем мире было принято соотношение сторон телеэкрана 4:3. Это объяснялось трудностями производства широких кинескопов, управляющей электроники и др. Так как угол полного обзора у человека составляет около 125?, то при просмотре фильма или телепередачи на обычном телевизоре зрителя не покидает ощущение нереальности, искусственности происходящего на экране, словно он смотрит на мир через узкое окно. К счастью, технологии производства телевизоров не стоят на месте, и сегодня на рынке видеотехники появилось большое количество различных моделей широкоэкранных телевизоров с соотношением сторон экрана 16:9 и даже 21:9.

Формат - это соотношение ширины и высоты кадра. В телевидении формат обычно обозначается целыми числами (например, 4:3, 16:9, 21:9), в кинематографии - дробными (например, 1.33:1, 1.66:1, 1,85:1, 2.35:1).

Существующие видеоформаты
Доминирующий формат даже не 16:9 (1.85:1), а еще более «широкий» – 2.35:1. Чем обусловлена такая жажда к «ширине»? Давайте рассмотрим это на примерах, а заодно и проведем курс молодого бойца для тех, кто не совсем хорошо представляет себе разницу между форматами и их обозначениями.

Полноэкранный 4:3 (1:33.1)

Самый старый и распространенный формат. Именно его используют все телекомпании в России и Европе и именно его имеют все привычные нам TV-приемники. С США и Японии ситуация немного сложнее, но даже там 4:3 можно назвать доминирующим форматом для приема телевизионых передач и просмотра VHS-видео.

Широкоэкранный 16:9 (1:85.1)

Видеоформат. Распространен на территории США и Японии. В отличие от описанного ниже собрата 2.35:1, ноги рассматриваемого формата растут не из кинозала, а из амбиций разработчиков сделать что-то отличное от набившего аскомину 4:3. Сегодня, помимо как в домашнем кинотеатре, рассматриваемый формат востребован для трансляций телевизионных программ некотрыми компаниями кабельного и спутникового TV.

Широкоэкранный 16:9 (2:35.1)

Большинство считают этот формат, как написано в заголовке 16:9, хотя на самом деле соотношение сторон отлично от указанного, что бросается в глаза при сравнении. Оно составляет скорее 21:9. Тем не менее, в дальнейшем мы будем закрывать глаза на это несоответствие и использовать привычную аббревиатуру, дабы не вызывать особого раздражения у консерваторов.
2.35:1 – исключительно киношный формат. Он пришел на смену полноэкранному 4:3 в середине пятидесятых годов, но лишь в последние лет 20 стал непрерикаемым стандартом для киноиндустрии.
Помимо описанных выше видеоформатов, существуют еще и некоторые промежуточные (1.66:1, 1.77:1, 2.20:1 и 2.40:1), соотношение сторон которых минимально отлично от рассмотренных нами. Назвать эти промежуточные форматы стандартными или претендующими на этот титул было бы неверно, так как «случаются» они крайне редко. Настолько редко, что и не стоит продолжать уделять им внимание.

Особенности форматов на DVD
Широкоэкранный 16:9 (Anomorphic)


Это уже не видеоформат, а скорее способ записи или хранения видеоинформации. Это «нечто» представляет из себя широкоформатное 16:9 (1.85:1) изображение, физически записаное в формат 4:3. То есть картинка в 4:3 несколько расстянута по вертикали, как это видно на иллюстрации выше. При записи анаморфного изображения с соотношением сторон 2.35:1, используется то же «сжатие», что и с 1.85:1, но с использованием черных полос сверху и снизу изображения. При воспроизведении анаморфного изображения, последнее сжимается по-вертикали и вы видите нормальную широкоэкранную картинку, но с лучшим горизонтальным разрешением, нежели при стандартном LetterBox (описание которого вы найдете ниже). Возникает вопрос: Зачем это нужно и почему сразу не записать в 16:9? Резонно… Все дело в том, что PAL и NTSC имеют единый формат – 4:3 и лишь утвержденный недавно HDTV имеет формат 16:9 (1.85:1), в ущерб 4:3 конечно…

Широкоэкранный 16:9 (LetterBox)


Почти тоже самое, что анаморф, но широкоформатное изображение не «растянуто», как у последнего, а имеет изначально правильное соотношение сторон. Соответсвенно, по сравнению с анаморфным изображеием, качество при записи в LetterBox будет несколько хуже, так как при воспроизведении никакой компенсации разрешения по-горизонтали нет.

Полноэкранный 4:3 (PanScan)

PanScan физически представляет собой стандартное 4:3 изображение. Его отличие от оригинального 4:3 (Полноэкранный 4:3 (Original)) заключается в том, что последний изначально был записан в этом разрешении, а PanScan является адаптацией широкоэкранного изображения в 4:3, то есть в процессе воспроизведения широкоформатной ленты, режиссер выбирает наилучшие для показа в этом формате планы и в итоге мы получаем полноформатную версию картины. Обычно, в случае наличия на диске подобной версии, перед началом показа высвечивается надпись: «This film has been modified as follows from its original version: it has been formatted to fit your screen» (Данная версия фильма была изменена, относительно оригинальной версии, для соответствия изображения размерам вашего экрана).


Конечно в случае с PanScan теряется значительная часть оригинального изображения (см. широкоэкранный кадр выше), что совсем не прибавляет этому формату очков.

Широкоэкранный 16:9 (PanScan)
Внимание! Такого обозначения официально не существует!

Данный формат представляет собой тот-же PanScan, но не для формата 4:3 (1.33:1), как в предыдущем случае, а для 16:9 (1.85:1) из более широкого исходного формата (см. рисунок выше).

Киноформат 21:9


Киноформат, идеально соответствующий оригинальному формату 2.39:1, который используется в кинематографии. А это значит, что на сверхшироком экране телевизора вы больше не увидите черных полос или урезанного изображения. Вы будете наслаждаться только действием на экране - как оно было задумано режиссером. Рынок контента к таким устройствам еще не готов. Согласно результатам исследования, проведенного Philips, 65% всех DVD и Blu-ray дисков сняты и представлены в формате 2.35:1 Cinemascope, т.е. для соотношения сторон 21:9. Однако, технически изображение записано в более широком формате – 16:9 и черные полосы сверху и снизу физически присутствуют в сигнале. Таким образом, для отображения на широкоформатном экране видео нужно растягивать и обрезать, что негативным образом скажется на его четкости и сведет на нет преимущества высокого разрешения нового ТВ. В общем, повторяется история с 4:3 и 16:9; слово за производителями дисков.

Теги: видеоформаты, 16:9, 4:3

Похожие статьи