Введение в MVC онлайн урок. MVC: что это такое и какое отношение имеет к пользовательскому интерфейсу

29.07.2019

В данной статье мы разберемся с понятием MVC, и как, на примере, можно применить это в PHP.

Понятие MVC

MVC (Model-view-controller, «Модель-представление-поведение », «Модель-представление-контроллер ») — это шаблон проектирования приложений, при котором управляющая логика поделена на три отдельных компонента таким образом, что модифицирование одного из них дает минимальное влияние на остальные.

Шаблон MVC хорошо применять при создании сложных проектов, где необходимо отделить работу php программиста (или разделить группу программистов на отделы), дизайнера, верстальщика, и т.д.

Шаблон MVC разделяет представление, данные, и обработку действий пользователя на три отдельных компонента:

MVC Модель (Model). Модель предоставляет данные (обычно для View), а также реагирует на запросы (обычно от контроллера), изменяя своё состояние.

MVC Представление (View). Отвечает за отображение информации (пользовательский интерфейс).

MVC Поведение (Controller). Интерпретирует данные, введённые пользователем, и информирует модель и представление о необходимости соответствующей реакции.

Для наглядности схемы действия шаблона MVC, ниже предоставлена иллюстрация.

Такие компоненты как представление и поведение зависят от модели, но никак не влияют на нее. Модель может иметь несколько представлений. Может быть, концепция MVCсложная для понимания, но если ее осмыслить, она становиться незаменимой при разработке приложений на PHP.

MVC в PHP

Особенностью при использовании MVC в PHP, является то, что существует одна точка входа в php приложение, которая, например, достигается следующим образом. Создается index.php через который будут обрабатываться все запросы, для этого создаем в папке с индексом файл.htaccess и помещаем в него такой код:

RewriteEngine on RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule ^(.*)$ index.php?route=$1

В предоставленном коде, первой строкой, проверяется существование запрашиваемого файла, и если его нет, то идет перенаправление на index.php, иначе даже запросы картинок сайта будут перенаправляться на индекс. Последняя строка кода преобразовывает запросы вида index.php?route=chat/index у вид index.php/chat/index. Если у вас нет возможности использовать ModRewrite в своем приложении, то вам придется делать переадресацию вручную.

PHP Модель

Данные о PHP модели содержаться в ее атрибутах и могут быть изменены только через специальные функции. Модель может содержать в себе несколько представлений. Как правило, phpмодель это класс работающий с БД, конкретнее: запись, чтение, удаление. Естественно чтение информации с БД может быть реализовано несколькими представлениями (функциями). Как пример модель статей на сайте: можно получить конкретную статью из БД, список последних, популярных, какой-то категории… это все представления модели. Для наглядности ниже предоставлен пример php модели.

PHP контролер (Поведение)

PHP контролеры получают запросы пользователей, которые мы направляли через index.php, и в соответствии с ними, корректируют работу модели. Правильнее сказать контролируют работу php приложения.

PHP Представление

Представление отслеживает изменение в модели и создает или меняет интерфейс php приложения.

List of Datas

firstname ?>

lastname?>

Как работает данный PHP MVC шаблон?

При обращении пользователем по нужному url выбирается соответственный контролер, который обращается к представлению и модели, и выводится информация. Другими словами контролер в mvc есть связующим звеном модели и представления.

Преимущества MVC шаблона при создании PHP приложения

Как упоминалось выше это, прежде всего дифференциация разработчиков php сайта на отделы. Также увеличивается скорость работы php приложения, если создается крупный проект. Ну и то, что касается непосредственно самого php разработчика, это правильная структуризация php кода (все на своих местах, так легче для понимания).

MVC пример

Особо не будем зацикливаться на примере работы MVC, так как уже имеется Добавлю лишь еще пару схем для более глубокого понимания.

Еще одна схема работы MVC шаблона на PHP, она более чем доступна для понимания.

SRC:
O’Rеillу. ActionScript 3.0 Design Patterns.
Глава 12. Model-View-Controller Pattern.


Что такое шаблон Модель-Представление-Контроллер?

«Модель-Представление-Контроллер» (Model-View-Controller, MVC) - это составной шаблон, или несколько шаблонов, работающих совместно для реализации сложных приложений. Наиболее часто этот шаблон используется для создания интерфейсов приложений, и как следует из названия, состоит из трех элементов:

Модель (Model)
Содержит данные и логику приложения для управления состоянием этого приложения

Представление (View)
Реализует пользовательский интерфейс и состояние приложения, наблюдаемые на экране

Контроллер (Controller)
Обрабатывает действия пользователя, влияющие на состояние приложения.

Мощь шаблона MVC напрямую обуславливается разделением этих трех элементов с целью избежать пересечений зон ответственности каждого из них. Давайте посмотрим, за что отвечает каждый из элементов.

Модель

Модель отвечает за управление состоянием приложения. Логика приложения в модели представлена двумя важными задачами: модель отвечает на запросы относительно состояния приложения, и выполняет действия в ответ на запрос об изменении состояния.

Представление

Представление - это внешний облик приложения. Пользователь взаимодействует с приложением через Представление. Приложение может содержать несколько Представлений, которые могут быть как механизмом ввода, так и механизмом вывода. Например, в портативном цифровом плеере, таком как iPod, экран устройства будет Представлением. Кнопки плеера также считаются Представлением. Экран показывает название и продолжительность песни, изображение обложки альбома, и прочее, что соотносится с текущим состоянием устройства. Представление не обязательно должно быть видимым. В портативном плеере музыка, которая играет в наушниках, также является Представлением. Например, нажатие кнопки может вызвать некоторую слышимую ответную реакцию в виде щелчка в наушниках. Изменение громкости также отражается по каналу аудио-выхода. Слышимая ответная реакция связана с состоянием приложения.

Контроллер

Хотя термин Контроллер неявно подразумевает интерфейс, посредством которого управляется приложение, в шаблоне MVC Контроллер не содержит никаких элементов пользовательского интерфейса. Как говорилось выше, элементы пользовательского интерфейса, которые обеспечивают ввод, относятся к компоненту Представление. Контроллер же определяет, как Представления отзываются на ввод пользователя.

Допустим, наш цифровой плеер имеет кнопки Громче и Тише в Представлении. Громкость звука является переменной состояния. Модель будет отслеживать эту переменную, чтобы менять значение этой переменной в соответствии с логикой приложения. Если значение громкости звука проградуировать от 0 до 10, Контроллер определит, насколько нужно прибавить или убавить звук при одиночном нажатии на одну из этих кнопок. Поведение может сообщить Модели, что нужно увеличить громкость на 0,5 или на 0,1, или любое другое значение, как задано программно. В таком ключе, Контроллер - это специфичные реализации, которые определяют, каким образом приложение ответит на ввод пользователя.

Хотя каждый элемент в триаде MVC имеет отдельную и уникальную зону ответственности, они не функционируют в изоляции. На самом деле, с тем чтобы составить шаблон MVC, каждому элементу следует коммуницировать с остальными. Что это значит, мы рассмотрим ниже.

Взаимодействие элементов MVC

Каждый элемент в шаблоне MVC общается с остальными весьма специфичными способами. Коммуницирование реализуется последовательностью событий, которые обычно запускаются взаимодействием пользователя с приложением. Последовательность событий выглядит так:

  1. Пользователь взаимодействует с элементом интерфейса (например, нажимает на кнопку в Представлении).
  2. Представление отсылает событие нажатия Контроллеру, чтобы решить, как это нажатие обработать.
  3. Контроллер меняет Модель на основе того, что он решил относительно нажатия кнопки.
  4. Модель информирует Представление о том, что состояние Модели изменилось.
  5. Представление читает информацию о состоянии в Модели и самостоятельно видоизменяется.

Это очень простая схема того, как взаимодействуют элементы MVC. В некоторых случаях Контроллер может просто указать Представлению чтобы оно изменилось. Это единственный случай, когда изменения в Представлении становятся необходимыми из-за действий пользователя и не требуют изменений в Модели, а просто приводят к одним только визуальным изменениям. Например, вспомните о том, как пользователь выбирает песню на цифровом плеере. Он выбирает песню из списка кнопками прокрутки. Представление должно сообщить Контроллеру, что нажаты кнопки Листать вверх или Листать вниз, но Контроллеру не нужно информировать об этом Модель. Он напрямую говорит Представлению прокрутить список песен в нужном направлении. Такое действие пользователя не требует изменений в Модели. Однако, когда пользователь выберет песню из списка и запустит её на воспроизведение, Контроллер изменит Модель, чтобы отразить это изменение в значении воспроизводимой в данный момент песни.

Кроме того, изменения в Модели не всегда инициируются действиями пользователя. Модель может обновиться сама, основываясь на неких событиях. Возьмем, например, индикатор стоимости акций. Модель не связана с текущей стоимостью акций. Однако, стоимость сама по себе меняется, и Модель может установить таймер, чтобы периодически получать обновленные данные от веб-сервиса. И тогда, всякий раз, как только Модель обновит свои данные о стоимости акций, она проинформирует Представление о том, что состояние изменилось.

Другой особенностью шаблона MVC является то, что каждая такая Модель может иметь более одного Представления, ассоциированного с ней. Например, в нашем портативном плеере установки громкости могут быть отображены на дисплее с помощью индикатора уровня. А кроме того, уровень звука на аудио-выходе соотносится с громкостью звука в наушниках. И дисплей, и звук в наушниках являются Представлениями состояния устройства.

Взгляните на Рисунок 12-1 и обратите внимание на направление стрелок. Они показывают, кто инициирует взаимодействие между элементами. Для того, чтобы один MVC-элемент смог сообщаться с другим, ему нужно знать о нем и владеть ссылкой на этот элемент.

Думайте о Модели, Представлении и Контроллере как о трех разных классах. Давайте посмотрим, каким классам нужно иметь ссылки на остальные классы:

Представление
Ему нужно иметь ссылку и на Модель, и на Контроллер

Контроллер
Ему необходимо владеть ссылкой на Модель

Мы начали с того что заявили, что MVC – это составной шаблон, который объединяет несколько шаблонов. Вам, должно быть, интересно, какие шаблоны вошли в данный составной шаблон. Или, точнее, чем они могут быть представлены? Главным преимуществом использования шаблона MVC является возможность разъединять его на составляющие три элемента. Это позволяет нам увязать несколько Представлений с одной Моделью, заменять Модели и Контроллеры, не затрагивая другие элементы. Но некоторые элементы в триаде MVC должны поддерживать ссылки на остальные элементы, а также поддерживать активный обмен данными между ними. Как мы можем назвать такое разделение? Это имеет отношение к паттернам Observer (Обозреватель) , Strategy (Стратегия) и Composite (Компоновщик) .

Внедрение шаблонов в MVC

Как мы уже рассмотрели, Модель может быть ассоциирована с несколькими Представлениями. В MVC Модели нужно информировать все связанные с ней Представления о происходящих изменениях. К тому же, это нужно делать без знания специфичных подробностей относительно Представлений, и даже без информации о том, скольким Представлениям следует измениться. Эта задача лучше всего решается применением реализации шаблона Обозреватель (см. Главу 8).

Каждая Модель может иметь несколько Представлений, с ней связанных. Так же, Представления могут быть сложными, с несколькими окнами или панелями, внутри которых находятся другие элементы пользовательского интерфейса. Например, такие элементы интерфейса как кнопки, текстовые поля, списки, ползунки и т.п. могут быть сгруппированы в панель с закладками, а панель в свою очередь может быть частью окна наравне с другими панелями. Каждая кнопка или группа кнопок может быть Представлением. То же самое с коллекцией текстовых полей. Представляется полезным обращаться с панелью или окошком, которые содержат коллекции простых Представлений, таким же образом, как мы обращаемся с любыми другими Представлениями. Именно здесь использование шаблона Компоновщик сэкономит нам много сил (см. Главу 6). Почему реализация шаблона Компоновщик столь полезна в данном контексте? Если Представления могут быть вложенными, а они таковы, если созданы с применением шаблона Компоновщик, процесс обновления упрощается. Событие обновления автоматически обойдет все потомственные Представления. Создание сложных Представлений становится проще, когда нет необходимости рассылать индивидуальные сообщения об обновлении каждому вложенному Представлению.

Представления ограничивают свою деятельность лишь внешним представлением состояния Модели. Они передают события пользовательского интерфейса Контроллеру. Поэтому, Контроллер – это в большей степени алгоритм того, как обработать пользовательский ввод в конкретном Представлении. Такое делегирование инкапсулирует реализацию того как конкретный элемент пользовательского элемента ведет себя в условиях изменения Модели. Мы может довольно просто заменить один Контроллер для одного и того же Представления, чтобы получить другое поведение. Это идеальный контекст для реализации щаблона Стратегия.

Минималистичный пример шаблона MVC

Этот простой пример отслеживает нажатия клавиш. Когда нажимается очередная клавиша, это приводит к изменению Модели и информированию Представления о необходимости обновиться. Представление задействует стандартное окно вывода Output во Flash, чтобы поместить туда код символа, который ввел пользователь. Код символа - это числовое значение символа в кодовой таблице текущей раскладки. Этот пример объясняет, каким образом шаблоны Обозреватель, Стратегия и Компоновщик интегрированы в MVC.

Модель как Конкретный Субьект в шаблоне Обозреватель

Взаимоотношения между Моделью и Представлением - это связь между Субъектом и Обозревателем (См. Главу 8). Модель должна реализовать интерфейс Субъекта, который является частью шаблона Обозреватель. К счастью, ActionScript 3.0 имеет встроенные классы, уже реализующие этот принцип, используя модель событий ActionScript чтобы информировать Обозревателей об изменениях.

Класс EventDispatcher в ActionScript 3.0

Класс EventDispatcher снабжен интерфейсом IEventDispatcher. Наравне с другими методами, интерфейс IEventDispatcher определяет следующие методы, необходимые для субъекта в шаблоне Обозреватель. (См. документацию по AS3 для подробной информации о всех параметрах методов).

addEventListener(type :String , listener:Function , useCapture:Boolean = false , priority:int = 0 , useWeakReference:Boolean = false ) :void removeEventListener(type :String , listener:Function , useCapture:Boolean = false ) :void dispatchEvent(event:Event) :Boolean

Чтобы Модель могла выступить в качестве Конкретного Субъекта в шаблоне Обозреватель, необходимо реализовать интерфейс IEventDispatcher. Однако, самый простой способ для определенного пользовательского класса заполучить способность распространять события – это наследовать от класса EventDispatcher.

Обозреватель регистрирует методы слушателя, чтобы получать уведомлении от объектов EventDispatcher, методом addEventListener().

Модель

Наша Модель сохраняет код символа, соответствующий нажатой клавише, в свойстве. Необходимо реализовать сеттер и геттер, чтобы стало возможным Представлению и Контроллеру получить доступ к этому свойству и изменять его. Давайте определим для нашей Модели (Пример 12-1).

Пример 12-1. IModel.as

package { import flash.events .* ; public interface IModel extends IEventDispatcher { function setKey(key :uint) :void ; function getKey() :uint; } }

Интерфейс IModel, показанный в Примере 12-1, расширяет интерфейс IEventDispatcher и определяет пару методов для прочтения и установки кода символа последней нажатой клавиши. Поскольку интерфейс IModel расширяет IEventDispatcher, любой класс, реализующий его, должен реализовать все методы, определенные в обоих интерфейсах. Класс Model, показанный в Примере 12-2, реализует интерфейс IModel.

Пример 12-2. Model.as

package { import flash.events .* ; public class Model extends EventDispatcher implements IModel { private var lastKeyPressed:uint=0 ; public function setKey(key :uint) :void { this .lastKeyPressed =key ; dispatchEvent(new Event(Event.CHANGE ) ) ; // распространяется событие } public function getKey() :uint { return lastKeyPressed; } } }

Класс Model расширяет класс EventDispatcher, который уже реализовал интерфейс IEventDispatcher. Обратите внимание, что функция dispatchEvent() вызывается внутри метода setKey(). Она отсылает событие CHANGE всем зарегистрированным обозревателям, как только значение lastKeyPressed изменится внутри метода setKey().

Контроллер как Конкретная Стратегия в шаблоне Стратегия.

Отношения между Контроллером и Представлением можно представить как стратегию и контекст в шаблоне Стратегия. Каждый Контроллер будет конкретной стратегией, реализующей требуемое поведение в рамках интерфейса Стратегии.

Контроллер

В нашем минималистичном примере поведение, требуемое от Контроллера, это всего лишь принятие события о нажатии клавиши. IKeyboardInputHandler - это интерфейс Стратегии (Пример 12-3), где определен единственный метод keyPressHandler().

Пример 12-3. IKeyboardInputHandler.as

package { import flash.events .* ; public interface IKeyboardInputHandler { function keyPressHandler(event:KeyboardEvent) :void ; } }

Конкретным Контроллером будет класс Controller (Пример 12-4), который реализует интерфейс IKeyboardInputHandler.

Пример 12-4. Controller.as

package { import flash.events .* ; public class Controller implements IKeyboardInputHandler { private var model:IModel; public function Controller(aModel:IModel) { this .model =aModel; } public function keyPressHandler(event:KeyboardEvent) :void { model.setKey (event.charCode ) ; // изменяем модель } } }

Обратите внимание, что Контроллер имеет конструктор, который в качестве параметра принимает экземпляр Модели. Это необходимо для того, чтобы Контроллер смог установить связь с Моделью, как это показано на Рисунке 12-1. Поэтому необходимо хранить ссылку на Модель.

Метод keyPressHandler() принимает событие пользовательского интерфейса (в данном случае KeyboardEvent) как параметр, и потом решает как его обработать. В нашем примере он просто устанавливает код нажатой клавиши в Модели.

Представление как Конкретный Обозреватель в шаблоне Обозреватель и Контекст в шаблоне Стратегия

Представление, возможно, наиболее сложный элемент в шаблоне MVC. Он играет роль интегрирующей части в реализации шаблонов как Обозревателя, так и Стратегии, что формирует основу его взаимоотношения с Моделью и Контроллером. Класс View, показанный в Примере 12-5, реализует Представление в минималистичном примере.

Пример 12-5. View.as

package { import flash.events .* ; import flash.display .* ; public class View { private var model:IModel; private var controller:IKeyboardInputHandler; public function View(aModel:IModel,oController:IKeyboardInputHandler,target :Stage ) { this .model =aModel; this .controller =oController; // подписывается на получение уведомлений от Модели model.addEventListener (Event.CHANGE ,this .update ) ; // подписывается на получение нажатий клавиш от сцены target .addEventListener (KeyboardEvent.KEY_DOWN ,this .onKeyPress ) ; } private function update(event:Event) :void { // получение данных от Модели и обновление Представления trace (model.getKey () ) ; } private function onKeyPress(event:KeyboardEvent) :void { // обработка передается в Контроллер (Стратегия) на обработку controller.keyPressHandler (event) ; } } }

Представление нуждается в ссылках на Модель и на Контроллер для взаимодействия с ними, как показано на Рисунке 12-1. И экземпляр Модели, и экземпляр Контроллера передаются Представлению в его конструкторе. К тому же, Представление в нашем примере нуждается в ссылке на сцену (Stage), чтобы зарегистрировать себя как получателя событий нажатия клавиш.

Кроме того что класс View рисует пользовательский интерфейс, он выполняет еще пару важных задач. Он регистрируется у Модели для получения событий об обновлении, и делегирует Контроллеру обработку ввода пользователя. В нашем примере Представление не имеет внешнего видимого присутствия на сцене, но отображает состояние Модели в окне вывода Output. Ему нуждается в получении события нажатия клавиши, и регистрирует метод onKeyPress() для получения события KEY_DOWN от сцены. Вторая задача – это зарегистрировать метод слушателя update() для получения события CHANGE от модели. При получении уведомления об изменении, метод update() прочитывает код последней нажатой клавиши из Модели и печатает его в окне вывода, используя функцию trace().

Построение триады MVC

Мы рассмотрели реализацию каждой из трех составляющих шаблон MVC частей по отдельности. Однако, должен существовать клиент, который инициализирует каждый элемент и построит модель MVC. На самом деле, никакого сложного построения не будет - все что нужно уже сделано при написании классов Модели, Представления и Контроллера. В Примере 12-6 приводится класс Flash-документа, который иллюстрирует элементы MVC.

Пример 12-6. Main.as (основной класс минималистичного примера)

package { import flash.display .* ; import flash.events .* ; /** * Main Class * @ purpose: Document class for movie */ public class Main extends Sprite { public function Main() { var model:IModel=new Model ; var controller:IKeyboardInputHandler=new Controller(model) ; var view:View=new View(model,controller,this .stage ) ; } } }

После того как Модель, Контроллер и Представление инициализированы, они установят связь друг с другом и начнут работать. Нажатие клавиши на клавиатуре приведет к выводу кода соответствующего символа в окне Output.

Вам нужно запретить шорткаты для тестирования нажатий клавиш. В противном случае пользовательский интерфейс Flash перехватит события нажатия клавиш, которые соответствуют шорткатам. Чтобы запретить шорткаты, выберите Disable Keyboard Shortcuts из меню Control во время выполнения ролика.

Обратите внимание, что экземпляр Модели передается Контроллеру. Подобным образом экземпляры Модели и Контроллера передаются Представлению. Мы можем просто заместить существующие Модель и Контроллер другими, при условии, что они реализуют интерфейсы IModel и IKeyboardInputHandler. Дополнительные Представления также могут быть безболезненно добавлены прямо в отношения Субъект-Обозреватель между Моделью и Представлением. Модель ничего не знает о Представлениях, так как это забота Представления - зарегистрировать себя в качестве слушателя уведомлений об изменении Модели. Это большой плюс шаблона MVC; Модель, Представление и Контроллер разделены, слабо связаны, что придает гибкости в их использовании.

Вложенные Представления и узлы шаблона Компоновщик

Как вы помните, Представление, возможно, самый сложный элемент в триаде MVC, поскольку в контексте MVC он задействован как в реализации шаблона Обозреватель, так и в Стратегии. Наши элементы Представления способны быть более сложными, поскольку могут реализовать третий шаблон - Компоновщик (см. примеры шаблона Компоновщик в Главе 6). Реализация Представлений как элементов шаблона Компоновщик позволяет разобраться со сложными пользовательскими интерфейсами, которые содержат множественные Представления. Вложение Представлений превносит некоторые преимущества в процесс обновления пользовательского интерфейса, так как обновления могут распространяться по ветвям структурного дерева составного Представления. Также составные Представления могут добавлять и удалять вложенные Представления, основываясь на режиме работы приложения и пользовательских настройках. Хорошим примером сложного интерфейса является панель Properties Inspector в среде разработки Flash. Содержимое Properties Inspector зависит от контекста, и элементы интерфейса появляются и исчезают в зависимости от того, какой объект выделен на сцене.

Компонент и составное Представление

Первым шагом будет создание компонента и составных классов для Представления. Эти классы должны быть описаны как абстрактные, должны быть подклассами и не должны порождать экземпляры, как показано в Примере 12-7.

Пример 12-7. ComponentView.as

package { import flash.errors .IllegalOperationError ; import flash.events .Event ; import flash.display .Sprite ; public class ComponentView extends Sprite { { protected var model:Object ; protected var controller:Object ; public function ComponentView(aModel:Object ,aController:Object =null ) { this .model =aModel; this .controller =aController; } public function add (c:ComponentView) :void { throw new IllegalOperationError("add operation not supported" ) ; } public function remove(c:ComponentView) :void { throw new IllegalOperationError("remove operation not supported" ) ; } public function getChild(n:int ) :ComponentView { throw new IllegalOperationError("getChild operation not supported" ) ; return null ; } // АБСТРАКТНЫЙ метод(должен быть замещен в классе-потомке) public function update(event:Event=null ) :void { } } } }

Класс ComponentView из Примера 12-7 определяет абстрактный интерфейс для Представления компонента. Это похоже на класс классического компонента из Главы 6, но с несколькими ключевыми отличиями. Класс ComponentView хранит ссылку на Модель и Представление, и содержит конструктор. Не все Представления обрабатывают ввод пользователя, и компонентное Представление может быть сконструировано с простой передачей экземпляра Модели. Поэтому параметр aController принимает в конструкторе значение null по умолчанию. Также обратите внимание, что класс ComponentView унаследован от класса Sprite. Это логично, поскольку большинство Представлений рисуют пользовательский интерфейс на сцене. Мы можем использовать свойства и методы, реализованные в классе Sprite, для рисования и добавления объектов в список отображения.

Метод update() должен вести себя как абстрактный метод. Дочерние Представления, являющиеся потомками ComponentView, должны заместить и реализовать метод update(), чтобы уметь обновлять свою часть пользовательского интерфейса. По этой причине методу передается параметр типа Event. Этот параметр также по умолчанию установлен в null, что позволяет вызывать update() без передачи события как параметра. Такой подход полезен, когда изначально отрисованный пользовательский интерфейс находится в своем состоянии по умолчанию, и наш следующий пример иллюстрирует это.

Класс CompositeView расширяет ComponentView и замещает методы, которые отвечают за дочерние Представления.

Пример 12-8. CompositeView.as

package { import flash.events .Event ; // АБСТРАКТНЫЙ класс (от него нужно наследовать, не создавая экземпляра данного класса) public class CompositeView extends ComponentView { private var aChildren:Array ; public function CompositeView(aModel:Object ,aController:Object =null ) { super (aModel,aController) ; this .aChildren =new Array ; } override public function add (c:ComponentView) :void { aChildren.push (c) ; } override public function update(event:Event=null ) :void { for each (var c:ComponentView in aChildren) { c.update (event) ; } } } }

Обратите внимание на замещаемую (override) функцию update() класса CompositeView в Примере 12-8. Она вызывает метод update у всех дочерних классов. Поэтому, вызов функции update() в корне структуры составного Представления приведет к распространению обновления по структуре и обойдет дерево компонента, обновляя все Представления. Давайте расширим классы CompositeView и ComponentView, и создадим структуру Представлений, чтобы посмотреть как это работает

В этой статье мы напишем «каркас» нашего проекта. Под словом «каркас» я подразумеваю рабочий код, который будет иметь в своей основе MVC подход, то есть будет иметь четкое разделение логики на контролеры, экшены, шаблоны (представления) и модели.

И так начнем, как я уже писал в предыдущей статье, паттерн MVC подразумевает одну точку входа – index.php, через это скрипт будут проходить все запросы, через него будет работать вся логика проекта. Для того чтобы реализовать такой подход необходимо настроить сервер, подразумевается, что сайт работает на сервере apache, поэтому нам достаточно создать файл.htaccess, в котором мы укажем правила маршрутизации URL. Помимо определения точки входа, маршрутизация позволяет создавать ЧПУ(человеко-понятные урлы). То есть после правильной настройки, адреса страниц буду выглядеть вот так site.ru/article/new.
Для начала, давайте составим.htaccess, который перенаправит обработку всех страниц на скрипт index.php. Код выглядит вот так:

RewriteEngine on RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule ^(.*)$ index.php?route=$1

Файл.htaccess должен лежать в корневой папке сайта, тут же необходимо создать скрипт index.php, который является точкой входа. Давайте запишем в index.php одну строку, для проверки работы перенаправления:

Echo "test";

Теперь можно проверять работу перенаправления, введите любой адрес и посмотрите, что получиться: test-mvc.web/sdf/sdf/ или test-mvc.web/sdf/sdf/2342/не важно, на экране в любом случае, должно появиться «Test». Если Вы увидели эту надпись, значит, у нас все получилось.
Продолжим, давайте для удобства создадим в корне сайта файл config.php, в котором будем задавать различные константы, облегчающие своим существование настройку сайта. Это могут быть различные пути к скриптам, подступы к базе данных и так далее. Сейчас в конфиге давайте зададим следующее:

// Задаем константы: define ("DS", DIRECTORY_SEPARATOR); // разделитель для путей к файлам $sitePath = realpath(dirname(__FILE__) . DS); define ("SITE_PATH", $sitePath); // путь к корневой папке сайта // для подключения к бд define("DB_USER", "root"); define("DB_PASS", ""); define("DB_HOST", "localhost"); define("DB_NAME", "blog_mvc");

Для того, чтобы константы и другие данные конфига мы могли использовать во всем проекте, в файле index.php необходимо подключить скрипт config.php.
Помимо подключения файла с настройками, в index.php нужно создать подключение к базе данных, подключить скрипт с ядром сайта и запустить роутер, в котором будет происходить маршрутизация.
Теперь по порядку, создание соединения с базой данных будет находиться в index.php для того, чтобы соединение открывалось только один раз. Единожды открыв соединение, мы сможем использовать его во всех контроллерах и моделях, но об этом чуть позже. Сейчас просто создадим соединение с базой. Для работы с бд я решил использовать PDO. Подробнее почитать про PDO можно .
Ядро сайта расположим в папке core и назовем скрипт core.php, тут мы напишем функцию, которая будет сама подключать, необходимы для работы классы. Такая функция очень облегчит и упростит нам работу с контролерами, моделями и тд. Поскольку, забегая вперед скажу, что каждый контролер и каждая модель будут представлять собой отдельный класс.
Помимо авто подключения классов, добавим в ядро создания хранилища (реестра), в котором будем хранить все необходимые объекты и переменные, которые могут пригодиться в любом месте проекта.
Роутер тоже подключим в индексном файле, он будет анализировать URL и подключать необходимый контроллер и экшен. Что такое контролер я писал в предыдущей статье, а информацию про экшен я пропустил умышленно, не став нагружать лишней информацией. Так что же такое экшен?
Контролер это класс, в котором заключены различные методы, при MVC подходе каждый метод будет являться экшеном. То есть экшен(action) – это метод класса, который будет обрабатывать данные и передавать их в представление (в шаблон). Может быть, пока не совсем понятно, но после примера все станет на свои места.
На данном этапе теории достаточно, давайте перейдем к практике. Приведу код файлов, работу которых, я описывал выше.
Код скрипта index.php:

// включим отображение всех ошибок error_reporting (E_ALL); // подключаем конфиг include ("/config.php"); // Соединяемся с БД $dbObject = new PDO("mysql:host=" . DB_HOST . ";dbname=" . DB_NAME, DB_USER, DB_PASS); // подключаем ядро сайта include (SITE_PATH . DS . "core" . DS . "core.php"); // Загружаем router $router = new Router($registry); // записываем данные в реестр $registry->set ("router", $router); // задаем путь до папки контроллеров. $router->setPath (SITE_PATH . "controllers"); // запускаем маршрутизатор $router->start();

Скрипт core.php:

// Загрузка классов "на лету" function __autoload($className) { $filename = strtolower($className) . ".php"; // определяем класс и находим для него путь $expArr = explode("_", $className); if(empty($expArr) OR $expArr == "Base"){ $folder = "classes"; }else{ switch(strtolower($expArr)){ case "controller": $folder = "controllers"; break; case "model": $folder = "models"; break; default: $folder = "classes"; break; } } // путь до класса $file = SITE_PATH . $folder . DS . $filename; // проверяем наличие файла if (file_exists($file) == false) { return false; } // подключаем файл с классом include ($file); } // запускаем реестр (хранилище) $registry = new Registry;

Класс хранилища Registry.php, будет находиться в папке /classes/

// Класс хранилища Class Registry { private $vars = array(); // запись данных function set($key, $var) { if (isset($this->vars[$key]) == true) { throw new Exception("Unable to set var `" . $key . "`. Already set."); } $this->vars[$key] = $var; return true; } // получение данных function get($key) { if (isset($this->vars[$key]) == false) { return null; } return $this->vars[$key]; } // удаление данных function remove($var) { unset($this->vars[$key]); } }

Код файла router.php, который находиться в папке /classes/

// класс роутера Class Router { private $registry; private $path; private $args = array(); // получаем хранилище function __construct($registry) { $this->registry = $registry; } // задаем путь до папки с контроллерами function setPath($path) { $path = trim($path, "/\\"); $path .= DS; // если путь не существует, сигнализируем об этом if (is_dir($path) == false) { throw new Exception ("Invalid controller path: `" . $path . "`"); } $this->path = $path; } // определение контроллера и экшена из урла private function getController(&$file, &$controller, &$action, &$args) { $route = (empty($_GET["route"])) ? "" : $_GET["route"]; unset($_GET["route"]); if (empty($route)) { $route = "index"; } // Получаем части урла $route = trim($route, "/\\"); $parts = explode("/", $route); // Находим контроллер $cmd_path = $this->path; foreach ($parts as $part) { $fullpath = $cmd_path . $part; // Проверка существования папки if (is_dir($fullpath)) { $cmd_path .= $part . DS; array_shift($parts); continue; } // Находим файл if (is_file($fullpath . ".php")) { $controller = $part; array_shift($parts); break; } } // если урле не указан контролер, то испольлзуем поумолчанию index if (empty($controller)) { $controller = "index"; } // Получаем экшен $action = array_shift($parts); if (empty($action)) { $action = "index"; } $file = $cmd_path . $controller . ".php"; $args = $parts; } function start() { // Анализируем путь $this->getController($file, $controller, $action, $args); // Проверка существования файла, иначе 404 if (is_readable($file) == false) { die ("404 Not Found"); } // Подключаем файл include ($file); // Создаём экземпляр контроллера $class = "Controller_" . $controller; $controller = new $class($this->registry); // Если экшен не существует - 404 if (is_callable(array($controller, $action)) == false) { die ("404 Not Found"); } // Выполняем экшен $controller->$action(); } }

Теперь необходимо создать папки для хранения контроллеров, шаблонов и моделей – в корне создадим три папки controllers, views и models. И создадим несколько тестовых файлов /controllers/index.php, /views/index/index.php и /models/model_users.php, а теперь заполним файлы:
Для контроллера:

// контролер Class Controller_Index Extends Controller_Base { // шаблон public $layouts = "first_layouts"; // экшен function index() { $model = new Model_Users(); $userInfo = $model->getUser(); $this->template->vars("userInfo", $userInfo); $this->template->view("index"); } }

Для отображения(/views/index/index.php)

Test view
id:
name:

И модель:

// модель Class Model_Users{ public function getUser(){ return array("id"=>1, "name"=>"test_name"); } }

Как вы могли заметить, класс контролера наследуется от родительского класса Controller_Base. Это сделано, для того, чтобы упростить класс контролера. Поскольку нам еще необходимо подключать класс для работы с шаблонами, его подключение вынесено в Controller_Base.
Приведу его код, он расположен в папке /classes/ и называется controller_base.php:

// абстрактый класс контроллера Abstract Class Controller_Base { protected $registry; protected $template; protected $layouts; // шаблон public $vars = array(); // в конструкторе подключаем шаблоны function __construct($registry) { $this->registry = $registry; // шаблоны $this->template = new Template($this->layouts, get_class($this)); } abstract function index(); }

Теперь осталось только разобраться с шаблонами. В абстрактном классе Controller_Base мы вызываем класс Template и передаем ему имя шаблона и имя контроллера.
Код класса Template, который лежит тут /classes/ и называется template.php

// класс для подключения шаблонов и передачи данных в отображение Class Template { private $template; private $controller; private $layouts; private $vars = array(); function __construct($layouts, $controllerName) { $this->layouts = $layouts; $arr = explode("_", $controllerName); $this->controller = strtolower($arr); } // установка переменных, для отображения function vars($varname, $value) { if (isset($this->vars[$varname]) == true) { trigger_error ("Unable to set var `" . $varname . "`. Already set, and overwrite not allowed.", E_USER_NOTICE); return false; } $this->vars[$varname] = $value; return true; } // отображение function view($name) { $pathLayout = SITE_PATH . "views" . DS . "layouts" . DS . $this->layouts . ".php"; $contentPage = SITE_PATH . "views" . DS . $this->controller . DS . $name . ".php"; if (file_exists($pathLayout) == false) { trigger_error ("Layout `" . $this->layouts . "` does not exist.", E_USER_NOTICE); return false; } if (file_exists($contentPage) == false) { trigger_error ("Template `" . $name . "` does not exist.", E_USER_NOTICE); return false; } foreach ($this->vars as $key => $value) { $$key = $value; } include ($pathLayout); } }

Если вы внимательно прочитали код, то наверняка поняли, что для отображения на страницах у нас используется шаблон first_layouts и вьюха(отображение) index.php – ее код я приводил чуть выше. Все что нам осталось, это создать файл шаблона first_layouts. Расположим его в папке /views/layouts/first_layouts.php
Шаблон будет содержать вот такой код:

header

footer

Вот и все, на этом создание «каркаса» закончено. Сейчас у нас получилась самая простая структура, использующая в своей основе паттерн MVC. В этой статье я не стал затрагивать работу с базой данных, только вскользь упомянул ее, поскольку статья и так получилась большая. Непосредственно работу с базой данных я опишу в следующей статье.
На этом статья закончена, скачать исходники можно архивом .

В этом руководстве Вы узнаете, как построить простую систему по архитектуре MVC (Model-View-Controller, Модель-Отображение-Контроллер) на PHP 5.1 с использованием возможностей библиотеки SPL (Standard PHP Library, Стандартная Библиотека PHP).

Введение

Добро пожаловать в первое полноценное руководство для PHP 5. Вам понадобится PHP 5.1 с установленной библиотекой SPL, так как мы воспользуемся некоторыми из самых последних возможностей PHP 5.

В этом руководстве я собираюсь показать, как построить простую MVC-систему (архитектура MVC является наиболее распространённым шаблоном проектирования для больших web-приложений). Я проведу Вас через все шаги от начала и до конца создания полноценной MVC-системы.

Одна точка входа

Одной из важных вещей в MVC является одна точка входа в приложение вместо кучи PHP-файлов, делающих примерно следующее:

У нас будет один файл, обрабатывающий все запросы. Это значит, что нам не придётся мучиться с подключением global.php каждый раз, когда нам нужно создать новую страницу. Эта «одна точка входа» будет называться index.php и на данный момент будет такой:

Как Вы можете заметить, этот скрипт пока ещё ничего не делает, но погодите минутку.

Чтобы направить все запросы на главную страницу, мы воспользуемся mod_rewrite и установим в.htaccess директиву RewriteRule. Вставим следующий код в файл.htaccess и сохраним его в той же директории, что и index.php:

RewriteEngine on RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d RewriteRule ^(.*)$ index.php?route=$1

Сперва мы проверяем, существует ли запрашиваемый файл, используя директиву RewriteCond, и, если нет, то перенаправляем запрос на index.php. Такая проверка на существование файла необходима, так как иначе index.php будет пытаться обрабатывать все запросы к сайту, включая запросы на изображения. А это нам как раз и не надо.

Если у Вас нет возможности использовать.htaccess или mod_rewrite, то Вам придётся вручную адресовать все запросы к index.php. Другими словами, все ссылки должны будут иметь вид «index.php?route=[здесь-идёт-запрос]». Например, «index.php?route=chat/index».

Теперь, когда все запросы идут через одну точку входа, мы можем начать написание скрипта index.php. Первая вещь, которую мы должны сделать, это инициализация системы. Создадим директорию includes, а в ней файл startup.php (он будет у нас файлом инициализации). Вставим следующий код в index.php:

В этом примере мы объявляем некоторую константу, узнаём, где лежат файлы системы, а также проверяем, что версия PHP, ну, хотя бы, 5.1.

Следующая вещь, которую необходимо сделать, это объект Registry (журнал, реестр) для хранения глобальных значений. Он будет передаваться в отдельные объекты системы и использоваться для доступа к глобальным значениям, причём без необходимости обозначать переменные как «global» или обращаться к массиву $GLOBALS. Почитайте статью «Использование глобальных значений в PHP» для более подробной информации об объекте реестра.

Добавьте следующий код в файл startup.php после того кода, что приведён в предыдущем примере:

$registry = new Registry;

Если сейчас попробовать запустить систему, то можно увидеть следующую ошибку:

Fatal error: Class "Registry" not found in g:\Projects\PHP\content\simple mvc php5\demo\includes\startup.php on line 12

Это, конечно, не большой сюрприз для нас, ведь мы ещё не написали сам класс Registry. Файл с классом можно было бы просто подключить, используя функцию include() (Прим. пер.: кстати говоря, include() не такая уж и функция, а всё-таки выражение языка, управляющая структура, если смотреть по ману), но давайте воспользуемся одной из новых возможностей PHP 5: __autoload().

Волшебная функция __autoload() используется для динамической загрузки классов. Когда PHP обнаруживает несуществующий класс, он сначала вызывает функцию __autoload() и только затем выдаёт ошибку. Мы можем воспользоваться такой возможностью для загрузки классов «на лету».

Вставьте этот код перед кодом из предыдущего примера:

// Загрузка классов «на лету» function __autoload($class_name) { $filename = strtolower($class_name) . ".php"; $file = site_path . "classes" . DIRSEP . $filename; if (file_exists($file) == false) { return false; } include ($file); }

Наша функция __autoload() берёт имя класса, переданное ей как аргумент, и проверяет, существует ли файл с похожим именем в директории с классами. Если файла нет, то функция просто вернёт false и выскочит фатальная ошибка. Но если файл существует, он будет загружен. Т.е. объявится необходимый класс, и никакой ошибки не будет.

Мы ещё не создали сам класс Registry, поэтому ошибка всё ещё будет появляться. Давайте же займёмся этим.

Создание класса Registry

Класс Registry используется для передачи глобальных значений между отдельными объектами. Это на самом деле довольно простой класс, в котором нужно реализовать несколько маленьких методов.

Для начала создадим директорию classes и в ней файл registry.php. Вставим следующий код в registry.php:

Теперь у нас есть «скелет» класса Registry и нужно нагрузить его методами. Напишем 2 метода: set(), чтобы устанавливать значения и get(), чтобы значения получать. Также можно написать метод remove() для удаления значений. Добавим эти методы в класс Registry:

Function set($key, $var) { if (isset($this->vars[$key]) == true) { throw new Exception("Unable to set var `" . $key . "`. Already set."); } $this->vars[$key] = $var; return true; } function get($key) { if (isset($this->vars[$key]) == false) { return null; } return $this->vars[$key]; } function remove($var) { unset($this->vars[$key]); } ?>

Эти методы простые, они устанавливают, получают и удаляют элементы из массива $vars, который является атрибутом класса. В методе set() мы заодно проверяем, не существует ли уже значение с указанным ключом, и, если существует, то мы генерируем исключение. Это нужно, чтобы избежать случайной перезаписи значений.

Теперь у нас есть полноценный класс Registry, но мы не будем останавливаться на этом. Воспользуемся одной из возможностей библиотеки SPL: ArrayAccess. SPL (сокращённо от Standard PHP Library, Стандартная Библиотека PHP) - это коллекция интерфейсов и классов, предназначенных для решения стандартных проблем. Один из интерфейсов SPL, ArrayAccess, может быть использован, чтобы предоставить доступ к объекту, как к обычному массиву. Посмотрим на такой пример:

set ("name", "Dennis Pallett"); // Получаем значение, используя get() echo $registry->get ("name"); // Получаем значение, используя доступ как к массиву echo $registry["name"] ?>

Фокус в том, что $registry становится как бы массивом, хотя на самом деле это объект. Конечно, ArrayAccess не даёт никаких особых преимуществ, но он позволяет сократить объём кода, так как не придётся каждый раз писать «->get()». Чтобы воспользоваться этим интерфейсом, нужно исправить первую строчку класса («Class Registry») таким образом:

Class Registry Implements ArrayAccess {

Ключевое слово «Implements» говорит интерпретатору, что этим классом мы реализуем интерфейс, чем на самом деле ArrayAccess и является.

Класс, реализующий интерфейс ArrayAccess, должен иметь следующие методы:

Function offsetExists($offset) { return isset($this->vars[$offset]); } function offsetGet($offset) { return $this->get($offset); } function offsetSet($offset, $value) { $this->set($offset, $value); } function offsetUnset($offset) { unset($this->vars[$offset]); }

Эти методы должны быть понятны сами по себе. Дополнительную информацию можно найти в документации SPL.

Теперь, реализовав интерфейс ArrayAccess, мы можем обращаться к объекту, как к обычному массиву. Это наглядно продемонстрировано, как в предыдущем примере, так и в этом:

get ("name"); // Получаем значение, используя доступ как к массиву echo $registry["name"] ?>

Класс Registry теперь завершён, и, если попробовать запустить систему, всё должно заработать (хотя ещё ничего не будет выводиться). Мы закончили с файлом инициализации и можно приступать к следующему шагу написания нашей MVC-системы: реализация доступа к базе данных, что в архитектуре MVC называется «Model» («Модель»).

Модель

«M» или модель – часть MVC-системы, которая отвечает за запросы к базе данных (или другому внешнему источнику) и предоставление информации контроллеру. Можно было бы загружать необходимую модель в зависимости от запроса, но я предпочитаю немного стереть границы между моделью и контроллером именно в этом месте, т.е. контроллер работает с БД непосредственно через библиотеку взаимодействия с БД, нежели чем через отдельную модель. Может быть, Вам захочется сделать это по-другому, тут дело вкуса.

Нам нужно написать код, необходимый для установки соединения с БД и поместить его в index.php. Существует множество замечательных библиотек для работы с БД (включая мою собственную, AutoCRUD), но в PHP 5 уже есть такая библиотека – PDO. Поэтому нет нужды использовать какую-либо другую.

Вставим следующий код в файл index.php (после подключения файла инициализации):

# Соединяемся с БД $db = new PDO("mysql:host=localhost;dbname=demo", "", ""); $registry->set ("db", $db);

В этом примере мы сначала создаём новый экземпляр библиотеки PDO и соединяемся с нашей БД MySQL. Потом делаем переменную $db доступной глобально при помощи нашего класса Registry.

Модельная компонента нашей системы готова, поэтому давайте перейдём к написанию контроллера.

Написание контроллера подразумевает также и написание класса Router, ответственного за загрузку нужного контроллера в зависимости от запроса (вспомните, в index.php через URL передаётся переменная $route).

Класс Router

Класс Router будет разбирать запрос, а потом загружать требуемый контроллер. Создадим «скелет» класса:

registry = $registry; } } ?>

Затем добавим следующие строки в index.php:

# Загружаем router $router = new Router($registry); $registry->set ("router", $router);

Первая вещь, которую мы напишем, это метод setPath() для установки директории, где будут лежать все наши контроллеры. Метод выглядит следующим образом и должен быть добавлен в класс Router:

Function setPath($path) { $path = trim($path, "/\\"); $path .= DIRSEP; if (is_dir($path) == false) { throw new Exception ("Invalid controller path: `" . $path . "`"); } $this->path = $path; }

Потом добавим следующие строки в index.php:

$router->setPath (site_path . "controllers");

Теперь, когда мы установили путь до наших контроллеров, напишем сам метод, ответственный за загрузку контроллера. Этот метод будет называться delegate(), он и будет анализировать запрос. Первый кусочек этого метода такой:

Function delegate() { // Анализируем путь $this->getController($file, $controller, $action, $args);

Как Вы можете видеть, он использует ещё один метод, getController(), чтобы получить название контроллера и несколько других переменных. Этот метод выглядит так:

Private function getController(&$file, &$controller, &$action, &$args) { $route = (empty($_GET["route"])) ? "" : $_GET["route"]; if (empty($route)) { $route = "index"; } // Получаем раздельные части $route = trim($route, "/\\"); $parts = explode("/", $route); // Находим правильный контроллер $cmd_path = $this->path; foreach ($parts as $part) { $fullpath = $cmd_path . $part; // Есть ли папка с таким путём? if (is_dir($fullpath)) { $cmd_path .= $part . DIRSEP; array_shift($parts); continue; } // Находим файл if (is_file($fullpath . ".php")) { $controller = $part; array_shift($parts); break; } } if (empty($controller)) { $controller = "index"; }; // Получаем действие $action = array_shift($parts); if (empty($action)) { $action = "index"; } $file = $cmd_path . $controller . ".php"; $args = $parts; }

Пробежимся по этому методу. Сначала он берёт значение переменной $route из запроса, потом разбивает его на части с помощь функции explode(). Например, запрос «members/view» преобразуется в такой массив: array(‘members’, ‘view’).

Потом при помощи цикла foreach он проходит по каждой части и проверяет, является ли эта часть директорией. Если является, то он приписывает её к пути до файла и проверяет следующую часть. Это позволяет поместить контроллеры в поддиректориях и, таким образом, получить иерархию контроллеров. Если же текущая часть запроса не является директорией, но является файлом, она сохраняется в переменную $controller, и мы выходим из цикла, так как нашёлся контроллер, который нам нужен.

После цикла мы проверяем переменную с именем контроллера. Если она пустая, то используем контроллер «index», который будет у нас контроллером по умолчанию. Потом метод определяет действие, которое необходимо выполнить. Контроллер – это класс, который состоит из нескольких методов. Действие же указывает на конкретный метод. Если действие не указано, будем использовать «index» - действие по умолчанию.

И, наконец, получаем полный путь до файла контроллера, объединяя три переменные: путь, имя контроллера и расширение «php».

Теперь, когда мы проанализировали запрос, пора вызывать метод delegate() для загрузки контроллера и выполнения действия. Полностью метод delegate() выглядит так:

Function delegate() { // Анализируем путь $this->getController($file, $controller, $action, $args); // Файл доступен? if (is_readable($file) == false) { die ("404 Not Found"); } // Подключаем файл include ($file); // Создаём экземпляр контроллера $class = "Controller_" . $controller; $controller = new $class($this->registry); // Действие доступно? if (is_callable(array($controller, $action)) == false) { die ("404 Not Found"); } // Выполняем действие $controller->$action(); }

Проанализировав запрос при помощи метода getController(), мы проверяем, существует ли в действительности файл, и, если нет, то возвращаем простое сообщение об ошибке.

После этого мы подключаем файл с контроллером и создаём экземпляр его класса, называться который должен «Controller_[имя]». Чуть позже мы поговорим о контроллерах более подробно.

Потом мы проверяем, есть ли указанное действие (т.е. метод) и возможно ли к нему обратиться (используем для этого функцию is_callable()). Наконец, мы выполняем непосредственно само действие, на чём роль класса Router и завершается.

Написав полностью метод delegate(), добавим следующую строчку в файл index.php:

$router->delegate();

Если попробовать сейчас запустить систему, то мы увидим следующую ошибку (разумеется, если директории controllers ещё нет):

Fatal error: Uncaught exception "Exception" with message "Invalid controller path: `g:\Projects\PHP\content\simple mvc php5\demo\controllers\`" in g:\Projects\PHPit\content\simple mvc php5\demo\classes\router.php:18 Stack trace: #0 g:\Projects\PHP\content\simple mvc php5\demo\index.php(13): Router->setPath("g:\Projects\PHP...") #1 {main} thrown in g:\Projects\PHP\content\simple mvc php5\demo\classes\router.php on line 18

Или же мы увидим ошибку «404 Not Found», так как ещё нет ни одного контроллера. Но этим-то мы сейчас и займёмся.

Контроллер

Контроллеры в нашей MVC-системе будут достаточно простыми и потребуют совсем немного времени. Во-первых, удостоверимся, что директория controllers существует. Создадим файл controller_base.php в директории classes и вставим в него следующий код:

registry = $registry; } abstract function index(); } ?>

Этот абстрактный класс будет родительским классом для всех наших контроллеров. Он будет делать всего лишь две вещи: сохранять локальную копию класса Registry и при помощи абстрактного метода index() заставлять все дочерние контроллеры реализовывать этот метод.

Напишем наш первый контроллер. Создадим файл index.php в директории controllers и вставим в него такой код:

Только что мы создали наш первый контроллер и, если попробовать запустить систему, то можно увидеть следующее:

Это означает, что класс Router выполнил свою работу и запустил требуемое действие из требуемого контроллера. Давайте напишем ещё один контроллер, который будет соответствовать запросу «members/view». Создадим файл members.php в директории контроллеров и вставим в него такой код:

Теперь зайдём в нашу MVC-систему по запросу «members/view» или же «index.php?route=members/view». Мы должны увидеть такой результат:

Только лишь написанием нового контроллера и добавлением в него метода, мы смогли создать новую страницу, и ничего не пришлось менять в самой системе. Кроме того, нашим контроллерам не нужно подключать файл global.php или делать что-нибудь в таком роде.

Теперь, когда у нас есть контроллеры, осталась лишь одна вещь: «V» или «View» («Отображение»).

Отображение

Как и в случае с моделями, есть несколько различных вариантов создания компоненты View в MVC-системе. Мы могли бы научить класс Router автоматически загружать ещё один файл, названный как-нибудь так: «view_{имя}.php». Но чтобы сделать руководство более понятным, напишем класс Template, который будет заниматься выводом шаблонов.

Сначала создадим файл template.php в директории classes и вставим в него следующий код:

registry = $registry; } } ?>

Теперь у нас есть основная структура нашего класс Template. Следующим шагом добавим такой код в файл index.php прямо перед строками, связанными с классом Router:

# Создаём объект шаблонов $template = new Template($registry); $registry->set ("template", $template);

Так как нам понадобится использовать значения из моделей и контроллеров, то напишем метод set() для установки переменных, доступных в шаблонах. Посмотрим на пример:

Function set($varname, $value, $overwrite=false) { if (isset($this->vars[$varname]) == true AND $overwrite == false) { trigger_error ("Unable to set var `" . $varname . "`. Already set, and overwrite not allowed.", E_USER_NOTICE); return false; } $this->vars[$varname] = $value; return true; } function remove($varname) { unset($this->vars[$varname]); return true; }

Методы set() и remove() достаточно простые и используются, соответственно, для установки и удаления переменных.

Займёмся написанием метода show(), который будет отображать шаблоны. Простейший путь – это создать отдельную директорию templates, где хранить все файлы шаблонов, и использовать include() для вывода шаблона. Разумеется, Ваш собственный метод show() может быть совершенно другим и загружать шаблоны из базы данных или делать что-нибудь ещё. Посмотрим на кусо

Голосов: 745 | Просмотров: 8083

Добрый день, уважаемые коллеги. В этой статье я бы хотел рассказать о своем аналитическом понимании различий паттернов MVC, MVP и MVVM. Написать эту статью меня побудило желание разобраться в современных подходах при разработке крупного программного обеспечения и соответствующих архитектурных особенностях. На текущем этапе своей карьерной лестницы я не являюсь непосредственным разработчиком, поэтому статья может содержать ошибки, неточности и недопонимание. Заинтригованы, как аналитики видят, что делают программисты и архитекторы? Тогда добро пожаловать под кат.

Ссылки
Первое, с чего я бы хотел начать - это ссылки на внешние материалы, которыми я руководствовался в процессе написания этой статьи:
Введение
Во времена, когда солнце светило ярче, а трава была зеленее, на тот момент команда студентов, как автор этой статьи, разрабатывали программное обеспечение, писав сотни строк кода непосредственно в интерфейсе продукта. Иногда использовались сервисы и менеджеры для работы с данными и тогда решение получалось с использованием паттерна Document-View. Поддержка такого кода требовала колоссальных затрат, т. к. нового разработчика надо обучить (рассказать), какой код за что в продукте отвечает, и ни о каком модульном тестировании и речи не было. Команда разработки - это 4 человека, которые сидят в одной комнате.
Прошло время, менялась работа. Разрабатываемые приложения становились больше и сложнее, из одной сплоченной команды разработчиков стало много разных команд разработчиков, архитекторов, юзабилистов, дизайнеров и PMов. Теперь каждый ответственен за свою область: GUI, бизнес-логика, компоненты. Появился отдел анализа, тестирования, архитектуры. Стоимость разработки ПО возросла в сотни и даже тысячи раз. Такой подход к разработке требует наличие стойкой архитектуры, которая бы синхронизировала разные функциональные области продукта между собой.
Паттерны
Учитывая цель уменьшения трудозатрат на разработку сложного программного обеспечения, предположим, что необходимо использовать готовые унифицированные решения. Ведь шаблонность действий облегчает коммуникацию между разработчиками, позволяет ссылаться на известные конструкции, снижает количество ошибок.
По словам Википедии , паттерн (англ. design pattern) - повторимая архитектурная конструкция, представляющая собой решение проблемы проектирования в рамках некоторого часто возникающего контекста.

Начнем с первого главного – Model-View-Controller. MVC - это фундаментальный паттерн, который нашел применение во многих технологиях, дал развитие новым технологиям и каждый день облегчает жизнь разработчикам.

Впервые паттерн MVC появился в языке SmallTalk. Разработчики должны были придумать архитектурное решение, которое позволяло бы отделить графический интерфейс от бизнес логики, а бизнес логику от данных. Таким образом, в классическом варианте, MVC состоит из трех частей, которые и дали ему название. Рассмотрим их:

Модель
Под Моделью, обычно понимается часть содержащая в себе функциональную бизнес-логику приложения. Модель должна быть полностью независима от остальных частей продукта. Модельный слой ничего не должен знать об элементах дизайна, и каким образом он будет отображаться. Достигается результат, позволяющий менять представление данных, то как они отображаются, не трогая саму Модель.

Модель обладает следующими признаками:

  • Модель - это бизнес-логика приложения;
  • Модель обладает знаниями о себе самой и не знает о контроллерах и представлениях;
  • Для некоторых проектов модель - это просто слой данных (DAO, база данных, XML-файл);
  • Для других проектов модель - это менеджер базы данных, набор объектов или просто логика приложения;
Представление (View)
В обязанности Представления входит отображение данных полученных от Модели. Однако, представление не может напрямую влиять на модель. Можно говорить, что представление обладает доступом «только на чтение» к данным.

Представление обладает следующими признаками:

  • В представлении реализуется отображение данных, которые получаются от модели любым способом;
  • В некоторых случаях, представление может иметь код, который реализует некоторую бизнес-логику.
Примеры представления: HTML-страница, WPF форма, Windows Form.
Различия MVP & MVVM & MVP
Наиболее распространенные виды MVC-паттерна, это:
  • Model-View-Controller
  • Model-View-Presenter
  • Model-View-View Model

Рассмотрим и сравним каждый из них.

Model-View-Presenter

Данный подход позволяет создавать абстракцию представления. Для этого необходимо выделить интерфейс представления с определенным набором свойств и методов. Презентер, в свою очередь, получает ссылку на реализацию интерфейса, подписывается на события представления и по запросу изменяет модель.

Признаки презентера:

  • Представление взаимодействует напрямую с презентером, путем вызова соответствующих функций или событий экземпляра презентера;
  • Презентер взаимодействует с View путем использования специального интерфейса, реализованного представлением;
  • Один экземпляр презентера связан с одним отображением.

Реализация:
Каждое представление должно реализовывать соответствующий интерфейс. Интерфейс представления определяет набор функций и событий, необходимых для взаимодействия с пользователем (например, IView .ShowErrorMessage(string msg)). Презентер должен иметь ссылку на реализацию соответствующего интерфейса, которую обычно передают в конструкторе.
Логика представления должна иметь ссылку на экземпляр презентера. Все события представления передаются для обработки в презентер и практически никогда не обрабатываются логикой представления (в т.ч. создания других представлений).

Пример использования: Windows Forms.

Model-View-View Model


Данный подход позволяет связывать элементы представления со свойствами и событиями View-модели. Можно утверждать, что каждый слой этого паттерна не знает о существовании другого слоя.

Признаки View-модели:

  • Двухсторонняя коммуникация с представлением;
  • View-модель - это абстракция представления. Обычно означает, что свойства представления совпадают со свойствами View-модели / модели
  • View-модель не имеет ссылки на интерфейс представления (IView). Изменение состояния View-модели автоматически изменяет представление и наоборот, поскольку используется механизм связывания данных (Bindings)
  • Один экземпляр View-модели связан с одним отображением.

Реализация:
При использовании этого паттерна, представление не реализует соответствующий интерфейс (IView).
Представление должно иметь ссылку на источник данных (DataContex), которым в данном случае является View-модель. Элементы представления связаны (Bind) с соответствующими свойствами и событиями View-модели.
В свою очередь, View-модель реализует специальный интерфейс, который используется для автоматического обновления элементов представления. Примером такого интерфейса в WPF может быть INotifyPropertyChanged.

Пример использования: WPF

Model-View-Controller

Основная идея этого паттерна в том, что и контроллер и представление зависят от модели, но модель никак не зависит от этих двух компонент.

Признаки контроллера

  • Контроллер определяет, какие представление должно быть отображено в данный момент;
  • События представления могут повлиять только на контроллер.контроллер может повлиять на модель и определить другое представление.
  • Возможно несколько представлений только для одного контроллера;

Реализация:
Контроллер перехватывает событие извне и в соответствии с заложенной в него логикой, реагирует на это событие изменяя Mодель, посредством вызова соответствующего метода. После изменения Модель использует событие о том что она изменилась, и все подписанные на это события Представления, получив его, обращаются к Модели за обновленными данными, после чего их и отображают.

Пример использования: MVC ASP.NET

Резюме
Реализация MVVM и MVP-паттернов, на первый взгляд, выглядит достаточно простой схожей. Однако, для MVVM связывание представления с View-моделью осуществляется автоматически, а для MVP - необходимо программировать
MVC, по-видимому, имеет больше возможностей по управлению представлением.
Общие правила выбора паттерна
MVVM
  • Используется в ситуации, когда возможно связывание данных без необходимости ввода специальных интерфейсов представления (т.е. отсутствует необходимость реализовывать IView);
  • Частым примером является технология WPF.
MVP
  • Используется в ситуации, когда невозможно связывание данных (нельзя использовать Binding);
  • Частым примером может быть использование Windows Forms.
MVC
  • Используется в ситуации, когда связь между представление и другими частями приложения невозможна (и Вы не можете использовать MVVM или MVP);
  • Частым примером использования может служить ASP.NET MVC.
Заключение
В заключении, автор этой статьи хотел бы отметить, что строго придерживаться только одному паттерну - не всегда лучший выбор. Например, представьте, что Вы хотели бы использовать MVVM для разработки приложений с использованием Windows Forms через свойство контролов Bindings. Ваша цель - это отделить представление от бизнес логики и логики, которая их связывает. Приложение должно быть легко тестируемым и поддерживаемым, а для аналитиков - понятным (ведь на вопрос «в чем измеряется работа жесткого диска» существует единственный правильный ответ - в Джоулях (абстрактный пример Модели -> Представления)).

Большое спасибо за уделенное время, приятного чтения!

Похожие статьи