Внутреннее строение компьютерной мыши. Компьютерная мышь

19.08.2019

Такая маленькая деталь как мышка значительно упрощает взаимодействие с компьютером. Но мало кому понравится прыгающий по тексту или в игре курсор мышки. О том как правильно выбрать это нехитрое устройство мы и поговорим в этой статье.

Для офисного компьютера (документы, интернет) достаточно будет самой простой мышки A4Tech, которые даже в нижнем ценовом диапазоне обладают хорошим качеством.
Мышь A4Tech OP-620D Black USB

Для длительной работы с документами, интернетом лучше взять мышку эргономичной формы. Также хорошо если будет широкое колесико, кнопка двойного клика и дополнительная клавиша «Office», помогающая в работе. Такие мышки нужно искать прежде всего среди брендов Logitech и Microsoft, но могут также попасться интересные модели среди более бюджетных брендов A4Tech, Sven и Genius.
Мышь Microsoft Basic Optical Mouse Black USB

Для таких задач как дизайн, архитектура, трехмерное моделирование существуют специализированные мышки с повышенной точностью позиционирования и дополнительными элементами управления (колесики, трекболы). Одними из лучших для этих задач являются мышки Logitech. Но их не всегда можно найти в продаже и стоят они не дешево, поэтому для этих целей можно использовать любую удобную лазерную мышку.
Мышь Logitech M500

Для ноутбука оптимальным вариантом будет беспроводная мышка. Оптимальными по соотношению цена/качество являются беспроводные мышки Logitech и Microsoft. Не рекомендую приобретать беспроводную мышку более дешевых брендов (A4Tech, Genius и т.п.), так как они в основном работают со сбоями (глючат).
Мышь Logitech Wireless Mouse M235 Grey-Black USB

2. Назначение мышки

– это недорогая мышка для обычной работы без каких-либо дополнительных кнопок и функций.

– имеет более удобную, естественную для руки форму, более удобное широкое колесико и дополнительные кнопки, расширяющие ее функциональность и делающие работу удобней.

– ориентирована прежде всего на использование в играх, обычно с более чувствительным сенсором, дополнительными клавишами и прорезиненными поверхностями для лучшего хвата и исключения проскальзывания.

– компактная мышка с коротким проводом, которую удобно носить с ноутбуком. Сейчас к ним на смену пришли еще более удобные беспроводные мышки.

– довольно удобная, но стоит дороже и менее надежна. Она плохо подходит для игрового компьютера, но идеальна для ноутбука.

Специализированные мышки – дорогие модели со специальными элементами управления (боковыми колесиками, трекболами) для использования, например, в дизайнерской сфере.

3. Тип сенсора

Современные мышки имеют оптический сенсор, который бывает светодиодным и лазерным. При этом мышки со светодиодным сенсором называются оптическими, а с лазерным – лазерными.

Оптические мышки стоят дешевле, но имеют не высокую точность позиционирования курсора, так как светодиодный сенсор менее чувствителен чем лазерный и неоднозначно работает на разных поверхностях (стола или коврика). Недорогая оптическая мышка хорошо подойдет для простой офисной работы.

Лазерные мышки более чувствительны, точно позиционируются и хорошо работают на различных поверхностях, но стоят в несколько раз дороже оптических. Если вы любите игры или занимаетесь графикой, то рекомендую приобретать лазерную мышку.

4. Форма мышки

Несимметричная – может иметь удобную эргономичную форму, но не подходит для левши.

Симметричная – подойдет для всех пользователей, как для правши, так и для левши. В последнем случае назначение левой и правой кнопки можно легко поменять в настройках операционной системы.

5. Размер мышки

Бытует мнение, что для удобного использования мышь должна занимать всю ладонь. Значит для большой руки нужна большая мышь, для средней ­– средняя по размеру, для маленькой (детской) – совсем маленькая. Однако, мой опыт показал, что это правило действует только в одном направлении. То есть, для маленькой руки будет неудобным использование мыши большого размера, а вот для большой руки маленькая мышь может быть довольно удобной. Я был удивлен, когда один мой знакомый с довольно крупной кистью руки похвастался приобретением довольно маленькой мышки для своего ноутбука, при этом восхищаясь ее удобством.

Дело все вот в чем. Когда мышка довольно большая и занимает всю ладонь – это конечно может казаться на первый взгляд удобным – рука лежит естественно, кисть меньше устает. Но когда дело доходит до точного позиционирования курсора (при работе с графикой или в играх), то оказывается, что сделать это не всегда легко, так как рука как бы немного висит над поверхностью стола и для перемещения мышки используются суставы локтя и кисти. Курсор часто промахивается мимо мелких деталей и его положение приходиться несколько раз корректировать.

Что касается мышки маленького размера, то безусловно для маленькой (детской) ладошки подойдет только она, так как в противном случае пальцы просто не будут дотягиваться до клавиш и к ним все время придется тянуться. А вот в большой ладони такая мышка способна творить чудеса, так как для ее передвижения не будет использоваться локоть, а только кисть и пальцы. При этом вам не придется держать кисть навесу или опирать ее на саму мышку, так как кисть будет лежать на мягком коврике. Позиционирование курсора в этом случае будет гораздо более точным и быстрым, а движения легкими.

Я уже не раз слышал отзывы людей о положительном опыте работы с маленькой мышкой и ощутил это на себе. Особенно чувствуется разница, когда всю жизнь пользовался большой «удобной» мышкой, а тут вдруг раз и прозрел

Тем не менее, это конечно тоже индивидуально и тут нужен некоторый опыт работы. Благо «качество» современных устройств дает нам возможность за довольно короткий период оценить опыт использования новых моделей ввиду быстрого выхода из строя старых… Хотя моя недорогая игровая мышка A4Tech X7 прожила 7 лет и я бы пользовался ей дальше, если бы мне не подарили новую

6. Клавиши и колесики

Левая и правая кнопки мыши могут быть как отдельными элементами конструкции, так и являться продолжением корпуса. Это не имеет большого значения, главное, чтобы они имели отчетливое нажатие.

Колесико – важный элемент управления. Желательно, чтобы оно было обрезинено и имело мелкие насечки. При прокрутке должны отчетливо чувствоваться деления. Нажатие на него должно быть в меру тугим и отчетливым. Для офисной мышки может быть удобно более широкое колесико. Некоторые мышки могут иметь дополнительное колесико для прокрутки в горизонтальном направлении, что может быть удобно если вы работаете с большими форматами документов или чертежами.

Клавиша двойного клика – присутствует на некоторых офисных моделях, позволяет выполнять двойной клик нажатием одной специальной клавиши, что в ряде случаев может быть довольно удобно.

Клавиша тройного клика – присутствует на многих игровых моделях и позволяет выполнять тройной клик нажатием одной специальной клавиши, что используется в играх. Иногда так приятно выпустить очередь из гранатомета во врага

Боковые клавиши – для игровых мышек крайне желательно наличие дополнительных боковых кнопок, на которые можно задать какие-то действия.

Клавиша офис – предназначена для вызова специального меню с ярлыками для запуска основных офисных приложений и используется совместно со специальной программой для мыши. Не является необходимой, но может быть полезна в офисной работе, если вы часто запускаете и закрываете много программ.

Клавиша изменения чувствительности – есть на большинстве игровых мышек. С ее помощью можно быстро менять скорость перемещения курсора, что очень полезно в играх. Обычно мышки имеют 4-5 уровней чувствительности. Если такая кнопка одна, то чувствительность меняется только в большую сторону и сбрасывается на минимум после достижения самого большого значения. Если таких кнопки две, то изменять чувствительность можно как в большую, так и в меньшую сторону, что удобнее.

Программируемые клавиши – на некоторых мышках есть дополнительные клавиши, на которые можно назначить различные сочетания с помощью специального программного обеспечения. Но это больше нужно заядлым геймерам, которые точно знают чего хотят.

7. Длина и толщина провода

Длина провода мышки должна составлять 1,7-2 м. Если длина провода 1,5 м и меньше, то он даже если и дотянется до системного блока стоящего далеко под столом, то будет внатяжку, что сделает использование мышки некомфортным. Обратите внимание, что некоторые, с виду обычные мышки, предназначены для ноутбуков и имеют очень короткий провод.

Что касается толщины провода, то чем он тоньше тем лучше, так как толстый провод будет более тяжелым и хуже скользить по поверхности стола, что будет для вас ощутимо и напрягать при работе мышью. Очень тонкий провод практически неощутим, как будто его и нет вовсе.

Игровые мышки часто имеют провод с оплеткой, что также улучшает эксплуатационные характеристики.

Длину кабеля вы можете посмотреть на сайте производителя, а толщину и наличие оплетки можно определить даже визуально по картинке или сходите посмотрите в живую в магазине.

8. Дополнительные функции

Некоторые, в основном игровые модели, имеют подсветку и программируемые или дублирующие клавиатуру клавиши. Это опять же для тех, кто знает зачем (MMO-RPG).

Некоторые игровые мыши (например, A4Tech Oscar) имеют возможность, с помощью специальной программы, программировать клавиши на выполнение любых клавиатурных комбинаций, что может быть востребовано в играх со сложной системой управления (MMO-RPG). Кроме того в них можно сохранять профили для разных игр и быстро переключать их. Поскольку эти настройки хранятся прямо во внутренней памяти мыши, то подключив ее к другому компьютеру можно сразу пользоваться всеми заданными комбинациями.

Некоторые игровые модели имеют съемные грузики, которые позволяют самым продвинутым геймерам управлять весом мышки. Тут могу сказать, что мышь не должна быть слишком легкой или слишком тяжелой. Игровая мышь должна весить в 2-3 раза больше чем офисная, примерно как современный смартфон 120-140 грамм. Сколько весит мышь можно найти на сайте производителя, поиском в интернете или пойти в магазин и подержать в руках разные модели.

Некоторые дорогие модели могут иметь регулируемую конструкцию, что вероятно оценят геймеры с очень прямыми руками

9. Интерфейс подключения

Старые мышки подключались к компьютеру через разъем PS/2.

Большинство современных мышек имеют разъем USB.

Если вы покупаете мышь для довольно старого компьютера, то лучше берите с разъемом PS/2, так как мышь USB может не работать при использовании дисков для установки, диагностики и восстановления системы. Но убедитесь, что на вашей материнской плате есть соответствующий разъем.

Старые материнские платы имели два разъема PS/2 – отдельно для клавиатуры и мыши.

Современные материнские платы могут не иметь таких разъемов или иметь один совмещенный, в который можно подключить либо клавиатуру, либо мышь.

Есть также специальные переходники, но они не всегда работают.

10. Беспроводные мышки

Беспроводная мышка работает от батареек, которые нужно менять раз в 6-12 месяцев и подключается по радиоканалу или Bluetooth.

Радиоканал – самый распространенный тип подключения беспроводной мыши. В этом случае к USB разъему компьютера подключается специальный приемник.

Отсутствие проводов – это удобно и эстетично, но менее надежно и стоит несколько дороже. Дело в том, что радиоприемник мыши работает на той же частоте, что и Wi-Fi (2,4 ГГц), поэтому никто не может гарантировать, что при наличии у вас или ваших соседей Wi-Fi роутера ваша мышь будет работать стабильно. Иногда наблюдаются кратковременные разрывы связи между мышью и приемником. Это не всегда можно увидеть при обычной работе, но сильно заметно в играх, когда вы часто теряете управление на время порядка 1 секунды, но это бывает фатально В принципе, если вы приобретете беспроводную мышь таких, зарекомендовавших себя брендов как Logitech или Microsoft, то вероятность возникновения таких проблем будет минимальна. Но для игр все же лучше использовать классический проводной вариант.

Bluetooth – честно говоря сомнительный способ подключения мыши. Во-первых, для него все равно потребуется приемник, во-вторых – эта технология еще менее надежна. Можно, конечно подключить такую мышку к ноутбуку, у которого уже имеется интегрированный Bluetooth адаптер, если нет свободного USB разъема для подключения дополнительного приемника.

11. Комплекты клавиатура с мышкой

Такие комплекты в первую очередь преследуют цель экономии, во вторую – единый дизайн. Это актуально как для офисных дешевых проводных вариантов, так и для беспроводных комплектов для домашних компьютеров и медиацентров.

Учтите одну особенность. Часто беспроводной комплект подключается одним приемником, что довольно удобно, но исключает возможность отдельного использования клавиатуры и мыши на разных устройствах.

Конечно, выбор таких комплектов меньше, чем отдельных устройств, но я себе приобрел такой комплект для телевизора всего за 25$. Отдельно это стоило бы на 40% дороже.

12. Материал и цвет корпуса

Все мыши массового производства изготавливаются из пластика, иногда с прорезиненными поверхностями.

Что касается пластика, то он может быть матовый и глянцевый. Матовый пластик более практичен и не так сильно царапается. Глянцевый пластик более подвержен царапинам, в результате чего поверхность быстро теряет вид. Для мыши, в отличии от клавиатуры, это еще и имеет дополнительное неудобство в том, что глянцевый пластик более скользкий и когда рука вспотеет, то пользоваться мышкой будет не очень комфортно.

Что касается цвета, то раньше мыши изготавливались преимущественно белого цвета, сейчас – черного, серебристого и множества других цветов радуги и оттенков. Поскольку большинство современных периферийных устройств компьютера (монитор, колонки, клавиатура) изготавливаются в черном и серебристом цветах, то более гармонично в эту гамму впишется мышь черного или черно-серебристого цвета. Но если ваш ноутбук имеет более веселый, не строгий цвет, то подбирайте мышь под него, будет смотреться красиво.

Учтите, что поверхности серебристого и других цветов могут быть окрашенными и краска со временем стирается, что сильно портит внешний вид и удовольствие от использования мыши. Рекомендуем выбирать мышь из однородного неокрашенного пластика нужного цвета.

13. Производители и гарантия

Мыши производит огромное количество производителей. Здесь я упомяну наиболее качественные, оптимальные по соотношению цена/качество и популярные.

Лучшие игровые мыши производят Razer, SteelSeries, Roccat, Mad Catz .

Довольно неплохим соотношением цена/качество обладают игровые мыши Hama , вроде побывавшей у нас на обзоре .

Из качественных беспроводные мышек могу порекомендовать Logitech и Microsoft .

Хорошим соотношение цена/качества обладают проводные мыши A4Tech , во всем своем широчайшем ассортименте – от офисных до геймерских.

Из недорогих офисных вариантов можно рассматривать еще Genius , о которых можно сказать только то, что они работают.

Заманчивые варианты можно найти у таких именитых брендов как Asus, Cooler Master, Corsair, Cougar, Zalman и популярных бюджетных Defender, Gigabyte, Oklick, Rapoo, Sven, Trust . Но очень внимательно отнеситесь к отзывам, так как среди них много некачественных моделей. В большинстве случаев лучше вместо них купить A4Tech .

От приобретения мышек указанных бюджетных и других непопулярных торговых марок я бы рекомендовал воздержаться.

Что касается гарантии, то для обычной недорогой мышки желательно, чтобы гарантия составляла не менее 1 года, для более дорогих игровых мышек – не менее 2 лет.

14. Цена

Мыши Logitech имеют достаточно широкий модельный ряд (около 80 моделей) и стоят от 7$ (офисные) до 110$ (профессиональные и игровые) и имеют высокое качество вне зависимости от цены.

Мыши Microsoft имеют высокое качество и эргономичность (около 50 моделей) и в среднем стоят несколько дороже – от 10$ до 90$.

Мыши A4Tech (около 230 моделей) и Genius (около 85 моделей) поделили средний ценовой сегмент и стоят от 4$ до 75$.

15. Настройка фильтров в интернет-магазине

  1. Зайдите в раздел «Мыши» на сайте продавца.
  2. Выберите рекомендуемых производителей.
  3. Укажите важные для вас параметры и функции.
  4. Просматривайте позиции, начиная с более дешевых.
  5. Выберете несколько понравившихся моделей и сравните их по удобству.
  6. Покупайте наиболее удобную модель.

Таким образом, вы получите оптимальную по соотношению цена/качество мышку, удовлетворяющую вашим требованиям за минимально возможную стоимость.


Мышь A4Tech Bloody A91
Мышь A4Tech Bloody Blazing A9

Мышь является одним из инструментов, которые могут быть подсоединены к компьютеру для работы с курсором. Курсор, мерцающий прямоугольник света на экране, показывает, где будет расположено следующее действие оператора. Когда буква напеча­тана, она появляется на экране в месте, отмеченном курсором. Клавиши курсор-контроля позволяют оператору передвигать курсор вдоль экрана, вверх и вниз.

Но вращающаяся мышь на столе оператора (вни­зу) может передвигать курсор по экрану в любом на­правлении со скоростью движения руки. Кнопки на мыши позволяют оператору выбирать параметры из экранного меню или чертить на экране линии.

Существует два вида мышей - механическая и оптическая; любая легко помещается в человеческой ладони. Когда механическая мышь (справа) движется по поверхности, ее внутренний механизм измеряет расстояние, направление движения и приказывает компьютеру повторить это движение на мониторе. Оптическая мышь (нижняя им. слева) выполняет эту задачу при помощи световых лучей, определяя на­правление мыши на сетке. Джойстик (правая им. снизу) служит механизмом управления во многих ви­деоиграх.

Движение мыши и курсор

Связанная с клавиатурой электрическими прово­дами, мышь заставляет курсор имитировать на экране свои движения на любом расстоянии и направлении. Поэтому двигая мышь, оператор должен смотреть на экран. Поскольку мышь может двигаться в любом направлении, образуя изогнутые и диагональные линии, она является прекрасным чертежным инструментом.

Как «видит» оптическая мышь

Оптическая мышь устроена на специальной сетке. По мере передвижения мыши по сетке, свет из СИДа - светоизлучающего диода, поступает на сетку. Линзы и зеркало посылают лучи в датчик, или фотодетектор, который отмечает координаты пройденных линий.

Как работает механическая мышь

На внутренней стороне механической мыши имеется тормозящий шарик, связанный с щелевыми дисками (коричневый цвет), который вращается по мере движения мыши. СИД на каждом диске испускает свет, а фотодиод напротив считает импульсы света, проходящие через щели во вращающемся диске. Эти импульсы преобразуются в движение курсора на экране.

Внутри джойстика

Как и мышь, джойстик определяет движения в двух направлениях и координирует сигналы. Рукоятка проходит через подвижную ось (в центре) и входит в правый угол рычага (внизу). Два электронных устройства, называемые переменными резисторами, посылают сигналы, которые меняют позиции оси и рычага и заставляют курсор двигаться.

Практически все пользователи стационарных компьютеров в повседневной работе для выполнения каких-либо операций используют мышь. Владельцы ноутбуков тоже частенько обращаются к этому устройству, считая тачпад несколько неудобным. Но давайте посмотрим, что такое мышь в общем понимании и какие типы таких устройств были разработаны изначально и сегодня представлены на рынке. И для начала обратимся к уважаемым информационным источникам, которые представляют описание с задействованием технических терминов, а потом перейдем к более простому рассмотрению вопроса.

Что такое мышь

Исходя из официальной информации, предоставляемой множеством компьютерных изданий, мышь представляет собой универсальный манипулятор указывающего типа, который предназначен для управления графическим интерфейсом операционной системы и выполнения практически всех известных операций на основе привязки устройства к курсору на экране компьютерного монитора.

Принцип управления состоит в перемещении по коврику для мыши, по столу или по любой другой поверхности (это могут делать устройства, для которых коврик не требуется). Информация о смещении или текущем местоположении передается операционной системе или программе, что вызывает ответную реакцию на выполнение каких-то действий (например, отображение дополнительных разворачиваемых меню или списков). Но в конструкции устройства предусмотрено еще и наличие специальных кнопок, которые отвечают за выбор определенного действия. При использовании стандартных настроек для открытия файлов или программ предусмотрен двойной клик левой кнопкой, для выделения объекта или активации элементов интерфейса - одинарный, для доступа к контекстным меню - одинарный клик правой кнопкой. Но это применимо только к классическим конструкциям. Сегодня на рынке такого оборудования можно найти множество моделей, кардинально отличающихся и по конструктивным решениям, и по принципам действия. На них остановимся отдельно.

Немного истории

Впервые о том, что такое мышь, заговорили в 1968 году, когда она была представлена на выставке интерактивных устройств в Калифорнии. Чуть позже, в 1981 году, мышь официально вошла в стандартный набор устройств, которыми комплектовались мини-компьютеры Xerox серии 8010.

Еще несколько позже она стала неотъемлемой частью периферии компьютеров Apple, и только потом мышью начали комплектоваться IBM-совместимые компьютерные системы. С тех пор манипулятор прочно вошел в жизнь всех пользователей, хотя и претерпел множество изменений и постоянно вводимых новшеств в плане конструктивных решений, принципов работы, управления, выполняемых действий, а также расширенных возможностей.

Основные виды манипуляторов по принципу действия

Изначально мышь подразумевала конструкцию на основе прямого привода, который состоял из двух перпендикулярно расположенных колес, что позволяло производить перемещение в разные стороны независимо от угла.

Чуть позже появились устройства на основе шарового привода, в котором главную роль играл вмонтированный металлический шарик с резиновым покрытием, которое обеспечивало улучшенное сцепление с поверхностью коврика для мыши. Следующим поколением стали устройства, оснащенные контактным энкодером (текстолитовым диском) с тремя контактами на лучевидных металлических дорожках. Наконец, были созданы оптические мыши на основе одного свето- и двух фотодиодов.

Именно оптические устройства стали самыми распространенным и востребованными среди пользователей. В их классификации можно выделить следующие модели:

  • мыши с матричным сенсором;
  • лазерные мыши;
  • индукционные мыши;
  • гироскопические мыши.

Из этого набора особого внимания заслуживают устройства гироскопического типа. Они способны осуществлять управление не только при перемещении по поверхности, но и в вертикальном положении в пространстве.

Типы мышек по подключению

Что такое мышь, немного разобрались. Теперь посмотрим, как такие манипуляторы подключаются к компьютерным системам. Изначально для соединения с компьютером на материнской плате был предусмотрен специальный вход, а мышь подключалась посредством шнура со специальным штекером тюльпанного типа.

С появлением интерфейсов USB стали использоваться манипуляторы, которые соединялись с компьютерами именно через них. Наконец, появились беспроводные устройства, которые, правда, тоже, по сути, представляют собой USB-мышь, поскольку для них используется специальный датчик или планшетный коврик, подключаемый как раз через USB-порт. Еще несколько позднее стали использоваться устройства на основе радиомодулей Bluetooth. А это уже точно беспроводные мыши.

Основные и дополнительные кнопки мыши

Теперь несколько слов об основных элементах любого такого манипулятора. В свое время компания Apple посчитала, что для управления интерфейсом достаточно всего одной кнопки, поэтому долгое время ориентировалась именно на такие устройства. Потом выяснилось, что одной кнопки явно недостаточно, и компьютерный мир перешел на устройства с двумя и тремя клавишами. Однако вскоре стало понятно, что и этого не хватает. Так, например, особой популярностью стали пользоваться модели, в которых присутствовали дополнительные кнопки управления громкостью. И, конечно же, появилось колесико прокрутки, которое упрощало перемещение по экрану.

Дополнительные элементы управления

Конструкция что USB-мыши, что любого другого типа постоянно совершенствуется. И тут на первый план выходит специфика использования манипулятора.

Так, например, игровые мыши, кроме того, что обладают дополнительными кнопками, могут оснащаться еще и мини-джойстиками, трекболами, кнопками программирования и сенсорными полосками, которые в некотором смысле являются аналогами самых обычных тачпадов, которые устанавливаются на ноутбуках.

Да и само колесико прокрутки стало выполнять двойную функцию. Кроме того что им можно осуществлять перемещение вверх/вниз, при нажатии на него оно срабатывает как средняя клавиша трехкнопочной мыши.

Основные настройки мыши в Windows

Это важный вопрос. Теперь посмотрим, как осуществляется настройка мыши в Windows-системах. Для этого необходимо использовать соответствующий раздел «Панели управления».

Настроек здесь хватает. Все зависит от типа подключаемого устройства. Но мышь в Windows, как правило, настраивается на трех основных вкладках, содержащих параметры кнопок, колесика и выбора указателей. Можно настроить чувствительность, скорость перемещения по экрану, сменить ориентацию кнопок, выбрать типы указателей для любой выполняемой операции, указать число строк, на которые должно производиться перемещение при прокрутке, использовать дополнительные визуальные эффекты вроде остаточного следа и многое другое. В общем, настройка мыши даже у неподготовленного пользователя особых сложностей вызывать не должна. По большому счету, параметры, установленные по умолчанию, обычно можно не изменять.

Вместо послесловия

Вот вкратце и все о мыши как одной из составляющих компьютерной системы. Что же касается ее практического использования, на стационарных ПК без нее не обойтись, но владельцы ноутбуков, имеющих тачпад или оснащенных экранами типа тачскрин, вполне могут отказаться от ее подключения к компьютерной системе. И все равно, несмотря на такие инновации, мышь как управляющий элемент остается востребованной и популярной.


9 декабря считается днем рождения компьютерной мыши - именно в этот день почти 50 лет назад, в 1968 году, на конференции по интерактивным устройствам в Сан Франциско Дуглас Энгельбарт представил публике компьютерную мышь. И все это время такой манипулятор был и остается самым массовым: даже сейчас, во времена повального распространения тачпадов, сенсорных экранов и голосовых помощников, мышка зачастую является неотъемлемой частью ПК и ноутбуков. Причин на то, в общем-то, хватает: тут и удобство использования (не нужно запоминать всякие жесты 3-4 пальцами; самое сложное, что нужно знать - двойной клик), и максимальная точность (при желании можно попасть в нужный пиксель монитора - сделать это на тачпаде и тем более на сенсорном экране - из разряда фантастики). В итоге мышь и не думает умирать - и хотя со временем потерялся ее хвост, она, как и VGA с 3.5 мм аудио разъемом, будут существовать еще долго (хотя достаточно компаний хотят их убрать с рынка). Но давайте все же начнем с самого начала - с истории создания первой мыши.

История появления компьютерной мыши

В 1961 году Энгельбарт, сидя на конференции по компьютерной графике (да, для суперкомпьютеров графика появилась на десятилетия раньше, чем для персональных компьютеров), задумался - а как можно удобно управлять графическими элементами на мониторе? Без графики (при текстовом выводе информации) клавиатуры хватало заглаза, но вот управлять элементами, разбросанными по всему экрану, с нее не очень-то удобно (хотя, в принципе, возможно даже сейчас - та же Windows 10 вполне сносно, но очень медленно, управляется только с клавиатуры). Идея, пришедшая ему в голову, была крайне простой: по сути любой дисплей представляет из себя двумерный массив пикселей, каждый из которых имеет свою координату на двух перпендикулярных осях (назовем их X и Y). На экране можно иметь метку-курсор, которая позволяет работать с объектом, находящимся на экране под ним. Но вот как управлять курсором? Да очень просто - мы сделаем два диска, каждый их которых будет отвечать за движение по каждой из осей. Снимать данные с каждого диска нетрудно (значение числа Pi можно округлить, тут это не особо важно), и в результате из двух колесиков и нескольких палочек с простейшим микропроцессором можно получить устройство, которое фигурирует в патенте как «Индикатор положения XY для системы с дисплеем». Сама заявка на патент была подана в 1967 году, а сам патент был получен только в 1970ом.

Представленная в 1968 году мышь выглядела так:


С виду что-то отдаленно напоминающее современную мышку, правда тут было три кнопки и весила она как утюг. Но в те времена такое устройство не прижилось: во-первых, дабы не хромала точность, контроллер в мыши должен был обсчитывать движения хотя бы с десяток раз в секунду - в противном случае можно было легко промазать мимо кнопки (для сравнения, современные мыши имеют частоту опроса 125-1000 Гц, то есть 125-1000 раз в секунду). Но тут уже сдавался сам чип в мыши: напомню, что это был конец 60ых, и частоты микропроцессоров был даже не мегагерцы, а десятки или сотни килогерц. В итоге было решено пойти на хитрость: очевидно, что нам нужно раз в 100 мс получать данные о том, как сильно прокрутилось то или иное колесико. При этом начальная точка каждого движения по умолчанию является конечной точкой предыдущего. Тогда зачем нагружать контроллер вычислениями типа (координата конца) - (координата начала), если можно каждый раз обнулять начальную координату? В таком случае нам остается всего-то передвинуть курсор на экране на то количество пикселей, которое соответствует координате конца движения, а такие данные обсчитать контроллер мыши уже без проблем мог. Ну а самую первую координату после старта системы стали брать в центре экрана - именно поэтому даже сейчас после загрузки системы курсор мыши находится в центре дисплея.

Однако основная проблема энгельбартовской мыши была даже не в этом: колесики могли крутиться строго по горизонтали или вертикали, поэтому вы могли перемещаться по дисплею или вертикально, или горизонтально - никаких движений по диагонали не было. В итоге такая мышь, конечно, позволяла быстрее перемещаться по элементам на дисплее, чем клавиатура, но до удобной работы было еще далеко.

Исправить этот досадный недостаток смог Билл Инглиш, причем всего через 2 года после получения патента Энгельбартом - в 1972 году. Он, к слову, был ассистентом Энгельбарта, и предлагал ему воспользоваться шаровым приводом, который военные использовали еще с 1952 года: он представлял собой обычный шар для боулинга, прикрепленный к сложной аппаратной системе, и вращение шара вызывало смещение курсора на экране. Разумеется, тут не было никаких проблем с перемещением курсора по диагонали, но Энгельбарт признал такой способ неэффективным.

В итоге Инглиш, раздосадованный таким решением своего начальника, перешел работать в Xerox, где в 1972 году представил рабочую мышь с шаровым приводом. Решив, что управлять шаром напрямую неудобно, он расположил его внутри мышки, и два ролика снимают его вращение по обеим осям. Для определения угла поворота каждого ролика изначально использовался контактный энкодер (как и в военной схеме 1952 года) - это был диск с нанесенными на нем на равных расстояниях металлическими дорожками и тремя контактами, прижатыми к нему. При вращении ролика вращался диск, и контакт то пропадал, то появлялся - это позволяло отследить, в какую сторону и как сильно вращается ролик:


Основная проблема - передвижение только по двумя осям - была решена, зато появилась масса других. Во-первых, шарик катался по столу и быстро собирал грязь и пыль, что приводило к загрязнению и заеданию роликов. Во-вторых, контакты на энкодерах быстро окислялись и истирались, что опять же ухудшало точность. Ну а самыми основными проблемами была стоимость и то, что графических интерфейсов тогда как бы и не было, так что изобретение использовали лишь внутри компании, а в продажу первый ПК с мышью вышел лишь в 1981 году (это был Xerox 8010), причем мышь там стоила 400 долларов (больше 1000 долларов по текущему курсу). Разумеется, за такую цену манипулятор провалился - люди привыкли работать только с клавиатурой и не видели смысла в графических интерфейсах, особенно если для них нужен манипулятор с ценой, сравнимой со стоимостью всего ПК целиком.

Однако Стиву Джобсу этот манипулятор очень понравился, и в 1983 году Apple представляет мышь для своего компьютера Lisa. Отлично понимая, что даже за 100 долларов сей продукт провалится, инженеры в Apple сделали действительно невозможное: цена была уменьшена аж до 25 долларов! При этом, увы, пришлось пожертвовать кнопками - она осталась только одна (и это кстати до сих пор у Apple так). Продукт оказался удачным, и, вкупе с все большим распространением графических интерфейсов, мыши тоже стали развиваться и изменяться - так что об этом и поговорим.

Шаровой привод с оптическим энкодером

Итак, мировое сообщество решило, что мышь таки нужна. Но мышь Инглиша имела достаточно много проблем, о которых я писал выше. То, что загрязнялся шарик, особой проблемой не было - его можно было легко достать, почистить и забрать себе. А вот то, что со временем выходил из строя контактный энкодер, было существенной проблемой - ведь его просто так не заменишь, это был самый основной элемент мыши. В итоге решено было применить оптический энкодер. Суть его состоит в том, что теперь на диске были не контакты, а прорези, и напротив них были фотодиоды. Соответственно при вращении свет или проходил в прорези, или не проходил, что опять же позволяло оценить, в какую сторону и насколько повернулся ролик:


Так как трения теперь не было, то и проблема с истиранием и окислением контактов ушла, и мышь в таком виде существовала как минимум до начала нулевых (а кое-где используется и до сих пор).

Оптические мыши первого поколения

Многие думают, что оптические мыши - изобретение уже 21 века. На самом деле они всего на 10 лет старше мыши Инглиша - первая такая мышь появилась в 1982 году, но особого распространения не получила: проблема была в том, что для ее работы требовался специальный коврик с нанесенной на ней сеткой - именно от нее отражался свет от диода и принимался датчиком на мыши, ну а отследить перемещение по сетке особого труда не составляло. Вторая проблема была в большой стоимости - в разы выше, чем у шариковых мышей, которые к тому же еще и работали почти с любой поверхностью. Однако и плюсов у оптических мышек хватало: во-первых, это повышенная точность: если в случае с энкодерами было множество передач импульса (стол - колесо - ролик - энкодер), что достаточно сильно снижало точность и уменьшало максимальную скорость передвижения манипулятора, и в итоге если попасть по крестику или ссылку особого труда не составляло, то вот более точные (или быстрые) действия были затруднены, то в случае с оптическими мышками точность была уже на уровне пары пикселей, что позволяло более удобно работать с графикой. Ну и к тому же оптические мыши были все же более надежными - ничего чистить не надо, да и шансов поломки было меньше, так как нет механических элементов.

Оптические мыши с матричным сенсором

Вот мы и подобрались к современности: если вы пойдете в любой магазин электроники, то в дешевом сегменте вы встретите скорее всего именно такие мыши (их от лазерных отличает видимая подсветка сенсора, но об этом ниже). Как же такие мыши работают? Да очень просто: в мыши установлена сверхбыстрая видеокамера, способная делать сотни и тысячи снимков в секунду, и микроконтроллер, сравнивая их, определяет направление и величину смещения мыши. Для упрощения работы камеры используется контрастная подсветка - обычно красная. Основной плюс в сравнении с первым поколением оптических мышей - не нужен специальный коврик, такая мышь в теории работает на любой, даже стеклянной, поверхности (хотя, конечно, максимальная точность достигается все же на ковриках).

Лазерная мышь

Ну и самыми современными и дорогими являются лазерные мыши. Их принцип действия схож с оптическими - все также есть сверхбыстрая видеокамера, однако для подсветки поверхности используется уже не светодиод, а полупроводниковый лазер, а сенсор настроен на улавливание только его длины волны:


Это позволяет добиться еще большей точности - до нескольких тысяч dpi. В общем-то, для обычных пользователей такие мыши не нужны, а вот геймеры их оценили, ибо они позволяют «стрелять в пиксель».

Индукционная мышь

Еще один тип мышей, который можно назвать псевдобеспроводными: они не требуют физического подключения к ПК, и, в отличии от обычных беспроводных мышей, не требуют еще и аккумуляторов - однако, для их работы обязателен специальный коврик, а сама мышь питается засчет индукции (внутри мыши есть катушка, и под действием переменного магнитного поля от коврика на этой катушке появляется электрический ток). Плюсы таких мышек очевидны - вы получаете и беспроводную мышь, и отсутствие проблем при разрядке аккумулятора или батареек. С другой стороны, работать вы сможете только на коврике, что тоже не всем удобно.

Гироскопические мыши

В общем-то, тут и так понятно - в данном случае манипулятор достаточно далек от обычных мышей, и имеет внутри себя гироскоп, который позволяет устройству ориентироваться в трехмерном пространстве. Для работы в системе, где все плоское, он, в общем-то бесполезен, зато при 3D-моделировании или играх позволяет управляться с объектами в пространстве без привлечения клавиатуры.

Эргономические мыши

Где-то с 90ых годов мыши особо не менялись по внешнему виду - это небольшие прямоугольные или овальные бруски с утолщением в центре, на верхнем крае расположены 1-2 кнопки и колесико - в общем-то, я мог этого не писать, и так все знают, как выглядят мыши. Однако не так давно стали появляться мыши, выглядящие как что угодно, но не как мышь - эдакие пирамидки с кнопками сбоку:

В чем их смысл? В том, что такой хват более удобен и привычен человеческой руке, что может позволить избежать для некоторых людей болей в кисти при длительном использовании мыши, ну и повысить точность. На деле, разумеется, все индивидуально, но попробовать стоить каждому - возможно, что именно вам такая нетрадиционная мышь понравится.

Ну а на этом, в общем-то, все по истории и устройству компьютерных мышей: удивительно, но за 50 лет человечество так и не придумало ничего более удобного и простого. Возможно, что все изменится в будущем, ну а пока что можете погладить своего хвостатого (или бесхвостого) зверька на столе и поздравить его с 49-летием.

Похожие статьи