Соломон шерешевский человек который помнил все. Тренируйте свою память. Мнемонические приемы для улучшения памяти. Репортер с потрясающей памятью

25.08.2023
журналист

Соломон Вениаминович Шерешевский (1886-1958) - обладатель феноменальной памяти, профессиональный мнемонист.

  • 1 Биография
  • 2 Примечания
  • 3 Ссылки
  • 4 См. также

Биография

Родился в городе Торжок Тверской губернии. Его отец был владельцем книжного магазина, мать, хотя и не получила образования, но была начитанной и культурной женщиной. Все его многочисленные братья и сестры - обычные, уравновешенные, иногда одаренные люди, никаких душевных заболеваний в семье не наблюдалось.

Соломон окончил начальную школу, затем у него обнаружились способности к музыке. Он поступил в музыкальное училище, хотел стать скрипачом, но после болезни уха слух его снизился, и он понял, что вряд ли сможет быть музыкантом. Некоторое время искал, чем бы заняться, и случай привел его работать репортёром в газете. Редактор газеты первым обратил внимание на необычные способности молодого журналиста и посоветовал обратиться к специалистам. Так его знаменитую «цветную» память начали исследовать психолог А. Р. Лурия и ученый-физиолог академик Л. А. Орбели.

В дальнейшем Соломон Шерешевский стал работать в цирке мнемонистом, поражая зрителей феноменальной способностью запоминать слова, цифры, фразы. Он мог безошибочно вспомнить те же самые слова, цифры, фразы через 15-25 лет. Память Шерешевского была построена прежде всего на спонтанных синестетических ассоциациях.

При некоторых опытах Лурия с Шерешевским присутствовал С. М. Эйзенштейн, который впоследствии упоминал Шерешевского в своих трудах.

Жизнь Шерешевского описана в книге А. Р. Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» под именем «Ш». Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом вдохновлён этим описанием.

Примечания

  1. Сергей Эйзенштейн Избранные произведения
  2. Журнальный зал | НЛО, 2007 N88 | ОКСАНА БУЛГАКОВА - Теория как утопический проект

Ссылки

  • Лурия А. Р. «Маленькая книжка о большой памяти»
  • Анохин К. В. Видеолекция с рассказом о Шерешевском
  • 5 уроков памяти Соломона Шерешевского на powermemory.ru

См. также

  • Синестезия
  • Эйдетизм
  • Гипермнезия
  • Мнемоника
  • Ким Пик, человек с феноменальной памятью, запоминал до 98 % прочитанной информации

Известный психолог и писатель Оливер Сакс отмечает, что Александру Лурии, с которым Сакс состоял в активной переписке, за полвека научной карьеры удалось доказать: любые функции мышления человека нужно изучать в контексте его жизни и получаемого им опыта. Лурия, развивая идеи своего коллеги Льва Выготского, во время Второй мировой войны занимался реабилитацией раненых с травмами головы, изучая, как изменение одного процесса влияет на весь организм. Благодаря деятельности ученого появилась новая дисциплина – нейрофизиология.

«Маленькая книжка о большой памяти» – романтическое исследование памяти одного человека в течение 30 лет. Журналист Соломон Шерешевский пришел в лабораторию Лурии по настоятельной просьбе своего редактора. Уже после первых опытов и бесед выяснилось, что молодой человек мог запоминать огромное количество информации: осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки. Пациент воспринимал голос Сергея Эйзенштейна словно «какое-то пламя с жилками».

Шерешевский бросил журналистику ради выступлений со сцены и стал мнемонистом. Его память оказалась не подверженной времени, словно облачное хранилище, он мог воспроизвести данные через несколько лет хранения без всяких изменений. Всю информацию Шерешевский превращал в зрительные, яркие образы и расставлял на улице своего воображения, чаще всего заимствуя оформление из детских воспоминаний. Получившиеся образы он сортировал в необходимом порядке, увеличивал в размерах, чтобы не потерять («яйцо»), изменял условия освещения. Если предстояло запомнить что-то неясное, например слова древнееврейской молитвы в детстве, то они откладывались «в виде клубов пара и брызг». С помощью тестов установить объемы памяти испытуемого не удалось, и Лурия решил перейти от количественного анализа к качественному.

В ходе постоянного общения с Шерешевским Лурия установил, что одна из главных особенностей мнемониста – возможность переносить то, что происходит с ним («Я»), на другого («Он»), будь то ощущения зубной боли или страх. Со временем мир образов стал для пациента более реальным и, конечно, более управляемым пространством, чем социальная реальность. При всей глубине его памяти Шерешевскому было трудно запоминать хаотичные, меняющиеся объекты – лица людей – или понимать художественную литературу, в которой значение слова чаще всего отличается от его смысла. Если большинство людей стремятся вспомнить что-то, то мнемонист учился искусству забывать ненужные сведения. Особые способности заставили мнемониста, как и любого другого человека с исключительным восприятием, начать изучение самого себя и той границы, которую он каждый день стирает, покидая свою память как убежище.

Его называли человеком, который помнил всё. Благодаря своему невероятному дару он прославился и сделал карьеру эстрадного мнемониста. То, как запоминал Шерешевский, очень похоже на современные приёмы мнемотехники.

Вот только ему не нужно было ничего тренировать, мозг сам формировал связи между образами - естественно и непринужденно. Единственная проблема, которая волновала Соломона Вениаминовича, как научиться забывать.

Соломон Шерешевский родился в конце XIX века в России. В детстве отличался хорошим слухом и хотел стать скрипачом, однако болезнь уха поставила крест на карьере музыканта. Тогда Соломон перепробовал несколько профессий и устроился работать репортером в газету. Там и заметили его талант. На одной из планерок редактор разозлился, что парень не записывает перечень из адресов и поручений. Когда Соломон заявил, что и так все прекрасно помнит, начальник не поверил и принялся проверять. Убедившись, отправил подчиненного к психологу.

С врачом Шерешевскому повезло. Или врачу повезло с пациентом. Так или иначе, их совместная работа принесла пользу обоим. Обследовал Соломона молодой психолог Александр Лурия - будущий профессор, академик и основатель советской школы нейропсихологии. По итогам своих 30-ти летних наблюдений за Шерешевским Лурия создал «Маленькую книжку о большой памяти», в которой подробно описал, как мыслил и запоминал мнемонист.

Урок №1: мыслить ассоциациями

Феноменальная способность Шерешевского к запоминаю основана на врожденной синестезии. Для него слова и цифры не были просто словами и цифрами. Они могли рождать визуальные, вкусовые или осязательные ассоциации . Шерешевский говорил:

1 - это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое... 5 - полная законченность в виде конуса, башни, фундаментальное, 6 - это первая за "5", беловатая. 8 - невинное, голубовато-молочное, похожее на известь.

Доходило до того, что Соломон выбирал еду по звуку. Жаловался, что не может есть майонез, поскольку «з» портит вкус.

Урок № 2: метод мест

То, что мы сегодня называем методом Цицерона, методом римской комнаты или методом мест, Шерешевский интуитивно использовал еще до начала своей карьеры мнемониста. Суть его в том, чтобы образы, которые нужно запомнить, располагались в воображении в хорошо знакомом месте. Обычно Соломон развешивал свои ассоциации на какой-нибудь дороге. Это могла быть улица его родного города или одна из московских улиц, например, улица Горького. Правда, иногда, мысленно гуляя по ней, он неожиданно возвращался к дому своего детства в Тверской области.

Урок №3: ассоциации должны быть крупными

Шерешевский не всегда припоминал безошибочно. Пробелы в воспроизведении случались. И нередко. Когда Соломон понял, в чем причина, объяснял доктору:

Я поставил "карандаш" около ограды… и вот карандаш слился с этой оградой, и я прошел мимо него... То же было и со словом "яйцо". Оно было поставлено на фоне белой стены и слилось с ней. Как я мог разглядеть белое яйцо на фоне белой стены! "Маленькая книжка о большой памяти"

Естественным выходом из ситуации стало увеличивать объекты-ассоциации и ставить их в воображении на хорошо освещенное место.

Урок №4: сокращение и символизация образов

Мозг Шерешевского выстраивал очень сложные ассоциации. Чтение стихов доставляло муку: слишком много образов громоздилось в сознании, они толпились и мешали друг другу. Такие сложные ассоциации нужно было как-то упростить. Эта проблема встала особенно остро, когда Соломон стал работать эстрадным мнемонистом, показывая «фокусы памяти». Теперь, если ему говорили «всадник», он рисовал в голове лишь ногу со шпорой, а не подробности крестового похода.

Урок №5: научиться забывать

Поначалу необходимость забывать Шеришевского нимало не волновала. Он мог запомнить все. Места в голове хватало и на воспоминания младенчества (он описывал, как воспринимал мать, находясь в колыбельке) и на задания главного редактора. Но когда Соломон стал развлекать публику своим талантом, возникла проблема. Он частенько выступал в одних и тех же залах, писал на одной и той же доске. Иногда по несколько раз на день. В его голове хранилось множество таблиц с цифрами, которые нужно было дополнить по памяти. И дополняя очередную во время выступления, он просто боялся их перепутать. Но Шерешевский нашел ключик к решению и этой проблемы.

"Однажды, - это было 23 апреля - я выступал 3 раза за вечер. Я физически устал и стал думать, как мне провести четвертое выступление. Сейчас вспыхнут таблицы трех первых... Это был для меня ужасный вопрос... Сейчас я посмотрю, вспыхнет ли у меня первая таблица или нет... Я боюсь как бы этого не случилось. Я хочу - я не хочу... И я начинаю думать: доска ведь уже не появляется, - и это понятно почему: ведь я же не хочу! Ага!.. Следовательно, если я не хочу, значит, она не появляется... Значит, нужно было просто это осознать". "Маленькая книжка о большой памяти"

Конечно, случай Шерешевского исключительный. Но если мы можем применить те же приемы мнемотехники , возможно, и нам достаточно осознать потенциал своего мозга. Научитесь его использовать с помощью нашего

Что такое синестезия ? Это совместное возникновение ощущений различных модальностей при воздействии раздражителя только одной из них. Имеет ли синестезия объективную (физиологическую) основу? Это весьма вероятно, поскольку в последние годы обнаружено вещество - этимозол, обеспечивающее искусственное установление связей между участками мозга и зонами памяти, которые в естественных условиях до того не были связаны. Из этого следует, что в особых условиях такие связи могут быть установлены.

Феномен Шерешевского

Немного подробнее остановимся на случае, описанном А. Р. Лурия - феномене Шерешевского . Он мог повторить без ошибок последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что у него восприятие было комплексным, синестетическим. Образы - зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные - сливались для него в единое целое. Шерешевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус слово и цвет. «У вac такой желтый и рассыпчатый голос », - говорил он. Синестезия отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» - синий, «ми-минор» - сиреневый, «фа-минор» - серовато-зеленый, «ля-мажор» - розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными способностями к счету, также считал, что запоминать цифры и оперировать ими помогает их цвет, а процесс вычисления представлялся в виде бесконечных симфоний цвета.

Видео о Феномене Шерешевского, в котором Вы найдете много интереснейших фактов о памяти и ее работе:

Имеет ли синесезия объективную основу? Э. Церковер предложил эксперимент на определение совместимости ряда псевдослов с изображениями фантастических существ. Надо было определить, кто есть кто. Обработка материалов показала, что существует корреляция между зрительным образом и акустическим, т. е. синестезия имеет объективную основу. Создается впечатление, что основа эта - в тесных, подсознательных связях образов с эмоциями. В них зрительный эффект увязывается в подсознании с положительными эмоциями, так же как температурный эффект.

В многолетнем исследовании А. Р. Лурия выявил как сильные стороны, так и слабости интеллектуальной деятельности Шерешевского, вытекающие из особенностей организации его памяти. С одной стороны, Шерешевский мог произвольно и точно вспомнить все, что ему предъявлялось для запоминания много лет назад. Помогало ему в этом умение ярко, зрительно представить себе каждое запоминаемое слово (например, цифру 7 он воспринимал как человека с усами), но это же создавало для него и особые затруднения при чтении, поскольку каждое слово порождало яркий образ, а это мешало пониманию читаемого. Кроме того, его восприятие было очень конкретным, слова, выражавшие абстрактные понятия, например «вечность», «ничто», представляли для него особые трудности, так как их сложно сопоставлять со зрительным образом.

Помимо этого у него было сильно затруднено обобщение. Вот пример, демонстрирующий слабые стороны его феноменальной памяти. В большой аудитории Шерешевскому прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие в аудитории зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово (тиф), а Шерешевскому потребовалось целых две минуты чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные списком слова, что свидетельствовало о слабости обобщения в его памяти.

Запоминание у Шерешевского подчинялось скорее законам восприятия и внимания, чем законам памяти: он не воспроизводил слово, если плохо видел его. Припоминание зависело от освещенности и размера образа, от его расположения, от того, не затемнился ли образ пятном, возникшим от постороннего голоса. Чтение было пыткой для Шеришевского. Он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова, что очень утомляло его. Необходимо также отметить, что у Шеришевского были большие трудности с забыванием. Ему приходилось изобретать специальные приемы, чтобы забывать. Понимание сложных и отвлеченных логико-грамматических структур часто протекало у него не легче, а значительно труднее, чем у людей, не обладавших столь сильной наглядно образной памятью.

Мы затронули очень любопытную и мало изученную проблему свойств той формы долговременной памяти, к которой, как правило, нет произвольного доступа. У нас создается впечатление, что известные случаи феноменальной памяти и уникальных счетных, способностей связаны как раз с осуществлением доступа к этому типу памяти. Гипотеза основана отчасти на сходстве некоторых характеристик указанной памяти и особенностей запоминания а удержания информации у людей с феноменальными способностями. В чем это сходство?

Информация восстанавливается после продолжительного хранения (десятилетия) в том же виде и с теми же подробностями, как в тот день, когда она была воспринята. Это свидетельствует об отсутствии в такой памяти процессов преобразования и обобщения. Неподверженность следов трансформации при хранении, видимо, связана и с неспособностью к забыванию. Ярко выраженная синестезия у лиц с феноменальной памятью позволяет допустить существование у них и морфологических особенностей структуры памяти. Возникает вопрос, как же использует эту особую форму памяти подавляющее большинство людей, не обладающее описанными феноменальными способностями? Пока определенного ответа нет, можно лишь предположить, что долговременная память без произвольного доступа служит базой нашей интуиции.

Помните ли вы, что ели на обед или ужин три дня назад? Наверняка многие не смогут ответить уверенно… Между тем, на земле живут люди, способные вспомнить самые мельчайшие детали из своей жизни начиная с раннего детства, день за днем… Их немного - всего несколько десятков. Специалисты связывают это явление с так называемым синдромом гипертимезии.

Знакомьтесь: гипертиметики!

"Страдающие" этим синдромом способны воспроизводить все подробности, касающиеся их личной биографии. Сам термин "гипертимезия" появился в 2006 году. Ученые однозначно определили его как патологию, нарушение мышления… Также они выяснили, что люди с гипертиместическим синдромом возникают неконтролируемые бессознательные ассоциации между различными объектами, датами и проч., что и способствует "вспоминанию".

Ранее считалось, что на планете живет не более 20 человек, обладающих "суперпамятью". Специалисты Калифорнийского центра нейробиологии привлекли к исследованию более двух тысяч добровольцев, считавших, что у них прекрасная память. Их попросили ответить на 60 вопросов, ответы на которые могли дать только "гипертиметики".

Например, 62-летняя американская актриса и продюсер Мэрилу Хеннер помнит себя с полуторагодовалого возраста. Она вспоминает, что в этот день играла со своим братом. Далее она может подробно поведать обо всех днях своей жизни - что она делала каждый день, о чем говорила, с кем общалась, какие смотрела телепередачи… Хеннер помнит также всех людей, которых когда-либо встречала.

Еще один подобный "феномен" - американка Джилл Прайс, которую в 2006 году обследовали ученые Калифорнийского университета в Ирвайне. Правда, помнит она себя не с раннего детства, а с 14 лет. Достаточно назвать произвольную дату, как женщина тут же расскажет, чем она тогда занималась, какая в тот день была погода и какие события случились в мире… Джилл написала о самой себе книгу "Женщина, неспособная забыть".

"Женщина-календарь"

Одна дама, имя которой держится в секрете, способна вспомнить любую дату своей жизни, начиная с 1974 года, назвать точный день недели и в подробностях описать, какие события с ней тогда происходили. Друзья дали ей прозвище "Женщина-календарь".

В отличие от других известных людей с выдающейся памятью, женщина , которой в научных исследованиях присвоен шифр AJ, не использует для запоминания никаких специальных приемов.

Правда, она не слишком хорошо усваивает информацию, не значимую для нее самой, и во время учебы всегда испытывала трудности со систематизацией полученных знаний. Воспоминания в ее мозгу выглядят как поток сознания, непрерывная "кинохроника".

Феномен Шерешевского

Также существует синдром гипермнезии, когда человек способен досконально запоминать информацию, касающуюся не только его самого, но и вообще любую.

Так, в 20-х годах прошлого столетия в лабораторию российского психолога Александра Лурии явился человек по фамилии Шерешевский и попросил проверить его память. Оказалось, что Шерешевский без труда запоминает ряды или таблицы из 50, 100 и более чисел, легко удерживает в памяти длинные ряды слов, в том числе на чужих языках, и даже бессмысленных слогов. Кроме того, он на лету схватывал музыкальные мелодии. Но это еще не все. Память испытуемого фактически не имела границ! Он помнил то, что услышал много лет назад!

Исследования продолжались несколько десятилетий. Между тем Шерешевский оставил журналистику и стал выступать на сцене, демонстрируя свои феноменальные способности.

Со временем выяснилось, что Шерешевский учился в школе, где преподавалась мнемотехника… Он и не скрывал, что запоминает материал, выстраивая образные ассоциации. Однако забывать не нужную ему информацию этот человек был не в состоянии, что, по некоторым данным, и могло стать причиной его смерти в возрасте до 40 лет.

Впрочем, сведений о жизни Шерешевского вообще крайне мало - возможно, его пытались как-то "законспирировать". Лурия обозначал его первой буквой фамилии - Ш. Полное имя-отчество фактически нигде не упоминается. Исследователей, по-видимому, интересовали больше уникальные особенности Шерешевского, чем его личность, и в историю он вошел прежде всего как артист оригинального жанра и объект для изучения.

К 2014 году удалось выявить около 50 индивидов с такими способностями. На сегодняшний день эксперты не могут точно определить причину "аномальной памяти", однако уже предположили, что дело тут в увеличении размеров височных долей и хвостатого ядра в мозге. Впрочем, это пока только гипотеза.

Похожие статьи