События в ялте во время вов. Ялтинская конференция: участники, решения, уроки. Оккупация Германии и контроль над ней

21.06.2020

Зима 1945 года, Ялта. На высшем уровне готовится встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции. Спецслужбы союзников разрабатывают план по охране Сталина, Рузвельта и Черчилля. И не зря: стало известно, что в городе планируется теракт. Смотрите 7 мая в 17.15 на телеканале «МИР» фильм «Ялта-45».

А знаете ли вы, как называлась операция по обеспечению безопасности лидеров «Большой тройки», почему ванну для Рузвельта перекрашивали семь раз и зачем Черчилль после конференции отправился в Севастополь ? Об этих и других малоизвестных подробностях исторических событий 1945 года в Крыму - в материале «МИР 24».

Ялтинская конференция «Большой тройки» - руководителей СССР, Великобритании и США - сыграла колоссальную роль в истории послевоенного мироустройства. Вторая мировая война фактически подходила к концу, и в центре внимания лидеров трех ведущих мировых держав того времени оказались вопросы послевоенного раздела мира. Именно на Ялтинской конференции были решены такие важные вопросы, как границы Польши и Советского Союза и создание независимых государств на Балканах, границы зон оккупации Германии и меры по ее максимальному ослаблению, условия вступления СССР в войну с Японией и судьба военнопленных и перемещенных лиц.

В отличие от Тегеранской конференции 1943 года, на которой все три страны выступали примерно в одинаковой роли, Ялтинская стала фактическим триумфом Советского Союза. Начать хотя бы с места проведения высокой встречи. Первоначально главы США и Великобритании предлагали встретиться в Шотландии - месте, равно удаленном и от американских, и от советских берегов. Сталин отказался от шотландского плана - как гласит легенда, потому что не хотел ехать к «мужчинам в юбках». В действительности же советский руководитель прекрасно понимал, что именно его страна, чья армия уже стояла в сотне километров от Берлина, вправе диктовать свои условия.

Он сделал все, чтобы американский и британский руководители своими глазами увидели те катастрофические разрушения, которым немцы подвергли советские города и села. Это давало Сталину существенный козырь в переговорах о репарациях - и как показало время, это был правильный шаг. После Шотландии в качестве места встречи предлагались - из тех же соображений - Рим , Александрия, Иерусалим , Афины и даже Мальта , но все эти идеи были отвергнуты Москвой в пользу Крыма. И союзники пошли на уступки.

Всего два месяца понадобилось Советскому Союзу на то, чтобы организовать встречу в Ялте - несмотря на то, что Крым был так же разорен, как и все остальные оккупированные территории СССР. Операция по проведению встречи по инициативе Уинстона Черчилля получила два кодовых названия. «Аргонавты», поскольку себя и президента США британский премьер сравнил с аргонавтами, плывущими к берегам Крыма за новым золотым руном. И «Остров» - в целях конспирации, с намеком на Мальту.

За 60 дней нескольким сотням рабочих со всей страны, которыми руководили офицеры НКВД и НКГБ, а также оперативникам, контрразведчикам и военным, удалось сделать все, чтобы проведение Ялтинской конференции стало не просто возможным, но и продемонстрировало возможности СССР по послевоенному восстановлению. И нужный эффект был достигнут!

Как маршал Сталин продемонстрировал, кто в Ялте главный

Встречу в Ялте и британский премьер Уинстон Черчилль, и американский президент Франклин Рузвельт рассматривали как возможность прежде всего добиться от советского лидера Иосифа Сталина уступок в вопросе военной поддержки операций войск США и Великобритании в Германии. К февралю 1945 года именно Красная армия добилась наиболее внушительных результатов, подойдя почти к самому Берлину, тогда как союзники были куда дальше и испытывали большие трудности.

Понимали союзники и то, что, согласившись на встречу в Ялте, они поставили себя в положение приглашенных гостей, которые во многом зависят от хозяина. Чтобы подчеркнуть это, маршал Сталин сначала не поехал встречать прибывавших на аэродром в городе Саки высоких гостей, а когда Рузвельт, и сам недовольный таким нарушением протокола, и по просьбе Черчилля выразил советскому лидеру свое неудовольствие, тот дал понять, что долгая затяжка с открытием второго фронта и безусловное лидерство СССР в продвижении к Берлину и разгроме Германии дают ему такое право. Кстати, на первую официальную встречу втроем 4 февраля Сталин демонстративно опоздал - единственный раз за всю Ялтинскую конференцию. И этот намек союзники тоже поняли правильно.

Разграбленные крымские дворцы обставляли заново

Фото: wikipedia.org / общественное достояние

Двухлетняя оккупация Крыма немецкими войсками дорого обошлась полуострову - в том числе и в самом прямом смысле. Когда Ялта уже была выбрана в качестве места встречи, и начались инспекторские поездки по крымским дворцам, выяснилось, что дворцы эти в полном смысле слова ободраны фашистами до голых стен. В частности, в Ливадийском дворце, который должен был стать главным местом переговоров, не осталось даже тканевых обоев на стенах и медных ручек на дверях - все вывезли «сверхчеловеки» в немецкой форме. Поэтому обстановку в Ливадийском, Юсуповском и Воронцовском дворцах пришлось собирать буквально с бору по сосенке - со всего Советского Союза. Как вспоминал один из очевидцев тех событий, из Москвы в Крым эшелонами везли мебель и предметы обстановки, ковры и ковровые дорожки, кухонную утварь и дорогие сервизы.

Что такое операция «Долина»

Под таким кодовым названием проходила операция по обеспечению проживания и безопасности участников Ялтинской конференции. Для восстановления разрушенных дворцов, ремонта крымских дорог, ведущих в Ялту от аэродрома Саки (там приземлялись самолеты Рузвельта и Черчилля) и Симферополя (туда поездом из Москвы приезжал Сталин), а также для решения других бытовых вопросов были задействованы порядка 2500 рабочих, половину из которых сразу «бросили» в Ливадию . В мероприятиях по обеспечению безопасности участвовали около тысячи только оперативников НКВД и НКГБ Крымской АССР, не считая подразделений войск по охране тыла и других воинских частей. В течение двух недель поблизости от места проведения конференции не осталось ни одного немецкого военнопленного, а в конце января в радиусе 30 км от Ливадийского дворца выселили все местное население.

На Южном берегу за месяц провели 287 оперативных мероприятий, проверив более 67 тысяч человек и задержав почти 400, а также изъяв 267 винтовок, 1 пулемет, 43 автомата, 49 пистолетов, 283 гранаты и 4186 патронов. Кроме того, к началу конференции в Черном море у берегов Ялты выстроили тройное кольцо из боевых кораблей, задействовали около 300 боевых самолетов, а место проведения встречи прикрывали на суше два круглосуточных кольца охраны, к которым ночью добавлялось третье.

Как Ливадийский дворец стал главным местом встречи «Большой тройки»

Фото: wikipedia.org / общественное достояние

Хотя дворцов в Крыму, в том числе и в окрестностях Ялты, хватает, к конференции готовили только три из них. В Юсуповском разместили советскую делегацию, в Воронцовском в Алупке - британскую, а Ливадийский отвели американцам. И хотя дипломатический протокол требует, чтобы местом переговоров была нейтральная территория, все основные мероприятия конференции с самого начала планировалось проводить «дома» у президента США Франклина Делано Рузвельта.

Связано это было прежде всего с тем, что американский президент передвигался исключительно в инвалидной коляске, страдая от давнего заболевания полиомиелитом. Организация постоянных переездов Рузвельта заняла бы дополнительное время и плохо сказалась бы на его самочувствии, что тоже входило в противоречие с дипломатическим протоколом. В итоге из двух нарушений решили выбрать меньшее и встречаться там, где было удобно лидеру США.

Как ванную для Рузвельта семь раз перекрашивали

Фото: wikipedia.org / общественное достояние

Документальных подтверждений этому факту не осталось, однако очевидцы событий января 1945 года уверенно рассказывали о нем. На последнем этапе подготовки к конференции в доводке помещений, отведенных для лидеров «Большой тройки», участвовали британские и американские специалисты.

Инспекторам из США показалось, что выбранный советскими рабочими колер краски, которой покрыли стены ванной возле апартаментов Франклина Рузвельта, плохо сочетается с видом на Черное море. В итоге, чтобы добиться нужного оттенка, ванную комнату перекрашивали семь раз. И судя по всему, все-таки сумели угодить вкусам самого знаменитого лидера США ХХ века. Собираясь домой, Рузвельт поделился со Сталиным своими планами после отставки выкупить Ливадийский дворец и поселиться в нем на пенсии.

Почему Уинстон Черчилль улетел из Крыма последним

Фото: wikipedia.org / общественное достояние

Иосиф Сталин и Франклин Рузвельт уехали из Ялты одновременно - на следующий день после окончания Ялтинской конференции. Лидер СССР на автомобиле добрался до Симферополя и оттуда отправился в Москву на поезде, а президент США 12 февраля вылетел с аэродрома Саки на самолете С-45 и в сопровождении шести истребителей отправился в Каир .

А вот британский премьер задержался в Крыму еще на двое суток, успев добраться до Севастополя. Причиной тому стал визит Уинстона Черчилля в Балаклаву, точнее, в Альминскую долину, где в середине осени 1854 года атака британской легкой кавалерии стоила жизни представителям многих аристократических родов Великобритании. Были среди них и герцоги Мальборо, предки Уинстона Черчилля. А обещание организовать ему визит в Балаклаву было одним из аргументов в пользу проведения конференции в Ялте.

Как у Сталина перед конференцией остался всего один переводчик

Фото: wikipedia.org / общественное достояние

В течение всей Великой Отечественной войны на международных встречах Иосифу Сталину оказывали помощь два переводчика - Владимир Павлов и Валентин Бережков. В ходе операции «Долина» советская контрразведка проверяла и всех участников будущей встречи, не исключая переводчиков. Именно в ходе этой проверки вскрылся тот факт, что родители переводчика Бережкова остались на оккупированной территории - в Киеве.

Но этим дело не ограничилось: несмотря на все усилия самого Валентина Бережкова найти своих родных, успеха он не достиг, из чего контрразведчики сделали вывод, что его родители могли покинуть город вместе с отступающими немцами (много позже выяснилось, что они уехали из города еще в 1943 году). Этого оказалось достаточно, чтобы отстранить переводчика от участия в конференции, и в Ялту со Сталиным отправился только Владимир Павлов.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ

ЯЛТИНСКАЯ (КРЫМСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ руководителей трех держав - союзников по Антигитлеровской коалиции: от СССР - И. В. Сталин, США - Ф. Д. Рузвельт, Великобритании - У. Черчилль - состоялась 4-11 февраля 1945 г. в Ялте (Крым) на завершающем этапе Второй мировой войны 1939-1945 гг.

Решались военные вопросы и проблема послевоенного устройства Европы. Участники в совместном коммюнике заявили о том, что они определили свои планы в целях окончательного разгрома общего врага и детально спланировали сроки и вопросы координации мощных ударов, которые будут нанесены Германии; договорились об общей политике и планах обращения с нею после ее полного поражения.

Германия делилась союзниками на четыре оккупационные зоны - английскую, американскую, советскую и французскую. Предусматривалось установление союзнической администрации и контроля, осуществляемого специально создаваемым органом в составе главнокомандующих трех держав с местом пребывания в Берлине. Требование СССР о немецких репарациях в размере 10 млрд долл. было признано законным. Они должны были поступать в форме вывоза товаров и капиталов, использования людской силы. (Это решение конференции полностью не было выполнено. Кроме того, в СССР вывозилась морально и физически устаревшая техника, что помешало модернизации советской экономики.)

В Декларации об освобожденной Европе союзники подчеркнули стремление согласовывать свои действия при решении политических и экономических вопросов в Европе. СССР добился укрепления своих позиций в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии и обещал вступить в войну с Японией, за что получил согласие союзников на присоединение к нему Курильских островов и Южного Сахалина.

Было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН), в которой СССР получил три места - для РСФСР, Украины и Белоруссии, т. е. тех республик, которые вынесли на себе основную тяжесть войны, понесли наибольшие экономические потери и человеческие жертвы.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 590.

Крымская конференция 1945 года, Ялтинская конференция 1945 года, конференция глав правительств трёх союзных во 2-й мировой войне 1939 - 1945 держав - СССР, США, Великобритании: пред. СНК СССР И. В. Сталина, президента США Ф. Д. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля при участии министров иностр. дел, нач. штабов и др. советников. Состоялась в Ялте 4-11 февраля, в период, когда в результате мощных наступательных ударов Советской Армии, перенёсшей воен. действия на герм. территорию, война против гитлеровской Германии вступила в завершающую стадию. На К. к. были согласованы воен. планы держав в целях окончат. разгрома фаш. Германии, определено их отношение к Германии после её безоговорочной капитуляции и намечены осн. принципы общей политики в отношении послевоен. организации мира. Было решено, что после того как германское вооружённое сопротивление будет окончательно сокрушено, вооруж. силы СССР, США и Великобритании оккупируют Германию; причём войска каждой из упомянутых держав будут занимать определённую часть (зону) Германии. Предусматривалось также создание в Германии координированной союзнич. администрации и установление контроля, осуществляемого через специально создаваемый контрольный орган, состоящий из главнокомандующих трёх держав, с местом пребывания в Берлине. При этом указывалось, что Франция будет приглашена взять на себя определённую зону оккупации и участвовать в качестве четвёртого члена этого контрольного органа. Конкретное урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до К. к. в Европейской консультативной комиссии и зафиксировано в "Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином"" от 12 сент. 1944. Участники конференции заявили, что их непреклонной целью является уничтожить герм, милитаризм и нацизм и создать гарантии того, что "Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир", "разоружить и распустить все германские вооруж. силы и навсегда уничтожить германский генеральный штаб", "изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию...; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранить всякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, из культурной и экономической жизни германского народа".

Вместе с тем в коммюнике К. к. подчёркивалось, что после искоренения нацизма и милитаризма герм. народ сможет занять достойное место в сообществе наций.Состоялся обмен мнениями по вопросу о репарациях с Германии.

К. к. приняла решение по вопросу создания Организации Объединённых Наций (ООН). Участники К. к. определили, что 25 апр. 1945 в Сан-Франциско (США) будет созвана конференция Объединённых Наций, которая подготовит окончательный текст Устава ООН (см. Сан-Францисская конференция 1945). Было условлено, что в основу деятельности ООН при решении кардинальных вопросов обеспечения мира будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН.

К. к. приняла "Декларацию об освобожденной Европе", в к-рой союзные державы заявили о своём стремлении согласовывать свои действия при решении по-литич. и экономич. проблем освобождённой Европы. В декларации говорилось: "Установление порядка в Европе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору".

По вопросу "О Польше" в коммюнике К. к. выражалось "общее желание видеть установленной сильную, свободную, независимую и демократическую Польшу".

Была достигнута договорённость о созд-дании пр-ва Польши на широкой основе, с включением демократич. деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. Было решено, что советско-польская граница должна проходить по г. н "Керзона линии" с отступлением от неё в нек-рых районах от 5 до 8 км в пользу Польши, что Польша получит существен-ное приращение терр. на С. и на 3

По вопросу о Югославии К. к. приняла ряд рекомендаций об образовании Вре-менного объединённого пр-ва Югослави и создании Временного парламента на основе Антифашистского вече нац. осво-бождения Югославии.

На К. к. было принято "Соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока", в к-ром предусматривалось вступление Советского Союза в войну против Японии через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В соглашении было зафиксировано, в частности, что по окон чании войны СССР будут возвращены юж. часть о. Сахалин и все прилегающие к ней острова, переданы Курильские о-ва, На К. к. был рассмотрен также вопрос о создании постоянного механизма для регулярных консультаций между министрами иностр. дел трёх держав.

В коммюнике К. к. три союзные державы выражали "решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей и действий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненной для Объединенных Наций".

Многие решения К. к., так же как и др. совместные соглашения союзных держав периода войны и её окончания, не нашли своего последовательного осуществления в послевоенные годы по вине западных держав, взявших курс на раздувание "холодной войны" против социалистических стран, на возрождение западногерманского милитаризма и реваншизма.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Литература:

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, в. 11, М., 1955;

Тегеран. Ялта. Потсдам. Сб. док-тов, М., 1971 (см. ниже ссылку на электронную версию книги);

Исраэлян В. Л., Дипломатическая история Великой Отечественной войны 1941 - 1945, М., 1959;

История внешней политики СССР, ч. 1, 1917 -1945, М., 1966.

Далее читайте:

Тегеран – Ялта – Потсдам: Сборник документов / Сост.: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. – 2-е изд. – М.: Издательство «Международные отношения», 1970. – 416 с.

— конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне СССР, США и Великобритании, созванная в целях согласования планов окончательного разгрома фашистской Германии и ее союзников, выработки основных принципов общей политики в отношении послевоенного устройства мира.

В Коммюнике конференции была сформулирована единая политика СССР, США и Великобритании в отношении послевоенного статута Германии. Было решено, что вооруженные силы трех держав после полного разгрома оккупируют Германию и займут определенные ее части (зоны).

Предусматривалось также создание союзнической администрации, осуществление контроля ситуации в стране через специально создаваемый орган, который возглавят главнокомандующие трех держав, с местом пребывания в Берлине. При этом предполагалось пригласить Францию в качестве четвертого члена этого контрольного органа, чтобы она взяла на себя одну из зон оккупации.

В целях уничтожения немецкого милитаризма и нацизма и превращения Германии в миролюбивое государство Крымская конференция намечала программу ее военного, экономического и политического разоружения.

Конференция приняла решение по репарационному вопросу. Она признала необходимым обязать Германию возместить союзным странам причиненный ею ущерб в "максимально возможной мере" путем натуральных поставок. Определение размеров репараций и способов их взыскания возлагалось на специальную комиссию по возмещению убытков, которая должна была работать в Москве.

Участники конференции приняли "Декларацию об освобожденной Европе", в которой союзные державы заявили о стремлении согласовывать свои действия при решении политических и экономических проблем освобожденной Европы.

Одним из наиболее сложных на конференции стал польский вопрос. Главами трех держав было достигнуто соглашение о реорганизации действующего Временного правительства на более широкой базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы. В отношении польских границ было решено, что "восточная граница Польши должна идти вдоль "линии Керзона" с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши". Предусматривалось также, что Польша "должна получить существенные приращения территории на Севере и Западе".

По вопросу о Югославии конференция приняла ряд рекомендаций в отношении образования Временного объединенного правительства из представителей Национального комитета освобождения Югославии и эмигрантского королевского правительства в Лондоне, а также создания Временного парламента на основе Антифашистского веча народного освобождения Югославии.

Крупнейшее значение имело решение Крымской конференции об учреждении всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности — Организации Объединенных Наций (ООН) и постоянного органа при ней — Совета Безопасности.

Обстановка на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий официально участниками Ялтинской конференции не обсуждалась, так как СССР был связан с Японией договором о нейтралитете. Соглашение было достигнуто в секретных переговорах глав правительств и подписано 11 февраля.

В принятом на Крымской конференции Соглашении трех великих держав по вопросам Дальнего Востока предусматривалось вступление Советского Союза в войну против Японии через два — три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В обмен на участие советских войск в войне против Японии США и Великобритания предоставили Сталину существенные уступки. СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные еще в русско-японской войне 1904-1905 годов. Монголия получила статус независимого государства.

Советской стороне также были обещаны восстановление аренды Порт-Артура, как военно-морской базы СССР, и совместная с Китаем эксплуатация Китайско-Восточной и Южно-Манчжурской железных дорог.

На конференции были также подписаны двусторонние соглашения , определявшие порядок обращения с военнопленными и гражданскими лицами государств — участников соглашений в случае их освобождения войсками стран-союзниц, а также условия их репатриации.

Было достигнуто соглашение о создании постоянного механизма для консультации между министрами иностранных дел трех великих держав.

На Крымской конференции 1945 года были заложены основы послевоенного миропорядка просуществовавшего почти всю вторую половину XX века, а некоторые его элементы, такие как ООН, существуют и поныне.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Незадолго до завершения Второй мировой войны состоялась вторая по счету встреча глав государств антигитлеровской коалиции: И. В. Сталина (СССР), У. Черчилля (Великобритании) и Ф. Рузвельта (США). Проходила она в период с 4 по 1945 года и по месту своего проведения получила название Ялтинской конференции. Это было последнее международное совещание, на котором встретились представители «большой тройки» в преддверии наступления ядерной эпохи.

Послевоенный раздел Европы

Если в ходе предшествующей встречи высоких сторон, состоявшейся в 1943 году в Тегеране, обсуждались главным образом вопросы, связанные с достижением совместной победы над фашизмом, то суть Ялтинской конференции заключалась в послевоенном разделе сфер мирового влияния между странами-победительницами. Поскольку к тому времени наступление советских войск уже развивалось на германской территории, и крах нацизма не вызывал сомнений, можно было смело говорить о том, что в Ливадийском (Белом) дворце Ялты, где собрались представители трех великих держав, определялась будущая картина мира.

Кроме того, вполне очевидным было и поражение Японии, поскольку почти вся акватория Тихого океана находилась под контролем американцев. Впервые в мировой истории сложилась обстановка, при которой в руках трех государств-победителей находилась судьба целой Европы. Понимая всю уникальность представившегося шанса, каждая из делегаций приложила максимум усилий к принятию наиболее выгодных для нее решений.

Основные пункты повестки дня

Весь спектр вопросов, рассматриваемых на Ялтинской конференции, сводился к двум основным проблемам. Во-первых, на обширных территориях, ранее находившихся под оккупацией Третьего Рейха, необходимо было установить официальные границы государств. Кроме того, на территории самой Германии требовалось четко определить сферы влияния союзников и разграничить их демаркационными линиями. Это разделение побежденного государства являлось неофициальным, но тем не менее должно было признаваться каждой из заинтересованных сторон.

Во-вторых, все участники Крымской (Ялтинской) конференции прекрасно сознавали, что временное объединение сил стран Запада и Советского Союза после завершения войны теряет смысл и неизбежно обернется политическим противостоянием. В связи с этим было крайне необходимо разработать меры, гарантирующие неизменность ранее установленных границ.

Обсуждая вопросы, касающиеся передела границ европейских государств, Сталин, Черчилль и Рузвельт проявили выдержку, и, согласившись на взаимные уступки, сумели достичь договоренности по всем пунктам. Благодаря этому, решения Ялтинской конференции существенно изменили политическую карту мира, внеся изменения в очертания большинства государств.

Решения, связанные с границами Польши

Однако общая договоренность была достигнута в результате напряженной работы, в ходе которой одним из наиболее сложных и дискуссионных оказался так называемый польский вопрос. Проблема заключалась в том, что до начала Второй мировой войны по своей территории Польша являлась крупнейшим государством Центральной Европы, однако в год Ялтинской конференция она представляла собой лишь незначительную территорию, сдвинутую к северо-западу от своих прежних границ.

Достаточно сказать, что до 1939 года, когда был подписан печально известный пакт Молотова-Риббентропа, включавший в себя раздел Польши между СССР и Германией, ее восточные рубежи находились вблизи Минска и Киева. Кроме того, полякам принадлежал отошедший к Литве Виленский регион, а западная граница проходила восточнее Одера. В пределы государства входила и значительная часть балтийского побережья. После поражения Германии договор о разделе Польши терял силу, и требовалось выработать новое решение, касающееся ее территориальных границ.

Противостояние идеологий

Кроме того, существовала еще одна проблема, остро стоявшая перед участниками Ялтинской конференции. Кратко ее можно определить следующим образом. Дело в том, что благодаря наступлению Красной армии, с февраля 1945 года власть на территории Польши принадлежала временному правительству, сформированному из просоветски настроенных членов Польского комитета национального освобождения (ПКНО). Этот орган власти был признан только правительствами СССР и Чехословакии.

В то же время в Лондоне находилось польское правительство в изгнании, возглавляемое ярым антикоммунистом Томашем Арчишевским. Под его руководством было составлено обращение к вооруженным формированиям польского подполья с призывом всеми силами воспрепятствовать вступлению советских войск на территории страны и установлению ими коммунистического режима.

Формирование польского правительства

Таким образом, одним из вопросов Ялтинской конференции была выработка совместного решения, касающегося формирования польского правительства. Надо заметить, что особых разногласий по этому вопросу не возникло. Решили, что, поскольку Польша была освобождена от фашистов исключительно силами Красной армии, то вполне справедливым будет предоставить советскому руководству взять под свой контроль формирование на ее территории органов власти. В результате было создано «Временное правительство национального единства», в которое вошли лояльные к сталинскому режиму польские политические деятели.

Решения, принятые по «германскому вопросу»

Решения Ялтинской конференции коснулись и другого, не менее важного вопроса - оккупации Германии и разделу ее на территории, подконтрольные каждому из государств-победителей. К ним, по общему согласию, была причислена и Франция, также получившая свою оккупационную зону. Несмотря на то что данная проблема являлась одной из ключевых, договоренность по ней не вызвала бурных дискуссий. Принципиальные решения были приняты руководителями Советского Союза, США и Великобритании еще в сентябре 1944 года и зафиксированы при подписании совместного договора. В итоге на Ялтинской конференции главы государств лишь подтвердили свои прежние решения.

Вопреки ожиданиям, подписание протокола конференции послужило толчком последующих процессов, результатом которых стал раскол Германии, растянувшийся на долгие десятилетия. Первым из них было создание в сентябре 1949 года нового государства прозападной ориентации - Федеративной Республики Германии, Конституцию которой тремя месяцами ранее подписали представители США, Великобритании и Франции. В ответ на этот шаг ровно через месяц советская оккупационная зона была преобразована в Германскую Демократическую Республику, вся жизнь которой находилась под неусыпным контролем Москвы. Предпринимались также попытки отделения Восточной Пруссии.

Совместное заявление

В коммюнике, подписанном участниками встречи, говорилось, что решения, принятые на Ялтинской конференции, должны послужить гарантией того, что Германия никогда в будущем не сможет развязать войну. С этой целью должен быть уничтожен весь ее военно-промышленный комплекс, разоружены и распущены еще остававшиеся армейские части, а нацистская партия «стерта с лица земли». Лишь только после этого немецкий народ сможет вновь занять подобающее место в сообществе наций.

Положение на Балканах

Извечный «балканский вопрос» также был внесен в повестку дня Ялтинской конференции. Одним из его аспектов являлась обстановка в Югославии и Греции. Есть основания полагать, что еще на встрече, состоявшейся в октябре 1944 года, Сталин предоставил возможность Великобритании определять дальнейшую судьбу греков. Именно по этой причине столкновения, последовавшие в этой стране год спустя между сторонниками коммунистов и формированиями прозападной ориентации, завершились победой последних.

Однако в то же время Сталину удалось настоять на том, что в Югославии власть осталась в руках представителей Национально-освободительной армии, которую возглавлял Иосип Броз Тито, придерживавшийся в тот период марксистских взглядов. Ему было рекомендовано при формировании правительства включить в него возможно большее количество демократически настроенных политиков.

Заключительная декларация

Один из важнейших итоговых документов Ялтинской конференции получил название «Декларации об освобождении Европы». В нем определялись конкретные принципы политики, которую государства-победители намеревались проводить на территориях, отвоеванных у фашистов. В частности, предусматривалось восстановление суверенных прав проживающих на них народов.

Более того, участники конференции брали на себя обязанность совместно оказывать помощь населению этих стран в реализации их законных прав. В документе особо подчеркивалось, что порядок, установленный в послевоенной Европе, должен способствовать ликвидации последствий германской оккупации и обеспечивать создание широкого круга демократических учреждений.

К сожалению, идея совместных действий на благо освобожденных народов не получила реального осуществления. Причина состояла в том, что каждая держава-победительница имела юридическую власть лишь на территории, где были размещены ее войска, и проводила на ней свою идеологическую линию. В результате был дан толчок разделу Европы на два лагеря - социалистический и капиталистический.

Судьба Дальнего Востока и вопрос о репарациях

Участники Ялтинской конференции в ходе заседаний коснулись и такой важной темы, как размеры компенсации (репарации), которую, согласно международным законам, Германия обязана была выплатить странам-победительницам за причиненный им ущерб. Окончательную сумму на тот момент определить не удалось, но была достигнута договоренность о том, что 50 % от нее получит СССР, поскольку он понес в ходе войны самые большие потери.

По поводу событий, происходивших в тот период на Дальнем Востоке, было принято решение, согласно которому через два-три месяца после капитуляции Германии Советский Союз был обязан вступить в войну с Японией. За это, согласно подписанному договору, ему передавались Курильские острова, а также Южный Сахалин, потерянный Россией в результате русско-японской войны. Кроме того, советская сторона получала в долгосрочную аренду Китайско-Восточную железную дорогу и Порт-Артур.

Подготовка к созданию ООН

Совещание глав государств «большой тройки» состоявшееся в феврале 1954 года, вошло в историю еще и потому, что на нем была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Толчком к этому послужила необходимость создания международной организации, в задачу которой входило бы предотвращение любых попыток насильственного изменения законных границ государств. Этим полномочным юридическим органом впоследствии стала идеология которой была выработана в ходе Ялтинской конференции.

Дата созыва следующей (Сан-Францисской) конференции, на которой делегациями 50 стран-учредителей был выработан и утвержден ее Устав, также была официально объявлена участниками ялтинской встречи. Этим знаменательным днем стало 25 апреля 1945 года. Созданная совместными усилиями представителей многих государств, ООН взяла на себя функции гаранта стабильности послевоенного мира. Благодаря своему авторитету и оперативным действиям, ей многократно удавалось найти эффективные решения самых сложных международных проблем.

Все решения Ялты, в общем и целом касались двух проблем.

Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников -- дело, которое было начато ещё в Тегеране.

Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и большевиков потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.

Для достижения этих целей главы трех сверхдержав поставили перед собой ряд задач, которые включали в себя передел границ Германии, польский и балканский вопросы, вопрос о репарациях, образование ООН. Эти, а также многие другие вопросы более подробно изложены в данной главе.

Вопросы первостепенного характера

ялтинский потсдамкий фашизм милитаризм

Главным вопросом Ялтинской конференции был вопрос о переделе границ , в частности границ Германии . В решении Крымской конференции говорилось, что после разгрома Германия будет оккупирована союзниками, её территория будет разделена на зоны оккупации. Первоначально предполагалось иметь три зоны оккупации - для СССР, США и Англии, но затем было предложено выделить зону оккупации и для Франции, которая будет образована из британской и американской зон, и ее размеры будут установлены англичанами и американцами в консультации с французским временным правительством. Конкретное урегулирование вопроса относительно зон оккупации Германии было достигнуто ещё до крымской конференции и зафиксировано в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США и Соединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении „Большим Берлином“» от 12 сентября 1944 года .

Это решение предопределило раскол страны на долгие десятилетия. На территории советской зоны 7 октября 1949 была образована Германская Демократическая Республика, после того как остальные немецкие земли были слиты в Федеративную Республику Германию. Шла речь также об отделении Восточной Пруссии (позже, уже после Потсдама, на большей части этой территории была создана нынешняя Калининградская область).

Было также решено, что французское временное правительство должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный Совет по Германии с местопребыванием в Берлине , образованный представителями главных командований союзных держав. В его задачу будет входить согласование и координация действий союзников в борьбе против Германии. Были согласованы также вопросы управления межсоюзнической комендатуры, действующей в подчинении у советской зоны оккупации. Каких-либо специальных прав доступа в Берлин для западных держав (о чем впоследствии будут идти значительные споры) не было установлено.

Был обсуждён и извечный балканский вопрос , в частности, ситуация в Югославии и Греции. Считается, что Сталин позволил Великобритании решать судьбу греков, в результате чего позднее столкновения между коммунистическими и прозападными формированиями в этой стране были решены в пользу последних. С другой стороны, было фактически признано, что власть в Югославии получат промосковские отряды Иосипа Броз Тито, которым, правда, рекомендовали взять в правительство «демократов».

Сложнее было решить вопрос с устройством послевоенной Польши . Её очертания после Второй мировой войны кардинально изменились. Польша, которая перед войной была крупнейшей страной Центральной Европы, резко уменьшилась и сдвинулась к западу и северу. До 1939 года её восточная граница находилась практически под Киевом и Минском, да к тому же поляки владели Виленским регионом, который теперь вошёл в состав Литвы. Западная же граница с Германией находилась восточнее Одера, при этом большая часть балтийского побережья также принадлежала Германии. На востоке довоенной территории поляки являлись национальным меньшинством среди украинцев и белорусов, тогда как часть территорий на западе и севере, населённых поляками, находилась под германской юрисдикцией.

Хотя Польша к тому времени уже шестой год находилась под властью Германии, в Лондоне существовало временное правительство этой страны в изгнании, которое было признано и СССР и потому вполне могло претендовать на власть в своей стране после окончания войны. Однако Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового правительства в самой Польше «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем без особого труда сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим.

При обсуждении польского вопроса советская делегация добивалась принятия решений в пользу создания сильного и независимого польского государства. Советская делегация отвергла намерения США и Англии навязать Польше реакционное эмиграционное правительство. “После острых споров было достигнуто соглашение о том, что временное правительство Польши будет “реорганизовано на более широкой демократической базе с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы”. После острой дискуссии о границах Польши было принято решение, что СССР получит восточную границу с Польшей по так называемой «линии Керзона», установленной ещё в 1920 году, с отступлением от неё в некоторых районах от 5 до 8 км в пользу Польши. Фактически граница вернулась к положению на момент раздела Польши между Германией и СССР в 1939 году по секретному дополнительному протоколу о разделе сфер интересов к Договору о ненападении между Германией и Советским Союзом, основным отличием от которого стала передача Польше Белостокского региона .

В решениях конференции говорилось также о репарациях - об обязанности Германии возместить ущерб, нанесенный ей странами, против которых она вела войну. Материальный ущерб Советскому Союзу, составляет около 2 триллионов 600 миллиардов рублей. В Советском Союзе понимали невозможность полного возмещения прямых материальных потерь. СССР настаивала лишь на минимальном возмещении ущерба. Таким образом, был подписан «Протокол о переговорах между главами трех правительств на Крымской конференции по вопросу о репарациях натурой с Германии»

Главы трех правительств условились о следующем:

1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям.

Репарации должны получаться в первую очередь теми странами, которые вынесли главную тяжесть войны, понесли наибольшие потери и организовали победу над врагом.

  • 2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах:
    • а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии;
    • б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена;
    • в) использование германского труда.
  • 3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается межсоюзная комиссия по репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании.
  • 4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: “Московская комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами “а” и “б” параграфа 2-го должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу”. Британская делегация считала, что впредь до рассмотрения вопроса о репарациях Московской комиссией по репарациям не могут быть названы никакие цифры репараций.

Вышеприведенное советско-американское предложение передано Московской комиссии по репарациям в качестве одного из предложений, подлежащих ее рассмотрению.

В Ялте была начата реализация идеи новой Лиги Наций. Союзникам требовалась межгосударственная организация, способная предотвратить попытки изменить установленные границы сфер влияния. Именно на конференциях победителей в Тегеране и Ялте была сформирована идеология Организации Объединённых Наций . По мнению всех участников конференции, ООН должна была стать органом обеспечения мира и международной безопасности на тех основаниях, о которых представители СССР, США и Англии добились на конференции в Думбартон-Оксе.

В Крыму представители трех держав согласовали вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности. Еще 5 декабря 1944 года в послании Советскому правительству президент США предложил, чтобы решение Совета Безопасности по всем вопросам, кроме процедурных, считались принятыми, если за них поданы голоса сем членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу, касающегося мирного урегулирования спора. Советское правительство, отметив, что американское предложение требует безусловного единогласия постоянных членов Совета Безопасности по всем важнейшим решениям о сохранении мира, включая экономические и военные принудительные меры, согласилась с предложенной Рузвельтом формулировкой. Крымская конференция одобрила американское предложение .

Итак, согласно протоколу работы Крымской конференции, о создании ООН, было решено:

  • 1) что конференция Объединенных Наций по вопросу о предполагаемой всемирной организации и выработки ее Устава должна быть созвана в среду 25 апреля 1945 года и должна быть проведена в Соединенных Штатах Америки;
  • 2) что на эту конференцию должны быть приглашены следующие государства:
    • а) Объединенные Нации по составу на 8 февраля 1945 г.,
    • б) Те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г. (В данном случае под термином “присоединившиеся нации” имеется в виду восемь присоединившихся наций и Турция). Когда будет происходить конференция о всемирной организации, делегаты Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки поддержат предложение о допуске к первоначальному членству двух Советских Социалистических Республик, а именно Украины и Белоруссии;
  • 3) что правительство Соединенных Штатов от имени трех держав проконсультируется с правительством Китая и с французским временным правительством по решениям, принятым на настоящей конференции, относительно предполагаемой всемирной организации;

Кроме того, было решено, что пять государств, которые будут иметь постоянные места в Совете Безопасности, должны проконсультироваться между собой до конференции Объединенных Наций по вопросу о территориальной опеке.

  • а) к существующим мандатам Лиги наций;
  • б) к территориям, отторгнутым от вражеских государств в результате настоящей войны;
  • в) к любой другой территории, которая может быть добровольно поставлена под опеку, и
  • г) никаких дискуссий о конкретных территориях на предстоящей конференции Объединенных Наций или во время предварительных консультаций не предполагается, и решение вопроса о том, какие территории, относящиеся к указанным выше категориям, будут поставлены под попечительство, явится предметом позднейшего соглашения.

ООН стала символом и формальным гарантом послевоенного мироустройства, авторитетной и иногда даже достаточно эффективной организацией в разрешении межгосударственных проблем. При этом страны-победители и впредь предпочитали решать действительно серьёзные вопросы своих взаимоотношений путём двусторонних переговоров, а не в рамках ООН. ООН также не смогла помешать войнам, которые и США, и СССР вели за прошедшие десятилетия.

На Ялтинской конференции было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии на стороне Союзников, через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем были достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке.

Сталин выдвинул следующие условия:

  • 1. Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики);
  • 2. Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:

a) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов;

b) интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур, как на военно-морскую базу СССР;

c) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Манчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет в Манчжурии полный суверенитет.

3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов .

Предполагается, что соглашение относительно Внешней Монголии и вышеупомянутых портов и железных дорог потребует согласия генералиссимуса Чан Кай-ши. По совету Маршала И.В. Сталина Президент примет меры к тому, чтобы было получено такое согласие.

Главы Правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией.

Со своей стороны Советский Союз выражает готовность заключить с Национальным Китайским Правительством пакт о дружбе и союзе между СССР и Китаем для оказания ему помощи своими вооруженными силами в целях освобождения Китая от японского ига .

Похожие статьи