Пять шагов к покорению альфа-каналов photoshop. Еще одна приятная мелочь - альфа-каналы в Photoshop

15.07.2019

Слои на данный момент являются самым мощным инструментом для работы с фотографическим изображением. Когда вы редактируете фотографию, будь то в Photoshop или Paint Shop Pro, без множества слоев изображения не обойтись. Иногда используются и более сложные слои - настраиваемые, эффекты и маски, основанные на слоях. Слои везде. И невольно возникает вопрос -как пользователи обходились без них раньше.

Ответ прост - с помощью каналов. Вы легко отличите ветерана Photoshop по тому, что он использует палитру каналов также часто, как и палитру слоев. Но это не стоит расценивать как старомодность. Скорее это свидетельство профессионализма, поскольку использование каналов открывает широкие возможности.

Итак, что такое "канал". Стандартное определение - "двухмерный массив информации, обычно 8-разрядной" - вряд ли прояснит ситуацию. Поэтому давайте лучше рассмотрим два основных типа каналов - цветовой информации и альфа-канал - с точки зрения их практического применения.

Цветовые каналы

Простейший способ увидеть цветовые каналы в действии - воспользоваться панелью каналов Photoshop. Откройте обычное 24-разрядное фотографическое изображение в RGB. На палитре каналов вы увидите 4 слоя, каждый со своей иконкой: RGB, Red (красный), Green (зеленый) и Blue (голубой). Если кликнуть на RGB, вы увидите то изображение, которое обычно и видите - композитное и полноцветное. Для каждого из остальных каналов отображается его полутоновая версия. Сочетания клавиш Ctrl+1, 2, 3 позволяют просмотреть каждый из цветовых каналов в отдельности, а Ctrl+~ - обычное композитное изображение.

Полный спектр RGB-цветов создается из каналов красного, зеленого и голубого цветов, где они представлены в шкале оттенков серого.

Чтобы понять, какая информация отображена в палитре слоев, стоит понаблюдать за каналами при работе с тестовым изображением радужного градиента (проще говоря, изображением всех цветов радуги). На изображении в шкале серого, которое представляет канал, каждый из пикселей может отображать одно из 256 значений. Вы увидите, что красная часть радуги при просмотре в красном канале будет белой. Желтая полоска радуги будет белой в красном и зеленом каналах, но будет черной, т.е. отсутствовать, в голубом. Собственно, изображение радуги показывает, что полный спектр из 16 миллионов цветов можно получить сочетанием значений от 0 до 255 для красного, зеленого и голубого цветов (256 x 256 x 256). В нашем изображении желтой полоске соответствуют большие значения красного и зеленого каналов и 0 - голубого канала. Photoshop работает с изображением не по отдельным пикселям, а по каналам. При этом три восьмиразрядных слоя - красный, зеленый, голубой - накладываются, и мы получаем окончательное изображение.

Конечно, не все изображения создаются в RGB, но это не проблема, поскольку каналы очень легко настраивать для разных нужд. Мы можем преобразовать наше изображение в другой режим с помощью команды Изображение > Режим (Image > Mode). Для Bitmap и оттенков серого есть только один канал, в котором представлены 256 значений от черного до белого. В режиме Lab три канала: А (значение цвета между зеленым и красным), В (между голубым и желтым) и L (значение яркости). Разделение цвета и его яркости может быть очень полезно. Выберите канал яркости и конвертируйте его в полутоновое изображение. Результат получится намного лучше, чем если бы вы преобразовывали отсканированное RGB-изображение.

Цветовая модель Lab может оказаться очень полезной. Но все же самой важной, после RGB, является CMYK. Эта модель ориентирована на печать. Конвертируйте изображение радуги в CMYK. Первое, что бросается в глаза - резкое изменение некоторых цветов. Дело в том, что в CMYK не поддерживаются многие чистые RGB-цвета. Второе отличие - появилось четыре цветовых канала: Cyan, Magenta, Yellow, Black (бирюзовый, пурпурный, желтый, черный). Посмотрите на желтую полоску радуги в желтом канале - вы увидите, что она представлена черным цветом.

В палитре CMYK каналы отображают цвета чернил при многослойной четырехцветной печати.

В этом режиме есть существенные отличия от RGB, поскольку Photoshop приходится работать с цветами чернил, которые сочетаются друг с другом по принципу вычитания (при наложении всех цветов получается черный). В RGB же, наоборот, применен принцип добавления, и наложение всех цветов даст белый. Но, по большому счету, все цветовые модели схожи между собой. И Photoshop может воссоздать полную гамму любой из них при помощи не более четырех восьмиразрядных каналов, каждый из которых имеет не более 256 значений (или 65536 значений, если вы очень захотите, и в меню Изображение > Режим выберете 16-разрядный канал).

Каналы - основной инструмент работы с цветом, и поэтому стоит поглядывать иногда на панель каналов, чтобы узнать, как Photoshop создает различные цвета. Особенно это касается работы с моделью CMYK, которая разработана для печати. При работе с RGB то, что вы видите на мониторе далеко не всегда соответствует тому, что выйдет при печати. Хотя значения каждого из каналов это отображают. Более того, если вы хотите тиражировать изображение, вам нужно учесть такие факторы, как расплывание точек и замена серого компонента. А это значит, что точность в работе с цветовыми каналами очень важна, поскольку от нее в дальнейшем зависит цветоделение.

Каналы полезны не только при печати в CMYK. Вы найдете им применение и в RGB. Скажем, вы можете редактировать не все изображение, а отдельный канал. При корректировкецвета стоит просматривать отдельные каналы, чтобы выявить дефекты отсканированного изображения. Например, если вы обнаружили размытую или смещенную область в канале красного, вы можете устранить этот недостаток с помощью фильтра резкости или настройки уровней.

А для того, чтобы создать какой-нибудь особенный эффект, вы можете применить художественный фильтр к одному из каналов. В любом случае, вы можете сразу увидеть результат ваших действий на составном изображении - достаточно сделать RGB-канал видимым. Только не забудьте потом снова выделить нужный цветовой канал, если будете и дальше над ним работать.

Функция объединения каналов предоставляет широкие возможности. Например, с помощью команды "Наложить изображение" (Apply Image) можно наложить информацию из любого канала другого изображения таких же размеров на RGB-канал нашего изображения и настроить данный эффект, изменяя непрозрачность и режим смешивания цветов. Команда "Вычисление" (Calculation) позволяет выбрать два слоя и создать новый слой, выделение или документ. Если воспользоваться режимом смешивания цветов "вычитание", то будут выделены области изображения, которые изменились по сравнению с оригиналом.

С появлением в Photoshop 5 команды "миксер каналов" (Channel Mixer) и настраиваемых слоев расширились возможности объединения каналов. Функция миксера каналов используется только для отдельных изображений и позволяет настраивать каждый канал, добавляя информацию из других каналов. С ее помощью можно создавать спецэффекты, менять каналы местами, исправлять дефекты цвета на отсканированных изображениях. Также она идеально подходит для создания "подкрашенных" и качественных полутоновых изображений (при этом вы сможете контролировать преобразование каждого из цветовых каналов в шкалу оттенков серого).

Смешивание каналов очень помогает при конвертировании цветных изображений в полутоновые.

Настройка цветов при помощи каналов вам несомненно пригодится. Но самый распространенный способ их применения - работа с выделениями. Часто элементы изображения гораздо четче видны на отдельном канале, чем на составном изображении. Например, выделить медведя в обучающем файле bear.psd намного проще проще в голубом канале.

Альфа-каналы

Создав выделение, вы наверняка захотите его сохранить. Сделать это можно в альфа-канале. Для этого нужно воспользоваться командой "Выделение > сохранить выделение" (Selection > Save Selection) или иконкой "Сохранить выделение как канал" (Save Selection as Channel) на панели каналов. После этого появляется новый канал, в котором выделенные пиксели отображены белым цветом, невыделенные - черным, а размытые пиксели на границе выделения - оттенками серого.

Дважды кликнув на иконке канала, вы можете переименовать его и установить цвет, которым он будет отображаться на составном изображении. С альфа-каналом можно работать, как и с любым другим, например, настраивать уровни или применять фильтры. Более того, вы можете редактировать этот канал с помощью кисти - например, зарисовывать дефекты. Когда результат вас устроит, воспользуйтесь им. Для этого преобразуйте альфа-канал в выделение с помощью команды "Выделение > загрузить выделение" (Selection>Load Selection), иконки "Загрузить канал как выделение" (Load Channel as Selection) на панели каналов или просто кликнув на иконку канала, удерживая Ctrl. Если у вас несколько альфа-каналов, можно создавать более сложные выделения. Например, вы выделили и преобразовали в альфа-каналы изображение человека и кусты на фоне. Вы можете выделить только кусты, если выберете их и загрузите канал как выделение, воспользовавшись опцией "вычитание". Клавиатурные сокращения ускорят эту процедуру: кликните на иконке, удерживая Shift+Ctrl, - это добавит новую область к выделению, Alt+Ctrl+клик - вычтет из выделения, Alt+Shift+Ctrl+клик - даст пересечение двух выделений.

Альфа-каналы можно сохранять и загружать как выделения.

После того, как вы преобразовали альфа-канал в выделение, оно сразу появится на экране и вы сможете трансформировать его, скопировать в новый слой или отредактировать каким-либо образом. Мерцающая пунктирная линия по краю выделения не очень точно обозначает его границы - нужно учитывать это. Она отображает только пиксели альфа-канала, в которых интенсивность серого ниже 50%. Для большинства выделений это вносит небольшие практические различия. Но преимущество альфа-канала в том, что он позволяет работать с 256 уровнями и создавать таким образом сложные изменяемые маски прозрачности.

Как можно использовать эти маски? Вот несколько примеров (на самом деле это проще сделать, чем кажется, когда читаешь). Кликните на иконке "Создать новый канал" и создайте пустой альфа-канал, после этого примените к нему градиент и снова выберите композитный канал. Кликните, удерживая Ctrl, на иконке альфа-канала. Теперь на созданном выделении примените любой художественный фильтр. Его эффект будет зависеть от значений полутонов градиентной маски. Создастся впечатление, что фотография постепенно превращается, например, в живописное полотно.

Альфа-канал может быть использован как изменяемая маска непрозрачности.

Еще один пример: создайте копию альфа-канала из выделения текста и примените к нему размытие по Гауссу. После этого вычтите исходный канал (Alt+Ctrl+клик) и вы получите новый канал, в котором будет отображен только шум, окружающий текст. Теперь выделите этот участок в композитном или любом из цветовых каналов. Вы можете настроить уровни таким образом, что выделение будет светиться, или даже удалить исходный текст и свечение будет казаться частью фотографии.

Основа у вас есть, теперь экспериментируйте - вы можете создавать множество эффектов с помощью теней, выдавливания, виньеток и т.д. Наверняка, если вы займетесь этим серьезно, вам пригодится возможность сохранять альфа-каналы с вашим файлом. Но возможности Photoshop в этом плане на удивление невелики - программа поддерживает сохранение альфа-канала в tiff-файле или в самом Photoshop (но количество каналов в файле, файле, включая цветовые, ограничено до 24). Это не создаст проблем, если вы работаете только в Photoshop. Но наличие альфа-канала может значительно повлиять на экспорт файла в один из стандартных форматов. Например, при сохранении для Веб в появившемся диалоговом окне можно использовать альфа-канал как маску для настройки качества и, соответственно, размера jpg- и gif-файлов. При помощи альфа-канала можно привлечь внимание к определенной части изображения, которая будет наиболее качественной. Качество остальных областей изображения ухудшится, но за счет этого значительно уменьшится общий размер файла. Также альфа-каналы пригодятся при работе с прозрачностью. Создайте альфа-канал, покрывающий область, которая не должна быть видна в веб-версии, и кликните, удерживая Ctrl, чтобы выделить эту область. Теперь вызовите Мастер экспорта прозрачных изображений и выберите gif. Выделенный участок станет прозрачным в конечном файле, а вам удастся избежать внесения необратимых изменений в оригинал. Мастер позволяет экспортировать изображение в png-файл, поддерживающий 24-разрядный цвет и 8-разрядную прозрачность. Если вы создадите альфа-канал с радиальным градиентом, то получите виньетку. К сожалению, немногие программы поддерживают 32-разрядные png-файлы с прозрачностью. Исключение составляет только, пожалуй, Director 8.5.

Благодаря возможности добавлять цветовые заливки (spot colours) в CMYK, альфа-каналы пригодятся также и при высококачественной печати. Выделите участок изображения, который вы хотите отпечатать как цветовую заливку, а затем воспользуйтесь командой "новый матовый канал" (New Spot colour) из меню панели каналов. Когда будете задавать цвет, нажмите "Custom" (заказной) и выберите цвет, например из библиотеки Pantone.

Учтите, что добавление цветовой заливки не такой простой процесс, как кажется. Изображение на экране, как вы знаете, не всегда соответствует тому, что выводится на печать. Цвета чернил часто невозможно отобразить в RGB и Photoshop просто показывает, как, по его мнению, должно выглядеть изображение при послойной печати. Если вы сохраните свой файл в формате DCS 2.0 и загрузите композитное eps-изображение в профессиональной издательской программе, то сможете произвести цветоделение для четырех основных цветов и файлов заказных цветов, которые вы создали.

Канал заказного цвета позволяет отображать цвета чернил, которые не входят в палитру CMYK.

Несомненно, каналы играют очень важную роль в редактировании фотоизображений - от настройки цветов и выделений до работы с изображениями для веб и высококачественной печати. Но время не стоит на месте, и слои часто позволяют получить лучшие результаты, чем каналы. Создав выделение, скопируйте его в отдельный слой - и вы сможете работать с ним независимо, а в случае необходимости вернуться к первоначальному варианту. То же самое касается и многих других эффектов, которые раньше создавались при помощи каналов. Сейчас с этой задачей лучше справляются настраиваемые слои, эффекты и маски на основе слоев.

Система каналов тоже совершенствовалась. Так что, хотя во многих областях каналы постепенно вытесняются из обихода, но вряд ли они исчезнут окончательно. Хотя бы по той простой причине, что слои созданы на основе каналов. Собственно говоря, слой - это набор независимых каналов цветовой информации и альфа-каналов, один из которых контролирует прозрачность, а второй выступает как маска слоя. То же самое касается и настраиваемых слоев, которые являются, по сути, альфа-каналами, посредством которых настраивается цвет.

Photoshop, как впрочем и любой другой фоторедактор, создает изображение на экране, обрабатывая значения из каналов цвета и прозрачности слоя. И так, поочередно, все слои от фона до переднего плана. Конечно, на самом деле работа с изображением намного сложнее - программа просчитывает режимы смешивания цветов, непрозрачность, настройки и т.д. Но в основе лежит пошаговый математический процесс. Программа не видит изображение, она работает с массивом данных каждого канала. Любой фоторедактор "мыслит" категориями каналов. Это привычка, которую стоит перенять профессиональному пользователю.

Вы узнаете:

  • Для чего нужна маска в Photoshop.
  • Как прятать изображение под маской.
  • Как рисовать по маске слоя.
  • Как выделять изображение при помощи альфа-канала.
  • Как устроена палитра Channels (Каналы).
  • Как сохранять документы с альфа-каналом.
  • Как переносить альфа-каналы в другой документ.

Урок состоит из следующих разделов:

1. Обучающее видео.
2. Для чего нужна маска.

4. Альфа-канал.
5. Использование маски при вставке одного выделенного фрагмента в другой.
6. Создание копии канала в другом изображении.
7. Вопросы.
8. Домашнее задание.

Для чего нужна маска

Маска в Photoshop позволяет скрыть часть изображения от воздействия различных инструментов коррекции и фильтров. С помощью маски можно скрыть часть нижележащего слоя. Маску используют если нужно отделить сложный объект от фона. В предыдущих уроках мы выделяли объекты при помощи разных инструментов выделения. А теперь пришло время узнать, как это можно сделать с помощью Маски.

Маскирование в Photoshop и выделение различными инструментами имеют одну общую цель – ВЫДЕЛИТЬ. В отличие от обычного выделения областей (бегущие муравьи), которое лишь временно воздействует на изображение, маски сохраняются вместе с изображениями в качестве Альфа-каналов. Есть несколько разных видов масок: Маска слоя, Альфа-канал, быстрая маска, векторная маска и обтравочная маска. На протяжении трех уроков мы разберем их возможности.

Посмотрим на простом примере, как работает маска. Создайте новый документ Ctrl + N . Создайте новый слой Shift + Ctrl + N . Залейте этот слой каким-нибудь цветом при помощи инструмента ведерко. Щелкните по миниатюре маски внизу палитры Layers (Слои) . Рядом с миниатюрой слоя появится миниатюра маски. Она белая. Белый цвет говорит о том, что виден весь слой. А Рамка вокруг миниатюры маски говорит о том, что выбрана именно Маска. Выберите инструмент Rectangular marquee (Прямоугольная область) и выделите часть листа. Инструментом Paint Bucket (Заливка/ведерко) залейте выделение черным цветом. Обратите внимание, как изменилась миниатюра маски. Черный цвет заполнил выделение не на изображении, а на маске. В результате на изображении мы видим белый цвет нижележащего слоя. Отмените выделение Ctrl + D .

Отключите видимость верхнего слоя. Нарисуйте что‑нибудь на нижнем слое инструментом кисть. Снова включите видимость верхнего слоя и убедитесь в том, что маска скрыла часть рисунка.

Убедитесь в том, что маска выделена (есть рамка вокруг миниатюры маски). Возьмите ту же кисточку, цвет выберите черный. Сделайте несколько мазков кистью по маске.

Переключитесь на палитру Channels (Каналы) . Последней в списке каналов стала Layer 1 Mask (Маска Слой 1) .

Для того чтоб маска сохранилась вместе с изображением в меню Файл выберите Save as… (Сохранить как…), задайте имя, а в поле Тип файлов выберите TIFF, PSD, PDF или RAW.

Альфа-канал.

Приступим к выделению при помощи Маски. Откройте изображение анемоны.jpg. Перейдите в палитру Channels (Каналы) . Внизу палитры нажмите значок . Внизу списка каналов появится новый канал с названием Альфа 1.
Дважды щелкнув по нему, вы попадете в окно параметров канала. Здесь можно поменять Имя, цвет, непрозрачность, а также отметить, что именно показывать цветом: Masked Areas (Маскированные области), Selected Areas (Выделенные области) или Spot Color (Плашечный цвет).

Сделайте видимым изображение, нажав глазик слева от RGB. Изображение окрасится
в красноватый цвет.
Этот цвет задан по умолчанию, но его можно изменить
в настройках Channel Options (Параметры канала).

Перейдите на слой с Альфа-Каналом. Оставьте видимым только тот канал, на котором лучше просматривается объект. Выберите инструмент Кисть белого цвета. Белый цвет открывает изображение. Начните закрашивать объект. Если вы случайно зашли за пределы объекта, поменяйте цвет кисти на черный и закрасьте ошибочно выделенный участок. Черный цвет скрывает изображение.
Если сейчас отключить глазик слева от канала, то вы увидите, что изображение состоит всего из 2-х цветов: черного и белого. Белый цвет это выделенная область.

Кисточками белого и черного цвета подправьте выделение.

Если результат вас удовлетворяет, нажмите значок в нижней части палитры Channels (Каналы). Выделенная область загрузится уже привычными бегущими муравьями. Включите видимость каналов, нажав на значок глазика слева от канала RGB.

Перейдите в палитру Layers (Слои). Теперь можно скопировать выделение и вставить его в другой документ.

Быстрый способ перевести любое выделение в Альфа-канал: нажать кнопку на палитре Channels (Каналы). Альфа-канал будет создан с именем Alpha I в текущем документе. Также сохранить выделение можно через меню Select (Выделение) – Save Selection (Сохранить выделенную область).

Появится окно, в котором можно задать имя альфа-каналу, выбрать
в разделе документ любой из открытых документов или создать новый. Если в документе уже имеется альфа канал, то станут доступны пункты: Сложение с каналом, Вычитание из канала и Пересечение с каналом.

Если вы сохраняли разные контуры выделения, каждый будет располагаться в отдельном Альфа‑канале.

Когда понадобится загрузить на изображение сохраненный контур выделения,
можно воспользоваться этой кнопкой или командой из меню Selection (Выделение). Для загрузки выделения также можно кликнуть мышкой по Альфа‑каналу, с зажатой клавишей Ctrl. Ctrl + щелчок создает выделение из любого цветового канала. Например, щелчок по красному каналу загрузит все, что окрашено в белый цвет в этом канале.

Точно также вы можете создать выделение из любого слоя – Ctrl + щелчок по слою в палитре Layers (Слои), и на рисунке появится контур, созданный вокруг непрозрачных участков данного слоя. Если были размытые, полупрозрачные участки, программа все это учтет.

Как добавить к новому выделению выделение из каналов? Если мы щелкнем по Каналу с зажатой клавишей Shift, то новое выделение заменится на выделение из канала. Чтобы объединить эти два выделения зажмите Ctrl +Shift + щелчок по Альфа-Каналу.

Если нажмете Ctrl + Alt + щелчок по Альфа-каналу – произойдет вычитание канала из существующего выделения. А если нажать Ctrl +Shift +Alt + щелчок по Альфа-каналу, то на рисунке останется только область пересечения выделений. Можно воспользоваться командой Load Selection (Загрузить выделенную область)в меню Select (Выделение). Появится окно, в котором можно выбрать какой из Aльфа-каналов использовать. Отметив пункт Invert (Инверсия), выделится все кроме объекта. Если есть несколько открытых изображений, то в графе документ будет доступен выбор. Если файлов нет, значит у документов разные геометрические размеры. Если что-то на рисунке уже было выделено, станут доступны дополнительные операции.

New Selection (Новая выделенная область) ;

Add… (Добавить к выделенной области) ;

Subtract… (Вычитание из выделенной области) ;

Intersect… (Пересечение с выделенной областью) .

Если выделенная область растушёвана, то граница будет проходить через середину, между черными и белыми пикселами градиента маски. Не пугайтесь, что рамка из «бегущих муравьев» оказалась в каком-то совсем другом месте. Граница выделенной области показывает переход между пикселами, которые выделены менее чем на 50 % и более чем на 50 %.

В том случае, когда Вы выбираете Альфа-канал, отключаются все цветовые каналы, и включается черно‑белое изображение Альфа‑канала. Когда закончите редактирование канала и создадите из него контур выделения, можете вернуться к работе с рисунком. Для этого щелкните в панели каналов по строке RGB, рисунок включится, Альфа-канал выключится.

Белым цветом в Альфа‑канале обозначаются выделенные участки, черным – участки вне выделения (замаскированные), а серым – участки с частичным, полупрозрачным выделением. Чем светлее серый цвет, тем в большей степени будет выделен участок. Применяя к рисунку фильтры или иные обработки, мы будем применять их к более светлым участкам в большей степени, чем к темным.

Рассмотрим еще один способ выделения при помощи Альфа‑канала.

Откройте файл нарциссы.jpg. Перейдите в палитру Channels (Каналы). Выберите канал, в котором изображение выглядит наиболее контрастно. Скопируйте его, перетащив на значок Create New Chenel (Создать новый канал).

Перейдите в меню Image (Изображение) Adjustments (Коррекция) Levels… (Уровни…) . Сдвиньте крайние ползунки в сторону центра и нажмите ОК. Все, что нам нужно сделать – это закрасить то, что должно быть выделено белым цветом. Фон должен стать черным. Выполните эту задачу любыми удобными инструментами (Лассо, Ведерко, Цветовой диапазон, Прямоугольное выделение, Волшебная палочка, Кисть и т. п.). Чтобы загрузить выделение нажмите значок в нижней части палитры Channels (Каналы) .

Для смягчения краев растушуйте их: Select (Выделение) Modify (Модификация) Feather (Растушевка) . Радиус задайте 3-5 пикс. Включите видимость каналов, нажав на значок глазика слева от канала RGB.

Перейдите в палитру Layers (Слои) . Скопируйте выделение Ctrl + C и вставьте его в другой документ Ctrl + V .

Использование маски при вставке одного выделенного фрагмента в другой.

Выделите область, которую хотите заменить на первом изображении. Выделите и скопируйте область со второго изображения. Вернитесь к первому документу. Выберите в меню Edit (Редактирование) – Paste into (Вставить в) или нажмите комбинацию клавиш Shift + Ctrl + V (для CS3 и CS4). В CS5 этот пункт можно найти в меню Edit (Редактирование) Paste Special (Специальная вставка) Paste into (Вставить в) , только комбинация клавиш (по умолчанию) для этой функции изменилась – Alt + Shift + Ctrl + V .

Скопированный участок будет вставлен в границах выделенной области. Обратите внимание на палитру Layers (Слои) . Появился новый слой
с маской. Миниатюры слоя и маски не скреплены. Это значит, что вы можете двигать и масштабировать вставленное изображение внутри выделенной области произвольным образом.

Создание копии канала в другом изображении.

В палитре Cannels (Каналы) выберите Альфа-канал, который хотите скопировать (например, из предыдущего примера с окном). Щелкните по миниатюре Альфа-канала с зажатой клавишей Ctrl , чтобы загрузить выделение. Откройте изображение, в которое хотите вставить Альфа-канал. В палитре Cannels (Каналы) щелкните по заначку , чтобы создать новый канал. Вернитесь к первому изображению. Перетащите выделение, зажав левую клавишу мыши, из первого документа во второй. Или воспользуйтесь командами Ctrl + C и Ctrl + V . Отредактируйте положение и масштаб альфа-канала, нажав Ctrl +T. Переключитесь на совмещенный канал RGB. Перейдите в палитру Layers (Слои) . Создайте новый слой, нажав Ctrl +J или значок . Инвертируйте выделение CTRL + Shift + I . Залейте его каким-нибудь цветом. Примените к слою стили. Отмените выделение Ctrl +D .

Вопросы:

  1. О чем говорит белый цвет маски?

– О том, что слой с маской виден.

– О том, что слой с маской скрыт.

– О том, что виден нижележащий слой.

  1. Как узнать, что вы рисуете по маске?

– Миниатюра маски обведена рамочкой.

– Миниатюра слоя обведена рамочкой.

  1. Рисуя черной кисточкой по маске…

– Вы открываете нижележащий слой.

–Вы прячете нижележащий слой.

  1. Где можно найти Альфа-канал?

– В палитре Layers (Слои).

–В палитре Channels (Каналы).

– В палитре Paths (Контуры).

  1. Что обозначает серый цвет в альфа-канале?

– Выделенные области.

– Невыделенные области.

– Полупрозрачные области.

Домашнее задание:

При помощи маски слоя и инструмента кисть создайте свою собственную рамку. Вставьте

в нее вырезанную при помощи Альфа-канала розочку из файла роза.jpg . Сохраните в формате PSD.

Давайте рассмотрим работу с альфа-каналами: сохранение, обработка, загрузка выделений, логические операции.

Наверное, вы уже сталкивались с тем, что одну и ту же область приходится выделять несколько раз в процессе редактирования изображения. А если эта область имеет сложную форму, то каждый раз повторяется один и тот же мучительный процесс.. Безрадостно. Хотелось бы сохранить где-то созданное выделение и загружать его по мере потребностей. Именно такую возможность предоставляют альфа-каналы - объекты Photoshop, позволяющие хранить выделения. Поскольку выделять можно с разной степенью прозрачности, то в альфа-каналах хранятся маски - представления выделений в виде градаций серого, где белый цвет соответствует выделенным областям, черный - невыделенным, серый - частично выделенным. Итак, помощью альфа-каналов можно сохранять, загружать и редактировать выделения. Работа с альфа-каналами напоминает работу в быстрой маске. Рассмотрим это на примере.

Сохранение и загрузка выделений.


Редактирование выделений в альфа-каналах. Работа с градиентными масками.


Логические операции с альфа-каналами.

Если при выборе пункта меню Select > Save Selection в списке Channel выбрать имя существующего канала, то у программы возникает естественный вопрос: если мы пытаемся поместить туда что-то новое, то что же делать со старым? Правила взаимодействия старого и нового содержимого канала определяются при помощи логической операции, выбранной в поле Operation .


Эти операции вам уже знакомы. При выборе пункта Replace Channel всё содержимое канала будет заменено на новое сохраняемое выделение. Если Вы включите переключатель Add to Channel , то к выделению, сохранённому в канале, будет добавлено сохраняемое выделение (операция сложения выделений). Операции вычитания (Substract from channel ) и пересечения (Intersect with channel ) выполняются аналогично подобным операциям с выделениями. Обязательно попробуйте работу этих операций. Только учтите, что пересечь или вычесть выделение из канала можно только в том случае, если сохраняемое выделение "перекрывает" уже сохранённое в данном канале. (т.е. они должны иметь общие области, иначе нечего будет пересекать и вычитать).


При загрузке выделения из канала с помощью пункта меню Select > также возможна логическая операция при условии, что мы будем загружать выделение в файл, уже содержащий выделенную область. Взаимодействовать будут старое выделение и новое, загружаемое из альфа-канала. Все операции стандартны.

Помимо основных каналов цветовых режимов в Фотошопе есть альфа-каналы. Они предназначены для хранения выделений для последующего редактирования. Эти каналы получили свою имя от процесса под названием альфа композиция, который объединяет частично прозрачное изображение с другим изображением. Фильммейкеры используют этот процесс для создания спецэффектов и фальшивого заднего плана. Информация о форме прозрачных участков и уровня прозрачности их пикселей должна где-то храниться. Это где-то и есть альфа каналы.

Если Вы активный пользователь Фотошопа, то знаете, что процесс выделения объектов в может занять много времени. Возможность сохранять формы выделений очень полезная вещь, особенно когда клиенты часто меняют свои решения. Альфа каналы сохраняются в PSD файлах, и Вы в любой момент можете ими воспользоваться. Вы даже можете переносить альфа каналы из одного документа в другой при условии, что этим документы имеют одинаковые пиксельные размеры.

Иногда альфа каналами пользуются как масками, например, для цветовой коррекции отдельных участков изображения.

На практике, использование альфа канала для создания маски слоя – наиболее распространённое применение. Читайте дальше и увидите, что при помощи каналов можно создавать очень детальные формы для выделений. Когда Вы работаете с быстрой маской, Вы фактически работаете на временном альфа канале.

Создание альфа канала

Поначалу советую Вам считать альфа канал как изображение в серых тонах. Если Вы трогали ничего в настройках Фотошопа, то по умолчанию чёрные участки канала не входят в пределы выделения и считаются защищёнными или замаскированными. Как и в случае с маской слоя, серые участки будут частично выделены, то есть они частично прозрачные.

В Фотошопе есть несколько способов создать альфа канал:

1. Через главное меню программы. Создайте выделение и перейдите в меню Выделение > Сохранить выделенную область (Select > Save Selection).

2. Через панель каналов. Создайте выделение и кликните на иконке Сохранить выделение в новом канале (Save selection as channel) в нижней части панели каналов.

3. Можно создать пустой канал. Кликните на иконке создания канала в нижней части панели слоёв. Чтобы создать выделение, используйте Быструю маску (Q). Кистью закрасьте участки, которые Вы хотите выделить (белый цвет).

В процессе работы Вы убедитесь, что лучше сначала создать выделение на цветном изображении, а потом уже создать альфа канал. Вам нужно просто выделить что-нибудь на холсте и нажать на иконку сохранения выделения в новом канале (пункт 2). Новый альфа канал всегда будет появляться под всеми остальными каналами.

Если Вы создаёте канал через контекстное меню панели каналов, то у Вас будет возможность дать новому каналу имя и выбрать способ отображения информации (содержимого) канала. По умолчанию Фотошоп показывает выделенные участки белым цветом, а невыделенные – чёрным. Серым цветом отмечаются частично выделенные участки (с растушеванными краями). При создании канала Вы можете поменять эти цветовые обозначения местами. Если Вы хотите редактировать свой альфа канал при помощи быстрой маски, то можете изменить её цвет и непрозрачность. Когда всё будет настроено, нажмите ОК и увидите альфа канал.

Редактирование альфа канала

После создания альфа каналов их можно редактировать так же, как и обычную маску слоя. То есть можно рисовать на них кистью или заливать определённые участки при помощи инструмента выделения и инструмента Заливка (Paint Bucket Tool). Настройки отображения выделенных и невыделенных участков можно изменить и после создания канала. Для этого кликните дважды на миниатюре канала. Откроется то же самое диалоговое окно, что выходит при создании канала через контекстное меню панели каналов.

Если Вы хотите редактировать альфа канал через быструю маску, то Вам нужно выбрать этот канал, выключить все остальные (кликните для этого на иконке глаза канала цветового режима) и активировать режим быстрой маски (Q). Учтите, что, если Вы работаете с изображением, на котором есть большое количество красного цвета, то Вам лучше выбрать для быстрой маски другой цвет заливки.

На следующем скриншоте показан пример того, как я закрасил альфа-канал, чтобы выделить девушку. Если Вы ошибётесь в процессе рисования на быстрой маске, выберите белый цвет и верните участки, которые не должны быть выделены.

На альфа канале можно использовать фильтры. В основном используется фильтр Размытие по Гауссу (Gaussian Blur Filter) для смягчения краёв выделения и фильтр Минимум (Minimum Filter) для стягивания выделения.

Преобразование альфа каналов выделение

Как только Вы закончите работу с альфа каналом, Вы можете преобразовать его в выделение. Для этого кликните на миниатюре канала, удерживая Ctrl. Либо нажмите на кнопку Загрузить содержимое канала как выделенную область (Load channel as selection). Если Вы перенесёте альфа канал на эту кнопку, то результат будет таким же.

Удаление альфа канала

Удаление каналов происходит так же, как и удаление слоёв. Выберите канал, который хотите удалить, и нажмите на иконку корзины в нижней части панели слоёв. Либо перенесите канала на эту иконку.

На этом мы заканчиваем. Надеюсь, что эта статья дала Вам хоть какое-то представление о каналах.

А где, собственно, в Photoshop"е сохраняется контур выделения? Или по-другому спросим: откуда его в случае необходимости доставать, чтобы оно снова появилось на рисунке?
Если заранее не знать, угадать невозможно.
Откройте палитру Channels (каналы) и внизу под цветовыми каналами увидите еще один, дополнительный канал (это называется альфа-канал), куда и попадает выделение (см. рис. 1.92). Если вы сохраняли разные контуры выделения, каждый будет сидеть в отдельном альфа-канале.

Вроде бы, что общего у сохраненного выделения и цветовых каналов? Совсем ничего. Но операции с ними выполняются одинаковым образом, а кроме того, альфа-канал легко превратить в цветовой, о чем вам будет рассказано ближе к концу этой главы.
Более быстрый способ сохранить выделение в альфа-канале - нажать эту кнопку на палитре Channels. Тут даже диалоговое окно не появляется, имя канала у вас тоже не запрашивают - Photoshop молча создает каналы с именами Alpha I, Alpha 2 и т. д.
Когда понадобится восстановить на рисунке сохраненный контур выделения, можно воспользоваться этой кнопкой или командой Load channel as selection. Можно также щелкнуть мышкой по альфа-каналу с клавишей Ctrl.
На самом деле, Ctrl-щелчком можно создать выделение не только из альфа-канала, но и из любого цветового. Выделится, к примеру, все зеленое. А вы это зеленое, к примеру, удалите. И останется, к примеру, все красное и синее.

Рис. 1.92. Выделение сохранено в альфа-канале

Точно так же вы можете создать выделение из любого слоя - Ctrl-щелчок по слою в палитре Layers, и на рисунке появится контур, созданный вокруг непрозрачных участков данного слоя. Если были размытые, полупрозрачные участки, программа все это учтет.
На рисунке 1.92 видно, что Photoshop назначил горячую клавишу Ctrl-4 для быстрого перехода на новый альфа-канал. Для следующих альфа-каналов Photoshop автоматически назначает клавиатурные комбинации Ctrl-5, Ctrl-6, ..., Ctrl-9. А потом перестает -клавиши заканчиваются.

На рисунке 1.92 этого не видно, а знать это тем не менее весьма полезно: мы можем мгновенно загрузить из канала контур выделения по комбинациям Alt-Ctrl-4, Alt-Ctrl-5, ..., Alt-Ctrl-9. Даже не переходя для этого в панель Channels.
А если у вас было уже что-то выделено на рисунке, что станет с тем контуром после восстановления выделения из альфа-канала? Исчезнет, конечно, новый контур его заменит. Но в наших силах сделать, чтобы не исчез.
Создавая выделение любым из способов (щелчком по кнопке Load channel as selection или Ctrl-щелчком), нажмите клавишу Shift. Тогда произойдет добавление к выделенному (сложение). Если нажмете Alt - выйдет вычитание канала из существующего выделения. А если нажать вместе Shift и Alt, то на рисунке останется только область пересечения выделений.

Рис. 1.93. Загружаем выделение из альфа-канала с именем Quadrate

Другой способ взять контур выделения из альфа-канала - воспользоваться командой Load Selection в меню Select (см. рис. 1.93). Тут, как видите, нас спрашивают:

  • какой из альфа-каналов использовать - список Ctaannel;
  • загрузить выделение в прямом или в инвертированном (обращенном) виде - строка Invert. Был выделен автомобиль - с настройкой Invert выделится все кроме автомобиля;
  • из какого файла (открытого в Photoshop, естественно) взять альфа-канал - список Document. Мы тут же смекаем: значит, можно и из другого! Это, конечно, здорово. Имеется, правда, одно ограничение: у того файла должны быть точно такие же геометрические размеры, как и у этого, иначе в списке Document его просто не окажется.
    (Зато в любой документ, вне зависимости от его размеров, мы сможем скопировать наш альфа-канал - взяли мышкой да перетащили. А чтобы он попал в новый рисунок точно по центру, тащите его с «шифтом»);
  • если что-то на рисунке к тому моменту уже было выделено, станет доступна нижняя секция диалогового окна, определяющая способ сложения выделений. New Selection - заменить старое новым, Add... - добавить, Subtract... - вычесть, Intersect... - пересечь с выделением.

Когда я выбираю мышкой свой альфа-канал или нажимаю Ctrl-4, Photoshop отключает все цветовые каналы (отчего рисунок пропадает) и включает черно-белое изображение альфа-канала. Теперь я могу рисовать в нем любым инструментом, стирать ластиком, выделять какие-то области, закрашивать, обрабатывать размывками и прочими фильтрами - все как на обычном рисунке.
Как, кстати, и цветовой канал, - если вдруг какие-то сложные творческие замыслы от вас этого потребуют. В новом файле цветовой канал станет альфа-каналом.
Соответственно, будет изменяться контур выделения, который здесь хранится. Вспомните, кстати, про быструю маску (Quick Mask) - тут все очень похоже. Когда закончите редактирование канала и создадите из него контур выделения, можете вернуться к работе с рисунком. Для этого щелкните в панели каналов по строке RGB или, что намного быстрее и проще, нажмите клавиатурную комбинацию Ctrl-~ (тильда). Рисунок включится, альфа-канал выключится.
Белым цветом в альфа-канале обозначаются участки, находящиеся внутри выделения, черным - участки вне его (замаскированные), а серым - участки с частичным, полупрозрачным выделением. Чем светлее был серый цвет, которым мы рисовали, тем в большей степени будет выделен участок, который мы создадим из этого канала. Соответственно, применяя к рисунку фильтры или иные обработки, мы будем применять их к более светлым участкам в большей степени, чем к темным.
Вспомним фотографию кошки, которую мы пытались плавно затемнить в главе «Градиентная заливка». Вооруженные новыми познаниями, мы сможем теперь сделать это иначе, более корректно. Зальем альфа-канал радиальным градиентом от черного к белому, сделаем Ctrl-щелчок и получим градиентное выделение.
(Пусть вас не смущает тот факт, что рамка из «бегущих муравьев» пройдет в каком-то совсем неожиданном месте, как на рисунке 1.94: в случае размытого выделения она просто обозначает границу 50-процентной прозрачности).

Рис. 1.94. Кошка в контуре градиентного выделения

Вернемся к редактированию изображения (Ctrl-~), выберем слой с кошкой и выполним одну из команд изменения яркости-контраста (Levels, Curves или Brightness/Contrast). К разным частям рисунка затемнение будет применено в различной степени: к выделенным - в максимальной, к невыделенным в минимальной, к частично выделенным светлым сильнее, к частично выделенным темным слабее.
А вот еще вариант применения градиентного выделения: копирование Фрагмента с градиентным выделением и вставка в другом рисунке. В результате будет плавный переход от одного рисунка к другому.
Или еще: ослабевающая в каком-то направлении, как бы сходящая на нет заливка текстурой.
Очень хорошо работает в альфа-канале и фильтр размывки Gaussian Blur из меню Filter > Blur. Он тоже создает в черно-белом изображении серые переходы, но по-своему. Особенно радует тот факт, что гауссово размытие можно применить в узкой каемке вокруг объекта.
Скажем, вы выделяете объект сложной формы, создаете из выделения альфа-канал, потом преобразуете выделение в каемку вокруг объекта (например, при помощи команды выделения бордюра Select > Modify > Border) и уже по этому выделению производите размывку (в альфа-канале, а не на рисунке!). Фрагмент, вырезанный по такому размытому на краях выделению, можно поставить на какой-то фон, и он будет очень хорошо смотреться вне зависимости от того, что это был за фон - темный, светлый, сложная текстура или вообще другая фотография. Важно только верно выбрать ширину каемки и силу размывки - поэкспериментировав с этими вещами, вы скоро этому научитесь -почувствуете, сколько, когда и каким образом.
Думаю, жизнь подскажет вам десятки других применений частичного выделения, которое создается при помощи вездесущего альфа-канала. Ведь подавляющее большинство операций обработки света и цвета, фильтров и эффектов Фото в Photoshop возможно не только по градиентной, но и вообще по любой неоднородно прозрачной маске.
А вот еще одно: альфа-канал можно превратить в цветовой. Помните, я говорил вам, что кроме обычных цветов разрешено использовать плашечные - например, для серебряной или бронзовой (золотой) краски.

Щелкните по кнопочке Options © в правом верхнем углу палитры каналов (Channels). Вылезет, как и положено, некое меню. В этом меню вы найдете команду New Spot Channel (новый плашечный канал), которая создает на основе выбранного альфа-канала новый - цветовой, плашечный (у. вас запросят его имя). При этом и сам альфа-канал останется в целости и сохранности.
Если же сам альфа-канал вам на самом деле ни зачем не нужен, можете сразу переделать его в плашечный: в том же меню возьмите другую команду -Channel Options (параметры канала). В ее диалоговом окне надо будет пометить строку Spot Color (плачешный цвет) и сказать ОК.
При выводе цветоделенных пленок для полиграфии из плашечного канала будет создана отдельная пленка, по которой будет создана отдельная печатная форма.

Похожие статьи