Программы контроля парковки жесткого диска. Отключаем парковку головок на жестких дисках Western Digital. Решаем проблему с периодическими подвисаниями игр на пол секунды, секунду

06.07.2019

Жесткий диск — один из самых удивительных компонентов современного компьютера. Только представьте себе, что мы все еще храним данные с помощью магнитно-механической технологии, которая существует с 50-х годов ХХ века и успела повидать ламповую электронику и грампластинки. Представьте, что мы живем в альтернативной Вселенной, где жесткий диск никогда не был изобретен и все данные записываются на Flash-память или другие твердотельные носители. Тогда что вы скажете на предложение сохранять информацию в виде намагниченных участков на вращающемся диске, где записывающая головка сможет точно позиционироваться на дорожках, расстояние между которыми сопоставимо по размеру с транзисторами, создаваемыми в интегральных схемах с помощью фотолитографии? Это невозможно, слишком сложно, ненадежно и недолговечно? Нет, это реальность, которую мы принимаем как нечто само собой разумеющееся. Пример технологии, доведенной до изначально непредсказуемого, даже абсурдного уровня.

Хотя в основе технологии HDD лежат простые принципы, для того чтобы она достигла таких высот, потребовались десятки лет разработки и научных исследований, огромное количество сложных, нетривиальных, подчас остроумных и невероятных решений, о которых немного известно за пределами круга людей, по профессии связанных с производством жестких дисков. Мы побеседовали именно с таким человеком — ему можно задать все вопросы, приходящие в голову по поводу технологий жестких дисков, которые применяются сейчас и будут внедряться в будущем. Знакомьтесь: Алекс Блеквелл (Alex Blackwell), главный инженер компании Western Digital в регионе EMEA.

Блеквелл часто общается с компьютерной прессой, но это явно не тот случай, к которому подошло бы казенное «по долгу службы часто приходится общаться». Чувствуется, что ему действительно нравится рассказывать людям о технологиях. Алекс говорит так увлеченно и ярко, что двухчасовое интервью с ним пролетело на одном дыхании. Это, в общем-то, и было мало похоже на интервью. У Алекса не пришлось ничего «выспрашивать», и на один вопрос он выдавал гораздо больше интереснейшей информации, чем мы изначально рассчитывали получить. Получилась фактически полноформатная лекция об интересных и неочевидных фактах, касающихся жестких дисков.

Составляя список вопросов, мы постарались сократить банальности из разряда «как у WD дела сейчас и каковы планы на будущее?» и узнать больше о жестких дисках в целом, не боясь в чем-то показаться наивными и невежественными. Алекс с удовольствием позволяет собеседнику быть жадным до знаний «почемучкой».

А еще у Блэквелла очень яркая речь, насыщенная метафорами и юмором. Попытаемся передать это в тексте, сделав его максимально близким к «непричесанной» стенограмме. Тем не менее, поскольку разговор постоянно крутился вокруг одних и тех же вопросов, мы именно так его и скомпонуем — в виде конспекта нескольких главных тем. Никакого единого сюжета, просто сборник увлекательных историй про жесткие диски. Вся речь идет от лица Алекса Блеквелла, вопросы и комментарии автора — курсивом.

⇡ О парковке головок и встроенном электрогенераторе

3DNews : Мы не так давно узнали, что жесткий диск использует электрический генератор, чтобы можно было завершить запись сектора в случае аварийного отключения. Можно рассказать об этом поподробнее?

Алекс Блеквелл: Когда внезапно пропадает электропитание, первое и самое важное для безопасности привода — запарковать головки. Потому что если они приземлятся на магнитный носитель, то они просто прилипнут, и больше не смогут подняться (в работе головка фактически летит над поверхностью за счет потока воздуха. — прим. автора ) . Это конец. Настолько гладкие у них поверхности. Представьте себе два абсолютно гладких листа стекла, прижатые друг к другу. Сколько силы нужно, чтобы разорвать их! Если вы включите привод после того как головки прилипли к диску, то вращение шпинделя просто оторвет кончик актуатора. Поэтому для парковки мы поднимаем головки и относим их на отдельную пластиковую площадку. Вернее, опускаем актуатор, а сами головки на кончике висят в воздухе.

Кончик актуатора «упал» на пластину (фото c Wikimedia Commons)

На парковку головок при обрыве питания у нас всегда есть немного свободного времени. Эта операция осуществляется с помощью электрического генератора. Но генератора как отдельного устройства в жестком диске нет. Двигатель просто используется в «реверсе», что можно сделать с любым электрическим мотором.

Так обстоят дела в течение последних 15-20 лет. Диски более старых типов парковали головки прямо на поверхность диска, у внутреннего края. Там был магнитный замок, который удерживал актуатор на месте. Если вы помните, то, выключая такой старый привод, вы слышали щелчок. Это актуатор приближался к магниту и защелкивался там. Для Western Digital производство таких дисков закончилось в 2005-2006-м, может, даже в 2007 году.

Парковать головки прямо на диске можно было потому, что изначально поверхность была не столь гладкой и головки были крупнее. Вообще, тогда все было проще. Потом поверхность потребовалось сделать очень гладкой, чтобы головка летала очень близко (сейчас зазор между головкой и поверхностью диска составляет единицы нанометров. — прим. автора ) . И однажды она стала слишком гладкой, чтобы можно было взлететь с нее после парковки. Тогда мы начали использовать лазер, чтобы создать текстуру на поверхности диска в парковочной зоне. Теперь, с 2007 года, парковочная зона находится вне поверхности диска, на пластиковой площадке. То есть принцип парковки головок пережил всего три этапа развития, но, несмотря на это, в данной области задействовано очень много тонких технологий.

Однако вернемся к ситуации обрыва питания. Помимо того, чтобы запарковать головки, вторая задача — спасти настолько много пользовательских данных, насколько возможно. Нужно передать на носитель фрагмент информации, который записывается в данный момент, завершить запись текущего сектора. Для этого мы просто используем остаточное вращение носителя.

⇡ Некоторые впечатляющие цифры и двухступенчатый актуатор

Первый жесткий диск появился в 1956 году. Вспомните другие технологии из 1950-х. Например, радиолампы. С тех пор у нас появились транзисторы, затем первые интегральные схемы, а затем — LSI (Large Scale Integration, микросхемы с сотнями тысяч транзисторов) . Или возьмем аудиозапись. Большую часть времени мы использовали пластинки со скоростью вращения 78 об/мин. Сначала с пластиковыми иглами, потом с алмазными, потом появилась магнитная лента, CD, MP3. Некоторые технологии просто прыгнули вперед, но дисковые приводы все еще работают так же, как встарь. Есть вращающийся диск и актуатор, движущийся вдоль него, магнитная поверхность с индуктивным принципом записи и чтения. Разве что автомобили остались такими же, как в то время.

Но представьте себе первый жесткий диск от IBM. Допустим, размер одного бита на этом диске 50-х годов сопоставим со стадионом «Спартак». Насколько же тогда велик бит на современном диске? Размером с этот стол? Размером с эту комнату? Размером с мой большой палец? Правильно, именно палец! Площади, занимаемые одним битом сейчас и тогда, соотносятся в масштабе 10 8 . То есть 10 4 в каждом направлении.

IBM 350 (1956 г.) — самый первый жесткий диск. Предназначался для компьютера IBM 305 RAMAC (фото с Wikimedia Commons)

Геометрия жесткого диска постоянно сжимается. Сейчас дорожки на носителе находятся на расстоянии 50-60 нм друг от друга. А теперь вспомните микропроцессоры Intel, которые для производства по норме 28 нм используют фотолитографию, фабрики с гигантским оборудованием. А у нас в то же время есть вращающийся диск, и мы можем позиционировать головку в центре одной из дорожек, которые разделяют всего 60 нм, с точностью около 10 нм. Это настоящий хай-тек.

Вы знаете, что такое двухступенчатый актуатор (Dual Stage Actuator) ? Представьте, что моя рука — это акутатор с головками на конце. Вот поворотная точка в плечевом суставе. И если вам требуется улучшить позиционирование руки, то можно обратить внимание на сустав пальца. На двухступенчатом актуаторе есть своего рода дополнительный маленький актуатор, который может перемещаться всего на несколько дорожек влево и вправо. За счет этого мы можем повысить точность позиционирования. Мы используем эту технологию уже около двух лет в корпоративных продуктах (серия RE3), а в 2012 году внедрили в некоторых потребительских моделях. В терабайтном диске серии Green, нескольких Blue, всей линейке Red, а теперь и в Black.

Схема двухступенчатого актуатора (из патента United States Patent 6624983)

⇡ WD Black и терабайтные пластины

3DNews : Расскажите, почему диски серии WD Black показывают такую впечатляющую производительность, в особенности — в тестах произвольного доступа?

Алекс Блеквелл: Одна из основ высокой производительности — скорость вращения шпинделя. Вторая основа — быстрый актуатор, за счет которого уменьшается время поиска дорожки. В дисках серии WD Black и RE в двигателе актуатора используются два больших магнита. Более сильный магнит позволяет быстрее двигать головки. В других сериях, Blue и Green, устанавливают более компактный одинарный магнит, поэтому Black опережает Blue по скорости произвольного доступа, хотя последние тоже работают на 7200 об/мин.

3DNews : А когда же появятся диски WD Black с пластинами объемом 1 Тбайт?

Алекс Блеквелл: Это вопрос приоритетов. Нет технологической причины, по которой мы не можем этого сделать. Терабайтные пластины уже применяются в «зеленой» серии при объеме 1-3 Тбайт, в «синей». Понимаете, когда ты проектируешь жесткий диск и хочешь продать его с прибылью, то нужно сочетать много параметров: производительность, объем, выход годных компонентов при производстве и множество других. Важно сочетание факторов, а не просто обладание определенной технологией. Я полагаю, что для WD Black терабайтные пластины просто еще не пришли в зону оптимального сочетания характеристик.

⇡ Как устроены головки

3DNews : Что собой представляют головки типа GPP / GMR (Perpendicular to Plane / Giant Magnetoresistance), которые сегодня используются в жестких дисках? Как они работают?

Алекс Блеквелл: Оригинальный жесткий диск IBM и все последующие диски вплоть до 1996-1997 годов имели единые головки чтения/записи. Такая головка представляет собой разорванное кольцо с проволокой, накрученной сверху. Когда на проволоку подается ток, возникает магнитное поле, которое «вытекает» через разрыв в кольце. Если поднести разрыв к чему-то, что может быть намагничено, оно намагничивается. Что и происходит с поверхностью пластины в жестком диске: возникают участки, имеющие магнитные полюса — северный и южный. В то же время, если не подавать на головку напряжение, а просто провести вдоль намагниченного участка, в ней возникает ток.


Актуатор и его кончик под микроскопом (за фото спасибо Andrew Hazelden, www.andrewhazelden.com)

Со временем стало очевидно, что единое устройство представляет собой компромисс. Что хорошо для записи, может быть неоптимальным для чтения. Тогда нашла применение идея магниторезистивности. В качестве считывающей головки стали использовать резистор, который меняет сопротивление в присутствии магнитного поля. А в качестве записывающей головки — отдельную индуктивную часть. И больше никакого компромисса. Позже появилось второе поколение этой технологии — GMR (Giant Magnetoresistance), где Giant указывает на величину напряжения, которое позволяет развить резистивный элемент. Он просто стал более чувствительным. А на будущее после GMR у нас есть вот какая штука: TuMR — Tunneling Magnetoresistance, которая еще больше повысит эффективность головки.

Теперь о записи. Катушка с разрывом в середине, о которой я говорил изначально, используется для так называемой продольной магнитной записи. Намагниченные участки на пластине образуются в продольной ориентации. Подобно тому, как машины паркуются на улице.

Продольная и перпендикулярная запись

Но теперь мы берем и устанавливаем эти магнитики вертикально. Получается перпендикулярная запись. Не зная технологии, трудно себе представить, как это делается. На самом деле, нужно добавить к магнитной пластине еще один слой, который как бы отражает один из полюсов катушки и создает слабый магнитный эффект, распределенный по большой площади. Вот как работает перпендикулярная запись. Для машин также было бы лучше, чтобы они парковались вертикально, особенно в Москве. Главное — не забыть убрать кофе из подстаканника.

Работая в сервисном центре я всё чаще начал сталкиваться с поломками жестких дисков в ноутбуках. А странным совпадением в этой ситуации было то, что 80% этих дисков были объёмом в 500GB. Я даже перестал советовать своим друзьям и клиентам покупать диски этого объёма. И так продолжалось пару месяцев, пока я не обратил внимание на мой собственный жесткий диск (винчестер) в своём домашнем ноутбуке. А что же странное я заметил? Ответ простой. Периодические посторонние звуки. Звуки, которые были слышны только если очень хорошо прислушаться и только тогда, когда ноутбук стоял и я на нём ничего не делал.

Скажу сразу, у меня был жесткий диск Western Digital 640GB BLUE SATA2 2.5" WD6400BEVT и подозрений в его ненормальной работе до этого не возникало, регулярно мною просматривались значения S.M.A.R.T., с ними было всё впорядке, плохих и переназначенных секторов на жестком диске нет и небыло. Так что же это за тихие звуки, которые издавал жесткий диск? Я задался целью и начал искать подобные жалобы в интернете и сразу же нашел в чём проблема.

Оказывается, у современных жестких дисков имеется технология парковки блока головок при простое. Зачем? Для экономии ресурса самих головок, пластин диска и электроэнергии. Висящие над пластинами головки создают дополнительное аэродинамическое сопротивление, т.к. диски вращаются на довольно высокой скорости, то и воздух в банке вовлекается во вращение вместе с ними, а блок головок тормозит эти потоки воздуха. Получаемые при этом хаотические "порывы ветра" в свою очередь создают дополнительное сопротивление для вращения пластин и энергопотребление растёт, от этого увеличивается температура, которая вредна для головок. Для примера скажу, для дисков размером 3.5 дюйма, со скоростью вращения 7200 об/мин линейная скорость краёв пластин составляет примерно 120 км/час, а на таких скоростях воздух уже вполне осязаем, в чём вы можете лично убедиться высунув руку из машины. Так вот, когда компьютер отдыхает от работы, и жесткий диск вместе с ним, то через некоторое время вступают в работу функции управления экономией энергии (Advanced Power Management) и они то и паркуют головки жесткого диска. Всё бы ничего, но это самое время простоя до активизации функции энергосбережения в некоторых дисках составляет всего несколько секунд, в итоге выходит что диск паркует головки очень часто. Производители дисков утверждают что диски могут выдерживать без проблем до 1 миллиона парковок (в зависимости от модели диска), однако на практике количество парковок набирается очень быстро и через пол года работы диска это число может перевалить за 200 тысяч!

Но этот ликбез не должен вас смущать. От частых парковок ваш диск помрёт гораздо раньше чем от всех описанных явлений.

Так вот вернёмся, как говорится, к нашим баранам. У меня на моём диске WD6400BEVT за каждый день происходило около двух тысяч парковок, и за каких-нибудь два года он бы точно помер от постоянных парковок. Не знаю почему эта проблема была у моего диска, он был "СИНИЙ" BLUE, хотя обычно этим страдают модели "ЗЕЛЁНОЙ" GREEN серии дисков, главной целью которых какраз и является экономия электроэнергии.

Итак. Как же проверить ваш диск на предмет наличия подобной "болезни"? Ответ прост. Нужна программа, которая покажет вам параметры S.M.A.R.T.. Это может быть, например, программа AIDA64 (Everest) или подобная. AIDA64 (Everest) - программа мониторинга железа, в данном случае нас будет интересовать информация как на картинке.

Нас интересует прежде всего параметр С1 Load/Unload Cycle count - количество парковок головок, если этот параметр в несколько раз больше (или десятков раз) чем параметр 0С Power Cycle Count - количество циклов отключения питания диска (можно считать количеством раз включения компьютера если диск стоял в нём изначально). То это наш случай!

Что же нам поможет? А поможет нам маленькая программка под названием WDIdle3 . Она работает только с дисками Western Digital, хотя данная проблема встречается не только у дисков Western Digital. На скриншете, что вы видели выше, показатели S.M.A.R.T. жесткого диска Hitachi HTS721010A9E630 1TB 2.5" 7200об/мин. - он тоже страдает от частой парковки головок, но ему данная программа НЕ помогает. С дисками Hitachi ситуация немного сложнее и описывать её в этой статье я не буду.

Так вот. Для начала необходимо подготовить наш компьютер к "лечению", а если быть точнее, то:

  1. Переключить в биосе режим работы диска в IDE, если у вас установлен AHCI. На некоторых ноутбуках нельзя выставить IDE, поэтому диск необходимо извлечь и подключить к настольному компьютеру.
  2. Создать загрузочную дискету или USB-флэшку с DOS. Прочитайте как создать загрузочную флешку с DOS если не умеете этого делать.
  3. WDIdle3 - собственно сама утилита версии 1.05 , утилита создана для очень ограниченного набора дисков, на которых впервые проявилась эта проблема, но работает со всеми дисками WD.

Если все три пункта Вы уже сделали, то распаковываем из архива WDIdle3 и переписываем его на флешку или на дискету (смотря что вы используете). Рекомендуется отключить физически все другие диски, кроме того, с которым вы планируете работать и конечно же не забыть сделать бэкап данных (но кто же его будет делать то:) Итак, загружаемся с флэшки и в командной строке вводим:

wdidle3 /r

Команда выводит информацию о текущих настройках таймера парковки головок, если значение считывается с вашего диска, то значит и новое запишется, что как бы логично, запишите на всякий случай изначальное значение для возврата диска по гарантии или неадекватной реакции диска. Например, на моём диске стояло 8 секунд.

Итак, время таймера парковки головок узнали и запомнили либо записали. Теперь нам надо установить новое, большее время или вообще отключить таймер. Для этого запускаем программу командами:

wdidle3 /d

Команда остановить таймер, эта настройка совсем отключает парковку головок при работе.

wdidle3 /s210

Команда устанавливает таймер на 210 сек. Необходимо помнить, при установке таймера от 8 до 12.7 секунды можно устанавливать с точностью 0.1 секунды, при установке от 12.8 до 30 секунд таймер всегда устанавливается на 30 секунд. Значения от 31 до 300 секунд устанавливаются с точностью в 30 секунд.

Справку по использованию утилиты можно получить командой:

wdidle3 /?

Этой командой получается справка по использованию утилиты

После изменения параметров нужно опять набрать:

wdidle3 /r

Тем самым мы можем убедиться что новое значение прописалось и уже после этого обязательно ВЫКЛЮЧИТЬ ПИТАНИЕ КОМПЬЮТЕРА подержав нажатой кнопку включения питания 3-5 секунд.

Теперь включаем компьютер и загружаем Windows. Для тех, кто отключал дополнительные диски, перед включением компьютера их можно опять подключить, а те, кто переводил в биосе режим работы диска в IDE, необходимо зайти в BIOS и опять перевести в режим AHCI , иначе получите синий экран смерти при загрузке Windows.

Буквально сегодня изменял время парковки головок на двух "ЗЕЛЁНЫХ" дисках Western Digital 2TB WD20EZRX и Western Digital 2TB WD20EARX - проблема исчезла, было время 8 секунд на каждом, стало 240:) Диски работают и не паркуются так часто, как это было до этого! Ура!

На одном из компьютеров наблюдалась такая проблема: компьютер постоянно ловил секундные подвисания, особенно это было заметно в играх, при простое винчестер начинал потрескивать. Оказалось все дело в парковке головок на жестком диске , все бы ничего, но диск парковал головки при 8-ми секундном простое. Некоторые винты (наверное некоторые дешевые модели), после парковки головок долго возвращаются в рабочее состояние, что и приводит к фризам в играх. Второе на что нужно обратить внимание, производители жестких дисков утверждают, что винчестеры должны выдерживать от 300 до 600 тысяч парковок. Моему винчестеру меньше года, но по S.M.A.R.T данным параметр Load/Unload Cycle count уже перевалил за сто тысячную отметку, хотя количество циклов отключения питания диска чуть больше тысячи (Power Cycle Count ). В данной статье я не хотел бы никого призывать к совершению данной операции, а всего лишь рассмотреть как это делается. Встречались мне жесткие диски и с более миллионом парковок, которые работали без нареканий. В интернете я наткнулся на статью под названием "WDIdle3 - отключаем парковку головок на жестких дисках Western Digital ", но к сожалению рассмотренная там утилита поддерживает небольшое количество дисков Western Digital . С помощью WDIdle3 можно увеличить простой перед парковкой головок до 5 минут, или вовсе отключить. Также отключить парковку можно с помощью изменения APM (Advanced Power Management), параметр отвечающий за энергопотребление жесткого диска (1 - 254). По умолчанию, для моего диска WD этот параметр был выставлен в значение 96 , хотя у многих по умолчанию выставлено значение 128 . По некоторым утверждениям, для уменьшения числа парковок, достаточно выставить значение APM в 128. При отключении питания параметр Advanced Power Management сбрасывается на значение по умолчанию, поэтому далее в статье я рассмотрю отключение парковки головок через APM в автоматическом режиме, с помощью добавления задачи в планировщик.

Утилиты

1. Для изменения параметра APM нам понадобиться утилита HDParm . 2. Чтобы при запуске не было видно окна командной строки, мы используем утилиту hidcon .

Установка

1. Устанавливаем HDParm в директорию по умолчанию c:\Program Files (x86)\hdparm\ 2. В эту же директорию копируем hidcon.exe 3. Здесь же создаем файл hdparm.cmd , который и будет отвечать за изменение APM, следующего содержания: @ECHO OFF cd "%~dp0" hdparm -B 255 hdb exit 255 - отключает APM, можно указать нужное значение без отключения, указав от 1 до 254. hdb - указывает, что мы меняем значение у второго винчестера в системе (hda, hdb, hdc ...)

Настройка

1. Для hdparm выставляем совместимость WinXP и запуск от имени администратора. 2. Для hidcon также желательно выставить запуск от имени администратора. 3. Запускаем планировщик заданий. Нажимаем на клавиатуре Win+R и в появившемся окне набираем команду: %SystemRoot%\system32\taskschd.msc /s 4. Создаем задачу:

Здесь событие System - Power-Troubleshooter - 1 создается для отключения APM при выходе из сна. Теперь при запуске системы у нас будет отключаться Advanced Power Management, что приведет к отключению парковки головок жесткого диска .

Достался мне по случаю винчестер Toshiba MQ01ABD050 (AX002K), который стал использоваться в небольшом стационарном персональном компьютере безвентиляторного исполнения.


Однако через некоторое время на слух стали восприниматься щелчки. Как показало "следствие", ситуация соответствовала описанному ниже.

В ноутбуках иногда встречается проблема, когда жесткий диск каждые 10-20 секунд издает щелчок. Щелчок – это ни что иное как парковка головок жесткого диска.

В некоторых моделях лаптопов происходит периодическая парковка головок жёсткого диска. Наблюдается на разных моделях лаптопов и жёстких дисков в них. Периодичность этого явления зависит от режима работы. При работе от батарей парковка происходит один раз в 10 минут. При работе от сети - 2 раза в минуту. Диски большинства производителей паркуются довольно редко (несколько раз в час). Теоретически, проиводители жёстких дисков дают гарантию, что устройство может выполнить ль 300 до 600 тысяч циклов парковки. Если пересчитать на часы работы жёсткого диска, то это составит явно меньше ожидаемого срока работы ноутбука в целом. Кроме того, в полной тишине звук парковки отчётливо слышен и действует на нервы. Описать звук сложно, он зависит от модели жёсткого диска. Например, его сравнивают со звуком карандаша, падающего плашмя на деревянный стол или как звук ломающейся тонкой стеклянной палочки. Каждый, кто слышал этот звук, не спутает его уже больше ни с чем. Можно не полагаться на слух, а проверить наличие (или отсутствие) этого явления инструментально.

В стандартной версии диска, APM имеет значение 128, в улучшенной – 254 (отключено). У вас закономерно должен возникнуть вопрос, а как вообще парковка головок экономит электроэнергию и ресурс батареи? Дело в том, что противоположный конец головки оснащен катушкой. При подаче "правильного" питания на катушку, она генерирует электромагнитное поле, что позволяет ей перемещаться между двух мощных постоянных магнитов (перемещая при этом противоположный конец). Что интересно, значение APM можно изменить самостоятельно. При использовании в ноутбуках полностью отключать парковку не рекомендуется, т.к. ноутбук это переносной компьютер, а одна из возможностей APM – парковка головок, которая в свою очередь защищает поверхность диска от повреждений при перемещении ноутбука (тряска, сильные вибрации, удары, ускорение). В случае со стационарным ПК парковку во время работы можно отключать, или же установить значение 250-253. Не стоит бояться, что диск перестанет парковать вообще, при отключении как и ранее, будет выполняться парковка головок в безопасную зону.


Проверка состояния настроек параметров привода показала, что тайм-аут перехода в режим ожидания и дополнительное управление электропитания (APM) отключены, так как мой безвентиляторный компьютер является не ноутбуком, а именно десктопом.

При просмотре состояния SMART выявлено, что значение параметра 193, соответствующее количеству циклов позиционирования пишущей головки в зону парковки, постоянно растёт.

Так как какой-либо сервисной утилиты отключения парковок у меня не было, да и сайт www.bad-good.ru категорически не рекомендовал этого делать, пришлось, как было на нём указано, искать другой путь.

Исходя из других ресурсов интернета продвинутый пользователь решает, что частая парковка приводит к износу механики головок жесткого диска. Это верно. А далее он делает то действие, за которое ему приходится потом расплачиваться деньгами. Он отключает парковку при помощи сервисных программ производителя. Как следствие, жесткий диск неспешно сыпется меньше чем за год. Пользователь думает, что щелчки были связаны с неисправностью жесткого диска, и вот он через год и умер. Покупает следующий. И в цикле. Ищите решение этой проблемы в самой ОС, которую вы поставили; залезать во внутреннее содержимое контроллера жесткого диска противопоказано.

Не секрет, что в настоящее время "толковую" информацию найти зачастую найти тяжело. Было найдено 4 варианта решения. На системе Runtu сработал 1-й вариант.

Так как мой компьютер не использует ни ждущего, ни спящего режимов (они ), то было решено осуществить "Persistent configuration using udev rule".

Если у Вас отсутствуте пакет hdparm, то его можно найти через менеджер пакетов Synaptic. В Linux Mint он установлен изначально, а в Runtu – отсутствует.


После были выполнены запросы к состоянию электропитания винчестера (через терминал).

Sudo hdparm -B /dev/sda
/dev/sda: APM_level = 128

Sudo hdparm -S /dev/sda
-S: bad/missing standby-interval value (0..255)

Sudo hdparm -M /dev/sda
/dev/sda: acoustic = not supported

Cоздать файл 95hdparm-apm в каталоге /etc/pm/power.d с содержанием:

#!/bin/sh
hdparm -B 254 /dev/sda

Уставить на созданный файл права на исполнение:

Sudo chmod u+rwx,g+rx,o+rx /etc/pm/power.d/95hdparm-apm

После перезагрузки проверить полученный результат командой терминала:

Sudo hdparm -I /dev/sda | grep -i "Advanced power management level"

Изменить файл /etc/hdparm.conf, вписав в него следующее:

/dev/sda {
apm = 254
apm_battery = 254
}

4-й вариант. (источник не помню)

Создать в /etc/init.d скрипт под именем hdparm_park (имя дано для примера, можно указать своё):

#!/bin/bash
hdparm -B 255 /dev/sda
hdparm -S 0 /dev/sda

Сделать его исполняемым:

Sudo chmod +x /etc/init.d/hdparm_park

Добавить его к автозагрузке:

Sudo update-rc.d hdparm_park defaults 90

Что означают цифры 128, 254, 255 ? (взято с англоязычных источников)

Для параметра -B

0 ... 127 – позволяют задействовать функцию винчестера spin-down;

128 ... 254 – не позволяют функции spin-down влиять на работу винчестера;

255 – полностью деактивирует функцию Advanced Power Management.

Для параметра -S

0 соответствует "выключено";

1 ... 240 – значение, умноженное на 5, определяет интервал от 5 секунд до 20 минут;

241 ... 251 – определяющие интервалы значений 11 до 30 задают шаг в 30 минут для определения значений интервала: 30 минут... 5,5 часов;

252 – соответствует значениям таймаутов 21 минут;

253 – значение таймаута определяется вендором;

255 – интерпретируется как 21 минута + 15 секунд.

Цитата с "древней" публикации (2010 г.): "Если значение APM установлено в диапазоне от 254 - 192 то HDD будет потреблять "по максимуму". Если в диапазоне 192 - 128 то при отсутствии обращений к диску (Hitachi) в течении 2 - 6 минут, будет произведено обесточивание соленоида актуатора, головки запаркуются на рампу, обороты шпинделя останутся на прежнем уровне. Если в диапазоне 128 - 1, то при уже обесточенном соленоиде и запаркованных головках нет обращений к диску 5 - 10 минут то скорость шпинделя снизится до 5400 об/м."

В дополнение для ноутбуков найдено ещё (было указанно для Arch, публикация давняя):

" ... лучше установить tlp и в /etc/default/tlp в строчке DISK_APM_LEVEL_ON_BAT= вместо 128 128 поставить 254 254 (обязательно включив службу systemctl enable tlp, или не знаю, какая система инициализации там у вас...

Когда в последний раз писал мануал на эту тему, нужно было поставить параметр CONTROL_HD_POWERMGMT=1 в файле /etc/laptop-mode/laptop-mode.conf

Проблема была следующая: В игре (в игре Smite) наблюдались периодические лаги (примерно раз в 15 секунд), подвисание буквально на пол секунды, секунду лаги. По отзывам, такие же лаги наблюдаются у во многих играх, таких как Call of Duty, Call of Duty ww2, Вattlefield 1, Вattlefield 3, Вattlefield 4 и многих других.

Обычно советуют проверить интернет, понизить настройки графики, отключить антивирус, это конечно все может помочь, но если это не помогает и у вас ультра хороший компьютер, который явно по системным требованиям должен спокойно тащить игру, та вот решение.

Проблема состоит в следующем: на жестких дисках есть такая технология – под названием парковка головки, которая убирает считывающую головку диска в безопасную область, чтобы не создавать завихрения над диском при простое и уменьшить износ диска.

Но порой диск «простаивает» всего лишь несколько секунд, например, пока вы бежите в игре по области, которая уже прогрузилась и не требует запроса информации с жесткого диска, но как только вы попадаете в новую, не подгруженную в оперативную память зону, компьютеру требуется информация и он обращается к жесткому диску. И вот именно в этот момент, если у вас головка уже отправилась в безопасную зону, она должна вернуться оттуда, на что и уходит примерно пол секунды, из-за чего и возникает лаг.

Решение проблемы:

1. Если у Вас есть другой жесткий диск, попробуйте переставить игру на него.

Но если нет или у вас все диске компании Western Digital (WD), как это было у меня, то переходим ко второму пункту.

2. И так, у Вас Western Digital (WD) (обязательно убедитесь в этом)

— Первым делом, то, что нужно сделать – это зайти в биос и поменять режим работы диска с AHCI на IDE.
— Смотрим S.M.A.R.T. вашего жесткого диска, любой программой, умеющей это делать, например, AIDA64, Everest, Victoria и т.п. Нас интересует параметр 193 Load/Unload Cycle count, он показывает количество парковок головки. Сравниваем цифру на против этого параметра с цифрой напротив параметра 12 Power Cycle Count (количество циклов отключения питания). Если значения отличаются в десятки или сотни раз, то это наш случай!
— Нам потребуется утилита что бы сделать загрузочную флешку, такая как HP USB Disk Storage Tool и MS-DOS
— Далее Скачиваем программу WDIdle3.
— Далее: делаем загрузочную флешку DOS, распаковываем туда архив с нашей программой, перезагружаем компьютер, загружаемся с флешки, путем нажатия клавиши F8, при перезагрузке компьютера и у нас появится командная строка для работы с жесткими дисками.
— В эту строку мы вводим следующие команды.
— Первым делом команда wdidle3 /r она покажет текущее значение таймера в секундах. Т.е. через сколько времени бездействия головка паркуется. Вот там то обычно и стоит 12,8 – 15 секунда. Те 15 секунда через которые вы наблюдали лаги!
— Что бы совсем отключить парковку головки вводим команду wdidle3 /d.
— Что бы установить какое-либо значение, нам потребуется команда wdidle3 /s50, где s50 – будет число, отвечающее за колчество секунд, через которое головка будет парковаться.
Тут помните, что значения от 8 до 12,7 секунд можно устанавливать с точностью 0,1 с. Значения от 12,8 до 30 таймер ставится только на 30. Значения от 30 до 300 – с точностью по 30 с. Максимальное значение 300. Нажимаем enter.
— Проверяем, установилось ли значение wdidle3 /r
— Выходим перезагружаемся, проверяем в игре, лагов должно не быть! Ура!

PS: Бывает такое, что после данных манипуляций на компьютере появляются частые вылеты в синий экран и подобная нестабильная работа. Я вас рекомендую сначала полностью убрать парковку головки, проверить в игре, если лаги ушли – то оставить так и забыть, ничего диску не будет, но если уж вы хотите поставить какое-нибудь значение – ставьте 300, проверяйте, если вылетов нет – оставляйте и наслаждайтесь игрой!

Если же все-таки вылеты наблюдаются, экспериментируйте со значениями и подбирайте нужное.

Так же хочу заметить, что никаких криминальных и фатальных последствий в этом нет, доказано на личном опыте!

Всем добра!


Похожие статьи