Примеры использования средств икт в игровой деятельности. Консультация для воспитателей «Возможности использования ИКТ в игровой деятельности. Задачи нашей работы

21.06.2020
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .
В старшем дошкольном возрасте очень важно вызывать и поддерживать у ребенка положительные эмоции, радостное настроение для эмоционального восприятия и положительного психологического настроя. Настроение, поведение и работоспособность маленького человечка в основном зависят от того на сколько нравится, на сколько интересно, доставляет ли это занятие удовольствие или нет. Поэтому является необходимым включение в игровую деятельность ребенка музыки. Музыка обогащает эмоциональный опыт ребенка-дошкольника, служит средством эффективного развития всех личностных качеств ребенка. Планирование и организация музыкально-воспитательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий (Далее – ИКТ) должно учитывать наличие необходимого оборудования для проведения занятий, развлечений: наличие компьютера или ноутбуку, программного обеспечения, необходимых DVD или CD дисков, музыкального центра, музыкальных колонок, интерактивной доски, оптического прибора (проектора), наличие проекционного экрана. Наличие интерактивной доски позволяет педагогу и воспитанникам сочетать компьютерные и традиционные методы организации музыкально-воспитательного процесса. Однако, на современном этапе в образовательном процессе ДОУ недостаточно используют ИКТ как информационный ресурс в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сказанное определяет актуальность темы работы.
Объект исследования – процесс применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Предмет исследования – педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.
Цель исследования – изучить возможности применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
2. Проанализировать возможности использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в процессе опытно-экспериментальной работы.
3. Определить педагогические условия применения ИКТ в музыкально игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий по результатам опытно-педагогической работы.
Гипотеза: выдвинуто предположение, что игра является наиболее естественной и природосообразной формой жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Поэтому применение ИКТ в музыкально-игровой деятельности в ДОУ представляется целесообразным и будет способствовать раскрытию их творческого потенциала, развитию музыкальных способностей, а также созданию в группе эмоционально-позитивной атмосферы.
В работе использованы методы: теоретические методы: анализ и обобщение содержания педагогической, психологической литературы, методических источников; построение гипотезы, моделирование, количественный и качественный анализ фактического материала; эмпирические методы: наблюдение, эксперименты; методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.
Методологическую основу исследования составили научные труды Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Е.В. Середа, Н.В. Увариной, Д.Б. Эльконина и др. Игру как ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста всесторонне рассматривали такие ученые, как Л.С. Выготский, Е.В. Середа, Н.В. Уварина, Д.Б. Эльконин и другие. А.А. Люблинская, В.С. Мухина раскрыла особенность игровой деятельности в каждый из периодов дошкольного детства. Т.Д. Антонова, Ю.В. Терентьева, Д.Б. Эльконин раскрыли методические аспекты обогащения музыкой сюжетные детские игры. К.К. Соколова, Р.О. Юрчик, Н.Г. Яковлева и др. обосновали необходимость использования ИКТ в организации музыкально-игровой деятельности дошкольников на музыкальных занятиях. Н.Г. Яковлевой составлена картотека сюжетных детских игр с использованием музыкального сопровождения для детей старшего дошкольного возраста посредством применения ИКТ.
База исследования:
Структура исследования. Цель и задачи обусловили структуру дипломной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем составляет 70 страниц.[...]

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

1.1. Сущность понятия «музыкальной игровой деятельности» в ДОУ

В настоящее время игровая деятельность признается важнейшим фактором формирования эстетической культуры ребёнка (Т.С. Комарова , Д.Б. Эльконин и др.). Современные исследователи исходят из той позиции, что игра является формой и способом образного отражения действительности, принятия и сохранения художественного опыта народа. Так, исследователь детской игры Д.Б. Эльконин полагал, что игра учит ориентироваться в явлениях культуры, духовности в целом и использовать их соответствующим образом . Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что создание общей философско-эстетической теории игры ещё не завершено.
Идея использования игры в деле воспитания принадлежит к давним и прочно утвердившимся теоретическим достижениям педагогической науки. Феномен игры – явление многомерное. Различные его аспекты исследуются философией, культурологией, психологией, педагогикой, эстетикой, искусствоведением и другими науками. Отсюда – многообразие акцентов в определениях понятия игры: изначальная школа поведения (С.Н. Кайдаш) , инстинктивное самообразование развивающихся задатков (И.В. Кошмина) , способ ориентирования в явлениях культуры с помощью культовых символов (Д. Эльконин) , механизм самоорганизации и самообучения (Т.С. Комарова) , способность к продуцированию разнообразных идей и замыслов (А.М. Новиков) , совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, открытие и познание его и нахождение своего места в нем (Б.М. Рунин) . Но при всем многообразии подходов к феномену игры, при всем различии теорий её происхождения общим для них остается признание социализирующей, обучающей, развивающей функции игры, её огромного педагогического потенциала.
Исследователи детской игры (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в игре формируются такие способности человеческой личности, которые влияют на эстетический характер отношения к окружающему и в целом на эстетическое мировосприятие. Именно в игре происходит одушевление ребёнком неживых объектов, способность перевоплощаться в другого человека, видеть в объектах и предметах богатство отношений, а также вера в вымысел, иллюзию без утраты чувства реальности. Следовательно, игровое поведение очень тесно переплетено с искусством.
Как известно, среди всех видов музыкальной деятельности детей музыкальное восприятие является ведущим. Рассмотрение игры как системообразующего фактора педагогического процесса в музыкальном воспитании опирается на игровую природу музыкального восприятия. Теоретический анализ процесса музыкального восприятия ставит проблему его развития в контекст игровой деятельности слушателя. Сравнивая музыкальное восприятие и игровую деятельность, мы обнаруживаем целый ряд общих принципов: во-первых, преобладание эмоционального начала в игре и в восприятии музыки. Сложность и своеобразие эмоций в игре во многих исследованиях сравнивается с художественными эмоциями (Л.С. Выготский , В.Н. Дружинин и др.). Игра не ограничивается чистым действием – субъективное эмоциональное состояние её участников привносит в игру осмысленность, становится источником удовольствий, наслаждений, вызываемых игрой.[...]

ИКТ в игровой деятельности детей

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек

По сравнению с традиционными формами обучения и развития дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Его помогает организовать использование интерактивной доски, которая помогает ребенку увидеть себя как бы со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Цели и задачи: ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...

Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей

Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематической проверки «Состояние развития игровой деятельности детей посредством применения инновационных игровых технологий»

Цель: Выяснить состояние работы по игровой деятельности с применениеминновационных игровых технологий в МБДОУ детском саду №5 «Искорка»...

Консультация для воспитателей "Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении."

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-иг...

Анкета для воспитателей ИКТ.
При работе с таблицей Вам нужно в столбце «Ответ» поставить знак + напротив правильного ответа. Правильных ответов может быть несколько. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 20
№ п/пВопрос Варианты ответов Верный ответ
1 Расшифруйте аббревиатуру ИКТ а) информационные и коммуникационные технологии б) информационно-компьютерные
технологии в) информационные коллективные
технологии 2 Расшифруйте аббревиатуру ЭОР а) электронные
образовательные
результаты б) электронные
образовательные ресурсы 3 Расшифруйте аббревиатуру ЦОР а) централизованные образовательные ресурсы б) целенаправленные образовательные результаты в) цифровые
образовательные ресурсы 4 Верно ли указан адрес сайта для воспитателей ДОУ?
http://dohcolonoc.ru/а) да б) нет 5 Верно ли утверждение:
«ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации, а также для оказания услуг (сотовая связь, электронная почта, Интернет, компьютерное оборудование и др.)? а) да б) нет 6 Верно ли утверждение: «ЭОР (электронные образовательные ресурсы) – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств ИКТ»? а) да б) нет 7 Верно ли утверждение: «Информационные и коммуникационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования»? а) да б) нет 8 Верно ли утверждение: «Педагоги ДОУ должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для реализации ФГОС дошкольного образования»? а) да б) нет 9 Какими знаниями и умениями должен обладать воспитатель ДОУ в соответствии с требованиями к должности воспитателя, предусмотренными в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»? а) основы работы с текстовыми редакторами б) основы работы с электронными таблицами в) основы работы с электронной почтой и браузерами г) основы работы с мультимедийным оборудованием 10 В каких направлениях могут быть использованы ИКТ? а) при организации образовательного процесса с детьми б) при взаимодействии с родителями в) в процессе методической работы 11 Верно ли утверждение: «ИКТ помогают объяснить ребенку в доступной форме то, что непонятно ему на словах» (например, показать, что такое круговорот воды в природе)? а) да б) нет 12 Верно ли утверждение: «ИКТ нельзя совмещать с игровой деятельностью детей»? а) да б) нет 13 Верно ли утверждение: «Текстовые ЭОР содержат преимущественно текстовую информацию»? а) да б) нет 14 Верно ли утверждение: «Звуковые ЭОР содержат цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание»?
а) да б) нет 15 Верно ли утверждение: «Сетевые ЭОР доступны потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети»? а) да б) нет 16 Верно ли утверждение: «Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке»? а) да б) нет 17 Как называется экскурсия, которую можно провести с помощью средств ИКТ? а) информационная б) виртуальная в) электронная 18 Как называется устройство, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации? а) клавитураб) мышка в) монитор 19 Как называется устройство фиксации на бумаге информации, найденной в сети Интернет или созданной педагогом или ребенком? а) клавитураб) принтер в) монитор 20 На что нужно обращать особое внимание для профилактики заболеваний при работе с компьютером? а) на профилактику нарушения зрения б) на профилактику нарушения осанки в) на профилактику заболеваний кистей рук

Галина Виноградова
Консультация для воспитателей «Возможности использования ИКТ в игровой деятельности»

Возможности использования ИКТ в игровой деятельности

Подготовила Виноградова Г. Ю, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №20" г. Сергиев Посад

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей , педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности , которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия , игровых знаков , приобретающих значение в смысловом поле игр. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства . В ходе игровой деятельности дошкольника , с использованием компьютерных средств у него развивается : теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения и развития дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ :

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач ;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности : восприятия , внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие - игровым , замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми

Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества , такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Однако опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Его помогает организовать использование интерактивной доски , которая помогает ребенку увидеть себя как бы со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.

Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка.

Гигиенические требования к организации занятий с использованием компьютеров , оборудованию учебных помещений, безопасности эксплуа-тируемых компьютеров изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

В результате проводимых в разное время исследований, выявлено, что предельно допустимая длительность игровых занятий на компьютере для детей шести лет не должна превышать 10-15 минут.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия за компьютером. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя , который несет ответственность за безопасность ребенка.

При взаимодействии ребенка с персональным компьютером стул должен обязательно иметь спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За одним монитором недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране.

В отличие от персонального компьютера, интерактивная доска – инструмент групповой работы. Педагог, работающий с детьми любого возраста, сталкивается с тем, что изображение на интерактивной доске воспринимается иначе , чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски . Полноценное использование интерактивной доски предполагает, что действия на ее поверхности (перемещение объектов, рисование и др.) выполняются не только педагогом, но и детьми.

Интерактивные страницы, с которыми работает только педагог, свободны от многих характерных для дошкольных учреждений ограничений. Детям, сидящим на некотором расстоянии от доски, существенно проще охватить взглядом ее поверхность, наблюдая за действиями воспитателя или выполняя задание устно.

Интерактивная доска – это достаточно большой экран, и маленький ребенок, стоящий рядом, не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти нужные для выполнения задания изображения. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они будут плохо восприниматься с близкого расстояния.

Несмотря на то что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность . Учитывая это, картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны располагаться в нижней части доски (нижней половине или трети, в зависимости от возраста детей) . Изображения, с которыми ребенок работает самостоятельно, следует располагать ближе друг к другу. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы их соединить или перетащить на нужное место, не “роняя”.

После работы с компьютером или ИД для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров» и т. д., игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 мин, но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение с мышц глаз, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Зрительная гимнастика проводится после 5 мин работы для пятилетних и после 7-8 мин для шестилетних детей Длительность зрительной гимнастики как во время, так и после занятия составляет 1 мин.

Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых , но и средством обучения и развития детей. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

Разделы: Работа с дошкольниками

В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, - все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
Развитию информационной компетентности современного дошкольника могут способствовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), являющиеся мощным орудием развития формирующегося интеллекта ребенка - базы, лежащей в основе способности к обучению. Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех-шести лет, поскольку в этом возрасте интенсивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера - это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Все это можно сформировать у детей дошкольного возраста, при помощи детально разработанной серии развивающих игр и задач.
В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей - это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становится сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду - проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха";
  • дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок - педагог;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.) ;
  • занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:

  • Компьютер - это средство выравнивания возможностей детей.
  • Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
  • Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.
  • Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
  • Тесный контакт в цепи педагог-ребенок-родитель.
  • Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
  • Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
  • Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
  • Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.

Целью работы при использовании ИКТ в организованной образовательной деятельности (ООД) является повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

Задачи нашей работы:

  • разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
  • увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: администрация, педагоги, родители, воспитанники.
  • повышение познавательной мотивации воспитанников;
  • обогащение кругозора и словарного запаса;
  • развитие соответствующих возрасту ребёнка умений;
  • развитие пространственного мышления;
  • ускорение усвоения ребёнком подаваемого материала;
  • создание положительного эмоционального настроя;

Основные требования, которые необходимо соблюдать педагогу при проведении ООД с использованием компьютеров:

  • ООД должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;
  • на ООД дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одну ООД, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);
  • на ООД не рекомендуется использовать программы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой - реакция не должна быть очень острой;
  • перед ООД должна быть проведена специализированная подготовка - социально-ориентированная мотивация действий ребенка.

Дидактические принципы применения компьютерных технологий:

  • принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положе-ний науки.
  • принцип систематичности и последовательности связан как с орга-низацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой.
  • принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает пе-реход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляют-ся особые требования: они должны быть интересными и разнообразны-ми, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
  • принцип прочности закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников.
  • принцип преемственности предусматривает сохранение связи ста-дий обучения - различных по содержанию и способам осуществления.
  • принцип наглядности называется также принципом интерактивной наглядности. С представленными в компьютерной форме объектами мож-но осуществить разные действия, изучить не только их статичное изобра-жение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть их в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнооб-разными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности.
  • принцип мультимедийности предполагает способность транслиро-вать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анима-ция и др.), реализовывать интерактивный диалог ребенка с компьюте-ром.
  • принцип когнитивности коммуникации является новым по сути и присущ только компьютерному обучению. Он заключается в организа-ции диалога между компьюте-ром и ребенком. Неслучайно компьютерные обучающие системы называ-ют интерактивными (диалоговыми). Диалог человека и ПС имеет свои особенности, его можно определить как обмен информацией между вычислительной системой и пользователем, проводимый с помощью ин-терактивного терминала по определенным правилам.
  • принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия компьютерные технологии для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению.
  • принцип межпредметных связей способствует целостному воспри-ятию системы знаний, формированию логического мышления. Объем учебного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознатель-но, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.

Основные формы использования ИКТ:

1. Непосредственное применение в воспитательно-образовательном процессе.
2. Применение ИКТ в проведении досугов и развлечениях.
3. Организация работы с родителями воспитанников не только в группе, но и в семье.

В работе используем следующие методы обучения:

  • Метод демонстраций используется для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их изучения дошкольниками.
  • Метод иллюстраций позволяющий показ предметов, процессов, явлений в их символическом изображении (фотографии, рисунки) .
  • Дидактический метод помогает детям овладеть предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности, которые являются базовыми.
  • Словесный (беседа, рассказ, пересказ) с сопровождением слайдов.

В процессе обучения используются технологии:

  • игровые;
  • личностно-ориентированные;
  • социоигровые,
  • здоровьесберегающие.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • групповая,
  • индивидуальная

Для проведения групповых занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
На индивидуальном занятии используется один или несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Ребенок самостоятельно выполняет задание и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Мы применяем в своей практике мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познание», «Речевое развитие»,

Художественно-эстетическое развитие», «Художественная литература», «Физическая культура», что позволяет нам:
. значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков.
. развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.
. развитию высших психических функций - внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Взаимодействие с педагогами и родителями

Работа с педагогами предусматривает беседы, консультации по повышению ИКТ компетенции, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ открытых занятий с использованием мультимедийных презентаций
Использование информационных технологий в работе с родителями предоставляет возможность проводить различные консультации, родительские собрания, развлекательные мероприятия с применением ИКТ; оформлять информационные стенды, групповую документацию в красочной и эстетической форме. Способствует созданию работоспособной системы поддержки семейного воспитания, активизации педагогического и культурного сознания родителей, участию родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

  • минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
  • рост объема информации;
  • оперативное получение информации.

Ожидаемые результаты :

  • формирование навыков учебной деятельности: умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слышать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности;
  • формирование представлений и знаний по различным образовательным областям программы: математика и логика, познавательное развитие, художественно-эстетическая деятельность детей, правила личной безопасности;
  • развитие сенсорных возможностей ребенка. Дошкольники приобретут самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость; будут приобщены к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству;
  • развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления.

Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:

  • Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти-семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
  • Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
  • Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
  • Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
  • Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2-2,5 метра.

Образовательная область «Познание» (ознакомление с миром природы)
Представленные игры могут быть использованы в организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познание» и «Речевое развитие» по изучаемым лексическим темам, а также на индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры могут быть предложены родителям для развития познавательных способностей детей, логического мышления, внимания, памяти. Презентация 1
Образовательная область «Речевое развитие»
Представленные игры могут быть использованы в организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» и «Познание» по изучаемым лексическим темам, а также на индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры могут быть предложены родителям для развития речи детей, логического мышления, внимания, памяти. Презентация 2
Математические игры
Представленные игры могут быть использованы в организованной образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (развитие элементарных математических представлений), а также на индивидуальных занятиях для закрепления изученного материала. Игры могут быть предложены родителям для развития речи детей, логического мышления, внимания, памяти.

Похожие статьи