Панамский канал: описание, история, координаты и интересные факты. Как устроен панамский канал

26.08.2019
Характеристика Длина 81,6 км Водоток Вход Тихий океан Устье Атлантический океан Панамский канал на Викискладе

Пана́мский кана́л - судоходный канал, соединяющий Панамский залив Тихого океана с Карибским морем и Атлантическим океаном , расположен на Панамском перешейке на территории государства Панама . Длина - 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по дну Панамской и Лимонской бухт (для прохода судов к глубокой воде).

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и на всей Земле, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.

Канал пропускает через себя суда самых разных типов - от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов . Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал фактически стандартом в судостроении, получив название Panamax .

Проводка судов через Панамский канал осуществляется лоцманской службой Панамского канала. Среднее время прохода судна по каналу - 9 часов, минимальное - 4 часа 10 минут. Максимальная пропускная способность - 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 17,5 тыс. судов, несущих более 203 млн т груза. К 2002 году услугами канала воспользовалось уже более 800 тыс. судов.

В декабре 2010 года канал впервые за 95 лет был закрыт для проводки судов из-за непогоды и повышения уровня воды в результате непрекращающихся ливней .

История

Строительство канала в 1888 году

Акция Панамского канала

Первоначальный замысел строительства канала, соединяющего два океана, относится к XVI веку , но король Испании Филипп II наложил запрет на рассмотрение подобных проектов, поскольку «что Бог соединил, человек разъединить не может». В 1790-е гг. проект канала был разработан Алессандро Маласпина , его команда даже обследовала трассу строительства канала.

В связи с ростом международной торговли интерес к каналу ожил к началу XIX века; в 1814 году Испания приняла закон об устройстве междуокеанского канала; в 1825 году аналогичное решение принимает конгресс центрально-американских государств. Открытие золота в Калифорнии вызвало в США повышенный интерес к проблеме канала, и в 1848 году США по договору Хейса получили в Никарагуа монопольное право на постройку всех видов междуокеанских путей сообщения. Великобритания , чьи владения соприкасались с Никарагуа, поспешила обуздать экспансию США, заключив с ними в 1850 году Клейтон-Бульверский договор о совместной гарантии нейтралитета и безопасности будущего междуокеанского канала. В течение всего XIX века фигурируют два основных варианта направления канала: через Никарагуа (см. Никарагуанский канал) и через Панаму.

Тем не менее, первая попытка строительства судоходного пути на Панамском перешейке датируется лишь 1879 годом . Инициатива в разработке Панамского варианта была захвачена французами. В то время внимание США привлекал, главным образом, никарагуанский вариант. В 1879 году в Париже под председательством руководителя постройки Суэцкого канала Фердинанда Лессепса была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», акции которой приобрело более 800 тысяч человек, компания выкупила у инженера Уайза за 10 млн франков концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии в 1878 году. Международный конгресс, созванный перед сформированием компании Панамского канала, высказался за канал на уровне моря; стоимость работ намечалась в 658 млн франков и объём земляных работ предусматривался в 157 млн куб. ярдов . В 1887 году пришлось отказаться от идеи бесшлюзового канала, чтобы сократить объём работ, так как средства компании (1,5 млрд франков) были растрачены, главным образом, на подкуп газет и членов парламента; лишь треть была израсходована на производство работ. В результате 14 декабря 1888 года компания прекратила платежи, и вскоре работы были остановлены.

Испанские рабочие - строители канала, начало 1900-х

Строительство канала, 1911

В 1902 году Конгресс США принял закон, обязывающий президента США приобрести имущество компании по строительству канала, акции железной дороги Панамской компании и полоску земли у Колумбии шириной 10 миль для сооружения, поддержания и управления каналом с правом юрисдикции на упомянутой территории. 22 января 1903 года посол Колумбии Томас Херран и госсекретарь США Джон Хей подписали договор, по которому Колумбия отдавала в аренду Соединенным Штатам сроком на 100 лет полоску земли для сооружения Панамского канала. За санкцию правительства Колумбии, которой принадлежала территория Панамы, на передачу концессии США соглашалась уплатить единовременно 10 млн долларов и затем по истечении 9 лет - ежегодно по 250 тысяч долларов при сохранении суверенитета Колумбии над зоной Панамского канала. Условия эти и были оформлены в договоре Хей-Херрана, но колумбийский сенат 12 августа 1903 года отказался его ратифицировать, поскольку концессионный договор с французской компанией истекал лишь в 1904 году, а по условиям его, если канал к тому времени не начнет функционировать, это было несомненно, - то все возведённые компанией сооружения переходили безвозмездно к Колумбии . Единственный выход заинтересованные лица во Франции и США видели теперь в том, чтобы штат Панама отложился от Колумбии и в качестве самостоятельного государства оформил юридически передачу концессии США. Француз Бюно-Варилья возглавил сепаратистское движение и, при содействии военного флота США, осуществил отложение Панамы 4 ноября 1903 года; 18 ноября от имени «Независимой Панамской республики» он подписал с США договор по образцу договора Хей-Херрана. Конфликт США с Колумбией был ликвидирован лишь в 1921 году.

По Договору 1903 года Соединенные Штаты получали в вечное владение «зону земли и земли под водой для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала», что предусматривалось статьей 2 Договора. Статья 3 давала США все права, как если бы они были сувереном территории. Кроме того США становились гарантом независимости Республики Панама и получали права поддерживать порядок в городах Панама и Колон в случае, если Республика Панама, по мнению США, оказалась бы неспособной поддержать порядок. Экономическая сторона Договора повторяла Договор Хея-Эррана, не ратифицированный Колумбией. От имени Панамы договор подписал французский гражданин Филипп Бюно-Варилья за 2 часа до прибытия в Вашингтон официальной делегации Панамы.

Строительство началось под эгидой Министерства обороны США, а Панама фактически стала протекторатом США.

В 1900 году в Гаване Уолтером Ридом и Джеймсом Керролом было установлено, что жёлтая лихорадка передается комарами , и был предложен метод снижения опасности жёлтой лихорадки путем уничтожения среды обитания комаров. Помня о неудаче первой попытки прорыть канал, американцы направили в поход на комаров Aedes aegypti и малярийных комаров - переносчиков жёлтой лихорадки и малярии , соответственно, - большую экспедицию, возглавляемую Уильямом Кроуфордом Горгасом - 1500 человек. О масштабах их деятельности красноречиво говорят опубликованные данные: требовалось вырубить и сжечь 30 квадратных километров кустарников и мелких деревьев, выкосить и сжечь траву на такой же площади, осушить миллион квадратных ярдов (80 га) болот, вырыть 250 тысяч футов (76 км) водоотводных канав и восстановить 2 миллиона футов (600 км) старых рвов, разбрызгать 150 тысяч галлонов (570 тыс. литров) масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения . Как и незадолго до этого в Гаване , это принесло свои плоды: распространенность жёлтой лихорадки и малярии сократилась настолько, что болезни перестали быть препятствующим фактором.

Панамский канал (США), 1940

К сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году . Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс . На этот раз был выбран правильный проект: шлюзы и озера. На строительство потребовалось 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, около 5600 человек погибло. Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме , направился к специальному столику и величественным жестом нажал на золочёную кнопку. И в то же мгновение мощный взрыв сотряс влажный тропический воздух в четырёх тысячах километрах от Вашингтона , на Панамском перешейке . Двадцать тысяч килограммов динамита разрушили у города Гамбоа последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Кабель длиной в четыре тысячи километров, специально проложенный от перемычки у Гамбоа к Белому дому , послушно выполнил волю президента .

Первое судно (океанский пароход) по нитке канала прошло 15 августа 1914 года , но большой оползень в октябре помешал открыть движение в том же 1914. Для укрепления обороны на подступах к каналу США приобрели расположенные поблизости острова: от Панамы были получены тихоокеанские острова - Маргариты, Перке, Наос, Кулебра и Фламенко; у Дании были куплены в 1917 за 25 млн долларов о-ва св. Иоанна, св. Креста и св. Фомы; у Никарагуа в 1928 - Хлебные острова и у Колумбии - острова Ронкадор и Китасуеньо. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 года .

В августе 1945 года Япония планировала осуществить бомбардировку канала .

Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года , после чего был передан правительству Панамы .

Конфигурация канала

Благодаря S-образной форме Панамского перешейка, Панамский канал направлен с юго-запада (сторона Тихого океана) на северо-восток (Атлантический океан). Канал состоит из двух искусственных озёр, соединённых каналами и углубленными руслами рек, а также из двух групп шлюзов . Со стороны Атлантического океана трёхкамерный шлюз «Gatun» соединяет Лимонскую бухту с озером Гатун . Со стороны Тихого океана двухкамерный шлюз «Miraflores» и однокамерный шлюз «Pedro Miguel» соединяют Панамскую бухту с руслом канала. Разница между уровнем Мирового Океана и уровнем Панамского канала составляет 25,9 метра. Дополнительное водоснабжение обеспечивается ещё одним водохранилищем - озером Алахуэла

Огромный паром, проходящий через канал

Все шлюзы канала - двухниточные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике, тем не менее, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тыс. м³ воды. Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами на электрической тяге, называемыми мулами (в честь мулов , ранее служивших основной тягловой силой для перемещения барок по рекам).

Администрацией канала установлены следующие проходные размеры для судов: длина - 294,1 м (965 футов), ширина - 32,3 м (106 футов), осадка - 12 м (39,5 футов) в пресной тропической воде, высота - 57,91 м (190 футов), размер от ватерлинии до самого высокой точки судна . В исключительных случаях судам может быть предоставлено разрешение для прохождения при высоте 62,5 м (205 футов), при условии, что проход будет осуществлен при низкой воде.

На своём протяжении канал пересекается тремя мостами. Вдоль трассы канала между городами Панама и Колон проложена автомобильная дорога и железная дорога.

Платежи за проход по каналу

Сборы за проход по каналу официально взимаются Администрацией Панамского канала - государственным учреждением Панамы. Ставки сбора установлены в зависимости от типа судна.

Сумма сбора с контейнеровозов рассчитывается в зависимости от их вместимости, выраженной в TEU (объём стандартного 20-футового контейнера). С 1 мая 2006 года ставка составляет $49 за один TEU.

Сумма платежа с прочих судов определяется в зависимости от их водоизмещения . На 2006 год ставка сбора составляла $2,96 за одну тонну до 10 тыс. тонн, $2,90 за каждую из последующих 10 тыс. тонн и $2,85 за каждую последующую тонну.

Сумма сбора с малых судов рассчитывается исходя из их длины:

Будущее канала

23 октября 2006 года в Панаме были подведены итоги референдума о расширении Панамского канала, которое поддержали 79 % населения. Принятию этого плана способствовали китайские бизнес-структуры, управляющие каналом. К 2014 году он будет модернизирован и сможет пропускать нефтяные танкеры водоизмещением более 130 тыс. тонн, что существенно сократит время доставки венесуэльской нефти в Китай . Как раз к этому времени Венесуэла обещает увеличить поставки нефти в КНР до 1 млн баррелей в сутки.

В ходе реконструкции планируется провести дноуглубительные работы и построить новые, более широкие шлюзы. В результате к 2014-2015 годам через Панамский канал смогут проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тыс. тонн. Максимальная пропускная способность канала возрастёт до 18,8 тыс. судов в год, грузооборот - до 600 млн PCUMS. Реконструкция обойдется в $5,25 млрд. Ожидается, что благодаря ей к 2015 году бюджет Панамы будет ежегодно получать $2,5 млрд доходов от канала, а к 2025 году доходы возрастут до $4,3 млрд.

Начало работ по строительству третьей группы шлюзов запланировано на 25 августа 2009 года . Администрация Панамского канала поручила эту работу консорциуму GUPC (Grupo Unidos por el Canal), который 15 июля 2008 года выиграл тендер на строительство, предложив осуществить необходимые работы за 3 миллиарда 118 миллионов долларов и закончить строительство к середине 2014 года . Основным членом этого консорциума является испанская фирма Sacyr Vallehermoso.

Альтернатива

В качестве альтернативной трассы для межокеанского канала рассматривалась территория Никарагуа . Первые предварительные планы Никарагуанского канала возникли ещё в XVII веке.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Меж двух океанов: Ворота Посейдона на сайте журнала «Популярная механика»
  • Официальный сайт администрации Панамского канала (исп.) (англ.)

Кто-то называет его скоростной водной трассой, кто-то восьмым чудом света, кто-то мостом между востоком и западом. Еще его называют артерией, невероятным мегасооружением, бутылочным горлышком, памятником упорству и героизму, а так же водным коридором. Он считается одной из самых великих и сложных построек за всю историю существования человечества, и называется не иначе как Панамский канал.

Этот судоходный шлюзовой канал, пересекающий панамский перешеек и соединяющий Карибское море, Атлантический и Тихий океаны, оказал гигантское влияние на развитие судоходства и экономики на всей Земле в целом. Благодаря Панамскому каналу на целых 13 000 километров сократился морской путь для судов из крупнейшего мегаполиса Нью-Йорка до города Сан-Франциско. По своей сути Панамский канал представляет собой выдолбленный в земле морской путь для прохода грузовых и пассажирских судов. Расположен он в одном из самых узких мест Южной Америки. На строительство канала, в конце 19 столетия была потрачена баснословная сумма, около 300 миллионов долларов.

Система функционирования и технические особенности канала

Длина канала составляет 81 километр и 600 метров, минимальная ширина канала ограничена шириной шлюзовых камер 33,5 метра, а глубина глубина — 12 метров. Администрацией канала установлены следующие проходные размеры для кораблей: длина - 294,1 метр, ширина - 32,3 метра, осадка - 12 метров в пресной тропической воде, высота - 57,91 метров, размер от ватерлинии до самого высокой точки судна. В исключительных случаях судам может быть предоставлено разрешение для прохождения при высоте 62,5 метра, при условии, что проход будет осуществлен при низкой воде.

На фотографии Панамский канал является каналом с двусторонним движением

Шлюзы работают по следующему принципу: ворота открываются, и корабль, буксируемый тяжелым локомотивом, входит в первый шлюз. После этого ворота закрываются, а шлюз наполняется или опорожняется (в зависимости от назначения данного шлюза) через клапаны.

На фотографии Система шлюзов панамского канала

Когда уровень в одном шлюзе равен следующему шлюзовые ворота открываются и судно продолжает буксировку. Панамский канал cам генерирует энергию, под воздействием которой открываются или закрываются ворота и заполняются шлюзы.

На фотографии К проходу по Панамскому каналу допускаются корабли не шире 32,3 метров

Когда корабль идёт по каналу, его с двух разных сторон сопровождают несколько мини поездов (локомоторы), получившие прозвище среди моряков «мулы». Они помогают судну держаться в центре шлюза и не касаться стенок.

У мини поездов (локомоторы) есть рация, которая принимает сигналы от штурмана корабля, но не передает ничего на судно.

На фотографии Каждый такой «мул» весит 55 тонн

Всего на Панамском канале три шлюза: Gatun - на стороне Атлантического океана, Педро Мигель и Мирафлорес на стороне Тихого океана.

Входя со стороны Атлантического океана, суда проходят «шлюзовые испытания» - поднимаются через три ступени шлюзов Гатун в искусственное озеро Гатун, которое образовано плотиной Гатун. Из озера Гатун суда проходят 12-ти километровую Кулебрскую выемку и через шлюзы Педро-Мигель спускаются в озеро Мирафлорес, минуют двухступенчатые шлюзы Мирафлорес и выходят в Панамский залив.

Корабль проходит по панамскому каналу в среднем за 8 часов и поднимается на 26 метров над уровнем моря. Минимальное время прохода по Панамскому каналу 4 часа 10 минут.

Максимальная пропускная способность - 48 судов в сутки. Ежегодно через сооружения канала проходят около 17,5 тыс. судов, несущих более 203 млн. тонн груза.

Канал пропускает через себя cамые разные суда - от частных яхт до огромных танкеров и контейнеровозов. Максимальный размер судна, которое может пройти по Панамскому каналу, стал стандартом в судостроении, получив название Panamax.

Сколько стоит большое плавание?

Количество судов, желающих проплыть по панамскому каналу невероятно велико. Иногда судна ждут своей очереди неделями. Конечно же, за такую роскошь, как переход из одного океана в другой всего за 8 часов, приходится хорошенько платить. Для каждого судна, в зависимости от его размеров и веса, установлена специальная цена. Каждый корабль платит за проход по панамскому каналу. Cтоимость прохода для небольшой яхты около 800 долларов США и для самого большого корабля это примерно 500 000 долларов США.

Кроме этого, есть люди, для которых важна каждая секунда и они не могу ждать: для них существуют специальные аукционы. Тот, кто заплатит наибольшую сумму, сможет, минуя очередь, пройти по каналу. Например однажды перед входом в Панамский канал выстроились 90 судов. Состоялся аукцион, на котором победил танкер под названием Erikoussa, он не пожалел заплатить за внеочередной проход по Панамскому каналу 220 400 долларов США, вместо законных 13 400 долларов.

Что касается cбора денег за проход судов, то его осуществляет государственное учреждение - Администрация Панамского Канала.

Миллионеры Панамского канала

Судно по панамскому каналу проводят специальные штурманы, это очень почетная и высокооплачиваемая в Панаме работа. В зависимости от типа судна количество штурманов варьируется от одного до трёх. Панамские штурманы - это местная элита, они могут зарабатывать до 24 000 долларов в месяц, в то время как минимальная заработная плата в Панаме 450 долларов США. Так же при Панамском канале работают cвоего рода матросы, функция которых установить связь между локомотором и судном. Они подплывают на лодках с веревкой, берут один конец веревки, который тянется с судна и соединяют его с локомотором.

Модернизация канала

Миновали 100 лет и современные суда стали очень большими для Панамского канала. Cудно, которое не вмещается в шлюзы канала шириной 33,5 метров называется Post-Panamax. Это значит, что оно слишком большое для прохода по водному пути. Процесс модернизации канала уже начался. Сегодня cудна размером Post-Panamax обходят канал, Панама теряет миллионы долларов. Проект расширения канала заключается в строительстве по обеим сторонам новой шлюзовой системы и расширение старых шлюзов, способных вмещать суда размером Post-Panamax. Новый навигационный канал длиной 6 километров соединит Тихоокеанский шлюз с каналом Gaillard Cut.

На фотографии

Драматическая история

«Панамой» называют столицу государства Панама, а так же различные крупные финансовые махинации! Это слово вошло в оборот после строительства Панамского канала, которое, по странному стечению обстоятельств стало самой большой аферой конца 19-го века и темным пятном в истории государства. Строительство канала вызвало огромный экономический бум, и среди крупных магнатов и финансовых воротил и среди обычных людей. Каждый американец в то время старался приобрести себе акций Панамского канала, обещавшие немыслимую прибыль.

Началось строительство канала в 1880 году, в Панаму съехались рабочие и инженеры со всего света, а командовал грандиозной стройкой Фердинанд Лесепс, под руководством которого был прорыт Суэцкий канал. Была создана «Всеобщая компания межокеанского канала», акции которой приобрело более 800 тысяч. человек. К 1888 году на строительство канала было истрачено в 2 раза больше денег, чем предполагалось, а выполнена была только треть работ. Причиной стал и неправильный проект (Фердинанд Лессепс настоял на том, чтобы канал был прорыт на уровне моря) и невозможность справиться с болезнями - малярией и жёлтой лихорадкой - из-за которой умирали работники. Есть информация, что погибли как минимум 20 тысяч. человек. Стройка канала приобрела дурную славу, врачи не могли справиться с желтой лихорадкой, люди бежали со строительства, а некоторые группы рабочих даже привозили с собой из Франции собственные гробы. Компания обанкротилась, разорились тысячи мелких владельцев акций. Дальнейшее расследование выявило факты массовой коррупции, подкупа компанией должностных лиц, редакторов газет. Данная авантюра получила название Панамской, и с тех самых пор слово «панама» стало синонимом аферы и мошенничества. В итоге Фердинанд Лессепс был обвинен в крупнейшей афере и арестован, он конечно же не желал обогатиться таким образом, поэтому, не выдержав удара судьбы, лишился рассудка.

На фотографии Испанские рабочие на строительстве Панамского канала (снимок сделан раньше 1900 года)

В 1904 году за дело взялись американцы. У них были новые меры предосторожности и новый план строительства. Французы хотели построить канал на уровне моря, а американцы же отдали предпочтение шлюзовой системе, которая поднимает и опускает проходящие по каналу корабли в соответствии с ландшафтом.

Вообще, панамский перешеек - один из самых сложнейших геологических участков земной поверхности - гористый, покрытый непроходимыми джунглями и глубокими болотами. Здешние горы, образовавшиеся в результате вулканической деятельности, представляют собой смесь твердых скальных пород с мягкими, смесь беспорядочную и расположенную под разными углами. Строители канала прошли 6 больших геологических разломов и 5 центров вулканической активности. Если прибавить к этому палящее солнце, очень высокую влажность, типичные для этих мест обильные тропические дожди, а также регулярные разливы реки Чагрес принимающие порой катастрофические масштабы и желтую лихорадку, то шансы на постройку такой конструкции, как Панамский канал были очень малы. Хорошо, что инженеры прошлого не располагали детальной информацией о геологии перешейка и о всех остальных природных «сюрпризах», иначе Панамский канал вряд ли был бы когда-нибудь построен.

На фотографии Строители канала прошли 6 больших геологических разломов и 5 центров вулканической активности

Вспоминая о неудачной первой попытки прорыть канал, американцы направили в поход на комаров целую армию, возглавляемую - 1500 человек. О масштабах этой операции красноречиво говорят следующие данные: требовалось вырубить и сжечь 30 квадратных километров кустарников и деревьев, выкосить и сжечь траву на такой же площади, осушить миллион квадратных ярдов болот, вырыть 250 тысяч футов (76,2 км) водоотводных канав и восстановить 2 миллиона футов (609,6 км) старых рвов, разбрызгать 150 тысяч галлонов (567,8 тыс. литров) масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения. Это принесло свои плоды: желтая лихорадка исчезла, случаи малярии сократились, и главная проблема была устранена.

На фотографии Крупные глыбы вывозили с помощью тележек, а глину и мелкий щебень смывали водой

Чтобы осуществить строительство канала понадобилось 10 лет тяжелого труда. Они рыли каналы, бурили скалы, взрывали холмы, и перестраивали железную дорогу, чтобы вывозить землю. Но на этот раз для рабочих были созданы более безопасные условия и все же даже на этой стройке погибли еще 5 тысяч человек. Спустя 10 лет проект был завершен с опозданием на два года. Это были мощные шлюзы и каналы, которых еще не видел мир. Панамский канал назвали величайшим инженерным подвигом в истории человечества.

Несколько любопытных фактов о Панамском канале

1. Канал работал непрерывно 95 лет со дня официального открытия, первый раз он приостановил свою работу в декабре 2010 из-за сильных ливней.

2. Перед началом строительства канала было использовано около 2 млн. галлонов керосина для распыления по болотам в районе будущей стройки, с целью уничтожения комаров Aedes aegypti (на англ.) и малярийных комаров - переносчиков жёлтой лихорадки и малярии, соответственно.

3. Для торжественного слияния вод Тихого и Атлантического океанов было заложено 20 тонн динамита. Взрыв осуществлялся нажатием кнопки, находящейся в Белом доме. Утром 13 октября 1913 года президент США Томас Вудро Вильсон в присутствии многочисленных высокопоставленных гостей, собравшихся в Белом доме, направился к специальному столику и величественным жестом нажал на золочёную кнопку. И в то же мгновение мощный взрыв сотряс влажный тропический воздух в четырёх тысячах километрах от Вашингтона, на Панамском перешейке. Двадцать тысяч килограммов динамита разрушили у города Гамбоа последнюю преграду, разделявшую воды Атлантического и Тихого океанов. Кабель длиной в четыре тысячи километров, специально проложенный от перемычки у Гамбоа к Белому дому, послушно выполнил волю президента.

4. Изначально США планировали построить канал не через Панаму, а через Никарагуа, но извержение вулкана помешало им осуществить эту идею.

5. Известно, что широкая поддержка Советским Союзом сандинистского правительства Никарагуа осуществлялась с намерением осуществить постройку межокеанского канала, контролируемого СССР.

Человечество всячески старается перекроить под себя Землю, причем в самом прямом смысле. Делает оно это для того, чтобы максимально облегчить себе жизнь. Соединить два океана и разъединить два континента? Если это принесет пользу, то «не вопрос».
Сказано – сделано. Так появился знаменитый Панамский Канал, соединяющий два океана, и разъединяющий два материка.

Естественно он возник не по мановению волшебной палочки, и не за пару дней. Как, когда и зачем он был построен, читайте дальше (учтите информации много, но она реально интересная).

Панамский канал является водным мостом между Атлантическим и Тихим океанами. Он находится в самой узкой части Панамского перешейка в Центральной Америке.

Панамский канал на карте

  • Географические координаты центральной части (9.117934, -79.786942)
  • Расстояние от столицы Панамы города … Панама примерно 6 км. Фактически Панамский канал расположен в юго-западной части столицы
  • Ближайший аэропорт Панама Пасифико (в оригинале Aeropuerto Internacional Panama Pacifico) в 5 километрах на юго-запад от Тихоокеанского входа в канал

Соединив океаны, Панамский канал тем самым разделил два континента, Северную и Южную Америки. Но отметим чрезвычайную важность и пользу этого колоссального сооружения для всей мировой экономики. Основная цель Панамского канала – сократить межконтинентальные морские маршруты.

Общее описание конструктивных особенностей канала

Канал использует систему шлюзов с входными и выходными воротами. Шлюзы функционируют как водные лифты: они поднимают суда с уровня моря (Тихоокеанский или Атлантический) до уровня озера Гатун (26 метров над уровнем моря). Затем корабли проходят по Континентальному Водоразделу и на выходе спускаются до уровня океана опять же с помощью щлюза.

Каждый шлюз носит имя города, в районе которого он построен: Гатун (со стороны Атлантики) и Педро Мигель и Мирафлорес (со стороны Тихого океана).

Панамский канал идет с юго-востока, со стороны бухты Лимон, входящей в акваторию Карибского моря и соответственно Атлантического океана, через шлюз Гатун на северо-запад к шлюзам Педро Мигель и Мирафлорес и выходит в Тихий океан.
Вода, используемая для подъема и опускания судов в каждом шлюзе, поступает из озера Гатун под действием силы тяжести. Она поступает в шлюзы через систему водопропускных труб, которые проходят под шлюзовыми камерами от боковых и центральной стенок.

Озеро Гатун — искусственное озеро площадью 430 квадратных километров, образованное в результате строительства плотины Гатун. В свое время оно было самым большим искусственным водоемом в мире.

Самая узкая часть Панамского канала — Кулебра-Кут (в оригинале Culebra Cut) — простирается от северной части шлюза Педро Мигель до южного края озера Гатун в Гамбоа. Этот отрезок пути длиной около 13,7 километра вырезан в скалах и сланцевых породах континентальной части Панамского перешейка.


Все шлюзы канала двойные (можно сказать двухсторонние). Поэтому по каналу возможно встречное движение судов, но, как правило, обе шлюзовые камеры пропускают суда в одном направлении. Для прохода судов используются специальные железнодорожные тягачи, которые прозвали «мулами», по аналогии с животными, тянувшими раньше суда по рекам.

Стандартное время прохода судна по Панамскому каналу обычно укладывается в 8-10 часов, но в случае экстренной необходимости время может быть значительно сокращено. Самый быстрый транзит через канал осуществил корабль ВМФ США Pegasus, который прошел канал от шлюза Мирафлорес до шлюза Гатун за 2 часа 41 минуту в июне 1979 года.

Корабли со всех концов света ежедневно проходят через Панамский канал. Каждый год каналом пользуется от 13 до 18 тысяч судов. Панамский канал обслуживает 144 морских маршрута, соединяющих 160 стран и примерно 1700 портов в мире.


Канал работает 24 часа в сутки, 365 дней в году, обеспечивая безусловный транзит судам всех стран мира. В конце 2010 года Панамский канал был закрыт для прохождения кораблей из-за сильных ливней и поднявшегося уровня воды. Такое событие произошло первый раз за 95 лет.

Около 10 000 человек работают во всех службах Панамского канала.

Еще немного цифр Панамского канала

Длина Панамского Канала 77,1 километра. Но совокупная длина пути от глубоких вод Атлантики до глубоких вод Тихого океана – 80 километров. Поэтому зачастую его длину указывают плюс/минус пару километров.
Общая ширина в районе шлюзов достигает 150 метров (имеется в виду ширина конструктивной искусственной части, исключая ширину искусственных озер).

Первоначальный Панамский канал

Изначально параметры каналы были такие.
Размеры шлюзов: ширина 33,53 метра, длина 304,8 метров. Глубина 12,5 метров. Объем воды в камере шлюза примерно 101 000 кубометров.


Максимальный размер судна, способного преодолеть Панамский Канал был 32,3 метра в ширину и 294,1 метра в длину. Осадка не более 12 метров и высота от ватерлинии до самой высокой точки корабля не должна была превышать 62,5 метра.

Примечателен тот факт, что именно эти размеры стали одним из стандартов судостроения, названным «Панамакс» (в оригинале Panamax) в честь канала.


Так как прогресс не стоит на месте, и объем торговли увеличивается, то в конце 2006 года было принято решение о расширении канала. Причем это решение принимал народ страны на референдуме, где около 80% населения высказалось за расширение. И снова на работы потребовалось целых 9 лет. Работы были проведены, и в 2016 году пропускная способность канал увеличилась до 18800 кораблей в год.

Модернизация канала позволит увеличить денежные поступления в бюджет страны с 2,5 до 4,3 миллиардов долларов.

Что вошло в проект?
Главная особенность современного Панамского канала – это увеличение пропускной способности и возможность проводить суда еще большей вместимости. На судоверфях уже используется термины Нью Панамакс или Пост Панамакс (в оригинале соответственно New Panamax и Post Panamax) обозначающий тип судов примерно в полтора раза больше стандарта Панамакс.

Значительно увеличились шлюзовые камеры. Теперь они длиной 427 метров (1400 футов) и шириной 55 метров (180 футов) и 18,3 метра (60 футов) в глубину. Они обеспечивают прохождение судов шириной до 49 метров (160 футов) и длиной до 366 метров (1200 футов) с максимальной осадкой 15 метров (50 футов) или с грузом объемом до 170 000 DWT и 12 000 TEU.

DWT — общая масса судна (измеряется в тоннах), включая груз, топливо и все судовые запасы.
TEU – это стандартный объем 20-футового морского контейнера.


Конструкция новых шлюзов включает использование армированной стали, которая не использовалась при строительстве прежнего Панамского канала. Строительство новых комплексов шлюзов потребовало в общей сложности 4,4 миллиона кубических метров бетона.



Ворота, используемые на современном Панамском канале, были построены субподрядчиком Cimolai SpA в Италии на семи различных заводах в северо-восточной части Италии. Ворота имеют разные размеры в зависимости от их расположения в камере шлюза. Все они имеют длину 57,6 метров, ширину 8-10 метров, а высота зависит от местоположения, и составляет от 22,3 до 33,04 метров. Вес составляет от 2100 до 4200 тонн.
Они обошлись в 547,7 млн. долларов, включая доставку. Общая стоимость работ по расширению канала оценивается в 5,25 миллиарда долларов.




Первое торжественное прохождение китайского супер-контейнеровоза COSCO SHIPPING по обновленному каналу состоялось 26 июня 2016 года. Эта дата считается фактическим вводов в эксплуатацию современного Панамского канала.


COSCO SHIPPING PANAMA — первое судно прошедшее по обновленному Панамскому каналу

COSCO SHIPPING имеет длину 300 метров и ширину 48 метров. Общий тоннаж составляет 93702 тонн.

А вот на фотографии ниже запечатлен 2000 – ый проход по каналу судна Cosco Yantian класса New Panamax.
Судно имеет длину 351 метр и ширину 43 метра, при этом общий коэффициент TEU составляет 9 504.


Cosco Yantian — 2000-ый корабль класса New Panamax, проходящий канал

А это уже контейнеровоз «Теодор Рузвельт», 365,9 метра в длину и 48,2 метра в ширину.


«Теодор Рузвельт» в Панамском канале

Первый круизный лайнер, прошедший через обновленный Панамский канал, называется Disney Wonder.


Disney Wonder — первый круизный лайнер в обновленном Панамском канале

История Панамского канала

В 1513 году испанский исследователь Васко Нуньез де Бальбоа стал первым европейцем, обнаружившим, что Панамский перешеек самое узкое место, разделяющее Атлантический и Тихий океаны. Но тогда идеи канала не было и в помине.

Первое упоминание о проходе через Панамский перешеек датировано 1534 годом, когда Карл V , император Священной Римской империи и король Испании, приказал найти кратчайший маршрут между Испанией и Перу. Такой путь дал бы испанцам военное преимущество над португальцами. Естественно, в те времена ни знаний, ни технологий для такого строительства не было. Поэтому идея так и осталась идеей.

Во время экспедиции с 1788 по 1793 год итальянский исследователь Алессандро Маласпина уже разрабатывал планы канала. Но до строительства дело не дошло.

Первую попытку реального строительства предприняли французы в 1879 году. В разработке принимали участие такие знаменитые люди как Фердинанд де Лессепс (под его руководством был построен не менее известный Суэцкий канал) и Александр Гюстав Эйфель (он создал современный символ Парижа в частности и Франции в общем).
Панамский, так же как и Суэцкий канал, планировалось построить на уровне моря. То есть шлюзовая система вообще не рассматривалась. Это, и еще целый ряд факторов, послужило, в конечном счете, провалом всего проекта.

Итак, удалось выбить деньги с правительства Франции, и даже начались работы. Но чуть позже выяснилось, что лишь третья часть денег была реально потрачена на строительство. Остальное ушло на взятки или были разворованы. Малярия и лихорадка массово косила работников. По некоторым данным от болезней (в основном) и несчастных случаев умерло примерно 22000 (!!!) человек.

В результате череды финансовых скандалов, компания занимавшаяся строительством обанкротилась. Сам Лессепс и Эйфель были обвинены в махинациях и растратах. Фердинанд Лессепс, не выдержав давления со всех сторон, в 1894 году скончался, так и не достроив свой второй великий канал. Работы были заморожены. Скандалы вокруг Панамского канала были настолько крупные, что в те времена слово «панама» стало синонимом масштабной коррупции и мошенничества.

В то же время США рассматривали возможность строительства межокеанского канала по территории Никарагуа.
Практически весь 19 век рассматривались два варианта каналов, Никарагуанский и Панамский. Но в конечном итоге решение было принято все-таки в пользу последнего.

Как присвоить Панамский канал

Ситуация складывалась таким образом, что США в это время больше интересовал Никарагуанский вариант канала, и формально Панамский им был не нужен.

Французы уже не могли продолжать строительство. Панамский канал стал для них пресловутым «чемоданом без ручки», и нести тяжело и бросить жалко.

Тут в большую игру вступают США. Они всячески продвигают идею Никарагуанского канала, тем самым снижая ценность Панамского. В конце концов, американцы перекупают у Франции права и фактически все, что связано с каналом за 40 млн. долларов. По действующему договору с Колумбией, которой тогда принадлежал штат Панама, все оборудование и все проведенные работы, включая канал, переходит в собственность страны, в случае, если до 1904 года канал не заработает. А он, конечно же, никак не мог заработать. Единственным способом завладеть каналом было отделение Панамы от Колумбии. Это устроило бы и Францию и США. Франция получает деньги, США – канал, а Колумбия дырку от бублика.

Древнее как мир решение «разделяй и властвуй» было принято. Американцы разглядели недостаток демократии и угнетение прав человека в штате Панама (на тот момент еще принадлежащий Колумбии). В прибрежные воды тут же прибыл флот США, а на улицы панамских городов вышли толпы баранов гражданских активистов, которым вдруг резко захотелось свободы и кружевных панталонов.

Вауля! 4 ноября 1903 года на карте мира появляется новое «независимое» государство, которое прямо так и назвали «Независимая Панамская Республика». Спустя всего 2 недели Панама «независимо» подписывает договор с США, по которому фактически все права и на канал, и на прилегающие территории переходят американцам.

Строительство продолжилось уже под руководством американского Министерства обороны, а Панама де-факто становится протекторатом Соединенных Штатов. Кстати, споры по этому поводу с Колумбией удалось урегулировать только к 1921 году.

Завершение строительства Панамского канала

Надо сказать, американцы подошли к вопросу строительства канала со свойственным им энтузиазмом и прагматизмом. Для начала они максимально обезопасили прилегающую территорию, вырубили и сожгли более 30 км2 зарослей, осушили около сотни гектар болот, нарыли примерно 80 километров водоотводных канав. Изюминкой на торте стало распыление около 600 тысяч литров специальных жидкостей, убивавших москитов, комаров и их личинки в местах их наибольшего скопления и размножения. В результате таких действий малярия и лихорадка пошли на спад, и работы по строительству возобновились уже в 1904 году.

От идеи бесшлюзового канала отказались и решили применять систему искусственных озер и шлюзов. Именно поэтому удалось в разы сократить работы по выкапыванию земли и ускорить весь процесс строительства. Работы шли на протяжении 9 лет. Завершающим этапом стал торжественный подрыв последней преграды в районе города Гамбоа. 10 октября 1913 года Томас Вудро Вилсон (на тот момент президент США) с помощью телеграфа произвел этот подрыв прямо из Вашингтона, нажав символичную кнопку в присутствии членов правительства. Официально строительство канала завершилось.

Первое судно «Кристобаль» прошло через Панамский канал 3 августа 1914 года. Официально канал окрыли 15 августа 1914 года проходом через него корабля SS Ancon.


К сожалению, при строительстве канала американцами, жертв избежать не удалось. По разным причинам погибло 5609 человек.

Кому принадлежит Панамский канал

Как вы уже знаете, Панама передала США все полномочия по каналу. Для укрепления обороноспособности канала, США даже выкупили несколько близлежащих островов у Никарагуа, Дании и Колумбии.

Но позже стали возникать различные трения по поводу канала между властями Панамы и США. Были зарегистрированы даже восстания в этой небольшой стране с требованиями отдать контроль над каналом Панаме. Несмотря на то, что многие политики в США были против, 7 сентября 1977 года в столице Соединенных Штатов лидеры двух стран заключили договор о передаче с 2000 года контроля над каналом правительству Панамы. Это решение ратифицировал американский Конгресс, и теперь Панамский канал принадлежит стране, в которой он и построен.


Стоимость прохода по каналу

Естественно за прохождения судна по Панамскому каналу берется плата, которая зависит от размеров корабля, его груза, водоизмещения и еще целого ряда факторов.
Ставка за провоз груза крупногабаритными судами-контейнеровозами составляет 49$ за 1 TEU. Плюс к этому ставка на проход самого корабля.

Оплата прохода зависит еще и от длины судна и начинается от 500$. Это для судов до 50 футов (чуть больше 15 метров) длиной. Суда длиной до 100 футов (примерно 30,5 метров) проводят уже за 2000$. Для кораблей длиной от 100 футов ставки начинаются от 2500$.

Есть еще ставка на каждую тонну водоизмещения корабля. Она начинается от 2,95$ и немного снижается для крупнотоннажных кораблей.

Мы не будем подробно расписывать все расценки на переход судов из Атлантики в Тихий океан, так как она зависит от очень многих факторов. К тому же вся информация по стоимости есть на официальном сайте Панамского канала https://www.pancanal.com. Скажем лишь, что иногда сумма доходит до 500 000$ за один громадный контейнеровоз.
Рекордсменом по самому дешевому проходу по каналу стал в 1928 году Ричард Холлибертон. Ему это обошлось всего в 36 центов.

На сегодняшний момент, Панамский канал не только ценный межокеанский коридор и чудо инженерной мысли, но и популярный туристический объект. В прилегающих к шлюзам городах есть музеи, посвященные истории канала и смотровые площадки, с которых можно понаблюдать за его титанической работой.


  1. За время работы, Панамский Канал способствовал сокращению выбросов углекислого газа (CO2) на 650 миллионов тонн. Расширение канала сократит выбросы еще на 160 миллионов тонн в ближайшие 10 лет. Это происходит за счет уменьшения протяженности морских путей, а соответственно и негативного влияния морских судов на экологию
  2. Американские расходы с 1904 по 1914 годы составили 375 000 000 долларов США. Это самая большая сумма, потраченная правительством Соединенных Штатов на реализацию какого-либо проекта, до этого времени. Общие расходы Франции и Америки составили 639 000 000 долларов США
  3. В ходе строительства было выкопано более 130 миллионов кубометров грунта (23 млн. из них выкопали французы в самом начале)
  4. По оценкам, в строительстве участвовало более 80 000 человек, причем множество рабочих было из Индии. Около 28 000 человек погибли в ходе работ
  5. Панамский канал посещали многие звезды кино и телевидения. В частности Aerosmith, Usher и Шон Коннери
  6. 4 сентября 2010 года Fortune Plum стал миллионным судном прошедшим через Панамский канал
  7. Канал сократил морской путь из Нью-Йорка в Лос-Анджелес почти в 2,5 раза, с 22 000 до 9 000 км
  8. Летом 2014 года был разработан окончательный маршрут Никарагуанского канала, который должен стать конкурентом Панамскому, но строительство пока только в проекте

Панамский канал - это искусственно созданная артерия, роль которой очень сложно переоценить для современной транспортной системы мира. Когда и при каких обстоятельствах он был построен? Каковы его основные параметры? Ответы на все эти вопросы содержатся в нашей статье.

Панамский канал: общая характеристика

Канал соединяет два океана - Тихий с Атлантическим. Если говорить точнее: Панамский залив с Карибским морем. Он расположен в пределах современного государства Панама, примерно на 9 о северной широты и 79 о западной долготы. Таковы его географические координаты. Панамский канал вошел в историю как один из крупнейших инженерных проектов во всей истории человечества и существенно повлиял на развитие мирового судоходства в целом.

Прежде всего, канал сократил расстояние по морю между двумя крупнейшими центрами США: Нью-Йорком и Сан-Франциско (почти в три раза!). За все время своего существования он пропустил свыше 800 тысяч разных судов. Панамский канал работает уже почти столетие.

Основные параметры канала

Строительство Панамского канала продолжалось более тридцати лет. И это неудивительно, ведь для реализации столь масштабного проекта необходимо было преодолеть, пробурить около 70 километров по суше Панамского перешейка.

Общая длина Панамского канала составляет 81,6 километра. Из них около 65 километров проложено именно по суше. Общая ширина канала - около 150 метров. А вот искусственные шлюзы для прохождения кораблей и суден имеют ширину в 33 метра. Глубина канала, разделившего две Америки, всего 12 метров.

Прохождение судов

Услугами канала пользуются самые разные суда: это и маленькие яхты, и крупные нефтяные танкеры. Любопытно, что самый крупный корабль, который способен пройти через шлюзы Панамского канала, вскоре стал своеобразным "мерилом", эталоном в судостроении. Он и название получил специфическое: "Panamax".

Прохождение судов через канал контролирует специальная служба. В среднем один корабль преодолевает его за девять часов. За сутки Панамский канал способен пропустить до 50 суден. Ежегодно здесь провозится около 200 миллионов тонн различных грузов. Теперь легко можно представить себе, насколько значимым и важным стало открытие Панамского канала 100 лет тому назад.

Сколько же нужно заплатить, чтобы воспользоваться этим водным транспортным коридором? Ставка зависит от длины (если речь идет о малых кораблях или яхтах), или же от загруженности (вместимости) судна. Она исчисляется в стандартных единицах измерения - так называемых TEU (это один контейнер весом в 20 футов). Сумма ставки за один TEU составляет на сегодняшний день 49 долларов США.

Конфигурация и основные технические особенности

Направление Панамского канала: с юго-востока - на северо-запад. Его общая структура представлена двумя искусственными водоёмами и двумя группами шлюзов. Также, во время прокладки канала, осуществлялось углубление русел местных рек. Все шлюзы здесь двусторонние, что позволяет осуществлять безопасное встречное движение суден.

Длина Панамского канала, которая приходится на бухты (Панамская и Лимонская), составляет всего 16 километров. Крупные суда проводят по нему с помощью мощных локомотивов на электротяге (ранее эту роль выполняли обычные мулы).

Берега Панамского канала соединены тремя мостами, а вдоль него проходит железнодорожная ветка и автомагистраль.

Как и когда появился канал?

Почти четверть века понадобилось на то, чтобы реализовать этот грандиозный проект. Идеи связать водным переходом два океана начали появляться давно, задолго до начала его строительства. Однако технические возможности для этого появились лишь в конце XIX века.

Первая попытка создать канал на Панамском перешейке принадлежит французам и датируется 1879 годом. Но она оказалась неудачной и завершилась полным фиаско для Франции и многочисленными скандалами. Почти 800 тысяч акционеров были разорены, а 20 тысяч строителей умерли от малярии. Руководители проекта были уличены в мошенничестве и коррупции. Кстати, тюремный срок получил один из авторов этого проекта - знаменитый Эйфель.

Следующая попытка реализовать Панамский проект принадлежит американцам. И они, в отличие от французов, смогли довести дело до конца. Началом строительства канала можно считать 1902 год.

Канал и панамские "сепаратисты"

Стоит отметить, что со строительством канала удивительным образом совпало и возникновение такого государства, как Панама. Ранее этим перешейком владела Колумбия, и именно с президентом этой страны США заключили договор об аренде большого участка земли для строительных работ. Но не тут-то было! Парламент Колумбии отказался ратифицировать данное соглашение. И после этого начали происходить весьма интересные события.

Как раз в штате Панама, где должно было проходить строительство канала, неожиданно возникла группировка местных сепаратистов - борцов за свободу региона. Колумбия сразу же попыталась придушить эти движения, однако панамских "бунтарей" моментально поддержали ВМС США. Правительство Колумбии вынуждено было отступить: в ноябре 1903 года Панама провозгласила себя независимой республикой. А вскоре после этого новоиспеченное руководство государства подписало с США договор о передаче земель в аренду и бессрочном пользовании каналом. В обмен на это сверхдержава пообещала защитить суверенитет молодой Панамы.

Как строился канал?

Справедливости ради, стоит отметить, что американцы подошли к этому делу гораздо серьезнее, нежели французы. Так, главным врагом прокладки канала была малярия. Американцы очень быстро решили эту проблему: осушили болота, создали систему рвов для отвода воды и обработали территорию химикатами от комаров.

Стоит привести несколько сухих, но впечатляющих цифр для статистики. Работы по прокладке Панамского канала длились 10 лет. В них приняли участие свыше 70 тысяч человек. Общая стоимость проекта составила 400 миллионов долларов.

Открытие Панамского канала происходило торжественно и крайне помпезно. Вудро Вильсон (президент США), находясь в Белом Доме, нажал на кнопку и взорвал последнюю перемычку будущего канала. И воды двух океанов соединились! Кстати, для реализации этого величественного акта от Вашингтона до Панамы специально проложили кабель длиной в 4000 километров.

Считается, что год открытия Панамского канала - 1914. 15 августа этого года через него прошел первый корабль - "Кристобель". Однако той же осенью на канале случился крупный оползень, который на некоторое время прекратил навигацию. Возобновилось движение по Панамскому переходу спустя год - в 1915, когда состоялось еще одно торжественное его открытие.

Мост двух Америк

Следует отметить, что новый грандиозный канал не только соединил два океана, но и разъединил два материка. Эту проблему сразу же ощутили на себе жители двух городов - Колон и Панама, которые оказались отрезанными от остальной части своей республики.

Строительство так называемого моста двух Америк было начато в 1959 году, а завершилось - в 1962. Он стал первым сплошным автомобильным мостом, соединившим два континента. До этого связь между двумя берегами канала обеспечивали разводные мосты.

Современное состояние и перспективы

Несмотря на то что канал был построен ровно 100 лет назад, он и сегодня пользуется огромнейшим спросом. Разумеется, что размеры и тоннаж современных кораблей заметно возросли. Поэтому современный Панамский канал сталкивается сегодня с рядом потенциальных и серьезных проблем.

В 2006 году в Панаме был проведен специальный референдум касательно будущего канала. И 79% жителей страны высказались "за" его расширение и модернизацию. Активные работы начались уже в 2007 году. Планируется, что в самое ближайшее время ширина пропускных шлюзов увеличится с 34 до 55 метров, а глубина - до 15,2 метра. Таким образом, Панамский канал сможет пропускать современные крупнотоннажные танкеры с нефтью.

Общий грузооборот должен вырасти до 600 миллионов PEU. Согласно планам, новый Панамский канал после реконструкции сможет пропускать в год 18,8 тысяч суден. Общая стоимость проекта по модернизации канала составляет огромную сумму: 5,25 миллиардов долларов США.

Альтернатива Панамскому каналу

Очевидно, что объемы мирового судоходства растут. И если в первой половине ХХ века Панамский канал отлично справлялся со своими обязанностями, то сегодня он все чаще сталкивается с новыми проблемами. Так, в последние годы участились морские пробки из суден, которые формируются по обе стороны канала. Иногда длина одного такого затора достигает нескольких десятков крупных суден.

Исходя из этого, многие задумываются о том, что необходимо построить второй Панамский канал. Никарагуа, в этом плане, рассматривается как самый подходящий вариант.

Проектируемый канал в Никарагуа - это отличная альтернатива панамскому каналу, так считают многие эксперты. Да и природные условия способствуют его прокладке. Кстати, первые идеи прорубить проход именно в этой стране возникали еще в XVII столетии.

Никарагуанский канал

Руководители трех государств (России, Китая и Никарагуа) уже договорились о совместном участии в этом проекте. Новый канал сможет не только решить транспортную проблему, но и лишит США экономической монополии в этом регионе.

45 миллиардов долларов - такова ориентировочная стоимость проекта. Основной финансовый груз пообещал взять на себя Китай. Российская Федерация в свою очередь обязуется обеспечить военную поддержку проекта. Так, российским военным кораблям разрешено находится в территориальных водах Никарагуа до середины 2015 года.

Планируется, что ширина Никарагуанского канала будет от 230 до 530 метров, а глубина - до 30 метров. Общая длина канала составит 278 километров, из которых 105 км должно пройти по водам озера Никарагуа.

Заключение

Панамский канал - это величественное сооружение, один из величайших инженерных проектов в истории человечества. На его строительство ушло 10 долгих лет и миллионы долларов. Несмотря на свой солидный возраст, Панамский канал продолжает пользоваться большим спросом. Однако новые времена требуют новых мощностей, вследствие чего канал сталкивается с массой новых проблем. Чтобы решить эту проблему, было принято решение качественно модернизировать сооружение. Кроме того, рассматриваются и альтернативные варианты, в частности, прокладка нового канала в Никарагуа.

Длина панамского канала от глубокой до глубокой воды – 81,6 км, минимальная ширина – 150 м, гарантийная глубина – 12 м, размер камер парных шлюзов – 305 на 33,5 м. Водораздельный участок канала длиной 51 км лежит на высоте 25,9 м над у.м. Входя со стороны Атлантического океана, суда поднимаются через три ступени шлюзов Гатун в искусственное озеро Гатун, которое образовано плотиной Гатун через реку Чагрес и лежит на высоте 25,9 м над у.м. В 1935 объем водохранилища был увеличен за счет строительства плотины Мадден в верхнем течении Чагреса, что привело к появлению озера Мадден. Из озера Гатун суда проходят 12-километровую Кулебрскую выемку, через шлюзы Педро-Мигель спускаются в озеро Мирафлорес (16 м над у.м.), минуют двухступенчатые шлюзы Мирафлорес и выходят в Панамский залив. Среднее время прохождения судов через канал составляет 7–8 часов. Двустороннее движение невозможно только для крупнотоннажных судов на участке Кулебрской выемки.

Первым из европейцев Панамский перешеек пересек в 1513 испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа. В колониальную эпоху неоднократно возникали так и не реализованные планы строительства трансокеанского канала. Интерес США к идее строительства канала обозначился во время калифорнийской золотой лихорадки 1848. В 1850 США и Великобритания заключили договор Клейтона – Булвера, согласно которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет.

В 1878 Франция получила от Колумбии, куда до 1903 входила Панама, концессию на 99 лет для строительства канала. В 1879 была создана компания под руководством Фердинанда Лессепса, строителя Суэцкого канала, и спустя два года начались работы. Однако в 1887 компания обанкротилась из-за высоких цен, финансовых афер и высокой смертности рабочих. В то время США зондировали возможность прокладки трансокеанского канала через территорию Никарагуа, и специально созданная в 1899 комиссия через три года пришла к выводу, что этот вариант более рационален. Свободу действий США получили в 1901, когда заключили с Великобританией договор Хея – Паунсфорта, аннулировавший предыдущий договор. Французская компания опасалась потерять все капиталовложения в случае строительства канала через Никарагуа и предложила США все права и свою собственность в Панаме за 40 млн. долларов. Североамериканская комиссия рекомендовала принять эти условия, и в 1902 конгресс одобрил проект и начал переговоры с Колумбией.

В 1903 при президенте Рузвельте между США и Колумбией был подписан договор Хея – Эррана о строительстве канала. Однако сенат Колумбии отказался ратифицировать договор. Тогда США стали оказывать поддержку панамским сепаратистам и не позволили колумбийским войскам высадиться на перешейке, чтобы подавить восстание. В результате 3 ноября 1903 Панама провозгласила выход из состава Колумбии и свою независимость как отдельного государства.

Уже 18 ноября 1903 США и правительство новообразованной республики подписали договор Хея – Бюно-Варильи, согласно которому североамериканцы получали полный контроль над зоной шириной в 10 миль, проходящей полосою через весь перешеек. США заплатили Панаме 10 млн. долларов и обязались выплачивать еще 250 000 долларов ежегодно. При этом Панама фактически становилась протекторатом США. В 1914 США подписали с Колумбией договор Томпсона – Уррутии, обеспечивший за определенную компенсацию признание Колумбией независимости Панамы. Сенат США отложил ратификацию договора, и только в 1921 Колумбия получила обещанные 25 млн. долларов.

В 1905 назначенный президентом Рузвельтом экспертный совет рекомендовал построить безшлюзовый канал, однако конгресс принял проект шлюзового канала. Вначале работы велись под руководством гражданских инженеров, но с 1907 строительство взяло на себя военное министерство. В его ведении находился и врачебный контроль над санитарными условиями и лечением тропических болезней. Французы, начинавшие строительство, осуществили выемку 23 млн. куб. м земли по маршруту канала; североамериканцам оставалось вынуть еще 208 млн. куб. м. Первое судно прошло через панамский перешеек 15 августа 1914, но фактически канал вступил в строй после официального открытия 12 июня 1920. По правительственным источникам, сооружение канала обошлось в 380 млн. долларов.

Зона Панамского канала.

Договор Хея – Бюно-Варильи 1903 отдавал во владение США в общей сложности 1432 кв. км панамской территории, включая озера Гатун и Алахуэла, позже переименованное в озеро Мадден. Вплоть до 1979 управление зоной канала было тесно связано с администрацией самого канала. Губернатором зоны был генерал инженерного корпуса армии США, а в зоне функционировали собственные полицейские и пожарные части, суд, почта, медицинские учреждения и школы с преподаванием на английском языке.

Панамский канал в международных отношениях.

В дипломатических отношениях Панамы и США на передний план всегда выходили проблемы, связанные с зоной канала. Панама стремилась расширить свое участие в управлении каналом, увеличить свою долю прибыли, протестовала против дискриминации работавших в зоне панамцев. По договору Хьюлла – Альфаро 1936 были отменены и пересмотрены некоторые кабальные положения договора 1903. В частности, США отказались от права военного вмешательства во внутренние дела Панамы и от монополии на коммуникации через перешеек, предоставляли панамцам право торговли в зоне канала и увеличили ежегодные выплаты до 430 тыс. долларов.

Договор Эйзенхауэра – Ремона 1955 передавал Панаме собственность США вне зоны канала стоимостью в 24 млн. долларов, увеличивал ежегодную арендную плату до 1 млн. 930 тыс. долларов, обязывал США построить мост через канал (завершен в 1962) и наладить водоснабжение городов Колон и Панама, лишал ряда льгот североамериканских предпринимателей, ограничил дискриминацию панамцев, занятых в зоне канала, предоставил правительству Панамы право взимать налоги со своих граждан, работающих в зоне, и с иностранцев (кроме американцев), работающих вне зоны.

В 1959 в зоне канала произошли стычки панамцев с полицией США. После переговоров 1960 США согласились вывесить на границе зоны флаги двух государств – США и Панамы. По дальнейшим договоренностям 1962 США позволили проносить панамский флаг через зону и согласились продолжить дискуссии по другим вопросам, в том числе о равной оплате труда в зоне канала для американцев и панамцев. В январе 1964, после того как американские студенты отказались нести панамский флаг вместе со своим флагом, произошли новые беспорядки, которые привели к разрыву дипломатических отношений. Панама вновь потребовала пересмотреть условия договора 1903. В апреле 1964 дипломатические отношения были восстановлены.

В 1967 был разработан проект договора о суверенитете Панамы над зоной канала и создании объединенного управления каналом, но в 1970 Панама отвергла этот проект. Переговоры, возобновившиеся в 1971, привели к подписанию в 1977 двух соглашений, согласно которым 1 октября 1979 зона канала переходила под юрисдикцию Панамы, а к 2000 США обязались передать Панаме сам канал. Впрочем, североамериканцы оставили за собой право военного вмешательства при необходимости защиты канала и сохранения его нейтралитета. Согласно договоренностям, для эксплуатации канала создана комиссия Панамского канала. До 1990 во главе Комиссии стоял гражданин США, назначаемый президентом США, после 1990 и вплоть до передачи канала в декабре 1999 ее возглавлял гражданин Панамы, также назначавшийся президентом США.

Похожие статьи