Операторы Python и их приоритет выполнения. Операторы в Python

12.07.2019
  • Перевод

В этой части статьи рассматриваются уловки для выбора одного из двух значений на основе логического условия, передача и получение произвольного числа аргументов функций, а также распространенный источник ошибок - тот факт, что дефолтные значения аргументов функции вычисляются только один раз.

4. Выбор значений

4.1. Правильный путь
Начиная с версии 2.5, Python поддерживает синтаксис «value_if_true if test else value_if_false». Таким образом, вы можете выбрать одно из двух значений, не прибегая к странному синтаксису и подробным пояснениям:
test = True # test = False result = "Test is True" if test else "Test is False" # result = "Test is True"
Увы, это всё еще немного некрасиво. Вы также можете использовать несколько таких конструкций в одной строке:
test1 = False test2 = True result = "Test1 is True" if test1 else "Test1 is False, test2 is True" if test2 else "Test1 and Test2 are both False"
Сначала выполняется первый if/else, а если test1 = false, выполняется второй if/else. Вы можете делать и более сложные вещи, особенно если воспользуетесь скобками.

Этот способ весьма новый, и я испытываю к нему смешанные чувства. Это правильная, понятная конструкция, она мне нравится… но она всё еще уродлива, особенно при использовании нескольких вложенных конструкций. Конечно, синтаксис всех уловок для выбора значений некрасив. У меня слабость к описанному ниже способу с and/or, сейчас я нахожу его интуитивным, сейчас я понимаю, как он работает. К тому же он ничуть не менее эффективен, чем «правильный» способ.

Хотя инлайновый if/else - новый, более правильный способ, вам всё же стоит ознакомиться со следующими пунктами. Даже если вы планируете использовать Python 2.5, вы встретите эти способы в старом коде. Разумеется, если вам нужна обратная совместимость, будет действительно лучше просмотреть их.

4.2. Уловка and/or
«and» и «or» в Python - сложные создания. Применение and к нескольким выражениям не просто возвращает True или False. Оно возвращает первое false-выражение, либо последнее из выражений, если все они true. Результат ожидаем: если все выражения верны, возвращается последнее, являющееся true; если одно из них false, оно и возвращается и преобразуется к False при проверке логического значения.

Аналогично, операция or возвращает первое true-значение, либо последнее, если ни одно из них не true.

Это вам не поможет, если вы просто проверяете логическое значение выражения. Но можно использовать and и or в других целях. Мой любимый способ - выбор значения в стиле, аналогичном тернарному оператору языка C «test? value_if_true: value_if_false»:
test = True # test = False result = test and "Test is True" or "Test is False" # теперь result = "Test is True"
Как это работает? Если test=true, оператор and пропускает его и возвращает второе (последнее) из данных ему значений: "Test is True" or "Test is False" . Далее, or вернет первое true выражение, т. е. "Test is True".

Если test=false, and вернет test, останется test or "Test is False" . Т. к. test=false, or его пропустит и вернет второе выражение, "Test is False".

Внимание, будьте осторожны со средним значением («if_true»). Если оно окажется false, выражение с or будет всегда пропускать его и возвращать последнее значение («if_false»), независимо от значения test.

После использования этого метода правильный способ (п. 4.1) кажется мне менее интуитивным. Если вам не нужна обратная совместимость, попробуйте оба способа и посмотрите, какой вам больше нравится. Если не можете определиться, используйте правильный.

Конечно, если вам нужна совместимость с предыдущими версиями Python, «правильный» способ не будет работать. В этом случае and/or - лучший выбор в большинстве ситуаций.

4.3. True/False в качестве индексов
Другой способ выбора из двух значений - использование True и False как индексов списка с учетом того факта, что False == 0 и True == 1:
test = True # test = False result = ["Test is False","Test is True"] # теперь result = "Test is True"
Этот способ более честный, и value_if_true не обязано быть true. Однако у него есть существенный недостаток: оба элемента списка вычисляются перед проверкой. Для строк и других простых элементов это не проблема. Но если каждый из них требует больших вычислений или операций ввода-вывода, вычисление обоих выражений недопустимо. Поэтому я предпочитаю обычную конструкцию или and/or.

Также заметьте, что этот способ работает только тогда, когда вы уверены, что test - булево значение, а не какой-то объект. Иначе придется писать bool(test) вместо test, чтобы он работал правильно.

5. Функции

5.1. Значения по умолчанию для аргументов вычисляются только один раз
Начнем этот раздел с предупреждения. Эта проблема много раз смущала многих программистов, включая меня, даже после того, как я разобрался в проблеме. Легко ошибиться, используя значения по умолчанию:
def function(item, stuff = ): stuff.append(item) print stuff function(1) # выводит "" function(2) # выводит "" !!!
Значения по умолчанию для аргументов вычисляются только один раз, в момент определения функции. Python просто присваивает это значение нужной переменной при каждом вызове функции. При этом он не проверяет, изменилось ли это значение. Поэтому, если вы изменили его, изменение будет в силе при следующих вызовах функции. В предыдущем примере, когда мы добавили значение к списку stuff, мы изменили его значение по умолчанию навсегда. Когда мы вызываем функцию снова, ожидая дефолтное значение, мы получаем измененное.

Решение проблемы: не используйте изменяемые объекты в качестве значений по умолчанию. Вы можете оставить всё как есть, если не изменяете их, но это плохая идея. Вот как следовало написать предыдущий пример:
def function(item, stuff = None): if stuff is None: stuff = stuff.append(item) print stuff function(1) # выводит "" function(2) # выводит "", как и ожидалось
None неизменяем (в любом случае, мы не пытаемся его изменить), так что мы обезопасили себя от внезапного изменения дефолтного значения.

С другой стороны, умный программист, возможно, превратит это в уловку для использования статических переменных, как в языке C.

5.1.1. Заставляем дефолтные значения вычисляться каждый раз
Если вы не хотите вносить в код функции лишний беспорядок, можно заставить интерпретатор заново вычислять значения аргументов перед каждым вызовом. Следующий декоратор делает это:
from copy import deepcopy def resetDefaults(f): defaults = f.func_defaults def resetter(*args, **kwds): f.func_defaults = deepcopy(defaults) return f(*args, **kwds) resetter.__name__ = f.__name__ return resetter
Просто примените этот декоратор к функции, чтобы получить ожидаемые результаты:
@resetDefaults # так мы применяем декоратор def function(item, stuff = ): stuff.append(item) print stuff function(1) # выводит "" function(2) # выводит "", как и ожидалось
5.2. Переменное число аргументов
Python позволяет использовать произвольное число аргументов в функциях. Сначала определяются обязательные аргументы (если они есть), затем нужно указать переменную со звездочкой. Python присвоит ей значение списка остальных (не именованных) аргументов:
def do_something(a, b, c, *args): print a, b, c, args do_something(1,2,3,4,5,6,7,8,9) # выводит "1, 2, 3, (4, 5, 6, 7, 8, 9)"
Зачем это нужно? Например, функция должна принимать несколько элементов и делать с ними одно и то же (например, складывать). Можно заставить пользователя передавать функции список: sum_all(). А можно позволить передавать произвольное число аргументов, тогда получится более чистый код: sum_all(1,2,3).

Функция также может иметь переменное число именованных аргументов. После определения всех остальных аргументов укажите переменную с "**" в начале. Python присвоит этой переменной словарь полученных именованных аргументов, кроме обязательных:
def do_something_else(a, b, c, *args, **kwargs): print a, b, c, args, kwargs do_something_else(1,2,3,4,5,6,7,8,9, timeout=1.5) # выводит "1, 2, 3, (4, 5, 6, 7, 8, 9), {"timeout": 1.5}"
Зачем так делать? Я считаю, самая распространенная причина - функция является оберткой другой функции (или функций), и неиспользуемые именованные аргументы могут быть переданы другой функции (см. п. 5.3).

5.2.1. Уточнение
Использование именованных аргументов и произвольного числа обычных аргументов после них, по-видимому, невозможно, потому что именованные аргументы должны быть определены до "*"-параметра. Например, представим функцию:
def do_something(a, b, c, actually_print = True, *args): if actually_print: print a, b, c, args
У нас проблема: не получится передать actually_print как именованный аргумент, если при этом нужно передать несколько неименованных. Оба следующих варианта вызовут ошибку:
do_something(1, 2, 3, 4, 5, actually_print = True) # actually_print сначала приравнивается к 4 (понятно, почему?), а затем # переопределяется, вызывая TypeError ("got multiple values for keyword argument") do_something(1, 2, 3, actually_print = True, 4, 5, 6) # Именованные аргументы не могут предшествовать обычным. Происходит SyntaxError. Единственный способ задать actually_print в этой ситуации - передать его как обычный аргумент: do_something(1, 2, 3, True, 4, 5, 6) # результат: "1, 2, 3, (4, 5, 6)"
Единственный способ задать actually_print в этой ситуации - передать его как обычный аргумент:
do_something(1, 2, 3, True, 4, 5, 6) # результат: "1, 2, 3, (4, 5, 6)"
5.3. Передача списка или словаря в качестве нескольких аргументов
Поскольку можно получить переданные аргументы в виде списка или словаря, нет ничего удивительного в том, что передавать аргументы функции тоже можно из списка или словаря. Синтаксис совершенно такой же, как в предыдущем пункте, нужно поставить перед списком звездочку:
args = pow(*args) # возвращает pow(5,2), т. е. 25
А для словаря (что используется чаще) нужно поставить две звездочки:
def do_something(actually_do_something=True, print_a_bunch_of_numbers=False): if actually_do_something: print "Something has been done" # if print_a_bunch_of_numbers: print range(10) kwargs = {"actually_do_something": True, "print_a_bunch_of_numbers": True} do_something(**kwargs) # печатает "Something has been done", затем ""
Историческая справка: в Python до версии 2.3 для этих целей использовалась встроенная функция apply (function, arg_list, keyword_arg_dict)".

Operator

Описание

Примеры

Логический оператор "И". Условие будет истинным если оба операнда истина.

True and True равно True. True and False равно False. False and True равно False. False and False равно False.

Логический оператор "ИЛИ". Если хотя бы один из операндов истинный, то и все выражение будет истинным.

True or True равно True. True or False равно True. False or True равно True. False or False равно False.

Логический оператор "НЕ". Изменяет логическое значение операнда на противоположное.

not True равно False. not False равно True.

    Python. Операторы ветвления. Условный оператор. Оператор множественного выбора. Структуры организации циклов.

Оператор ветвления (условная инструкция, условный оператор) - оператор, конструкция языка программирования, обеспечивающая выполнение определённой команды (набора команд) только при условии истинности некоторого логического выражения, либо выполнение одной из нескольких команд (наборов команд) в зависимости от значения некоторого выражения.

Оператора ветвления if....else

Условный оператор реализует выполнение определённых команд при условии, что некоторое логическое выражение (условие) принимает значение «истина» true. В большинстве языков программирования условный оператор начинается с ключевого слова if

Оператор множественного выбора

Инструкция множественного выбора позволяет выполнять различные части программы в зависимости от того, какое значение будет иметь некоторая целочисленная переменной elif

Циклы while и for

Инструкция while, обеспечивает способ организации универсальных циклов;

Инструкция for, предназначена для обхода элементов в последовательностях и выполнения

блока программного кода для каждого из них.

14. Python. Кортежи, словари, списки. Срезы

Кортеж, по сути - неизменяемый список.

Зачем нужны кортежи, если есть списки?

Защита от дурака. То есть кортеж защищен от изменений, как намеренных (что плохо), так и случайных (что хорошо).

Ну и создать кортеж из итерируемого объекта можно с помощью все той же пресловутой функции tuple()

>>> a = tuple("hello, world!")

("h", "e", "l", "l", "o", ",", " ", "w", "o", "r", "l", "d", "!")

Словари в Python - неупорядоченные коллекции произвольных объектов с доступом по ключу. Их иногда ещё называют ассоциативными массивами или хеш-таблицами.

Методы словарей

dict.clear () - очищает словарь.

dict.copy () - возвращает копию словаря.

classmethod dict.fromkeys (seq[, value]) - создает словарь с ключами из seq и значением value (по умолчанию None).

dict.get (key[, default]) - возвращает значение ключа, но если его нет, не бросает исключение, а возвращает default (по умолчанию None).

dict.items () - возвращает пары (ключ, значение).

dict.keys () - возвращает ключи в словаре.

dict.pop (key[, default]) - удаляет ключ и возвращает значение. Если ключа нет, возвращает default (по умолчанию бросает исключение).

dict.popitem () - удаляет и возвращает пару (ключ, значение). Если словарь пуст, бросает исключение KeyError. Помните, что словари неупорядочены.

dict.setdefault (key[, default]) - возвращает значение ключа, но если его нет, не бросает исключение, а создает ключ с значением default (по умолчанию None).

dict.update () - обновляет словарь, добавляя пары (ключ, значение) из other. Существующие ключи перезаписываются. Возвращает None (не новый словарь!).

dict.values () - возвращает значения в словаре.

Что такое списки?

Списки в Python - упорядоченные изменяемые коллекции объектов произвольных типов (почти как массив, но типы могут отличаться).

Чтобы использовать списки, их нужно создать. Создать список можно несколькими способами. Например, можно обработать любой итерируемый объект (например, строку) встроенной функцией list:.

Таблица "методы списков"

Метод Что делает

list.append(x) Добавляет элемент в конец списка

list.extend(L) Расширяет список list, добавляя в конец все элементы списка L

list.insert(i, x) Вставляет на i-ый элемент значение x

list.remove(x) Удаляет первый элемент в списке, имеющий значение x

list.pop([i]) Удаляет i-ый элемент и возвращает его. Если индекс не указан, удаляется последний элемент

list.index(x, ]) Возвращает положение первого элемента от start до end со значением x

list.count(x) Возвращает количество элементов со значением x

list.sort() Сортирует список на основе функции

list.reverse() Разворачивает список

list.copy() Поверхностная копия списка (новое в python 3.3)

list.clear() Очищает список (новое в python 3.3)

Срезы

В Python, кроме индексов, существуют ещё и срезы.

item - берёт срез от номера START, до STOP (не включая его), с шагом STEP. По умолчанию START = 0, STOP = длине объекта, STEP = 1. Соответственно, какие-нибудь (а возможно, и все) параметры могут быть опущены.

>>> a =

Также все эти параметры могут быть и отрицательными:

>>> a =

>>> a[::-1]

>>> a[-2::-1]

>>> a

В последнем примере получился пустой список, так как START < STOP, а STEP отрицательный. То же самое произойдёт, если диапазон значений окажется за пределами объекта:

>>> a =

>>> a

Также с помощью срезов можно не только извлекать элементы, но и добавлять и удалять элементы (разумеется, только для изменяемых последовательностей).

>>> a =

>>> a =

26 10.2017

Для взаимодействия с определёнными числами или функциями требуются какие-то операции. Допустим, сложение, вычитание, умножение, деление. Например арифметический корень и возведение в степень. Операторы python имеют важное значение. Без них не было бы программы. И для того, чтобы перечислить все существующие операторы, выделен целый раздел.

Из этой статьи вы узнаете:

Всем привет, читатели, гости и друзья, с вами Гридин Семён. Недавно я проводил небольшой анонимный опрос среди своих подписчиков. В базе у меня подписалось 35 человек. Письма прочитали лишь половина, ответили на опрос всего три человека. Но знаете, для меня это очень большой результат. Приятно, когда всё-таки не стоишь на одном месте.

У меня на самом деле очень много идей и мыслей по развитию блога. Я уже давно запланировал открыть раздел по самоделкам на базе ПЛК, и Raspberry PI. Я хочу размещать на сайте не только свои проекты. Но также и проекты других авторов, определённо за денежное вознаграждение и прямую ссылку в соц. сетях.

Открою ещё вот такие разделы:

  • Новости в области робототехники;
  • Квадрокоптеры;
  • Библиотеки;
  • Механика роботов;

Конкурсы, конкурсы... Все любят призы, бонусы и подарки. Я тоже люблю, правда я пока не разу не участвовал нигде. Ещё не выпадал такой случай. Обязательно организую конкурсы.

С 1 пунктом всё никак не удаётся справиться. Написание качественных статей требует время. Пока не удаётся всё оптимизировать и укладываться вовремя.

Разносторонних тем по на самом деле много. Тема очень многогранная и обширная. Потихоньку будем охватывать. И разбирать практические примеры. Я в большей степени практик.

Знаете, очень приятно, что мой ресурс не бесполезен. Очень приятное ощущение от того, что ты принёс кому-то пользу. Это очень мотивирует работать над сайтом и двигаться дальше. Спасибо и вам друзья. Я стараюсь так, чтобы сайт был актуален на несколько лет вперёд.

Что такое оператор?

Под операторами понимаются какие-то особые отображения и действия с числами или ставящее в соответствие функции другую функцию. Говоря простым языком в выражении 4+5 =9. Цифры называются операндами, а «+» и «=» операторами. Ну вообщем как-то так.

В языке их несколько типов. Ну как и в другом любом языке.

  1. арифметические операторы (arithmetic operators);
  2. операторы сравнения (comparison или relational operators);
  3. операторы присваивания (assignment operators);
  4. логические операторы (logical operators);
  5. битовые операторы (bitwise operators);
  6. операторы принадлежности (membership operators);
  7. операторы тождественности (identity operators).

Арифметические операторы

Оператор Описание Примеры
+ Сложение — Суммирует значения слева и справа от оператора 15 + 5 в результате будет 20
20 + -3 в результате будет 17
13.4 + 7 в результате будет 20.4
Вычитание — Вычитает правый операнд из левого 15 — 5 в результате будет 10
20 — -3 в результате будет 23
13.4 — 7 в результате будет 6.4
* Умножение — Перемножает операнды 5 * 5 в результате будет 25
7 * 3.2 в результате будет 22.4
— 3 * 12 в результате будет -36
/ Деление — Делит левый операнд на правый 15 / 5 в результате будет 3
5 / 2 в результате будет 2 (В Python 2.x версии при делении двух целых чисел результат будет целое число)
5.0 / 2 в результате будет 2.5 (Чтобы получить «правильный» результат хотя бы один операнд должен быть float)
% Деление по модулю — Делит левый операнд на правый и возвращает остаток. 6 % 2 в результате будет 0
7 % 2 в результате будет 1
13.2 % 5 в результате 3.2
** Возведение в степень — возводит левый операнд в степень правого 5 ** 2 в результате будет 25
2 ** 3 в результате будет 8
— 3 ** 2 в результате будет -9
// Целочисленное деление — Деление в котором возвращается только целая часть результата. Часть после запятой отбрасывается. 12 // 5 в результате будет 2
4 // 3 в результате будет 1
25 // 6 в результате будет 4

Операторы сравнения

Оператор Описание Примеры
== Проверяет равны ли оба операнда. Если да, то условие становится истинным. 5 == 5 в результате будет True
True == False в результате будет False
«hello» == «hello» в результате будет True
!= 12 != 5 в результате будет True
False != False в результате будет False
«hi» != «Hi» в результате будет True
<> Проверяет равны ли оба операнда. Если нет, то условие становится истинным. 12 <> 5 в результате будет True. Похоже на оператор!=
> Проверяет больше ли значение левого операнда, чем значение правого. Если да, то условие становится истинным. 5 > 2 в результате будет True.
True > False в результате будет True.
«A» > «B» в результате будет False.
< Проверяет меньше ли значение левого операнда, чем значение правого. Если да, то условие становится истинным. 3 < 5 в результате будет True.
True < False в результате будет False.
«A» < «B» в результате будет True.
>= Проверяет больше или равно значение левого операнда, чем значение правого. Если да, то условие становится истинным. 1 >= 1 в результате будет True.
23 >= 3.2 в результате будет True.
«C» >= «D» в результате будет False.
<= Проверяет меньше или равно значение левого операнда, чем значение правого. Если да, то условие становится истинным. 4 <= 5 в результате будет True.
0 <= 0.0 в результате будет True.
— 0.001 <= -36 в результате будет False.

Операторы присваивания

Оператор Описание Примеры
= Присваивает значение правого операнда левому. c = 23 присвоит переменной с значение 23
+= Прибавит значение правого операнда к левому и присвоит эту сумму левому операнду. с = 5
а = 2
с += а равносильно: с = с + а. с будет равно 7
-= Отнимает значение правого операнда от левого и присваивает результат левому операнду. с = 5
а = 2
с -= а равносильно: с = с — а. с будет равно 3
*= Умножает правый операнд с левым и присваивает результат левому операнду. с = 5
а = 2
с *= а равносильно: с = с * а. c будет равно 10
/= Делит левый операнд на правый и присваивает результат левому операнду. с = 10
а = 2
с /= а равносильно: с = с / а. c будет равно 5
%= Делит по модулю операнды и присваивает результат левому. с = 5
а = 2
с %= а равносильно: с = с % а. c будет равно 1
**= Возводит в левый операнд в степень правого и присваивает результат левому операнду. с = 3
а = 2
с **= а равносильно: с = с ** а. c будет равно 9
//= Производит целочисленное деление левого операнда на правый и присваивает результат левому операнду. с = 11
а = 2
с //= а равносильно: с = с // а. c будет равно 5

Побитовые операторы

Для тех кто не изучал курсы информатики. Представим что у нас есть два числа a=60 и b=13. В двоичной системе они будут выглядеть следующим образом a=0011 1100 и b=0000 1101.

Что можно делать с ними в итоге?

Оператор Описание Примеры
& Бинарный «И» оператор, копирует бит в результат только если бит присутствует в обоих операндах. (a & b) даст нам 12, которое в двоичном формате выглядит так 0000 1100
| Бинарный «ИЛИ» оператор копирует бит, если тот присутствует в хотя бы в одном операнде. (a | b) даст нам 61, в двоичном формате 0011 1101
^ Бинарный «Исключительное ИЛИ» оператор копирует бит только если бит присутствует в одном из операндов, но не в обоих сразу. (a ^ b) даст нам 49, в двоичном формате 0011 0001
~ Бинарный комплиментарный оператор. Является унарным (то есть ему нужен только один операнд) меняет биты на обратные, там где была единица становиться ноль и наоборот. (~a) даст в результате -61, в двоичном формате выглядит 1100 0011.
<< Побитовый сдвиг влево. Значение левого операнда «сдвигается» влево на количество бит указанных в правом операнде. a << 2 в результате даст 240, в двоичном формате 1111 0000
>> Побитовый сдвиг вправо. Значение левого операнда «сдвигается» вправо на количество бит указанных в правом операнде. a >> 2 даст 15, в двоичном формате 0000 1111

Логические операторы

Операторы членства

Эти операторы необходимы для проверки отдельных элементов в составных (строки, кортежи, списки и словари)

Операторы тождественности

Приоритет операторов

Оператор Описание
** Возведение в степень
~ + — Комплиментарный оператор
* / % // Умножение, деление, деление по модулю, целочисленное деление.
+ — Сложение и вычитание.
>> << Побитовый сдвиг вправо и побитовый сдвиг влево.
& Бинарный «И».
^ | Бинарный «Исключительное ИЛИ» и бинарный «ИЛИ»
<= < > >= Операторы сравнения
<> == != Операторы равенства
= %= /= //= -= += *= **= Операторы присваивания
is is not Тождественные операторы
in not in Операторы членства
not or and Логические операторы

Вот такой вот небольшой списочек операторов. Пускай эта страница будет вам заметкой при программировании на языке Python.

Недавно я купил книгу И.В. Петрова «Программируемые контроллеры в автоматических системах». Так как вроде и пишу много в , но всё равно не чувствую себя профи:

Я как-то был на грани того, чтобы сдаться и бросить свой проект. Раньше я искал мотивацию, чтобы заниматься чем-нибудь. Я искал смысл во всех действиях, думал, а какой в конечном счёте мне даст результат? И опять искал мотивацию...

К чему это я, сейчас опять я тупо клацаю по клавиатуре и смотрю в монитор. И я снова написал статью, пишу эти строчки, иногда не зная, почему и зачем, к чему меня приведёт это в конце концов?

Да, у меня появляются трудности, да, у меня много чего не получается. Но нужно бороться с этим.

Знаете, от того чем ты занимаешься, нужно получать кайф, живём всё равно один раз.

Ещё раз о мотивации, посмотрите, что говорит Джордж Карлин по этому поводу, сорри за ненормативную лексику.

С уважением, Гридин Семён

О ператоры являются конструкциями, которые могут манипулировать значением операндов. Рассмотрим выражение 4 + 5 = 9. Здесь, 4 и 5 называются операндами и + называется оператором.

Типы операторов

Язык Python поддерживает следующие типы операторов:

  • Арифметические операторы
  • Сравнение (реляционные) операторы
  • Операторы присваивания
  • Логические операторы
  • Битовые операторы
  • Членские операторы
  • Операторы идентификации

Давайте рассмотрим все операторы один за другим.

Арифметические операторы в Python

а значение 10, а переменная б содержит значение 21, то:

оператор Описание пример
+ Сложение Добавление значений по обе стороны от оператора. а + b = 31
– Вычитание Вычитание правого операнда из левого операнда. а – b = -11
* Умножение Умножение значения по обе стороны от оператора a * b = 210
/ Деление Делит левый операнд на правый операнд б / а = 2,1
% Модуль Делит левый операнд на правый операнд и возвращает остаток б % а = 1
** Экспонента Выполняет экспоненциальный расчет на операторах а ** b = 10 в степени 20
// деление с округлением Отдел пола – Разделение операндов, где результат является фактором, в котором цифра после десятичной запятой удаляется. Но если один из операндов отрицателен, то результат округляется, т.е. округляется от нуля (по отношению к отрицательной бесконечности): 9 // 2 = 4 и 9,0 // 2,0 = 4,0, -11 // 3 = -4, -11,0 // 3 = -4,0

Операторы сравнения в Python

Операторы сравнения значений по обе стороны от них и решить, соотношение между ними. Их также называют реляционные операторы.

Предположим, переменная а содержит значение 10, а переменная б имеет значение 20, то:

оператор Описание пример
== Если значения двух операндов равны, то условие становится истинным. (а == б) не верно.
!= Если значения двух операндов не равны, то условие становится истинным. (а! = б) истинно.
> Если значение левого операнда больше значения правого операнда, то условие становится истинным. (а > б) не верно.
< Если значение левого операнда меньше значения правого операнда, то условие становится истинным. (а < б) истинно.
> = Если значение левого операнда больше или равно значению правого операнда, то условие становится истинным. (а >= б) не верно.
<= Если значение левого операнда меньше или равно значению правого операнда, то условие становится истинным. (а <= б) истинно.

Операторы присваивания в Python

Предположим, переменная содержит а значение 10, а переменная б имеет значение 20, то:

оператор Описание пример
= Назначает значения с правой стороной операндов левой стороне операнда с = а + b присваивает значение a + b в c
+ = Добавить и Добавляет правый операнд к левому операнду и присвоить результат левого операнда с + = а эквивалентно c = c + a
– = вычесть и Вычитает правый операнд из левого операнда и присваивает результат левого операнда с – = а эквивалентно c = c – a
* = умножить и Умножает правый операнд на левый операнд и присваивает результат левого операнда с * = а эквивалентно c = c * a
/ = разделить и Делит левый операнд на правый операнд и присваивает результат левого операнда с / = а эквивалентно c = c / ac /= a эквивалентно с = с / а
% = Модуль и Принимает модуль с помощью двух операндов и присваивает результат левого операнда c% = а эквивалентно c = c % a
** = Экспонент и Выполняет вычисление экспоненту от операторов и присваивает значение левого операнда с ** = а эквивалентно c = c ** a
// = Floor Division Выполняет деление операторов с округлением и присваивает значение левого операнда с // = а эквивалентно c = c // a

Битовые операторы в Python

Побитовые операторы работают над битами и выполняют операции бит за битом. Допустим, если а = 60; и б = 13; В настоящее время в двоичном формате они будут выглядить следующим образом:

—————–

а&б = 0000 1100

а|б = 0011 1101

а^б = 0011 0001

Встроенная функция bin() в Python может быть использована для получения двоичного представления целого числа.

Следующие Битовые операторы поддерживаются языком Python:

Оператор Описание Пример
& бинарный И копии оператора бита, в результате, если они существует в обоих операндах (а & б) (0000 означает 1100)
| бинарный ИЛИ копирует бит, если он существует в любом из операндов. (а | б) = 61 (означает 0011 1101)
^ бинарный Исключающий или копирует бит, если он установлен в одном операнде, но не в обоих. (а ^ б) = 49 (означает 0011 0001)
~ Бинарным комплемент Это унарное и имеет эффект бит «листать». (~ а) = -61 (в форме означает двойной комплемент 1100 0011 из-за подписанного двоичного числа.
<< Двоичный сдвиг влево Значение левого операнда перемещается влево на число битов, заданное правым операндом. а << = 240 (1111 означает 0000)
>> Двоичный сдвиг вправо Значение левого операнда перемещается вправо на число битов, заданное правым операндом. а >> = 15 (0000 означает 1111)

Логические операторы в Python

Следующие логические операторы поддерживаются языком Python. Предположим, переменная справедлива и переменная б имеет значение False, то:

Членские Операторы в Python

Статус операторов тестирования на членство в последовательности, такие как строки, списки или кортежи. Есть два членских операторов, как объяснено ниже:

Операторы идентификации в Python

Операторы идентификации сравнивают ячейки памяти двух объектов. Есть два оператора идентификации как объяснено ниже:

Операторы приоритетов в Python

В следующей таблице перечислены все операторы от наивысшего приоритета к самому низкому.

Порядковый номер Оператор & Описание
1 **

Возведение в степень (повышение мощности)

2 ~ + –

Дополнение, унарный плюс и минус (имена методов для двух последних являются + @ и – @)

3 * / % //

Умножение, деление по модулю и остаток от деления

4 + –

Сложение и вычитание

5 >> <<

Правый и левый побитовый сдвиг

6 &

Побитовое «И»

7 ^ |

Побитовое исключающее “ИЛИ и регулярное ИЛИ”

8 <= <>> =

операторы сравнения

9 <> ==! =

операторы равенства

10 = %= /= //= -= += *= **=

операторы присваивания

11 is not

операторы идентификации

12 in not in

операторы членства

13 not или and

Логические операторы

Все ранее рассматриваемые программы имели линейную структуру: все инструкции выполнялись последовательно одна за одной, каждая записанная инструкция обязательно выполняется.

Допустим мы хотим по данному числу x определить его абсолютную величину (модуль). Программа должна напечатать значение переменной x, если x>0 или же величину -x в противном случае. Линейная структура программы нарушается: в зависимости от справедливости условия x>0 должна быть выведена одна или другая величина. Соответствующий фрагмент программы на Питоне имеет вид:

273 x = int(input()) if x > 0: print(x) else: print(-x)

В этой программе используется условная инструкция if (если). После слова if указывается проверяемое условие (x > 0) , завершающееся двоеточием. После этого идет блок (последовательность) инструкций, который будет выполнен, если условие истинно, в нашем примере это вывод на экран величины x . Затем идет слово else (иначе), также завершающееся двоеточием, и блок инструкций, который будет выполнен, если проверяемое условие неверно, в данном случае будет выведено значение -x .

Итак, условная инструкция в Питоне имеет следующий синтаксис:

If Условие: Блок инструкций 1 else: Блок инструкций 2

Блок инструкций 1 будет выполнен, если Условие истинно. Если Условие ложно, будет выполнен Блок инструкций 2 .

В условной инструкции может отсутствовать слово else и последующий блок. Такая инструкция называется неполным ветвлением. Например, если дано число x и мы хотим заменить его на абсолютную величину x , то это можно сделать следующим образом:

273 x = int(input()) if x < 0: x = -x print(x)

В этом примере переменной x будет присвоено значение -x , но только в том случае, когда x<0 . А вот инструкция print(x) будет выполнена всегда, независимо от проверяемого условия.

Для выделения блока инструкций, относящихся к инструкции if или else в языке Питон используются отступы. Все инструкции, которые относятся к одному блоку, должны иметь равную величину отступа, то есть одинаковое число пробелов в начале строки. Рекомендуется использовать отступ в 4 пробела и не рекомедуется использовать в качестве отступа символ табуляции.

Это одно из существенных отличий синтаксиса Питона от синтаксиса большинства языков, в которых блоки выделяются специальными словами, например, нц... кц в Кумире, begin... end в Паскале или фигурными скобками в Си.

2. Вложенные условные инструкции

Внутри условных инструкций можно использовать любые инструкции языка Питон, в том числе и условную инструкцию. Получаем вложенное ветвление - после одной развилки в ходе исполнения программы появляется другая развилка. При этом вложенные блоки имеют больший размер отступа (например, 8 пробелов). Покажем это на примере программы, которая по данным ненулевым числам x и y определяет, в какой из четвертей координатной плоскости находится точка (x,y):

2 -3 x = int(input()) y = int(input()) if x > 0: if y > 0: # x > 0, y > 0 print("Первая четверть") else: # x > 0, y < 0 print("Четвертая четверть") else: if y > 0: # x < 0, y > 0 print("Вторая четверть") else: # x < 0, y < 0 print("Третья четверть")

В этом примере мы использовали комментарии - текст, который интерпретатор игнорирует. Комментариями в Питоне является символ # и весь текст после этого символа до конца строки.

3. Операторы сравнения

Как правило, в качестве проверяемого условия используется результат вычисления одного из следующих операторов сравнения: < Меньше — условие верно, если первый операнд меньше второго.
> Больше — условие верно, если первый операнд больше второго.
<= Меньше или равно.
>= Больше или равно.
== Равенство. Условие верно, если два операнда равны.
!= Неравенство. Условие верно, если два операнда неравны.

Например, условие (x * x < 1000) означает “значение x * x меньше 1000”, а условие (2 * x != y) означает “удвоенное значение переменной x не равно значению переменной y ”.

Операторы сравнения в Питоне можно объединять в цепочки (в отличии от большинства других языков программирования, где для этого нужно использовать логические связки), например, a == b == c или 1 <= x <= 10 .

4. Тип данных bool

Операторы сравнения возвращают значения специального логического типа bool . Значения логического типа могут принимать одно из двух значений: True (истина) или False (ложь). Если преобразовать логическое True к типу int , то получится 1, а преобразование False даст 0. При обратном преобразовании число 0 преобразуется в False , а любое ненулевое число в True . При преобразовании str в bool пустая строка преобразовывается в False , а любая непустая строка в True .

4.1. Логические операторы

Иногда нужно проверить одновременно не одно, а несколько условий. Например, проверить, является ли данное число четным можно при помощи условия (n % 2 == 0) (остаток от деления n на 2 равен 0), а если необходимо проверить, что два данных целых числа n и m являются четными, необходимо проверить справедливость обоих условий: n % 2 == 0 и m % 2 == 0 , для чего их необходимо объединить при помощи оператора and (логическое И): n % 2 == 0 and m % 2 == 0 .

В Питоне существуют стандартные логические операторы: логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание.

Логическое И является бинарным оператором (то есть оператором с двумя операндами: левым и правым) и имеет вид and . Оператор and возвращает True тогда и только тогда, когда оба его операнда имеют значение True .

Логическое ИЛИ является бинарным оператором и возвращает True тогда и только тогда, когда хотя бы один операнд равен True . Оператор “логическое ИЛИ” имеет вид or .

Логическое НЕ (отрицание) является унарным (то есть с одним операндом) оператором и имеет вид not , за которым следует единственный операнд. Логическое НЕ возвращает True , если операнд равен False и наоборот.

Пример. Проверим, что хотя бы одно из чисел a или b оканчивается на 0:

15 40 a = int(input()) b = int(input()) if a % 10 == 0 or b % 10 == 0: print("YES") else: print("NO")

Проверим, что число a — положительное, а b — неотрицательное:

If a > 0 and not (b < 0):

Или можно вместо not (b < 0) записать (b >= 0) .

5. Каскадные условные инструкции

Пример программы, определяющий четверть координатной плоскости, можно переписать используя “каскадную“ последовательность операцией if... elif... else:

5 7 x = int(input()) y = int(input()) if x > 0 and y > 0: print("Первая четверть") elif x > 0 and y < 0: print("Четвертая четверть") elif y > 0: print("Вторая четверть") else: print("Третья четверть")

В такой конструкции условия if , ..., elif проверяются по очереди, выполняется блок, соответствующий первому из истинных условий. Если все проверяемые условия ложны, то выполняется блок else , если он присутствует.

Похожие статьи