Настройка сч на усилителе. Качественная настройка сабвуфера в авто. Стартовая точка настойки акустики

01.07.2020

Как подключить сабвуфер к 4 канальному усилителю

Как подключить сабвуфер к 4 канальному усилителю так, чтобы мощность от этого не пострадала? Что надо сделать, чтобы схема подключения сабвуфера к 4 канальному усилителю была полностью и грамотно осуществлена?
Все эти вопросы требуют ответов, которые мы и попытаемся привести в статье.

Для чего нужен усилитель

Аудиосистема, как известно, уже давно интересует водителя. Если раньше больше уделялось внимания ходовой части или технической исправности транспортного средства, то сегодня, напротив, комфорту.
И автозвук в этом плане занимает одну из лидирующих позиций. Чтобы аудиосистема заиграла на всю мощь, в последнее время стали – отдельный динамик, воспроизводящий низкие частоты.
Подключение его проходит через усилитель. На сегодняшний день известны три типа усилителей, устанавливаемых в автомобиль.

Примечание. Усилитель устанавливается в автомобиль для того чтобы водитель и его пассажиры могли сполна наслаждаться звучанием музыки или просмотром какого-нибудь фильма, ролика. По этой причине, грамотно подобранный и смонтированный усилитель, приносит большую пользу.

Из вышеперечисленных видов усилителя, 4-х канальный считается самым популярным, ведь он может быть использован, как для 4-х, так и для 2-х динамиков, а также сабвуфера. Кроме того, 4-х канальный усилитель может использоваться и для подключения 2-х сабвуферов.

Примечание. Самыми лучшими и распространенными производителями качественных 4-х канальных усилителей считаются модели брендов Альпин, Блаупункт, Магнат и др.

Усилитель 4-х канальный может быть и еще двух классов:

  • АВ усилитель(см.), то есть аналоговый, с высоким качеством усиления, но низким КПД и небольшой мощностью;
  • D усилитель цифровой, уже с высоким КПД и большой мощностью, но низким качеством.

Группы разъемов

На 4-х канальном усилителе имеется не один, а несколько групп выходов.
Рассмотрим их подробнее:

  • Разъемы силовые или выходы для источников питания.
  • Выходы на 12 В, на которые идет питание от АКБ. Во время подключения к этим контактам провода, рекомендуется ставить еще и предохранитель на отдаленном расстоянии от батареи.
  • Выход REM, куда подключается управляющий кабель от головного устройства.
  • Выход 1,3 GND или попросту заземление. Предназначен для подключения к массе машины.
  • Входы для динамиков и сабвуферов, с контактами плюс/минус.
  • Выходы lineinput и output линейный для RCA или попросту провода тюльпана.

Инструкции для настройки усилителя 4-х канального

Как правило, надо знать три типа настройки усилителя. Все они приведены ниже.

Настройка усилителя для четырех динамиков, но без сабвуфера

Итак:

  • Отключается фильтр/кроссовер усилителя, а весь диапазон частот воспроизводят лишь динамики.
  • Ставим в положение Флат переключатель Кроссовер Селектор.
  • Левел ставится в положение 8V.
  • На 0dB выставляется Басс Буст.
  • Теперь на автомагнитоле надо будет увеличить громкость,но не более чем на 90%.
  • Эквалайзер, если он не настроен, выставляем на положение 0 по стилям музыки.
  • Подключаем усилитель и медленно поворачиваем Левел по часовой стрелке до конца.

Настройка усилителя под сабвуфер и динамики

Итак:

  • Кроссовер Селектор Фронт на усилителе выставляется в положение HP.
  • Фи Пасс ставим на значение 60Hz-80Hz.
  • Кроссовер Селектор Реар устанавливаем на LP.
  • Лав Пасс настраивается в диапазоне частот 65Hz-85Hz.
  • Левел выставляется на 0.
  • Басс Буст тоже на 0dB.
  • Как и при вышеописанной настройке Левел вращаем до конца, но с подстраиванием чувствительности.

Настройка под локанальное усиление

Итак:

  • Кроссовер Селектор ставится в положение Флат.
  • Включаем HP для пищалок.
  • Поворачиваем в положение 250Hz регулятор Hi PASS.
  • Настраиваем усилитель вращалкой Левел.

Примечание. Если автомагнитола в автомобиле новой версии, настройка усилителя может и не понадобиться. В таких магнитолах уже выставлены автоматические настройки Басс Буст. Если этот так, то нужно будет просто настроить вращалку Левел.

Схема подключения пассивного сабвуфера к усилителю на 4 канала

Чтобы подключить данный тип динамика к 4-х канальному усилителю, придется использовать стандартную схему.

Итак:

  • Сначала сабвуфер и остальные динамики подключаются к усилителю.
  • Потом усилитель соединяется с автомагнитолой.
  • Получив сигнал непосредственно от автомагнитолы, усилитель распределяет его. Часть сигнала посылается на саб, часть – на высокочастотники.

Примечание. Часто сабвуфер ставится в багажнике автомобиля. В виду этого приходится протягивать туда кабели через весь салон. В данном случае подразумевается путь от АКБ до багажника, и надо рассчитать столько кабеля.

  • Проводя кабели, надо следить за тем, чтобы плюсовой провод был чем-нибудь обязательно защищен, например, гофрой. В основном, подразумевается защита той части, которая находится в моторном отсеке, как можно ближе к АКБ.

Особенности подключения сабвуфера к усилителю

Итак:

  • Силовой кабель надо подключить к усилителю, прежде подготовив технологическое отверстие. Часто это самое отверстие уже бывает в автомобилях. Оно либо закрыто резиновой заглушкой, либо, как в отечественных авто, остается открытым.
    Если отверстие найти не удалось, то можно и самому его сделать при помощи нужного сверла и дрели. Рекомендуется вставить резиновую втулку в отверстие, чтобы провод в этом месте не перетирался.
  • Проводку нужно проложить в моторном отсеке, найдя жгут штатных проводов. Следует вывести необходимый провод в салон.
  • Усилитель будет находиться в багажнике автомобиля.

  • К усилителю обязательно подключаются 2 провода: плюс и минус.
  • После этого, как только усилитель получает питание от АКБ, проводим кабель к головному устройству (автомагнитоле). Используются в качестве кабеля стандартные тюльпаны и специальный провод – тонкий и одножильный, отвечающий за управление питанием усилителя (во многих случаях синий провод).
  • Тюльпаны и провод подключаем к задней части автомагнитолы, которую надо заранее снять.
  • Кабель протягиваем через салон и подключаем RCA коннекторы к усилителю.
  • Теперь остается только подключить сабвуфер. Усилитель 4-х канальный и поэтому можно подключать низкочастотник в зависимости от того, какая используется.

Инструкция, приведенная выше, поможет в разы больше, если вдобавок посмотреть видео обзор и фото – материалы. Если провернуть всю эту операцию своими руками, удастся неплохо сэкономить на расходах, ведь цена такой услуги в СТО очень высока.

Сабвуфер - незаменимая вещь для тех, кто хочет получить полное наслаждение от прослушивания музыки. Но беда в том, что мощности магнитолы не хватает для его нормальной работы. Приходится подключать усилитель. И монтаж - это только половина дела. Нужно знать, как настроить усилитель правильно. Об этом и не только мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Как подключить?

Давайте посмотрим, как подключить усилитель в машине:

  • Вначале сабвуфер и другие динамики соединяют с соответствующими разъемами на усилителе.
  • Далее аппарат подключают к магнитоле.
  • Затем усилитель автоматически распределит сигнал. Часть уйдет на сабвуфер, а часть - на высоко- и среднечастотные динамики.

Разбираемся с конструкцией

На задней стороне любого усилителя имеется панель с разъемами. На ней есть два раздельных блока. Первый блок - «Фронт» - предназначен для передних каналов. Второй - «Реар» - служит для подсоединения задних динамиков или же сабвуфера. Именно этот блок мы будем настраивать.

Регуляторы акустических усилителей

Процесс настройки автомобильного усилителя заключается в изменении параметров, каждый из которых имеет отдельную функцию. Для настройки даже на самом простом усилителе имеются органы управления:

  • Так, Crossover Selector - это не что иное, как переключатель фильтров.
  • В положении LP усилитель работает в режиме
  • Когда регулятор установлен в положение НР - работа идет в режиме ФВЧ.
  • В положении же АР фильтры отключены и не работают.

Кроме того, на задней панели имеется переключатель, регулирующий частоту среза фильтров. «Левел» - это регулятор для настройки уровня мощности. А с помощью «Басс Буста» можно усилить низкие частоты, однако усердствовать сильно не стоит.

Если это устройство большой мощности, то перед тем специалисты рекомендуют устанавливать конденсатор.

Стартовая точка настойки акустики

На начальном уровне все, что выходит за рамки регулировки работы кроссоверов и уровня усиления, не имеет значения. Кроме того, не важно, каким образом реализована усилительная часть. Базовый принцип всегда один и тот же.

Вот как настроить усилитель:

  • Для начала отключают любые схемы корректировок звучания.
  • Если же это невозможно, тогда коррекцию выставляют в ноль. Стоит помнить, что это не одно и то же - в первом варианте сигнал не пойдет через цепи коррекции. Значит, путь его будет меньше и ниже уровень искажений.
  • В пассивных кроссоверах регулировка ВЧ-сигналов выставляется примерно в средний уровень, даже если она отличается от нуля. Выбрать следует значение в -3 Дб.
  • В случае с активными кроссоверами частоту разделения ФНЧ и высоких вначале делают одинаковой. Уровень должен составлять около 75-80 Герц.

Уровень усиления на любых каналах выставляют в положение самого минимума. Если выполнить все эти условия, то можно достичь оптимальных базовых настроек.

Настройка коэффициента усиления

Настройка входной чувствительности усилителя - важный этап. В любой инструкции к усилителю указано, как настроить этот коэффициент. Но на практике можно обнаружить, что уровень выставлен неверно. В самом безобидном случае данные ошибки могут привести только к несогласованному звучанию. В худшем - будут значительные искажения (возможно, даже выйдут из строя некоторые компоненты системы).

Если в машине постоянно горят высокочастотные динамики, виной всему неверно выставленный коэффициент усиления. Также горят и сабвуферы, даже если они хорошо и правильно согласованы по мощности с усилителем. Такое иногда случается у тех, кто не знает, как настроить усилитель в машине, и пытается выжать из аппарата все. Но качественный звук - не обязательно громкий. Основной параметр - это его чистота.

Если не ставится задача достичь максимальной громкости, то главное в регулировке коэффициента усиления - не жадничать. Не нужно выжимать из прибора все, что он может. Он предназначен для других целей. Колонка, усилитель - все должно звучать чисто. Лучше немного ошибиться и занизить коэффициент. Это снизит запас громкости, но зато звук будет более качественным. Учитывая запас мощности, который имеется у большинства усилителей младших моделей, потери в предельной громкости не ведут к тихому звучанию.

Настройка коэффициента усиления очень прочно связана с регулировкой кроссовера. Есть простое правило - чем уже диапазон кроссовера для отдельной акустической системы и выше крутизна спада, тем большую мощность можно подавать на динамик. Отсюда и коэффициент усиления может быть выше. Это важно знать перед тем, как настроить усилитель под колонки в машине.

Базовые принципы регулировки названного коэффициента просты - в процессе прослушивания определенных треков уровень плавно повышают до появления искажений. Когда появилась точка искажений, уровень понижают.

Перед тем как настроить усилитель на высокий коэффициент, следует решить, на какой громкости появляются искажения на магнитоле. Зачастую это примерно половина звукового диапазона, а иногда и ниже. Поэтому регулировать коэффициент на усилителе нужно в пределах этого неискажаемого диапазона. Так, если шкала магнитолы имеет 60 единиц, то диапазон от 30 до 60 не подходит, про него лучше забыть. Эти потери восполнятся усилителем.

Первым делом настраивают описываемый коэффициент для фронтальных акустических систем. В самом базовом случае они могут работать через пассивный кроссовер. Затем уже переходят к сабвуферным каналам. Но здесь необходимо следить не за возможными искажениями, а за тональным ровным балансом. Нужно, чтобы звук не был «худым» или чрезмерно «жирным». Если между мощностью каналов есть большая разница, то получить искажения в канале сабвуфера очень сложно.

Настройка для работы с сабвуфером

Давайте на простом примере посмотрим, как настроить усилитель под сабвуфер. Пусть он будет подключен к Rear на усилителе, а фронтальные колонки подключены соответственно к Front. Специалисты рекомендуют следующие настройки:

  1. Усиление низких частот выставляют в ноль для обоих каналов. Уровень или коэффициент усиления так же выставляют в ноль.
  2. Кроссовер для канала Front устанавливают в положение НР.
  3. Для канала Rear кроссовер выставляют в положение LP.
  4. Далее остается только настроить чувствительность, при помощи настройки коэффициента усиления, чтобы звучание было максимально гармоничным. Ее для фронтальных и тыловых каналов регулируют по желанию.

Вот как настроить усилитель под сабвуфер на практике. Как видно, ничего сложного в этом нет. Необходим только хороший слух, акустические треки и достаточно свободного времени.

Настройка без сабвуфера своими руками

В этом случае акустическая система состоит из четырех динамиков. В таком варианте настройки будут самыми простыми. При подобной схеме фильтры усилителя отключены. Все параметры выставляют в ноль, а селектор кроссовера - в положение «Флат». При таких настройках колонка, усилитель и все остальные компоненты будут формировать качественный звук без искажений.

Остается только выставить Это можно сделать выбором из готовых настроек эквалайзера. Громкость выводят на 90 процентов и запускают трек. В процессе звучания регулируют коэффициент усиления до тех пор, пока звук будет громким и чистым, без искажений. Так можно настроить простой усилитель для обычного любителя музыки.

Настройка бытовых усилителей

Принципы регулировки домашних усилителей практически ничем не отличаются от вышеописанной методики. Но есть исключение - если это усилитель, а не ресивер, то зачастую он имеет два канала и эквалайзер.

Вначале все выставляют в ноль, а затем на слух и на вкус настраивают на эквалайзере нужную частотную характеристику. Также регулируют чувствительность входа так, чтобы на выходе не было искажений.

Заключение

Вот как настроить усилитель в автомобиле или дома своими руками. Имея качественные аудиозаписи, можно отрегулировать звук таким образом, чтобы все было сбалансировано, а звучание оказалось чистым и без искажений.

До того, как браться настраивать все регулировки усилителя, нужно обязательно провести согласование между уровнем усилителя и уровнем сигнала магнитолы. Садитесь за руль, возвращаете в ноль ( уровень), убедитесь, что Level усилителя (уровень мощности) находится в положении минимальной чувствительности. Теперь громкость магнитолы увеличивайте до тех пор, пока не появятся искажения. Когда начнет «захлебываться» немного снизьте громкость. Теперь придется размяться и залезть в багажник (усилители, как правило, расположены там). Можно настроить усилитель увеличивая уровень его мощности, пока опять не появятся искажения. Как только динамики заработают на полную мощность, уровень усилителя снизьте. Получаем согласованные уровни усилителя и магнитолы.

Любой усилитель оснащен фильтрами нижних и верхних частот (low pass и high pass). Фильтр high pass применяется для ограничения попадания на динамики низких частот. Настраивается шкала регулировок верхних частот в границах 40-160 Гц. В зависимости от акустической системы фильтр ставится в положение 80-100 герц. В системах, где есть сабвуфер, применяется фильтр low pass. Принцип работы данного фильтра аналогичен предыдущему, разница лишь в том, что low pass не дает сабвуферу воспроизводить частоты выше установленной регулировки. Наиболее часто фильтр ставится на отметке в 70-90 Гц. Возможность отключить все фильтры также есть, но тогда глубина и объем звука пропадут.

После того как удалось настроить усилитель, стоит вернуться к настройке звука относительно направленности и сосредоточенности общей сцены звука.

Не забывайте, что новой акустической системе нужно время, чтобы разработаться. Как правило, на это уходит 1-1,5 месяца. В это время включать звук на полную мощность крайне не желательно. По истечении этого срока динамик станет "ходить" легче, а резиновая подвеска станет мягче. Теперь можно и к донастройке усилителя мощности приступать. Сабвуферы могут "распеваться" от 2 месяцев до полугода.

Видео по теме

Установленную и подключенную акустическую систему необходимо правильно настроить. Суть настройки заключается в установке на усилителе частот среза для акустики и сабвуфера, в установке чувствительности входа и выхода, а также в настройке звукового процессора (при его наличии).

Инструкция

Перед настройкой авто все настройки головного устройства выставьте на нули. Если конструкция усилителя предусматривает общее усиление компонентов, установите на фильтр канала в положение низких частот. Величину частоты среза кроссовера выставьте в диапазоне 50-70 Гц. Фильтр фронтального канала на усилителе установите в положение высоких частот. Частоту среза кроссовера выставьте в диапазоне 70-90 Гц.

Если конструкция усилителя предусматривает поканальное усиление фронтальных динамиков, проведите отдельную настройку высокочастотных динамиков. Для этого фильтр высоких частот установите в соответствующее положение (для высоких частот) и установите частоту среза кроссовера в районе 2500 Гц.

Настройте чувствительность усилителя. Для этого сбросьте на ноль чувствительность усилителя, на головное устройство приведите в режим максимальной громкости воспроизведения. После этого начните увеличивать чувствительность усилителя. В момент появления искажений звука прекратите вращение регулятора и немного убавьте чувствительность.

Проверьте качество звука. Если при включении аудиосистемы в слышны щелчки, а в динамиках треск – значит, имеются помехи для сигнала. Проверьте прокладку всех проводов музыкальной системы и при необходимости проложите их в других местах.

Басы не должны быть привязаны к

Сабвуфер - важная часть акустической системы автомобиля. Именно он позволяет не только слушать музыку, но и ощущать её глубину и объём всем телом. Именно правильная настройка сабвуфера в машине способна значительно увеличить удовольствие от прослушивания музыки.

Существует мнение, что сабвуфер в автомобиле нужен только для молодёжи, слушающей утробный афроамериканский рэп, выворачивающий внутренности. На самом деле это не так. Сабвуфер всего лишь позволяет расширить динамический диапазон воспроизведения. Ведь низкие частоты есть практически в любом музыкальном материале, даже в классической музыке.

Но небольшие дверные колонки не позволяют слушать низкий бас. Зато с этим прекрасно справляется сабвуфер. Естественно, если сабвуфер правильно сделан и произведена правильная настройка сабвуфера в машине .

Какой должна быть правильная настройка сабвуфера в машине?

Настройкой сабвуфера нужно заниматься ещё на этапе проектировки короба для динамика. Во время этого учитывается множество различных параметров: музыка, которую чаще всего будет слушать владелец, усилитель, который будет работать с динамиком и автомобиль, в котором будет стоять сабвуферный корпус.

При важную роль играют и параметры динамика, которые определяют, в каком акустическом оформлении он сможет работать. Например, если динамик способен хорошо играть в фазоинверторном корпусе, его порт можно настраивать как выше, так и ниже, в зависимости от предпочитаемой музыки.

Конечно, если вам достался сабвуфер в заводском корпусе, возможности его настройки ограничены. Но при грамотном подходе добиться приемлемого звучания вполне реально. С чего начать настройку сабвуфера?

Настройка LPF (low pass filter) фильтра

Естественно, динамик должен быть правильно подключён к усилителю. Для начала на сабвуферном усилителе или на головном устройстве надо включить фильтр, который обычно обозначается, как LPF (low pass filter). То есть, этот фильтр позволяет попадать на динамик низким частотам и отрезает при этом высокие. Например, популярная частота среза для сабвуферов - от 50 до 63 Гц.

Первый этап настройки - установить фильтр примерно на такую частоту. Потом это значение нужно будет немного подкорректировать. Причём, если есть возможность использовать LPF на головном устройстве, следует включить его именно там. В противном случае можно регулировать срез «крутилкой» на усилителе. Включать фильтр на ГУ и усилителе одновременно не нужно.

Настройка “сабсоника”

После необходимо задействовать фильтр, который называют “сабсоник”. По-сути, это фильтр высоких частот, работающий в суббасовой области. Проще говоря, он отрезает от сигнала инфранизкие частоты и пропускает все, что выше. Сабсоник есть не на всех усилителях. Но если ваш динамик работает в акустическом оформлении ФИ или ЧВ, то и усилитель надо выбрать такой, в котором есть такой фильтр.

Зачем он нужен “сабсоник”? Дело в том, что сабвуферный динамик будет пытаться воспроизвести и частоты, лежащие за пределами слышимого диапазона, например 20-25 Гц и ниже. На таких частотах ход диффузора увеличивается, что может привести к выходу катушки из зазора и её повреждению. Сабсоник отрезает всю «инфру» и не позволяет динамику превысить ход. К тому же, качество воспроизведения нужного басового диапазона только улучшается, а громкость увеличивается.

Настраивать “сабсоник” следует примерно на 5 Гц ниже частоты настройки порта фазоинвертора. Например, если частота его настройки 35 Гц, то настраивать сабсоник надо на 30 Гц. Чтобы сделать это, нужно включить переключатель и вращать “крутилку” до требуемых цифр.

Что нужно знать о фильтрах

Ещё одна вещь, которую надо помнить о фильтрах - ни один из них не отрезает сигнал резко, как ножом. То есть, не бывает такого, чтобы LPF был настроен на 63 Гц, а на 64 Гц звука уже не было. Все частоты, что выше, будут ослабляться, с плавным спадом. И плавность этого спада будет зависеть от так называемого порядка фильтра.

Фильтр 4-го порядка даст более пологий спад, а фильтр 1-го - более крутой. Некоторые головные устройства позволяют выбирать порядок фильтра. Это имеет значение для настройки «стыка» области работы сабвуфера и мидбасов.

Регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера «GAIN» или «LEVEL»

Ещё одним важным этапом в настройке сабвуфера является регулировка уровня входной чувствительности сабвуфера. Он находится на сабвуферном усилителе и обозначается словом «GAIN» или «LEVEL».

Выглядит, как «крутилка» с цифрами, например, от 0,3 до 5 В. Это не уровень громкости, как некоторые ошибочно думают, хотя при установке на максимальные значения громкость действительно увеличивается. Эта функция нужна, чтобы согласовать уровень головного устройства и усилителя.

Настраивают «GAIN» по разным методикам. Но суть их примерно такая: на сабвуфер подаётся музыкальный сигнал в виде синусов с определённой частотой. Уровень входной чувствительности при этом минимальный.

Постепенно увеличивают громкость на головном устройстве, до появления слышимых искажений. После этого ручку громкости поворачивают назад, чтобы звук снова стал чистым. Потом так же настраивают «GAIN», вращая «крутилку» до того, как появятся искажения сигнала. После снова возвращают её немного назад. Более точной будет настройка сабвуфера в машине, если применять в процессе осциллограф.

Настройка акустической фазы сабвуфера

Также важна настройка акустической фазы сабвуфера. Не вдаваясь в нюансы терминологии, следует сказать, что правильная фазировка позволяет обеспечить звучание «саба» спереди, вместе с фронтальными динамиками. Если сабвуфер слышно сзади, из багажника, значит что-то сделано неправильно.

На многих усилителях есть «крутилка» фазовращателя, позволяющая плавно поворачивать фазу. Поэтому желательно приобретать именно такие усилители. Если такой возможности нет, повернуть фазу можно на ГУ, если у него есть такая функция. Или же можно просто поменять местами плюсовой и минусовой провод на динамике.

Выставление задержек

Следующим этапом настройки сабвуфера в машине есть выставление задержек. Но такое возможно только на процессорном головном устройстве или при наличии внешнего процессора. В некоторых акустических оформлениях, например ФИ, не всегда хорошие импульсные характеристики, поэтому бас может немного запаздывать. Это не всегда приятно на слух.

Например, фронтальные динамики сыграли ноту, а через доли секунды отыграл «саб». Чтобы такого не допустить, корректируют задержки, что позволяет «фронтальной акустике и сабвуферу играть одновременно.

Стык сабвуфера и мидбаса

Последняя настройка сабвуфера в машине – это «состыковка» фронтальной акустики с сабом. Например, если сабвуфер «порезан» сверху на 63 Гц, а «фронт» - на 100 Гц снизу, то между ними может образовываться провал. Если же частоты срезов другие, возможно образование горба. Чтобы настройка была правильной, необходимо сделать этот участок АЧХ плавным. Для этого можно немного менять частоты срезов LPF и HPF. Делать это можно на слух или с помощью любого RTA-анализатора.

Похожие статьи