Кто придумал Компьютерная мышь - Когда Изобрели? Создание компьютерной мышки

03.09.2019

История компьютерной мыши начинается 9 декабря 1968 года, когда она была представлена на показе интерактивных устройств в Калифорнии. Патент на этот гаджет получил Дуглас Энгельбарт в 1970 году.

Большинство операций с материальными предметами окружающего мира человек, как правило, совершает руками. Такие действия нам привычны и удобны. Мышь – устройство, позволяющее движениями руки воздействовать на виртуальные компьютерные объекты – переносить их, разворачивать, нажимать на виртуальные кнопки и т.д.

Первая компьютерная мышь была создана в 1968 году. Она представляла собой грубую деревянную коробку с двумя большими колесами внутри и единственной кнопкой на корпусе.

В 90-х годах прошлого века широкое распространение получили шариковые мыши.

При перемещении мыши её резиновый шарик катился по поверхности коврика. Он вращал два валика, на которых были закреплены диски с прорезями. Возле каждого валика находился специальный источник света - светодиод. Он посылал лучи света на вращающийся диск. Тонкие лучи от источника света прерывались при вращении дисков. Приёмники света (фототранзисторы) улавливали эти изменения и посылали сигналы компьютеру.

Современные оптические мыши подсвечивают находящуюся под ними поверхность. Этот свет отражается от поверхности и фиксируется оптическим устройством. Полученный «снимок» передается в микропроцессор мыши. На основании анализа череды последовательных «снимков» микропроцессор определяет направление перемещения мыши. Соответствующие сигналы передаются компьютеру.

Используя ту или иную технологию, мышь передаёт компьютеру информацию о своих перемещениях в пространстве. Получаемые данные обрабатываются процессором, и операционная система соответствующим образом перемещают курсор (указатель мыши) по экрану.

В свою очередь программы, запущенные на компьютере, получают от операционной системы сведения о том, что курсор находится над тем или иным элементом управления и заданным образом реагируют на действия мыши – нажатие клавиш или вращение колеса прокрутки.

Достоинства компьютерной мыши

Мышь стала основным координатным устройством ввода из-за следующих особенностей:

— Очень низкая цена по сравнению с остальными устройствами наподобие сенсорных экранов;

— Мышь пригодна для длительной работы. В первые годы мультимедиа кинорежиссёры любили показывать компьютеры «будущего» с сенсорным интерфейсом, но на поверку такой способ ввода довольно утомителен, так как руки приходится держать на весу;

— Высокая точность позиционирования курсора. Мышью (за исключением некоторых «неудачных» моделей) легко попасть в нужный пиксель экрана;

— Мышь позволяет множество разных манипуляций - двойные и тройные щелчки, перетаскивания, жесты, нажатие одной кнопки во время перетаскивания другой и т. д. Поэтому в одной руке можно сконцентрировать большое количество органов управления - многокнопочные мыши позволяют управлять, например, браузером вообще без привлечения клавиатуры.

Недостатки компьютерной мыши

— Предполагаемая опасность синдрома запястного канала;

— Для работы требуется ровная гладкая поверхность достаточных размеров;

— Неустойчивость к вибрациям. По этой причине мышь практически не применяется в военных устройствах.

Всего через три года самый известный и практически незаменимый компьютерный манипулятор «мышь» отпразднует свой полувековой юбилей. Сегодня уже мало кто знает, что идея его создания пришла в голову совсем не Стиву Джобсу, который на самом деле просто позаимствовал ее у компании Xerox в придачу к концепции графического интерфейса для своего компьютера Lisa.

Более информированные пользователи знают, что настоящим изобретателем мышки стал Дуглас Энгельбарт (Энджелбарт, Энгелбарт, Engelbart наконец). А ведь мышка на самом деле появилась побочным продуктом, появившимся в процессе создания операционной системы NLS с графическим интерфейсом, который как раз и придумал Дуглас Энгельбарт, заодно озвучив перед своими сотрудниками идею манипулятора для управления им, которую, по его же признанию, он вынашивал еще с начала 50-х годов.

В 1963 году Дуглас открыл лабораторию, которая занималась одновременной разработкой сразу нескольких проектов, и, в том числе – созданием манипулятора. Кстати, первый рабочий образец мыши был сделан еще в 1964 году аспирантом Дугласа, Биллом Инглишем, а чуть позже он был доработан другим сотрудником лаборатории, Джефом Рулифсоном, который попутно создал и драйвера для уникального устройства.

Впервые же мышка была представлена на научной конференции, которая проходила в Сан-Франциско 9 декабря 1968 года. Этот день и принято считать днем рождения мышки, хотя, как вы уже знаете, «во плоти» родилась она как минимум четырьмя годами ранее, а в виде идеи – еще за десяток лет до этого. Кстати, за свою идею Дуглас получил сравнительно скромную премию в 10 тысяч долларов, которую сразу потратил на первый взнос за небольшой загородный домик.

И только в сравнительно недалеком 1997 году Дуглас Энгельбарт был награжден премией Лемельсона за вклад в совершенствование компьютерных технологий, получив полмиллиона долларов. Еще через несколько лет он получил еще одну престижную награду – премию Тюринга.

Сложно даже представить себе, какое неимоверное количество всевозможных реинкарнаций легендарного устройства было изобретено за все время, прошедшее с первого появления мышки как компьютерного манипулятора.

Нынешние пользователи уже и не застали того времени, когда первые коммерческие компьютерные мышки состояли как минимум из трех частей: собственно корпуса манипулятора, отсека для шарика и крышки этого отсека.

С помощью шарика поворачивались ролики внутри корпуса, отвечающие за передвижение курсора на экране по вертикальной и горизонтальной оси. При этом вездесущая пыль , в изобилии наливающая на шарик, время от времени засоряла и сами ролики, что приводило к «рысканию» или полному «залипанию» курсора. Крышка отсека для шарика легко снималась, что позволяло быстро почистить его и ролик от пыли , восстановив тем самым работоспособность «грызуна». Вот только по этой же причине шарик можно было так же легко похитить с целью шалости, ибо никакой коммерческой выгоды от продажи шарика не было, а вот навредить коллеге можно было очень даже легко.

Известны также факты, когда шарики намеренно «теряли» школьники в классах информатики, срывая тем самым очередной урок. Кстати, именно шарик явился прекрасным поводом для изобретения еще одного манипулятора - трекбола, который представлял собой ту же мышь, только перевернутую вверх дном. Такой манипулятор уже не надо было катать по столу. Наоборот, катать нужно было по нему ладонь, палец, что угодно.

Трекбол в итоге стал на некоторое время незаменимым манипулятором для мобильных компьютеров и, в более профессиональном и функциональном исполнении – для деятельности графических дизайнеров и видеомонтажеров.

Однако удобство именно мышки, а не трекбола в итоге вытеснило последний с рынка. И даже сенсорная панель, которой сегодня оснащены практически все ноутбуки, используется пользователями лишь до тех пор, пока нет возможности подключить к нему обычную или компактную «ноутбучную» мышку.

Кстати, в свое время компания Hewlett Packard, выпустив свои первые ноутбуки OmniBook, доказала, что в ее команде работают настоящие креативщики. В то время, как все остальные производители «застряли» на идее трекбола, конструкторы из HP умудрились встроить мышку прямо в корпус своего ноутбука. Достаточно было нажать на кнопку, как она выскакивала наружу на специальной направляющей. Провода у мышки не было и она была совершенно «неразлучна» со своим «хозяином». Весь механизм позиционирования был спрятан в самом ноутбуке, а мышка, по сути, была всего лишь «ручкой» с кнопками для точного наведения курсора на экране.

Тем не менее, идея оказалась намного более удобной, чем управление трекболом. Мышкой в OmniBook можно было даже писать почти как пером. Для этого ее корпус поднимался и фиксировался под углом примерно 45 градусов. Его можно было зажимать в пальцах на манер толстого маркера.

Впрочем, довольно быстро трекболы в ноутбуках, как и «хьюлетовское» ноу-хау, вытеснили сенсорные панели, но для настольных персональных компьютеров мышки остались незаменимым манипулятором. Манипулятором настолько массовым, что из технического устройства довольно быстро стал еще и оригинальным аксессуаром, легко способным превратиться в приятный подарок, который будет напоминать о вас всегда, когда тот, кому его подарили, окажется за своим компьютером.

Громоздкие и малоэффективные шарики довольно быстро сменились оптическими сенсорами, а их разрешение стало таким высоким, что в некоторых моделях мышек оно ощутимо приближалось к разрешению экранов самих мониторов, если вообще можно сравнивать эти две величины.

С течением конструкторской «эволюции» мышек они разделились на два вида: бытовые и игровые, причем первые, в свою очередь, на сегодняшний день являются не только самыми массовыми и распространенными, но зачастую еще и на редкость оригинальными в своем дизайне.

Самые необычные «грызуны», своей формой очень отдаленно напоминают традиционные компьютерные мышки. Разнообразие дизайнерских идей и решений не выдерживает никакой статистики. Есть мышки, выглядящие как «мимишные» животные и насекомые, мышки - овощи и фрукты, мышки – автомобильчики и самолетики и даже праздничные мышки, вроде сердечек на день Святого Валентина.

Кроме того, существует немало моделей мышек с расширенной функциональностью. В частности, на рынке можно найти несколько решений со встроенной цифровой клавиатурой, что зачастую может оказаться очень кстати при использовании такой мышки с ноутбуком небольшого формата.

Кроме того, разнообразием отличаются и материалы изготовления корпусов мышек. Кроме традиционного пластика их выполняют из металла, дерева и даже стекла.

Само собой не обходится и без драгоценных металлов. До недавнего времени самой дорогой мышкой в мире считалась мышка от компании Pat Says Now , выполненная из белого 18 каратного золота 750-й пробы и обрамленная 59 бриллиантами. Несмотря на свою внушительную цену, по разным данным от 26-ти до 28-ми тысяч долларов, мышка обладает очень скромными характеристиками: обычным роликом, тремя кнопками и разрешением оптического сенсора всего лишь 300 dpi.

Зато вы можете заказать персональную мышку со своим (или чужим) именем, выложенным бриллиантами. В «серийном» исполнении мышка имеет два вида дизайна: «Бриллиантовый Цветок» (Diamond Flower) и «Россыпь Бриллиантов» (Scattered Diamond) с узорами из бриллиантов, покрывающих верхнюю часть корпуса. Нижняя часть корпуса может быть выполнена на выбор желтого, красного или белого золота.

Впрочем, не так давно рекорд стоимости мышки Pat был побит. Добавив еще 10 тысяч долларов, можно приобрести мышку The Gold Bullion Wireles , которая не только выглядит как настоящий слиток золота длиной более 10-ти сантиметров, она по сути им и является. В отличие от предыдущей мышки, эта – беспроводная и выполнена из золота самой высокой пробы.

Кстати, при желании в соответствующих интернет-магазинах можно отыскать копию такой мышки, выполненную из пластика, покрытого золотой краской. Смотрится почти также эффектно, но стоит примерно 10-15 долларов.

Самой известной из необычных брэндовых мышек является не мышка от мастера создания устройств ввода и позиционирования, компании Logitech, а мэтра операционных систем, офисных приложений и игровых консолей, компании Microsoft.

Несколько лет назад она представила на рынке свою первую оригинальную беспроводную мышку Microsoft Arc , которая не только выглядела очень необычно, но умела складываться пополам, что позволяло легко транспортировать и использовать ее вместе с мобильными компьютерами.

Сравнительно недавно дизайнеры компании представили обновленную версию своей «арки» Microsoft Arc Touch Mouse с разрешением лазерного сенсора 1000 dpi, которая для транспортировки теперь не сворачивается как улитка, а наоборот – разворачивается в ровную пластину, которую можно легко положить в любой плоский карман. Вместо традиционного колесика прокрутки в этой мышке установлена сенсорная полоска, а стоит она сегодня миллион белорусских рублей.

Что же до легендарной компании Logitech, то ее дизайнеры, как правило, не стремятся удивить пользователей необычными формами компьютерных «грызунов». Ставка делается на функционал. И в этом плане отдельного внимания заслуживают две игровых мышки Logitech G600 MMO и Logitech G602 .

Первая мышка может похвастаться аж двумя десятками функциональных кнопок, которые можно запрограммировать на свой вкус. Как следует уже из названия, Logitech G600 MMO предназначена в основном для онлайновых баталий.

Немного другое предназначение у мышки Logitech G602. Она имеет более скромный набор дополнительных кнопок, но зато их расположение, а также общая форма мышки позволяет намного более продуктивно управлять в играх жанра экшен.

Однако одной из самых оригинальных, если не самой оригинальной мышкой на рынке сегодня несомненно является надувная мышка Jellyclick , которую придумал корейский дизайнер Вутейк Лим. Данная мышка уж точно не доставит вам никаких проблем в транспортировке, но при этом способна оказаться вполне полноценным гаджетом в своем рабочем состоянии.

Внутри «корпуса» Jellyclick расположен компактный блок с оптическим датчиком и электронными компонентами. Сам же корпус можно надуть через специальный клапан, похожий на клапан в обычных надувных игрушках. В походном режиме воздух из мышки выпускается, «корпус» обворачивается вокруг электронного блока и все это кладется в карман.

По утверждениям очевидцев, в надутом состоянии на ощупь мышь Jellyclick напоминает гелевую подушечку или маленький воздушный шарик, все зависит от степени «надутости».

Наконец, нельзя забыть о самой знаменитой мышке, которую в прошлом году снова извлекли на свет спустя три десятилетия подземного «заключения». Это мышка самого

Родился Карл Дуглас Энгельбарт 30 января 1925 года в американском городе Портленде. Детство будущего изобретателя прошло на небольшой . Мальчик ничем не выделялся среди сверстников, не обладал выдающимися талантами. В 1942 году он поступил в университет штата Орегон и готовился работать инженером-электриком. Однако судьба распорядилась иначе. Вскоре Энгельбарт был призван в ВМС США и отправился служить на Филиппины.

Дуглас стал радиотехником и обслуживал радарные установки на одной из военно-морских баз. Там, в библиотеке «Красного креста», Энгельбарт и обнаружил публикацию, перевернувшую всю его дальнейшую жизнь. Эта была статья американского ученого в области IT и вычислительной техники Вэнивара Буша «Как мы можем мыслить» (As We May Think). Молодой человек всерьез увлекся изложенной в ней теорией одушевления неживой природы.

Мечтой Дугласа было развитие интеллектуальных способностей человека или как он выражался, «раскрутка» (bootstrapping) при помощи искусственного разума. Наблюдая за кривыми на мониторах, Дуглас задавался вопросом, почему для предварительной обработки информации не используются возможности вычислительных машин. Гораздо удобнее было бы отдавать команды при помощи ЭВМ, а на мониторах видеть врага и их характеристики.

Повелитель мышей

После войны Дуглас оканчивает университет и с 1948 по 1955 год работает в калифорнийской лаборатории NASA. К этому времени относится идея создания манипулятора, который должен облегчить управление компьютером для космонавтов. Но созданное Энгельбартом устройство не могло работать в условиях невесомости и было забраковано. А идеи Дугласа о слиянии человеческого разума и компьютерной мощи не нашли поддержки у руководства.

В 1955 году Энгельбарт получает степень доктора наук и покидает NASA, чтобы принять участие в работах над проектом CALDIC (Califotnia Digital Computer), разработка которого финансируется военными. А еще через год он перебирается в Стэндфордский исследовательский институт, где занимается разработками магнитных компонентов ЭВМ. Там молодой ученый, наконец, получил возможность создать свою лабораторию, известную под названием Augmentation Research Center.

Методом жесточайшего отбора он привлек к работе 47 человек, приступив к разработкам системы NLS (On-Line System). В ней впервые были применены графический интерфейс, многооконная система вывода информации, реализована возможность работать с буфером обмена, созданы электронная почта и текстовый редактор. Мэйнфрейм Дугласа стал вторым компьютером, подключенным к создающейся в те годы военной сети ARPANet - прообразу современного интернета.

Победное шествие

Но самым известным изобретением Энгельбарта оказалась разработанная именно для NLS компьютерная мышь. Первый экземпляр, носивший официальное название «индикатор позиций X и Y», был собран в 1962 году одним из коллег Дугласа, инженером Биллом Инглишем. Драйверы к устройству написал Джефф Рулифсон. Манипулятор мог передвигаться по столу только в одном направлении - по горизонтали или вертикали. Его перемещения преобразовывались в движение курсора по .

Разработки Дугласа оказались чересчур сложны для того времени и не имели успеха. Сотрудники стали покидать изобретателя. Билл Инглиш перешел в компанию Xerox PARC, где продолжил работу над манипулятором. Вместо внутренних дисков был применен прорезиненный металлический шар, перемещение которого фиксировалось роликами внутри корпуса. Это дало возможность двигать мышь под углом. Количество кнопок управления выросло до трех.

В таком виде применялась в компьютерных системах Xerox Star 8010 и Alto. Но настоящая популярность пришла к ней только в 80-х годах, когда патент на ее изготовление выкупила компания Apple. Новая модель однокнопочной мыши, предназначенной Lisa, была представлена фирмой в 1983 году. При этом цена манипулятора снизилась с 400 до 25$. А в конце 1990-начале 2000 годов на рынке появились лазерные и беспроводные мыши, разработанные компанией Logitech.

Большинству обладателей персонального компьютера вряд ли известно имя Дугласа Карла Энгельбарта. Однако это упущение не мешает практически 1 млрд человек ежедневно пользоваться его творениями, самое популярное из которых — компьютерная мышь.

30 января 1925 года близ Портленда, штат Орегое, в семье обычных фермеров-трудяг появился на счет мальчик. Мальчик как мальчик: пошел в школу, после нее поступил в местный университет, нацелившись на диплом инженера электрика. Но неожиданно грянувшая Вторая мировая война спутала все планы, определив молодого Дугласа на филиппинскую военную морскую базу радиотехником. Судьба уже определила путь далекого тогда от техники Дугласа, подсунув ему под нос журнал Atlantic Monthly с культовой статьей известного американского ученого в области IT и вычислительной техники Ванневара Буша «Как быстро мы способны мыслит» (As We May Think).

Автор статьи достаточно интересно рассуждал на тему отличия структуры человеческой памяти от внешних носителей информации. Он описал собственную гипотетическую фотоэлектромеханическую машину Memex, место которой скорее в научно-фантастическом фильме, нежели в нашей реальности. Однако изложенная теория одушевления неживой природы оказалась заразной, и Энельбарт всерьез задумался над перспективой использования сложнейшего армейского оборудования в мирной жизни.

Вернувшись с войны, Энгельбарт вернулся в родную alma mater за дипломом, откуда его забрали в лабораторию NACA (позднее NASA ) работать электротехником. Получив стабильный источник дохода, Дуглас окончательно перебирается в Калифорнию, где большую часть времени проводит на базе лаборатории. Оставшееся же время он посещает учебе в университет Беркли (это там где создали Free BSD ), по скольку понимает — идеи о создании искусственного интеллекта требуют серьезной научной основы.

В 1955 году он успешно оканчивает вуз со степенью жоктора наук в своей сфере и увольняется из NACA , чтобы приблизиться к своей мечте — быть ближе к компьютерам. Для получения нужных навыков доктор Энгельбарт становится правой рукой профессора электротехники университета. И в том же году его привлекают к многолетней работе над проектом CALDIC (Califotnia Digital Computer), разработка которого финансировалась военными. Нетрудно понять, что в стенах Беркли разрабатывали суперкомпьютер.

Через год он перебрался в Стэндфордский исследовательский институт (Stanford Research Institute) и тогда же впервые попытался поставить свои наработки на коммерческую основу. За последующие четыре года изобретатель запатентовал семь бистабильных газово-плазменных цифровых устройств и 12 магнитных девайсов. В частности те, что родились в ходе подготовки к получению докторской степени. Но продать их так и не удалось.

Не отчаявшись, Дглас вместе с инженером Хьюитом Крейном (Hewitt Crane) разрабатывает магнитные компоненты ЭВМ и проводит фундаментальное исследование феномена цифровых устройств и их потенциальной миниатюризации. Упорство и увлеченность Энгельбарта снова сделали свое дело. В Стэндфорде смягчились и помогли молодому ученому организовать собственную лабораторию и штат сотрудников, численностью достигающий 47 человек. Дуглас Энельбарт подвергает достаточно жестокому отбору людей, желающих принять участие в его проектах, неустанно повторяя: «Совершенствовать нужно не процесс, а частника процесса».

Сумасшедшая преданность ученого своему делу совершенно точно должна была привести к положительным результатам. Так и случилось — Дуглас расширил направления, по которым работает его лаборатория, известная в ту пору под названием Augmentation Research Center, и рабочую среду On-Line-System, или же NLS.

NLS — компьютерная система, включающая в себя принципиально новую операционную систему, универсальный язык программирования, электронную почту, разделенные экраны телеконференций, систему контекстной помощи.

Незадолго до этого Энгельбарт пишет статью под названием «Концептуальная схема усиления человеческого интеллекта» (A Conceptual Framework for the Augmentation of Man’s Intellect), где описывает систему H-LAM/T (Human using Language, Artifacts and Methodoly, in which he is Trained (система повышения способностей человека посредством языка, артефактов и методологии)). Суть этого описания сводилась к тому, что в паре человек — машина пользователю отводиться роль ведущего (творческой составляющей), а компьютер выступает в качестве помощника (симбиоза динамических копонентов), усиливая природный интеллект человека.

Проект был уникален тем, что уже в то время (на дворе — 60-е!) содержал в себе систему контекстной помощи, электронную почту, телеконференции, гипертекстовые ссылки, редактирование текста в онлайновом режиме и оконный интерфейс. По сути, это была первая в истории работающая гипертекстовая система. Мэйнфрейм лаборатории Энгельбарта был вторым компьютером, подключенным к запождающейся тогда военной сети ARPANet — прямого прародителя современного Интернета.

1964 год создания компьютерной мыши

Команде доктора было доверено создание ARPANet Network Information Center. И именно как побочный эффект проекта NLS на свет родился первый манипулятор, получивший название компьютерной мыши (или на языке научного доклада, «индикатор позиций X и Y «).

Это гениальное приспособление, без которого сейчас тормозится любой рабочий процесс на компьютере, разработали случайно. Просто существующие манипуляторы (джойстики, световые перья и клавиатура) замедляли процессы оконой среды, и Дуглас оперативно придумал дополнение, способное облегчить уже существующие процессы. Приспособление оказалось гениальной находкой!

Несмотря на кажущуюся простоту, а скорее всего, именно благодаря ей первая мяшь лишила сна коллег Энгельбарта, ринувшихся совершенствовать новое устройство. Первый действующий прототип уникального изобретения представил коллега Энгельбарта — Билл Инглиш (Bill English). Прибор представлял собой толстостенный деревянный коробок с гигантскими металлическими колесами, еле видимой человеческим глазом красной кнопкой и неудобным «хвостом» под запястьем пользователя. Однако совершенству нет предела, и через каких-нибудь 40 лет мышь стала любимым питомцем на миллионах компьютерных столов во всем мире.

Новая система NLS так и не получила широкого распространения, потому что идеи Дугласа показались военным чересчур новаторскими для того времени. Эгельбарт никогда не стремился к созданию простейших схем. Он полагал, что физически и психически здоровому человеку совершенного не нужно все «разжевывать» и класть в рот. Например, чтобы нормально работать с аккордной клавиатурой, пользователь должен был выучить мнемонический и 5-битный двоичный коды. Причем это самое простое, что нужно было сделать для работы с системой.

Вдобавок к этому Энгельбарт не умел продавать свои идеи. Но за одну ему все-таки заплатили. Десять тысяч долларов за устройство, без которого нормальная работа на компьютере пользователям во всем мире не представляется возможной. Весь гонорар ушел на первоначальный взнос за скромный домик вдали от роскошных вилл, заполонивших Силиконовую Долину.

Провал NLS стал началом конца лаборатории Энгельбарта. Сотрудники бежали от ученого, не забыв прихватить идеи своего гуру. В частности, разработку мыши Билл Инглиш продолжил уже под крылом компании Xerox PARC . За счет того что устройство новых мышей отличалось от запатентованного Дугласом, с этим ничего нельзя было сделать. К тому же, в 1987 году срок патента истек, совсем чуть-чуть разминувшись с моментом, когда мыши в одночасье разбежались по планете стараниями компании Apple , Microsoft и IBM . В интервью Энгельбарт говорил, что Стэндфордский институт совершенно не понимал ценности, которую представлял патент на мышь. Доподлинно известно, что институт продал Apple лицензию на манипулятор по смешной цене 40 тысяч долларов.

Пока плагиаторы выжимали из его идеи миллионы, гений работал обычным служащим, посвящающим все свободное время семье. Ко всему прочему, у него сгорел дом, и в огне пропало все нажитое за годы, а сам Дуглас тяжело заболел. Он не любит говорить об этом периоде своей жизни и однажды даже назвал его «ссылкой в Сибирь».

В конце 80-х — начале 90-х про Дугласа неожиданно вспомнили и решили признать его заслуги и вклад в компьютерный прогресс. Награды посыпались на отчаявшегося изобретателя как из рога изобилия. Это позволило ему поправить плачевное финансовое положение и открыть некоммерческий проект Bootstrap Institute (Институт самосовершенствования), который по сей день существует на деньги властей и инвесторов. Организация объединяет представителей сферы IT с целью «формирования союзов и улучшения как своих организаций, так и самих себя». На сегодняшний день там активно работают над Open Hyper-Document Systems и развивают концепцию коллективного IQ.

Как уже говорилось, Энгельбарт не любит простых схем. Поэтому и его жизненная схема напоминала увлекательный фильм. Посвятив свою жизнь науке, он сумел сохранить землю под ногами и даже взрастить на ней плод — он не только отец компьютерной мыши, но и четверых детей. А ещё у него девять внуков.

Сейчас Дуглас Энгельбарт — один из самых высокооплачиваемых сотрудников «мышиного магната» . И хотя он так и не стал бизнесменом, сейчас про него практически не вспоминают и его гонорары не измеряются шести- или семизначными числами, мы то знаем, кто опередил свое время и первым создал то, что приписывают себе пронырливые магнаты.

Дуглас Энгельбарт верит: его идеи будут полезны людям и обязательно найдут свое воплощение. Осталось только дагадываться, чего ещё можно ожидать от этого неугомонного гения. Ведь его главная мечта на сегодняшний день — модернизация операционной системы человека.

Most owners of personal computer is unlikely to know the name of Douglas Carl Engelbart. However, this omission does not prevent the almost 1 billion people a day to enjoy his creations, the most popular of which — the computer mouse.

January 30, 1925, near Portland, the state operator, in the family of conventional farmers-workaholic appeared at the expense of the boy. Boy as a boy: he went to school, after she entered a local university, taking aim at diploma electrical engineer. But suddenly gryanuvshaya World War upset all the plans, identifying the young Douglas on the Philippine military naval base radio technician. Fate has already determined the path of the distant time of technology Douglas, putting him under the nose of the magazine Atlantic Monthly article with the cult of the famous American scientist in the field of IT and computer science Vannevar Bush, «How quickly we are able to think» (As We May Think).

The article is quite interesting pondered the differences between the structure of human memory from external storage media. He described his own hypothetical fotoelektromehanicheskuyu car Memex, a place where most of the sci-fi movie than in our reality. However, this theory animation of inanimate nature was contagious, and Enelbart seriously pondered the prospect of the use of sophisticated military equipment in civilian life.

Returning from the war, Engelbart returned to his alma mater for a diploma, from where he was taken to the laboratory NACA (later NASA) to work electrician. Having a stable source of income, Douglas finally moved to California, where most of the time on the basis of the laboratory. Remaining the same time he attends the university at Berkeley (where it is created Free BSD), as much as they understand — the idea of creating artificial intelligence requires a strong scientific basis.

In 1955 he successfully graduated from university with a degree zhoktora Sciences in its field and resigned from the NACA, to get closer to his dream — to be closer to computers. To obtain the necessary skills, Dr. Engelbart is the right hand of Professor of Electrical Engineering University. And in the same year he was attracted to the many years of work on the project CALDIC (Califotnia Digital Computer), whose development was funded by the military. It is easy to understand that the walls of Berkeley have developed a supercomputer.

A year later he moved to the Stanford Research Institute (Stanford Research Institute) and then for the first time tried to put the operating time on a commercial basis. Over the next four years, the inventor has patented seven bistable gas-plasma digital devices, and 12 magnetic devaysov. In particular, those that were born in preparation for the doctoral degree. But sell it did not succeed.

Do not despair, Dglas together with engineer Hewitt Crane (Hewitt Crane) develops magnetic components of the computer and carries out fundamental research of the phenomenon of digital devices and their potential miniaturization. Persistence and dedication Engelbart once again did their job. At Stanford relented and helped organize a young scientist’s own lab and staff that number reaches 47. Douglas Enelbart exposes quite ill selection of people wishing to participate in its projects, constantly repeating: «to improve the process is a process of private traders.

Mad scientist’s devotion to his work exactly would lead to positive results. So it happened — Douglas expanded the ways in which works of his laboratory, known at that time called the Augmentation Research Center, and the working environment On-Line-System, or NLS. NLS — a computer system that includes a fundamentally new operating system, a universal programming language, e-mail, split screen teleconferencing system of context help.

Shortly before, Engelbart wrote an article entitled «A conceptual scheme to strengthen human intelligence» (A Conceptual Framework for the Augmentation of Man’s Intellect), which describes a system of H-LAM / T (Human using Language, Artifacts and Methodoly, in which he is Trained (system increasing the ability of a person through language, artifacts, and methodology)). The essence of this description came to the fact that a couple of people — the machine the user is given the lead role (creative component) and the computer acts as a helper (a symbiotic dynamic koponentov), reinforcing the natural human intellect.

The project was unique in that even at that time (in the yard — 60 th!) Contained a system of context help, e-mail, conferencing, hypertext links, text editing online and window interface. In fact, it was the first in the history of working hypertext system. Mainframe lab Engelbart was the second computer connected to the zapozhdayuscheysya then military network ARPANet — the direct ancestor of modern Internet. Team doctors were entrusted with the creation of ARPANet Network Information Center. And it is as a side effect of the project in light of NLS was born the first arm, known as a computer mouse (or the language of a scientific paper, «Indicators of positions X and Y»). This ingenious device, without which it is now inhibited any workflow on the computer, developed by accident. Simply existing manipulators (joysticks, light pens and keyboard) slows down the process windowing environment, and Douglas quickly invented addition, can facilitate the existing processes. Adaptation was a brilliant discovery!

Despite its apparent simplicity, but rather, it was thanks to her first myash sleep deprived colleagues Engelbart, rinuvshihsya improve the new device. The first working prototype of a unique invention introduced colleague Engelbart — Bill Inglish (Bill English). The device was a thick-walled wooden box with a giant metal wheels, barely visible to the human eye, the red button and inconvenient «tail» under the user’s wrist. However, there is no limit to perfection, and through which some 40 years the mouse has become a popular pet for millions of computer desks throughout the world.

The new system NLS and not widespread, because the idea of Douglas, the military seemed too innovative for its time. Egelbart never sought to create the simplest of schemes. He believed that the physically and mentally healthy person not at all «chew» and put in your mouth. For example, to work properly with the lump keyboard, the user had to learn a mnemonic and 5-bit binary codes. And this is the simplest thing to do was to work with the system. In addition to that Engelbart was unable to sell their ideas. But for one he still paid. Ten thousand dollars for the device, without which the normal operation of the computer users around the world is not possible. All royalties went to the down payment for a modest house away from luxury villas, infest the Silicon Valley.

The failure of the NLS was the beginning of the end of the laboratory Engelbart. People fled from the scientist, not forgetting to grab the ideas of his guru. In particular, the development of the mouse Bill Inglish has continued under the wing of the company Xerox PARC. Due to the fact that the device is new mice differed from the patented Douglas, with that nothing could be done. Moreover, in 1987 the term of the patent has expired, just a bit razminuvshis to the moment when the mouse overnight scattered across the planet through the efforts of the company Apple, Microsoft and IBM. In an interview with Engelbart said that the Stanford Institute did not understand the values represented by a patent on a mouse. It is known that the institute has sold a license to Apple the manipulator by a ridiculous price of $ 40 thousand dollars.

While plagiarist squeezed out of millions of his ideas, the genius of ordinary working employees, devoted her time home. To all other, his burned house, and the fire lost all acquired over the years, and the Douglas ill. He does not like to talk about this period of his life and once even called him «a reference to Siberia.»

In the late 80’s — early 90’s about Douglas suddenly remembered and decided to acknowledge his achievements and contributions to the computer progress. Awards showered on the inventor desperate as from a horn of plenty. This enabled him to correct the deplorable financial situation and to open a non-profit project Bootstrap Institute (Institute of perfection), which still exists on the money the authorities and investors. The organization brings together representatives from the IT sector with the aim of «forming alliances and improve both their organizations and themselves.» To date, there are actively working on Open Hyper-Document Systems and develop the concept of collective IQ.

As mentioned, Engelbart did not like simple circuits. Therefore, his life pattern resembled a fascinating film. Devoted his life to science, he managed to keep the land under their feet, and even nurture her fetus — it is not only the father of a computer mouse, and four children. He also has nine grandchildren.

Now Douglas Engelbart — one of the most highly paid employees «mouse tycoon» . And although he never became a businessman, is about him almost no one thinks of his fees is not measured by six-or seven-digit numbers, then we know who was ahead of his time and the first to create something that was attributed to a crafty tycoons. Douglas Engelbart believes: his ideas will be useful to people and always find their embodiment. It remains only dagadyvatsya, what else can you expect from this restless genius. After all, his dream home today — upgrading the operating system rights.

Современный компьютер вообще невозможно себе представить без этого гаджета, который существенно упрощает процесс управления ПК. Но лишь немногие пользователи знают, в каком году изобрели компьютерную мышь, и кто является ее создателем. Давайте вспомним, как появился этот гаджет, и каким он был с самого начала.

В каком году изобрели компьютерную мышь?

9 декабря 1968 год - именно в этот день мир увидел прообраз всех современных компьютерных мышей. Конечно, это был всего лишь прототип. Однако до этого времени существовали специальные компьютеризированные радары и манипуляторы, которые стали базой для созданий современной мышки.

Самый первый прообраз появился в начале 50-х годов. Тогда по казаку ВМФ Канады были созданы компьютеризированные радары с первым графическим интерфейсом. Для них требовалась специальная система позиционирования курсора, в качестве которой применялось простое устройство на основе гладкого шара. Его назвали трекбол, и это был первый шаг на пути создания современной компьютерной мыши.

Немного позже, в 1951 году Дуглас Энгельбарт (создатель) уже раздумывал на счет разработки манипулятора, и в 1955 году он принимал участие в изготовлении радарных систем. В частности он разрабатывал системы отображения информации в рамках компьютерной программы NASA. По словам самого Дугласа, он вместе со своей командой создал таблицу с параметрами и возможностями всех современных на то время манипуляторов, определили их функции и требуемые параметры, которых тогда еще не было. В ходе исследования в 1963 году была сформирована идея о создании дисплейного указателя, который бы перемещался в системе координат X-Y.

Первый прототип

В 1964 году по разработке Дугласа Энгельбарта аспирант Стэнфордского исследовательского института Билли Инглиш собрал первый прототип компьютерной мыши. Тогда же была написана и программа для демонстрации ее возможностей.

Это была большая квадратная деревянная коробка коричневого цвета с большой красной кнопкой на самом верху. Шнур располагался спереди, однако со временем его переместили назад. Так он практически не мешал. Внутри находился датчик плоскостного перемещения, который представлял собой два металлических диска. Они были расположены перпендикулярно друг другу: один вращался при движении устройства в сторону, а другой отвечал за движение вперед или назад. Учитывая эту конструкции, мышь нельзя было двигать по диагонали, она могла перемещаться вперед или назад.

Говоря о том, в каком году изобрели компьютерную мышь, стоит уточнить, что некоторые люди справедливо считают, что "родилось" это изобретение именно в 1946 году. Ведь именно в этот год появилось устройство-прообраз всех современных компьютерных гаджетов.

Первое представление мышки

Немного позже, 9 декабря 1968 года Дуглас Энгельбарт представил группе инженеров более совершенную модификацию этого устройства. Оно работало как манипулятор ОС oN-Line System. Мышь имела три кнопки, хотя сам Дуглас Энгельбарт утверждал, что хотел сделать 5 кнопок (на каждый палец). И хотя сначала планировали назвать устройство "жуком", позже прижилось название "мышь" - из-за толстого соединительного кабеля, напоминающего хвосты грызуна.

Итак, если логично посчитать, в каком году изобрели компьютерную мышь, то можно говорить о двух датах: 1964 и 1968 год. В 1970 году изобретатель получил патент, который фиксировал авторство манипулятора, основанного на использовании двух перпендикулярно расположенных колес. При этом сам принцип манипулятора не был запатентован.

В 1972 году данным исследованием активно занялись в компании Xerox PARC, которая существенно улучшила подобный гаджет. В частности, тогда диски заменили небольшим шаром или роликами. Так появились новые виды компьютерных мышей.

В 1979 году фирма Xerox создала компьютер Xerox Alto, который был исследовательским прототипом и не вошел в серию. Зато он комплектовался компьютерной мышью и имел графический интерфейс в виде рабочего стола. Было создано несколько тысяч таких компьютеров.

Появление резинового шара внутри корпуса

В 1979 году Стэнфордский исследовательский институт (именно там работала команда Энгельбарта) продал проект мышки Apple за 40 тыс. долларов. Получив лицензию на такое изобретение, компания Apple поручила студии Hovey-Kelley Design улучшить мышку. В результате вместо стального подшипника она получила удобный резиновый шар, который свободно катался в корпусе. Внедрение этой инновации позволило избавиться от сложной системы кодирующих колес и электрических контактов. Вместо нее были реализованы простые оптоэлектронные преобразователи и колесика со щелевыми прорезями.

Дальнейшее развитие

В 1983 году уже десяток компаний производили и продавали разные виды компьютерных мышей. В этот же год Apple выпустила однокнопочную мышку Lisa. Она была разработана по заказу Apple в центре Пало Альто. Инженеры смогли создать дешевую модификацию этого устройства, сделать его компактным и разборным. Можно было вынуть шарик изнутри, очистить его от пыли. Эту мышку включали в комплект домашнего компьютера Apple-Macintosh.

В 1987 году истек срок патента Дугласа Энгельбарта и лишь в 1998 году заслуги этого изобретателя были признаны официально. Сам Энгельбарт получил премию Lemelson-MIT Prize в размере $500 000.

С 1999 года начинают появляться оптические мыши, которые работают на любой поверхности. Многие модели, вышедшие после 2000 года, дожили и до наших дней. Более того, некоторые из них успешно используются.

В заключение

История создания компьютерной мыши короткая. Приблизительно за 30 лет удалось из примитивного и очень дорого устройства создать высокотехнологичный гаджет, который сегодня дешево стоит. Что касается современных моделей, то они кардинально отличаются от первой компьютерной мыши. От нее осталась лишь идея позиционирования курсора на графическом интерфейсе.

Теперь вы знаете, кто изобрел компьютерную мышь. В этом плане сомнений нет ни у кого. А вот что касается даты создания, то здесь есть 2 мнения:

  1. В 1964 году аспирантом Стэнфордского исследовательского института был создан прототип этого гаджета (по проекту Энгельбарта).
  2. В 1968 году сам Энгельбарт представил рабочую усовершенствованную версию мышки.

Здесь уже каждый для себя решает, когда появилась первая компьютерная мышь. Однако принято считать, что впервые она увидела мир 9 декабря 1968 год.

Похожие статьи