Как сделать студию дома. Как собрать домашнюю студию звукозаписи. Подставки под мониторы

22.04.2019

Модным словом «студио» сегодня называют однокомнатную квартиру, в которой объединены все основные зоны: кухонно-столовая, гостиная и спальная. Кроме них в помещении находят место для рабочей и гардеробной, благодаря чему жилье с небольшой площадью становится многофункциональным.

Должны отметить, что несмотря на кажущуюся простоту в вопросе обустройства квартиры-студио, ее дизайн следует продумывать особенно тщательно, потому как лишь одна деталь или зона, размещенная неправильно, может существенно снизить уровень вашего личного комфорта.

Неверное зонирование

Краеугольным камнем всех квартир-студий является зонирование пространства, которое в дальнейшем определяет удобство, практичность и функциональность небольшого жилья с открытой планировкой. Вот почему нельзя относиться к разграничению помещения халатно и непредусмотрительно, к примеру, устанавливая обеденную группу возле спального места.

Объединение столовой и спальни – это довольно странное решение, сравнимое по абсурдности с кухней-ванной.

Правильно:
Планировка квартиры-студии должна быть понятной и максимально удобной и логичной: кухню следует объединить со столовой, столовую с гостиной, спальню с рабочей или гардеробной зоной.


1

Слабое освещение

Даже если ваша квартира довольно скромных размеров, это не значит, что достаточно установить один источник света, к примеру, в виде рожковой люстры. Скорее всего, остальные, особенно удаленные области однокомнатной квартиры, не будут должным образом освещены, что в целом приведет к ощущению дискомфорта.


Правильно:
В небольших квартирах, в которых основная комната разделена на несколько функциональных зон, часто возводят перегородки. А в случае плохой системы освещения пространство «дробится» и превращается в неуютное и довольно мрачное. Избежать такого эффекта можно, если для каждой отдельной зоны установить искусственный источник света: люстру в гостиной, подвесы в кухне, торшер в области спальни и прочее.


2

Кровать у входа

Попадая в квартиру-студию, совершенно неожиданно увидеть спальное ложе, размещенное вблизи входной двери. Стоит ли говорить, что это в крайней степени не практично, да и уединиться или просто отдохнуть у вас не получится.


Правильно:
Планируя пространство маленькой квартиры, старайтесь установить кровать как можно далее от входа. В идеале, она должна быть расположена с противоположной стороны или в крайнем дальнем углу. На переднем плане стоит расположить зону кухни, гостиной или гардеробной.


2

Нефункциональная мебель

Не следует использовать в обстановке студии грузную мебель, не обладающую дополнительной функцией. Так, не вполне оправдано размещение приземистого массивного шкафа, диванов или кресел, которые не раскладываются, а также, стационарных столов и крупных стульев.


Правильно:
Если ищете обеденный стол, обращайте внимание на раскладные модели, компактные в собранном виде; кровать может заменить диван с выдвижным матрацем, а встроенная конструкция вдоль стены вместит в себе часть гардероба, книг и посуды.


3

Без границ

Однокомнатная квартира, в которой одна зона плавно перетекает в другую, имеет право на существование. Но если говорить откровенно, такая остановка больше напоминает общежитие и не отличается уютом настоящего, обжитого пространства.


Правильно:
Возведите легкую перегородку между гостиной и зоной кухни, выделите спальную цветом, а столовую – материалом с оригинальной фактурой. Даже такое, казалось бы, незначительное визуальное разграничение сделает студию объемной, а также, более упорядоченной.


2

Неиспользованный потенциал

Довольно часто квартиры-студии отличает значительная высота потолков, при этом, такое очевидное преимущество многие игнорируют и совершенно не оправданно. В результате, в большой комнате, иногда сложно найти место для размещения гардероба, рабочей зоны или обеденного стола.


Правильно:
Используйте предоставленные возможности грамотно, а именно, в высоком помещении уместно возвести антресольный этаж для спальной зоны, или же в определенном месте поднять уровень пола. Внутри такого подиума можно поместить секции для хранения вещей и сделать обстановку квартиры более оригинальной.


6

Монотонный дизайн

Безвозвратно прошли времена, когда в интерьере квартиры использовали лишь два или три основных цвета, а также, сдержанные фактуры и однообразные формы. Сегодня такое оформление назовут безвкусным, почти возводя в ранг архаизма.


2

Правильно:
Дизайнеры настоятельно рекомендуют не опасаться смешивать фактуры, особенно натуральные: дерево и металл, стекло и камень. Кроме того, приветствуется благородное сочетание разных оттенков натуральной палитры цветов, свойственное эклектичному интерьеру.

В студио можно применить основные черты современного стиля (например, лофт, скандинавский, бохо) и классического направления в дизайне (неоклассицизм, классицизм).


Плохие системы хранения

Квартира-студия – это небольшое жилое пространство, где вам придется особенно внимательно подойти к вопросу о том, как и где расположить большое количество необходимых вещей, предметов, техники. Поэтому, приобретение и установка ретро-мебели, антикварных предметов и небольших органайзеров будет не оправдана.


Правильно:
Лучшее, что вы можете сделать для дальнейшего комфорта и функциональности небольшого помещения, — это заказ встроенной конструкции шкафа от пола до потолка со множеством секций, выдвижных ящиков, штанг и полок, на которых удобно хранить одежду, бытовые приборы, постельное белье и прочее.

Только при наличии основной и довольно вместительной системы хранения в квартире-студии, можно подумать о размещении в интерьере винтажных или современных дизайнерских предметов мебели.


Какие окна!

Оформление окон можно назвать отдельной самостоятельной сферой в дизайне интерьера, а в небольших квартирах, в частности, однокомнатных, проемы либо оставляют без внимания, либо декорируют слишком пышно. Разумеется, ни первый, ни второй вариант не является подходящим, когда мы говорим о жилье с парой окон с выходом на одну сторону дома.

Так, если лишить их убранства, можно создать впечатление недосказанности, а в случае оформления слишком плотными шторами, все внимание они заберут на себя, и частично лишат комнату света в дневное время.


Правильно:
В данном случае, важно придерживаться золотой середины, и в качестве текстильного оформления выбрать достаточно легкие струящиеся гардины в пол, дополняя прозрачным тюлем или римскими шторами, мягко рассеивающими лучи света днем.


1

Зона спальни во главе

Возвращаясь к зоне спальни в пространстве квартиры-студии, важно отметить, что планировать обстановку, отталкиваясь от области ложа, не верно. Говоря о скромном помещении, таком, как студио, кровать нельзя делать основным, ключевым объектом, вокруг которого выстраивается вся планировка. Вы будете чувствовать себя не вполне комфортно, не сможете расслабиться в компании друзей, да и комната будет казаться меньше, если кровать установить в ее центре.


Правильно:
По возможности, определите для спальной зоны наиболее удаленный участок однокомнатной квартиры, как было сказано ранее. Также, будет лучше, если в дополнение к ней использовать перегородку, потолочный карниз со шторами или раздвижные двери, которые обеспечат уединение при любых обстоятельствах.


На рынке недвижимости самым популярным и доступным вариантом собственного жилья являются однокомнатные квартиры. Старотипные проекты по современным меркам выглядят довольно скучно и уныло, не позволяя с максимальным комфортом организовать личное жилое пространство в соответствии с личными предпочтениями. Именно поэтому владельцы малогабаритных квартир рано или поздно решают кардинально модернизировать и изменить устаревший дизайн своего жилищного пространства. Конечно, можно обойтись капитальным ремонтом, но в большинстве случаев, чтобы воплотить в жизнь самые смелые, оригинальные дизайнерские задумки, максимально использовать каждый уголок полезной площади, не обойтись без перепланировки . И в этом разделе рассмотрим, как сделать квартиру студию, которая считается образцом современного доступного и комфортного жилья.

Что представляет собой квартира-студия

Изначально квартиры-студии появились в Америке и представляли собой жилье эконом-класса для молодых специалистов, приехавших на заработки. Со временем подобные проекты приобрели популярность во многих странах Европы. В обычном варианте квартиры-студии представляют собой малогабаритное помещение, которое состоит из кухни, совмещенного санузла, комнаты, балкона (лоджии). Подобный вариант жилья не подойдет большим семьям, но станет идеальным решением для проживания одиноких людей или молодых пар без детей.

Как правило, в подобных проектах несколько помещений объединены между собой. К примеру, кухню совмещают с коридором и гостиной, которая, в свою очередь, может быть разделена на несколько практичных функциональных зон благодаря зонированию – рабочую и зону отдыха. При правильной планировке, квартиры-судии отличаются большим пространством, в котором при грамотном подходе можно разместить всю необходимую для комфортного проживания мебель , создать уникальный дизайн , сделать уютной и максимально комфортной свою квартиру.

Реализовать перепланировку и обустроить квартиру-студию можно не только из однокомнатной квартиры, но из двух- и даже трехкомнатных квартир.

Основная цель перепланировки однокомнатных квартир – кардинальное изменение интерьера. Планировка квартиры-студии позволяет визуально расширить жилищное пространство и более рационально использовать общий метраж площади. Помимо этого квартиры-студии считаются актуальным, стильным и модным решением, которое позволяет добавить помещению динамичности и смело воплотить любые дизайнерские и авторские проекты. При этом основным принципом успешной перепланировки является ясность и четкость требований владельцев к изменениям собственного жилья.

Для перепланировки квартир нужно получить разрешение. Бывали случаи, когда демонтировались несущие стены, на которые опирались плиты перекрытия, в результате чего пострадали верхние этажи.

Основные правила перепланировки

Как уже было отмечено, перепланировка типовой однокомнатной квартиры в современную квартиру-студию подразумевает расширение пространства за счет устранения межкомнатных перегородок, к примеру, объединения кухни с комнатой. Именно поэтому прежде чем приступить к перепланировке своей квартиры, необходимо собрать все необходимые документы, получить разрешение, согласовать составленный проект в соответствующих инстанциях. Так, в хрущевке или других советских/постсоветских строительных объектах многие стены являются несущими, поэтому при составлении проекта лучше всего воспользоваться услугами квалифицированных специалистов, заручиться поддержкой дизайнеров, а все ремонтные работы доверить профессиональным мастерам, имеющим лицензию на проведение подобного рода работ.

В процессе составления проекта будущего жилья, нужно заранее продумать вопрос о зонировании пространства. Только в этом случае можно правильно и с максимальным удобством организовать пространство, разместив все необходимые для комфортного существования основные элементы интерьера. Не менее важно заранее продумать стилевое направление и дизайн будущей квартиры-студии. Главная цель, которую нужно добиться – совмещение функциональности и красоты.

Составляя проект квартиры-студии, необходимо продумать следующие моменты:

  • размещение инженерных коммуникаций (система отопления, канализации, вентиляции);
  • расположение электропроводки , розеток ;
  • количество и расположение функциональных зон;
  • актуальный дизайн, цветовую гамму;
  • какие отделочные материалы будут использованы при оформлении пространства;

Если в квартире довольно высокие потолки, одним из вариантов является создание второго этажа. Для этих целей можно задействовать антресоли, благодаря которым можно обустроить кабинет, библиотеку, уголок для отдыха или спальню. Увеличить метраж можно за счет объединения балкона или лоджии с кухней или комнатой. При этом на балконе или лоджии можно обустроить уголок для отдыха, работы или обеденную зону.

Разграничить пространство на функциональные зоны можно при помощи перегородок из различных материалов, используя мебель, цветовые контрасты или благодаря особому освещению, соединению нескольких контрастных текстур. Не менее оригинально в квартире-студии будут смотреться потолки различной высоты, арки , колонны.

Что касается мебели, не стоит загромождать пространство громоздкими мебельными гарнитурами, массивными тумбами, столами, кроватями и диванами и. Отдать предпочтение все же лучше моделям-трансформерам, модульной мебели, шкафам-купе , раскладным диванам, креслам, компактным журнальным столикам , многоярусным вертикальным конструкциям.

Чтобы квартира-студия была уютной, необходимо не только тщательно продумать стиль и дизайн, но и правильно разместить все элементы интерьера, которые не должны загромождать пространство, мешая свободному перемещению по территории жилища. Различные тумбочки, подвесные конструкции, ниши, встроенные варианты мебели, инновационные стройматериалы подарят ощущение свободы, визуально расширив пространство помещений.

По мнению дизайнеров оптимальным и органичным стилевым направлением интерьера является новомодный стиль модерн, хай-тек, минимализм, поп-арт. Оформить жилое пространство можно в классическом стиле или в стремительно набирающем популярность ретро-стиле. В этом плане можно смело исходить из личностных предпочтений.

Видео

В этом видео архитектор Тарас Бойко в деталях рассказывает о планировке и интерьере квартиры-студии:

Фото

Ежедневно стриминговые сервисы вроде Apple Music, Spotify, Deezer и Google Music пополняются все новыми и новыми треками. И наверняка, если у вас есть музыкальный слух и чувство ритма, вы не раз задавали себе вопрос - а могу ли я попасть в такие сервисы?

Ответ утвердительный - можете. Но для этого вам понадобиться написать пару-тройку собственных композиций, а в идеале - альбом.

Почасовая аренда студий звукозаписи - недешевое удовольствие. К тому же, у начинающего музыканта уходит намного больше времени во время сочинительства песни. То аккорд переписать решил, то гитарный рифф не устраивает.

Взвесив все «за» и «против», задумываешься о построении собственной звукозаписывающей студии у себя дома. С минимальным набором начинающего звукрежа мы и ознакомим вас в данном материале.

Примечание: Материал ориентирован на новичков и пользователей, которые делают первые шаги в звукозаписи. Профессиональное оборудование – вопрос не одной тысячи долларов, а нас интересует вариант «дешево и сердито».

Итак, что нужно для домашней студии звукозаписи.

Начните с компьютера или ноутбука

Время аналоговой записи - это, скорее, эксклюзивная прихоть распиаренных коллективов. Для них подготовлен винил, ансамблевая запись, и стоит это все очень дорого. Традиционным же рынком, рассчитанным на рядового потребителя, сейчас заправляет цифра, поэтому без ноутбука или компьютера в звукозаписи никак.

Выбирая десктопник, вы можете получить потенциально бОльшую производительность всей системы. Недостаток же персонального компьютера - необходимость дополнительной звукоизоляции, поскольку кулер от блока питания, видеокарты и процессора создают дополнительный фоновый шум, крайне нежелательный при звукозаписи.

Усилитель нужен не только в студии звукозаписи. Прокачать топовые наушники поможет FiiO E10K . В этой модели портативного усилителя инженеры сделали все возможное, чтобы звучание стало максимально естественным: оптимизровали фильтр низких частот, переработали схему усиления баса, снизили уровень искажений и шума.

Вместо Wolfson WM8740 производитель установил более лояльный к задержкам ЦАП PCM5102 от Texas Instruments, а «сердцем» усилителя стал чип LMH6643, пришедший на смену AD8397

Совет: Закоренелым поклонникам ОС Windows рекомендуем обратить внимание на MacBook. Уже по устоявшейся традиции ОС macOS используется большинством профессиональных звукорежисеров. Эта система максимально заточена под работу с мультимедиа и, в частности, звуком.

К тому же, подключение периферийного оборудования на macOS намного легче такого в среде Windows.

Нужна звуковая карта

Теоретически многие начинающие диджеи свои первые треки создавали исключительно с помощью ноутбука, не используя дополнительного оборудования.

Но если вы планируете записывать гитары, вокал, партии клавишных и ударных, без звуковой карты не обойтись.

Выбрать можно недорогой вариант звуковой USB-карты. Обращайте внимание на:

  • наличие портов MIDI In (для подключения клавиатуры);
  • количество портов типа «джек» (на первое время достаточно двух);
  • количество портов типа XLR для подключения микрофона. В компактных звуковых картах этот порт, как правило, спарен с «джеком». На первое время будет достаточно хотя бы одного такого порта.

Встроенный ламповый каскад предусилителя, фантомное питание - все это будет позже. Не спешите тратить деньги.

Ищем MIDI-клавиатуру

Домашняя студия, само собой, подразумевает экономию пространства. Вряд ли вы будете морально готовы раскошелиться на полноценную ударную установку. Да и для записи партии ударных нужно, как минимум, освоить простейшие ритмические рисунки и научиться «стучать».

Именно поэтому ударные может заменить MIDI-клавиатура. Вообще она может заменить практически любой акустический инструмент – количество и качество плагинов сегодня попросту поражает воображение.

Выбирая клавиатуру, ориентируйтесь на собственный бюджет и габариты рабочего места. На рынке представлены как полноценные 88-клавишные варианты, так и более компактные на 25, 32 или 49 клавиш.

Желательно наличие слайдера (качельки, позволяющей транспонировать ноту во время записи) для возможности записи более «живых» партий. Если вы не профессиональный пианист, на первое время вполне можно отказаться от молоточковой механики.

Какой взять монитор и наушники

Все, что вы запишете, нужно на чем-то слушать. Для домашней студии придется раскошелится на два источника звука:

  • звуковые мониторы – по сути, колонки, которые воспроизводят музыку без характерных для потребительской акустики «украшательств», т.е. в первозданном виде.
  • наушники закрытого типа – для более тонкого сведения композиций и работы в ночное время суток.

Оценивать собственные треки нужно в самых разных типах наушников. В трехдрайверных гибридах FiiO F9 вы сможете легко расслышать все недочеты сведения трека, а широкий диапазон воспроизводимых частот подскажет, как сделать композицию еще интереснее.

FiiO F9 отличаются от конкурентов богатой комплектацией: несколько пар амбушюров, компактный кейс и все необходимые кабели, включая балансный с 2,5-миллиметровым штекером.

Первое время, вместо мониторов, можно ограничиться и недорогими колонками «из Ашана», но учтите, что качество микширования ваших композиций в таком случае будет уверенно стремится к посредственному.

Куда без микрофона?

А лучше сразу два: динамический и конденсаторный. В конце концов, петь то вы собираетесь?

  • Конденсаторный микрофон – используется для записи вокала и акустических инструментов. От динамического отличается более широким охватом частотного спектра.
  • Динамический микрофон – идеально подойдет для громкого драйвового вокала, источников звука с повышенной амплитудой.

Говоря простым языком, конденсаторный микрофон намного чувствительнее динамического. Например, он способен улавливать работу стиральной машинки в соседней комнате, чего не умеет динамический.

Но из-за чрезмерной чувствительности и хрупкости конденсаторный микрофон не всегда актуален при записи гроул-вокала или ударной установки.

В любом случае, в арсенале домашней студии лучше иметь сразу оба типа микрофонов.

Обязательна звукоизоляция

Да, вы не ослышались. У всех, окружающих вас предметов, есть свой звук. И у вашей комнаты тоже. Для того, чтобы гул и эхо от комнаты не влияли на качество звука, используются звукоизоляционные панели.

Через несколько лет вы, наверняка, примете решение о необходимости апгрейда аппаратной части вашей студии. А теперь представьте, что прокачать можно даже портативный аудиоплеер. Конструкция аудиофильского плеера FiiO X7 II предусматривает самостоятельную замену усилителя.

Взяв свежие микросхемы OPA1622 от Texas Instruments и пересмотрев балансную схему подключения, у FiiO получился отличный апгрейд-сет в виде усилителя AM3 . Для тех, кому не терпится познакомиться с балансным подключением, это одно из лучших вложений.

В идеале, чем больше таких панелей, тем лучше. Оклейте ими помещение на уровне стойки конденсаторного микрофона и напротив рабочего места, где установлены мониторы.

Со звукоизоляционными панелями качество записи и сведения дорожек значительно возрастет. К тому же, вы будете тратить значительно меньше времени на обработку звука и удаление нежелательных шумов.

И гитары тоже нужны

Покупка гитар (да, их нужно несколько) зависит от уровня вашего знакомства с этим инструментом. Если вы планируете серьезно заниматься звукозаписью, научиться играть на шестиструнке и басе - ваша прямая обязанность.

Для домашней студии необходимо иметь в арсенале три гитары:

  • акустическая;
  • электро ритм-гитара (ее же можно использовать и в качестве соло);
  • электро бас-гитара.

Да, партию гитар можно прописать и с помощью MIDI-клавиатуры, но иногда намного проще это сделать с помощью «аналогового» инструмента.

Есть мнение, что для создания музыки подойдёт любой компьютер, выпущенный после 2001 года. Это мнение частично оправданно: все современные ПК справляются с многоканальной записью. Но есть некоторые нюансы.

Во-первых, необходимо определиться с габаритами устройства. Если вы рассчитываете использовать компьютер в живых выступлениях или планируете заниматься музыкой вне своей комнаты, то вам больше подойдёт ноутбук. Если же таких перспектив перед вами не стоит, советуем сделать выбор в пользу стационарного компьютера с большим монитором.

Представьте себе ваш браузер с парой десятков вкладок, между которыми вам необходимо быстро переключаться. Неудобно? С музыкальным ПО будет ещё неудобнее. Интерфейс программ для записи и обработки звука включает кучу кнопок и регуляторов, а окна плагинов накладываются друг на друга.

Примерно так иногда выглядит изображение на мониторе звукорежиссёра. musicradar.com

Выбор операционной системы также немаловажен. Достойное ПО есть везде, но не все программы являются кросс-платформенными. Так, если вам импонирует секвенсор Logic Pro X, то и выбирать следует компьютер под управлением macOS.

Обратите внимание на оперативную память компьютера. Специалисты рекомендуют объём не меньше 8 ГБ. Впрочем, и тут нужно исходить из нужд конкретного пользователя. Также быстродействию поспособствует установка ПО на SSD-диск.

Как выбрать звуковую карту?

Целесообразность покупки новой звуковой карты вместо встроенной не подлежит сомнению, если вы рассчитываете заниматься музыкой всерьёз. Характеристик встроенных аудиокарт, как правило, достаточно для игр и фильмов, но для комфортной работы со звуком понадобится специальное устройство.

Обратите внимание на количество входных каналов звуковой карты. От него будет зависеть число инструментов, которые вы сможете одновременно подключить. Как правило, для домашней звукозаписи достаточно 2–4 входов, поэтому мы не будем рассматривать сегмент дорогих устройств для многоканальной записи.

Также немаловажный фактор при покупке - наличие фантомного питания на борту аудиокарты. Дополнительное питание для подключаемого устройства необходимо, если вы используете конденсаторный микрофон.

djshop.by

USB-аудиокарта, имеющая на борту инструментальный и два линейных входа, а также XLR-разъём. Есть регулятор подмешивания сигнала с компьютера к звуку подключённых инструментов. Есть и значительные недостатки: отсутствует фантомное питание и отдельная регулировка громкости наушников.

focusrite.com

Недорогая звуковая карта с приятным дизайном, микрофонными предусилителями, фантомным питанием и функцией прямого мониторинга звука, исключающей появление задержки.

rolandmusic.ru

Звуковая карта от Roland с тремя входами и фантомным питанием на борту.

ek.ua

Эта звуковая карта может похвастаться минимальной задержкой, а также отличной работой как с живым звуком, так и по MIDI-интерфейсу. Имеет два входа с фантомным питанием.

Перечисленные аудиокарты неплохо подойдут для начала работы со звуком и знакомства с основами сведения. А выбор профессиональной карты в более высоких ценовых сегментах - вопрос, которому можно посвятить не одну статью.

Какие колонки нужны для сведения музыки?

Предпочтения меломанов при выборе домашней акустики могут очень сильно отличаться. Выбор студийных мониторов также сугубо индивидуален, но в данном случае он обусловлен музыкальными стилями, в которых вы планируете творить.

Помните, что мониторы для сведения музыки - совсем не обязательно акустика для её прослушивания. Главный критерий при выборе студийных колонок - их объективность. Высокая детализация всего частотного диапазона поможет услышать неточности в сведении, которые могут сглаживаться колонками с различными улучшайзерами.

Звук, который мы слышим, - это не только колонки, но и пространство, в котором мы находимся. Если вы не планируете уделять внимание акустическим свойствам комнаты, то приобретать мониторы за тысячи долларов нецелесообразно.

И не спешите выбрасывать старые «джениусы». Вы можете вкладывать много средств в покупку акустики, но большинство слушателей довольствуется чем попало: встроенными динамиками ноутбука, недорогими вакуумными наушниками и даже колонкой в смартфоне. Вам необходимо добиться неплохого звучания даже на откровенно плохих носителях, поэтому используйте весь спектр имеющихся устройств разного класса для тестирования.

mackie.com

Бюджетный вариант для тех, кто очень стеснён в средствах.

pioneer-online.ru

Недорогие мониторы с приятным дизайном.

decks.co.uk

Качественные студийные мониторы с глубокими басами.

Обратите внимание, что мониторы приемлемого качества, как правило, продаются не в комплекте, а по одному.

А наушники?

Приобретая наушники, не забудьте их примерить. Сведение - кропотливый процесс, требующий многих часов работы, поэтому удобство здесь играет ключевую роль.

Составьте список из наушников, которые вам приглянулись, и сравните их АЧХ (эту информацию можно найти в интернете): звучание должно быть максимально ровным на задействованных частотах.

mycroft.su

Недорогие открытые наушники с нейтральным звучанием.

musik-produktiv.ru

Закрытые наушники с велюровыми амбушюрами. Имеют приятный дизайн и сбалансированное звучание с подчёркнутыми верхними частотами.

amazon.com

Открытые наушники с приятным дизайном и естественным нейтральным звучанием.

Что такое DAW-программа и зачем она нужна?

DAW (англ. digital audio workstation) - цифровая звуковая рабочая станция. Звучит сложно, но на деле всё гораздо проще. DAW - программная среда, в которой происходит запись и редактирование вашей музыки.

FL Studio, Cubase, Logic Pro X, Pro Tools, Reaper, Ableton Live, Nuendo - самые известные представители ряда DAW-программ, также называемых секвенсорами. Стоит отметить, что выбор программной среды индивидуален не менее, чем выбор подходящих наушников. В любом из перечисленных секвенсоров можно создавать музыку приемлемого качества, и тут каждый должен исходить из собственных предпочтений. Скачивайте бесплатные демоверсии, пробуйте и выбирайте DAW-программу, которая подойдёт именно вам.

Image-Line FL Studio 12. image-line.com

Программа-секвенсор, обладающая интуитивно понятным интерфейсом. Отлично подходит для создания и обработки партий виртуальных инструментов, но функция живой записи в FL Studio реализована не очень удобно.

Ableton Live 9.2.2. ruprograms.com

Ableton создавался как программа для живых выступлений, но стал одним из самых популярных секвенсоров с интуитивно понятным управлением, гибкими настройками и приемлемым качеством вшитых инструментов для обработки.

Logic Pro X

Logic Pro X. macworld.com

Переход на Logic - естественный эволюционный этап для продвинутых пользователей GarageBand. Имеет в базовой комплектации крутые программные синтезаторы и эффекты. Разобраться в Logic Pro X несколько труднее, чем в том же Ableton, но заядлые пользователи уверяют, что оно того стоит.

Клавиатура и мышь - недостаточно комфортные устройства ввода, если речь идёт о программах для создания музыки. Конечно, никто не запрещает набивать ноты и прописывать автоматизацию эффектов с помощью мыши, но это не очень удобно. Создать эффективную коммуникацию между музыкантом и компьютером помогут MIDI-контроллеры.

samsontech.com

Простенькая 32-клавишная MIDI-клавиатура.

akaipro.com

Двухоктавный MIDI-синтезатор с назначаемыми регуляторами и программируемыми пэдами. Справится с ролью простенькой клавиатуры и драм-машины, упростит настройку автоматизации эффектов.

m-audio.com

Пятиоктавная MIDI-клавиатура для тех, кому не подходят урезанные версии клавишных инструментов.

Кабель MIDI to USB

ru.aliexpress.com

Возможно, у вас уже есть бюджетный синтезатор-самоиграйка. Многие из этих недорогих «касио» имеют 5-контактный MIDI-интерфейс. Для подключения синтезатора к компьютеру подойдёт недорогой кабель с AliExpress.

Как использовать VST- и VSTi-плагины?

Наша DAW-программа всего лишь оболочка. Чтобы заставить её зазвучать, потребуется установка виртуальных музыкальных инструментов, получивших название VSTi. Современные VSTi-плагины умеют с достаточной долей реалистичности повторять звучание как синтетических, так и живых инструментов. Количество плагинов исчисляется тысячами, но мы остановимся на самых популярных из них.

Native Instruments Massive

Крупногабаритный синтезатор с сотнями преднастроенных пресетов на борту. Особенно любим музыкантами, работающими в танцевальных электронных жанрах.

LennarDigital Sylenth1

Синтезатор, не отличающийся внешней навороченностью, но снискавший любовь пользователей за звучание, которое порой можно спутать со звучанием настоящих аналоговых синтезаторов.

XLN Audio Addictive Drums 2

Один из лучших виртуальных эмуляторов живых ударных. Также в наличии пресеты популярных драм-машин.

Для обработки как виртуальных, так и живых инструментов нам понадобятся дополнительно устанавливаемые эффекты - VST-плагины. Их выбор не менее широк, но мы приведём лишь несколько из них в качестве примера.

Antares Auto-Tune EFX 3

Плагин для тех, чья любовь к пению несоизмеримо выше умения попадать в ноты. Auto-Tune помогает очистить дорожку от фальшивых нот путём вытягивания их до ближайших правильных.

Native Instruments Guitar Rig 5

Маст-хэв-плагин для любого гитариста. С помощью Guitar Rig можно сэмулировать не только гитарный перегруз, но и различные эффекты модуляции или целые кабинеты.

iZotope Ozone 7

Плагин для мастеринга - постобработки сведённой композиции. Для тех, кому интерфейс покажется слишком сложным, в наличии десятки пресетов с оптимальными настройками для разных стилей музыки.

Что делать дальше?

Мы разобрались с базовым оборудованием для вашей домашней звукозаписывающей студии. На этом этапе можно начинать творить. Количество и разнообразие стаффа, которым вы можете дополнить вашу студию ограничено лишь вашими средствами и фантазией.

Помните, что качественные устройства и музыкальные инструменты могут эксплуатироваться десятилетиями, а музыканты - люди, подверженные постоянному желанию обновлять своё . На специализированных форумах и в группах «ВКонтакте» вы найдёте не только общение с единомышленниками, но и множество предложений по покупке и продаже музыкальной техники. Это поможет вам существенно сэкономить при обустройстве домашней звукозаписывающей студии.

Профессиональный музыкант делиться информацией о том, какое музыкальное оборудование нужно выбирать для домашней студии звукозаписи. В данном материале вы узнаете об особенностях национальцой звукозаписи и о том как решить проблему звукоизоляции, а также ознакомитесь с обзором звуковых карт, внешних нтерфейсов USB, предусилителей, микшерных пультов, портастудиий, микрофонов, мониторов и наушников. Рекомендуется к прочтению всем, кто интересуется студийной записью.

Особенности национальцой звукозаписи

Что делает музыкант, отыграв десяток концертов и подарив поклоннику свой первый автограф? Купаясь в волнах славы и радости, он начинает подумывать о записи в студии, куда и направляется через месяц-другой, подкопив денег и проработав материал. Первая запись - это намного веселее, чем первый концерт. О первом концерте, даже если он неудачный, воспоминания, как правило, самые светлые. О первой студийной работе музыканты рассказывать не любят, а когда рассказывают, их взволнованная речь почти всегда сопровождаются смущенными улыбками и обильным краснением лица и ушей. Студия - это очень серьезно. Это своеобразный переломный момент, после которого очень многие люди начинают подумывать, стоит ли вообще серьезно заниматься музыкой.

На концертах даже грубые ошибки в исполнении, часто тонут в плохо отстроенном звуке, гуле зрительского зала, а низкий уровень мастерства музыканта может исправить его эмоциональность и умение работать "на зрителя". В студии все ошибки сразу выходят на поверхность, даже элементарную партию аккомпанемента неопытный музыкант не может сыграть правильно. Что дальше? Раздраженный звукорежиссер, выброшенные деньги, а самое главное - бесконечная обида в душе и сомнения по поводу целесообразности музыкальной карьеры вообще. Музыка - это не то занятие, которому можно уделять час или два в день и добиться профессионализма. Искусство требует жертв, а музыка - искусство особое, которое помимо внутреннего дара, нуждается еще и в ограждении от многих "земных удовольствий" и изнурительных многочасовых трудах. Наверное, мало кто знает, что даже раскрученные и известные коллективы, имеющие в своем распряжении полный состав артистов с концертным опытом, прибегают к услугам более опытных сессионных музыкантов, когда дело доходит до студии. Почему? Причина в одном - они не умеют работать с записью.

Конечно, за деньги вы сможете нанять более опытных музыкантов, подключить к работе профессиональных режиссеров и техников и уговорить персонал "довести" до ума вашу партию посредством редактирования и перезаписи бракованных участков. Вспомните анекдот про гитариста, который приходит в студию и своей неумелой игрой доводит до бешенства звукорежиссера. Анекдот заканчивается знаменитой на весь свет фразой последнего: "Ты гамму можешь сыграть? Сыграй, а я потом нарежу..."

Стоит помнить, что, подключая "наемников" и тем более надеясь на режиссерскую доводку материала, придётся отказаться от мысли, что ваше произведение станет супер-хитом. Даже за большие деньги сессионные музыканты никогда не станут вкладывать в произведение душу, искать вдохновение в прогулках под звездами и часами корпеть над аранжировками. При работе звукорежиссера над неумело исполненной партией неминуемы потери в качестве и вообще в идее произведения. Всему есть предел и в студию надо ехать только тогда, когда можешь идеально сыграть или спеть произведение в "сухом" варианте, то есть без лишних эффектов и обработок. Самый лучший и быстрый способ подготовить себя и своих коллег к серьезной студийной работе - регулярно записываться дома. Это поможет не только лучше анализировать собственную игру и исправлять ошибки, но и иметь банк собственных демо-записей, которые послужать прекрасной путевкой на большую сцену для начинающих музыкантов. С другой стороны, домашняя звукозапись сама по себе очень увлекательна, ведь очень многие музыканты не стремятся сделать музыку своей работой, а просто тратят несколько часов в день на собственное творчество и получают от этого громадное удовольствие.

Мой дом - моя крепость...

Итак, внимая особенностям национальной звукозаписи, мы пришли к выводу, что без предварительной подготовки и пробных записей дома, даже и думать нечего ехать записываться в студию профессиональную. Как уже было сказано, на этом обжигаются многие и последствия таких ошибок всегда самые печальные.

"Мой дом - моя крепость" и именно из домашних стен выносится большинство популярных композиций. Дома музыкант чувствует себя наиболее комфортно, дома над душой не стоит суровый звукорежиссер, за стенами собственной квартиры музыкант живет по свои правилам и может располагать свои занятия как ему удобно. Забегая вперед, можно отметить, что в собственной квартире при желании и наличии аппаратуры, можно записать не только любительские демо, но и альбом студийного качества и пустить его потом в тираж.

Домашней записью не гнушаются даже популярные исполнители, оборудуя в собственном доме или квартире небольшие комнатки для работы.

Первая особенность практически всех домашних студий - "тихая" работа. В условиях квартиры практически невозможно записать работающий в нормальном режиме гитарный ламповый стэк или "снять" акустическую ударную установку. Самые добрые соседи такого издевательства не выдержат, а за нарушение общественного порядка даже в дневное время представители правоохранительных органов по головке не погладят.

Вообще, о проблеме шумоизоляции следует серьезно задуматься и дело здесь не только в спокойствии соседей. Если инструменты можно записать "напрямую", используя аналоговую и цифровую коммутацию, то вокал иначе как "через воздух" не запишешь. И каждый проезжающий мимо дома трамвай будет оставлять в записи помехи. Огромной катастрофой для домашней студии является приобретение соседями домашнего кинотеатра вместе с акустической системой. Сабвуферы издают низкочастотные колебания, которые пробиваются через самые глухие стены, и избавиться от такой проблемы, можно лишь сердечно договорившись с соседями о времени их киносеансов.

Для тех, кто не стеснен в средствах и площади, самым лучшим выходом будет заказать кабинку для записи вокала, ее берутся изготовить почти все фирмы, занимающиеся пластиковыми окнами и конструкциями. Важно только предусмотреть в ней дверь, окно и кабельный канал.

Из наиболее простых методов звукоизоляции комнаты можно отметить установку многослойных пластиковых окон, обивание стен старыми одеялами или материалом вроде дарнита или войлока. Синтетика в этом плане защищает гораздо хуже. Безобразный вид можно закрыть пластиковыми панелями, либо тканью.

Для записи вокала некоторые особо веселые люди используют шкаф для одежды. Причем шкафами пользуются и вполне состоятельные музыканты, которые просто не хотят загромождать свою квартиру всякого рода кабинками и камерами. Шкаф - это мгновенный вариант, когда нет времени или желания или возможности построить кабинку, реверберация и лишние шумы в шкафу минимальны, а сделать звукоизоляцию можно за несколько минут с помощью подручных средств.

Когда жилище потеряет всякий человеческий вид, и будет походить на притон алкоголиков, можно задумываться о покупке аппаратуры.

Аппаратура

Если вы, дорогие друзья, читаете эти строки, то путем долгого логического размышления можно предположить, что у вас есть компьютер. Компьютер сейчас используется в каждой профессиональной студии для редакции и непосредственно записи материала. Даже если в компьютере установлена недорогая звуковая карта, а пользователь никаких программ, кроме "Звукозаписи" в меню "Пуск" не знает, то возможности компьютера все равно выше, чем у многих коммерческих студий середины прошлого века. В настоящее время существует огромное количество книг, посвященных компьютерной звукозаписи, а в Москве и крупных городах есть курсы для желающих постичь тайны программного обеспечения и научиться азам редакции звукового материала. Стоит заметить, что с серьезным программным обеспечением не так уж просто разобраться, поэтому приобретение книг и посещение курсов - вполне разумный шаг.

Для звукозаписи нормального качества с помощью компьютера, прежде всего, необходимо приобрести звуковую карту, так как встроенные почти всегда слабые, либо ориентированы не на звукозапись, а на воспроизведение. Выбор звуковых карт сейчас огромен, но, лучше всего обратить внимание на продукцию наиболее "музыкальных" фирм, таких как Korg, AUDIOTRAK, Echo, Roland и Yamaha. Стоимость фирменной карты достигает огромных размеров, но в общем-то, для квартиры не обязательно приобретать изделия уровня профессиональной студии. По выбору звуковых карт написаны сотни статей, в Интернете можно найти огромное количество информации, затруднения в выборе могут возникнуть только у начинающих пользователей. Поэтому рассмотренные ниже карты ориентированы, прежде всего, на начинающих пользователей, хотя по своим характеристикам вполне пригодны для работы со звуком.

Итак, самыми недорогими карточками с помощью которых можно пробовать писать являются карты серии Revolution от M-AUDIO. Цена Revolution 5.1 составляет чуть выше двух с половиной тысяч рублей, при этом карта оборудована цифровым выходом S-PDIF, а 24-разрядные аналогово-цифровые и цифрово-аналоговые преобразователи с частотой дискретизации 96 кГц (на выходе частота выше и составляет 192 kHz) позиционируют данное изделие, как вполне пригодное для записи. Конечно, воткнув в слот MIC компьютерный микрофон и спев любимую песню, сложно будет почувствовать разницу со встроенной звуковой картой, но при использовании внешнего предусилителя, результат будет вполне приемлемым.

Более дорогие карты от M-AUDIO - серий Prodigy и MAYA. В простой и доступной карте Prodigy 7.1 коммутационные возможности уже позволяют работать с внешними цифровыми устройствами посредством входа и выхода S-PDIF, есть два аналоговых входа. По части разрядности и частоте карта идентична по характеристикам модели Revolution 5.1. Есть 4 стерео-выхода, на небалансных джеках 1/8. Карта позволяет производить запись по двум каналам одновременно, воспроизводить - по восьми.

Серия MAYA - карты уже более совершенные и приближенные к профессиональным. У кого есть деньги - самым разумным будет приобрести AUDIOTRAK Maya 1010, это устройство не такое дорогое, как может показаться на первый взгляд, количество функций вполне оправдывают цену этой карты. Комплект включает еще и внешний интерфейс для более удобного подключения. Имеется возможность многоканальной записи, использование MIDI, карта совместима с программным обеспечением, таким как Sonar/Cakewalk, Cubase, Logic. Хорошие характеристики делают этот комплект одним из лучших в своем классе. Количество входов\выходов достигает в этой карте 8, предусмотрено 2 микрофонных входа с фантомным питанием, 2 выхода на наушники и, конечно, цифровые и MIDI входы-выходы.

Для тех, кто несколько стеснен в средствах, хорошим вариантом будет покупка более дешевых карт серии MAYA, например MAYA44 MKII. Эта карта уже зарекомендовала себя как хороший, доступный и недорогой прибор для записи на HDD и широко используются в различных хоум-студиях. Как и в Maya 1010, карта совместима с программным обеспечением для мультитрековой записи как Cakewalk, SONAR, Cubase, Nuendo, Logic, а также с программным обеспечением для мастеринга - Sound Forge и Wavelab. Карта приемлемо работает с программными семплерами Logic Audio EXS 24, Halion, GIGAStudio и такими виртуальными аудиоинструментами как Reason и Reaktor. Коммутационные возможности включают 4 входа и выхода на "нормальных" джеках 1/4, цифровой вход и выход.

Неплохим вариантом также являются звуковые платы компании E-MU. Эти карты несут в себе массу приятных опций для звукорежиссуры, поэтому могут послужить неплохой альтернативой картам, рассмотренным выше. Карта E-MU 0404 имеет 2 аналоговых входа, 2 аналоговых выхода, цифровой вход и выход, коммутацию по MIDI и оптический вход\выход (TosLink). АЦП и ЦАП имеют разрядность 24 бита, частота дискретизации 192 кГц. Для внутренней обработки сигнала в плате используется процессор E-DSP разрядностью 32 бита, в комплекте поставки идет программный секвенсор Cubasis VST 4.0 E-MU edition и звуковой редактор WaveLab Lite 2.5.

У E-MU есть масса и более дорогих карт, с очень широкими возможностями, которые увеличиваются пропорционально стоимости. Плата E-MU 1820 является бестселлером в своем ценовом диапазоне, имеет два микрофонных и шесть аналоговых входов, 8 аналоговых выходов, 2 входа и выхода MIDI, цифровой вход и выход, коммутацию на ADAT. Такую плату уже вполне можно назвать профессиональной, многие музыканты приобретают 1820 и остаются довольными надолго. А если музыкант доволен долгое время - это самая лестная характеристика для изделия.

Под конец хотелось бы упомянуть о звуковой карте ESI Juli@. Эта карта отлично оправдывает себя в работе, по соотношению цена\качество она одна из самых лучших вариантов для дома. Если человек не знает конкретно, что ему понадобится, какими функциями он будет пользоваться, то Juli@ представляет собой оптимальный вариант, после покупки которого не придется об этом жалеть. Конечно, карта не без недостатков, но качество записи через эту карту очень хорошее для своих денег, а количество посторонних шумов минимально. По частоте дискретизации и разрядности эта карта идентична другим моделям своей ценовой категории, те же 192 кГц и 24 бита. Карта располагает двумя аналоговыми и двумя цифровыми входами, имеет шесть выходов, четыре из которых - цифровые. Коммутация по MIDI - один вход и один выход. ОЧень интересным решением является возможность выбора между разъемами RCA и Jack: цифровая и аналоговая часть платы расположены на двух различных платах, что позволяет перевернуть аналоговую часть платы и заменить разъемы одного типа на другой. В комплекте поставки идет очень много полезных программ и утилит для работы со звуком. "Юлию" поминали добрым словом многие музыканты и она до сих пор установлена у многих даже опытных композиторов.

Интерфейсы USB

Другое дело - внешние звуковые карты или "интерфейсы", которые работают с компьютером посредством USB. Такие интерфейсы в последнее время выпускаются на достаточно хорошем уровне, они позволяют писать материал без особых потерь в качестве. К тому же это неплохой вариант для тех, кто удовлетворен работой встроенной звуковой карты, либо вообще является владельцем ноутбука и хочет приобрести такой аппарат, как дополнение к штатной карте.

Чем же хорош USB-интерфейс? Как известно, аналоговые линейные входы в звуковой карте неизбежно ухудшают качество сигнала, шумят, трещат, реагируют на помехи компьютера. Особенно это заметно при записи уже готовой обработки, скажем, с гитарного или вокального процессора. Материал потом приходится долго доводить до ума, применяя различные виртуальные спикерэмуляторы, эквалайзеры и фильтры. С USB проблем в этом плане гораздо меньше, во-первых, само преобразование аналогового сигнала в электронный, как правило, несколько лучше, чем в картах PCI, во-вторых, сам прибор можно удалить от компьютера подальше и тем самым снизить в какой-то степени помехи. Выводы эти, конечно, во многом относительны, особенно, если сравнивать внешние интерфейсы USB с профессиональными звуковыми картами в которых панель с коммутацией также может быть вынесена наружу, а внутренние обработки включают "шумодавы" и фильтры, но все же запись по USB считается в настоящее время одной из самых качественных.

Главной особенностью многих USB-интерфейсов являются встроенные эффект-процессоры, спикерэмуляторы, преампы, звук которых передается в компьютер практически в первозданном варианте. Этим уже воспользовались многие фирмы и начали усиленно выпускать USB-интерфейсы для гитаристов. Одной из первых фирм на этом поприще выступила компания , выпустившая модель Guitar Port. Само изделие рекламируется "как мечта начинающего гитариста", но может быть прекрасным подспорьем и для профессиональных музыкантов. Качество записи в этом приборе реализовано на хорошем уровне, а количество внутренних обработок, эмуляторов популярных комбо и стэков, возможность играть под "минус" и вовсе делают его чрезвычайно привлекательным. Стоимость этого устройства соразмерна недорогим напольным гитарным процессорам, причем по многим параметрам маленький Guitar Port выигрывает у них. Стоит добавить, что использовать это устройство можно не только совместно с электрогитарой, но и, как показывает практика, со многими другими электромузыкальными инструментами. Так что тем, кто увлекается исключительно "аналоговой" записью инструментальной музыки, без претензий на такие "излишества" как MIDI, XLR- и S-PDIF-коммутацию, Guitar Port может сослужить неплохую службу.

Более дешевым вариантом с возможностью записи гитары, вокала и широкой линейки электромузыкальных инструментов является Fast Track interface от M-AUDIO. В какой-то степени его можно даже назвать конкурентоспособным Guitar Port. Четыре и входа и два выхода - более чем достаточно человеку, которому надо записать только гитару и вокал. Для всякого рода любителей авторской песни и бардов этот прибор - просто находка, а для того, кто использует электрогитару понравится набор гитарных эффектов вполне приличного качества. Электронная программа GT Player Express сразу привлекает внимание своим интерфейсом в виде аналогового рекордера и цепочки педалей-эффектов, настроить звук можно за секунды. И все, можно писать.

Другой неплохой моделью от M-AUDIO может послужить USB-интерфейс M-AUDIO Audiophile USB. Две пары аналоговых входов, наличие S-PDIF, MIDI вход\выход уже позволяют использовать этот прибор для более серьезной звукозаписи.

Дорогие USB интерфейсы, стоимость которых начинается от 300 долларов по функциональности не уступают картам PCI и даже превосходят их. Не так давно взорам любителей домашней записи было представлено устройство MACKIE SPIKE. Это 24-битный/96-кГц аудио/MIDI-интерфейс с микрофонными преампами Mackie XDR, сочетающий в себе процессор эффектов, а также аудио/MIDI программный секвенсор с неограниченным количеством дорожек и совместимостью с плагинами формата VST и плагином Nomad Factory Blue Tubes Warmer Phaser. На задней панели интерфейса есть цифровая шина формата SPDIF (RCA), MIDI-вход и выход, пара микрофонных, инструментальных или линейных входов (XLR/джек), разъем питания и порт USB. В интерфейсе продумана система мониторинга, для подключения внешних динамиков предусмотрено два выхода. Программное обеспечение идущее в комплекте, очень неплохо разработано, есть возможность детальной отстройки эффектов, эквализации и фильтров.

Вершиной интерфейсов для начинающих можно назвать по праву Edirol UA-700. Внешний вид системы и расположение органов управления точно такое же как в портативных микшерных пультах, устройство очень удобно располагается на столе и провода не мешают работе. В данном девайсе есть практически все необходимое для домашней записи, причем абсолютно для любого музыканта - гитариста и басиста обрадует наличие внутренней обработки COSM с имитацией популярных кабинетов и комбо, клавишника - полный MIDI-интерфейс, а вокалисту Edirol UA-700 дарит возможность моделирования микрофонов и их расположения, предусилителей, фильтров, реверберации и много другого. Количество входов-выходов при определенных обстоятельствах, вполне позволяет обходиться без микшерного пульта: два микрофонных входа (комбинир. XLR с фантомным питанием, 1/4" джеки TRS), вход для подключения гитары (моно 1/4" джек), разъем AUX (RCA), цифровые разъемы Digital In (коаксиальные, оптические). Выходы: цифровые выходные разъемы Digital Out, разъем для наушников, выходные разъемы Master Output L/R (1/4-дюймовые джеки, дублируются разъемами RCA). Устройство питается от адаптера питания, в комплекте к интерфейсу идет диск с драйвером.

Предусилители

Следующий этап - выбор внешнего предусилителя (преампа). Встроенные предусилители в подавляющей части интерфейсов и звуковых карт не обладают достаточным качеством, это заметно не только при записи вокала, но и при линейной записи инструментов. Предусилитель необходим, хотя бы самый простейший и недорогой. Естественно, наличие лампы в предусилителе говорит о более высоком качестве звука - "ламповый" звук самый востребованный и это знает почти каждый.

При покупке предусилителя есть один скользкий момент, который вызывает споры и часто ставит в тупик покупателя. Дело в том, что в недорогих предусилителях схема строится на полупроводниках (транзисторах), а лампа лишь "облагораживает" звук на выходе. Производство недорогих преампов, где предусиление реализовано полностью ламповым способом, практически невозможно из-за дороговизны комплектующих. Памятуя об этом, многие отказываются покупать недорогие изделия, либо надолго вязнут в форумах, обсуждая, стоит ли покупать недорогой преамп. Для разрешения этого спора можно привести несколько примеров из практики гитаристов, которые, как известно, являются самыми ярыми приверженцами "лампового" звука. Серия процессоров Vox Tonelab, а также линейка популярных комбо Marshall AVT наглядно демонстрирует, какие чудеса может творить полупроводниковый преамп с "лампой" на выходе. Не будь эта схема успешной, эти модели бы не производились такими тиражами, а если бы лампа на выходе никак не влияла на звучание, вряд ли бы производитель стал увеличивать собственные издержки с ее установкой.

Почти то же самое можно сказать и о вокале. Если спеть что-нибудь через внутренний предусилитель пульта или звуковой карты, а потом через внешний даже самый недорогой транзисторно-ламповый преамп, сразу можно почувствовать существенную разницу в звучании: петь становиться намного комфортнее, звучание становится мягче и теплее.

Самыми недорогими предусилителями, поставляемыми в Россию, являются BEHRINGER MIC 100 TUBE ULTRAGAIN и ART TUBE MP. Вполне понятно, что за те деньги, которые за них просят, ничего идеального эти два предусилителя не несут. Что можно отметить сразу - лампа все-таки чувствуется, так что в качестве заменителя встроенных преампов звуковой карты или микшерного пульта эти два устройства подойдут в полной мере.

Более дорогим преампом является ALTO Minitube, отличительная особенность которого в наличии индикатора уровня, который очень неплохо помогает сократить число перегрузок.

ART Tube MP Studio V3 - один из самых оптимальных и недорогих преампов в пределах четырех тысяч рублей. Его еще можно по праву назвать и самым простым в работе - имеются 16 готовых пресетов для работы с разным оборудованием, смена пресетов производится единственной ручкой вследствие чего, настройка занимает минимум времени.

ART Tube PAC - предусилитель на двух лампах, оборудованный лампово-оптическим компрессором. Компрессор помогает избавится от излишних динамических колебаний, что в звукозаписи всячески приветствуется.

На предусилители распространяется известное правило музыканта: "чем дороже, тем лучше", хотя высокая цена может объясняться не столько качеством звука, сколько количеством каналов и красивым внешним видом.

Микшерный пульт

Когда музыкант в записи использует более одного источника звука, ему необходим микшерный пульт. Более подробный обзор пультов можно прочитать . Вообще, в домашней звукозаписи пульт никогда не бывает лишним, с ним удобнее записывать и сводить материал, управлять мониторами, регулировать поканально частоты. Соответственно пульт должен обладать такими возможностями, чтобы эти операции производились на максимально высоком уровне. На каждом канале должен присутствовать эквалайзер, регулятор предусиления, уровень громкости, кнопки индивидуального прослушивания SOLO и приглушки MUTE. Должна присутствовать мониторная шина с регулировкой баланса и регулятором уровня. Естественно главное требование к пульту - количество каналов, которое будет зависеть от количества звуковых источников. Для домашних студий, где обычно используется небольшое количество инструментов, можно приобрести недорогие пульты, в качестве которых наиболее часто предлагаются изделия фирм Behringer либо ALTO. Предусилители в этих пультах совершенно неработоспособные, при этом особое умиление вызывает широко разрекламированный "бесшумный предусилитель студийного класса IMP", используемый в микшерах Behringer. Количество шумов, искажений и помех от такого предусилителя не выдерживает никакой критики. В ALTO c предусилителями несколько лучше, хотя это вовсе не означает, что нечему "радоваться" - встроенный процессор иной раз выдает совершенно немыслимые обработки.

Из всех недорогих пультов Behringer можно отметить модель MXB-1002 Eurorack. Хорошего в этом модели не больше, чем в других моделях этой фирмы, но есть один большой плюс, который добавляет удобства в работе: управление каналами по громкости осуществляется с помощью фейдеров, что дает возможность визуально видеть какой канал задействован. Вдобавок над мастер-фейдером установлен светодиодный индикатор пиков. Пульт занимает мало места на столе, а по своим возможностям вполне подойдет для домашней студии, главное умело им пользоваться и знать его слабые места.

Пульт ALTO S-8 по цене находится примерно на одной позиции с Behringer , он менее компактен, но в чем-то функциональнее последнего. Пульт имеет четыре моноканала, два стереоканала и две шины посылов на эффекты. Каждый моноканал содержит микрофонный вход XLR, линейный вход, кнопку включения обрезного фильтра, регулятор чувствительности, эквалайзер, два регулятора уровня посылов, потенциометр уровня и пиковый светодиодный индикатор.

Стоит заметить, что пультов сейчас продается огромное множество, модели популярных фирм сотни раз обсуждались в конференциях и форумах, так что проблем с выбором и поиском информации быть не должно. Конечно, предпочтительнее приобрести сразу хороший пульт (лучше цифровой), но на первое время, когда и навыков работы особых нет, можно вполне обойтись недорогими Behringer, Alto, Phonic, Nady и писать демо достойного качества.

Портастудии

Одним из альтернативных вариантов всему вышесказанному является покупка портастудии. В портастудии, как правило, уже есть микрофонный предусилитель, микшерный пульт, процессор эффектов, записывающее устройство, драм-машинка и т.д., для работы с ней достаточно подключить записываемый источник звука - будь то гитара, микрофон или электровиолончель и нажать на кнопку записи. Портастудию можно с легкостью взять с собой на репетиционную базу, с ней не надо будет ломать голову над оптимальной конфигурацией аппаратуры и путаться в паутине проводов. Многие портастудии снабжены записывающими CD-устройствами, что дает возможность сразу же записать материал на диск, расставить треки в требуемом порядке и установить метки смены сонга при записи живых концертов. На выходе вы получаете уже готовый альбом. Другой плюс портастудий - возможность выставлять показатели на микшере вручную, при этом микшер в отличие от внешнего, не будет вносить в цепь помехи и искажать сигнал - все схемы цифровые и работают бесшумно. Единственным недостатком портастудий является неудобное редактирование материала - маленький экран, небольшое количество органов управления, где на каждую кнопку приходится до десяти функций, все это делает процесс редактирования трудным и долгим. Детальную работу над звуком лучше все-таки производить на компьютере, поэтому огромным успехом пользуются портастудии с цифровыми входами-выходами или USB.

Портастудию рекомендуется приобретать минимум на 8 каналов, желательно чтобы запись в ней производилась на жесткий диск. Более дешевые варианты с записью на внутреннюю память устройства, либо на карту SmartMedia тоже могут в какой-то мере облегчить труды по записи материала, но варианты с жестким диском предпочтительнее, как в плане внутреннего объема, так и в скорости работы, качестве и т.д.

Относительно недорогими устройствами в которых запись производится на достаточно хорошем уровне являются ZOOM MRS-1608 и BOSS BR-1180. Эти устройства не уступают в качестве записи интерфейсам и звуковым картам. Бесспорно, в какой-то мере в звучании записанных фрагментов есть доля "синтетики", эта проблема присуща портастудиям в больше степени, чем компьютерным устройствам, но вряд сторонний слушатель эту разницу сможет заметить.

В ZOOM MRS-1608 можно записывать одновременно до восьми треков, при этом объем жесткого диска располагает 40 Гб свободного места. Воспризводить можно одновременно 19 треков (16 аудиотреков, два трека ударных, один трек баса). Частота дискретизации 44,1 кГц, разрядность 16 бит, сжатие данных не используется. Внутренняя обработка происходит с разрядностью 24 бита. Вполне приличный прибор за свои деньги, так что можно сделать вывод, что фирма ZOOM, со своей плохой репутацией иногда может производить качественные вещи. Встроенная драммашина в этой студии, конечно же есть.

В BOSS BR-1180 запись производиться одновременно на 10 каналов, при этом на каждый "реальный" канал может приходиться по 8 виртуальных. Кто уже имел опыт работы с портастиудями BOSS, знает, что все портастудии этой фирмы имеют встроенный процессор, основанный на моделировании COSM. BR-1180 не стал исключением, встроенные обработки очень хорошего качества, при этом использовать их можно до и после записи, что очень удобно. Управление драм-машинкой выполнено в традиционном стиле, для этого предусмотрен отдельный канал и отдельный фейдер. Встроенный жесткий диск обладает объемом в 20 Гб, обработки и преобразователи 24-х биттные, частота сэмплирования 44 kHz.

Микрофон

Выбор микрофона. Микрофоны бывают динамическими и конденсаторными. В динамических, сигнал получается посредством изменения магнитного поля между катушкой и магнитом, которое вызывает мембрана. В конденсаторном микрофоне для получения сигнала используется конденсатор. Конденсаторный микрофон чувствительнее динамического, но не всегда может звучать лучше. Для конденсаторного микрофона необходимо фантомное питание, которое обычно встраивается в большинство пультов или предусилителей. Все микрофоны снимают звук по-разному, поэтому в обсуждении качеств той или иной модели всегда очень много спорных моментов.

В России одними из самых популярных микрофонов для домашних студий остаются микрофоны SHURE. Динамические микрофоны SHURE SM57-LCE (инструментальный), SHURE SM58 (вокальный) и SHURE SM58-LCE (вокальный с выключателем) можно встретить почти в каждой третьей студии. Несмотря на то, что 57-ая серия ориентирована на запись инструментов, а 58-ая на вокал, эти микрофоны одинаково хорошо подходят практически для любой записи. Это добротные микрофоны-середнячки с которыми не будет особых проблем, их качество проверено уже не одной сотней пользователей. Более недорогие версии Shure - микрофоны серии PG.

Хорошие модели есть у отечественной фирмы "Октава". Конденсаторный OKTAVA МК-220 является неплохим вариантом для бюджетной домашней студии, помимо достойных характеристик микрофон имеет переключаемые диаграммы направленности, что расширяет диапазон его применения. Плюс ко всему, микрофон имеет переключатель уровня чувствительности и переключатель частотной характеристики, что позволяет использовать его и для записи инструментов.

Отличными микрофонами для домашних студий являются микрофоны AKG. Микрофоны C1000B, C2000B и C3000B ориентированы специально на запись дома, поэтому количество шумов в них сведено к минимуму, они прекрасно работают с портастудиями и чувствительными преампами.

Мониторы и наушники

Финальная часть повествования: выбор мониторов и наушников. В любом случае, надо приобретать и то, и другое, так как процедуры сведения и мастеринга производятся с помощью разных акустических систем. В наушникам сигнал ощущается более раздельным, в мониторах же идет совмещение с правого-левого канала и оператор слышит общий микс. Более опытные музыканты, уже знают, что хорошие мониторы ближнего поля стоят дорого и качественная акустика очень важна для работы.

Для начинающих вполне разумным шагом будет приобретение недорогих комплектов от M-Audio, Behringer, ESI nEar 04 и прочих "ширпотребных" фирм. Несмотря на дурную славу, в работе эти изделия проявляют себя уже как мониторы, а не как колонки для компьютерных игр. В общем-то, для дома, покупка таких мониторов может оказаться и достаточной, если в качестве основного оборудования используются рассмотренные выше изделия. Не стоит полагаться на "умельцев", которые занимаются изготовлением мониторов самостоятельно и предлагают свои изделия как альтернативу фирменной продукции: даже если в изготовлении будут использоваться качественные динамики и корпуса, а усилитель будет взят от дорогой модели, все равно в кустарных условиях невозможно изготовить каскады защиты от перегрузок и шумоподавления, что самым отрицательным образом скажется на долговечности мониторов и качестве их звучания.

Мониторы ESI nEar 04 и мониторы Behringer Truth традиционно покупаются в качестве первых мониторов ближнего поля для домашней студии. Естественно, никаких ошеломляющих характеристик от этих моделей ожидать не приходится, на режимах близких к максимальным, мониторы показывают неприемлемый разброс частот, да и общая чистота звука на этих моделях оставляет желать лучшего. Однако, мощность и звуковое давление этих моделей уже дает возможность полноценно работать со звуком, а прилично сделанные корпуса исключают излишние вибрации, что в сравнении с обычными акустическими системами служит явным преимуществом.

Что касается наушников для звукозаписи, лучше всего обратиться к таким фирмам как AKG, Shure, Audio-technica и т.д., эти фирмы уже много лет остаются лидерами в этой области и специально ориентируют свою продукцию на работу со звуком.

И еще о домашней записи

Итак, минимальный комплект оборудования для звукозаписи обойдется в 700-800 долларов. Конечно, набор аппаратуры за эту сумму не подойдет для записи профессионального уровня, но записать демо приемлемого качества и сделать наброски новой песни за эту цену вполне реально. Прибавьте еще стоимость проводов, ветрозащиту для микрофона и диски с программным обеспечением. При желании, студию можно собирать по частям, это в какой-то степени даже лучше, так как даст возможность получше изучить цены и сделать выбор более осмысленно.

И еще. В домашней звукозаписи есть очень много моментов, которые необходимо сразу же учитывать, чтобы занятия со звуком прошли безболезненно. Первый момент самый важный - ваш слух. Его легко можно посадить, особенно если использовать недорогие наушники и звуковые мониторы. При работе со звуком слух максимально напряжен, поэтому если акустическая система не обеспечивает комфортных условий работы, можно немало навредить своему здоровью. Средство здесь одно - время от времени делать перерывы и проводить двадцать-тридцать минут в тишине, в какие-то дни не заниматься записью вообще. Такие "каникулы" устраивают себе даже опытные аранжировщики и звукорежиссеры, так что лучше последовать их примеру и относиться к своему здоровью бережно.

Другие моменты, связанные с звукозаписью, больше психологические и организационные, но тем не менее, очень важные. Вот классическая ситуация, которая может привести к творческому кризису: музыкант, играя репетиции и помногу записываясь дома, перестает чувствовать мелодию, углубляется в чисто физическую отшлифовку композиции, при этом упускает главную мысль своего произведения и сильно теряет в музыкальности. Вспомните, когда на радио выходит новый хит, его хочется слушать и слушать, он заставляет душу волноваться, за новой песней человек сразу же бежит сломя голову в музыкальный ларек на базаре (большинство все же ищут сайты с бесплатными mp3-шками). После десятка дублей душа уже никак не реагирует на приобретенный хит, музыка приедается и человек часто не понимает вообще, чем этот набор звуков мог его заинтересовать.

В собственном творчестве происходит то же самое, но несколько сложнее из-за того, что музыкант так или иначе относится к себе критически. Записанный фрагмент с каждым дублем, музыканту нравится все меньше, а новая мелодия кажется все банальнее. Самое важное в такой ситуации дать фрагменту отлежаться несколько дней, прислушаться к мнению знакомых и не спешить переделывать песню. Другой вариант - написать несколько вариантов композиции и с помощью близких и друзей выбрать лучший вариант. В этих ситуациях и проявляется огромное преимущество домашней звукозаписи - выбирать, экспериментировать и привлекать для оценки сторонних слушателей.

Еще один момент - "боязнь рекордера". Как только включают запись, музыкант начинает концентрироваться на четкости, зажимается, суетится и как результат - большие и грубые ошибки в исполнении. Происходит это от неуверенности в собственных силах, это то же самое, что и волнение перед концертом - это чувство испытывают все, даже самые матерые сессионщики. Причем не только в студии, а даже у себя дома в полном одиночестве. В домашних стенах надо все силы направлять на искоренение этой "болезни", надо больше заниматься, больше записываться, перед записью необходимо разогреться на каких-то быстрых и веселых вещах.

Играть и петь следует эмоционально, но ровно, надо помнить, что резкие скачки хоть и сглаживаются компрессорами\лимитерами, но не всегда это сглаживание происходит адекватно. Динамические перепады вообще довольно сложное явление, требуется хороший опыт по нормализации записанных композиций, так что поучиться в этом плане придется немало.

Под конец хотелось бы пожелать всем музыкантам творческих успехов и духовного подъема в творчестве, стоит помнить, что именно из домашних стен часто выносятся произведения, которые совершают потом перевороты в музыкальном мире и стилистике. Играйте, записывайтесь и радуйте себя и своих окружающих новыми композициями.

Похожие статьи