Как писать музыку. Как написать мелодию песни

26.04.2019

Музыканты – натуры эмоциональные, творческие, деятельные. И каждому исполнителю, будь то даже начинающий пианист или прошедший курсы игры на синтезаторе , хоть раз приходила в голову мысль самостоятельно написать мелодию. Когда создаёшь собственное произведение – музыку к песне, партию для симфонического концерта, грустный блюз или зажигательную боссанову, испытываешь особенную, ни с чем не сравнимую радость созидания. Примерить на себя роль композитора может любой человек, знающий ноты и владеющий инструментом хотя бы на базовом уровне. Кто знает, вдруг у вас к этому талант?

Как сочинить мелодию на фортепиано?

Хотите узнать, как написать песню на фортепиано? Вот несколько советов для начинающих композиторов от преподавателей нашей музыкальной студии :

  1. Определитесь со звуковым «настроением» мелодии и выберите тональность. Для первой пробы лучше брать простые, хорошо известные тональности – ля-минор или до-мажор. Настроены сочинить песню жизнеутверждающую, весёлую – обратитесь к мажорным тонам, хотите внести в композицию атмосферу грустной лирики - играйте в миноре.
  2. Придумайте ритм будущей песни. Простучите его по поверхности стола или прохлопайте в ладоши. Запишите удачные варианты ритма на диктофон, чтобы не забыть их.
  3. Подберите на клавиатуре ноты, по которым будет «гулять» ваш мотив. На этом этапе вам, возможно, захочется изменить количество нот в мотиве и подкорректировать ритм – делайте, как подсказывает внутреннее чутьё.
  4. Начинайте на основе мотивов составлять мелодию. Попробуйте начать с элементарной музыкальной формы – периода (квадрата).
    • Изберите подходящий метод развития мелодического рисунка, один из самых простых способов – секвенция. Она представляет собой проигрывание одного музыкального отрывка от разных нот. Различают секвенции восходящие (с повышающимся звуком) и нисходящие (с понижающимся). Вы отдаёте предпочтение той, которая гармоничнее вписывается в ваш замысел.
    • Строим три стороны «квадрата» из секвенций (т. е. основной мотив три раза повторяется от разных нот). Четвёртая сторона – заключительный оборот, который именуется каденцией. Каденция по длительности должна совпадать с мотивом секвенции и возвращать слушателя к отправной точке – началу первой секвенции.

Готово – вы самостоятельно подготовили небольшой фрагмент для фортепиано. Постарайтесь хорошо научиться сочинять простые «квадратные» мелодии – экспериментируйте с разными нотами, тональностями, восходящими и нисходящими направлениями. Они станут неплохой основой для дальнейших шагов в деле создания музыки.

Мелодии состоят из последовательности нот. Мелодия - это часть музыкального произведения, которую мы можем пропеть, основной звук, который выделяется на основном фоне. Независимо от того, какую песню вы пишете, вам будет нужна мелодия. Обладая знаниями основ музыки и усвоив несколько упражнений и приемов, вы обнаружите, что написать мелодию проще, чем можно было подумать.

Шаги

Часть 1

Построение знаний

    Почитайте кое-что из музыкальной теории. Если хотите хорошо писать мелодии, важно знать, по крайней мере, основы того, как пишется музыка, прежде чем вы попробуете создать что-то свое. Конечно, это не обязательно. Однако чем больше вы понимаете в музыке, тем проще будет понять объяснения музыкальных понятий.

    • В этой статье мы будем использовать музыкальные термины, потому что трудно донести эти идеи без них. Некоторые можно объяснить, но другие слишком сложны для краткого объяснения. Если вы не понимаете, что такое доля, такт и время, вам следует все-таки сначала почитать об этом.
  1. Выберите свою форму песни. Форма песни - что-то вроде разделения по половому признаку, но для музыки. Вся музыка обычно соответствует той или иной форме, которая определяет, какие части и элементы уместны, и когда пора их менять. Вы, вероятно, больше всего привыкли к этому понятию в популярной музыке с идеями запева и припева. Здесь, вы не должны следовать этим формам, но это может помочь вам определить дорожную карту для работы при сочинении мелодии.

    • Наиболее распространенную форму песни называют AABA. Это означает, что есть два "запева", "припев", и затем другой "запев". Другими словами, раздел, который как-то звучит, за ним другой, который звучит так же, потом что-то другое, и наконец, возврат к теме первого раздела.
    • Однако есть много различных форм, так что поразмышляйте, какая является лучшей для вас. Вы можете рассмотреть AAAA, ABCD, AABACA и т.д. Или, конечно же, вы можете сделать что-то совершенно иное.
  2. Изучите жанры композиций. У некоторых жанров музыки есть определенный стиль и если вы хотите, чтобы звучало именно так, как это принято, то вы должны будете записать свою мелодию определенным способом. Заранее почитайте о жанре музыки, в котором вы пытаетесь сочинить, узнайте, есть ли какие-либо уникальные особенности этого жанра с точки зрения структуры, ключа или прогрессий.

    • Например, последовательность аккордов для блюза и джаза соответствуют определенным формам. Джаз интенсивно использует определенные аккорды, таким образом, вам надо поискать джазовые аккорды перед написанием песен в этом жанре.
  3. Подумайте о музыканте. Независимо от того, кто исполняет музыкальную пьесу, которую вы пишете, им будет нужен перерыв в какой-то момент. Пальцам будет требоваться отдых, и певцы должны отдышаться. Вы должны понять, как поставить перерыв в песню, и добавить такие перерывы. Попытайтесь расположить их с интервалами равномерно и сделать их достаточно частыми, чтобы песню было возможно исполнить.

    Разберите свои любимые песни. Первое, что вы можете сделать, чтобы обрести навыки записи мелодии, состоит в том, чтобы начать, разбирая некоторые ваши любимые песни. Соберите ряд песен с отличными мелодиями Обычно, когда мы слушаем музыку, мы погружаемся в нее, правильно? Но вам надо сделать дорожную карту из нее... фокусируйтесь!

    • Запишите, как меняются ноты. Как они строятся? Как тон заставляет вас чувствовать себя? Как мелодия работает с лирикой? Что хорошего в мелодии? Что не работает или что могло быть лучше? Вы можете перенести эти уроки на свои собственные мелодии.

    Часть 2

    Создание основы
    1. Попытайтесь не начинать с лирики. Если, конечно, вы лучший лирик, то можете быть склонны начать со стихов. Однако это чревато и не рекомендуется, особенно если ваше музыкальное образование очень ограничено. Когда вы начинаете с лирики, вы должны базировать свою мелодию на естественном ритме слов, и это может быть очень трудно, особенно для новичка. Однако если вы хотите, все же можете начать с лирики.

    2. Играйте! Это покажется отчасти глупым, но многие лучшие мелодии рождались у кого-то, кто просто брал случайные ноты на фортепьяно. Если у вас есть инструмент, на котором вы можете бездельничать, попробуйте это. Просто играйте, делая вариации или просто перепрыгивая, пока не найдете что-то, что звучит хорошо.

      • Если у вас нет инструмента, можете спеть или использовать инструмент в интернете. Вы можете найти много бесплатных фортепьяно на веб-сайтах и приложений доступных для вашего мобильного устройства.
    3. Преобразуйте простую идею. Вы можете взять действительно простую идею для мелодии, просто последовательность трех или четырех нот, и преобразовать этот зачаток идеи в целую мелодию. Например, возьмите небольшую группу нот, которую нашли, играя согласно предыдущему шагу. Подумайте о том, как, по-вашему, должна развиваться мелодия.

      • Люди, которые естественно музыкальны, часто придумывают небольшие фрагменты музыки, как художник берет идею для рисования. Если это похоже на вас, держите неподалеку цифровой диктофон или ноутбук (если вы знаете какой-либо вид музыкальной записи).
    4. Начните с аккордов. Если вы привыкли делать аккорды, вы также можете найти мелодию, играя аккордами. Это характерно для людей, которые играют на фортепьяно или гитаре, так как эти инструменты полагаются в большой степени на аккорды. Проделайте то же самое, о чем мы говорили в Шаге 1, но с аккордами, пока вы не найдете что-то, что звучит приятно для вас.

      • Вы можете найти веб-сайты, которые играют аккорды для вас, если у вас нет инструмента или вы не знаете много аккордов.
      • Попытайтесь поработать с аккордами и найти способы сделать их более сложными. Вы поймете, что поскольку вы можете извлечь только один звук за один раз, у вас получится мелодия даже прежде, чем вы это услышите. Не волнуйтесь о лирике, профессиональные музыканты почти всегда сначала пишут мелодию и напевают ерунду вместо слов.
    5. Одолжите у существующей мелодии. Кража чьей-то песни - плохая идея, но подобно взятию саженца, чтобы вырастить свой собственный сад, вы можете взять самую крошечную щепку от другой песни и преобразовать ее во что-то абсолютно другое. Если вы берете только последовательность приблизительно четырех нот и вносите достаточно изменений, то ваша музыка становится абсолютно оригинальной. Просто помните, что вы превращаете ее во что-то абсолютно другое.

      • Хорошее произведение должно заимствовать у различных жанров музыки. Скажите, что вы хотите записать народную песню, например. Попытайтесь одолжить у рэпа. Хотите записать песню в стиле кантри? Одолжите у классики.
    6. Основывайтесь на мотиве. Мотив - ряд нот, которые формируют музыкальную "идею". Много песен берут мотив и затем повторяют этот набор нот с небольшими изменениями, чтобы создать мелодию. Если вы изо всех сил пытаетесь придумать мелодию, это - большое подспорье, так как вам можно начать с имеющегося набора нот.

      • Один из лучших примеров этого - Аллегро из Симфонии Бетховена №5. Он просто взял основной мотив и повторил его много раз и создал одну из наиболее величайших музыкальных пьес всех времен.

    Часть 3

    Придание блеска

    Добавьте аккорды, если у вас еще нет их. Если вы не начали с аккордов, то можете добавить несколько теперь. Аккорды заставят вашу песню звучать более полно и сложно, несмотря на то, что вы можете обойтись без них или использовать только очень простые аккорды, если хотите больше меланхолии, обнажая звук.

    • Начните, установив, в каком тоне написана ваша мелодия. Определенные аккорды звучат лучше с одними тонами, чем с другими. Например, если ваша песня начинается с C (до), то аккорд C (до) будет уместным чтобы начать.
    • Когда менять аккорды будет действительно зависеть от вашей песни, но пробуйте определять время для изменения звуков или мелодии. Обычно изменения аккорда происходят на первой доле, в начале такта. Вы можете также использовать изменение аккорда, чтобы ввести другой аккорд. Например, в 4/4 песне, у вас мог бы быть один аккорд на первой доле и затем другой на 4 доле перед введением следующего аккорда в следующем такте.

18.01.2015 в 04:41

Как написать минус в FL Studio? Есть несколько фишек, которые упростят вам написание мелодии и впоследствии полноценного минуса. Начнём:
План:
1. Написание мелодии - Подробное описание в статье.
2. Написание баса - Подробное описание в статье.
3. Написание барабанной партии - Подробное описание в статье.
4. Желательно иметь VST Инструменты - Подробное описание в статье.

Как написать минус в FL Studio? Есть несколько фишек, которые упростят вам написание мелодии и впоследствии полноценного минуса. Начнём:

1. Написание мелодии.

Есть такая замечательная программа как Guitar Pro 5. Она любой гитарный аккорд перелаживает на Пианино или на оборот. Так вот, если вы играете на гитаре, то вам не составит труда придумать мелодию, переложить её с помощью G. Pro 5 на Piano roll в FL Studio.

Если вы не играете на каком либо инструменте, то это не беда, делаете так: Запрашиваете Piano roll на какой либо выбранный вами инструмент, в левом верхнем углу, открывшегося окна жмём на стрелку (Piano roll options), выбираем Chord. Появляется громадный список любых аккордов, любой тональности. Выбираете тот который вам по нраву, и просто пишите партию. Только потом через этот же путь не забудьте отключить выбранный аккорд.

Если вас не получается уже ничего придумать, то это тоже не беда. Возвращаемся к Guitar Pro 5. Для этой программы можно скачивать проекты почти любых песен. Берёте вашего любимого исполнителя, ищите проект этой песни, скачиваете, открываете его с помощью Guitar Pro 5. И вот, ура. Ваша песня разбита по нотам. Теперь перенесите её в Piano roll, и изменяйте под себя. (Я этим способом не пользуюсь, так как мелодию придумываю за 10 мин максимум.)

2. Написание баса.

Первый способ написание баса, это просто скопировать написанную партию мелодии, и опустить её на несколько тональностей, чтоб звук был как можно ниже (до разумных пределов).

Второй способ, это подгонять бас под партию барабанов, а желательно под бочку или Kick.

Помните что самую главную роль полноценного по звучанию минуса, играет именно бас, иначе музыка будет сырой.

3. Написание барабанной партии.

Я заметил что в основном все пишут стандартные партии ударных. Не бойтесь экспериментировать, особенно с бочкой (Kick) и хетами (Hats). Ведь чем интересней партия, тем минус звучит красивее и интересней.

4. Желательно иметь VST Инструменты:

DrumPad - Библиотека всех возможный ударных, все барабанные партии я пишу в нём.

Nexus - Идеальный синтезатор, подходит для всего. Выдаёт идеальные бас партии. Написание любой красивой мелодии или качевой, начиная классическими инструментами и заканчивая клубными (электронными).

Kontakt 5 - С набором хороших библиотек, это идеальный инструмент.

Всё удачи, основные азы я описал, надеюсь, что вам поможет.

PS. Желательно иметь версию FL Studio не ниже 10.

Мелодия песни

Авторы часто слышат от музыкальных издателей, звукозаписывающих компаний и других профессионалов индустрии, что «мелодия недостаточно цепляет», «мелодия не очень запоминающаяся», «в песне нет настоящего хука», но от них редко можно услышать советы, как сделать ее более цепляющей, запоминающейся и усилить хук. (Хук – самая запоминающаяся и цепляющая часть песни, как правило – припев. Для того чтобы песня попала в плэйлисты радиостанций, необходимое для нее условие – наличие хорошего хука). Существуют определенные техники, узнав о которых вы сможете улучшать мелодии ваших песен, делать их более запоминающимися и при этом выражающими чувства, которые вы хотите передать слушателю.

Написание мелодий а-капелла

А-капелла – значит без инструментального аккомпанемента. Вы пишете а-капелла, если вы придумываете мелодии в голове, не используя для этого каких-либо музыкальных инструментов. Для многих известных авторов такой способ написания является наиболее эффективным. Наверняка, это будет приятно слышать авторам, которые не умеют играть на каком-либо музыкальном инструменте. Все, что вам будет нужно, если вы пишите а-капелла, - это ваш голос и диктофон, чтобы зафиксировать мелодию. Когда встанет вопрос об аккордах песни, вы сможете напеть мелодию музыканту, или поставить ему вашу запись.

Помните, что:
умение превосходно играть на музыкальном инструменте не является необходимым для сочинения мелодий будущих хитов;
умение считывать ноты с листа не обязательно для написания отличных песен (вы просто должны быть способны слышать мелодию у себя в голове и находить способ выразить ее);
незнание теории музыки не является препятствием для сочинения успешных песен.

Пишите проще

Не забывайте, что ваша задача как автора – донести ваши чувства до сердца другого человека с помощью слов и музыки. Когда пишется мелодия, язык, который нам доступен для этого, состоит из нот, ритма, и аккордов, но не из слов, образов или рифм.

Многие начинающие авторы делают процесс написания мелодии более сложным, чем он должен быть. Они совершают ошибку и пишут сложные мелодии, которые певцу запомнить очень тяжело. Обычный слушатель не запомнит слишком длинную или запутанную мелодию.

Слушателю проще запомнить и потом напевать любую мелодию, которая может сопровождать простую фразу «Я тебя люблю», чем любую мелодию, которая соответствует второй фразе.
Если ваша мелодия не находит отклика у вашей аудитории, значит задача такой мелодии не выполнена. Слушатели предпочтут мелодию, которую легко напеть, и у такой мелодии будет эмоциональная отдача с их стороны. Поэтому пишите простые мелодии, если вы хотите, чтобы песня стала популярна среди самого большого круга слушателей.

Место названия в мелодии

После первого прослушивания мелодии, у слушателя в идеале не должно быть сомнений в какой части песни звучит ее название. Та часть мелодии, в которой звучит название, должна каким-то образом ограничить себя от остальной песни. Это может быть достигнуто с помощью использования некоторых техник, или их сочетания:

Изменение диапазона (название может быть пропето с использованием более высоких или низких нот, чем те, которые звучат в остальной части мелодии);
Изменение ритма (ритм, который отличается от ритма остальной мелодии, может выгодно подчеркнуть название песни);
Вставка пауз (название может быть выделено на фоне остальной мелодии, если вставить короткую паузу непосредственно перед мелодической фразой, содержащей мелодию).

Сочетание мелодии и слов

Хорошая песня написана таким образом, что мелодия естественно сочетается со словами, и наоборот. У радостной, счастливой мелодии песни должны быть слова, которые несут приятный, позитивный посыл. Если слова песни выражают грусть, они должны сопровождаться нотами, аккордами и музыкальными фразами, выражающими сходные чувства. Обычно минорные аккорды соответствуют чувству грусти, а мажорные – чувству радости.

Чтобы убедиться, что слова и мелодия соответствуют друг другу, полезно записать на диктофон мелодию без слов. Можете записать как инструментальный вариант мелодии, либо напеть а-капелла, используя любые бессмысленные слоги типа «ла-ла» или «та-ра-рам». После этого, слушая мелодию, вы сможете ответить себе на вопрос, какие чувства она выражает. Если ваш текст не соответствует этим чувствам, нужно его переписать, или переписать мелодию.

Несмотря на то, что и слова и музыка песни могут быть несколько раз переписаны и изменены, финальный вариант песни должен звучать так, чтобы любой слушатель не смог бы представить вашу мелодию с другими словами, или слова с другой мелодией.

Мелодия песни. Контрольный список вопросов

Распечатайте этот список и повесьте его там, где вы обычно пишете. Каждый раз, когда вы заканчиваете набросок песни, убедитесь, что мелодия песни отвечает этим пунктам:

Мелодию легко запомнить и спеть.
Мелодия не слишком сложна и не слишком «многословна».
Без текста ясно, где должно петься название песни.
Ритмические и мелодические фразы повторяются достаточно часто.
Мелодия и слова хорошо друг другу подходят.
Ритмический размер различаются в куплете, припеве и бридже.
У мелодии не слишком большой диапазон, и большинство певцов могут ее пропеть.
Мелодические фразы короткие и запоминающиеся.
Мелодия содержит «сюрприз» - свежую, неожиданную ноту или аккорд.
У слушателя не возникает сомнения, где припев, а где – куплет.
Мелодию хочется слушать и без слов.

Если у человека возникает желание сочинить мелодию, значит, он, как минимум, неравнодушен к музыке и имеет определённую творческую жилку. Вопрос в том, насколько «на ты» он с музыкальной грамотой и есть ли у него способности к сочинительству. Как говорится, «не боги горшки обжигают», и необязательно родиться Моцартом, чтобы писать свою музыку.

Итак, попробуем разобраться, как сочинить мелодию. Думаю, правильным будет дать различные рекомендации для разного уровня подготовки, более подробно объясняя для начинающих музыкантов.

Сейчас существует много преобразовательных компьютерных программ, которые позволяют просто напеть мотив и получить обработанный результат в виде нотной записи. Это, будучи удобным и занимательным, всё же больше напоминает игру в сочинение музыки. Более серьёзный подход предполагает изучение азов теории музыки.

В первую очередь нужно познакомиться с ладовой организацией музыки, ведь характер мелодии напрямую зависит от того – мажор это или минор. Следует научиться слышать тонику, это опора любого мотива. Все другие ступени лада (всего их 7) так или иначе тяготеют к тонике. Следующим этапом должно стать освоение пресловутых «трёх аккордов», на которых можно упрощённо сыграть любую несложную песню. Это трезвучия – тоническое (строится от 1-ОЙ ступени лада, той самой «тоники»), субдоминантовое (4-Я ступень) и доминантовое (5-Я ступень). Когда ваши уши научатся слышать взаимосвязь этих основных аккордов (критерием этого может стать способность самостоятельно подобрать по слуху какою-либо песню), можно пробовать сочинить простые мелодии.

Не менее важен в музыке ритм, его роль подобна роли рифмы в поэзии. В принципе, ритмическая организация – это простая арифметика, и теоретически научиться этому несложно. А чтобы почувствовать музыкальный ритм, нужно прослушать много разной музыки, вслушиваясь именно в ритмический рисунок, анализируя какую выразительность он придаёт музыке.

В целом, незнание теории музыки не мешает рождению в голове интересных мелодий, но зато знание её чень сильно помогает эти мелодии выразить.

Средний уровень, (человек знает основы музыкальной грамоты, умеет подбирать по слуху, возможно, обучался музыке)

В этом случае все проще. Некоторый музыкальный опыт позволяет вам безошибочно строить мелодию так, чтобы она слушалась гармонично и не противоречила музыкальной логике. На этом этапе начинающему автору можно посоветовать — не гнаться за излишней сложностью музыки. Ведь не случайно хитами обычно становятся не самые затейливые мелодии. Удачная мелодия хорошо запоминается и удобно поётся (если она рассчитана на вокалиста). Не следует бояться повторений в музыке, наоборот, репризы помогают восприятию и запоминанию. Интересно будет, если в мелодии и привычном аккордном ряде возникнет какая-то «свежая» нотка – например, разрешение в другую тональность или неожиданный хроматический ход.

И, конечно, мелодия должна нести в себе какой-то смысл, выражать какое-либо чувство, настроение.

Высокий уровень владения теорией музыки (не обязательно подразумевающий профессиональное обучение)

Людям, достигшим определённых высот в музыке, давать советы на тему «как сочинить мелодию» уже ни к чему. Здесь уместнее пожелать творческих успехов и вдохновения. Ведь именно вдохновение отличает ремесло, которым может овладеть каждый, от настоящего творчества.

Все-таки,мне обычному человеку,думается,что сочинять музыку-это невероятное дело,семь нот,а сколько красоты получается!Какое влияние имеет на человека,практически регулирует настроение!

Похожие статьи