Как легко запомнить таблицу умножения. Как научить ребёнка быстро считать в уме

20.07.2019

Таблица умножения или таблица Пифагора – основа, которая понадобится ребенку в дальнейшем, чтобы быстро и правильно совершать любые математические действия. Ее, согласно школьной программе, ученики осваивают во втором классе, когда они уже ознакомились с простейшими математическими операциями – сложением и вычитанием.

Маленькому школьнику изучение таблицы умножения дается тяжело. Это довольно большой объем информации, справиться с которым самостоятельно ему не под силу.

Если вы всерьез озадачены вопросом, как объяснить ребенку умножение – эта статья может быть для вас полезной.

Изучение таблицы умножения – одна из самых частых и сложных проблем, возникающих у школьников младших классов. Сколько же усилий прилагают родители, чтобы быстрее научить детей правильному умножению в уме. Если процесс обучения не приносит свои плоды, значит, вы используете неправильный подход.

Спокойствие, только спокойствие!

В статье мы приведем несколько эффективных способов, которые помогут детям освоить умножение быстрее.

Выучить таблицу за пять минут ребенок не сможет, но уже за пару уроков реально достичь хороших результатов. Не пытайтесь заставить школьника заучить таблицу как мантру. Для лучшего запоминания следует ее, прежде всего, понять. Время, терпение и доброжелательность – ваши главные союзники в этом вопросе.

Взявшись помочь ребенку выучить таблицу умножения, родителям стоит соблюдать ряд следующих правил:

  • к обучению лучше приступать тогда, когда вы и ребенок полностью готовы к занятию, не отвлекаясь на другие дела. Более продуктивными будут занятия в утренние часы, так как деятельность мозга в это время более активна.
  • Информация должна подаваться небольшими порциями. В процессе обучения делайте частые перерывы.
  • Оценивать способности маленького школьника стоит объективно, не завышая требований.
  • За каждый, пусть и не большой успех, обязательно похвалите ребенка.
  • Повышать голос и ругать малыша совершенно неприемлемо. Этим вы никак не повлияете на изучение таблицы. Проявите терпение, если какие-то примеры даются ему сложно. Возьмите паузу, отдохните, чтобы с новыми силами вернуться к заданию.
  • Постарайтесь превратить скучный обучающий процесс в веселую увлекательную игру. Вы заметите, как ребенок в игровой форме намного лучше усвоит и запомнит материал.

Ваша помощь ребенку в изучении таблицы умножения

Для продуктивного изучения таблицы умножения, подходить к домашнему уроку следует поэтапно:

  • подготовка;
  • рассмотрение порядка умножения;
  • запоминание с помощью игр и наглядных примеров;
  • повторение пройденного материала.

Одни дети легко запоминают новый материал с помощью механической памяти. В возрасте 7-9 лет у большинства младших школьников она развита довольно хорошо. Другая категория детей воспринимают поступающую к ним информацию через зрительные каналы. Таблицу им будет легче запомнить с использованием дополнительных наглядных средств.

Обучая ребенка, делайте упор на его сильные стороны.

Продемонстрировать и объяснить ребенку наглядно принцип умножения помогут:

  • разрезные карточки;
  • плакаты;
  • иллюстрации;
  • счетные палочки, фигурки;
  • карандаши и фломастеры;
  • песни и стихотворения;
  • обучающие мультики;
  • аудиодиски;
  • детские пальчики.

«Магическая» таблица Пифагора

Положите перед собой лист с распечатанной таблицей Пифагора. Выглядит она так:

Пифагорова таблица имеет более упрощенную форму, чем таблица с примерами в столбец. Она не содержит лишней информации, которая только путает и усложняет запоминание.

Чтобы ребенок понял принцип умножения<, попробуйте для начала объяснить его на простом примере.

2 × 3 - аналогично действию 2 + 2 + 2, то есть сложить число 2 три раза.

Покажите, как работает таблица: число на месте пересечения столбца и верхней строки – это и есть правильный ответ. Малышу нужно запомнить только 36 комбинаций. Остальные действия – повторяются или очень легкие.

Хитрости, секреты, закономерности

Рассматривая таблицу самостоятельно, ребенок начинает логически думать и анализировать, находить интересные закономерности.

Обучение детей таблице умножения следует начинать от простой информации к сложной.

Легко выучить таблицу умножения на 1. Любое умноженное на 1 число, остается неизменным.

Таблица умножения на 2 тоже не должна вызвать трудностей. Умножение на 2 – это сложение двух одинаковых чисел.

Умножая на 10, получается число в 10 раз больше. Для получения результата к умножаемому числу дописываем в конце ноль.

Умножение на 5 также легко запомнить. Если 5 умножается на четное число (2,4,6,8), то в результате получаем тоже четное число, заканчивающееся нулем. Например, 5 х 2 = 10. Если умножаемое на 5 – это не четное число (3, 5, 7, 9), то и ответ будет нечетным с цифрой 5 в конце. Например, 5 х 9 = 45.

Не сложно объяснить ребенку и умножение на 4. Умножая любое число на 4, мы умножаем его на 2 два раза. Например, 4 х 3. Сначала берем число 3 и умножаем его на 2, получаем 6. Затем, полученный результат снова умножаем на 2. Результатом всех операций стало число 12 – это и есть правильный ответ нашего примера.

Таблица умножения на 9 таит в себе маленький секрет – умножаемые на 9 числа зеркальны:

9 х 2=18 / 9 х 9=81

9 х 3=27 / 9 х 8=72

9 х 4=36 / 9 х 7=63

9 х 5=45 / 9 х 6=54

Есть отличный способ объяснить ребенку умножение на 9 при помощи его пальчиков.

Поставьте перед собой обе руки ладонями вверх. Пронумеруйте пальцы на руках слева направо от 1 до 10. К примеру, нужно 9 х 7. Отсчитываем слева направо седьмой палец. Находим его и сгибаем.

Все пальцы слева до согнутого – это десятки. Далее за согнутым пальцем – единицы. Считаем и соединяем пальцы, в итоге ответ 63.

Еще один интересный способ умножения числа на 9 – его округление.

При умножении на конкретное число, округляете 9 до 10, чтобы легче было его умножить. Из полученного результата вычитаете число, которое вы умножали на 9.

Например:

9 х 2 = 10 х 2 – 2 = 18

9 х 3 = 10 х 3 – 3 = 27

9 х 9 = 10 х 9 – 9 = 81

Повесьте плакат с таблицей умножения на видное место в комнате, и ваш малыш будет волей-неволей постепенно запоминать числа. На вопрос: «сколько будет 4 х 7?» он никогда не ответит 29 – ведь такого числа вообще нет в таблице.

Учим детей умножению в форме игры

Рассмотрим на примере игру с карточками. Предварительно подготовьте карточки с примерами умножения без ответа и положите их в общую стопку на стол. Пусть ребенок вытянет любую карточку и постарается дать ответ на этот пример. Карточки с правильными ответами выбывают из стопки и игра продолжается. Если ответ не верный, карточка возвращается опять на прежнее место. Не забывайте все-таки озвучивать правильный ответ. Ребенок сможет его запомнить и ответить правильно, когда в следующий раз ему попадется эта же карточка. Игра закончится тогда, когда все примеры из стопки будут решены.

В игровой форме научить ребенка умножению намного легче и быстрее.

Причин для этого несколько:

  • во время игры зрительная память задействована на всю мощь.
  • «Повторение – мать учения». В стопку будут возвращаться именно сложные для ребенка примеры и, соответственно, повторяться.
  • Видя, как постепенно стопка с примерами уменьшается, у ребенка появляется чувство удовольствия от успешно проделанной работы, стимул и мотивация скорее завершить задание.

Еще несколько вариантов занимательных игр

Можно поиграть в игру «Лото» с теми же самыми карточками-примерами. Подготовьте на бумаге поля, которые заполнены одними ответами. Вытягивая из стопки произвольно по одной карточке с примером, малыш должен положить ее в ячейку с правильным ответом.

Проведите с ребенком устную викторину. К примеру, назовите число 28 и спросите, при умножении каких чисел получается такой результат.

Обучение будет более продуктивным, если примеры из таблицы умножения одновременно использовать и на практике. Мальчику нравятся машинки, предложите ему посчитать, сколько всего колесиков у 6 машин. Каждая машинка имеет по 4 колеса, значит, это число умножаем на количество машинок. В итоге получится 24 колеса. Девочке приведите пример на двух косичках у кукол. На каждую косичку нужно по резинке. Сколько нужно резинок для 7 кукол?

Перенеситесь вместе с ребенком в мир сказок и любимых персонажей. Обыграйте различные ситуации. Представьте Карлсона, который сдувает свечи сразу с трех тортов. Сколько свечей всего на тортах? Или Красная шапочка несет бабушке гостинцы. В каждой руке по одной корзинке с пирожками. Сколько пирожков в двух корзинках?

Масса примеров находятся рядом с вами, нужно только присмотреться вокруг. От вас требуется проявить наблюдательность и фантазию, тогда ваш ребенок сможет выучить таблицу умножения не только с легкостью, но и с большим интересом.

К изучению таблицы умножения подключите для наглядности подручные материалы, например, карандаши или счетные палочки. Поставьте на стол 5 стаканов и поместите в каждый по 3 палочки – всего 15 штук. Объясните маленькому ученику, что общее число карандашей – это число карандашей в каждом стакане, умноженное на количество самих стаканов.

Разложите на столе 4 тарелки, поместите в них по 5 конфет. Предложите ребенку сосчитать общее количество конфеток.

Применение стихотворной формы – действенный метод в изучении таблицы умножения. На слух и в рифму ребенку будет легче запомнить числа. В интернете найдется большое количество стихов, которые помогут малышу выучить таблицу умножения.

Данная методика будет полезна, например, для изучения умножения на 3. С этим числом часто возникают трудности.

Вариант с загадками в стихах не менее увлекателен. Оставьте концовку стиха без ответа, ребенок догадается в рифму о каком числе идет речь.

Семь обезьянок по восемь бананов принялись съесть. Сколько бананов съели всего? 56

Игры с малышом помогут закрепить полученные знания. Если ребенок так и не понял, как устроена таблица умножения, то ожидаемого эффекта вы можете не получить.

С легкостью переходим к сложным примерам

Разобравшись с таблицей умножения на 1, 2, 3, 4, 5, 9 и 10 переходим к более сложным примерам – умножению на 6, 7, 8. Эти столбики традиционно вызывают у детей трудности.

Успокойте малыша. Ведь большая часть примеров в этих столбиках он давно уже выучил сам того не подозревая.

7 х 2 – это те же 2 х 7. Он поймет, что от перестановки множителей произведение не меняется.

Вашему ученику останется только запомнить 6 «незнакомых» комбинаций:

Эти примеры ребенок спокойно сможет заучить механически.

Ваши усилия не напрасные

В качестве вспомогательного инструмента в изучении таблицы умножения ребенку можно включить интересные развивающие мультфильмы. Их легко найти в интернете. Малыш хорошо воспримет такую форму подачи материала.

Тренажеры, обучающие программы, увлекательные онлайн-игры, мобильные приложения предназначены для изучения и совершенствования знаний таблицы умножения учениками начальных классов. Подберите для ребенка подходящую на ваш взгляд увлекательную игру, пусть малыш пробует свои силы. А после – продемонстрирует вам свои достижения.

Такой способ может значительно облегчить задачу родителям, если они, конечно, не против подобного времяпровождения малыша.

Все дети уникальны и индивидуальны. Универсального рецепта, как помочь ребенку быстрее освоить таблицу умножения не существует. Перед родителями стоит важная задача – найти правильный подход к своему чаду, заинтересовать и мотивировать его к достижению поставленных целей.

Таблица умножения может оказаться серьезным испытанием, поэтому не стоит торопить, оказывать давление и уж тем более ругать ребенка, когда процесс обучения проходит не так как вы хотели. Вспомните себя в детстве, вы ведь когда-то начинали с таких же самых одновременно простых и сложных шагов.

В начальной школе всех детей заставляют учить таблицу умножения. Зачастую детей учат просто механическому заучиванию таблицы, но это нравится далеко не всем. Вот несколько простых и интересных способов того, как объяснить ребенку умножение.

Как показывает практика, заучивание таблицы умножения для многих не представляет никаких трудностей, в этом возрасте такой вид памяти развит у большинства. Но у некоторых развита образная или эмоциональная память. С таким видом памяти выучить таблицу умножения довольно тяжело.

Для начала пусть ребенок нарисует таблицу умножения. Распечатывать таблицу на компьютере не стоит. Ребенок должен составить таблицу сам. Лучше, если таблица будет красочной. Обучаться по такой таблице детям будет намного интереснее. Как только таблица умножения будет составлена, родители могут приступить к обучению.

На самом деле выучить все умножение не так сложно, как может показаться в самом начале пути. Многие столбцы и строки запомнить очень легко. Поначалу необходимо изучить умножение на единицу, тут нет ничего сложно. Дальше можно заучить умножение на десять. И вот таблица стала меньше. Потом идет умножение на два: здесь тоже все несложно, необходимо сложить число с самим собой, а числа складывать в этом возрасте дети умеют хорошо.

Далее нужно делать умножение на пятерку. Нужно объяснить, что результат действия будет всегда оканчиваться на ноль (если число четное) или на пять (если число нечетное) . Можно сказать, что половина пути пройдена, но дальше остаются самые сложные для запоминания вычисления.

Среди них особо можно отметить диагональ чисел, которые умножаются на самих себя. Например, 5х5=5,6х6=36 и так далее. Они просто рифмуются и легко запоминаются всеми детьми. Пусть ребенок обратит внимание, что 7х7=49, а не 47 как хочется сказать в рифму.

Теперь осталось немного: выучить умножение на остальные шесть цифр. В этом случае можно отойти от постоянного механического зазубривания и попытаться предложить ребенку выучить таблицу в игровой форме. Для этого нужно сделать специальные карточки, а затем разделить их на две группы. На первой половине карточек должен быть написан пример, а на второй, ребенок должен будет подобрать правильный ответ.

Еще одним вариантом изучения таблицы умножения может стать придумывания стихов на каждый пример. Их без труда можно найти в интернете, что облегчит задачу. Если у ребенка развито образное мышление, он может каждую цифру ассоциировать с предметом или персонажем. На каждый пример родители могут придумать самую настоящую историю, а потом взять ее и зарисовать на бумаге. Такой способ помогает детям. Есть и другие действенные способы, помогающие быстро выучить этот базовый материал.

Во время прогулки можно также идти и закреплять пройденный материал: прогуливаясь, можно задавать ребенку примеры из таблицы умножения, пусть он постоянно ее вспоминает до тех пор, пока полностью не выучит. После того как ребенок выучил таблицу умножения, у родителей не должен возникнуть вопрос: как объяснить ребенку деление. Существует несколько очень эффективных способов, как правильно объяснить ребенку умножение.

Существует несколько очень эффективных способов, как объяснить ребенку таблицу умножения. Лучше всего для детей воспринимается эта наука в игровой форме, поэтому нужно выбрать свою форму игры, заинтересовать ребенка и добиться результата.


1:510

Все родители рано или поздно оказываются в непростой ситуации, выход из которой найти бывает достаточно трудно. Эта проблема возникает, когда ребенку нужно помочь выучить таблицу умножения.

1:868 1:878

Родителям данная проблема знакома с детства, но раньше справиться с ней было намного сложнее. Ведь современный интернет предоставляет в помощь родителям и детям разнообразные методы освоения таблицы Пифагора, помогающие в игровой форме запомнить таблицу умножения. Для занятий с ребенком в интернете можно найти стишки, песенки, видео и аудио-уроки, сценарии игр, что может помочь облегчить задачу родителей и детей в этом непростом деле.

1:1690

Но среди предложенных способов родителям предстоит выбрать наиболее подходящий и эффективный именно для их ребенка, так как каждый ребенок требует индивидуального подхода к обучению, поэтому применяемые методики должны опираться на особенности характера и способности ребенка.

1:521 1:531

В представленной статье проанализированы наиболее популярные методики запоминания таблицы умножения, среди которых каждый из родителей найдет подходящий для своего ребенка.

1:860 1:870



Изначально следует акцентировать внимание на том, что ребенку необходимо объяснить смысл арифметического действия умножения.

2:1625

2:9

Как известно, дети, приступающие к изучению таблицы умножения, уже имеют представление о таких самых простых арифметических действиях как сложение и вычитание.

2:310

Именно на эти знания ребенка следует опираться при разъяснении ему принципа умножения, то есть, что арифметическое действие 2х3 тождественно примеру 2+2+2.

2:597 2:607

Нужно добиться, чтобы ребенок усвоил данное правило, что поможет преодолеть все возможные сложности, возникающие в ходе запоминания примеров таблицы.

2:890 2:900

Также необходимо растолковать ребенку какова система таблицы умножения, о том, что число, находящееся в левом столбце умножается на число, расположенное на верхней строчке, при этом ответ - их произведение нужно искать в точке пересечения столбца и строки, где находятся данные числа.

2:1432


Система таблицы умножения

Игра
Всегда нужно помнить о том, что даже самое скучное и нудное дело для ребенка можно превратить в интересное занятие, скрасив его игрой. Изучение таблицы умножения - не исключение. В этом помогут игровые методики, которые привлекут внимание ребенка к обучению, раскроют смысл умножения и облегчат задачу родителей. При занятиях с ребенком следует придерживаться правила о том, что интересное всегда запомнить проще и быстрее, то есть изначально нужно заинтересовать ребенка предметом изучения и сконцентрировать его внимание на арифметическом действии умножения.

7 правил запоминания информации

2:2634
  • Пробудите интерес.
  • Делайте ассоциации.
  • Запоминайте частями.
  • Повторяйте запомнившееся.
  • Попытайте понять.
  • Поставьте цель «запомнить».
  • Примените знание данной информации.

Например, пять умножить на восемь равно сорок (5×8=40)

2:479



3:996

Игра с карточками

Это один из наиболее востребованных и эффективных методов запоминания таблицы умножения с помощью игры. В данной статье раскрывается суть игры и последовательность действий, а в дополнение к теории можно скачать для распечатки готовые карточки . Скачать одним файлом

На которых приведены примеры и их ответы.

3:1639 3:9

Смысл игровой таблицы умножения сводится к тому, что ребенку нужно предложить доставать из пачки в случайном порядке карточки, на которых он обнаружит пример из таблицы умножения без ответа, то есть после знака «равно» стоит вопросительный знак. Если ребенок озвучит верный ответ, то данная карточка больше не участвует в игре, но при неверном ответе карточка кладется между другими карточками и ребенок сможет вытянуть ее вновь.

3:814 3:824

Таким образом, игра длится до тех пор, пока ребенок не переберет все карточки и не даст по всем карточкам правильные ответы. Когда игра приближается к концу остается совсем мало карточек и они, чаще всего, оказываются самыми сложными, на которые ребенок не смог ответить с легкостью. Если в конце игры ребенок вновь обратится к ним и попробует найти правильный ответ, то он запомнит эти примеры.

Данная игра является фактически тренажером по таблице умножения. Игра становится интереснее и проще для освоения, если разбить ее на последовательные этапы, связанные с учебным материалом. Так, можно начать импровизированное занятие с самых простых карточек примеров умножения на 2, а далее, постепенно добавлять к ним новые более сложные освоенные примеры. Можно разработать различные варианты игры, которые можно выбрать в зависимости от способностей и знаний ребенка.

Также подкрепить игру в ходе изучения таблицы умножения помогут различные специальные программы, онлайн-игры (есть игра в конце статьи) и оригинальные звуковые плакаты, которые предлагает интернет. Однако игра в карточки считается самой простой и результативной.

3:2930


Начальный этап запоминания таблицы умножения

Начиная обучение ребенка азам умножения, этот процесс могут упростить некоторые специальные приемы.

3:296 3:306

Так, необходимо начать обучение с самых простых и элементарных примеров таблицы умножения , которые ребенок решит без особых трудностей. Ведь, если ребенок сразу увидит таблицу целиком, состоящую из множества сложных примеров он может отчаяться и подумать, что выучить эту таблицу нереально. Поэтому задача родителей успокоить ребенка и показать ему, что всё на самом деле гораздо проще и что он сразу может решить несколько несложных примеров.

1. Самые простые примеры - умножение на 1 , которые всегда в результате имеют то число, на которое умножали. Так, 1х1=1, 2х1=2 и так далее.

2. Также простыми являются примеры умножения на 10 , так как это то же самое что приписать ноль к числу, которое умножается. Так, результатом умножения 3 на 10 будет 30.
Таким образом, выучив самые простые примеры таблицы умножения на 1 и на 10, ребенок поймет, что он уже освоил самые крайние столбцы и строки таблицы умножения.

3:1999


4:506 4:518

Упрощенный вариант таблицы умножения без примеров на 1 и 10

Родителям следует уметь правильно распределять нагрузку ребенка и если он устал после первого этапа обучения, то следует отложить дальнейшее занятие на следующий раз. Но в случае, когда ребенок готов сейчас продолжать обучение можно попробовать продолжить занятие.

4:1126

3. На первых этапах занятия мы убедились, что примеры умножения на 2 являются самыми простыми для ребенка , так как тождественны простому сложению двух чисел. Обычно, дети, начинающие изучение таблицы умножения, уже обладают навыками складывания чисел, поэтому простые примеры умножения на 2 освоят легко.

4:1692

4. Следующий этап изучения таблицы умножения будет связан с правилом о замене множителя, основанный на переместительном законе умножения, который может быть понятен родителям, но весьма сложен для ребенка. Это закон хорошо знаком родителям, потому что они уже когда-то сталкивались с ним в процессе школьного обучения. Он гласит - от перемены множителей произведение не меняется. Иными словами, ребенку следует объяснить, что пример 2х4 тождественен примеру 4х2.

4:859


Таблица умножения на 2

Ребенку необходимо доходчиво разъяснить, каким образом получилось так, что вторая строка и второй столбец таблицы имеют одни и те же числа, как и все остальные строки и столбцы, совпадающие по порядковому номеру.

4:1311 4:1321

Таким образом, ребенок, зная все примеры умножения на 2, будет знать умножение всех чисел таблицы на 2, то есть задача ребенка предельно упрощается.

4:1594

Исходя из этого, в результате применения представленных методов изучения таблицы умножения, родители могут существенно облегчить задачу ребенка в процессе запоминания многочисленных примеров таблицы умножения.

4:400 4:410

Завершая каждый этап обучения, в результате которого ребенком выучено определенное количество примеров, родителям рекомендуется выделять их в таблице зеленым цветом, чтобы ребенок четко видел свои достижения и убедился в том, что ничего нереального в запоминании таблицы умножения нет, и она ему не будет представлять такой огромной и непостижимой, как вначале занятий.



5:1618

Прицельное запоминание

После освоения ребенком азов умножения и самых простых примеров таблицы следует переходить к следующим этапам обучения с более сложными множителями.

5:333 5:343

На этом этапе необходимо применять не только игровые приемы, но и различные эффективные приемы запоминания, основанные на ассоциациях, на методе повторения, на разделении на части, на решении проверочных задач и применение знаний ребенка на практике.

5:809 5:819

Большинство примеров таблицы ребенку придется специально заучивать и для закрепления знаний многократно повторять их для достижения такого результата, когда ребенок сможет называть примеры и правильные ответы без запинки. Для этого необходимо терпеливо соблюдать последовательность и торопить ребенка.

5:1392 5:1402

Эффективнее всего начинать данный этап обучения с квадратов, содержащих примеры умножения на 3 и 4 , понемногу передвигаясь к следующим числам.

5:1670

Зачастую можно услышать мнение педагогов о том, что лучше и правильнее всего изучать таблицу умножения двигаясь от конца к началу, то есть от сложных примеров - к более простым.

5:336

Однако данный вариант обучение представляется достаточно сомнительным, так как он может быть эффективен не для каждого ребенка, так как определенные трудности могут быть связаны с растерянностью ребенка в связи с непониманием того, каким образом получились те сложные значения, которые он видит в ответах к примерам.

5:926 5:936

Поэтому начинать нужно с примера 3х3, при решении которого, ребенок сможет самостоятельно проверить себя, посчитав пример на пальцах, в результате чего ребенку станет понятно, каким образом в ответе получается число 9. Если же ребенку дать задание умножить, например, 8 на 7 и потребовать, чтобы он просто зазубрил правильный ответ, то это может просто напугать ребенка невозможностью проверки данного примера на практике, а в результате сокрытия от него самого процесса решения ребенок может утратить мотивацию и интерес к обучению, так как посчитает, что у него нет способностей к математике.

5:2028


Квадраты чисел

На следующем этапе обучения понадобится знание и применение данного термина. Ребенку следует объяснить, что он означает произведение числа на самого себя. Таблица умножения содержит 10 квадратов, необходимые для запоминания. Практика показывает, что квадраты до примера 6х6=36 запоминаются детьми просто прекрасно. Следующие за ним 3 квадрата также чаще всего не представляют особых сложностей.

5:774


Таблица умножения на 3

С данного этапа начинаются трудности у ребенка при запоминании примеров из таблицы. При возникновении трудностей такого плана следует обратиться к игре с карточками. Однако если даже эти приемы окажутся неэффективными, например, из-за того, что у ребенка гуманитарный склад ума, то можно использовать для запоминания специальные стишки, которые в простой форме представят ребенку примеры из таблицы.

5:1576


Таблица умножения на 4

При изучении примеров из таблицы умножения на 4 вероятно также придется применять в занятиях карточки и стихи . Чтобы упростить ребенку задачу следует объяснить ему, что умножение на 4 - всё равно, что умножение 2 раза на 2.

5:482


Таблица умножения на 5

Этот этап изучения таблицы умножения проходит обычно без трудностей, так как примеры на 5 запоминаются достаточно просто. Ребенку следует объяснить, что все значения данного ряда умножения находятся через 5 по отношению друг к другу, а крайним числом будет или 5 или 0, также, что умножая четные числа на 5, в результате с краю получаем 0, а умножая нечетные - с краю получаем 5.

5:1232


Таблица умножения на 6, 7, 8 и 9

Умножение на 6,7, 8 и 9 считаются самыми сложными для запоминания. Поэтому на данном этапе ребенку необходимо объяснить, что после того как он выучил квадраты и таблицу умножения до 5, ему предстоит приложить совсем немного усилий, ведь все последующие примеры он, фактически, уже выучил.

5:1846

5:9 5:19

Сложные примеры из таблицы умножения

Итак, ребенку осталось выучить самые сложные примеры из таблицы умножения, их 6 и именно им следует уделить особое внимание, сделать последний рывок и выполнить до конца данное задание.

5:448


Вот самые трудные произведения из таблицы умножения.

6×7=42
6×8=48
6×9=54
7×8=56
7×9=63
8×9=72

5:671

Чтобы их запомнить эффективнее всего обратиться к игре в карточки для того, чтобы ребенок мог дать ответ на любой пример не задумываясь. При этом лучше всего использовать в игре 12 карточек, содержащие произведения с переменой мест множителей.
Таким образом, применяя специальные методики и приемы можно быстро и просто выучить таблицу умножения, которая изначально казалась детям и родителям непостижимой для запоминания.

5:1462


Методики запоминания таблицы умножения

Очевидно, что одного конкретного метода изучения таблицы умножения, подходящего для всех, не существует. Ведь проводя занятия с ребенком, необходимо подходить к ним индивидуально, исходя из подготовки ребенка и его характера.

5:1984

Поэтому родителям следует овладеть несколькими методиками и знать не один способ запоминания таблицы умножения, чтобы выбрать подходящий для своего ребенка.

5:297

Вот некоторые из них.

Применение на практике

Обучение будет более простым и эффективным, если все примеры из таблицы умножения проиллюстрировать ребенку на практике.

5:639

Например, изучая примеры на 5 мальчику можно задать вопрос сколько колес понадобится для 5 машин. Так, ребенок представит машину с четырьмя колесами и успешно запомнит пример 5×4=20. У девочки можно спросить сколько ленточек потребуется, чтобы сделать трем куклам по два хвостика. С помощью такой иллюстрации ребенок запомнит, что 3х2=6.

Сложные примеры

В ходе изучения таблицы умножения у ребенка могут возникнуть некоторые проблемы при попытке запоминания самых сложных примеров, на которых следует акцентировать внимание ребенка и помочь ему их выучить, тем самым преодолеть самые трудные этапы задания.

5:1793



6:520

Запоминание таблицы умножения с помощью пальцев

Для упрощения процесса запоминания отдельных произведений из таблицы умножения можно подсказать ребенку, что их можно посчитать с помощью пальцев.

6:906

При этом, примеры, которые можно посчитать таким способом могут быть не только самыми простыми, но и, например, из умножения на 9. Для этого понадобятся обе руки. Следует загибать при умножении любого числа на 9 выпрямленные пальцы под номером умножаемого числа. Таким образом, количество пальцев до загнутого - это десятки, а после него - единицы.

Ссылка на игру таблица умножения - изучаем легко!
Эта игра поможет быстро и без напряга выучить таблицу умножения.

В наше время многие родители считают, что ребенок еще до поступления в первый класс должен научиться не только писать и считать, но и знать основные приемы алгебры: сложение, вычитание, умножение и деление. Именно поэтому перед мамами и папами встает серьезный вопрос: “как научить ребенка выучить таблицу умножения”?

Основные правила для получения оптимального результата

Безусловно, можно учить ребенка с помощью базовых методов (они описаны ниже). Однако, родители, настроенные на то, как легко выучить таблицу умножения ребенку, должны не только выучить специальные приемы (с помощью которых можно научить ребенка таблице умножения гораздо проще и быстрее), но и подобрать для своего малыша самый оптимальный метод.

Несмотря на то, какой метод Вы изберете, необходимо тщательное соблюдение следующих правил:

  1. Чтобы учеба легко давалась ребенку, необходимы частые перерывы;
  2. Необходимо объективное оценивание способностей малыша: дошкольник просто физически не сможет выучить всю таблицу умножения за три часа;
  3. Обязательно хвалите ребенка за каждый, пусть и небольшой успех;
  4. Категорически запрещено ругать ребенка, если он не может что-то выучить. Лучше всего в таком случае сделать небольшой перерыв, а затем снова вернуться к камню преткновения;
  5. Старайтесь превратить изучение таблицы умножения в игру: если ребенку будет интересно и весело, то все знания будут усваиваться намного быстрее, чем в том случае, если родители будут заставлять непоседу сидеть за скучными книжками.

Базовый способ изучения таблицы умножения

Родитель, всерьез задумавшийся над тем, как выучить таблицу умножения с ребенком, может в порыве вдохновения вспомнить собственное детство: счетные палочки, школьная доска, строгая учительница и огромная таблица, полностью заполненная цифрами. Именно такую таблицу чаще всего используют в школах, поэтому рекомендуется хотя бы первое занятие провести именно с ней.

Для начала следует распечатать (или нарисовать) два варианта таблиц: первая – полностью заполненная, а вторая – лишь с числами по краям. Желательно, чтобы вторая таблица была крупной, поскольку ребенок будет самостоятельно вписывать числа.

На первом занятии постарайтесь объяснить ребенку основной смысл умножения: это такое же сложение, только многократное. В качестве примера возьмите небольшие числа, чтобы с их помощью показать, как происходит умножение. Примерный вариант может выглядеть так:

“Вот числа два и три. Для того, чтобы умножить три на два, нам понадобится сложить три и три. Сколько получится? Правильно, шесть!”

Что следует делать после первого “пробного” занятия с таблицей?

Если все прошло хорошо, попробуйте снова поработать с таблицей: объясните ребенку своеобразную “зеркальность” умножения:
“А теперь посмотрим, сколько будет два умножить на три. Для того, чтобы это посчитать, нам понадобится к двойке прибавить двойку, а потом еще раз прибавить двойку. Давай запишем их в столбик. Сколько получится? Умница, шесть! Видишь, три умножить на два – это шесть, и два умножить на три равно шесть. Вот ты выучил первое правило умножения: от перемены множителей (это числа, которые ты перемножал) произведение (это число, которое ты получил в ответе) не изменится!”
Обязательно хвалите ребенка.
“Видишь, как быстро ты посчитал! Выучить таблицу умножения проще, чем кажется на первый взгляд!”

Будьте терпеливы.

Если ребенок не может быстро произвести операцию сложения, не нужно ему подсказывать: он обязательно сосчитает сам, просто ему нужно больше времени, чем взрослому.

Если на объяснение этого правила ушло небольшое количество времени, то можно начать заполнять часть таблицы умножения с числом 1 (обычно дети быстро понимают смысл умножения на 1). Как только внимание малыша начнет рассеиваться, следует прекратить занятие – больше материала дошкольник не усвоит.


При клике у вас будет большая таблица пригодная для печати

Последующие занятия

Сделайте большое количество карточек с примерами из таблицы умножения. Перед каждым занятием обязательно давайте малышу решать знакомые примеры, иначе знания просто забудутся.
Небольшие хитрости помогут легче запоминать результаты
После того, как малыш выучит умножение с участием единицы, можно попробовать умножение числа на десятку, либо десятки на число. Научить ребенка приписывать дополнительный нолик к каждому числу будет значительно легче, чем, скажем, научить его умножать числа на шестерку.

Умножение на двойку, тройку и четверку. Обычно эти действия не составляют особого труда, поскольку их можно с легкостью посчитать на пальцах.

Как научить ребенка умножению на пятерку? Очень просто: любое четное число закончится на 0, а нечетное – на 5. Посчитать их – дело техники.

Вот практически выучена вся таблица умножения. Но как выучить легко и быстро умножения на самые сложные числа: шестерка, семерка и восьмерка?

Скорее всего, их придется просто заучивать: в умножении этих чисел зачастую путаются даже взрослые люди.

Есть ли альтернатива таблице?

Если во время первых занятий Вы видите, что ребенку явно тяжело запоминать даже простейшие примеры, ни в коем случае не ругайтесь на него, а начинайте пробовать альтернативные методы.

Интересной кажется методика изучения таблицы умножения с помощью стихов: сейчас имеются целые книги, позволяющие не только легко подтянуть “западающие” числа, но и выучить таблицу умножения с нуля. Также интересны сказки про числа: они в шуточной форме могут рассказать об одном из самых сложных для понимания действий математики: умножении.

Однако, изучение с помощью одних лишь стихов или сказок может быть бесконечно долгим без использования такой дополнительной методики, как карточки с примерами. Помните, что мозг ребенка нуждается в неустанном повторении – только тогда информация будет не только механически выучена, но и осознана. А это является гарантией того, что таблицу умножения малыш не забудет до самой старости.

Как заранее понять, проще выучить таблицу умножения путем простой таблицы или же добавления стихотворных игр с ребенком? Вспомните характер малыша: если он ярко выраженный гуманитарий, то игры определенно придутся ему по вкусу, тем самым делая процесс обучения увлекательнее.

Игрушки всегда помогут

Если у Вас совершенно нет идей, как можно быстро помочь своему чаду выучить эту сложную таблицу умножения, то воспользуйтесь беспроигрышным вариантом: любимые игрушки малыша.

Единственный критерий к игрушкам – любой посторонний должен легко понять, что они иллюстрируют именно умножение. Например, при умножении трех колес от машинки на два должно получиться именно шесть колесиков, а не четыре колеса, бампер и фара (в таком случае научить ребенка будет крайне трудно!). Также, если Вы выбрали обучение с помощью игрушек, то не надо вместо этого пытаться научить ребенка считать на пальцах – это два совершенно разных метода!

Одной из самых интересных идей являлась мысль одного отца пустить в дело огромное количество деталей от ЛЕГО, которые в огромных количествах были разбросаны по всей квартире. Взяв самую маленькую деталь за единичку, отец стал показывать своему сыну основы умножения на два, на три и на четыре (ведь ЛЕГО было крайне много, поэтому недостатка в кусочках они не испытывали). В итоге все занятия прошли в форме игры, а отец даже и подумать не мог, что научить сына умножению будет так легко и быстро!

Многие родители помогли используют в обучении интерактивные звуковые плакаты. В этом случае запоминание происходит лучше, чем в процессе обычного урока или зубрежки наизусть.

Пальцы и умножение

Как ни странно, но можно быстро выучить таблицу умножения даже на собственных пальцах!

Многие родители не одобряют привычку детей проверять все результаты вычислений на пальцах, аргументируя это тем, что на пальцах легко считать лишь небольшие числа.

На самом деле, это не совсем правдиво: можно легко выучить таблицу умножения (причем, довольно быстро!), используя лишь собственные пальцы и знания интересных математических закономерностей (однако, это не будет избавлять малыша от решения примеров на повторение материала).


Умножение на ДЕВЯТЬ с помощью пальцев - результат моментальный

Безусловно, с простейшими примерами все понятно: десяти пальцев вполне достаточно для вычисления. Но как быть с умножением на девять?

На самом деле, можно: например, умножение на девять выполняется безумно быстро: всего лишь в одно действие. Необходимо посчитать (начиная с левого большого пальца) до числа, которое мы умножаем на девять (или на которое мы умножаем девять). Числа, находящиеся левее его, будут давать десятки, а числа правее – единицы. Это поистине фантастический способ. Значительно облегчающий умножение на девять.

Конечно же, без повторения выучить таким способом таблицу крайне сложно, поэтому при выборе данного подхода требуется большое количество практических заданий.

Переменки необходимы

Вне зависимости от возраста малыша, ему требуется большое количество перерывов (желательно каждый 10-15 минут), иначе легко выучить основные законы умножения не получится: после 10 минут непрерывных занятий дитятко будет то и дело отвлекаться на кота, лучик Солнца, заглянувший в окно, раздавшийся на улице звон и так далее.

Как же максимально повысить уровень эффективности занятий? Во-первых, стоит начертить таблицу с четким планом занятий (в ней должны присутствовать небольшие перерывы) и все время следовать ей.

Во-вторых, необходимо проявлять фантазию: выучить материал можно и в игровой форме. Например, можно создать собственную карточную игру.

Пример игры: создаются карточки (их количество может варьироваться, возможны повторы и бонусные карты). Главное, чтобы ребенок знал все примеры на карточках, участвующих в игре. Основное правило игры – игрок, не глядя, вытягивает карту и за определенное время решает пример. Победит тот, кто наберет больше всего баллов. Бонусные карты могут добавлять количество времени, давать возможность выбора примера и так далее.

В-третьих, не стесняйтесь делить на части: выучить одну большую таблицу сложнее, чем много маленьких табличек.

В дополнение

  • Хорошей идеей будет повесить таблицу над кроватью малыша, а также в его игровой комнате: даже не занимаясь, он будет машинально скользить по ней взглядом, тем самым понемногу запоминая числа;
  • Почаще тренируйте все навыки ребенка: вместо произведения семерки на восьмерку предложите ребенку назвать числа, которые при умножении друг на друга дадут 56;
  • Если малыш уже ходит в школу, спросите учительницу про ее методы преподавания. Может быть, стоит использовать похожий метод, чтобы выучить материал быстрее;
  • Набирайтесь терпения: малышу проще выучить материал, когда его не ограничивают во времени хотя бы на первых порах.

Похожие материалы

Заучивание правильных ответов к сотне примеров - самый трудоёмкий способ запомнить результаты умножения чисел до 10 друг на друга. На это у ребёнка может уйти всё лето. Процесс ускорится, если вы покажете, как все эти 100 сочетаний можно сократить до 36. Ещё важно убедиться, что таблица умножения может быть полезна. В этом помогут игры и увлекательные занятия.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Превращаем 100 примеров в 36

Таблица умножения на обратной стороне большинства тетрадок выглядит так:

На то, чтобы её выучить, может уйти целое лето. Механическое заучивание правильных ответов к сотне примеров - самый трудоёмкий способ запомнить результаты умножения чисел до 10 друг на друга.

Процесс ускорится, если мы покажем ребёнку, как все эти 100 сочетаний можно сократить до 36. В этом деле куда более удачным наглядным пособием служит таблица Пифагора:

На её примере уже можно показать принципы умножения через площади небольших прямоугольников:

3 * 5 = 15, потому что в прямоугольник со сторонами длиной 3 и 5 клеточек помещается 15 маленьких квадратиков (считаем их вместе, чтобы убедиться);

5 * 3 = 15 по той же причине (считаем вместе).

Здесь же наглядно демонстрируем свойство коммутативности: от перестановки мест множителей произведение не меняется. Разумеется, название этого свойства лучше придержать до Хеллоуина, чтобы не пугать никого раньше времени.

Из-за этого таблица Пифагора симметрична относительно своей диагонали, поэтому из 100 примеров для запоминания остаётся уже 55: сама диагональ с значениями 1, 4, 9, … 100 и всё, что находится выше или ниже.

Это открытие можно сделать самостоятельно, заполнив часть пустой таблицы Пифагора, в которой изначально отмечены только множители:

Ребёнок может начать заполнять её, даже если ещё не знает правил умножения - складывать-то он уже умеет, поэтому без труда посчитает сначала 2 + 2, потом 4 + 2, потом 6 + 2, и так, вплоть до 20. Потом ряд с тройками, и так далее.

Заполнив только часть таблицы (например, квадрат 6 * 6 клеток), уже можно увидеть одинаковые числа и понять, что зубрить её целиком совсем не нужно.

После этого на той же таблице Пифагора демонстрируем два принципа, позволяющие «автоматизировать» ещё 19 операций на умножение: умножение на 1 и умножение на 10:

Если число умножить на единицу, оно никак не меняется.

Если число умножить на 10, у него появляется ноль на конце.

Отнимаем от оставшихся ранее 55 примеров на умножение ещё 19 «автоматизированных» и получаем всего 36 сочетаний, которые нужно запомнить. Почти втрое меньше, чем предлагают нам на обложках тетрадок! Уже легче, не так ли?

Играем и запоминаем

Сложно запомнить то, что нельзя применить в жизни. Именно поэтому важно показать, что таблица умножения может быть полезна. В этом помогут игры и увлекательные занятия.

1. Большой снегопад

Эти задачки позволят ребёнку побывать в ситуации, когда без умножения не обойтись. В процессе решения задач ребёнок понимает, что не обязательно каждый раз пересчитывать квадратные плитки - достаточно длину умножить на ширину.

2. Битва прямоугольников

Это простая игра для двух человек на понимание умножения и площади прямоугольника.

Вам понадобятся два фломастера, листок бумаги в клеточку и два кубика. Каждый игрок выбирает цвет карандаша или фломастера, которым он будет рисовать. Игроки ходят по очереди. Первый игрок бросает два кубика. Затем он должен нарисовать на листке со своей стороны прямоугольник или квадрат, стороны которого по числу клеточек равны числам на кубиках. В середине фигуры записывается его площадь - сколько клеточек занимает фигура. Следом ходит второй игрок и так далее.

Игра заканчивается, когда на листе больше не остаётся места для новых фигур. Выигрывает тот, чьи фигуры заняли больше клеточек на листе бумаги.

3. Настольная игра «Много-Много»

В этой игре много-много всего полезного и занимательного. Но самое главное - основная часть таблицы умножения у вас в кармане! Без занудного заучивания ребёнок учится перемножать числа от 1 до 5. Игра построена на уникальной методике, которая помогает детям своими глазами увидеть, что такое умножение, и даже подержать его в руках. А это так важно для первых шагов в арифметике.

4. Настольная игра «Цветариум»

Игроки будут совершать много интересных действий: высаживать цветы на клумбах, выкорчёвывать их в случае необходимости, устраивать своим конкурентам сюрпризы - приятные и не очень. Но главное для участников - с точностью выполнять заказы: нужно вырастить на своих клумбах ровно столько цветов, сколько хочет покупатель. В процессе игры дети на практике убеждаются в том, что для выполнения заказа на 18 цветов надо собрать 3 клумбы по 6 цветов. Такие наглядные операции запомнятся быстро и надолго.

5. Умножение на 9 с помощью пальцев

Умножение на 9 зачастую даётся сложнее всего. Чтобы сделать этот процесс легче и веселее, можно воспользоваться подсказкой - собственными ладошками. Поверните кисти ладонями к себе и мысленно пронумеруйте пальцы по порядку слева направо, от 1 до 10. Теперь умножаем, например, 7×9. Загибаем седьмой палец по счёту слева направо. Количество пальцев до загнутого - это десятки, в нашем примере это «6». Количество пальцев после загнутого - это единицы, то есть «3». В итоге получаем 63!

Похожие статьи