Информация и ее роль в современном обществе. Роль информации в жизни человека

06.07.2019

Понятие информации. Информационные процессы и системы.

Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо, воспринимаемые человеком или специальными устройствами как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации. Эти сведения можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.

Информационные процессы - процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации.

Поиск информации - это извлечение хранимой информации.

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени.

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи.

Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Информация используется при принятии решений.

Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации. Наличие таких процедур - главная особенность информационных систем, отличающих их от простых скоплений информационных материалов.

По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы:

Одиночные;

Групповые;

Корпоративные.

По сфере применения информационные системы обычно подразделяются на четыре группы:

Системы обработки транзакций;

Системы принятия решений;

Информационно-справочные системы;

Офисные информационные системы.

Информационные ресурсы и технологии.

Информационные ресурсы - в широком смысле совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных; ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.

Угрозы безопасности информации. Составляющие информационной безопасности.

Угрозы безопасности информации - это некая совокупность факторов и условий, которые создают опасность в отношении защищаемой информации.

Естественные угрозы:

Стихийные бедствия;

Наводнения;

Техногенные аварии;

Другие явления, не зависящие от человека.

Искусственные преднамеренные угрозы:

Кража (копирование) документов;

Подслушивание переговоров;

Несанкционированный доступ к информации;

Перехват информации;

Внедрение (вербовка) инсайдеров;

Фальсификация, подделка документов;

Диверсии;

Хакерские атаки и т.п.

Искусственные непреднамеренные угрозы:

Ошибки пользователей;

Неосторожность;

Невнимательность;

Любопытство и т.п.

Основные составляющие информационной безопасности: обеспечение доступности, целостности и конфиденциальности информационных ресурсов и поддерживающей инфраструктуры.

Доступность - это возможность за приемлемое время получить требуемую информационную услугу.

Под целостностью подразумевается актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения.

Конфиденциальность - это защита от несанкционированного доступа к информации.

Угрозы безопасности информации. Сервисы безопасности.

Основными сервисами безопасности являются следующие:

Конфиденциальность - предотвращение пассивных атак для передаваемых или хранимых данных.

Аутентификация - подтверждение того, что информация получена из законного источника, и получатель действительно является тем, за кого себя выдает.

Целостность - сервис, гарантирующий, что информация при хранении или передаче не изменилась.

Невозможность отказа - невозможность, как для получателя, так и для отправителя, отказаться от факта передачи.

Контроль доступа - возможность ограничить и контролировать доступ к системам и приложениям по коммуникационным линиям.

Доступность - результатом атак может быть потеря или снижение доступности того или иного сервиса. Данный сервис предназначен для того, чтобы минимизировать возможность осуществления DoS-атак.

Неформальная модель нарушителя.

Тайнопись

Тайнописью называются приемы, с помощью которых содержание написанного скрывалось от тех, кто не должен был прочитать текст.

Начиная с самых древних времен, человечество обменивалось информацией, отсылая друг другу бумажные письма. В Древнем Великом Новгороде необходимо был сворачивать свои берестяные грамоты словами наружу - только таким образом они могли перевозиться и храниться, в противном случае они разворачивались самопроизвольно из-за изменения уровня влажности. Это было похоже на современные почтовые карточки, в которых текст, как известно, также открыт для чужих взоров

План защиты информации.

План защиты информации

Раздел 1. Состав и структура информационной подсистемы и характер угроз информационной безопасности организации.

Раздел 2. Меры по предотвращению утечки информации ограниченного распространения и доступа.

Раздел 3. Меры по предотвращению утраты информации ограниченного распространения и доступа.

Раздел 4. План проверок и тренировок по защите информации.

Первый раздел должен содержать анализ путей утечки и утраты информации, цели и задачи защиты информации, основные мероприятия, проводимые в этих целях. Второй и третий разделы целесообразно разделить на две части: в первой излагаются меры по предотвращению утечки или утраты информации по линиям «техническое устройство – техническое устройство» и «персонал – техническое устройство»; во второй – предотвращение утечки информации через персонал и внешнее окружение. Дополнительно может быть разработан план дезинформации потенциальных конкурентов или же соответствующие мероприятия включаются в другие разделы плана защиты информации.

К плану защиты информации не следует относиться как к панацее от всех неожиданностей. В зависимости от интенсивности деятельности организации и освоения новой, более конкурентной продукции, могут составляться разовые планы на период усиления информационного функционирования предприятия или повышенной информационной уязвимости.

План обеспечения непрерывной работы и восстановления.

План ОНиВД банка разработан в соответствии с Указанием Банка России от 01.01.2001 г. «О внесении изменений в Положение Банка России от 01.01.2001 г. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», ФЗ от 01.01.2001 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими нормативно-правовыми документами и внутренними документами банка.

План ОНиВД разработан применительно к крупномасштабным непредвиденным обстоятельствам, сопоставимым по длительности и силе воздействия, размерам возможных материальных потерь и негативным последствиям нематериального характера с чрезвычайной ситуацией муниципального характера. А именно - зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы г. Пскова, при этом:

Количество пострадавших от 10 до 50 человек;

Либо размер материального ущерба от 0,1 млн. руб. до 5,0 млн. руб.

К данным непредвиденным обстоятельствам относятся:

1) Ураган - ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32 м/с;

2) Эпидемия - массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости;

3) Режим чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей;

4) Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

В случае возникновения непредвиденных обстоятельств меньшего масштаба, вызванных вышеперечисленными факторами, либо возникших самостоятельно, в Плане ОНиВД банка предусмотрены отдельные модули:

1) Выход из строя технических средств;

2) Сбои в работе автоматизированных информационных систем;

3) Нарушение коммунальной инфраструктуры;

4) Перебои в электроснабжении;

5) Непредвиденный дефицит ликвидности (в настоящем документе под дефицитом ликвидности понимается дефицит ликвидности, возникший в результате реализации какого-либо непредвиденного обстоятельства из данного Плана, либо комбинация нескольких непредвиденных обстоятельств);

6) Риск потери деловой репутации (в настоящем документе под риском потери деловой репутации понимается риск потери деловой репутации, возникший в результате реализации какого-либо непредвиденного обстоятельства из данного Плана, либо комбинация нескольких непредвиденных обстоятельств, либо в результате появления в СМИ, Интернет и т. д. недостоверной/порочащей банк информации).

38) Меры обеспечения непрерывной работы и восстановления работоспособности ИС.

Непрерывность процесса функционирования АС (автоматизированная система) и своевременность восстановления ее работоспособности достигается:

  • проведением специальных организационных мероприятий и разработкой организационно-распорядительных документов по вопросам обеспечения НРВ вычислительного процесса;
  • строгой регламентацией процесса обработки информации с применением ЭВМ и действий персонала системы, в том числе в кризисных ситуациях;
  • назначением и подготовкой должностных лиц, отвечающих за организацию и осуществление практических мероприятий по обеспечению НРВ информации и вычислительного процесса;
  • четким знанием и строгим соблюдением всеми должностными лицами, использующими средства вычислительной техники АС, требований руководящих документов по обеспечению НРВ;
  • применением различных способов резервирования аппаратных ресурсов, эталонного копирования программных и страхового копирования информационных ресурсов системы;
  • эффективным контролем за соблюдением требований по обеспечению НРВ должностными лицами и ответственным;
  • постоянным поддержанием необходимого уровня защищенности компонентов системы, непрерывным управлением и административной поддержкой корректного применения средств защиты;
  • проведением постоянного анализа эффективности принятых мер и применяемых способов и средств обеспечения НРВ, разработкой и реализацией предложений по их совершенствованию.

ISO/IEC 17799 - стандарт информационной безопасности, опубликованный в 2005 году организациями ISO и IEC. Он озаглавлен Информационные технологии - Технологии безопасности - Практические правила менеджмента информационной безопасности (англ. Information technology - Security techniques - Code of practice for information security management ). Текущая версия стандарта является переработкой версии, опубликованной в2000 году, которая являлась полной копией Британского стандарта BS 7799-1:1999.

Стандарт предоставляет лучшие практические советы по менеджменту информационной безопасности для тех, кто отвечает за создание, реализацию или обслуживание систем менеджмента информационной безопасности. Информационная безопасность определяется стандартом как «сохранение конфиденциальности (уверенности в том, что информация доступна только тем, кто уполномочен иметь такой доступ), целостности (гарантии точности и полноты информации и методов её обработки) и доступности (гарантии в том, что уполномоченные пользователи имеют доступ к информации и связанным ресурсам)».

Текущая версия стандарта состоит из следующих основных разделов:

· Политика безопасности (Security policy )

· Организация информационной безопасности (Organization of information security )

· Управление ресурсами (Asset management )

· Безопасность человеческих ресурсов (Human resources security )

· Физическая безопасность и безопасность окружения (Physical and environmental security )

· Управление передачей данных и операционной деятельностью (Communications and operations management )

· Контроль доступа (Access control )

· Разработка и обслуживание систем (Information systems acquisition, development and maintenance)

· Управление расследованием инцидентов информационной безопасности (Information security incident management)

· Управление непрерывностью бизнеса(Business continuity management)

· Соответствие требованиям (Compliance)

Значение информации в современном мире. Важность вопроса обеспечения безопасного функционирования информационных систем.

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентраии и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека.

Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя.

Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы.

Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.


Государственный Университет Управления
Институт управления в промышленности и энергетике
Группа МО 1-2

Реферат
Дисциплина: ЕНОИТ
«Роль информации в современном обществе»

Выполнил: Абрамов А.И
Введение
Главные признаки постиндустриального или информационного общества связаны с увеличением количество информации, которая циркулирует вокруг человека. С каждым днём, с каждым часом, с каждой минуты в мире возрастает количество информации, ввиду роста количества информации. Это ТВ, Радио, Интернет и остальные СМИ, мы также можем заметить рост интернет-информации. Этот канал информации в последнее время приобретает всё большое и большое значение. Стоит отметить, что последние события на Ближнем Востоке и Северной Африке произошли именно благодаря развитию высоких технологий и потенциала гражданской активности. Всё это формирует новое гражданское мировоззрение, влияющие на социальную, экономическую, политическую сферы.
В последнее время обнаруживается тенденция на раскрытие секретной информации, что не может не радывать, например проект “WikiLeaks”. Но с другой стороны это может затронуть чьи-либо интересы, что в свою очередь может привести к судебным преследованиям. Будет очень правильно, если информация разглашаемая таким путём, о нарущениях закона или каких-либо других противоправных действиях, была бы добыта сама законным путём. В науке всё больше можно встретить так называемую проблему «будущего». Что будет дальше? Какие перспективы нам открывает это постиндустриальное общество? Какой свет мы видим в конце туннеля? Что там пропасть, или же мост на другой берег? Неизвестно.

    Элфин Тоффлер об информации.
Элвин Тоффлер – один из крупнейших американских писателей и футурологов, известный своими работами о цифровой революции, информационной революции и технологическом перевороте.
Элвин Тоффлер родился накануне эпохи Великой депрессии, и опыт восприятия экономической стагнации и порождаемых ею случаев неравенства оказал на него сильнейшее воздействие. Поэтому в годы студенчества Элвин был одним из активистов левого движения. После окончания университета в 1949 г. Элвин и его жена Хейди работали на фабрике на производственной конвейерной линии. По-видимому, их интерес к профсоюзной деятельности стимулировался не только левыми убеждениями, но также и желанием познакомиться с промышленными технологиями и их влиянием на повседневную жизнь людей.
Э. Тоффлер решил посвятить себя науке и с 1965 по 1970 г. Работал преподавателем в различных университетах.
Представления Тоффлера о взаимосвязях технологии и социально-экономических изменений сформировались в 1960-е гг., когда компания IBM заказала ему статью о долгосрочных социальных и организационных последствиях внедрения компьютеров. Именно в этот период зародились некоторые из фундаментальных идей последующих работ ученого.
Впервые некоторые темы его исследований были намечены в статье «The future as a way of life» («Будущее как образ жизни»). Главными в ней были мысли Э. Тоффлера о том, что в будущем скорость изменений, по-видимому, должна нарастать и что результатом этого процесса станет глубокая дезориентация людей, не подготовленных к наступлению грядущих событий. Для того чтобы описать ощущение страха, которое будут испытывать «застрявшие» в прошлом общества, Э, и X. Тоффлеры ввели специальное понятие «шока будущего».
Книга Элвина Тоффлера «Future Shock» («Шок будущего») сразу стала международным бестселлером и с тех пор продолжает вызывать интерес многих читателей. В ней Э. Тоффлер показал себя не только одним из выдающихся футурологов нашего времени, но и блестящим популяризатором идей об информационном обществе. Его научные заслуги были признаны во всем мире, а его сочинения получили многочисленные премии в таких странах, как Китай, Франция, Италия и США.
Информационный взрыв создал внешнюю среду, в которой будущее становится практически неразличимым в настоящем. Быстротечность стала основной приметой нашей жизни и привела к коренному изменению всех ее сфер - от экономической до сугубо личной. По мнению Э. Тоффлера, правительства и представители бизнеса должны были быть готовыми ко всему и не ожидать в будущем ничего похожего на то, что было в прошлом. В наши дни эта точка зрения оказывает значительное влияние на теорию менеджмента, однако в начале 1970-х гг. представление Э. Тоффлера о необратимости изменений рассматривалось как странное и эксцентричное. В книге «The Third Wave» («Третья волна») Э. Тоффлер пытался разработать всеобъемлющую схему осознания нацеленных на создание того, что он называл новой постиндустриальной цивилизацией изменений.
В настоящее время – почетный доктор литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) и член Американской ассоциации развития науки (American Association for the Advancement of Science). Оба супруга Тоффлер являются заслуженными адъюнкт-профессорами Университета национальной обороны (National Defense University) в Вашингтоне.
    Стадии развития общества
В нынешнее время всё больше и больше мы начинаем ощущать на себе давление со стороны СМИ и других источников информации. Мы чувствуем, что она начинает играть важную роль в жизни общества. И оказывает влияние на все сферы жизни общества. О каждом социальном явлении или индивиде возможно получить различную информацию, что несомненно будет влиять на наше отношение к чему-либо или к кому-либо. То есть информация оказывает репутационное воздействие.
Попробуем дать определение термину « информация». Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории информации - науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации, - рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.
Информация - это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. Такое определение информации дал Норберт Винер «отец» кибернетики, науки непосредственно занимающаяся информацией. Киберне?тика- наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество.
Каковы особенности роли информации в нашем обществе?
Согласно книге Элвина Тоффлера «Третья волна» являющиеся, частью трилогии, он показывает что в природе произошло три скачка. Первая волна – аграрная. Она получилась в результате аграрной революции, сменившей культуру охотников и собирателей. Люди в этот период времени были заняты развитием сельского хозяйства. При этом слабо развиты были капиталистические отношения в обществе. Тут скорее преобладали интересы общины. Существовал общак. В политической структуре существовал вождь – глава племени, интересы которого были выше интересов всех остальных. Информация в данном обществе выражалась в разве что обменом опыта земледелия.
Формирование определенных традиций и культурных обычаев в таком обществе, было основано на легендах, сказаниях, былинах. То есть, главным культурным ориентиром – были предки (родители).
Далее произошла вторая волна – как результат индустриальной революции, развития науки, техники и технологии. Или одним словом Научно-технических революций (НТК).
Что было характерно в данное время?
Развитие индустрий, нуклеарного типа семьи, конвейерной системы образования, корпоративизмом. На данном этапе роль информации резко повышается. Для фабрик, мануфактур, заводов были необходимы грамотные и опытные кадры, которые способны были бы овладеть техникой производства. Разделение труда - как основной ведущий фактор трудового производства, привёл к необходимости создания школ, училищ, институтов. То есть последовательной и чёткой структуры обучения. Безусловно, на этом этапе жизни общества главным источником информации становятся не предки (родители), а институт образования. Он становится законодателем мод и определяет вектор развития среды. К нему стали пристально проявлять внимание и государственные органы, поняв его значимость. Изменился и семейный уклад.
Возникает индустриальное общество - это такое общество, в котором произошла индустриализация, создавшая новые технологические основы его развития. Термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.
Отличительные особенности индустриального общества:
1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной).
2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%).
3. Интенсивная урбанизация.
4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры.
5. Образовательная революция. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования.
6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права).
7. Рост уровня потребления (" революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния").
8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")
9. Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).
Третья волна, по Тоффлеру, происходит сейчас в наиболее развитых странах мира. Она характеризуется, произошедшей интеллектуальной революцией. Так называемое постиндустриальное общество.
Это понятие было впервые предложено Д.Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности.
На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров. Так, постиндустриальное общество определяется как общество "постэкономическое", "посттрудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.
Постиндустриальное общество определяется также как общество "постклассовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П.Бурдье назвал "культурным капиталом").
Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются - «prosumer» может сам удовлетворить все свои потребности.

3. Люди имиджи

    Будем называть постиндустриальное общество «новой эрой». В этой новой эре Элвин Тоффлер видит следующие особенности. Так для «новой эры» характерна частая смена личности – имиджей которые оказывают влияние на наше поведение, на нашу культуру. Говоря другими словами это люди-кумиры, те люди, на которых стараются, и равняться, и походить отдельные социальные группы и индивиды. Люди начинают им подражать. Так, например моделями, хотят стать большинство девочек подросткового возраста. Они воспринимаю культурный образ, или симулякр стараются быть похожим на них. Вот что пишет сам Тоффлер об этом: «Эти люди-имиджи, как живые, так и вымышленные, играют существенную роль в нашей жизни, создавая модели поведения, роли и ситуации, согласно которым мы делаем заключения относительно собственной жизни. Хотим мы того или не хотим, но мы извлекаем уроки из их действий. Мы учимся на их победах и поражениях. Они дают нам возможность «примерить на себя» различные социальные роли и стили жизни без последствий, которые повлекли бы за собой подобные эксперименты в реальной жизни. Стремительный поток личностей-имиджей не может не способствовать увеличению нестабильности личностных параметров множества реальных людей, испытывающих трудности в выборе стиля жизни.
    Интересно, что личности-имиджи зависимы друг от друга. Каждый из них играет определенную роль в «общественной драме», которая, по словам социолога Оррина Клаппа, в значительной степени является продуктом новых коммуникационных технологий. Эта общественная Драма, в которой знаменитости все быстрее и быстрее вытесняют и смещают друг друга, согласно Клаппу, усугубляет нестабильность системы лидерства. «Неожиданные осложнения, разочарования, борьба, преступления, скандалы поставляют материал для развлечения публики и вертят колесо политической рулетки. Причуды общественного мнения сменяют друг друга с ошеломляющей скоростью...
    По словам Клаппа, мы становимся свидетелями «быстрой смены символических лидеров»
    Это утверждение, однако, можно значительно расширить: происходящее - это не просто быстрая смена реальных людей или вымышленных персонажей, это смена образов и структуры образа в наших умах. Наши взаимоотношения с образами, являющимися отражением реальности и основой, на которой мы строим свое поведение, становятся все более и более краткосрочными, преходящими. Происходит переворот всей системы знаний в обществе. Понятия и термины, в которых мы мыслим, изменяются ускоренными темпами и точно так же возрастает скорость формирования и разрушения образов.»
    Подытоживая вышесказанное следует отметить, что Элвин Тоффлер делает акцент на быстротечность смены этих людей-имиджей, источником информации о которых как раз таки и являются СМИ, иначе говоря, комунникационные технологии.
4. Пресс информации
У каждого из нас, согласно культурным канонам, есть менталитет. Та первооснова личности, которая позволяет увидеть мир. И оценить своё место в этом мире. Это позволяет институализировать себя, и соответственно, свои отношения между индивидами. Выработать правила и нормы взаимодействия в обществе, перенять культурные догмы традиции и обычаи, что будут, несомненно, помогать определить себя, как члены определённой группы людей.
«Ни одна мысленная модель окружающего мира не является чисто личным произведением. Хотя некоторые из мысленных образов строятся на основе личных наблюдений, все большая их часть основывается на информации, поставляемой средствами коммуникации и окружающими людьми. Таким образом, степень точности мысленной модели в некоторой мере отражает общий уровень знаний общества. Постепенно новые знания, новые понятия, новые способы мышления вступают в противоречие с устаревшими идеями и представлениями, вытесняя их.
Если бы общество само по себе оставалось неизменным, индивидуум не испытывал бы необходимости пересматривать собственную систему представлений и образов, чтобы увязать ее с новейшими знаниями, функционирующими в обществе. Пока общество стабильно или изменяется медленно, образы, на основе которых он строит свое поведение, также могут меняться медленно. Но для того чтобы существовать в быстро изменяющемся обществе, чтобы идти в ногу с быстрыми и многообразными переменами, индивидуум должен пересматривать свой набор образов со скоростью, которая бы коррелировала с темпом этих перемен. Он должен приводить свою модель в соответствие с требованиями современности. При запаздывании ответ индивидуума на изменения становится неадекватным, и его Деятельность встречает все больше препятствий и не приносит желаемых результатов. Постоянный пресс вынуждает индивида придерживаться общего темпа.
В настоящее время в технологическом обществе перемены происходят так быстро и неотвратимо, что вчерашние истины вдруг оказываются фикцией, и большинство самых одаренных и интеллигентных членов общества признают, что справляться с лавиной новых знаний даже в очень узкой области чрезвычайно трудно»
Таким образом, новые знания видоизменяют старые. Средства массовой информации постоянно и настойчиво создают новые образы, а рядовые обыватели, ищущие помощи в усложняющихся социальных условиях, пытаются за ними угнаться. В то же время события - независимо от научных исследований как таковых - также разрушают старую структуру образов. В образовании, политике, теории экономики, медицине, международных отношениях новые образы - волна за волной - разрушают нашу оборону и мысленную модель реальности. Результат этой постоянной бомбардировки новыми образами - ускоренное вытеснение старых образов, увеличение умственной «пропускной способности» и новое глубокое ощущение непостоянства, недолговечности самого знания»

3. Ускорение темпов
«Стараясь передавать все более насыщенные имиджнесущей информацией сообщения со всевозрастающей скоростью, специалисты по коммуникации, художники и т. п. сознательно прилагают усилия к тому, чтобы каждое мгновение работы средств массовой информации несло возможно большую информационную и эмоциональную нагрузку.»
В последнее время, мы наблюдаем широчайший поток информации которой обрушивается на людей, люди стремятся выбрать для себя интересную информацию, щёлкая телевизор, переключая радиостанции, просматривая сайты. Мы формируем принцип «избирательности» - нам важно, что нам «интересно» Именно по этому критерию происходит отбор нами информации. И главная задача PR-щиков, специалистов по рекламе, привлечь внимание, и как следствие за все-то время, что наше внимание заострено на необходимом объекте, выдать максимум информации.
«Та же тенденция к ускорению заметна даже в музыке. На конференции композиторов и специалистов по компьютерной технике, не так давно состоявшейся в Сан-Франциско, говорилось о том, что в течение последних веков в музыке происходит «увеличение количества акустической информации, передаваемой за данный отрезок времени». Известно, что современные музыканты исполняют Моцарта, Баха и Гайдна в более быстром темпе, чем в те времена, когда они были созданы. Итак, мы занимаемся ускорением Моцарта».

4. Изменение языка
«Если наши образы реальности меняются все быстрее, а процесс передачи образов ускоряется, то параллельные изменения должны затрагивать и системы кодов, которыми мы пользуемся. Язык тоже преобразуется. Согласно утверждению лингвиста Стюарта Берга Флекснера, главного редактора «Словаря английского языка» (Random House), «слова, которые мы употребляем, в наше время меняются быстрее и не только на уровне сленга, но на всех уровнях. Скорость, с которой слова входят в употребление и выходят из употребления, быстро растет. И это справедливо, по-видимому, не только для английского языка, но и для французского, русского или японского».
Слова так быстро приходят в язык и уходят из него, потому что в современных условиях любое новое слово можно с необычайной скоростью ввести в общее употребление.
Это ещё одна тенденция отмеченная Элвином Тоффлером.

5. Стресс-тест
«Таким образом, мысленную модель следует рассматривать не как статичную «библиотеку» образов, а как живое существо, обладающее энергией и активностью. Без устали, сканируя окружающую среду с помощью органов чувств в поисках информации, относящейся к нашим потребностям и желаниям, мы постоянно реорганизуем и «подгоняем» нашу мысленную модель.
В каждый момент времени бесчисленные образы исчезают в бездне забытого. Другие входят в систему и встраиваются в ту или иную структуру. В то же время мы извлекаем образы, «пользуемся» ими и снова возвращаем в систему, возможно, на другое место. Мы постоянно сравниваем образы, устанавливаем между ними связи, меняем их взаимное положение. Именно эти процессы входят в понятие «умственной деятельности». Изменения, сотрясающие общество, увеличивают разрыв между нашими представлениями и тем, что есть на самом деле, между образами и реальностью, которую, как предполагается, эти образы отражают. Когда этот разрыв относительно невелик, мы можем более или менее рационально приноравливаться к изменениям, можем разумно реагировать на новые условия, т. е. мы сохраняем контакт с реальностью. Когда же разрыв велик, мы теряем способность к приспособлению, неадекватно реагируем, терпим неудачи, отступаем, наконец, впадаем в панику. В самом крайнем варианте, когда разрыв чрезмерно увеличивается, у человека развивается психоз, и он даже может умереть.
Чтобы сохранить приемлемую величину этого разрыва и способность к адаптации, мы стараемся обновлять свою систему образов, идти в ногу со временем, мы непрерывно переучиваемся. Ускорение процессов, происходящих во внешнем мире, вызывает ускорение процессов индивидуальной адаптации.
Процесс формирования и классификации образов в конечном итоге является процессом физиологическим, зависимым от определенных характеристик нервных клеток и химических компонентов тела.Новые открытия, новые технологии, новое социальное устройство внешнего мира несут в нашу жизнь «ускорение оборота», сокращение продолжительности связей и отношений. Внешние изменения требуют ускорения темпа повседневной жизни. Они требуют нового уровня адаптационных возможностей. И они создают предпосылки для серьезной социальной болезни - шока будущего».
Иначе говоря, в настоящее время мы получаем столько новой информации, и так часто сравниваем её с уже имеющиеся информацией в нашем сознании, что возникает диссонанс умственной системы. Возникает дискомфорт. Затрачивается умственная энергия, но и ей вскоре приходит конец. Явный и близкий. И наши способности, пока ещё не полностью используемого сознания не успевают за «скоростью света».
Заключение
В реферате я затронул проблему постиндустриального(информационного) общества, а именно проблему роста информации в современном информационном обществе. В настоящее время, развитие коммуникационных технологий, способствует росту объёма информации. Это, несомненно, плюс. Минус в том, что мы не можем их обработать. Мы просто физически не успеваем за тем потоком информации, которой возникает в среде.
С другой стороны, мы знаем о малой используемости возможностей головного мозга. Скорее всего, в результате адаптации к новой информационной среде, мы получим возможность доступа к тем, пока закрытым, способностям. Но это только впереди.
А сейчас мы имеем информацию, как продукт, которым обмениваются в различных сферах жизни общества.
Например, на финансовом рынке основным фактором изменения цены акций предприятий является не отчётность (хотя она тоже основной, но не главный фактор), а именно информация о возможностях и вероятностных исходах тех событий, которые связаны с этой компанией. Так, если информация несёт позитив – то акции выйдут в плюс. А если негатив- то в минус.
В заключении стоит заметить, что, несмотря на надвигающийся футурошок, человеку важно остаться человеком, а не роботом и не механизмом, заточенным на выполнение рутинных, однообразных процедур. Сейчас, в первой половине 21-ого века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.
А самое, наверное, главное это грамотно построить свою работу, свой отдых. Дабы организм не был постоянно в «перегретом» состоянии, иначе произойдет «взрыв». Который повлечёт для человека ужасные последствия, а для общества на первых порах нет, но с течением времени негативные последствия будут сказываться долгие десятилетия.

Список литературы

    Тоффлер “Шок будущего”
    Тоффлер “Третья волна”
и т.д.................

ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.

Во время работы следует быть предельно внимательным.

Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.
Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.

ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.

Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте.
Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.
Плечи при работе должны быть расслаблены, локти - слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.

Правильная посадка

Самое главное

1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.

2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.

Плакат «Техника безопасности»

Роль информации в жизни человека





Изучив эту тему, вы узнаете:

Какой смысл вкладывается в понятие «информация»;
- в чем отличие информации от данных;
- каковы наиболее важные свойства информации и как они проявляются.

Информация и данные

Познавая окружающий мир, человек постоянно имеет дело с информацией. Она помогает человеку правильно оценить происходящие события, принять обдуманное решение, найти наиболее удачный вариант своих действий. Интуитивно мы понимаем, что информация - это то, чем каждый из нас пополняет собственный багаж знаний. Информация также является сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными.

Слово «информация» происходит от латинского informatio, что означает «сведения, изложение, разъяснение».

Информация является общенаучной категорией. Существует множество определений этого термина, но в обыденной жизни информацию отождествляют с такими понятиями, как сообщение, сведения, знания. Информация позволяет человеку снизить уровень неопределенности знания о сути какого-либо объекта: предмета, явления или процесса. В результате обмена сведениями об определенном объекте у каждого из участников обмена формируется более полное представление о рассматриваемом предмете, повышается их уровень осведомленности и, соответственно, понижается уровень неопределенности знаний, касающихся этого объекта. Поэтому информацию также определяют как MeDv устюанения неопБелеленности знаний об объекте.

Информация - это сведения об объектах и явлениях окружающего мира, уменьшающие степень неопределенности знаний об этих объектах или явлениях.

Информация не существует сама по себе. Всегда имеется источник, который производит информацию, и приемник, который ее воспринимает. В роли источника или приемника может быть любой объект материального мира: человек, устройство, животное, растение. То есть информация всегда предназначена конкретному объекту.

Человек получает информацию из разных источников: когда читает или слушает радио, смотрит телепередачу или разглядывает картину в музее, дотрагивается до предмета или пробует на вкус какую-нибудь еду. При этом одну и ту же информацию каждый человек может воспринимать по-разному.

Информация несет человеку знания об окружающем мире, многообразие которого и порождает ее различные виды. Так, например, существует информация для узкого круга людей, специализирующихся в определенной научной области: химии, биологии, математике, физике, информатике, литературе. Такую информацию называют научной. В каждой научной области используется специализированный язык, для понимания которого требуются определенные знания и специальное обучение.

Для человека также важную роль играют средства массовой информации: радио, телевидение, газеты и журналы. Они распространяют общественно-политическую, научно-популярную, культурологическую информацию. С их помощью люди узнают о событиях в мире, науке и искусстве. 

С понятием «информация» тесно связано понятие «данные». Данные - это «сырье» для получения информации. Одни и те же данные могут нести разным людям разную информацию. Так, книга математического содержания может дать много полезной информации математику, а для специалиста в другой области знаний, например для биолога или филолога, она окажется непонятной, и поэтому все представленное в ней будет восприниматься только как совокупность данных (в виде теорем, формул, доказательств), которые никакой информации этим специалистам не несут. Одна и та же телевизионная передача кому-то даст новую информацию к размышлению, потому что заинтересует его, а другой воспримет все, что в ней рассказано, только как набор мало значащих для него сведений (данных).

Данные могут фиксироваться и храниться на каком-либо материальном носителе: бумаге, компакт-диске, магнитном диске. Следовательно, данные могут обрабатываться с помощью различных технических устройств. Они могут быть преобразованы в другую форму представления, сгруппированы, отсортированы и т. д. Так, например, сведения об учениках школы могут храниться в компьютере на жестком диске в виде базы данных. Возможны любые варианты обработки этих данных: например, их можно сгруппировать по классам или отсортировать в алфавитном порядке.

Данные превращаются в информацию только тогда, когда ими заинтересуется человек. Человек извлекает информацию из данных, оценивает, анализирует ее и по результатам анализа принимает то или иное решение. Если в базе данных, описанной выше, сделать любую операцию обработки по желанию человека, то результат обработки будет нести в себе определенную информацию. Например, директор школы может получить информацию из такой базы данных о том, кто из учеников живет на улице Счастливой, сколько девочек по имени Надежда учится в школе или кто из учеников в течение четверти ни разу не получил ни одной тройки. 

Таким образом, если существует возможность использовать данные для уменьшения неопределенности знаний о каком-либо предмете, то данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Информацию можно измерять. Мера измерения содержательности информации связана с изменением степени неосведомленности получателя и основана на методах теории информации, которые не изучаются в школе.

Более понятным и, следовательно, более распространенным методом является подход, связанный с измерением объема данных в сообщении. Это особенно важно при разработке технических систем. Так, например, при проектировании и эксплуатации систем связи важно наличие устройств, передающих наибольший объем данных за наименьшее время. Как известно, в памяти компьютера информация представляется в форме данных. В этом случае объем информации измеряется количеством двоичных разрядов (битов), содержащихся в этом сообщении.

На протяжении тысячелетий своего существования человечество накопило огромные запасы информации, которые продолжают увеличиваться. В наши дни объем информации удваивается каждые два года. От умения человека правильно понимать и обрабатывать информацию во многом зависят его способности к познанию окружающего мира.

Свойства информации

В повседневной жизни от свойств информации зависит экономическое развитие общества, жизнь и здоровье людей. В любой ситуации приходится анализировать свойства информации, чтобы оценить, насколько она понятна, актуальна и полезна для окружающих, насколько достоверны содержащиеся в ней сведения.

Значимость тех или иных свойств информации определяется конкретной ситуацией. В одних ситуациях важна актуальность и достоверность информации: например, информационная телевизионная программа должна содержать только актуальную и достоверную информацию о событиях дня. В других ситуациях важную роль играют такие свойства, как доступность и понятность. Например, для детей младшего школьного возраста интерпретация библейской легенды должна иметь такую форму, где текст составлен из простых предложений бытового лексикона, а каждый абзац иллюстрирован. Для церковнослужителей текст должен быть такой, как в Библии, а для взрослых людей, начинающих познавать религию, текст желательно адаптировать к современному языку. Эффективность использования информации связана с такими ее свойствами, как актуальность, доступность (понятность), достоверность, репрезентативность, адекватность и полнота (рис. 1.1). Рассмотрим эти свойства более подробно.

Рис. 1.1. Свойства информации

Актуальность информации определяется тем, насколько важны для человека или общества данные сведения, могут ли они быть использованы в конкретной ситуации для решения проблемы. Это свойство во многом зависит от интервала времени, прошедшего с момента появления данной информации, а так же от того, насколько быстро изменяется ситуация. Таким образом, своевременность информации предполагает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.

Только актуальная, вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром прогноз погоды сообщают накануне, а не в тот же день. В соответствии с этим же правилом ученые стараются найти более надежные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах и других стихийных бедствиях.

Доступность информации обеспечивается за счет ее преобразования в понятную форму. При этом одну и ту же информацию можно представить в разной форме в зависимости от ее получателя. Информация становится понятной, если она выражена в той форме и тем языком, который воспринимает тот, кому она предназначена.

Так, например, учебник по физике 10-го класса совершенно непонятен восьмикласснику, так как в нем содержатся незнакомые термины и формулы, а учебник по физике 8-го класса содержит доступную информацию для восьмиклассника, но десятиклассник в нем не найдет ничего нового. В книжном магазине вы найдете отдел детской литературы, где на каждой книге будет указан возраст ребенка, на который она ориентирована. Это означает, что информация в этих книгах представлена так, чтобы быть доступной и понятной читателю данного возраста. Широко внедряемая сейчас в библиотеках информационно-поисковая система библиотечного каталога спроектирована так, чтобы предоставить чита телю информацию о наличии книг по запрошенной тематике в доступной и удобной для восприятия форме.

Достоверность информации определяется ее свойством отражать состояние реально существующего объекта, процесса или явления. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию ситуации и, как следствие, к принятию неправильного решения.

Полнота (достаточность) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор данных. О полноте информации можно говорить, когда какая-либо дополнительная информация об объекте будет уже избыточна. Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием. Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность решений, принимаемых человеком на ее основе. Таким образом, информация должна быть актуальной, доступной, достоверной и полной.

Рассмотрим несколько ситуаций, где чрезвычайно важно иметь полную и достоверную информацию.

♦ Иногда бывает, что при разговоре по телефону шум мешает услышать собеседника. Из-за этого информация не всегда воспринимается точно и слова собеседника могут быть неправильно поняты и истолкованы.
♦ Предположим, вы отправляете телеграмму с информацией о дате приезда гостя, которого надо встретить на вокзале. Если при передаче телеграммы будет допущена ошибка в дате приезда, это приведет к неприятным последствиям. 
♦ Если человек сел за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли он далеко уедет. В этом случае можно сказать, что этот человек имеет неполную информацию для управления автомобилем.

Адекватность информации - это соответствие образа, создаваемого с помощью полученной информации (информационной модели), реальному объекту, процессу или явлению. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда существует полная адекватность информации. Всегда присутствует большая или меньшая степень неопределенности. Степень адекватности информации реальному состоянию объекта тоже влияет на правильность решений, принятых человеком.

Рассмотрим такую ситуацию. Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, то есть полученная информация не адекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете «Справочник для поступающих в вузы», из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться с окончательным выбором.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования для адекватного отражения свойств объекта. Непременным условием определения свойства репрезентативности информации является поступление похожей информации из разных источников. Понятно, что полного совпадения по всем источникам информации никогда не будет. Однако если все сделано правильно, то полученная информация будет отражать самые важные характеристики объекта. 

Важнейшее значение здесь имеют выбранные методики и методы отбора информации и ее оценки. Например, перед социальной службой города поставлена проблема: выяснить, сколько денежных средств еженедельно каждая семья в среднем тратит на питание. Невозможно представить, что для этого социальные работники будут опрашивать всех жителей города. Значит, необходимо выбрать наиболее типичную группу людей, которая и будет опрошена. В результате опроса будет сформирован массив информации, называемый выборкой. Необходимо также определить методику опроса, методы обработки собранных данных, их оценки и анализа результатов. Если полученные результаты отражают ситуацию, характерную для большинства жителей города, то говорят о репрезентативности информации, полученной в результате опроса отобранной группы людей. Заключения об адекватности и репрезентативности информации могут быть сделаны на основании специальных методов, которыми занимаются такие науки, как статистика и математическая статистика.

В любой ситуации, даже очень обыденной и простой, вам нужна актуальная, достоверная, полная и понятная информация. Рассмотрим несколько примеров, где выделены наиболее важные свойства для конкретной ситуации.

Утром, когда вы собираетесь в школу, вы обязательно смотрите на часы: вам нужна только достоверная информация. Скорее всего, вы выглянете в окно или посмотрите на термометр, чтобы решить, что следует надеть. Здесь важна актуальность информации. Затем вы идете в школу и находите кабинет, в котором проходит урок согласно расписанию. Вам нужна полная и достоверная информация, иначе невозможно найти нужный кабинет.

Вам необходимо воспользоваться географической картой для определения маршрута поездки, знакомства с новой страной, изучения исторических событий. Карта всегда служила человеку источником информации о земной поверхности. Она также является важным инструментом для исследования в различных областях. Такие задачи, как соотнесение с реальной местностью и координирование строительных работ, решаются с помощью карт. Поэтому здесь жизненно важна адекватность информации, содержащейся в картах, реальной местности. Сейчас создаются геоинформационные системы - живые карты на компьютере. В них обрабатывается и анализируется информация, поступающая со спутников. Такие системы позволяют решать нетрадиционные задачи:
♦ прогнозировать объем продаж и потенциал рынка, так как могут отображать демографические данные и информацию о расположении магазинов, ассортименте товара;
♦ анализировать последствия экологических аварий и выбирать оптимальные решения для их ликвидации;
♦ строить модели гидрографической сети и определять участки затоплений;
♦ строить модели рельефов поверхности Земли.

Все карты «описаны» специальным языком, который понятен лишь специалисту. Это означает, что данная информация доступна не всем. Каждый символ для специалиста несет большой объем достоверной, объективной и понятной инфор- мации, которая недоступна тем, кто не знает используемого языка.

В современных «космических технологиях» решающую роль играет информация, полученная с помощью различных приборов. Например, расположение станции относительно Солнца важно для работы солнечных батарей. Малейшая неточность - и космический корабль лишится энергии.

Такая информация должна быть актуальной, достоверной и полной. 

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Приведите примеры данных и условия, при которых они становятся информацией.

2. Приведите примеры, иллюстрирующие отличие информации от данных.

3. Приведите примеры одной и той же информации, представленной в разных формах.

4. Приведите примеры специальной информации, с которой вы встречаетесь на уроках в школе.

5. Приведите примеры актуальной и достоверной информации, используемой в повседневной жизни.

6. Приведите примеры доступности информации при отсутствии ее полноты.

7. Приведите примеры адекватной информации.

8. Приведите примеры, когда к информации применимо понятие репрезентативности.

9. Приведите примеры информации, для которой не все рассмотренные в теме свойства выполняются.

Контрольные вопросы

1. Что такое информация?

2. Что такое данные?

3. В чем проявляется различие между информацией и данными?

4. Какую роль играет информация в жизни человека?

5. Какими свойствами обладает информация? Дайте характеристику каждому свойству.

6. Всегда ли информации должны быть присущи приведенные в теме свойства? Приведите примеры.

7. Зависят ли свойства информации от человека, ее получающего?

8. Какие виды информации вы знаете? Приведите примеры. 

Информационный процесс





Изучив эту тему, вы узнаете:

Что такое процесс и информационный процесс;
- где может существовать информационный процесс.

Человек постоянно участвует в разнообразных процессах дома, на работе, на улице, в общественных местах. Под процессом понимают ход, развитие какого-нибудь явления, последовательную смену состояния объекта.

Одни процессы характерны для общества, другие - для живой природы. В одних ситуациях человек активно участвует в процессе: например, школьник в процессе обучения, водитель - при управлении автомобилем, рабочий - при строительстве дома и т. д. В других случаях он пассивен и занимает позицию наблюдателя: например, во время грозы, во время экскурсии, на просмотре спектакля, у экрана телевизора.

Особую роль среди всего существующего разнообразия процессов занимает процесс, называемый информационным.

Информационный процесс - это процесс сбора (приема), передачи (обмена), хранения, обработки (преобразования) информации.

Информационные процессы протекают в человеческом обществе, в растительном и животном мире. С помощью органов чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти решения воплощаются в реальные действия, которые воздействуют на окружающий мир.

Информационные процессы свойственны растительному и животному миру. Почему осенью листья опадают, весь растительный мир засыпает на время холодов? Почему с приходом весны листья появ ляются опять, вырастает трава, распускаются цветы? Почему определенные виды растений зацветают в одно и то же время года? Это тоже результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды (температуры, влажности, продолжительности светового дня) и соответствующим образом реагирует на них.

Аналогичные, но уже более сложные процессы происходят и в животном мире. Реакцию животного на поступающую информацию определяет степень развития мозга. Так, для собаки и ежа, которые живут в квартире у одного хозяина, одно и то же событие может нести разную информацию, а значит, они по-разному воспринимают происходящие вокруг них информационные процессы. Например, звонок в дверь для собаки является сигналом о появлении человека, а для ежа он не значит ничего, то есть не несет никакой информации. С другой стороны, прикосновение руки для ежа служит сигналом опасности - он сворачивается в шар, а собака реагирует на прикосновение как на ласку.

Можно продолжить перечень подобных информационных процессов в животном мире. Попробуйте это сделать самостоятельно. Вам станет ясно, что в человеческом обществе, в растительном и животном мире постоянно протекает множество информационных процессов, в которых люди, животные и растения участвуют в соответствии со своими возможностями. Это отличает живую природу от неживой: у неживой природы отсутствуют органы восприятия и обработки сигналов. В неживой природе изменения могут происходить только в результате прямого физического или химического воздействия, а не информационных процессов.

В середине XX века многократно увеличилась интенсивность информационных процессов. Лавинообразный поток информации, хлынувший на человека, уже не воспринимается в полном объеме; ориентироваться в нем становится все труднее и труднее. Подчас оказывается проще создать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели разыскать сделанный ранее аналог. Для более эффективного участия в информационных процессах человек создавал и создает различные устройства, которые помогают ему воспринимать, преобразовывать, хранить и использовать информацию.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Приведите примеры информационных процессов в школе.

2. Приведите примеры информационных процессов, происходящих в вашей семье.

3. Приведите примеры информационных процессов в магазине, в театре и других общественных местах.

4. Сравните информационные процессы для животного и растительного мира на примерах.

Контрольные вопросы

1. Что такое процесс? Приведите примеры.

2. Что такое информационный процесс? Приведите примеры.

3. В каких областях деятельности человека преобладают информационные процессы?

4. Что общего между информационными процессами для человеческого, животного и растительного мира?

5. В чем состоит проблема, связанная с информационными процессами? 

Термин "информация" (в переводе с лат. "informatio") означает осведомление, сообщение о положении дел или о чьей-то деятельности, сведения о чем-либо. Вплоть до средины XX в. это понятие означало какие-либо сведения. Однако академик А. Колмогоров дал ему более широкое определение, рассматривая информацию как первооснову всех новых и перспективных отраслей науки и техники (кибернетики, теории организации и управления, системотехники и т. п.). На современном этапе проблему информации считают одной из наиболее актуальных и фундаментальных проблем, связанных с научно-технической революцией. Она характеризуется, в частности, передачей информационных функций от человека к машинам в самых широких масштабах.

За последние три десятилетия в обществе получил широкое распространение и другой, близкий по смыслу термин – "информатика", под которым обычно подразумевают информацию плюс автоматику. Лондонский институт информатиков дает этому понятно следующее определение: "Информатика занимается теорией, методикой и практикой представления информации преимущественно (но не исключительно) для поддержания профессиональной и академической деятельности. С этой целью она изучает информацию от ее создания до ее использования, а также ее передачу в различных формах и по различным каналам".

Поскольку распространяемая информация охватывает сотни миллионов людей, то она становится все более заметной материальной силой, которая воздействует не только на производство, технику, технологии, экономику, политику, социальную сферу, но и на характер современного мышления. Информационная революция, таким образом, представляет собой важнейшее звено в сложной сети общественных процессов и явлений современности.

Различные аспекты информатизации и роль информации в современном обществе изучали такие видные ученые, как Н. Винер, К. Шеннон, У. Эшби, Л. Бриллюэн, А. Берг, В. Глуш-ков, Н. Амосов, А. Колмогоров и др. Философский энциклопедический словарь содержит следующее толкование понятия информации: 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность как результат получения сообщения; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигнал в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах неживой и живой природы .

В этом контексте к наиболее важным свойствам информации следует отнести такие: а) адекватность – соответствие реальным процессам и объектам; б) релевантность – соответствие тем задачам, для решения которых она предназначена; в) правильность – соответствие способа выражения информации ее содержанию; г) точность – отражение соответствующих явлений с минимальным искажением или минимальной ошибкой; д) актуальность, или своевременность – возможность ее использования тогда, когда нужда в ней особенно велика; е) всеобщность – независимость от отдельных частных изменений; ж) степень подробности – детальность информации. Важно отметить также свойство информации отражать различные социальные объекты, явления и процессы, т. е. ее достоверность. В социологии и других социальных науках выделяют и множество других свойств информации, таких как надежность, репрезентативность, системность, качество и др.


Наряду с этим информацию можно изучать в трех основных ее аспектах: 1) прагматическом – с точки зрения ее полезности в достижении цели, для которой она предназначена; 2) семантическом – с точки зрения ее содержания и правильного толкования; 3) синтаксическом – в зависимости от техники ее представления и передачи. Немаловажным аспектом сущности информации, на наш взгляд, является технологический. В этом аспекте рассматривают систему различных технологий работы с информацией.

Необходимо учитывать, что информация может накапливаться, теряться, загрязняться и уплотняться. В этой связи она представляет собой важный ресурс общества, который имеет гораздо большее значение, чем другие ресурсы, например энергетические ресурсы или полезные ископаемые. Кроме того, в современном обществе информация выполняет весьма важные и многообразные функции. Во-первых, благодаря ей обществу свойственны социальная память, наследственность и преемственность развития. Во-вторых, она представляет собой основное средство (ресурс) социального управления. В-третьих, без информации невозможно формирование личности, ее социализация, обучение и воспитание. В-четвертых, она является носительницей всех форм и проявлений культуры.

С развитием общества в нем постоянно возрастает роль информационных ресурсов, в которых обобщаются и концентрируются все имеющиеся сведения о различных отраслях человеческой жизнедеятельности. Составляющими этого процесса являются, как правило, общий рост объемов информации, а также возрастание экономического, социального, политического и других эффектов от ее использования. Люди добывают и используют информацию для удовлетворения своих насущных жизненных потребностей. Ее экономический эффект зависит в основном от затрат ресурсов на ее получение. Принято выделять три варианта эффективности использования информации (рис. 27).

Для варианта А характерен рост эффективности информации пропорционально расходу ресурсов. В варианте Б эффективность быстро достигает пика и идет на спад. Наиболее интересен вариант В, который характеризуется экспоненциальным ростом эффективности использования информации.

Тенденцию к увеличению роли информации в жизни современного общества осмыслили Д. Белл, 3. Бжезинский, Г. Канн, А. Тоффлер и другие видные исследователи в рамках концепции постиндустриального развития современного общества. Реализация этой тенденции, по мнению этих ученых, должна в перспективе привести к формированию информационного общества, для которого характерно следующее:

В экономике – малые организационно-экономические формы, которые заменяют традиционные громоздкие корпорации;

В социальной сфере – появление информационных сообществ и обширная интеллектуализация деятельности людей, а также сосредоточение их в сфере производства и переработки информации;

В духовной сфере – повсеместная компьютерная революция, в результате которой возникнет единый мировой интеллект;

В сфере демократии – преодоление прежних форм отчуждения людей и возникновение новых противоречий между "умными" и "глупыми", образованными и необразованными, которые заменяют основное противоречие индустриального общества между бедными и богатыми.

Рис. 27. Варианты получения экономического эффекта от использования информации:

Э - эффективность информации; РР - расход ресурсов

В этой концепции переплетаются два начала: рациональное и иррациональное. Если попытаться отделить рациональные зерна от плевел иррационального, то становится ясным, что нарастающей тенденцией развития человеческого общества в ближайшие десятилетия XXI в. будет широкое развертывание и технологизация информационных процессов. Кроме того, в настоящее время очень быстро воплощаются в жизнь концепции информационного общества, особенно в высокоразвитых странах. В экономике этих стран утрачивают свое влияние гигантские корпорации, которые возникли на пике индустриального развития. Как отмечает в этой связи украинский исследователь Е. Марчук, стремительно сокращается количество занятых в тех корпорациях, которые еще продолжают удерживать и укреплять свои позиции. Например, доля занятых в промышленности США уменьшилась с 34 % от общего количества рабочей силы в 1950 г. до 15 % в настоящее время. Приблизительно треть этих людей – не промышленные рабочие, а специалисты, имеющие дело с информацией: бухгалтеры, менеджеры, дизайнеры и т. п. Расходы на информацию составляют в среднем три четверти добавленной стоимости современной продукции. Наряду с этим происходят такие динамические процессы, как стремительное сокращение промежутка времени между ключевыми этапами научно-техническо­го прогресса: открытием (изобретением), доведением его до стадии технологии и внедрением в производственный процесс; человеческий интеллект становится непосредственной и главной производительной силой общества; происходит "охота на интеллект" и его импорт в лидирующие страны; быстро развиваются образование, системы связи, базы данных, компьютерная техника .

Наблюдаемый ныне информационный взрыв был вызван научно-технической революцией во второй половине XX в., которая породила динамический процесс умножения научного знания, его экспоненциальный рост. Довольно высокими темпами в современном мире растут объемы научной, экономической, политической и социокультурной информации. Так, объем научной информации удваивается за 10-15 лет. Однако в различных отраслях науки, общественной и практической деятельности людей темпы производства информации далеко не одинаковы. Не случайно многие исследователи говорят о "мегабитовой бомбе".

Поэтому возникают реальные трудности в работе с информацией. Становится достаточно тяжело искать, производить, хранить, перерабатывать и использовать ее. Объем информации ныне так велик, что наступил кризис некоторых традиционных приемов информационной деятельности, складывавшихся на протяжении многих столетий. При этом усиленный рост объемов информации в современном обществе приводит к целому комплексу социальных проблем, наиболее важными среди которых являются следующие:

Быстро растет объем учебной и научной информации, что приводит к реальным трудностям социализации личности вообще и к усложнению ее образовательной и профессиональной подготовки в частности. Удлиняются сроки обучения людей, возрастают нагрузки, увеличиваются сроки вступления молодежи в активную трудовую деятельность;

Быстрыми темпами расширяется инфраструктура информации, которая существенно модифицирует все сферы жизнедеятельности и ставит современного человека перед "шоковой" ситуацией, выдвигая на первый план проблему адаптации людей к новым, непривычным условиям жизни, что, естественно, приводит к негативным для них последствиям (информационным перегрузкам, психическим заболеваниям и т. п.);

объем информации растет зачастую неуправляемо, стихийно, масштабно и всеохватывающе. По всей видимости, проблема информации – одна из ведущих глобальных проблем современной цивилизации.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах, состоянии, позволяющая понизить степень неопределённости знаний об этих объектах. Данные – могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые пока не используются а только хранится. Если есть возможность использовать их для уменьшения неопределённости о чём-либо, данные становятся информацией. Компьютер работает с данными, а пользователь-с информацией. . Информация бывает: текстовая, звуковая, числовая, графическая, видео. Измерение данных основано на способе кодирования данных - при обработке их на компьютере в двоичной системе счисления. Размер измеряется в:

бит (ноль или единица), байт=8бит, килобайт=1024 байта, мегабайт=1024 кг, гигабайт = 1024мегайта. Она хранится в памяти компа. ОЗУ – информация, используемая в данный момент, ПЗУ – неизменяемая, системная информация, ВЗУ – внешние запоминающие устройства

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами - человеческим, финансовым, материальным. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни, и, прежде всего, экономики. А это означает, что не только каждому человеку становятся доступными источники информации в любой части нашей планеты, но и генерируемая им новая информация становится достоянием всего человечества. В современных условиях право на информацию и доступ к ней имеют жизненную ценность для всех членов общества. Возрастающая роль информации в обществе явилась предметом научного осмысления. Были выдвинуты теории, объясняющие ее место и значение. Наиболее популярными являются теории постиндустриального и информационного общества.

Естественные методы. Методы, основанные на органах чувств. Логическое мышление. Воображение, сравнение, сопоставление, анализ, прогнозирование и т.п.

Аппаратные методы. Аппаратные методы – это всегда устройства (приборы). Магнитофоны, телефоны, микроскопы, видеомагнитофоны и т.д. С точки зрения информатики эти устройства выполняют общую функцию – преобразуют данные из формы, недоступной для естественных методов человека, в форму, доступную для них. Не всегда одни устройства могут обрабатывать данные созданные другими приборами. В таких случаях применяют специальные устройства преобразования данных, и говорят не о преобразовании формы данных, а о преобразовании их формата (модемы, бытовые видеокамеры).

Программные методы. Широкое внедрение средств вычислительной техники позволяет автоматизировать обработку самых разных видов данных с помощью компьютера. Компьютер – это прибор особого типа, в котором одновременно сочетаются аппаратные и программные методы обработки и представления информации. Эти методы составляют предметную область информатики.


Если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов, и существующий столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывающий в виде данных, то можно дать такое определение:

Информация - это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Контекстным (адекватным) считается тот метод, который является общепринятым для работы с данными определенного типа. Этот метод должен быть известен как создателю данных, так и потребителю информации.
Для графических данных (иллюстраций) контекстным является метод наблюдения, основанный на зрении. В этом случае имеется в виду визуальная или графическая информация. Для текстовых данных подразумевается контекстный метод чтения, основанный на зрении, знании азбуки и языка. В этом случае говорят о текстовой информации.

Для данных, представленных в виде радиоволн, контекстными являются аппаратные методы преобразования данных и потребления информации с помощью радиоприемника или телевизора. Поэтому часто используются понятия телевизионная информация, информационная программа, информационный выпуск и т.п.

Для данных, хранящихся в компьютере, передающихся по сетям, контекстными являются аппаратные и программные методы вычислительной техники. Их еще называют средствами информационных технологий, которые входят в предметную область информатики. В этом случае используется понятие компьютерной информации.

Концепции информации: техническая, биологическая, социальная. Определение информации в технической концепции. Информация и данные. Классификация информации по формам, видам, признакам и свойствам.

Типы информации - результат информационного подхода к разным уровням организации (движения) материи. Коли оставить в стороне неживую природу, где информационный подход малопродуктивен, выявляются три Уровня:

1) социальный, соответствующий человеческому обществу;

2) биологический, представленный живой природой;

3) машинный, охватывающий искусственно созданную "вторую природу" и прежде всего - информационную технику.

Б и о л о г и ч е с к а я информация охватывает три рода объектов: во-первых, чувственно-наглядные образы (перцептивные образы) материальных объектов, формируемые посредством органов чувств и хранящиеся в памяти живого существа; во-вторых, сигналы, которыми обмениваются животные в ходе зоокоммуникации; в-третьих, молекулы ДНК, в структурах которых закодирован образ будущего организма и программа его синтезирования. Соответственно различаются три вида биологической информации: сенсорная (перцептивная), зоокоммуникационная, генетическая. Генетическая информация представляет собой сообщения в рамках генетической коммуникации

М а ш и н н а я информация - это представленные в форме энергетических излучений (сигналов) или машиночитаемых записей отображения материальных объектов и управляющих программ. Машиночитаемые записи, например, оптические диски, магнитные компакт-диски, являющиеся носителями текстовой и аудиовизуальной информации, одновременно относятся к социально-информационным сообщениям.

Социальная информация - это осмысленное коммуникационное сообщение в свете информационного подхода. Эта дефиниция подразумевает, что осмысленное сообщение может быть носителем знаний, эмоций, побуждений (все это - смыслы), и значит, последние попадают в содержание социальной информации. Другими словами: социальная информация - это сообщение, имеющее смысл. Эти сообщения можно именовать "информационными" или просто "информацией" и в результате элементарная схема коммуникации (рис. 1.1) преобразуется и элементарную схему информационного воздействия (рис. 3.1), представляющую собой один из вариантов интерпретации смысловой коммуникации.

в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов; в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник сообщений), канал связи;

Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки. Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.

Информация - это результат преобразования и анализа данных. Отличие информации от данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.

Виды информации:

Текстовая;

Числовая;

Графическая;

Звуковая;

Световая;

Электромагнитная (информация электромагнитных волн).

С точки зрения информатики, наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

Объективность информации. Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация - это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» - объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной.

Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Актуальность информации - важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью

Похожие статьи