Иллюстрирование. Кроссбраузерная верстка в современных условиях — общее понимание необходимого принципа

18.05.2019

Количество разделов и рубрик, говоря профессиональным языком, - композиция номера - вот тот фундамент, который лежит в основе формирования фирменного стиля и гарантирует изданию узнаваемость в широких массах. Верстка газет и журналов является неотъемлемой частью процесса производства. Она отвечает за оптимизацию конкретной страницы и за общий дизайн номера, то есть за грамотное объединение текстовых и графических элементов, за лёгкость восприятия шрифтов, за простоту навигации...

Преимущества устойчивой композиции

Систематический выход в тираж рано или поздно приводит к тому, что у газеты либо у журнала складывается своя уникальная композиция. От номера к номеру все значимые полосы, базовые разделы и тематические рубрики сохраняют определённый вид и структуру. Делается это неслучайно: продукт, изготовленный по шаблону, легче воспринимается читателем, а впоследствии вырабатывает у целевой аудитории некую модель ожидания.

Впрочем, верстка газет по заранее установленным стандартам вовсе не подразумевает незыблемости схем. Наоборот, композиции, легко поддающиеся трансформации - признак качественной реализации творческих задумок.

Другими словами, стилистический уклон и формат газеты / журнала не должен зависеть от точечных поправок и корректировок. Если же ответственный редактор впадает в ступор каждый раз, когда за несколько часов до сдачи номера в печать возникает необходимость переверстки отдельных полос или даже страниц, значит, базовая композиция себя не оправдывает, и её необходимо изменить.

В чём принципиальное отличие компоновки от верстки?

Композиционная подготовка и верстка газеты - два взаимосвязанных процесса со схожими алгоритмами действий. Однако задачи, которые стоят перед дизайнерами и верстальщиками, нельзя назвать однотипными - отличия лежат в плоскости предметного освоения (оптимизации) уже отредактированных материалов. Приоритетным направлением компоновки является детальная проработка структуры контента: очерёдность полос, конфигурация публикаций, «встраиваемость» изображений и тому подобное. Цель же грамотной верстки - сделать так, чтобы расположение материала на страницах не только не доставляло трудностей читателю, но и самым естественным образом акцентировало его внимание на наиболее значимых информационных посылах.

Материал, прошедший компоновку, имеет общую тематическую сердцевину. Тем не менее, для формирования полноценного номера издания этого не достаточно. Своеобразной финишной чертой служит верстка, которая упорядочивает контент и организует отдельные элементы (публикации) в единое целое.

Верстка газеты: нормы и закономерности

Главный ориентир для выбора типовой структуры верстки - содержание номера. Все приёмы и опции технического оформления в той или иной степени диктуются контентом. Термин «материал для первой полосы» как нельзя лучше отображает суть вышеизложенного: им оперируют тогда, когда хотят подчеркнуть значимость статьи (то есть именно информационная нагрузка такой заметки играет роль «трафарета» для всего номера).

Однако нужно понимать, что так называемые общие нормы верстки достаточно условны. у каждого издания своя, специфическая. Поэтому если все газеты окажутся на одно лицо, требовательные читатели не смогут найти интересующий их продукт, что непременно приведёт к падению продаж с вытекающими отсюда последствиями.

И самое важное: специфика верстки во многом предопределяется историей периодики, этапами её развития, традициями рабочего коллектива, национальными предпочтениями и прочими факторами, которые не имеют прямого отношения к

Формат А3: компьютерное макетирование

Верстальщик - специалист, оперирующий готовым текстом и уже подобранной графикой. В его профессиональные обязанности входит размещение материала на основе утверждённых шаблонов. На заре «типографической эволюции» труд профильного работника был сложен, а временные затраты на выполнение поставленных задач - колоссальны. Современное компьютерное макетирование - совсем другое дело…

Используемые сегодня типографические форматы - это производные эталона DIN A0. Наиболее востребованными в печатном деле являются А5, А4 и А3.

Стандартная верстка газеты А3-формата осуществляется с применением мастера шаблонов (программная оболочка может быть разной, но функциональный набор утилит сопоставим). Среди безусловных преимуществ компьютерного макетирования - доступность корректировки содержимого номера на любой стадии его подготовки, а также минимизация числа ошибок.

Краткий обзор программного обеспечения: PageMaker и QuarkXPress

Допечатная подготовка номера на ПК подразумевает инсталляцию некоего программного продукта. Изначально предложений, достойных внимания профессиональных верстальщиков, было немного. По сути, таковых существовало только два - PageMaker от всемирно известной компании Adobe (реинкарнация одноимённой сборки от Aldus) и функциональный аналог под названием QuarkXPress от скромной организации Quark Ink.

Долгий отрезок времени разработчики обеих программ шли, что называется, нога в ногу, поэтому компьютерная верстка газет - имеется в виду её итоговый результат - практически не зависела от реализуемого пакетного сценария. Выход обновлений нарушил установившееся равновесие, но не определил лидера. Так, QuarkXPress продемонстрировал феноменальную архитектуру вспомогательных модулей (расширений), но не сумел избавиться от неуклюжести в сфере табличного редактирования. А PageMaker сделал ставку на универсализацию, но потерял несколько позиций в рейтинге функциональности (особенно пострадал арсенал спецэффектов).

В помощь верстальщикам: знакомство с Adobe InDesign

Проигрывать в сфере создания продуктов для программной верстки компания Adobe не собиралась. Появление принципиально нового пакета было лишь вопросом времени…

Приложение InDesign - куда более серьёзный конкурент для QuarkXPress, нежели отживший своё PageMaker. Точнее, вопрос соперничества больше не стоит - всё сводится к тому, скольких пользователей утилита «украдёт» у Quark.

Итак, чем же верстка газеты в InDesign отличается от ранее описанных сценариев?

Интригует полностью переработанный который «заточен» под рядового пользователя. Тут, дабы насолить конкурентам, присутствует даже опция активации горячих клавиш, используемых по умолчанию в аналогичных программах - верстальщикам, трудившимся на Quark, не придётся перестраиваться! Поражает и функциональность. В этом плане InDesign - жизнеспособный гибрид, позволяющий решать сложные задачи предпечатного характера простым нажатием 5 - 6 комбинаций клавиш. И, наконец, верстка в InDesign оправдана с точки зрения естественного развития печатных изданий: выпускаемые обновления к пакету максимально упрощают процесс компоновки материала, уменьшают время подготовки публикаций, предлагают варианты готовых шаблонов и макетов в зависимости от стилистической привязки номера…

Грамотная верстка газет: три правила первостепенной важности

Современная верстка имеет компьютерную основу. Но это вовсе не означает, что программы в автоматическом режиме исполняют все требования касательно грамотной компоновки. От мастера-специалиста по-прежнему зависит многое.

Итак, как же выглядит классическая верстка газеты?

Пример правильного алгоритма действий следующий:

  • При подготовке номера к печати должно быть обеспечено единообразие страниц. Если типовая структура нарушена (отбивки заголовков и спуски полос разнятся между собой либо наблюдается несоблюдение шрифтового оформления, графические дисбалансы и прочее), то, следовательно, композиция собранного материала подобрана неверно.
  • Верстка выходного (заглавного) листа исключает использование колонтитулов, норм и сигнатур; полные сведения об издании подаются в первой полосе.
  • По итогам верстки должно иметь место обязательное совпадение строк основного текста, расположенного на лицевой странице газеты, со строками на обороте (даже если был реализован сценарий переменчивого кегля шрифта, и базовое содержание публикации разбавлялось материалами второстепенной важности: сносками, комментариями, уточнениями и т. п.).

Верстка журналов: некоторые нюансы

Правила верстки газеты несколько отличаются от тех требований, что вдвигаются к специалистам, ответственным за подачу в печать журнальной продукции.

Многостраничные издания зачастую состоят из колонок разного формата, при этом число иллюстраций в них измеряется десятками. Обеспечить соответствие строк «лица» и «оборота» в таких условиях гораздо сложнее. Поэтому верстальщики журналов, как правило, оперируют функциональными дополнениями (приложениями) к основным программным пакетам, а скомпонованные номера выходят в тираж на типографическом оборудовании более высокого класса.

Виды верстки: основы классификации

Попыток создания единой классификации типов верстки предпринималось немало. Однако почти все они не имели успеха, так как игнорировали геометрию размещения готового материала на полосе.

По этой причине было принято решение разделять виды верстки газет не по стилевой принадлежности, а на основании трёх групп признаков: в первую вошли те из них, которые идентифицировались конфигурацией текста и графики, критерием для второй стало направление разверстки (вертикаль / горизонталь), для третьей - степень симметрии на полосе.

В газетах, независимо от тематики, чаще остальных применяется простая брусковая верстка (информация подаётся в структурированных горизонтальных прямоугольниках - «брусках»). Куда реже прибегают к «ломаной» компоновке - когда колонки с уступами формируются за счёт прямоугольников переменной высоты.

Тип верстки и целевая аудитория. Существует ли связь?

В профессиональных кругах хорошо известен тот факт, что верстка газет - это не просто поиск оптимальных форм для содержания. Итоговые композиции в первую очередь обязаны отвечать запросам целевых аудиторий. Если взглянуть на печатные издания, ориентированные на молодёжь, то можно обнаружить примеры живого и яркого оформления, реализованные за счёт использования «ломаной» верстки. Брусковая же схема доминирует в газетах, читатели которых - преимущественно люди зрелого возраста. А вот сугубо информационные издания отличаются оригинальной (как правило, усложнённой) формой подачи материала: множество колонок разной геометрии, плюс «динамический» шрифт.

Верстка сайта – это процесс комбинирования HTML-кода и таблиц CSS на основании подобранного ранее дизайнерского решения. Первостепенным признаком качества конечного результата является корректное отображение ресурса как во всех популярных браузерах, так и на .

Нет смысла напоминать о том, что успешный web-проект характеризуется стабильностью функционирования и обеспечением постоянного доступа к его контенту. Этого можно достичь только в том случае, если HTML-верстка будет:

Кроссбраузерной;
- адаптивной ;
- содержать минимальное количество кода;
- способствовать высокой скорости загрузки web-страниц;
- базироваться на применении HTML-тегов исключительно согласно их предназначению (последовательность и иерархичность системы внедрения элементов также считается неотъемлемым требованием);
- валидной (соответствие кода сайта общепринятым техническим стандартам W3C).

Виды

Теперь приступим к рассмотрению видов HTML-верстки.

1. Статическая (фиксированная) верстка. Специфика применения отличается тем, что ширина web-страниц будет идентичной при эксплуатации сайта как на мобильном гаджете, так и на стационарном ПК. В том случае, когда разрешение монитора большое, а окно интернет-браузера развернуто на весь экран, то по обеим сторонам можно наблюдать свободное (нефункциональное) место. Что же касается переносных устройств, то при статической верстке пользователь видит полосу прокрутки внизу страницы.

2. Резиновый тип HTML-верстки подразумевает заполнение страницей всего экрана устройства. И здесь не имеет большого значения то, где именно вы осуществляете просмотр контента. Изначальные параметры страницы (размер, например) также ни на что не влияют. Поскольку web-элементы занимают все свободное пространство, значительно усложняется процесс разработки удобного дизайна.

3. Табличная верстка включает в себя создание HTML-кода посредством формирования комплекса таблиц. Выглядит это примерно так: сначала производится главная таблица, в которой присутствует множество ячеек. В них размещается следующий пакет таблиц (при необходимости). И так до бесконечности. В итоге код получается достаточно объемным, его последующее корректирование, изменение web-мастером затрудняется.

Табличная HTML-верстка в наше время, как правило, используется редко. Главный недостаток – медленная индексация сайта поисковыми системами. В принципе, допускается расположение на странице нескольких таблиц, однако мы бы не рекомендовали применять их в рамках построения структуры составляющих web-проекта.

4. Верстка web-блоками (или div-верстка). Считается, что это наиболее распространенный способ конструирования сайтов на сегодняшний день. Сетка формируется за счет тегов

и . Доступ к ним обеспечивается благодаря web-элементам class и id. Поверхностно изучить особенности такой верстки можно при помощи набора комбинации Ctrl+U (способ открытия исходного кода страницы в браузере).

5. Адаптивный тип верстки. Главное преимущество – это возможность технической адаптации ресурса под все популярные пользовательские устройства (ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны и так далее). Комфортное пользование достигается путем группирования нескольких таблиц стилей.

6. Гибкая верстка (flex). В кругах web-дизайнеров поговаривают, что за этим видом верстки кроются неограниченные возможности, перспективы в области программирования. Для того чтобы не быть голословными, представляем вам перечень ключевых преимуществ гибкой верстки:

Все блоки подлежат сжиманию и растягиванию, необходимому для эффективного заполнения имеющегося пространства;
- присутствуют ресурсы для выравнивания текстовых материалов по горизонтали и вертикали;
- нет необходимости в четком размещении компонентов в HTML;
- возможно написание языков как справа налево, так и слева направо (хотя в данном случае более подходящими будут понятия «начало» и «конец»);
- освоение CSS подразумевает минимальные временные затраты.

7. Семантическая HTML-верстка позиционируется в качестве расширения блочной верстки. Проанализировать функционал можно на платформе HTML5. Заметим, что обновленный комплект тегов позволяет улучшить показатель структурированности web-страницы (поисковые системы отдают предпочтение порталам с семантическим кодом).

В завершение напомним, что качественный сайт – это площадка, страницы которой (прежде всего) разработаны с учетом критериев кроссбраузерности и адаптивности. Подбирайте вид верстки, ориентируясь на тип ресурса, а также на спектр задач, целей, решаемых с его помощью в будущем. Удачи вам.

Почему не один?

Справедливый вопрос заключается в том, почему нельзя было придумать один единственный способ и развивать его? Но люди – существа разные, поэтому они придумали разные способы. На самом деле их не так много, к тому же некоторые сегодня устарели. Давайте рассмотрим основные методы верстки.

Таблица

Создание каркаса с помощью таблиц. В прошлом самый основной и популярный способ. Сегодня устаревает с каждым годом, хотя остаются сайты, которые сделаны так. Весь метод завязан на теге table и его дочерних элементах, таких как строки и ячейки. Вся структура сайта размечается как большая таблица.

Достоинства. Такой подход позволяет достаточно легко создать много колонок и столбцов. Макеты со сложной структурой достаточно просто верстаются с помощью таблицы. Также тег table и все связанные с ним элементы поддерживаются абсолютно одинаково во всех браузерах.

Недостатки. Очень громоздкий код – главный минус табличной верстки. Нужно отметить, что в одну таблицу можно вставить другую, то есть вложенную. Это приводит к большой вложенности и куче тегов. И никуда от этого не деться, потому что все эти теги нужны для работоспособности нашей таблицы. Разобраться в таком коде не очень просто.

Табличные данные очень сложно адаптировать для просмотра на различных устройствах. Намного проще сделать это с блоками (блочная верстка, которую мы обязательно тоже рассмотрим).

Альтернатива. Не так давно в CSS появились специальные значения свойства display, которые позволяют имитировать таблицу, используя на самом деле блоки. Например, display: table, display: table-row, display: table-cell. Элементы, к которым применяться эти свойства, начнут вести себя как таблица, ряд таблицы и ячейка соответственно. Нужно скачать, что и этот метод несовершенен, потому что не совсем одинаково поддерживается во всех браузерах. Если вы используете эти свойства, нужно тщательно тестировать на кроссбраузерность.

Фреймы

Когда-то существовал еще один метод верстки, но сегодня о нем практически забыли. Суть верстки с помощью фреймов заключается в том, что окно браузера делится на определенное количество независимых блоков (фреймов), которые формируются тегом frameset. Там указывается путь к html-страничке, которая будет загружена в фрейм.

Каждый фрейм является независимым элементом. То есть полосы прокрутки появляются у каждого блока отдельно. Нужно сказать, что фреймы так и не были официально приняты, поэтому сегодня практически не используются и вообще считаются плохим способом верстки.

Рис. 1. Такой вот пример сайта на фреймах я нашел в сети. Как вы понимаете, никакой эстетики.

Блоки

Вот мы и подошли к самой популярной сегодня технологии верстки сайтов. Она имеет ряд преимуществ и в целом признана самой удобной. Каждый блок – это независимый элемент, в который можно вкладывать неограниченное количество элементов. Блок можно позиционировать, менять ему размеры, стилизовать. Все это делается с помощью CSS.

Достоинства. Исключительно компактный код, который отлично читается, даже если верстали не вы. К блокам легче привязывать различные стили, чем к таблицам. Такой сайт быстрее загружается и лучше индексируется.

Блочные элементы можно накладывать друг на друга, как слои в фотошопе. Учитывая поддержку прозрачности, можно добиться множества интересных эффектов, выделить какой-то участок или реализовать с помощью скрипта загрузку разного содержимого в одном и том же месте.

Недостатки. Их практически нет. Блоки легко адаптировать, они легко скрываются и изменяются. Контейнеры div и span правильно отображаются даже в старых браузерах. Если же говорить о новых семантических блоках, то у них нет полной поддержки. Впрочем, наверняка уже скоро эта проблема будет решена. Уже сегодня существуют файлы, подключение которых решает проблему поддержки новых элементов в старых браузерах. Метод блочной верстки будет существовать еще долго из-за его исключительного удобства и простоты.

Флексбоксы (flex)

Самый новый метод верстки. Нормальную поддержку в браузерах впервые получил с 2014 года. Теперь многие разработчики придерживаются именно этого метода. Суть его в том, что структурным элементам прописывается display: flex. Это тоже своего рода блоки, только более гибкие и функциональные.

Многие пока считают флексбоксы не совсем удачным решением для построения сетки сайта. Например, для мелких элементов на странице уже давно рекомендуется использовать флексбокс, но для каркаса страницы многие по-прежнему используют float.

Скорее всего, в будущем флексбокс окончательно утвердится как новая методика верстки сайтов, поэтому стоит уже сейчас изучать свойства этого элемента.

Рис. 2. Свойства flex-элементов делают их более гибкими, чем блоки.

К достоинствам флексбоксов можно отнести новые css-свойства, которые позволяют выстраивать разнообразные сетки и колонки без особых усилий. Также поддерживается вертикальная центровка, которую не поддерживает обычный блок.

Заключение

Самым простым и популярным способом верстки сегодня продолжает оставаться блочный подход. Кое-где вам пригодятся и таблицы, потому что табличные данные верстать блоками совсем неудобно.

Фреймы давно отброшены как неудачный способ создания структуры, но тег iframe вполне может пригодиться вам, если вдруг понадобится вставить в статью другой сайт.

Наконец, сегодня мы имеем абсолютно новый способ верстки – элемент flex и его свойства, которые делают его более гибким и современным, чем привычный block. На этом на сегодня все. Не забывайте читать новые статьи на блоге, чтобы знать все о сайтостроении.

Понятие термина «верстка»

Вёрстка -- монтаж полос оригинал-макета из составных элементов: набранного текста, заголовков, таблиц, иллюстраций, украшений и пр. Также результат этого процесса, то есть готовые полосы.

В эпоху докомпьютерного набора верстка производилась посредством ручного набора текста строками на линотипе или монотипе, и иллюстраций-клише. Текстовые строки и иллюстрации обкладывались пробельными материалами и линейками. Современная верстка осуществляется как в стандартных программах, таких как Microsoft Word, так и в Ventura Publisher, Adobe PageMaker, Adobe FrameMaker, CorelDraw, Microsoft Publisher и QuarkXPress, Adobe InDesign.

Виды верстки

Условно верстку можно классифицировать по следующим признакам:

1. По виду издания:

Книжно-журнальная верстка

Под книжно-журнальной продукцией принято понимать многополосные (многостраничные) печатные издания. В эту группу полиграфических изданий помимо книг и журналов входят:

  • -- годовые отчёты;
  • -- рекламные брошюры;
  • -- каталоги;
  • -- художественные альбомы.

Профессиональная вёрстка книжно-журнальной продукции является одним из залогов успеха и популярности издания. Кроме того, это достаточно трудоёмкий, кропотливый, творческий процесс, который по праву считается уделом специалистов самого высокого уровня.

Вёрстка книжно-журнальной продукции осуществляется в соответствии с правилами книжной вёрстки. Однако при допечатной подготовке богато иллюстрированных журналов рекомендуется применять особые приёмы и методы вёрстки.

Правильно свёрстанные полосы должны иметь абсолютно точные размеры, как по ширине (формату строки), так и по высоте; не должны содержать каких-либо перекосов или «распоров»; сохранять единообразие (одинаковый вид полос, содержащих одинаковые элементы) и пригодность (совпадение чётных и нечётных полос по общим размерам) вёрстки по всему изданию. текст газетный верстка конфигурация

Вёрстка книжно-журнальной продукции ещё на допечатном этапе позволяет увидеть логическую структуру и визуальную композицию страниц издания, разделить компоненты текста на главные и второстепенные. Помимо этого, она способствует компактному расположению материалов и рациональному использованию полезной площади бумаги.

Грамотно выполненная вёрстка газет и журналов позволяет получить печатное издание, которое привлечёт внимание и вызовет неподдельный интерес у большого количества людей. К отличительным чертам такой продукции можно отнести: хорошую удобочитаемость; чёткие и красочные иллюстрации; продуманность и единство стилевого решения; привязанность всех графических элементов к концепции издания. В конечном итоге вёрстка книжно-журнальной продукции способствует приданию ей привлекательного, выразительного и запоминающегося внешнего вида. Верстка журналов, особенно содержащих большое число иллюстраций, имеет отдельные характерные особенности, но в целом выполняется по тем же правилам, что и книжная.

Газетная верстка

Верстка газет значительно отличается от книжно-журнальной. Основной отличительной чертой верстки газет является необходимость выполнения ее в сжатые сроки, связанная с периодичностью выхода изданий. Это обуславливает отличие газетной верстки от книжно-журнальной в сторону смягчения некоторых требований. Газетной верстке присущи более свободные правила переносов и расположения текстового и иллюстративного материала.

Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть. Основные ее элементы: название газеты; постоянный призыв; название организации (органа), помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа.

Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.

Подборка - материал однородный по теме; его размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком - шапкой. Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.

Окно - статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.

Фонарь - статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.

Подвал - статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают чаще всего над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше 1/3 и не меньше 1/4 высоты полосы.

Стояк - статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.

Уголок - статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.

Чердак - крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.

Подверстка - материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.

Объявления заверстывают обычно на последней полосе.

Колонтитулы располагают либо на весь формат полосы, либо внизу с заверсткой в углу на формат одной колонки: на четных страницах - в первой колонке, на нечетных - в последней. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.

Акцидентная верстка (акцидентный или мелочный набор)

Акцидентной версткой называют верстку мелких самостоятельных заказов, например, пригласительных билетов, бланков, афиш, рекламных модулей. Также к акцидентной верстке относится верстка отдельных элементов книг и журналов: наборные обложки и суперобложки, титульные листы (титулы), шмуцтитулы, шапки, инициалы, наборные рамки и колонлинейки, книжные объявления, в журнальных изданиях титульный, газетно-журнальные объявления, реклама. При такой верстке в одной форме сочетаются различные шрифты и графические материалы.

Все виды акцидентных работ обычно делят на три группы: издательская акцидентная продукция, в том числе книжно-журнальная акциденция и особые виды изданий - проспекты, буклеты, каталоги и другие; афишно-плакатная продукция и акцидентная продукция малых форм - пригласительные билеты, бланки, товаросопроводительная документация, визитные карточки и многие другие виды "мелочей".

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Наша сегодняшняя задача состоит в том, чтобы сформировать так называемый макет сайта не с помощью (вчерашний день верстки), а с помощью элементов Div . Т.е. нам нужно будет на дивах построить верхнюю часть (шапку), нижнюю часть (футер) и три колонки для примера.

Кстати говоря, такую задачу мы с вами уже решали, когда я писал о .

Казалось бы, что повторяться не стоит, но я и не собираюсь этого делать. Сегодня будет описан принципиально другой способ верстки сайта , а также параллельно рассмотрим назначение директив @import и @media (с впереди) в уже изученном нами (на базовом уровне, конечно же) языке стилевой разметки CSS.

Верстка сайта на блоках — а оно вам надо?

Более того, мы с вами на текущий момент уже успели разобрать и язык Html по косточкам, опираясь при этом на первоисточник в лице консорциума . Однако, думаю, что не все прониклись моими увещеваниями и сразу же бросились изучать , а также .

И я вас даже отчасти понимаю. Ведь само по себе знание этих вещей не принесет вам ни славы, ни богатства, а только отнимет кучу времени, которое можно было бы потратить на гораздо более приятное занятие. Равно, как умение пользоваться столовыми приборами не гарантирует вам наличие вкусной еды на вашем столе. Однако, в нужный момент это может пригодиться и сыграть не маловажную роль.

Я сам лет десять-двенадцать назад решил во что бы то ни стало изучить Html, но застопорился в самом начале, по-моему, на и довольно быстро охладел к этой затее, предпочтя издевательствам над отупевшим мозгом захватывающую игру в очередной шутер.

Да, да, когда-то игры были моим хобби, а сейчас этим хобби стал сайт, и у меня появилась возможность реализовать на практике часть из описанных мною когда-то . Причем по аналогии с играми количество заработанных мною денежных знаков воспринимается по-прежнему как какие-то виртуальные очки, показывающие насколько успешно я продвигаюсь вперед.

Видать это уже неискоренимо, хотя моя супруга за последние несколько лет довольно кардинально поменяла свое отношение к моему очередному увлечению (жаль, что именно она будет проверять эту статью на наличие грамматических ошибок, а то бы я описал все происходившие изменения поподробнее), ибо данный блог вопреки всем ее первоначальным ожиданиям и сомнениям дает реальный выхлоп в виде шуршащих купюр (читайте про то, как законно материализовывать цифирьки на экране в цифирьки на расчетном счете индивидуального предпринимателя.

В общем, это лирическое отступление сделано не случайно, ибо я хочу сказать, что Html и CSS являются малыми кирпичиками в построении вашего интернет бизнеса, но владение и понимание принципов верстки сайтов даст определенное количество очков вперед перед теми, кто этими знаниями пренебрег.

Общий успех веб проекта зависит зачастую именно от таких мелочей, разбирательство с которыми легко (а зачастую и очень даже приятно) можно задвинуть в дальний угол. Я вот только одного не могу вспомнить — что мне позволило перешагнуть тот невидимый барьер, сотканный из лени и вялости мышления. Возможно, что просто так легли карты. Поэтому пожелаю вам тоже преодолеть этот барьер, но не могу сказать как именно это сделать.

Ладно, продолжим с теми кто не переключился. Как построить макет сайта с помощью элементов Div и стилевых правил? Давайте посмотрим. Естественно, что имитировать работу этого макета мы будет на локальном компьютере, просто свалив все нужные нам файлы в одну из его папок. Никаких хостингов и . Для понимания принципов это будет излишним.

Итак, приступаем к верстке. Для начала создаем и обзываем папку для хранения файлов нашего будущего веб проекта, а затем создаем внутри нее текстовый файлик с расширением.html и названием index. Также создаем внутри этой папки еще одну, которую обзываем CSS (в ней будут жить наши внешние файлы стилей).

Можно будет добавить еще папку, куда будем кидать картинки используемые при верстке сайта, которые будут являться его частью (фоновые изображения). Предварительно советую оптимизировать или, другими словами, по максимуму.

Ну, а теперь скопируйте приведенную чуть ниже «рыбу» в свой index.html. Для работы с кодом довольно удобно использовать , хотя, при обладании навыком работы, более функциональным решением может оказаться Дримвьювер:

Главная

Вначале как всегда должна идти , назначение которой подробнейшим образом описано в приведенной по ссылке статье. Внутри тега meta мы указываем для его правильной интерпретацией браузером, при открытии в нем нашего проекта. Каждый документ в должен иметь заполненный (заголовок страницы), поэтому мы и его добавили в «рыбу».

Понятно, что сайт является таковым по определению из-за принадлежности всех составляющих его документов к одному доменному имени, однако для посетителей главным аргументом будет служить схожее оформление его веб страниц, и именно это нам нужно будет учесть при верстке.

Следовательно, у нас должен иметься внешний файл со стилями, который будет применяться абсолютно ко всем страницам. Но кроме этого могут существовать еще и дополнительные CSS файлы, позволяющие, например, разным разделам веб проекта выглядеть чуток иначе.

Следовательно, переполнение левой или правой колонки не вызовет пропорциональное увеличение блоков с ID vnutr и vnesh (плавающие элементы на высоту своих родителей или, другими словами, контейнеров не влияют), а значит контент вылезет за их пределы, наедет на футер и вообще выйдет за границы макета. Беда.

Но у нас имеется четвертый блочный элемент с ID podporka, который не содержит никакого контента (а значит и не будет виден на веб странице) и которой предназначен именно для устранения этого казуса. В коде obdhiy.css мы пропишем для этого селектора простое правило . Вследствие этого блок с ID podporka приобретет полезное нам свойство — он будет учитывать любой плавающий перед ним элемент (имеется в виду, расположенный выше в коде).

Т.о. при увеличении контента в правой или левой колонке произойдет пропорциональное смещение вниз элемента с ID podporka, а т.к. этот тег уже не является плавающим, то блоки с ID vnutr и vnesh будут его учитывать и пропорционально увеличивать свой размер по вертикали:

Теперь вроде бы все работает правильно. Однако, наша верстка сайта еще не закончена. Допустим, что мы сделали в index.html таким образом макет главной страницы, а вот для какого-нибудь другого раздела вид макета должен будет отличаться (например, там должно быть не три, а только две колонки). Как выходить из этой ситуации?

Понятно, что для этой цели придется использовать отличный от index.html файл. Для этого содержимое index.html можно скопировать в новый файлик, например, razdel.html, т.к. править уже существующий код будет проще, чем писать его заново.

Ну и файлик с таблицами каскадным стилей нам придется новый использовать, например, razdel.css. Вот именно в них мы и будем вносить изменения, а заодно посмотрим поподробнее, как же именно использовать директиву @import в таких случаях.

Давайте начнем с razdel.html:

Раздел ...

Мы изменили заголовок страницы Title и поменяли название подключаемого файлика стилей на razdel.css. При этом, естественно, необходимо будет в папке CSS этот самый файл стилевой разметки создать. Осмелюсь вам напомнить, что для index.html мы подключали стилевую разметку через osnovnoy.css, в котором была прописана одна единственная директива @import для подгрузки правил из файлика obdhiy.css:

@import url(obdhiy.css);

Мы не будем оригинальными в нашей умной версте и в самом начале нового (еще пустого) стилевого файла пропишем абсолютно такую же директиву. Тем самым мы получим опять-таки трехколоночный макет, однако, дописав чуть позже всего несколько правил, мы запросто превратим его в двухколоночный. Даже не так. Мы создадим еще один файлик в папке CSS с названием dvekolonki.css и следующим содержанием:

#right { display:none; } #center { margin-right:0; } #vnesh { background-image: none; }

Что мы сделали? Мы запретили отображать правую колонку на веб страницы с помощью . Так же мы убрали внешний отступ справа для центральной колонки, ибо в нем уже нет необходимости. Ну и в завершении мы запретили показывать фоновую картинку все в той же правой колонке. В общем, мы эту правую колонку в нашем макете раздела полностью аннигилировали.

Ну вот, теперь для завершения верстки двухколоночного макета осталось только этот самый dvekolonki.css подключить в файлике razdel.css, окончательное содержимое которого будет теперь выглядеть так:

@import url(obdhiy.css); @import url(dvekolonki.css);

Все правила, стоящие в коде ниже (из dvekolonki.css), будут иметь приоритет более высокий, а значит именно их действо мы и будет наблюдать на веб странице. В результате при открытии razdel.html вы уже сможете наблюдать двухколоночный вариант макета:

Собственно, дополнительной нашей задачей было рассмотреть варианты использования директивы @import в современной верстке сайтов , с чем, я считаю, мы справились.

Теперь еще осталось продемонстрировать работу директивы @media, о которой я заикнулся в начале статьи. К верстке она имеет весьма опосредованное отношение, но все же не сказать о ней было бы, наверное, недальновидно.

Верстка макета для печати с помощью директивы @media

Директива @media может пригодиться не вам, а вашим читателям, которые захотят распечатать вебстраницу без всяких там графических изысков и лишней информации. Пользователям при этом нужен будет только контент, который расположен в центральной колонке. Шапка, футер, левая и правые колонки ему не нужны — только текст статьи.

При предварительном просмотре печати в любом из современных браузеров можно, конечно же, отключить печать фона, т.е. цветового оформления, но обозреватель не всегда сможет отделить самостоятельно зерна (контент) от плевел (навигации), поэтому нам придется ему в этом помочь, чтобы не надеяться на авось.

Кроме того, при печати пропадет то основное, что делает Интернет таким популярным — возможность перехода по гиперссылкам на другие страницы. На бумаге все ваши гиперссылки станут абсолютно не информативными , если об этом не позаботиться заранее. Давайте добавим в наш трехколоночный макет гиперссылки и посмотрим как это все будет выглядеть при попытке распечатать веб страницу.

Таким образом пользователь, распечатавший такую вебстраницу, никогда не узнает, а какой блог все же является самым лучшим. Итак, давайте займемся нюансами верстки для печати , и в этом нам поможет уже упомянутая директива @media.

Имеется две возможности указать с помощью media то, для какого именно устройства нужно применять данные стили. Можно указать атрибут media в теге Link, с помощью которого подключаются внешние стилевые файлики. Но в этом случае браузер будет делать лишний запрос к серверу, что не есть хорошо. Однако, такой способ имеет право на жизнь и выглядеть это безобразие будет примерно так:

У атрибута media можно использовать и другие значения:

  1. all — используется по умолчанию и означает, что данный файл стилей нужно будет использовать для абсолютно любых устройств вывода
  2. braille — устройства для чтения пальцами (для слепых или слабовидящих)
  3. handheld — КПК, смартфоны и прочая мелочь
  4. print — принтеры
  5. screen — экраны мониторов пользователей, на которых они будут просматривать ваш сайт
  6. speech — речевые браузеры
  7. projection — проекторы
  8. tty — телетайпы и прочая рухлядь, на которой нельзя использовать размерность в пикселах
  9. tv — старый добрый телевизор

В приведенном чуть выше примере мы, с помощью атрибута Media, подключили к веб документу отдельный файл стилей для отображения на мониторе и отдельный для вывода на печать (print.css). Нам как раз подобное и нужно реализовать в этом уроке верстки, но лучше будет сделать это немного другим способом, с использованием именно директивы @media прописанной в файле стилей.

Если вы обратили внимание, то при таком способе верстки, который выбрали мы (с использованием @import), у нас имеется общий файлик стилей, который подключается всегда через эту самую директиву — obdhiy.css. Вот именно в нем мы и начнем колдовать.

@media имеет свой собственный синтаксис:

@media screen, tv{ набор селекторов и правил, которые будут выполняться только в случае вывода веб страницы на указанные чуть выше через запятую устройства }

В нашем файлике obdhiy.css не будем заключать все уже имеющиеся правила внутрь директивы @media screen, достаточно в самом его конце просто дописать необходимые CSS правила для вывода документа на печать с помощью @media print :

@media print{ *{ color:#000 !important; background:transparent !important; } html { font:10pt serif; } #footer, #header, #left, #right { display:none; } #center { margin:0; } a:after{ content:" (" attr(href) ")"; } }

Если вы помните, то селектор * означает применение всех этих стилевых правил для абсолютно всех элементов Html кода. Правда такой селектор имеет минимальный из возможных приоритетов, поэтому задавая цвет для всех элементов черным, а фон прозрачным, с помощью правил color и background, мы вынуждены не доводить дело до подсчета приоритетов с помощью установки .

Для селектора Html мы прописали задание умолчательного шрифта в , ибо принтеру так понятнее. Ну и шрифт задали любой с засечками (serif). C помощью display:none мы запретили отображения обвеса (шапки, футера и колонок), а с помощью margin:0 разрешили контенту из средней колонки занимать все доступное пространство по ширине.

Последний селектор a:after заковырист и, чтобы лучше понять о чем именно он говорит, советую пробежаться по следующим публикациям про () и . Но нужен он нам для довольно простой цели — увидеть на бумаге, куда именно ведут гиперссылки .

Псевдоэлемент after позволяет осуществлять генерацию контента во время построения документа браузером. After позволит нам добавить URL адрес гиперссылки сразу после того места, где эта самая ссылка проставлена. Делается это с помощью специального CSS правила content, которое работает только для двух псевдоэлементов: after и before.

Похожие статьи