Файл подкачки: Какой размер выбрать, как увеличить и изменить файл подкачки в Windows. Как правильно настроить файл подкачки в Windows. Основные принципы работы файла подкачки

12.08.2019

Файл подкачки или же своп-файл (от ориг. swap-file) - это скрытый файл виртуальной памяти .

Он используется системой в случае нехватки физической оперативной памяти (иначе ОЗУ).

Например, работающему приложению не хватает памяти, установленной ОЗУ. Тогда используется файл подкачки.

Приложение может записывать свои данные на него, а также считывать их при необходимости.

Располагается виртуальное хранилище на жёстком диске компьютера.

При недостаточном объёме физической оперативной памяти, своп вынужден использоваться постоянно.

При этом процесс обмена данным с жёстким диском занимает много времени, из-за этого значительно теряется производительность.

Если вам не хватает ОЗУ, а система постоянно использует файл подкачки в качестве дополнительного хранилища, купите оперативную память дополнительно.

Если нет ещё одного места(слота) для её установки, приобретите одну планку, но с увеличенным объёмом.

Устройство станет работать эффективнее.

Оптимальный размер файла подкачки

Существуют разные размеры и соотношения физической и виртуальной памяти.

Для приемлемой производительности минимальный объём файла подкачки должен быть равным размеру ОЗУ .

Максимально допустимое значение - вдвое больше.

К примеру, ваш компьютер имеет 2 Гб физической памяти, значит оперативной должно быть 2Гб или 4Гб соответственно.

Лучше всего задавать одинаковые значения и делать его статичным .

В этом случае файл системы меньше подвергается фрагментации.

Для чего это было сделано? Всё просто.

Благодаря этому снижается общая нагрузка на систему, а значит и возрастает производительность.

Можно ли повысить быстродействие, если своп остался динамическим? Конечно.

Для этого нужно просто запустить очистку файла после завершения работы операционной системы. Ниже мы расскажем, как это делать.

Очистка своп-файла

Для очистки файла подкачки нужно в командной строке прописать команду secpol.msc .

Для этого открываем Пуск → в командной строке вводим secpol.msc → нажимаем Enter .

После всех манипуляций перед нами должна открыться локальная политика безопасности.

Нажимаем на неё левой кнопкой мыши. Откроются дополнительные пункты, как на скриншоте:

Из появившегося меню выбираем «Параметры безопасности» и нажимаем так же левой кнопкой.

Если всё сделано правильно, то перед вами появится список задач.

Ищем строку «Завершение работы: очистка файла подкачки виртуальной памяти» .

С помощью двойного щелчка открываем его.

Изменяем статус «Отключён» на «Включён» и нажимаем Применить.

С этого момента вступают в силу внесённые вами изменения.

После этих действий свопа будет очищаться от лишнего мусора при каждом выключении компьютера.

Потрачено всего пять минут времени, а производительно уже улучшилась.

Выбор месторасположения файла

На некоторых операционных системах можно хранить файл подкачки одновременно на нескольких дисках.

Это пагубно влияет на уровень производительности всего компьютера.

Считается, что лучше всего расположить один своп в любом сегменте жёсткого диска, кроме системного.

Для этого нам нужно изменить месторасположение файла подкачки.

Чтобы выполнить это действие нам нужно сперва удалить имеющийся своп файл, а затем заново создать его, но уже на новом месте.

Идем по пути: Пуск Мой компьютер → правой кнопкой мыши открываем Свойства → появится новое окно, в нём кликаем на вкладку Дополнительные параметры системы .

В новом окне ищем вкладку «Дополнительно» , затем щёлкаем на неё.

Перед нами открывается область под названием «Быстродействие» , нажимаем на кнопку Параметры (на неё указывает красная стрелка).

Переходим в раздел «Виртуальная память» и щёлкаем на кнопку Изменить.

Следом появится вкладка, которая позволит нам изменить месторасположение и объёмы файла подкачки и разместить их в любом доступном разделе жёстких дисков.

Здесь же можно включить или отключить своп-файл при необходимости.

По умолчанию операционная система размещает скрытую виртуальную память на системном диске.

На это указывает выбранный пункт «Размер по выбору системы» .

Мы же хотим исправить ситуацию и перенести его в удобное для нас место.

Чтобы изменить месторасположение файла подкачки, выберите его с помощью левой кнопки мыши.

Затем активируйте поле «Без файла подкачки» , а затем нажмите на кнопку Задать.

После этого внесённые вами параметры вступят в силу.

Однако это ещё не конец.

Мы лишь удалили своп с его прежнего места.

Теперь давайте восстановим его на новом.

После этих действий может появиться сообщение с предупреждением об отключении скрытой виртуальной памяти.

Ещё одна системная ошибка - это слишком малый объём памяти. Не стоит переживать.

Устраните эту системную ошибку простым нажатием на кнопку Да.

Теперь можем перейти к созданию файла на новом месте.

Для этого выбираем интересующий нас раздел диска (кроме системного).

Кликаем по нему левой кнопкой мыши.

Напротив пункта «Указать размер» ставим галочку, активируя поле для ввода.

Перед нами два активных поля с минимальным (исходным) и максимальным размерами соответственно.

В верхнем поле указываем минимальное допустимое значение.

В нижней строке либо равное ему, либо вдвое выше.

На указанном примере соотношение виртуальной и физической памяти 1:2, т.е. изменённый файл будет динамическим.

Для создания статического своп, мы должны прописать равные значения - 1:1.

Размеры файла подкачки можно регулировать и без смены его расположения.

Для этого нам понадобится выполнить те же действия, но без замены раздела жёсткого диска.

К примеру, если он был на диске С (напротив него будет надпись «по выбору системы»), то мы ничего не изменяем, а лишь указываем нужные нам значения.

Вводим объёмы и нажимаем кнопку Задать. Затем подтверждаем изменения, кликнув на Ок.

Если мы изменили размеры в меньшую сторону - изменения вступаю в силу незамедлительно.

В другом случае система запросит разрешение на перезагрузку.

Нажимает кнопку Ок.

Как правильно настроить файл подкачки?

Видеоинструкция

Включение и отключение своп-файла

Функция прекращения работы также доступна для любого юзера.

Это оправданное действие, если вы не желаете терять производительность, а размеров физической оперативной памяти вам хватает.

Свопинг занимает уйму времени, а для некоторых пользователей гораздо легче вставить дополнительные планки ОЗУ.

До полнительные планки, расширяющие ОЗУ гарантировано ускорят работу Windows и поднимут производительность в разы.

На данный момент можно найти нужные комплектующие по довольно низких ценах, что совсем не ударит по вашему кошельку.

Особенно актуально это для сравнительно слабых компьютеров.

Отключается файл подкачки следующим образом:

В разделе виртуальная память (как в него перейти указано выше) ставим галочку напротив надписи «Без файла подкачки» .

Включить нужную нам скрытую виртуальную память можно в том же разделе.

Для этого убираем галочку с пункта «Без файла подкачки» и ставим её напротив «Размер по выбору системы» .

При желании вы можете установить собственные значения, активировав поле «Указать размер» .

Какие именно значения для вас будут оптимальными, расписано выше.

Windows - Файл подкачки

Видео инструкция

Оптимизация файла подкачки на одном винчестере

Компания Microsoft по умолчанию сделала своп-файл динамическим, а, как мы выяснили, наилучшая производительность достигается при статическом файле.

Если у вас два и более жёстких дисков, то перенесите файл подкачки на любой, кроме системного.

Но что делать, если винчестер только один? Этот метод подходит именно для таких случаев.

Для начала нужно «разбить» жёсткий диск, создав на нём дополнительный раздел размером 2-3Гб.

Для этого можно воспользоваться специальными программами по типу PartitionMagic (PowerQuest Corporation), которые позволять разделить диск без потери данных.

Можно, конечно, использовать встроенную в Windows программу для деления диска на сегменты - Fdisk, но у неё много недостатков.

В том числе довольно сложный интерфейс, поэтому новичкам будет непросто.

Наш совет использовать быструю и сравнительно удобную PartitionMagic (PowerQuest Corporation).

Просто следуем указанному алгоритму. Скачиваем и устанавливаем программу.

Открываем её.

В правом верхнем углу щёлкаем левой кнопкой мыши и выбираем нужный диск (в данном случае, он только один).

Для англоязычной версии

В верхней строке выбираем «Tasks» (в самом верху под названием) –> Create New Partition… –> кликнуть на диалоговое окно «Create New Partition» –> нажать Next –> выбрать After C: (Recommended) –>снова Next –> Partition Properties –> в параметре «Size» прописать размер создаваемого диска в Мб (как писалось выше: 2-3Гб, что равно 2048Мб и 3072Мб соответственно) –> вкладка «Create as» –> Logical (Recommended) –> кликаем на «File system type» (выбрать нужно именно FAT32 ) –> нажимаем на вкладку «Drive Letter» –> выбираем букву для обозначения диска (любую латинскую большую букву, кроме С. Например E, D, K и другие) –> далее нажимаем Next –> затем Finish –> и наконец Apply.

Для русскоязычной версии

Выбираем из верхнего меню «Задачи» –> «Создать новый раздел…» –> диалоговое окно Создание нового раздела –> кнопка Далее –> выбрать After C: (Recommended) –> Далее –> «Свойства раздела» –> в параметре «Раздел» прописать размер создаваемого диска в Мб (как писалось выше: 2-3Гб, что равно 2048Мб и 3072Мб соответственно)–> в окошке «Создать как» –> Logical (Recommended) –> при выборе типа файловой системы обязательно указываем именно FAT32 –> выбираем букву для обозначения диска (любую латинскую большую букву, кроме С. Например E, D, K и другие) –> Далее –> нажимаем на Финиш –> а затем Применить.

Разбиение жёсткого диска с помощью Partition Magic

Видео инструкция

Создавая новый раздел, важно обращать внимание на ряд важный параметров:

  • размер создаваемого размера (от 2 до 3Гб),
  • вид файловой системы (нужный нам FAT32),
  • назначение созданного нами диска.

Он может быть основным, логическим, либо иметь статус загрузочного.

Наш новый раздел диска будет иметь следующие параметры: объём 2Гб(3Гб), тип файловой системы должен быть конвертирован в FAT32, назначение - логическое.

Если всё верно, то переходим к следующим действиям.

На очереди дефрагментация нашего нового раздела.

С её помощью мы объединяем фрагментированные на жёстком диске файлы. Она нужна для разгрузки жёсткого диска.

Фрагментация файлов заставляет его совершать много дополнительных действий, что существенно замедляют его работу.

Дефрагментация диска

Откроется новое окно, в котором выбираем кнопку Дефрагментация и нажимаем на неё.

Осталось только дождаться окончания дефрагментации. Теперь всё готово к следующему этапу.

После создания нового диска и его фрагментации, выберите его, как место хранения файла подкачки.

Используйте всё его пространство для нужд свопа.

Как именно это сделать описано выше.

В списке дисков, появится только что созданный вами раздел на который и можно поместить скрытую виртуальную память.

После завершения ваш компьютер будет полностью оптимизирован.

Мы детально описали для вас процесс оптимизации ПК при помощи манипуляций со своп-файлом. Надеемся, вы нашли нужную для вас информацию!

Практически аналогична). Для настройки файла подкачки откроем окно настроек - "Свойства системы". Пуск -> Панель -> Система -> Дополнительные параметры системы (до окна настроек системы можно "добраться" и другим путем: просто щелкнув правой кнопкой мыши по ярлыку "Моего " и выбрав пункт "Свойства").

В окне свойств системы перейдите на вкладку "Дополнительно". На этой вкладке найдите блок "Быстродействие" и нажмите кнопку "Параметы".

На экране появится окно "Виртуальная память", где можно осуществить ввод необходимых значений в предложенные поля для каждого в системе. После ввода необходимых значений нажмите на кнопку "Задать" и сохранит изменения в настройках перезагрузки системы.

Обратите внимание

Главное правило оптимизации файла подкачки: чем больше размер оперативной памяти, тем меньше размер должен иметь файл подкачки.

Файл подкачки не должен занимать все свободное место на диске. Если на диске осталось 4 Гб. свободного места, то файл подкачки должен быть меньше (например 2 Гб. или 3 Гб.). Отсутствие свободного места на диске может отрицательно сказаться на работе запущенных программ.

Полезный совет

По умолчанию файл подкачки Windows является динамическим, т.е. его размер меняется системой автоматически, в зависимости от загруженности оперативной памяти. Данный вариант является не лучшим решением для производительности системы, т.к. система постоянно расходует ресурсы на фрагментацию файла подкачки.

При наличии в системе нескольких жестких дисков файл подкачки лучше располагать не на системном (т.е. на котором не установлена ОС Windows) диске. Если в системе установлен один жесткий диск, который разбит на разделы, файл подкачки целесообразнее поместить в соседний с системным раздел.

Расчет размера файла подкачки выглядит следующим образом: от 1 Мб. до двух кратного размера вашей оперативной памяти. Например у вас 2 Гб. оперативной памяти, файл подкачки должен равняться от 1 Мб. до 4 Гб.

Чаще всего файл подкачки зовется попросту виртуальной памятью операционной системы. Несмотря на распространенность этого понятия, грамотную настройку файл а подкачки сможет выполнить далеко не каждый пользователь ПК.

Вам понадобится

  • Операционная система семейства Windows.

Инструкция

Виртуальная память - это помощник памяти оперативной. Как в прямом, так и в переносном смысле. Тяжеловесные приложения, программные пакеты и игровые комплексы могут занимать при запуске и во время эксплуатации большое количество свободной памяти. По завершении ресурсов свободной оперативной памяти на помощь приходит виртуальная память.

Файл подкачки располагается на жестком диске на системном разделе. Поскольку скорость чтения и записи данных на твердотельные носители в несколько раз ниже по сравнению с теми же операциями для оперативной памяти, файл подкачки используется для хранения неиспользуемых библиотек и временных файл ов большого объема.

Файл подкачки

Виртуа́льная па́мять - схема адресации памяти компьютера , при которой память представляется программному обеспечению непрерывной и однородной, в то время как в реальности для фактического хранения данных используются отдельные (разрывные) области различных видов памяти, включая кратковременную (оперативную) и долговременную (жёсткие диски, твёрдотельные накопители).

В случае расположения данных на внешних запоминающих устройствах память может быть представлена, например, специальным разделом на жёстком диске (partition) или отдельным файлом на обычном разделе диска.

Страничная организация виртуальной памяти

В большинстве современных операционных систем виртуальная память организуется с помощью страничной адресации. Оперативная память делится на страницы: области памяти фиксированной длины (например, 4096 байт), которые являются минимальной единицей выделяемой памяти (то есть даже запрос на 1 байт от приложения приведёт к выделению ему страницы памяти). Процесс обращается к памяти с помощью адреса виртуальной памяти, который содержит в себе номер страницы и смещение внутри страницы. Операционная система преобразует виртуальный адрес в физический, при необходимости подгружая страницу с жёсткого диска в оперативную память. При запросе на выделение памяти операционная система может «сбросить» на жёсткий диск страницы, к которым давно не было обращений. Критические данные (например, код запущенных и работающих программ, код и память ядра системы) обычно находятся в оперативной памяти (исключения существуют, однако они не касаются той части, которая отвечает за использование файла подкачки).

В семействе операционных систем Microsoft Windows место для хранения страниц на жёстких дисках должно быть выделено заранее. Пользователь может положиться на автоматический механизм или самостоятельно указать размер области виртуальной памяти на каждом из разделов диска. На указанных разделах операционной системой создаётся файл pagefile.sys требуемого размера, который и хранит «сброшенные» из оперативной памяти страницы.

Сегментная организация виртуальной памяти

Механизм организации виртуальной памяти, при котором виртуальное пространство делится на части произвольного размера - сегменты. Этот механизм позволяет, к примеру, разбить данные процесса на логические блоки. Для каждого сегмента, как и для страницы, могут быть назначены права доступа к нему пользователя и его процессов. При загрузке процесса часть сегментов помещается в оперативную память (при этом для каждого из этих сегментов операционная система подыскивает подходящий участок свободной памяти), а часть сегментов размещается в дисковой памяти. Сегменты одной программы могут занимать в оперативной памяти несмежные участки. Во время загрузки система создает таблицу сегментов процесса (аналогичную таблице страниц), в которой для каждого сегмента указывается начальный физический адрес сегмента в оперативной памяти, размер сегмента, правила доступа, признак модификации, признак обращения к данному сегменту за последний интервал времени и некоторая другая информация. Если виртуальные адресные пространства нескольких процессов включают один и тот же сегмент, то в таблицах сегментов этих процессов делаются ссылки на один и тот же участок оперативной памяти, в который данный сегмент загружается в единственном экземпляре. Система с сегментной организацией функционирует аналогично системе со страничной организацией: время от времени происходят прерывания, связанные с отсутствием нужных сегментов в памяти, при необходимости освобождения памяти некоторые сегменты выгружаются, при каждом обращении к оперативной памяти выполняется преобразование виртуального адреса в физический. Кроме того, при обращении к памяти проверяется, разрешен ли доступ требуемого типа к данному сегменту.

Виртуальный адрес при сегментной организации памяти может быть представлен парой (g, s), где g - номер сегмента, а s - смещение в сегменте. Физический адрес получается путем сложения начального физического адреса сегмента, найденного в таблице сегментов по номеру g, и смещения s.

Недостатком данного метода распределения памяти является фрагментация на уровне сегментов и более медленное по сравнению со страничной организацией преобразование адреса.

Свопинг

Один из механизмов реализации виртуальной памяти, при котором отдельные запущенные процессы (обычно неактивные) перемещаются из ОЗУ на жёсткий диск , освобождая ОЗУ для загрузки других процессов. Основное отличие этого механизма от страничного заключается в том, что процессы перемещаются между ОЗУ и жестким диском целиком, поэтому иногда некоторые процессы могут полностью отсутствовать в ОЗУ. При наступлении условий активизации процесса он возвращается диспетчером памяти в ОЗУ. Существуют различные алгоритмы выбора процессов на загрузку и выгрузку, а также различные способы выделения оперативной и дисковой памяти загружаемому процессу.

Фрагментация файла подкачки

В процессе работы файл (раздел диска, или файл на разделе) подкачки может стать фрагментированым, то есть непрерывные виртуальные области памяти будут состоять из многочисленных отдельных (разрывных) областей в файле подкачки. При считывании и записи данных страниц много времени будет уходить на перепозиционирование головок жёсткого диска на начало очередной области. Это может привести к падению производительности всей системы.

Использование свопинга особенно эффективно, если запущено много интерактивных приложений, которые потребляют большой объем ОЗУ, но при этом практически не занимают процессорное время .

Методики эффективной организации файла подкачки

Дополнительные сведения

Из файла (раздела) подкачки зачастую можно извлечь конфиденциальную информацию, используемую при работе вычислительной системы. Поэтому при работе с секретными данными обычно производится очистка swap - например, с помощью утилиты sswap из комплекта secure remove.

Алгоритмы определения устаревших страниц

При выделении места для новой страницы бывает необходимо удалить какую-либо страницу, в данный момент находящуюся в памяти. Правила замещения страниц служат для принятия решения о том, какую именно страницу следует удалить из памяти. Идеальным кандидатом является «мёртвая» страница, которая больше не потребуется кому-либо (например, относится к завершённому процессу). Если же таких страниц нет в памяти (или их количества недостаточно), используется правило локального или глобального замещения страниц:

  • Правило локального замещения выделяет каждому процессу или группе взаимосвязанных процессов определённое количество страниц. Если процессу нужна новая страница, он должен заменить одну из собственных.
  • Правило глобального замещения страниц позволяет брать страницы любого процесса, используя глобальные критерии выбора. Для реализации данного подхода необходимо выбрать критерий, по которому будет приниматься решение о страницах, хранимых в памяти.

Наиболее часто используемые критерии поиска:

  • Less Recently Used. Удаляются те страницы, доступ к которым производился наиболее давно. Считается, что в последующем к таким страницам будет происходить минимум обращений.
  • Last Recently Used. Удаляются недавно освободившиеся страницы. Подразумеваются страницы только что завершившихся процессов.

Недостатки

В случае расположения данных виртуальной памяти на внешних запоминающих устройствах (например, жестких дисках), как чаще всего и происходит - доступ к памяти замедляется (по сравнению с оперативными запоминающими устройствами).

Операционные системы

Реализация хранения виртуальных данных в различных операционных системах различается в силу архитектурных особенностей ядра операционных систем и их файловых систем.

Unix-подобные

Microsoft Windows и Windows NT

Область жёсткого диска, предназначенная для свопинга, располагается в отдельном файле, который называется файл подкачки , своп-файл (от англ. swap file ). Он называется pagefile.sys и по умолчанию создаётся системой в корневом каталоге диска C: . В дальнейшем пользователь может управлять размером и размещением файла подкачки, например, используя Панель управления , пункт Система .

В Windows 9x файл подкачки называется win386.swp и располагается в каталоге Windows. Однако правкой файла System.INI его можно перенести в корневой каталог для последующего совместного использования с Windows NT.

См. также

  • Устройство управления памятью (Memory Management Unit)

Примечания

Литература

Вахалия Ю. UNIX изнутри. - СПб.: Питер, 2003. С.844. ISBN 5-94723-013-5

Иртегов Д. Введение в операционные системы. СПб.: Питер, 2002.

Как настроить файл подкачки? Что это такое? Как влияет на производительность всей системы?

В Windowsе есть такой файл, он называется свип файл, который является продолжением оперативной памяти компьютера, так называемая виртуальная память или файл подкачки. Так вот, к этому файлу Windows обращается постоянно, что-то туда пишем и что-то от туда читает, в процессе выполнения программ. Самое интересное, что к этому файлу Windows обращается независимо от объема ОЗУ. Единственное когда памяти мало, то обращается чаще. Когда памяти много, обращается реже, но всё равно обращается. Даже если на компьютере установленно 16 ГБ ОЗУ, Windows продолжает работать с файлом подкачки, что притормаживает работу системы.

В добавок этот файл имеет динамический размер, который вычисляется при каждом обращении, а это затраты времени. К тому же если файл будет не целым, то он будет читаться еще медленнее. А целым динамический файл не может быть в принципе, так как расширяясь он заполняет пустоты между файлами. Из сказанного напрашивается такой вывод: если сделать размер этого файла постоянным и записать его на диск цельным, то обращения Windows к нему будут происходить быстрее. И главное это ускорение будет распространяться на работу всей системы.

Настройку файла подкачки будем рассматривать на примере Windows 7. Поскольку принцип работы всех виндовсов одинаковый и интерфейсы крайне похожи, то всё описанное в этой статье полностью соответствует и windows 10 / 8 / 8.1 / xp. И так, чтобы выполнить настройки этого файла необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши по значку компьютера и зайти в свойства компьютера или через панель управления в свойства системы. Далее открываем "Дополнительные параметры системы".

Потом открываем вкладку "Дополнительно", далее в разделе "Быстродействие" жмем кнопку "Параметры".

В открывшемся окне выбираем вкладку "Дополнительно" и нажимаем кнопку "Изменить".

Открывается окно "Виртуальная память".

Это окно разбито на две части. В первой, большей части, выполняется настройка файла подкачки. Во второй части, меньшей, отображаются рекомендации размеров и суммарный размер существующего файла подкачки на всех дисках.

В самом верху окна "Виртуальная память" есть пункт "Автоматически выбирать объем файла подкачки". Если в этом пункте стоит галочка, окно настроек становится недоступным и все режимы файла подкачки выбирает система. Для выполнения ручной настройки галочку в этом пункте надо убрать.По умолчанию система располагает файл подкачки на системном диске, как правило это диск С, и размер его динамический, то есть меняющийся в зависимости от нужд от 16 МБ минимум до стольки (МБ, ГБ, ТБ) сколько нужно системе. Максимальный размер файла подкачки теоретически ограничен только свободным пространством диска, на котором он расположен. Естественно системе с таким файлом работать быстро в принципе не возможно. На практике максимальный объем редко доходит до рекомендованного.

Представьте паровоз, тянущий состав с вагонами, в которых лежат разные грузы. На каждой станции паровоз останавливается и начинается работа по формированию нового состава. Одни вагоны отцепляются, другие прицепляются. И каждый раз разное количество вагонов. Как вы понимаете процедура достаточно долгая. Толи дело состав с фиксированным количеством вагонов или вагонеток. Подъехал поезд к станции, засыпали в вагонетки груз и поезд пошел дальше. На следующей станции нужные вагонетки перевернули т.е. освободили и поезд снова поехал без задержек. Так и здесь фиксированный объем файла подкачки работает быстрее чем динамический (нет вычислений, связанных с объемами). Остается только определить какой объем нам нужен.

Как вы помните жесткий диск в компьютере это самое медленное устройство. В идеале во время выполнения программ желательно чтобы к нему вообще не было обращений, только так можно достичь максимальной производительности системы. Но дело в том, что Windows задуман как многозадачная система и к тому же способная реализовывать режим многозадачности при небольших объемах памяти. Этому как раз и способствует файл подкачки, в который выгружаются неактивные задачи. Когда памяти мало, например 512 МБ, система обращается к файлу подкачки при каждом переключении с задачи на задачу (с программы на программу). И чем больше программ у нас включено одновременно, тем больший потребуется файл подкачки. Реально понадобится объем около 2,5 ГБ. Конечно же это условное приближение и оно очень сильно зависит от объемов используемых программ.

Теперь представьте что мы увеличили объем оперативной памяти вдвое до 1 ГБ. Что теперь произойдет? Несколько программ например 2-3 (в зависимости от их размеров) смогут работать находясь полностью в памяти. Система начнет обращаться к файлу подкачки, только когда памяти не станет хватать, а произойдет это если добавить количество активных задать. В результате вам станет хватать уже 2 ГБ.

Давайте теперь объем памяти увеличим еще в двое - до 2 ГБ. Вы заметили, что происходит? Объем, используемой памяти, перекочевывает из файла подкачки в оперативную память. То есть теперь нам должно хватить файла подкачки в пределах 1,5 ГБ. А если память увеличить еще в двое до 4 ГБ, на всё про всё должно хватить и 1 ГБ. Исходя из такой последовательности можно предположить, что при наличии 8 и более ГБ от файла подкачки можно отказаться совсем. И эта теория в какой-то мере верна. Но всё зависит, как я говорил, от загруженности системы, т.е. от количества активных программ и от их тяжести то есть объема. У меня например, при 2-х ГБ памяти, система создает файл подкачки 2,7 ГБ, а рекомендует 3 ГБ.

Так что я предлагаю начинать пробовать с объемов равных рекомендованному системой. Далее в зависимости от ваших потребностей, если этого объема будет много или мало, то вы всегда сможете разумно его уменьшить или увеличить опираясь на предыдущий абзац и довести объем файла подкачки до идеального размера. И так вы получили достаточно информации, что бы принять правильное решение в отношении объема.

Но вот вопрос, как сделать файл подкачки целым? Возникает мысль, а можно ли дефрагментировать файл подкачки? На прямую файл подкачки система не дефрагментирует. Но есть способ сделать его таковым. И так, первым делом нам необходимо отключить, образованный после установки виндовса, файл подкачки. Делаем это так.

Выбираем пункт "без файла подкачки" и нажимаем кнопку "Задать". Система заругается и выдаст окно с предупреждением:
Как настроить файл подкачки - Предупреждение

Поскольку мы делаем это намеренно, то жмем "Да". И у нас появляется новое окно с предложением перезагрузить систему чтобы изменения вступили в силу.
Как настроить файл подкачки - Предложение перезагрузить

Жмем "ОК" и перезагружаем систему. Теперь Windows загружается без файла подкачки. Чтобы новый файл подкачки оказался целым, необходимо дефранментировать пространство на диске. Поскольку мы стремимся к максимальной производительности системы, то располагать файл будем на диске С (это в случае с одним физическим диском). Следовательно Диск С и будем дефрагментировать. Для этого открываем вкладку мой компьютер. Наводим мышку на диск С, жмем правую кнопку мыши и выбираем свойства. Открываем вкладку "Сервис" и нажимаем на кнопку "Выполнить дефрагментацию".

Как настроить файл подкачки - Дефрагментация диска

Запустится программа дефрагментатора. Выбираем диск С и нажимаем "Дефрагментация Диска".
Как настроить файл подкачки - Дефрагментация диска С

Если вдруг по каким-то причинам у вас не установлен дефрагментатор от Windows или он вас не устраивает, то ничего страшного. Закачайте например бесплатную Auslogics Disk Defrag и выполняйте дефрагментацию диска С, как показано на рисунке ниже.
Как настроить файл подкачки - Auslogics

Далее возвращаемся в окно настройки файла подкачки. Как настроить файл подкачки - Установка размера файла

Выбираем дефрагментированный диск С или другой, специально подготовленный пустой жесткий дик. Выбираем раздел "Указать размер" в окошки вводим "Исходный" и Максимальный" размеры в мегабайтах. Я в данном случае указал рекомендованный системой размер в 3070 МБ. Числа должны быть одинаковые это важно для создания фиксированного размера файла подкачки. Далее нажимаем кнопку задать. Указанные цифры отобразятся в строке диска С, как на рисунке. Далее нажимаем кнопку "ОК". Перезагружаем компьютер. Теперь Windows во время загрузки создаст новый нефрагментированный файл подкачки в новом месте.

Внимание: ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ момент!!!

Если у вас есть два и более Жестких Диска (не разделов, а именно физических дисков), то лучше файл подкачки разместить на другом диске, не на том где расположен системный диск С, желательно на самом быстром. Это даст существенное ускорение производительности всей системы. Для этого необходимо подготовить первый раздел на другом диске. Желательно чтобы диск был пустой и тогда файл подкачки расположится в самом начале первого раздела и сразу же займет целое пространство. Это даст еще небольшой прирост ускорения работы всей системы.

После такой настройки файла подкачки система начнет работать быстрее, а в случае с двумя дисками, значительно быстрее.

Удачного вам УСКОРЕНИЯ. Надеюсь что вы поняли "Как настроить файл подкачки?" и для вас теперь это не большая проблема.

Если есть вопросы, задавайте в комментариях.

Большинство рядовых пользователей о том, что такое файл подкачки, обозначаемый как pagefile.sys, в общем-то, не знают, хотя о таком понятии, как виртуальная память, возможно, и слышали. Зато продвинутые юзеры, занимающиеся тонкой настройкой Windows-систем, очень четко представляют себе, что это за системный компонент, какие операции с ним можно производить и какой для него выставить оптимальный размер, чтобы система работала слаженно, как часы. Представленный ниже материал рассчитан как раз на всех тех, кто хочет узнать об этом компоненте больше и произвести оптимальные настройки самостоятельно.

Что такое файл подкачки?

Начнем с того, что данный объект является важным системным компонентом, который присутствует во всех без исключения системах Windows. Нужен ли файл подкачки в системе - вопрос второстепенный. Тут самым основным является понимание сути того, за что он отвечает.

А отвечает он за регламентирование использования так называемой виртуальной памяти, которая может быть использована системой при чрезмерной нагрузке на память оперативную, когда ее ресурсов явно не хватает для выполнения пользовательских задач в виде запущенных программ и процессов. Обратите внимание, что это относится в основном именно к пользовательским приложениям, поскольку операционная система изначально «отрезает» кусок ОЗУ для собственных нужд, что, соответственно, уменьшает общий доступный объем. Но как это все работает? Давайте посмотрим на эти процессы несколько подробнее, особо не вдаваясь в техническую терминологию, а дав объяснение максимально простым и понятным любому пользователю языком.

Как работает виртуальная память и файл подкачки Windows 10?

Итак, под виртуальной памятью понимается зарезервированное место на жестком диске со строго определенным размером, в которое производится загрузка компонентов запускаемых программ при нехватке RAM (ОЗУ). Для чего все это нужно?

Представьте себе простейшую ситуацию, когда в запушенной операционной системе выполняется огромное количество собственных фоновых процессов, а тут еще и пользователь запускает несколько ресурсоемких программ (например, современную компьютерную игру с параллельным прослушиванием музыки на программном плеере), да еще и забывает закрыть остальные активные приложения, которые открыл ранее. Понятно ведь, что оперативная память не резиновая. А где взять дополнительные объемы, чтобы выполнить все запущенные процессы, да еще и так, чтобы вся система в один «прекрасный» момент не зависла?

Вот тут на помощь и приходит виртуальная память, за работу которой и отвечает файл подкачки (Windows 10 в данном случае берем исключительно в качестве примера, поскольку во всех ОС этого семейства принципы организации и работы виртуальной памяти абсолютно одинаковы). Компоненты программ (чаще всего объемные динамические библиотеки DLL) при переполнении RAM сбрасываются в ту самую зарезервированную область, откуда они и производят управление остальными элементами приложений. Объем резервируемого пространства как раз и зависит от размера файла подкачки (по большому счету, это одно и то же).

В некотором смысле виртуальная память очень похожа на оперативную. Но тут есть один нюанс. Дело в том, что по скорости доступа к загруженным компонентам оперативная память превосходит обращение к жесткому диску в разы, каким бы скоростным и суперсовременным они ни был. Поэтому в такой ситуации может наблюдаться задержка при выполнении каких-то программных элементов, хотя простой человек такую разницу заметит вряд ли.

Доступ к настройкам

Но давайте посмотрим, каким образом можно добраться до основных настроек, а попутно определимся, какие именно действия можно производить с самим компонентом pagefile.sys.

Сам системный компонент в виде обычного файла всегда располагается в корне системного диска или логического раздела. Отсюда нетрудно сделать вывод, что для каждого раздела в системе имеется собственная резервируемая область и независимый файл подкачки.

Чтобы перейти к основным настройкам и параметрам на примере Windows 10, необходимо вызвать раздел системы через меню ПКМ на иконке компьютера в обычном «Проводнике» с выбором пункта свойств и перейти к дополнительным параметрам (ссылка слева).

На вкладке «Дополнительно» в разделе быстродействия нажимается кнопка «Параметры», после этого еще на одной вкладке «Дополнительно» нажимается кнопка изменения опций виртуальной памяти.

Какие действия можно производить с компонентом pagefile.sys?

Итак, в настройки мы вошли. Но как настроить файл подкачки на оптимальное быстродействие системы, ведь опции неактивны?

Это нормальное явление. Дело в том, что изначально система сама устанавливает требуемый размер, в зависимости от конфигурации оборудования, в частности, от объема RAM. Если посмотрите внимательнее, сверху можно увидеть галочку напротив строки автоматического выбора объема. Таким образом, снятие флажка даст доступ к необходимым настройкам.

Как правило, чуть ниже отмечена строка задания размера по выбору системы, а в самом нижнем поле указан минимальный и рекомендуемый размер.

Изменение размера, установленного по умолчанию

Чтобы установить объем файла подкачки самостоятельно, необходимо активировать пункт задания размера, а в полях исходного и максимального размера ввести собственные значения. Но какие?

Вообще, вопрос касательно того, как настроить файл подкачки, имеет несколько вариантов ответов. Одни рекомендуют следовать негласным общепринятым правилам, другие советуют использовать другие настройки. В частности, одним из самых оптимальных решений, если уж вы решили установить собственные опции, станет задание размера, который соответствует половине рекомендуемого значения.

Тем не менее проблема того, как изменить файл подкачки, имеет и обратную сторону медали. Не секрет, что в современных конфигурациях с достаточно большими объемами оперативной памяти, можно вообще обойтись без использования виртуальной памяти. Например, при объемах RAM порядка 8 Гб и выше использование виртуальной памяти совершенно не оправдано, хотя Windows настоятельно рекомендует установить размер на уровне 1905 Мб при текущем значении 1920 Мб и минимальном 16 Мб.

Вообще, общий принцип таков: чем больше оперативной памяти, тем меньшим должен быть размер файла подкачки. Если привести параметры, считающиеся оптимальными в соотношении ОЗУ (оперативная память)/ВП (виртуальная память) в гигабайтах, значения распределятся следующим образом:

  • 6/0,5;
  • 2/1,5;
  • 0,5/2,5.

Насколько целесообразно отключение виртуальной памяти?

Ошибочно считать, что увеличение размера виртуальной памяти уж так сильно повысит быстродействие системы. Как уже говорилось, обращение к оперативной памяти производится с более высокой скоростью, нежели к жесткому диску. Кроме того, при задании слишком больших объемом можно получить такую ситуацию, когда система начнет полностью игнорировать RAM и использовать ВП. Как следствие, получите не увеличение, а снижение быстродействия.

Но без файла подкачки обойтись можно даже на маломощных конфигурациях, конечно, если в них не предполагается использование тяжеловесных программных продуктов. Например, Windows 10 на компьютере с 2-ядерным процессором среднего ценового диапазона и оперативной памятью 2 Гб прекрасно работает и без использования виртуальной памяти. Для «Офиса» большего и не нужно.

Как отключить файл подкачки? Нужно просто отметить строку «Без файла подкачки», сохранить изменения и произвести рестарт системы. Впрочем, нужен ли файл подкачки, пользователь решает сам.

Вопросы физического удаления

Некоторые особо пытливые умы пытаются удалить данный компонент, используя для этого разного рода ухищрения вроде предоставления себе дополнительных прав или использования программ для разблокировки закрытого доступа. Запомните! Заниматься такими вещами запрещается категорически! Потом, что называется, греха не оберетесь.

Вместо послесловия

Вот, собственно, и все насчет того, что такое файл подкачки. Установку оптимального размера можно производить согласно представленным рекомендациям, и не всегда уместно следовать советам Windows. Это отмечено многими специалистами по настройке системы. Что же касается отключения, действительно, если вы не собираетесь использовать ресурсоемкие программы или современные игры, можно обойтись и без виртуальной памяти. Система от этого только выиграет.

Похожие статьи