Эра глонасс для подержанных. Установка эра - глонасс на подержанные автомобили. Где можно установить систему

24.06.2020

«ЭРА-ГЛОНАСС» - разработанная в России система экстренного реагирования при авариях, введенная в промышленную эксплуатацию с 1 января 2015 года. Само название «ЭРА» означает «экстренное реагирования при авариях», а «ГЛОНАСС» - «глобальная навигационная спутниковая система». Она выглядит как небольшая кнопка, устанавливаемая на потолке автомобиля рядом с выключателем света. Внутри устройства расположена SIM-карта, что позволяет ему выходить на связь в случае ДТП.

Зачем это нужно?

Главная цель создания и внедрения системы «ЭРА-ГЛОНАСС» - сохранение жизни и здоровья пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и различных чрезвычайных ситуациях на дороге. Ожидается, что система, охватывающая все автомобильные дороги России, также повысит безопасность пассажирских и грузовых перевозок.

«ЭРА-ГЛОНАСС» технологически совместима с аналогичной европейской системой «ECALL», что позволяет обеспечивать безопасность не только на территории России, но и в государствах Евросоюза.

Как это работает?

В случае возникновения аварии терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически определяет точные координаты, тяжесть и время происшествия и передает эту информацию оператору «ЭРА-ГЛОНАСС». Оператор, в свою очередь, проверяет данные и направляет их в экстренные оперативные службы - дежурные части МВД или систему 112. Сигнал о бедствии имеет специальный, приоритетный статус - он будет передан через любого сотового оператора, чей сигнал будет самым сильным в данном месте. В случае перегрузки сети множеством звонков, существует возможность их прерывания для передачи экстренной информации об аварии. Предполагается, что система позволит пострадавшим быстрее получить необходимую помощь.

Вызов можно сделать и вручную, нажав специальную кнопку SOS. В режиме разговора оператор уточнит детали происшествия, и в случае подтверждения информации направит на место ДТП необходимые службы экстренного реагирования - скорую помощь, службу спасения или ГИБДД.

Кого это касается?

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (соответствующие изменения внесены 30 января 2013 года), установлено, какие транспортные средства и в какие сроки должны быть оснащены системой «ЭРА-ГЛОНАСС»:

    с 1 января 2015 года — транспортные средства, впервые проходящие процедуру одобрения типа на соответствие требованиям технического регламента;

    с 1 января 2016 года — транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза;

    с 1 января 2017 года — все транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории стран Таможенного союза.

Учитывая тенденцию на ежегодное расширение круга транспортных средств, обязанных устанавливать данную систему, вполне вероятно, что в недалеком будущем правительство обяжет устанавливать оборудование «ЭРА-ГЛОНАСС» на все автомобили, находящиеся на территории РФ.

Что будет, если ее не ставить?

Если ввозимый автомобиль не оснащен системой «ЭРА-ГЛОНАСС», таможня не выдаст ему ПТС, поэтому поставить автомобиль на учет будет невозможно.

Что делать, чтобы не нарушить закон?

Где нас найти?

Наши техцентры находятся по адресу:

  • ул. Коцюбинского, д. 4
  • ул. Новый Арбат, д. 36
  • ул. Путейская, д. 21
  • ул. Вавилова, д. 13А
  • ул. Кетчерская, д. 13
  • ул. Удальцова, д. 36
  • Востряковский проезд, д. 10Б
  • проспект Мира, д. 186, стр. 1

Примечения

    Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91802/

    Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 395-ФЗ https://rg.ru/2013/12/30/glonass-dok.html

    Постановление Правительства РФ О введении в промышленную эксплуатацию системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и создании акционерного общества «ГЛОНАСС»

С января 2017 года вопрос о том, где установить систему ЭРА-ГЛОНАСС, а также стоимость такой услуги является наиболее острым для владельцев автотранспорта (ввозимого в РФ, как нового, так и подержанного).

При том, что сам запрет на ввоз на территорию РФ транспортных средств (легковых и грузовых) без установленной системы ЭРА-ГЛОНАСС с 01.01.2017, как таковой отсутствует, эксплуатация такого авто без тревожной кнопки запрещена. Наличие этой системы является обязательным для эксплуатации не только для РФ, но и для Стран ЕАЭС.

Как работает тревожная кнопка ЭРА-ГЛОНАСС?

Для передачи звонка в колл-центр ЭРА-ГЛОНАСС используется сеть сотовой связи (одна сеть из трех операторов, с лучшим сигналом). При передаче информации от терминала к диспетчеру колл-центра используется выделенный канал связи: До момента ДТП устройство находится в «спящем режиме». При аварии сигнал от терминала поступает в колл-центр . Диспетчер связывается с машиной, используя динамик, и если авария подтверждается водителем (или при отсутствии ответа) направляет на место ДТП «Скорую помощь».

Использование спутниковой системы навигации ГЛОНАСС позволяет определить координаты ТС при аварии с точностью до 15 м. При получении сигнала об аварии автоматически формируется пакет данных о ДТП. В него заносится информация о транспортном средстве (номер машины), о водителе и пассажирах.

Для вызова помощи можно включить терминал системы ЭРА самостоятельно, нажав кнопку «SOS». При этом действия диспетчера будут аналогичны тем, которые он предпринимает при автоматическом срабатывании тревожной кнопки.

Система ЭРА совместима с ее европейской подобной системой экстренного оповещения eCall. Важно то, что передача информации с терминала ЭРА-ГЛОНАСС возможна даже в том случае, автомобиль попадет в аварию на территории ЕС.

Установленная система ЭРА-ГЛОНАСС позволяет расширить функционал и подключить коммерческие услуги:

  • Контроль топлива;
  • Оценка вождения;
  • Вызов эвакуатора;
  • Доставка топлива;
  • И другие.

Таможенное оформление транспорта для ЭРА-ГЛОНАСС

Для перевозки и правильного документального оформления транспортного средства автовладельцу необходимо:

  • осуществить ввоз автомобиля на территорию РФ;
  • купить кнопку и терминал ЭРА-ГЛОНАСС;
  • получить СБКТС или ОТТС;
  • получить ПТС;
  • пройти процедуру таможенного оформления (растаможку);
  • установить систему ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиль;
  • встать на учет в ГИБДД.

Паспорт ТС можно получить только после того, как пройдете оформление свидетельства, подтверждающего безопасность конструкции автомобиля (СБКТС). Это свидетельство нужно предъявить при таможенном оформлении бывшего в употреблении ТС.

Для оформления СБКТС необходимо обратиться в компанию имеющее право выдачи сертификата. Данное свидетельство, подтверждает соответствие конструкции автомобиля требованиям технических регламента.

Сколько стоит установка ЭРА-ГЛОНАСС?

Цены на установку системы ЭРА-ГЛОНАСС зависят от модели автомобиля, его конструкции, монтируемого оборудования и дополнительных датчиков. Осуществлять деятельность по оборудованию ТС терминалами ЭРЫ могут только организации, имеющие соответствующую аккредитацию.

Стоимость оборудования автомобиля терминалом ЭРА-ГЛОНАСС с подключением к системе оповещения будет составлять ориентировочно 38000 рублей (чаще всего стоимость зависит от вида транспортного средства и типа устанавливаемого оборудования).

Где установить систему ЭРА-ГЛОНАСС?

Оборудование ЭРА-ГЛОНАСС может быть смонтировано на транспортном средстве: Производителем при выпуске. Дилером в ходе предпродажной подготовки. Представителями сторонней (сертифицированной) организации.

Абонентские терминалы системы экстренного оповещения о ДТП устанавливаются:

  • при производстве в РФ на ТС, которые изготавливаются на заводах РФ;
  • при производстве за пределами РФ на ТС, предназначенные для импорта в Россию;
  • в специализированных организациях на ТС в возрасте до 30 лет с момента производства, ввезенные в РФ с 1.01.2017.

Подержанный автотранспорт, проданный и ввезенный на территорию РФ до 01.01.2017, может быть оборудован системой ЭРА-ГЛОНАСС владельцем самостоятельно в сертифицированной компании.

Выбор модели и конфигурации системы (в рамках требований технических регламентов) определяется производителем или дилером. Для получения сертификата, допускающего установку выбранной модели терминала ЭРЫ на конкретную модель транспортного средства, проводятся краш-тесты. В рамках краш-тестов осуществляется настройка датчиков системы для их максимально корректной работы именно на этой модели автомобиля. Необходимость проведения краш-тестов приводит к повышению себестоимости автомобиля, и в результате его продажная цен возрастает.

При установке ЭРА-ГЛОНАСС в аккредитованной организации владелец сам определяет модель терминала и необходимость оборудования ТС дополнительными модулями (это влияет на итоговую стоимость).

Процесс установки ЭРА-ГЛОНАСС

Установить терминал и датчики системы экстренного оповещения самостоятельно нельзя. Выполнять работу по подключению, монтажу и регистрации оборудования должна организация, обладающая необходимыми разрешениями.

Сам процесс монтажа включает такие этапы:

  • Установка модуля ЭРА-ГЛОНАСС;
  • Установка кнопки «SOS»;
  • Подключение оборудования к системам автомобиля;
  • Настройка оборудования;
  • Тестирование работы системы.

Обратите внимание! Если терминал ЭРЫ ставится при производстве автомобиля в заводских условиях, то машина оборудуется датчиками удара и опрокидывания для автоматического срабатывания системы. При установке на подержанное транспортное средство ограничиваются монтажом тревожной кнопки, позволяющей активировать ЭРА-ГЛОНАСС в ручном режиме.

После того как ТС будет оборудовано системой ЭРА-ГЛОНАСС, документы передаются в сертифицированную компанию, осуществляющую выдачу СБКТС. ID системы в обязательном порядке записывается в свидетельстве.

Перспективы развития ЭРА-ГЛОНАСС

ЭРА-ГЛОНАСС это проект, который находится под пристальным контролем государства. Его внедрение позволяет сократить сроки реагирования экстренных служб на ДТП, обеспечивает быстрое прибытие Скорой помощи, МЧС, ГИБДД на место аварии, что способствует снижению травматизма и смертности.

Но этим сфера использования возможностей ЭРА-ГЛОНАСС не ограничивается. В 2017 году планируется расширение функционала системы за счет внедрения таких сервисов:

  • информационная поддержка (круглосуточная справочная служба);
  • удаленная техническая консультация;
  • служба аварийных комиссаров (ускорение оформления ДТП);
  • выездная техпомощь (шиномонтаж, подвоз топлива, запуск двигателя и т.д.);
  • эвакуация автомобиля с места ДТП.

Воспользоваться этими услугами смогут владельцы автомобилей с установленной и зарегистрированной системой ЭРА-ГЛОНАСС. Установить оборудование вы можете в аккредитованной организации. Стоимость установки необходимо согласовывать дополнительною поскольку она варьируется от ряда параметров: модели терминала, дополнительных функций и датчиков и т.д.

Ответ на вопрос, сколько стоит Эра-Глонасс для вашего автомобиля, очень прост — от 20 до 45 000 рублей в стандартном исполнении. Эра-Глонасс предназначена для оперативной помощи водителю и пассажирам в экстренных случаях, требующих помощи. В стоимость установки включается идентификация в системе и пожизненное (для автомобиля) обслуживание.

Особенности Эра-Глонасс

Эра-Глонасс контролирует зарегистрированные в ней транспортные средства при помощи спутникового слежения. Координаты автомобиля регистрируются с точностью до 15 метров. В случае аварии этого достаточно чтобы найти авто даже в условиях экстремальной непогоды.

Существует два способа реагирования на экстренные ситуации системой:

  • ручной – нажатием тревожной кнопки (возможна голосовая связь с оператором);
  • автоматический (от датчиков удара, срабатывания подушки безопасности и т.д.).

Сигнал передается сразу по двум стандартам связи: американской GPS и российской ГЛОНАСС. Это увеличивает надежность оповещения. Кроме того, как страхующая связь, используется виртуальная сеть MVNO, соединенная со всеми мобильными операторами Российской Федерации. Вызовы через MVNO имеют приоритетную связь перед другими операторами.

Вся речевая связь обеспечивается мобильными операторами, но в удаленных районах, где телефонная связь недоступна, можно использовать дополнительные спутниковые модули. То есть, если водитель терпит крушение в недосягаемой мобильными операторами зоне, он может надеяться, что связь обеспечит спутник.

Сообщение об аварийной ситуации или нападении на автомобиль формируется и поступает на пульт МЧС в течение 20 секунд. Если связь недоступна, модуль экстренной связи будет постоянно посылать сигналы бедствия. Норматив прибытия бригады скорой помощи составляет 20 минут, но трудно сказать насколько этот срок реален в условиях городских пробок или таежных дорог.

Кто может, обязан и должен установить оборудование Эра-Глонасс

Эра-Глонасс устанавливается в автомобили:

  • подержанные импортные (только с ручным вызовом экстренных служб);
  • новые автомобили, произведенные на территории РФ;
  • любые подержанные автомобили по желанию владельца.

Устанавливать самостоятельно систему в новый автомобиль, произведенный в России после 2018 года не нужно, это сделает завод производитель. Есть небольшое исключение. В некоторых случаях Росстандарт разрешает предприятиям выпускать автомобили без Эра-Глонасс до 2019 года, на время реконструкции производства. С другой стороны, это решение обязывает установить на автомобиль систему экстренной сигнализации собственными силами владельца. Так или иначе, придется заплатить, а цена зависит от комплектации и амбиций предприятия-установщика.

Стоимость установки тревожной кнопки и регистрация в системе обойдется в 20 000 рублей. Комплекты могут отличаться по наличию модулей, функциональности и цене.

Состав и функциональность системы Эра-Глонасс

Все требования к системе Эра-Глонасс обозначены в Госстандарте Р 54620–2011, также она полностью гармонизирована с европейской системой eCall.

Автомобили оснащаются:

  • навигационным приемником (ГЛОНАСС);
  • системой записи профиля ускорения;
  • интерфейсным блоком с тревожной кнопкой вызова;
  • индикатором состояния АС;
  • внутренним микроконтроллером;
  • оперативной и энергонезависимой памятью;
  • интерфейсом доступа к данным;
  • датчиками;
  • внутренней или внешней антенной ГНСС;
  • коммуникационными модулями GSM и UMTS
  • основным и резервным источником питания.

Эра-Глонасс автомобиля должна реагировать на следующие аварийные ситуации:

  • лобовое столкновение;
  • боковой удар;
  • столкновение сзади;
  • опрокидывание
  • падение;
  • пожар.

Некоторые интеграторы системы Эра-Глонасс могут потребовать дополнительных денег за функцию «удар сзади» — это опциональный датчик.

В комплекте системы Эра-Глонасс для установки на автомобиль должны присутствовать:

  • АС и механизмы крепления;
  • блок управления пользователя АС и механизмы крепления;
  • датчики автоматического определения события ДТП;
  • микрофон с кабелем подключения и креплением;
  • резервный аккумулятор;
  • кабель соединения питания;
  • динамик громкой связи.

ГОСТ позволяет использовать любую комбинацию устройств, и соответственно назначать цены в зависимости от комплекта модулей.

Как самостоятельно оснастить ввозимый автомобиль системой Эра-Глонасс

Если ввозится автомобиль без системы вызова оперативных служб, необходимо соблюсти следующую инструкцию:

  1. Приобрести абонентский терминал у официального партнера АО «ГЛОНАСС».
  2. Подать заявку в аккредитованную лабораторию, с договором о приобретении абонентского терминала.
  3. Подать документы в таможенные органы для выдачи паспорта автомобиля.
  4. Установить абонентский терминал в сертифицированном центре.
  5. Заполнить форму и предоставить требуемую информацию в ГАИС.
  6. Предоставить оборудованный Эра-Глонасс транспорт для регистрации в органы ГБДД.
  7. Получить все необходимые документы.

Стоимость подключения автоматической системы Эра-Глонасс

Наиболее простое решение оснащение авто системой Эра-Глонасс будет инсталляция минимального технического набора с тревожной кнопкой в удобном месте. Такой недорогой вариант обойдется приблизительно в 28-30 000 рублей. Это дешево, но не эффективно, ведь после аварии водитель может и не дотянутся до кнопки. А абонентский терминал «подумает», что была остановка для отдыха.

В минимальную стандартную комплектацию входит:

  • программируемый терминал – 27 111 руб.;
  • идентификация в системе – 1950 руб.;
  • монтаж терминала – 2800 руб.

Но не все выдерживают полугодичную очередь на установку системы, поэтому некоторые сервисы могут предложить срочную установку за 70-80 000 руб.

ВАЖНО! Руководство АвтоВАЗ утверждает, что автомобили, комплектуемые полноценной системой Эра-Глонасс, будут лишь на 40 000 рублей дороже предшественников.

Как работает Эра-Глонасс

В случае аварийной ситуации, после срабатывания одного из датчиков, система автоматически подает тревожный сигнал в кол-центр службы спасения. Если оператор не сможет связаться с терпящими бедствие он высылает группу спасателей по координатам определенными спутниковой системой.

ВАЖНО! Датчики срабатывают только при включенном зажигании и 60 секунд после отключения.

Оператор службы спасения в автоматическом режиме получает файл размером 140 байт с информацией:

  • географические координаты автомобиля;
  • номер VIN;
  • тип топлива.
  • скорость в момент аварии;
  • показатель силы ударных перегрузок;
  • цвет кузова.

Алгоритм взаимодействия с МЧС позволяет значительно ускорить приезд спасателей. Особенно это важно в тех случаях, когда состояние водителя и пассажиров не позволяет самостоятельно вызвать помощь. Российская статистика говорит о том, что только 3% пострадавших в ДТП погибают моментально и 56% не дождавшись своевременной помощи.

На видео о системе Эра-Глонасс

Коммерческая сторона Эра-Глонасс

С 2018 года система переходит под управление государственного АО ГЛОНАСС. В планах предприятия коммерциализация системы и включение дополнительной кнопки для заказа платных услуг. Среди них:

  • вызов эвакуатора;
  • вызов аварийного инспектора;
  • вызов техпомощи;
  • дистанционный запуск через встроенный модем;
  • количество пристегнутых пассажиров;
  • онлайн диагностика авто.

В настоящее время комплект Эра-Глонасс для установки не на сборочном конвейере производит единственная компания в РФ – Форт-Телеком. Стоимость самого комплекта невелика 6-12 000 рублей, но в конечную стоимость для потребителя входит сертификация и установка, поэтому в реальности стоимость системы Эра-Глонасс будет в 3-4 раза выше.

Уже после появления этой публикации компания АО Глонасс добавила на свой сайт важную оговорку. Она сообщает о том, что упомянутые нами документы , которые описывают порядок внезаводской установки терминалов ЭРА-ГЛОНАСС, относятся только к транспортным средствам, уже находящимся в использовании на территории России. То есть это процедура добровольной установки «Эры» автовладельцами. Позиция АО Глонасс заключается в том, что говорить о применении такого же порядка установки «Эры» на ввозимые в РФ подержанные автомобили некорректно. Минпромторг на наш вопрос о том, как именно будет организована установка «Эры» на импортные машины с пробегом, не ответил и от комментариев отказался. Однако сумма полуофициальных и неофициальных пояснений выглядит следующим образом: утверждать, что в России появилась упрощенная процедура для ввозимых в страну подержанных автомобилей, преждевременно - пока такое решение не принято. При этом мы не можем не обратить внимания на то, что сигналы о грядущем упрощении процедуры поступали от представителей власти и в конце февраля , и в начале марта . Таким образом, до появления официального решения по этому вопросу наша публикация остается в ранге гипотезы на основе анализа информации из официальных и неофициальных источников.

В России появился упрощенный порядок оснащения автомобилей устройствами ЭРА-ГЛОНАСС в незаводских условиях: он предназначен как для тех машин с пробегом, которые впервые ввозятся в РФ, так и для любых других автомобилей, уже находящихся в эксплуатации. Компания АО Глонасс, которая является оператором системы ЭРА-ГЛОНАСС, опубликовала на своем сайте пакет документов, из которого следует, что в России должна появиться сеть специализированных сервисов - по сути, «дилеров Эры» ,- получающих право устанавливать терминалы экстренного вызова на подержанные автомобили. Установка окажется платной, с автовладельцев будут брать деньги за само устройство с кнопкой SOS, за его установку и за активацию, однако после этого уже не придется проходить никаких дополнительных сертификаций или испытаний: работу кнопки проверят прямо в сервисе одним тестовым звонком.

По неофициальным оценкам, вся процедура для автомобилиста может стоить в пределах 30 тысяч рублей, из которых 18-25 тысяч - это цена самого устройства, три-четыре тысячи - установка, а еще 950 рублей - плата за внесение данных автомобиля в базу оператора «Эры». Однако на фоне ажиотажа цены могут оказаться выше.

Важный нюанс: машины в данном случае будут оснащаться не «системой вызова экстренных оперативных служб», а «устройством вызова», сокращенно - УВЭОС. Разница в том, что «система» предполагает возможность в случае аварии послать сообщение SOS в автоматическом режиме, по сигналу от датчиков удара. Именно «системой ЭРА-ГЛОНАСС» требует оснащать новые автомобили Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, а интеграция «системы», как правило, возможна только в заводских условиях.

«Устройство» же имеет упрощенный функционал - только ручной вызов. То есть чтобы послать сигнал SOS после аварии, в машине должен быть хоть кто-то, способный нажать кнопку «Эры». По техрегламенту подобные «устройства» (УВЭОС) должны с завода стоять на коммерческих автомобилях и на крупных внедорожниках. Теперь к этим категориям добавляются и подержанные машины. От их терминалов «Эры» не будут требовать реакции на удар или на опрокидывание, поэтому и краш-тесты не нужны, а испытание на акустику (то есть на качество двусторонней голосовой связи с оператором колл-центра) станет осуществляться эмпирически в ходе тестового звонка, грубо говоря «на слух», без измерений.

Кроме этого, во время такого тестового звонка будет происходить идентификация автомобиля: в общую базу данных «Эры» отправятся данные о машине, включая госномер, VIN, марку, модель, цвет, местоположение, сведения о ее «сим-карте» и т.д.

Сами терминалы «дилерам Эры» будут официально поставлять те же самые производители «систем» и «устройств», которые поставляют «Эру» на заводы российских и зарубежных автомобильных компаний. Таким образом, это будут относительно однотипные серийные устройства, уже прошедшие сертификацию на электромагнитную совместимость, виброустойчивость, защиту от пыли и влаги и многие другие испытания.

Упрощенная «Эра» будет неизбежной для всех ввозимых в Россию подержанных машин, так как Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств не позволяет выдавать ПТС на автомобили без системы экстренного оповещения. Но для машин, уже находящихся в использовании, оснащение «Эрой» остается добровольным.

Интересно, что документы с описанием новой процедуры были опубликованы еще 21 февраля, однако эта информация не стала достоянием общественности, так как АО Глонасс разместило ее только в разделе сайта, предназначенном для партнеров. Никакого официального сообщения о создании упрощенной процедуры ни сам оператор «Эры», ни Минпромторг пока не опубликовали. Очевидно, это связано с тем, что порядок отношений АО Глонасс с партнерами не влияет на действие техрегламента, поэтому, чтобы упрощенный порядок установки «Эры» заработал де-юре, необходимо официальное решение Минпромторга о внесении поправок в официальные документы Таможенного союза. На момент публикации этой статьи Минпромторг еще не ответил на запрос Авторевю, однако, по нашим данным, в ближайшие дни должен состояться официальный брифинг министерства и АО Глонасс по этому вопросу.

При этом черты новой схемы ясны уже сейчас. Как пояснил директор по развитию одного из производителей терминалов «Эры» компании Fort Telecom Владимир Макаренко, механизм запуска новой процедуры сводится к двум условиям. Во-первых, компании, желающие выступить в роли партнеров АО Глонасс (то есть «дилеров Эры» по установке), должны заключить с АО соглашения, по которым они выполняют ряд требований и получают доступ к информационной базе системы ЭРА-ГЛОНАСС с правом вносить туда данные о транспортных средствах. Во-вторых, персонал этих «партнеров-дилеров» должен пройти техническое обучение у поставщика терминалов УВЭОС.

Для автовладельцев, которые ввозят подержанный автомобиль в Россию, порядок действий, по словам Владимира Макаренко, может выглядеть следующим образом:

1) ввезти автомобиль;

2) обратиться в местный установочный центр, который имеет договор с АО Глонасс;

3) центр производит установку, тестовый звонок и осуществляет все взаимодействие с АО Глонасс;

4) после подтверждения регистрации транспортного средства в системе ЭРА-ГЛОНАСС можно обращаться в таможню за получением ПТС.

Для тех автовладельцев, которые в добровольном порядке пожелают установить «Эру» на машину, уже находящуюся в использовании, процедура, естественно, сократится всего до двух шагов.

Напомним, что необходимость создания упрощенной процедуры возникла после того, как в начале этого года Федеральная таможенная служба перестала выдавать паспорта транспортных средств (ПТС) на ввозимые в Россию подержанные импортные машины, не оснащенные «Эрой». Основанием для этого является тот же самый Технический регламент Таможенного союза, который не делает разницы между новыми и подержанными автомобилями при выпуске в обращение (то есть при выдаче ПТС). Официально техрегламентом от «Эры» освобождены только олдтаймеры возрастом более 30 лет.

Таким образом, частный ввоз машин с пробегом в Россию с января был фактически запрещен, потому что автовладельцам для установки «Эры» предлагалось, наравне с автопроизводителями, пройти полную процедуру сертификации, включая краш-тесты, а ее стоимость достигала 800 тысяч рублей.

Естественно, что острее всего проблема встала в Приморском крае, где на стоянках ФТС скопилось около 1500 нерастаможенных иномарок без «Эры». Дело шло к народным волнениям, поэтому премьер-министр Дмитрий Медведев дал указание найти выход из ситуации, и в середине февраля в Приморье был введен временный мораторий на «Эру»: с 17 по 27 февраля местная таможенная служба выдала 1100 ПТС на машины без кнопки SOS.

А в конце февраля и.о. генерального директора АО Глонасс Андрей Жерегеля заявил , что упрощенный порядок установки «Эры» будет принят в ближайшие дни и что 11 компаний во Владивостоке уже заявили о готовности оснащать подержанные автомобили кнопками SOS. При этом поставки сертифицированных терминалов в Приморье начнут два российских производителя устройств вызова экстренных оперативных служб: фирма Fort Telecom из Перми и московская компания Сантэл-Навигация.

В других регионах России упрощенная процедура и «дилеры Эры» могут появиться чуть позже. К тому же выход на этот рынок большего количества производителей УВЭОС и установщиков может способствовать снижению цен.

С начала 2018 года к юристам стало поступать огромное количество вопросов относительно оснащения автомобилей комплексом оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС». «Обязательная» установка с 2018 года специальной «тревожной кнопки», вопреки расхожему мнению, далеко не всегда является обязательной.

Расскажем подробнее, что такое «ЭРА-ГЛОНАСС», обязательно ли устанавливать комплекс оповещения, является ли его наличие непременным условием для эксплуатации автотранспорта в РФ.

О проекте

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» – отечественный комплекс оперативного реагирования на дорожные происшествия, призванный в автоматическом режиме оповещать службы спасения о произошедших на автотрассах ДТП. С ее внедрением власти надеются:

  • улучшить ситуацию на дорогах;
  • снизить число автоаварий со смертельным исходом;
  • ускорить прибытие на место происшествия спасателей, медиков и автоинспекторов;
  • обезопасить перевозку пассажиров и грузов.

В опытную эксплуатацию отечественный аналог европейской системы eCall был запущен в 2014 году. В том же году вступил в силу Федеральный закон №395-ФЗ «О государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» от 28.12.2013, регулирующий возникающие в связи с функционированием комплекса оповещения правовые отношения.

На январь 2018 года устройством оснащены около 1,5 млн автомобилей, сообщает официальный сайт оператора системы – АО «ГЛОНАСС».

Как работает система?

В комплекс оповещения входит сим-карта и система спутникового слежения. В ситуации, требующей неотложной помощи, они зафиксируют:

  • уникальный код – VIN-номер автомобиля;
  • время совершения ДТП;
  • точные координаты;
  • направление и скорость движения транспортного средства в момент аварии, силу столкновения;
  • степень его повреждения.

Реагирование на дорожное происшествие осуществляется по следующей схеме: данные спутниковой связи через сети сотовых компаний поступают в контакт-центр системы, отсеяв ложные вызовы, операторы направляют сведения о реальных ДТП на единый номер экстренных служб «112». Время оповещения спасателей – около 20 секунд.

Встроенный терминал передаст автоматический сигнал и подробности аварии при превышении пороговых значений. В остальных случаях, чтобы зафиксировать данные по ДТП (которые понадобятся при разбирательстве), следует задействовать ручной режим – для связи с диспетчерами в салоне автомобиля устанавливается кнопка «ЭРА-ГЛОНАСС». Нажать на нее нужно в течение 10 минут после столкновения, иначе информация на обработку не поступит.

Первый сигнал о ДТП в автоматическом режиме поступил 21 января 2016 года из Ростова-на-Дону. Всего за два года диспетчеры приняли и обработали более 645 000 вызовов, факт аварии подтвердился по 7 211 случаям.

Обязательно ли устанавливать «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2018 году?

С 1 января 2017 года собранные на территории России автомобили, согласно техническому регламенту Таможенного союза №877 «О безопасности колесных транспортных средств», должны оснащаться системой оповещения о ДТП. Требование затронуло новые машины, получившие одобрение типа транспортного средства (ОТТС, на основании этого документа выдается техпаспорт) с 1 января 2017 года. Модели с выданным ранее этого срока ОТТС разрешено реализовывать без «ЭРА-ГЛОНАСС».

С 1 января 2018 года на каждый автомобиль устанавливать комплекс не нужно. Потребуется ли обязательная установка на новое авто, зависит от даты выдачи ОТТС – условия с предыдущего года не изменились. После 31 декабря 2019 года, когда закончится трехлетний срок действия этого документа, все новые машины на российском авторынке должны быть оснащены системой оповещения.

Обязанность по оборудованию возложена:

  • на производителей – с заводского конвейера машина должна сойти в требуемой комплектации;
  • дистрибьюторов, получивших ОТТС после 31 декабря 2016 года. При ввозе партии иномарок им придется оборудовать их системой «ЭРА-ГЛОНАСС».

Обязательная установка с 2018 г. на авто с пробегом потребуется, если транспортное средство приобретено за границей и проходит оформление на таможне. Это исключительный случай, когда заняться оснащением в обязательном порядке должен владелец автомобиля.

Сколько стоит установка?

Хотя требование об оборудовании системой реагирования на ДТП не распространяется на все транспортные средства, автовладельцы могут оснастить ею машину за свой счет. Установка «ЭРА-ГЛОНАСС» производится в компаниях, имеющих лицензию на право продавать комплексы. Там желающие могут их купить. Цена, согласно прайс-листу одной из организаций, предлагающих такую услугу, составит:

  • около 23 000 рублей за комплект оборудования;
  • около 3 000 рублей – за его установку.

Дополнительной платы потребует настройка устройства.

Изменения в ПДД

С 1 января 2018 года упрощена процедура оформления ДТП по европротоколу. Новую статью в закон об ОСАГО, регламентирующую правила оформления мелких ДТП без участия сотрудников дорожной полиции, ввел Федеральный закон №223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014.

Теперь при составлении акта ДТП в рамках европротокола используется механизм «ЭРА-ГЛОНАСС» – с 1 января 2018 года некорректируемые данные об авариях с участием автомобилей, оснащенных тревожной кнопкой, направляются страховщикам. Этот метод проходит апробацию в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним областях. На остальных российских территориях он заработает с 1 октября 2019 года.

Страхователи, оформившие ДТП по европротоколу на территории одного из пилотных регионов, при подтверждении невиновности могут получить сумму страхового возмещения до 400 000 рублей. В остальных субъектах в аналогичных случаях лимит выплаты составляет 50 000 рублей.

Похожие статьи