Цифровая грамотность педагога. Аналитики оценили уровень цифровой грамотности россиян Охарактеризуйте цифровую грамотность как компонент жизненных навыков

24.06.2020

Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых технологий на общие измеряемые результаты обучения.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами.

Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ – доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети, поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями; следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная грамотность – чтение и письмо, математические навыки и управление социальным поведением. Ниже показано соотношение компонентов цифровой грамотности и базовых компетенций.

Доступ к информации определяется как идентификация информационных источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что является одним из базовых компонентов грамотности. Цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по управлению информацией. При использовании Интернета не всегда возможно применить существующие традиционные организационные или классификационные схемы для оценки содержания источника. Например, книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением, заслуживающим доверия. Оценка информации (вынесение суждений о ее адекватности, актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности) играет здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление информацией стало насущной частью программ формирования цифровой грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.

Интеграция – еще один навык, связанный с базовыми компетенциями. В случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников. Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую разные типы данных должны обрабатываться одновременно.

Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты, таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход.

Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов грамотности. Аналогичным образом построение новой цифровой информации путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения или разработки авторских материалов также составляет ядро цифровой грамотности. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков, способных поддерживать процесс творчества. ИКТ стимулируют формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве.

Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. ИКТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов.

Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку, работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Молодые преподаватели, родившиеся уже в цифровую эру, могут стать хорошим примером таких специалистов, активно использующих ИКТ, но пока не обязательно обладающих достаточной грамотностью для применения ИКТ в учебном процессе. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.

МОСКВА, 20 июня 2018 года. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде. Индекс цифровой грамотности* составил 52 п.п. из 100 возможных. При этом россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом.

Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность для экономики будущего». В рамках проекта были проведены всероссийские опросы населения**, а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения.

Индекс цифровой грамотности россиян

Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.

Компоненты цифровой грамотности:

  • Информационная грамотность
    • Знания о специфике информации и различных ее источниках
    • Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
    • Установки в отношении пользы и вреда информации
  • Компьютерная грамотность
    • Знание устройства компьютера и его функций
    • Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
    • Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
  • Медиаграмотность
    • Знание о медиа-контенте и его источниках
    • Навыки поиска новостей и фактчекинга
    • Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
  • Коммуникативная грамотность
    • Знания о специфики диалога в цифровой коммуникации
    • Навыки использования современных средств коммуникации
    • Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
  • Технологические инновации
    • Знания современных технологических тенденций
    • Навыки работы с гаджетами и приложениями
    • Установки в отношении пользы технологических инноваций

Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам и составил 52 п.п. из 100 возможных. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше).

Самые развитые компетенции россияне демонстрируют в области медиаграмотности (подиндекс равен 65 п.п.). Самый низкий индекс – в области компьютерной грамотности (подиндекс равен 46 п.п.).

В Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках индекс равен 59 п.п., в то время как в селе он почти на 10 п.п. ниже – 49 п.п. Чем выше уровень образования у человека, тем выше у него и уровень цифровой грамотности. Также уровень цифровой грамотности зависит от возраста – чем моложе люди, тем выше у них уровень цифровой грамотности. Значимых гендерных различий не обнаружено (53 п.п. среди мужчин и 50 п.п. среди женщин).

В целом россиянам в отношении цифровых компетенций свойственны устойчивые наборы базовых навыков при недостатке знаний и этических установок (подиндекс по навыкам - 55 п.п., по установкам – 53 п.п., по знаниям – 47 п.п.).

Уровень информационной грамотности

Одним из признаков достаточного уровня знаний является умение делать выводы о каком-то факте на основе разных источников. Большая часть россиян серьезно подходят к вопросу анализа информации и предпочитают изучать разные ресурсы (74%). С точки зрения навыков 81% легко находят нужную информацию в интернете (среди тех, у кого есть компьютер).

С этической стороной информационной грамотности ситуация не столь однозначна. Этот индикатор показывает, насколько глубоко человек рефлексирует по поводу найденной информации. 45% не задумываются о пользе и вреде информации, которую они получают в интернете.

Уровень компьютерной грамотности

Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью, являются понимение технических составлюящих компьютера и легкость в использовани устройства вне зависимости от платформы, а также понимание целей использования гаджетов.

78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Однако чуть менее половины людей старше 55 лет (43%) испытывают трудности. Для сравнения, только 10% людей 18-24 лет и 12% людей 25-34 лет считают работу на компьютере сложной. Людям с высшим образованием это дается проще (85%), чем тем, у кого уровень образования ниже (74%).

Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач – для работы, учебы, или досуга и развлечений.

Молодежь и мужская аудиория лучше разбираются в компьютерах и программном обеспечении. Чем старше человек, тем хуже его знания в области компьютерной грамотности.

Уровень медиаграмотности

Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут неполно сообщать новости и информацию.

51% россиян не подвергают сомнению факты, опубликованные в СМИ, которым они доверяют. Каждый четвертый россиянин признался, что ему сложно отслеживать новости, ориентироваться в большом потоке событий (26%). Чем моложе человек, тем проще ему это дается.

Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, могут не всегда представлять информацию достоверно. При этом почти треть россиян (28%) уверены, что те СМИ, которым они доверяют, правдиво освещают информацию и события. В достоверности информации, которую транслируют СМИ, больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.

Уровень коммуникативной грамотности

Уровень знаний в области коммуникативной грамотности демонстрирует способность проанализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете.

58% россиян анализируют позицию своего собеседника во время беседы в интернете , причем среди молодежи эта доля выше.

Измерение уровня коммуникативных навыков подразумевает оценку опыта использования современных цифровых каналов общения (мессенджеры, социальные сети). Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации : в первую очередь это молодые люди от 18 до 24 лет (95%) и от 25 до 34 лет (86%).

Большинство россиян (76%) считают, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в жизни.

Цифровая грамотность и безопасность

Риски пробелов в цифровой грамотности заключаются в неадекватной оценке роли информации в современном мире, что, в свою очередь, ведет к непониманию того, что информацию нужно защищать. 44% россиян уверены, что способны защитить собственные персональные данные. Примечательно, что более половины российских интернет-пользователей (55%) считают, что защита их персональных данных – не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство.

72% пользователей выкладывают в сеть личные фотографии, каждый пятый (19%) – сведения о членах своей семьи. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi сети (22%).

38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов. Такая же доля пользователей не используют регулярно обновляемое антивирусное ПО.

44% пользователей поведут себя некорректно, если получат от знакомого человека письма с вирусом. Каждый десятый отправит сообщение с вирусом обратно адресату, еще 9% открыли бы письмо. 4% считают, что достаточно перезагрузить компьютер и от этого вирус пропадет. При этом пользователи интернета знают, как себя вести при получении электронного письма от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт (71%). Каждый десятый будет консультироваться со знакомым специалистом по данному вопросу.

Отношение человека к инновационным технологиям тесно связано с медиаграмотностью, информационной, компьютерной и коммуникативной грамотностью: если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.

Треть россиян следят за новинками в сфере инноваций (36%). Чем старше человек, тем реже он старается быть в курсе технологических новинок. Половина россиян осознают, что современные гаджеты помогают в повседневной жизни и упрощают ее (58%). При этом 53% отметили, что им сложно осваивать современные технологии.

Знания в области работы с информацией , % опрошенных

Навыки в области работы с информацией , % опрошенных

Установки в области работы с информацией , % опрошенных

Знания в области компьютерной грамотности

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Навыки в области компьютерной грамотности , % опрошенных, разбивка по уровню образования

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Установки в области компьютерной грамотности , % опрошенных, разбивка по уровню образования

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Все опрошенные 18-24 25-34 35-44 45-54 55+
49 65 61 55 47 35
51 35 39 45 53 65

Знания в области медиаграмотности , % опрошенных, разбивка по уровню образования

Есть высшее образование Нет высшего образования
Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий 67 44
Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю 33 56

Навыки в области медиаграмотности , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Установки в области медиаграмотности , % опрошенных

Знания в области коммуникативной грамотности , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Навыки в области коммуникативной грамотности , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Установки в области коммуникативной грамотности , % опрошенных

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Знания о технологических инновациях , % опрошенных, разбивка по уровню образования

Знания о технологических инновациях

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Навыки использования технологических инноваций , % опрошенных, разбивка по полу

Отношение и установки к технологическим инновациям , % опрошенных, разбивка по возрастным группам

Индекс цифровой грамотности , разбивка по возрастным группам

Индекс цифровой грамотности , разбивка по типу населенного пункта

Индекс цифровой грамотности , значение по видам грамотности

, % опрошенных, разбивка по возрастным группам

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?» , % опрошенных, разбивка по полу

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?» , % опрошенных, разбивка по уровню образования

«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?» , % опрошенных, разбивка по пользующимся/не пользующимся интернетом

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете , % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете , % пользователей интернета, разбивка по полу

Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете , % пользователей интернета, разбивка по уровню образования

, % пользователей интернета, разбивка по полу

Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов , % пользователей интернета, разбивка по уровню образования

Доля пользователей, которые регулярно обновляют антивирус , % пользователей интернета

Доля пользователей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети, например, в кафе или на улице , % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам

«Что Вы предпримите, если в электронном письме от знакомого Вам человека обнаружен вирус?» , % пользователей интернета

«Что Вы предпримите, если в электронном письме от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт?» , % пользователей интернета


*В рамках Саммита G20 в апреле 2017 года был предложен комплексный подход, базирующийся на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.

** Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2017 года. Опрошено более 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Уровни цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков. Компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров. Информационная грамотность - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. В этом определении есть два очень важных момента:

1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.

2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.

Можно сказать, что информационная грамотность - это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:

· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;

· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;

· найти информацию, соответствующую данной теме;

· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;

· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;

· сформировать собственное отношение к этой информации;

· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.

Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.

Уровни содержательных показателей информационной грамотности личности:

1. Высокий уровень: осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.

2. Средний уровень: не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.

3. Низкий уровень: не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.

На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга. Информационные технологии и здесь востребованы и актуальны.Рассмотрим их применение в различных областях дополнительного образования.

Использование ИТ в техническом направлении:

Использованием ИТ в технической направленности в современном мире никого не удивишь. Это норма. И поэтому мы подробно не будем останавливаться на данном направлении. В связи с этим «помолодел» возраст учащихся, занимающихся в объединениях. Сейчас педагог дополнительного образования, посещает курсы по робототехнике. В планы Дворца входит написание отдельной программы по данному курсу и активное внедрение этого кружка в систему. Ведется работа количеством компьютерных программ (Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign).

Хотелось обратить внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые, на первый взгляд далеки от техники и науки.

Использование ИТ в художественном направлении:

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.

Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:

В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот некоторые примеры:

Текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.

Использование мультимедиа: занятия физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.

Использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.

Использование видеозаписей игр для анализа.

ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.

Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:

Кружок вязания, изостудия, художественное конструирование, вышивка бисером, моделирование одежды для кукол тоже не обходятся без ИТ. Это создание слайд-шоу, презентаций, видео мастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе - практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.

Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:

В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.

Результатами применения ИКТ в дополнительном образовании становятся всестороннее развитие учащихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества дополнительного образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемому предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Итак, мы приходим к выводу, что информационная грамотность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов(в различных видах, формах и жанрах), анализу сложных процессов функционирования информационных потоков. Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному ИКТ, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть от нашей способности осознанно принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.


DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Берман Н.Д.

ORCID: 0000-0002-3 573-048Х, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация

В статье рассматривается понятие «цифровая грамотность». Проводится различие между компьютерной и цифровой грамотностью. Определяются структурные составляющие цифровой грамотности.

Ключевые слова: информация; цифровые технологии; цифровая грамотность; компьютерная грамотность; цифровые компетенции; цифровая безопасность; цифровое потребление; информационные технологии.

ТО THE QUESTION OF DIGITAL LITERACY Berman N.D.

ORCID: 0000-0002-3573-048X, Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

This article deals with the concept of "digital literacy ". A distinction is made between computer and digital literacy. Identifies the structural components of digital literacy.

Keywords: information; digital technology; digital literacy; computer literacy; digital competence; digital security; digital consumption of information technology.

В последние десять - пятнадцать лет уровень автоматизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека не просто возрос, а перешел на новый качественный уровень. Сейчас невозможно найти хоть сколь-нибудь значимую область жизнедеятельности человека, не затронутую цифровыми технологиями. Дигитализа-ция стала доминантой в развитии межличностных коммуникаций, профессиональной деятельности практически любого направления, образования, получения и предоставления услуг (в том числе государственных), отдыха и многого другого. Любой пользователь Интернета имеет возможность доступа к огромному объему разнообразной информации. Цифровые технологии используются и как высокотехнологичные средства коммуникации, и как инструмент для образования и работы .

Однако в настоящее время темпы компьютеризации несколько опережают умения и навыки основной массы пользователей. В связи с этим вопрос цифровой грамотности стоит весьма остро.

Возникло понятие «цифровая грамотность». Следует различать цифровую и компьютерную грамотность. Под компьютерной грамотностью (англ. computer literacy) понимается умения и навыки работы на компьютере, управление файлами и папками, знание основ информатики, минимальные знания основных офисных программ . Цифровая грамотность (англ. digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Цифровая грамотность - это способность человека использовать цифровые инструменты (в самом широком смысле) с пользой для себя. Для высококвалифицированного специалиста необходимо уметь разбираться с онлайновыми службами, общаться с коллегами посредством современных и постоянно изменяющихся технических средств: смартфон, планшет, ноутбук, использовать чат или веб-камеру и т.д. Уметь читать с экрана цифрового устройства и усваивать эту информацию, применять различные цифровые инструменты для повышения эффективности своего труда, применять облачные технологии для работы в любом месте и в любое время.

Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Так как цифровые технологии становятся основными в обществе, то понимание цифровой компетенции расширились с технических аспектов к более широкому пониманию применения цифровых технологий - социальных, этических и экономических.

Понятие «цифровая грамотность» включает в себя три составляющие: цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровую безопасность.

К цифровым компетенциям относятся: владение технологиями поиска в Интернете, способность критического восприятия информации и проверки ее на достоверность, умения создавать мультимедийный контент для размещения в сети Интернет, готовность использовать мобильные средства коммуникаций, умения выполнять финансовые операции через Интернет, использовать онлайн-сервисы для получения услуг и товаров.

Цифровое потребление отражает уровень доступности различных цифровых технологий, как аппаратных, так и программных и уровень их использования: доступность широкополосного и мобильного Интернета, наличие цифровых устройств, количество в регионе интернет-СМИ, интернет-магазинов, уровень предоставления и использования государственных услуг в электронном виде.

К цифровой безопасности относятся владение навыками безопасной работы в сети как технического, так и социально-психологического характера: способность защитить свои персональные данные, обеспечить конфиденциальность и целостность информации, обезопасить ее от компьютерных вирусов, отношение к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению, уровень культуры общения в социальных сетях, соблюдение этических и правовых норм при размещении цифрового контента в сети.

Формирование цифровой грамотности студентов не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла таких как информатика или информационные технологии

в профессиональной деятельности, а приобрести междисциплинарный характер . Поскольку в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования требования к результатам освоения основных образовательных программ предъявляются в виде обладания общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, большинством из которых невозможно овладеть без цифровой грамотности и знания информационных технологий.

Список литературы

1. Ахметжанова Г.В. Система научного обеспечения дополнительного профессионального образования в информационно-образовательной корпоративной среде // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. №1 (24).

2. Берман Н.Д. Формирование информационной компетентности студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Том 8. №2-2. С. 28-34. с!о1:10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34.

3. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (МЦБС), Москва. 2013. С. 68.

Похоже, слово «цифровизация» надолго вошло в повестку масштабных событий, посвящённых образованию. Это неудивительно: согласно принятой Правительством программе «Цифровая экономика» , к 2025 году система образования в России должна быть настроена так, чтобы подготовить к рывку в цифровое светлое будущее достаточное количество грамотных пользователей информационных технологий, обладающих необходимыми в XXI веке компетенциями.

Цифровизация экономики - это не просто перевод данных и процессов из «аналоговой» эпохи в цифровой вид.

Поэтому цифровизация системы образования не может ограничиться созданием цифровой копии привычных учебников, оцифровкой документооборота и предоставлением всем школам доступа к скоростному Интернету. Это как начинать строительство нового дома с поклейки обоев и выбора люстры, вместо того, чтобы думать о фундаменте. Должен меняться сам подход, чему и как учить.

Цифровая грамотность

Казалось бы, грамотность - понятие, знакомое всем. Согласно самому общему определению, это степень владения основными когнитивными навыками: чтением, письмом и счётом на родном языке. Но с развитием технологий и усложнением информационного пространства, в котором мы существуем, представление о грамотности расширяется. Международные организации, которые пытаются классифицировать необходимые современному человеку компетенции, говорят о важности цифровой, информационной, научной грамотности. Часто эти виды грамотности пересекаются и дополняют друг друга.

Цифровая грамотность - это способность создавать и использовать контент с помощью цифровых технологий, включая навыки компьютерного программирования, поиск и обмен информацией, коммуникацию с другими людьми.

Существуют разные критерии развития цифровой грамотности. Например, Генри Дженкинс считает , что цифровая грамотность включает в себя умение работать с компьютером как «железом» (то есть вы должны понимать, как происходит взаимодействие человека и цифровой техники), понимание особенностей устройства и распространения цифровой информации (например, умение работать с ПО), понимание устройства сетевого сообщества и особенностей социальных медиа.

Дуг Белшоу выделяет восемь элементов цифровой грамотности, среди которых понимание культурного контекста интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн-сообществах, умение создавать и распространять контент, навыки использования цифровые технологии для саморазвития.

Авторы разных концепций цифровой грамотности сходятся в одном: только понимание того, как устроена цифровая реальность, может научить человека контролировать «информационный шум» и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.

Чтобы жить в цифровой экономике долго и счастливо, человек должен обладать культурой потребления информации и уметь сделать выбор между условным томиком Донцовой и «Войны и мира», понимая свои потребности и природу этих произведений.

Очевидно, что цифровая грамотность - это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только лишь обновления программы по предмету «Информатика» или технического переоснащения школы. А без их развития фундамент цифровой экономики, увы, не построишь.

Индивидуализация образовательной траектории

Если учесть, что развитие цифровых технологий вытесняет из производства прежде всего работников «рутинного» труда, то конвейер массового образования, готовящий специалистов по одной программе, становится неактуален. К тому же эксперты уверены, что цифровая экономика требует от человека развития навыков самоорганизации, планирования, самомотивации - а этому способствует индивидуализация образования.

Цифровые технологии, приходя в систему образования, позволяют индивидуализировать процесс обучения и на этапе освоения нового материала, и на этапе контроля индивидуальных результатов. Возможности для этого создают такие проекты, как «Мобильная электронная школа» - система для учебно-методического сопровождения образовательного процесса, которая представляет собой социальную сеть для учителей, учеников и родителей, с учебным контентом, системами оценки и обратной связи.

Цифровые технологии предоставляют инструменты для развития смешанного обучения, преодоления ограничений классно-урочной системы с одинаковым для всех учебным планом и одинаковым временем для его освоения. Правда, в массовой школе эти возможности реализуются нечасто.

А если посмотреть на недавние обсуждения новой редакции ФГОС, которая вызвала возмущение учителей литературы , то возникает вопрос. Как сочетается беспокойство о том, что дети, переходя из одной школы в другую, могут испытывать неудобства из-за разности образовательных программ, с пониманием, что для цифровой экономики как раз важны такие качества, как умение адаптироваться к новым условиям и выстраивать свою собственную траекторию развития, постоянно выбирая из множества вариантов?

Непрерывное образование

Цифровая экономика кардинально меняет рынок труда: там, где компьютер может заменить человека, он его заменит. Выходом для лишившихся работы людей будет самозанятость, тем более что цифровые технологии дают новые возможности организации и развития бизнеса. Кроме того, в ближайшем будущем станет нормой регулярная смена профессии, да и нахождение в одной профессиональной сфере будет всё больше и больше требовать готовности к обучению. Концепция непрерывного образования предполагает, что жизнь человека не делится строго на период учёбы (до получения диплома) и работы, а обучение является постоянным процессом на протяжении всей жизни.

Для того, чтобы непрерывное образование становилось жизненной нормой, должна развиваться структура онлайн-образования и меняться отношение общества к обучению. И если первая задача напрямую связана с развитием онлайн-платформ, программного обеспечения, оцифровкой контента, то вторая - с развитием внутренней мотивации человека к учёбе. Как показало исследование НИУ ВШЭ, посвящённое образованию взрослых россиян, главная причина, почему взрослые не идут учиться новому - отсутствие внутренней потребности в этом.

А потребность такая формируется (или нет) с младших классов, при том не так важно, есть ли там интерактивная доска.

Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса. А для этого, пожалуй, сами лидеры образования должны научиться не бояться уже наступившего будущего.

Об этом и многом другом будут говорить эксперты на Московском международном салоне образования - крупнейшем российском образовательном событии, которое пройдет с 18 по 21 апреля в 75-ом павильоне ВДНХ. Мероприятие будет интересно педагогам, тем, кто занимается организацией и управлением в образовании, а также родителям.

Похожие статьи