Что такое сервер и чем он отличается от обычного компьютера или хостинга? Что такое сервер? Отличие сервера от рабочей станции (клиента). Основные преимущества, получаемые при сетевом объединении компьютеров. Опр

17.07.2019

О серверах и серверном "железе" пишет очень немного изданий. И главной причиной является техническая сложность - здесь существует и много отличий от обычного потребительского "железа", и ограниченная читательская аудитория. Подобные статьи интересны только администраторам и тем, кто принимает решение о закупках, ну и некоторым читателям-энтузиастам, увлекающимся аппаратным обеспечением профессионального уровня. Впрочем, серверное "железо" ближе к настольному, чем вы думаете, а дополнительные знания никогда не вредили.

Когда люди думают о серверах, они представляют большие компьютеры, тяжеленные платы и запредельную производительность, но реальность часто иная. Сегодня существует множество форм-факторов и огромное количество аппаратного и программного обеспечения, поэтому вынести универсальное определение слову "сервер" сложно.

Хотя профессиональное и потребительское "железо" во многом схоже, мы считаем, что именно упор на некоторые функции и качества позволяет отнести аппаратное обеспечение к профессиональному уровню. Например, ваш домашний ПК должен быть быстрым, тихим, с возможностью модернизации и, конечно, за разумные деньги. Он проработает несколько лет, при этом зачастую будет простаивать по нескольку часов, и у пользователя будет возможность заменить вышедшую из строя "железку" или просто убрать накопившуюся пыль. К серверам предъявляются иные требования: здесь на первом месте стоят надёжность, доступность в режиме 24/7, техническое обслуживание без остановки работы.

Первое и самое главное - сервер должен быть надёжным. Будь это сервер баз данных, файловый сервер, web-сервер или сервер другого типа, он должен быть очень надёжным, поскольку от его работы зависит ваш бизнес. Во-вторых, сервер должен быть всегда доступен, то есть аппаратное и программное обеспечение должно быть подобрано таким образом, чтобы время простоя было минимальным. Наконец, быстрое техническое обслуживание в профессиональной сфере очень критично. То есть если администратору требуется выполнить какую-то задачу, она должна выполняться максимально эффективно, не вступая в конфликт с упомянутыми выше критериями. Именно поэтому производительность серверов часто является следствием учёта необходимых требований и долговременных стратегий, а не следствием какого-то эмоционального шага, как часто бывает с геймерскими ПК.

В нашей статье мы расскажем о серверных компонентах и опишем технологии, общие для серверов и потребительских ПК, а также поговорим об отличиях и преимуществах. Поскольку все комплектующие профессионального уровня намного дороже обычных, мы начнём наш экскурс с этого вопроса.

Профессиональное, значит дорогое

Если вы будете покупать профессиональные комплектующие или серверы и рабочие станции, вы быстро обнаружите, что стоят они дороже обычного потребительского "железа". И причина часто кроется не в какой-то сложной технологии, а в спецификациях профессиональных комплектующих, в их тестировании и валидации. Например, процессор Core 2 Duo Conroe очень близок к Xeon Woodcrest по производительности. Но различия кроются в используемых сокетах, спецификациях и системах, в которые устанавливаются эти процессоры. Серверные жёсткие диски специально предназначены для продолжительной работы в режиме 24/7, в то время как настольные винчестеры - нет.

Обычно мы подразумеваем, что любые потребительские продукты совместимы со всеми другими, что выполняется не всегда, но чаще всего. Поэтому можно заменять один совместимый компонент другим, проблем, скорее всего, не возникнет. Но такой подход уже неприемлем, если вы планируете модернизировать сервер или выполнить техническое обслуживание.

Новые продукты для профессионального рынка разрабатываются с учётом предсказуемого пути модернизации, поскольку производители желают, чтобы эти продукты работали с существующими системами, с нынешними и будущими поколениями комплектующих. Клиенты AMD и Intel регулярно получают планы компаний по своим продуктам, которые позволяют заглянуть в будущее. Потребители могут покупать продукт с уверенностью, что на какое-то время получат поддержку и возможности модернизации.

Гарантия и замена комплектующих тоже очень важна. Если вышедший из строя настольный жёсткий диск по гарантии заменяется любой новой моделью, то профессиональные решения часто требуют точно таких же комплектующих. Поэтому администратору нужно искать точно такой же продукт, в то время как обычные пользователи, напротив, будут недовольны, если не получат комплектующее последнего поколения (что, кстати, большинству производителей обходится дешевле).

Магическим словом для профессионального рынка является валидация. Когда принципиально новый продукт готовится к выпуску, он будет проверяться и тестироваться на популярных аппаратных системах. Процесс валиадции гарантирует, что компании могут поставлять очень сложные системы на корпоративный рынок. Действительно, бизнес может строиться, только если ИТ-платформа будет работать безупречно.

О серверах и серверном "железе" пишет очень немного изданий. И главной причиной является техническая сложность - здесь существует и много отличий от обычного потребительского "железа", и ограниченная читательская аудитория. Подобные статьи интересны только администраторам и тем, кто принимает решение о закупках, ну и некоторым читателям-энтузиастам, увлекающимся аппаратным обеспечением профессионального уровня. Впрочем, серверное "железо" ближе к настольному, чем вы думаете, а дополнительные знания никогда не вредили.

Когда люди думают о серверах, они представляют большие компьютеры, тяжеленные платы и запредельную производительность, но реальность часто иная. Сегодня существует множество форм-факторов и огромное количество аппаратного и программного обеспечения, поэтому вынести универсальное определение слову "сервер" сложно.

Хотя профессиональное и потребительское "железо" во многом схоже, мы считаем, что именно упор на некоторые функции и качества позволяет отнести аппаратное обеспечение к профессиональному уровню. Например, ваш домашний ПК должен быть быстрым, тихим, с возможностью модернизации и, конечно, за разумные деньги. Он проработает несколько лет, при этом зачастую будет простаивать по нескольку часов, и у пользователя будет возможность заменить вышедшую из строя "железку" или просто убрать накопившуюся пыль. К серверам предъявляются иные требования: здесь на первом месте стоят надёжность, доступность в режиме 24/7, техническое обслуживание без остановки работы.

Первое и самое главное - сервер должен быть надёжным. Будь это сервер баз данных, файловый сервер, web-сервер или сервер другого типа, он должен быть очень надёжным, поскольку от его работы зависит ваш бизнес. Во-вторых, сервер должен быть всегда доступен, то есть аппаратное и программное обеспечение должно быть подобрано таким образом, чтобы время простоя было минимальным. Наконец, быстрое техническое обслуживание в профессиональной сфере очень критично. То есть если администратору требуется выполнить какую-то задачу, она должна выполняться максимально эффективно, не вступая в конфликт с упомянутыми выше критериями. Именно поэтому производительность серверов часто является следствием учёта необходимых требований и долговременных стратегий, а не следствием какого-то эмоционального шага, как часто бывает с геймерскими ПК.

В нашей статье мы расскажем о серверных компонентах и опишем технологии, общие для серверов и потребительских ПК, а также поговорим об отличиях и преимуществах. Поскольку все комплектующие профессионального уровня намного дороже обычных, мы начнём наш экскурс с этого вопроса.

Профессиональное, значит дорогое

Если вы будете покупать профессиональные комплектующие или серверы и рабочие станции, вы быстро обнаружите, что стоят они дороже обычного потребительского "железа". И причина часто кроется не в какой-то сложной технологии, а в спецификациях профессиональных комплектующих, в их тестировании и валидации. Например, процессор Core 2 Duo Conroe очень близок к Xeon Woodcrest по производительности. Но различия кроются в используемых сокетах, спецификациях и системах, в которые устанавливаются эти процессоры. Серверные жёсткие диски специально предназначены для продолжительной работы в режиме 24/7, в то время как настольные винчестеры - нет.

Обычно мы подразумеваем, что любые потребительские продукты совместимы со всеми другими, что выполняется не всегда, но чаще всего. Поэтому можно заменять один совместимый компонент другим, проблем, скорее всего, не возникнет. Но такой подход уже неприемлем, если вы планируете модернизировать сервер или выполнить техническое обслуживание.

Новые продукты для профессионального рынка разрабатываются с учётом предсказуемого пути модернизации, поскольку производители желают, чтобы эти продукты работали с существующими системами, с нынешними и будущими поколениями комплектующих. Клиенты AMD и Intel регулярно получают планы компаний по своим продуктам, которые позволяют заглянуть в будущее. Потребители могут покупать продукт с уверенностью, что на какое-то время получат поддержку и возможности модернизации.

Гарантия и замена комплектующих тоже очень важна. Если вышедший из строя настольный жёсткий диск по гарантии заменяется любой новой моделью, то профессиональные решения часто требуют точно таких же комплектующих. Поэтому администратору нужно искать точно такой же продукт, в то время как обычные пользователи, напротив, будут недовольны, если не получат комплектующее последнего поколения (что, кстати, большинству производителей обходится дешевле).

Магическим словом для профессионального рынка является валидация. Когда принципиально новый продукт готовится к выпуску, он будет проверяться и тестироваться на популярных аппаратных системах. Процесс валиадции гарантирует, что компании могут поставлять очень сложные системы на корпоративный рынок. Действительно, бизнес может строиться, только если ИТ-платформа будет работать безупречно.



СОДЕРЖАНИЕ

Сегодня в нашем обиходе все чаще и чаще фигурирует такое понятие, как «рабочая станция». Это что такое? Многие догадываются об ответе, но далеко не все могут дать четкое термина. Рассмотрим некоторые аспекты, с ним связанные, исходя из принципов, заложенных в компьютерных технологиях.

Рабочая станция: это что в самом широком смысле?

Определение этого термина можно начать несколько с отдаленных понятий, ведь он встречается не только в компьютерном мире. Например, те же синтезаторы со встроенными секвенсорами и средствами обработки звука тоже называются рабочими станциями (workstation). Взять хотя бы тот же KORG Trinity.

Но если определять данный термин в общем смысле, рабочая станция - это, если хотите, персональное как его называли еще во времена СССР. С точки зрения IT-технологий под этим термином подразумевается программно-аппаратный комплекс, предназначенный для решения каких-то конкретных задач. Грубо говоря, это с установленной операционной системой, набором программ и, если требуется, с подключенными периферийными устройствами (сканер, принтер и т.д.). Однако в любом случае рабочей станцией называют только компьютерные терминалы, подключенные к локальной сети.

Виды рабочих станций

Если принять во внимание то, что компьютер и есть рабочая станция, характеристика его очень сильно отличается от терминала, называемого сервером.

Сами же рабочие станции, которые еще называют клиентами или клиентскими машинами, способны функционировать как в сетевом, так и в локальном режиме. Если собственных средств локального компьютера для решения задач достаточно, пользователь их и использует, работая исключительно на своей машине. Если же требуется тот же выход в интернет, обмен данными или что-то в этом роде, клиентский терминал обращается непосредственно к серверу.

Как уже говорилось выше, на локальном терминале могут быть установлены все программные компоненты, однако нередко можно встретить и сетевые рабочие станции, называемые бездисковыми (у них попросту отсутствует винчестер). Сетевая операционная система на каждый компьютер загружается с центрального сервера, а на него, в свою очередь, сохраняется вся пользовательская информация. Иногда операционная система может загружаться с оптического диска (если есть дисковод) или с USB-носителя. В некоторых случаях такие же устройства с определенным типом программного обеспечения могут использоваться в качестве сервера.

Конфигурация у таких компьютеров минимальная: упрощенная материнская плата, монитор и клавиатура, не считая периферийных устройств. Кстати, именно такие типы станций в большинстве своем применяются в банковских учреждениях, поскольку в этом случае обеспечивается наивысший уровень защиты и безопасности.

Пользователь такого терминала ни поменять настройки системы, ни установить дополнительное программное обеспечение просто не может (права ограничены админом). Да и информация тоже находится в сохранности, ведь в физическом плане на локальном компьютере она не присутствует. Таким образом, сетевая бездисковая рабочая станция - это своего рода только средство просмотра и редактирования общедоступных данных, в которой поменять что-то абсолютно невозможно.

Исполняемые задачи

Что же касается конфигурации, она тоже может быть совершенно разной. Функции рабочей станции в обеспечении, например, полного процесса производства или разработки тоже зависят от изначально поставленных задач, хотя в общем случае она обеспечивает специалисту, с ней работающему, доступ к определенному набору инструментов для выполнения поставленной задачи.

Например, для разработки прикладных программ, как правило, программисту требуется два монитора, для инженерных или проектных работ нужны мощные процессорные системы с достаточно большим объемом оперативной памяти, для графики и анимации потребуется еще увеличенная выделенная память графического ускорителя. В целом же спектр выполняемых задач достаточно широк.

Отличие рабочих станций от серверов

Теперь самое главное. Обычная рабочая станция служит только для обеспечения рабочего процесса и взаимодействия между ней самой, ее оператором и доступом к локальным или другим ресурсам путем формирования запроса (обращения) к серверу, к которому она подключается.

Сервер представляет собой либо аппаратно-программный комплекс, либо просто программный (в случае его виртуального варианта), который принимает, обрабатывает и выдает ответы на запросы локальных клиентских машин, непосредственно с ним связанных.

Программное обеспечение серверов и рабочих станций

В программном комплексе можно найти немало различий. В самом простом случае можно посмотреть на операционную систему. На сервере в обязательном порядке устанавливается сетевая ОС, но когда создается виртуальный сервер на базе одного компьютерного терминала, это может и не потребоваться.

На рабочих станциях присутствует минимальный набор программ, необходимый для выполнения определенного круга задач, но на сервере их может быть намного больше. В частности, это может быть связано с администрированием и Такие инструменты на клиентских машинах попросту не нужны. Кроме того, на локальных компьютерах может и не быть операционной системы, как в случае с бездисковыми терминалами, но может устанавливаться ОС, отличная от той, что имеется на сервере или любом другом компьютере, входящем в сеть.

Например, в качестве серверной выступает Windows Server 2012, а на клиентских машинах используются Windows 7, 10, XP в разных вариациях или даже Mac OS X и Linux. Это отнюдь не означает, что между локальными компьютерами не будет взаимодействия. Оно осуществляется за счет применения универсальных сетевых протоколов. Так что не столь важно, какая именно ОС установлена на каждом конкретном компьютере (и есть ли она вообще).

Итог

Как итог, можно отметить, что рабочие станции предназначены для выполнения конкретных задач локальным пользователем или специалистом, а серверы - для администрирования и контроля сети, управления подключениями и сетевыми ресурсами на приоритетном уровне, обеспечения доступа в интернет или к общим ресурсам внутри сети, а иногда - для сбора и хранения всей информации, поступающей с локальных машин.

…Число компьютеров в сети превысило десяток и выясняется, что без сервера не обойтись. Придется тратиться на новое железо? Не всегда. В домашней сети единственное, чем отличается сервер от рабочей станции, – объем жестких дисков. Чтобы было где хранить дорогие сердцу терабайты музыки, фото и видео. А если планируется раздавать интернет, централизованно пользоваться базами данных, вести видеонаблюдение? Там, где от серверов зависит работоспособность всего предприятия, уровень требований на порядок выше.

Примечание: речь в статье пойдет об аппаратном сервере, то есть о выделенном компьютере. Существует еще программный сервер – он может быть поднят на любой машине и работать в фоновом режиме.

Определяющий признак сервера

Железо, софт, внешний вид и цена – ни один из этих параметров не является определяющим. Программное обеспечение на сервере и рабочей станции может быть сходным. Внешний вид системного блока и характеристики комплектующих не всегда однозначно свидетельствуют, что данный компьютер является именно сервером. Уровень цен колеблется в широчайших пределах: где-то уместно собрать малобюджетный сервер, а специализированную рабочую станцию купить по цене внедорожника.

Главное отличие сервера от рабочей станции – во взаимодействии с человеком. А именно: сервер – общий, и выполняет сетевые задачи без участия оператора; рабочая станция (в быту именуемая ПК, а в техдокументации – АРМ, автоматизированное рабочее место) у каждого пользователя своя.

Комплектация

Надежность и еще раз надежность – главный критерий серверного железа. При сборке стараются обеспечить максимальную отказоустойчивость. Машине предстоит трудиться в режиме 24 х 7, порой далеко не в оптимальных условиях (особенно это касается промышленных систем).

Сократить время простоя призвана горячая замена. Ей подлежат жесткие диски, планки памяти и даже процессор (на тех материнках, где два и более сокета под CPU). Серверный блок питания состоит из двух независимых модулей: вышел из строя один – автоматически подключается другой.

Мышь, клавиатура и монитор используются лишь на этапе первоначальной настройки сервера, и то не всегда. Для вывода служебной информации достаточно минимальной графики, то же самое касается звука. Но зато сервер оснащен интерфейсом удаленного управления и, как правило, не одним.

Что-то из вышеперечисленного может быть присуще и рабочей станции, но скорее в виде исключения. Для персонального компьютера удобство работы пользователя ничуть не менее важно, чем производительность в заданной области. Учитываются также дизайн (как общий, так и отдельных узлов, например видеокарты) и малошумность, для серверов почти не имеющие значения.

Формфактор: внешняя разница между сервером и рабочей станцией

При желании можно собрать домашний сервер абсолютно в любом корпусе и даже вовсе без оного. Однако для серьезного сетевого оборудования предусмотрен монтаж в 19-дюймовую стойку. Данный формфактор именуется rackmount. Системный блок размещается горизонтально, высота его измеряется в юнитах (в стойках имеются планки с квадратными монтажными отверстиями; три таких отверстия равны 1U).

Слева – серверы в стойке; справа – открытый корпус сервера

Дефицит места в стойках привел к тому, что корпуса стали делать все более узкими. Современный сервер занимает один, реже два юнита; еще более компактный стандарт блейд (от англ. blade – лезвие) монтируется в специальную корзину, а затем уже в стойку. Во всех случаях предусмотрен быстрый доступ для техобслуживания и возможной замены комплектующих.

Промышленные серверные решения имеют прочный корпус с несколькими ступенями фильтрации от пыли, с защитой от влаги и амортизацией. Сервера для офисов выпускаются также в напольном исполнении либо в формфакторе barebone, но они гораздо менее популярны, чем стоечный вариант.

Рабочая станция – не только оборудование, но и элемент интерьера, поэтому дизайну уделяется достаточно внимания. Выбрать есть из чего – стационарные Tower, компактные моноблоки и стильные barebone. Те, кого не устраивает стандартная внешность железного помощника, могут заняться моддингом.


Рабочая станция может выглядеть по-разному: так…
…или даже так

Мобильные ПК чрезвычайно популярны, несмотря на то, что ноутбуку трудно тягаться в производительности с десктопом. А вот серверу портативность ни к чему: установленный однажды на постоянное место, он проведет там весь срок службы.

Операционная система

Общая черта пользовательских ОС – интуитивно понятный, приятный глазу графический интерфейс. Привлекательной «внешностью» может похвастаться и вездесущая Microsoft Windows, и MacOS, безраздельно царящая в мире профессиональной графики и звука.

Рядовой пользователь вряд ли слышал о FreeBSD или OpenBSD, а из огромного числа Линуксов знаком разве что с Ubuntu. Не удивительно – созданные десятки лет назад для серверов, unix-подобные системы и по сей день управляют как отдельными узлами, так и крупными data-центрами. Несут свою службу скромно, не бросаясь в глаза (в прямом смысле, ибо не имеют графической оболочки).

Примечание: нельзя сказать, что Windows-системы исключительно пользовательские. Как пример – Windows Server 2003.

Для серверных ОС действует правило: минимум внешних эффектов, максимум функционала. Разумеется, современные «никсы» можно преобразить – энтузиастами создано множество красивых и стильных оболочек; но системные администраторы предпочитают обходиться командной строкой. Отсутствие визуальных эффектов компенсируется быстродействием. К тому же server-OS очень компактны – в целях безопасности они часто помещаются на защищенную флеш-карту, откуда и грузятся.

Применяем знания на практике

«Зачем нам еще один компьютер, ведь их и так хватает?» – часто слышит IT-специалист от экономного руководителя. Начинающему системному администратору стоит потратить некоторое время на подготовку аргументов, чтобы убедительно и доходчиво объяснить начальству, в чем разница между сервером и рабочей станцией, – и заявка на нужное оборудование будет одобрена.

Сервер

(Server)

Рабочая станция

(Workstation)

Взаимодействие с пользователем и другими компьютерами в сети
Функционирует без участия оператора. Выполняет общесетевые задачи, отвечает на запросы локальных машин и других серверов Выполняет команды пользователя. Отправляет на сервер клиентские запросы
Особенности аппаратной комплектации
Надежность, минимальное количество возможных точек отказа.

Горячая замена вышедших из строя комплектующих.

Устройства управления и контроля подключают лишь на стартовом этапе.

Отсутствие, за ненадобностью, мощных графических и аудиоконтроллеров.

Интерфейс удаленного управления (один или несколько)

Все организовано таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для пользователя и, одновременно с этим, максимальную производительность.

Значительную роль играют характеристики дисплея – качество цветопередачи, угол обзора и др.; учитываются эргономика и внешний вид мыши и клавиатуры, а также периферийных устройств (МФУ, графического планшета и др.)

Формфактор
Монтируется на стандартное шасси – в 19” стойку или шкаф. Корпус выполняется как можно более компактным. При необходимости присутствует пыле-влагозащита и амортизация. К аппаратной части предусмотрен легкий доступ для ТО и замены Наравне с десктопом, популярны компактные (моноблок, barebone) и мобильные варианты рабочих станций.

Во всех случаях отдается должное дизайну

Дата добавления: 10 Декабря 2012 в 09:33
Автор работы: a*******@mail.ru
Тип работы: контрольная работа

Скачать в ZIP архиве (560.12 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

Контрольная работа Сервер_.doc

- 3.37 Мб

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Пензенский государственный университет

Контрольная работа

по дисциплине «Работа в сети интернет»

на тему «Что такое сервер? Отличие сервера от рабочей станции (клиента).
Основные преимущества, получаемые при сетевом объединении компьютеров. Определение сетевых технологий. Элементы вычислительной сети. Роль и место сетевых технологий в современном мире.

Выполнил студент группы

Сарайкина О.Н.

Проверил

Кольчугин А.Ф.

Пенза, 2012

Введение

В настоящее время нет такого человека, пожалуй, которому ни разу не довелось работать с компьютером. Современные компьютерные технологии используются повсеместно: от обыкновенных точек розничной торговли до научных центров.

В качестве подтверждения исследуем данные, которые опубликовал Минкомсвязи России и которые были представлены в электронной база данных ООН "MilleniumDevelopment, GoalsIndicators" в 2009 году:

Диаграмма 1. Динамика роста количества персональных компьютеров в мире
(на 1000 человек)

Поэтому исследования тем, напрямую связанных с информационными технологиями, крайне актуальны. Ни один экономист не сможет быть высоко эффективен в своей работе, если он не имеет даже малейшего представления о работе с компьютером.

В ходе работы над работой были использованы статистические данные Федеральной службы государственной статистики, различные учебно-методические издания, а также статьи из сети Интернет.

1 Серверы. Основные понятия серверов

Сервер (от англ. server, обслуживающий). В зависимости от предназначения существует несколько определений понятия сервер.

1. Сервер (сеть) - логический или физический узел сети, обслуживающий запросы к одному адресу и/или доменному имени (смежным доменным именам), состоящий из одного или системы аппаратных серверов, на котором выполняются один или система серверных программ.

2. Сервер (программное обеспечение) - программное обеспечение, принимающее запросы от клиентов (в архитектуре клиент-сервер).

3. Сервер (аппаратное обеспечение) - компьютер (или специальное компьютерное оборудование) выделенный и/или специализированный для выполнения определенных сервисных функций.

3. Сервер в информационных технологиях - программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам.

Взаимосвязь понятий. Серверное приложение (сервер) запускается на компьютере, так же называемом "сервер", при этом при рассмотрении топологии сети, такой узел называют "сервером". В общем случае может быть так, что серверное приложение запущено на обычной рабочей станции, или серверное приложение, запущенное на серверном компьютере в рамках рассматриваемой топологии выступает в роли клиента (т.е. не является сервером с точки зрения сетевой топологии).

2. Модель клиент-сервер. Клиент - серверная система характеризуется наличием двух взаимодействующих самостоятельных процессов - клиента и сервера, которые, в общем случае, могут выполняться на разных компьютерах, обмениваясь данными по сети.

Процессы, реализующие некоторую службу, например службу файловой системы или базы данных, называются серверами (servers) . Процессы, запрашивающие службы у серверов путем посылки запроса и последующего ожидания ответа от сервера, называютсяклиентами (clients). По такой схеме могут быть построены системы обработки данных на основе СУБД, почтовые и другие системы. Мы будем говорить о базах данных и системах на их основе. И здесь удобнее будет не просто рассматривать клиент-серверную архитектуру, а сравнить ее с другой - файл-серверной.
В файл-серверной системе данные хранятся на файловом сервере (например, Novell NetWare или Windows NT Server), а их обработка осуществляется на рабочих станциях, на которых, как правило, функционирует одна из, так называемых, "настольных СУБД" - Access, FoxPro, Paradox и т.п..
Приложение на рабочей станции "отвечает за все" - за формирование пользовательского интерфейса, логическую обработку данных и за непосредственное манипулирование данными. Файловый сервер предоставляет услуги только самого низкого уровня - открытие, закрытие и модификацию файлов. Обратите внимание - файлов, а не базы данных. –

Система управления базами данных расположена на рабочей станции.
Таким образом, непосредственным манипулированием данными занимается несколько независимых и несогласованных между собой процессов. Кроме того, для осуществления любой обработки (поиск, модификация, суммирование и т.п.) все данные необходимо передать по сети с сервера на рабочую станцию (см. рис. Сравнение файл-серверной и клиент-серверной моделей) .

Рис.1 Сравнение файл-серверной и клиент-серверной моделей

В клиент-серверной системе функционируют (как минимум) два приложения - клиент и сервер, делящие между собой те функции, которые в файл-серверной архитектуре целиком выполняет приложение на рабочей станции. Хранением и непосредственным манипулированием данными занимается сервер баз данных, в качестве которого может выступать Microsoft SQL Server, Oracle, Sybase и т.п..

Формированием пользовательского интерфейса занимается клиент, для построения которого можно использовать целый ряд специальных инструментов, а также большинство настольных СУБД. Логика обработки данных может выполняться как на клиенте, так и на сервере. Клиент посылает на сервер запросы, сформулированные, как правило, на языке SQL. Сервер обрабатывает эти запросы и передает клиенту результат (разумеется, клиентов может быть много).

Таким образом, непосредственным манипулированием данными занимается один процесс. При этом, обработка данных происходит там же, где данные хранятся - на сервере, что исключает необходимость передачи больших объемов данных по сети.

1.1 Достоинства и недостатки архитектуры клиент-сервер

Посмотрим на данную архитектуру с точки зрения потребностей бизнеса. Какие же качества привносит клиент-сервер в информационную систему?
Надежность
Сервер баз данных осуществляет модификацию данных на основе механизма транзакций, который придает любой совокупности операций, объявленных как транзакция, следующие свойства:

  • атомарность - при любых обстоятельствах будут либо выполнены все операции транзакции, либо не выполнена ни одна; целостность данных при завершении транзакции;
  • независимость - транзакции, инициированные разными пользователями, не вмешиваются в дела друг друга;
  • устойчивость к сбоям - после завершения транзакции, ее результаты уже не пропадут.

Механизм транзакций, поддерживаемый сервером баз данных, намного более эффективен, чем аналогичный механизм в настольных СУБД, т.к. сервер централизованно контролирует работу транзакций. Кроме того, в файл-серверной системе сбой на любой из рабочих станций может привести к потере данных и их недоступности для других рабочих станций, в то время, как в клиент-серверной системе сбой на клиенте, практически, никогда не сказывается на целостности данных и их доступности для других клиентов.

Масштабируемость - способность системы адаптироваться к росту количества пользователей и объема базы данных при адекватном повышении производительности аппаратной платформы, без замены программного обеспечения.

Общеизвестно, что возможности настольных СУБД серьезно ограничены - это пять-семь пользователей и 30-50 Мб, соответственно. Цифры, разумеется, представляют собой некие средние значения, в конкретных случаях они могут отклоняться как в ту, так и в другую сторону. Что наиболее существенно, эти барьеры нельзя преодолеть за счет наращивания возможностей аппаратуры.

Системы же на основе серверов баз данных могут поддерживать тысячи пользователей и сотни ГБ информации - дайте им только соответствующую аппаратную платформу.

Сервер баз данных предоставляет мощные средства защиты данных от несанкционированного доступа, невозможные в настольных СУБД. При этом, права доступа администрируются очень гибко - до уровня полей таблиц. Кроме того, можно вообще запретить прямое обращение к таблицам, осуществляя взаимодействие пользователя с данными через промежуточные объекты - представления и хранимые процедуры. Так что администратор может быть уверен - никакой слишком умный пользователь не прочитает то, что ему читать неположено.

В приложении, работающем с данными, можно выделить три логических слоя:

  • пользовательского интерфейса;
  • правил логической обработки (бизнес-правил);
  • управления данными (не следует только путать логические слои с физическими уровнями, о которых речь пойдет ниже).

Как уже говорилось, в файл-серверной архитектуре все три слоя реализуются в одном монолитном приложении, функционирующем на рабочей станции. Поэтому изменения в любом из слоев приводят однозначно к модификации приложения и последующему обновлению его версий на рабочих станциях.

В двухуровневом клиент- серверном приложении, показанном на рисунке выше, как правило, все функции по формированию пользовательского интерфейса реализуются на клиенте, все функции по управлению данными - на сервере, а вот бизнес-правила можно реализовать как на сервере используя механизмы программирования сервера (хранимые процедуры, триггеры, представления и т.п.), так и на клиенте.

В трехуровневом приложении появляется третий, промежуточный уровень, реализующий бизнес-правила, которые являются наиболее часто изменяемыми компонентами приложения (см. рис. Трехуровневая модель клиент-серверного приложения)


Рис.2 Трехуровневая модель клиент-серверного приложения


Наличие не одного, а нескольких уровней позволяет гибко и с минимальными затратами адаптировать приложение к изменяющимся требованиям бизнеса.

Попробуем все вышеизложенное проиллюстрировать на маленьком примере. Предположим, в некоей организации изменились правила расчета заработной платы (бизнес-правила) и требуется обновить соответствующее программное обеспечение.

1) В файл-серверной системе мы "просто" вносим изменения в приложение и обновляем его версии на рабочих станциях. Но это "просто" влечет за собой максимальные трудозатраты.

2) В двухуровневой клиент- серверной системе, если алгоритм расчета зарплаты реализован на сервере в виде правила расчета зарплаты, его выполняет сервер бизнес-правил, выполненный, например, в виде OLE-сервера, и мы обновим один из его объектов, ничего не меняя ни в клиентском приложении, ни на сервере баз данных.

3. Классификация стандартных серверов
Как правило, каждый сервер обслуживает один (или несколько схожих) протоколов и серверы можно классифицировать по типу услуг, которые они предоставляют.

Универсальные серверы - особый вид серверной программы, не предоставляющий никаких услуг самостоятельно. Вместо этого универсальные серверы предоставляют серверам услуг упрощенный интерфейс к ресурсам межпроцессного взаимодействия и/или унифицированный доступ клиентов к различным услугам. Существуют несколько видов таких серверов:

  • inetd от англ. internet super-server da emon демон сервисов IP - стандартное средство UNIX-систем - программа, позволяющая писать серверы TCP/IP (и сетевых протоколов других семейств), работающие с клиентом через перенаправленные inetd потоки стандартного ввода и вывода (stdin и stdout).

    RPC от англ. Remote Procedure Call уд аленный вызов процедур - система интеграции серверов в виде процедур доступных для вызова удаленным пользователем через унифицированный интерфейс. Интерфейс изобретенный Sun Microsystems для своей операционной системы (SunOS, Solaris; Unix-система), в настоящее время используетстся как в большинстве Unix-систем, так и в Windows.

  • Прикладные клиент-серверные те хнологии Windows:

(D-) COM (англ. (Distributed) Compo nent Object Model - модель составных объектов) и др. - Позволяет одним программам выполнять операции над объектами данных используя процедуры других программ. Изначально данная технология предназначена для их «внедрения и связывания объектов» (OLE англ. Object Linking and Embedding), но, в общем, позволяет писать широкий спектр различных прикладных серверов. COM работает только в пределах одного компьютера, DCOM доступна удаленно через RPC.

  • Active-X - Расширение COM и DCOM для создания мультимедиа-приложений.

Универсальные серверы часто используются для написания всевозможных информационных серверов, серверов, которым не нужна какая-то специфическая работа с сетью, серверов, не имеющих никаких задач, кроме обслуживания клиентов. Например, в роли серверов для inetd могут выступать обычные консольные программы и скрипты.
Большинство внутренних и сетевых специфических серверов Windows работают через универсальные серверы (RPC, (D-)COM).
Сетевые службы обеспечивают функционирование сети, например серверы DHCP и BOOTP обеспечивают стартовую инициализацию серверов и рабочих станций, DNS - трансляцию имен в адреса и наоборот.
Серверы туннелирования (например, различные VPN-серверы) и прокси-серверы обеспечивают связь с сетью, недоступной роутингом.

Серверы AAA и Radius обеспечивают в сети единую аутентификацию, авторизацию и ведение логов доступа.
Информационные службы. К информационным службам можно отнести как простейшие серверы сообщающие информацию о хосте (time, daytime, motd), пользователях (finger, ident), так и серверы для мониторинга, например SNMP. Большинство информационных служб работают через универсальные серверы.
Особым видом информационных служб являются серверы синхронизации времени - NTP кроме информировании клиента о точном времени NTP-сервер периодически опрашивает несколько других серверов на предмет коррекции собственного времени. Кроме коррекции времени анализируется и корректируется скорость хода системных часов. Коррекция времени осуществляется ускорением или замедлением хода системных часов (в зависимости от направления коррекции), чтобы избежать проблем возможных при простой перестановке времени.
Файл-серверы представляют собой серверы для обеспечения доступа к файлам на диске сервера.

Краткое описание

В настоящее время нет такого человека, пожалуй, которому ни разу не довелось работать с компьютером. Современные компьютерные технологии используются повсеместно: от обыкновенных точек розничной торговли до научных центров.
В качестве подтверждения исследуем данные, которые опубликовал Минкомсвязи России и которые были представлены в электронной база данных ООН "MilleniumDevelopment, GoalsIndicators" в 2009 году:.

Похожие статьи