Что называется социальным интернет сервисом. Социальные сервисы сети интернет. Коллективная работа над проектами

19.06.2020

План:

  1. Сообщества обычные и виртуальные
  2. Сетевые социальные сообщества
  3. Сеть как среда для сообществ
  4. Анализ педагогических возможностей сетевых сообществ
  5. Тенденция развития сетевых сообществ
  6. ВикиВики как среда для сотрудничества учителей и учащихся
  7. Педагогические аспекты использования среды ВикиВики

1. Единого определения того, что такое сообщество, не существует. Различные научные дисциплины формируют различные определения и подходы к изучению данного понятия. Так, Дж. Дьюи , пишет что: «Сообщество – это множество людей, общающихся между собой». В 14 веке данный термин используется для обозначения людей, проживающих в одном географическом месте. С начала 17 века происходит постепенно расширение значения этого понятия и оно начинает обозначать не только людей объединенных географической близостью, но и людей имеющих что-то общее. Постепенно термин «сообщество» все более отгораживается по своему значению от слова «общество». Резкое разделение этих понятий происходит в 19-м веке. Что было связано с изменениями в сфере технологий и права, так как произошел сдвиг от натурального хозяйства к городской жизни и фабричному производству.

В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: «Сообщество – это объединение людей, народов или государств, имеющих общие интересы, цели».

Термин «сообщество» отличается от понятия «группа» или «множество». Множество или группа - это совокупность людей, объединенных каким-то общим признаком. Например, находятся в одной комнате, одного возраста, увлекаются игрой в шашки, смотрят телевизор, пользуются телефоном. В отличие от сообщества, множество не требует связей между своими членами. Люди не становятся сообществом оттого, что они смотрят один и тот же сериал. Но, когда они начинают общаться между собой по поводу этого сериала, они формируют сообщество. Необходимое условие всеобщей связанности членов сообщества накладывает достаточно жесткие рамки на допустимые размеры сообщества. Этот размер не может превышать 150 человек, поскольку человек не в состоянии удержать большее число связей.

Сетевое или виртуальное сообщество (Net Community, Virtual Community) обозначает людей общающихся между собой при помощи информационной сети Интернет. Люди пользуются его ресурсами и возможностями в разных жизненных ситуациях и с разными целями. Цель может быть развлекательная (игровая), информационная, учебная и профессиональная.

Термин «Виртуальное сообщество» был введен Г. Рейнгольдом исследователем социальных отношений в сети и одним из основателей сообщества WELL в 1993 году в книге «Virtual Community». В этой книге Г. Рейнгольд обсуждает различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на базе таких как списки рассылки, новостные списки, многопользовательские сообщества, чат.

Отличительными чертами сетевых сообществ являются следующие:

  1. Информационный обмен между членами сообщества поддерживается через сеть Интернет.
  2. Для хранения информации среди сообщества используется цифровая память.
  3. Для доступа к хранимой сообществом информации используются программные агенты.

Сетевые сообщества учителей или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям живущих в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.

Основной целью данного сообщества должна быть подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни (Long-life Learning).

2. Когда компьютерная сеть Интернет связывает людей или организации сетевых сообществ, то можно говорить о социальной сети. Социальная сеть состоит из множества людей, связанных между собой различными социальными отношениями, такими как дружба, совместная работа или информационный обмен. Поэтому, сетевые сообщества можно назвать сетевые социальные сообщества.

Сервисы, поддерживающие социальные отношения или групповые взаимодействия называются социальными сервисами. Другими словами, социальные сервисы - это сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают: 1. персональные действия участников

  • записи мыслей (блог или ВикиВики)
  • заметки и аннотирование чужих текстов (блог, Делишес)
  • размещение медийных файлов (Фликр, Панорамио, ВикиВики, Ютьюб)
  • компиляция на одной странице "сборной солянки" (Ерминис)
  • выбор партнеров, сходных по "мировосприятию" (Имаджини)

2. коммуникации участников между собой, то есть, обмен сообщениями (мессенджеры, почта, чат, форум, комментарии в блоге)

Программное обеспечение поддерживает самопроизвольный путь развития сообществ, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников. Участники социальной сети могут совершать простые действия по созданию или выбору наиболее интересных статей, фотографий или аудиозаписей, таким образом:

Социальные сервисы + простые действия участников + обмен сообщениями = сетевое сообщество

Новые сервисы социального обеспечения намного упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. При этом общение между людьми может происходить не в форме прямого высказывания, а в форме взаимного (коллективного, совместного) наблюдения за сетевой деятельностью.

3. Изучение сети как среды для сообщества и как самостоятельного объекта исследования был продиктован, прежде всего, развитием компьютерной сети Интернет. Дальнейший рост популярности сети был связан с созданием Всемирной паутины всемирной коллекции взаимосвязанных гипертекстовых документов.

Важная для деятельности сетевых сообществ тенденция состоит в том, что все больше ресурсов становятся открытыми и доступными для свободного использования, прежде всего, в учебных целях. Записи цифровых коллекций могут рассматриваться как открытые ресурсы, в том случае, если правила их использования разрешают свободное включение этих записей в учебные и исследовательские проекты. Эта практика получает в настоящее время все более широкое и законное распространение. В цифровой памяти появляется все больше открытых коллекций, которые могут быть использованы в образовании, дополняя и обогащая текст учебного сообщения. Сегодня, благодаря цифровой памяти, не только печатные тексты, но музыкальные записи, телепередачи и радиопрограммы становятся доступны через сеть Интернет и пригодны для вторичного использования.

Важно не столько то, что в цифровой памяти можно хранить больше информации, сколько то, что управление этой информацией можно переложить на плечи программных информационных менеджеров. Перечислим основные действия, которые позволяют делать персональные и коллективные информационные менеджеры:

  1. Листать документы и переходить от одного документа к другому, возможность перелистывания и перемещения в сети от одного документа к другому пользуясь гипертекстовыми ссылками.
  2. Искать опубликованные в хранилищах документы. Возможность поиска требует участия специального программного агента. Большинство из цифровых хранилищ используют свои собственные поисковые агенты. В 2004 году стартовал корпоративный проект, в рамках которого поисковая система Google и несколько крупных издательств, включая АСМ, объединили возможности для поиска сразу внутри нескольких хранилищ.
  3. Организовывать найденные документы в специальные подшивки и коллекции. Иногда эти коллекции делаются вручную и в этом случае это личные или опубликованные в сети закладки. Сегодня все чаще можно перепоручить заказ на подшивку материалов программному агенту, задав условия поиска и сделать выборку из материалов, подготовленных другими людьми.
  4. Комментировать опубликованные сообщения. Очень важная возможность, которая все чаще поддерживается в сети. Гипертексты растут и увеличивают свою ценность именно благодаря аннотации.
  5. Создавать и публиковать в сети новые сообщения. Редактировать содержание уже опубликованных сообщений. Обычно эта возможность дается ограниченному числу людей. Широкое делегирование возможностей редактирования - это достаточно редкая возможность. Пока только веб-сайты с технологией вики поддерживают возможность открытого редактирования всех сообщений.

В связи с возможным повторным использованием цифровых материалов перед образованием открываются новые перспективы. Одной из наиболее перспективных технологий среди нового поколения обучающих средств является технология «учебных объектов». Сама идея учебного объекта связана с объектно-ориентированным подходом. В рамках этого подхода распространено создание компонентов программы - «объектов». Такие объекты могут быть в дальнейшем использованы в различных ситуациях. Для того чтобы информационное сообщение, будь то книга, компьютерная программа, музыкальное произведение или фильм, превратились в цифровой объект, необходимо не только перевести их в цифровую форму, но и опубликовать их в сети.

Вторая значимая для сообществ тенденция развития сети связана с тем, что Учреждения Памяти все чаще организуют на базе цифровых ресурсов общение между своими посетителями. Важная функция социализации все чаще реализуется на базе цифровых библиотек и медиатек. Для того чтобы поддержать общественные отношения, связанные с использованием коллекций Учреждений Памяти используют различные технологии:

  • виртуальные кафе, где посетители могут общаться друг с другом и с сотрудниками библиотеки;
  • многопользовательских миров, где посетители могут перемещаться из одной комнаты в другую и общаться между собой в игровой форме
  • личные литературные дневники, которые ведут работники библиотек

Открыв доступ к материалам своих коллекций, наладив общение посетителей, многие Учреждения Памяти делают и следующий естественный шаг к учебной деятельности. В этом случае, они предоставляют своим посетителям возможность не только брать и использовать материалы из цифровых хранилищ, но и размещать в цифровом пространстве свои собственные документы.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации общения в сети Интернет.

Современные средства общения в сети Интернет

Новые сетевые сервисы создают новую среду общения, в которой значение непосредственного обмена сообщения заметно снижается. Для того чтобы узнать, чем занимается человек, какие действия он совершает, нет никакой необходимости его об этом спрашивать. Для этого достаточно просто наблюдать за его сетевой деятельностью.

Наиболее распространенные формы организации общения в Сети:

1. Гостевые книги . Первая и самая простая форма организации общения в виде веб-приложений. Простая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить сообщение.

2. Форумы. Эта форма общения является практически прямой реализацией идеологии телеконференции. Телеконференции это - вид сетевого сервиса, обеспечивающий пересылку сообщений пользователей, называемых статьями на компьютеры всех участников. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение. Исторически первые форумы появились как улучшенные гостевые книги и организовывал сообщения в ветви – так же, как и в телеконференциях. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управлением системой осуществляют администраторы и модераторы.

3. Блоги (от англ. Web log – web-журнал, web-протокол) напоминает форум, в котором право администрирования и публикации первых инициирующих тем дискуссии принадлежит одному человеку или группе лиц. Блог может быть открыт для отзывов и вопросов читателей, а может быть и закрыт. За последние несколько лет в сети появилось огромное количество сообществ, материалы которых создаются их авторами по технологии блогов. Авторы публикуют новости и комментарии к новостям. Кроме возможностей обсуждения у читателей есть возможность оценить и качество публикации, и качество комментариев. Этот механизм групповой фильтрации должен обеспечивать высокое качество материалов на сайте. Блог может быть использован не только в индивидуальных целях, но и как форум для сообщества. Такое использование блога вполне допустимо и оправданно, поскольку многие блоги имеют дополнительные преимущества перед форумами: возможность публиковать в тексте сообщения мультимедийные и html-фрагменты, возможность перекрестных связей между несколькими ветвями дискуссий.

Анализ развития форм сетевого общения показывает, что они либо интегрируются внутрь Всемирной Паутины, как это происходит со списками рассылки и телеконференциями, либо заканчивают свое существование, как это, к сожалению, происходит с многопользовательскими мирами. Значение имеет то, имеют ли отдельные сообщения, созданные при помощи данной формы, статус сетевого документа или цифрового объекта, или не имеют. Для сетевого сообщества важно, можем ли мы сослаться на такое сообщение. Например, высказывания внутри таких коммуникаций как форум и чат не имеют статуса сетевого документа. С точки зрения информационного обеспечения это - серьезное упущение, в худшем случае чаты и форумы в ближайшее время будут вытеснены другими формами общения. На роль таких новых форм сетевого общения сегодня серьезно претендуют коллективные блоги и Вики и наиболее популярная форма использования этих средств - коллективная.

Участники сообщества внутри блогов могут выполнять следующие действия:

  • Писать собственные сообщения;
  • Читать сообщения, опубликованные другими авторами;
  • Комментировать сообщения других авторов;
  • Отвечать на комментарии к сообщениям;
  • Связывать сообщения и комментарии между собой, используя гипертекстовые ссылки.

Простота публикации, ясная метафора каждодневных записей в сетевой дневник обеспечили приток новых авторов. Ясность и доступность блога вызывают интерес многих исследователей, которые рассматривают его как вариант личного, образовательного пространства.

С распространением этих форм стали образовываться социальные сети – то есть совокупность участников, объединенных средой общения. Содержание которых формируется не четко оговоренной группой людей, а всеми участниками сети.

4. Рассмотрим возможности сетевых сообществ для образования. Обсуждение педагогического потенциала сетевых сообществ и вклада в образование началось задолго до возникновения сети Интернет.

Возникает необходимость создания такого пространства в сети, которое бы дало возможность учителям найти ответы на многие волнующие их профессиональные вопросы, проявить свою активность и повысить свою профессиональную подготовку. Основной целью данного сообщества должна быть подготовка учителей для профессиональной деятельности в сети. Учителя могут найти рекомендации по возможной деятельности в сети, методические разработки по участию или проведению различных мероприятий в сети (проектов, конкурсов, конференций, форумов и т. д.). Одним из важнейших факторов является то, что участники профессиональных сетевых сообществ имеют возможность получать новые знания в области своей специальности, повышая тем самым уровень своей профессиональной компетентности. Это и есть не что иное, как пример обучения в течение всей жизни (Long-life Learning).

Электронное обучение не исчерпывается тем, чтобы получать информацию через сеть, как это свойственно дистанционному обучению, или искать информацию в сети, как это свойственно обучению исследовательскому. Учебные сообщества уделяют наибольшее внимание тому, как люди делятся своими знаниями. Для формирования сообщества определяющее значение имеет общение. Люди живут в сообществе благодаря тому общему, что есть между ними, а общение - тот способ, благодаря которому они обретают это общее. Дж. Дьюи подчеркивал, что любые виды человеческих сообществ содержат функцию обучения. Он даже разрабатывал критерии, позволяющие определить меру педагогической ценности любого вида социализации того или иного сообщества. Первые попытки анализа средств коммуникации, с точки зрения их пригодности к использованию в педагогическом процессе в рамках учебного сообщества, можно обнаружить в работах французского педагога Селестина Френе, который разработал и организовал школьную корреспондентскую сеть. В рамках этой сети школьники обменивались текстами и картинками. С. Френе рассматривал коммуникационные возможности - музыкальные записи, фотографии, телефонные разговоры, радио, кинофильмы и телепередачи - прежде всего как средства для выработки учеником своего собственного языка, при помощи которого он мог бы общаться с другими людьми. Сообщество обмена знаниями, которое строил С. Френе в своей школе, основывалось не просто на обмене сообщениями, а на печатных документах - публикациях. При анализе технического средства Френе обращал внимание, прежде всего на то, как ученик может его использовать для общения с другими детьми. Ключевым вопросом для Френе был, можно ли при помощи данного средства создать новое сообщение и поместить это сообщение в школьной газете? Печатная машинка, магнитофон, кинокамера - все эти средства для Френе открывают новые возможности для самостоятельных исследований и самостоятельного творчества. На основании этого подхода Френе полностью исключал возможность использование в учебной деятельности современное ему радио, как абсолютно не соответствующее его методам. Френе был убежден, что и радио, и кинематограф, и телевидение имеют богатейшие возможности и обязательно должны использоваться в учебном процессе. Однако в то время не было той среды, в которой ученики и учителя могли бы воспользоваться записями радио, телевизионных коллекций так, как им бы этого хотелось.

Огромное значение для сетевого образования имела книга «Общество без школ» И. Иллича, которого интересовали не столько цели образования, сколько содержание учебной среды. Иллич полагал, что человек естественным образом самостоятельно стремится выбирать лучшие пути обучения и необходимо только определить, какие компоненты должны присутствовать в учебной среде, чтобы обучение проходило комфортно и эффективно. Ответы на этот вопрос Иллич попытался найти в шестой главе, которая называлась - «Учебная паутина». В этой главе Иллич перечислил и подробно рассмотрел ресурсы и службы, необходимые для успешного функционирования учебного сетевого сообщества . И. Иллич полагал, что для учебы необходимы следующие составляющие:

  1. Учебные ресурсы и справочная система, которая помогает находить эти ресурсы.
  2. Примеры для подражания и система, которая поддерживает обмен навыками и умениями.
  3. Партнеры, с которыми можно было бы соревноваться, сотрудничать, спорить и говорить на одном языке.

Кроме перечисленных обязательных для учебы составляющих, Иллич надеялся на участие экспертов, которые могли бы оценивать результаты учебной деятельности.

Философия Иллича оказала заметное влияние на развитие образования и на процесс внедрения информационных средств в обучение. Ключевой вопрос, - «какие люди, и какие вещи должны окружать человека, чтобы он хорошо учился?» сохранил свою актуальность и сегодня.

Одно из основных положений, на которых базируется теория сообщества практики, состоит в том, что знания всегда осваиваются в определенном контексте. Для освоения знаний очень важно обеспечить участие новичка в реальной деятельности. Новички, попадая внутрь сообщества, получают законную возможность участвовать в деятельности сообщества. Участвуя в этой деятельности, люди осваивают новые знания в контексте данного профессионального сообщества. Учение происходит не столько через усвоение учебного курса, сколько через участие в совместной деятельности. Во многих случаях траектория личного роста человека внутри сообщества может рассматриваться как процесс обучения. В последние годы многое делается для того, чтобы использовать опыт сообществ обмена знаниями в обучении и привлечь школьников, студентов, учителей к участию в жизни тех реальных сообществ обмена знаниями, которые существуют на базе центров науки, искусства и здравоохранения.

В России в настоящее время успешно действуют виртуальные объединения учителей-предметников. Одним из известных школьных сайтов является «Школьный сектор» (www.school-sector.relarn.ru). Это сообщество учителей и учащихся, основными задачами которого являются осуществление постоянного взаимодействия со школами по накоплению и обмену опытом сетевой образовательной деятельности, информационной и методической поддержки учителей школ. Министерство образования РФ, Федерация Интернет образования предлагают другую форму общения работников образования. Накануне нового учебного года сеть Интернет ежегодно приглашает всех учителей, работников образования на всероссийский традиционный виртуальный педагогический совет (http://pedsovet.alledu.ru). Интернет-педсовет – это безграничное пространство для общения учителей на расстоянии, одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сел делятся своим опытом работы, обсуждаю волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования.

Другой пример сетевого сообщества российских учителей – это проект «Интернет-государство учителей» (ИнтерГУру htth://www.intergu.ru), проект Министерства образования России, ФИО, издательства «Просвещение». Основная цель проекта – создание сетевого сообщества творческих учителей. ИнтерГУру – это открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой. Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей» предполагают знакомства участников с образовательными ресурсами, обсуждение проблем образования, обмен опытом работы, консультации со специалистами, тестирование по различным областям знаний, создание своих тестов и методическую помощь учителям.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, умения, творчество. Компьютерные технологии на уроках - это использование компьютерных обучающих программ и Интернет-ресурсов. Мультимедийные программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока. Что представляет собой профессиональная деятельность учителей в сети? Это деятельность, направленная на рост интереса учащихся к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Другое направление - это деятельность, направленная на самообразование самих учителей, деятельность, связанная с повышением квалификации. Информационные и коммуникационные технологии влияют на профессиональную деятельность учителя, значительно расширяя сферу его деятельности. Именно ИКТ становятся основой модернизации системы образования в XXI в. Профессиональное сетевое сообщество для учителей должно отвечать специфике деятельности в области образования. Необходимо учитывать опыт отечественных и зарубежных сетевых сообществ. Профессиональная деятельность учителя направлена, с одной стороны на ученика, с другой стороны - на самого себя. Участвуя в деятельности профессионального сетевого сообщества, учитель расширяет свои знания в педагогике, методике, и т. д., повышая тем самым уровень своей профессиональной компетенции.

Информация о проведении конференций или других мероприятий, поступлении новых разработок уроков, документов дается в разделе «Объявления». Очень важным является проблемный совет, где можно обсудить и найти решение в конфликтных ситуациях. Внутри сетевого сообщества могут формироваться группы по интересам. Например, участники, увлекающиеся искусством или музыкой, могут делиться опытом проведения уроков по данной тематике и т. д.

Появление сети Интернет открыло границы для общения учителей иностранного языка с коллегами других стран, что помогает им совершенствовать свои знания иностранного языка, обмениваться опытом работы, тем самым, совершенствуя и свои профессиональные умения. Привлечение учеников к общению с зарубежными сверстниками с помощью коммуникационных технологий позволяет решать проблемы межкультурной коммуникации и личностно ориентированного обучения. Профессиональное сетевое сообщество учителей (Net Community) - это база образовательных информационных ресурсов, это место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации.

5. Изменения в информационном обществе происходят стремительными темпами и предъявляют любому специалисту, и особенно учителю, требование постоянного самообразования, повышения квалификации. Возникающие на современном этапе сетевые сообщества создают условия и способствуют профессиональному росту, позволяют говорить об использовании их для целей образования.

Главным условием развития той или иной формы сетевого общения является активное и систематическое участие каждого, обмен опытом, представление результатов собственных экспериментов, проектов. Это, с одной стороны, возможность самовыражения, с другой - разрешение собственных сомнений в верности выбранных методов и педагогических находок в процессе обсуждения с коллегами.

Сетевые сообщества, формируемые как специфическая форма и способ групповой коммуникации и взаимодействия, возникают на определенном этапе использования информационных технологий.

Следует особо подчеркнуть роль эффективного использования средств новых информационных технологий для активизации взаимодействия сетевого сообщества.

Также очень важна организация структуры, инициирующей эти педагогически значимые мероприятия. То есть именно в развитии активного взаимодействия, организации этого взаимодействия видится эффективное развитие сетевого сообщества и создания условий для постоянного самообразования и профессионального роста.

Таким образом, можно выделить некоторые закономерности, характерные для развивающегося профессионального образовательного сообщества:

  • создание и поддержка веб-сайта, который является организующим "центром", где размещается вся информация о целях, задачах, направлениях деятельности профессионалов;
  • значимая роль координатора или координирующего центра, инициирующего различные сетевые мероприятия;
  • целенаправленное использование самых разных видов коммуникаций, начиная от электронной почты до теле-, видеоконференций, в том числе организация обсуждений на форумах в режиме он-лайн, чат-сессиях в режиме единого времени, выпуски списка рассылки с обзором новостей и поступающих материалов на веб-сайт;
  • проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглые столы с ведущими учеными, методистами;
  • создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию НИТ в обучении;
  • создание коллекции систематизированных ссылок с возможностью оценки качества поступающих материалов;
  • периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, выдвижение активных участников на материальное или моральное поощрение, представление качественных материалов на сертификацию;
  • организация очных встреч, мероприятий, которые также играют значительную роль для активизации взаимодействия сетевого.

6. ВикиВики (wikiwiki) - это коллекция взаимосвязанных между собой записей. Термин ВикиВики на гавайском языке означает "быстро-быстро". Изначально создатель технологии Вард Кэннингэм называл ее средой для быстрого гипертекстового взаимодействия.

Первая ВикиВики была разработана в 1994 году и в 1995 впервые появилась в Интернете. Первым Вики-сайтом стало «Портлендское хранилище образцов» созданное Вардом Кэннингэмом (Ward Cunningham), где собирались фрагменты программных кодов.

Технология Вики изначально создавалась как открытое программное обеспечение, и в настоящий момент в сети существует множество доступных клонов и площадок, на базе которых желающие могут построить свое сообщество.

ВикиВики – система, поддерживающая простой и доступный способ создания гипертекста, и провоцирующая индивидуальное и коллективное написание гипертекста. При использовании ВикиВики человек может не заботиться об использовании команд языка гипертекстовой разметки. Сам текст любой статьи-страницы коллекции интерпретируется программой как гипертекст. Тексты всех страниц, перед тем как они попадают к агенту-браузеру, просматривает специальный Вики-агент. Вики придерживается другой идеологии создания новых страниц, чем та, к которой мы привыкли при построении веб-сайтов. Всякое новое определение сначала вводится, а потом уже разъясняется. В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. ВикиВики может использоваться в различных целях:

  • в качестве средства для организации совместной работы над коллективными проектами. ВикиВики является коллективной электронной доской, на которой может писать целая группа;
  • в качестве баз данных - хранилищ коллективного опыта.

Все чаще ВикиВики рассматривается как эффективное средство для организации педагогической деятельности и как элемент дистанционного учебного курса. Переход на новый уровень совместной деятельности требует от организаторов дополнительных усилий, которые бы расширяли поле зрения участников сообщества, помогали им отслеживать направления деятельности друг друга. В рамках ВикиВики учителя могут просматривать и редактировать все существующие страницы, находить на страницах общие темы и на уровне ссылок показывать ученикам, куда движутся партнеры и как можно с ними взаимодействовать. В современном мире ВикиВики все чаще рассматривается как альтернатива веб-сайтам. В связи с этим приведем сравнительный анализ возможностей, которые предоставляют ВикиВики и веб-сайты членам сообществ (Таблица 1)

Таблица 1 - Сравнительный анализ веб-сайта и ВикиВики

Веб-сайт

ВикиВики

Наполнением занимается один человек

Наполнением занимается сообщество

Дизайн имеет значение

Дизайн не имеет значение

Требуется знание тегов html

Требуется знание простых Вики-тегов

Обновление через FTP-протокол

Обновление через Веб-протокол

Расширению сайта предшествует создание новых страниц

При обновлении сайта прежняя информация стирается

Все страницы сайта остаются в базе данных

Для каждой страницы внутри сайта можно получить перечень страниц, на которые она ссылается

Статья Для каждой страницы можно получить список тех, на кого она ссылается и которые ссылаются на данную

Карта сайта создается централизованно

Карта сайта создается автоматически и отражает интересы участников сообщества.

7. Социальный сервис ВикиВики может быть использован в педагогической практике различными способами.

Во-первых, представление, расширение и аннотирование учебных материалов. Интересная возможность - заметки и аннотации на полях лекции или первоисточника, которые могут оставлять преподаватели и студенты. Каждая статья в рамках МедиаВики связана со страницей обсуждения, которая может рассматриваться как дополнительная или оборотная сторона статьи. На этой оборотной стороне статьи все заинтересованные участники могут оставлять свои комментарии и вести обсуждение. Электронный вариант представления учебных материалов дает студентам возможность проследить связи между текстами. Система обратных ссылок позволяет проследить, из каких материалов лекций и семинарских занятий ссылки обращаются к данному автору.

Во-вторых, совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами. Для этого, нужно только оформить слова, о которых мы хотим узнать больше, как внутренние ссылки. По правилам МедиаВики мы заключаем слова в две квадратные скобки, и они превращаются в ссылки на [[очиток большой]] или на [[болото Слоновское-Курмановское]]. Если кто-то уже написал и разместил внутри Летописи статью по интересующей нас теме, то ссылка сразу будет работать и поведет нас в текст. Если такой статьи еще нет, то это пока отложенная ссылка, которая будет открыта в будущем.

В-третьих, коллективное создание творческих работ - сказок, стихотворений, эссе. К таким проектам относятся создание коллективных текстов, например, «Студенческой сказки» на базе ВикиВики-площадок.

В-четвертых, коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий. Примером такого проекта может служить международный проект «Время вернуться домой» - Летописи.ру.

Летописи.ру или «Время вернуться домой». Общероссийский образовательный проект Летописи.ру, который проводится по инициативе корпорации Intel и компании «ТрансТелеКом», основан на технологии ВикиВики, получившей широкую известность благодаря всемирной энциклопедии - Википедии.

Закрытые группы и форумы дают возможность педагогам делиться и получать новую информацию.--Авдеенко Екатерина Владимировна 13:14, 2 декабря 2009 (MSK)

закрытые группы и форумы позволяют педагогам объединяться для обсуждения общих интересов, взглядов, идей, получая новую информацию от своих коллег и делясь своей.--Родыгина Люда 18:19, 20 ноября 2009 (MSK)

  • Организация собраний, конференций или социальных мероприятий для отдельных участников группы.
  • Совместная работа над проектами.
  • Поиск людей, разделяющих Ваши хобби, интересы или круг общения.
  • Общение с коллегами, учащимися, их родителями,
  • Обмен информацией, получение отзывов на представленную точку зрения --RRR 22:00, 21 ноября 2009 (MSK)

Форумы и закрытые группы позволяют получить ответы на актуальные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью педагогов. --Светлана 17:15, 18 ноября 2009 (MSK)

Форумы дают возможность живого общения, обмена мнениями, дискусси по самым различным темам, а также получения консультации у преподавателей-методистов--Золотарева Татьяна Анатольевна 18:18, 18 ноября 2009 (MSK)

Закртые группы и форумы - это озможность создания неограниченного количества форумов с произвольным числом категорий. Закрытые группы и форумы для определенных групп пользователей, которые подразделяются в зависимости от идей и интересов. Мощные средства осуществления поиска.--Ефимова Марина 21:34, 18 ноября 2009 (MSK)

Форумы и закрытые группы обеспечивают on-line общение, обмен информацией, возможность оперативно решать проблемные профессиональные вопросы, на которые в литературе не всегда найдешь ответы, однако есть и отрицательные стороны: интенет-культура в сети не всегда на высоком уровне, для нахождения нужного материала требуется все больше времени.Участник: Гевлич И. , 22.09, 18 ноября

Благодаря закрытым группам и форумам можно общаться в режиме реального времени, находить ответы на интересующие вопросы, делить своими идеями и методическими изюминками, обсуждать темы с коллегами из разных регионов. --Колесова Жанна 22:28, 18 ноября 2009 (MSK)

дают возможность учителям создать свои малые группы по интересам, обсуждать волнующие темы и проблемы, высказать личное мнение, проголосовать зав интересующий вопрос.--Лариса Ивакина 19:51, 18 ноября 2009 (MSK)

Закрытые форумы дают возможность педагогам для более тесного объединения и обсуждения вопросов, связанных с профессиональной деятельностью.--Kocheragina 23:48, 18 ноября 2009 (MSK)

Социальный сетевой сервис - виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины). Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:общения; поддержки и развития социальных контактов, совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации; обмена медиа-данными, творческой деятельности сетевого характера, выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи) и др. Класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Термин соответствует смыслу исходного понятия «форум».Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу.Распространённое деление веб-форума: Разделы → темы → сообщения.Обычно сообщения несут информацию «автор - тема - содержание - дата/время». Сообщение и все ответы на него образует ветку (тему, тред, трэд (англ. thread), топик, топ (англ. topic).Отклонение от начальной темы обсуждения часто запрещено правилами поведения форума. За соблюдением правил следят модераторы и администраторы - участники, наделённые возможностью редактировать, перемещать и удалять чужие сообщения в определённом разделе или теме, а также контролировать к ним доступ отдельных участников. На форумах может применяться чрезвычайно гибкое разграничение доступа к сообщениям. Так, на одних форумах чтение и создание новых сообщений доступны любым случайным посетителям, на других необходима предварительная регистрация (наиболее распространённый вариант) - те и другие форумы называют открытыми. Применяется и смешанный вариант - когда отдельные темы могут быть доступны на запись всем посетителям, а другие - только зарегистрированным участникам. Кроме открытых, существуют закрытые форумы, доступ к которым определяется персонально для каждого участника администраторами форума. На практике также нередко встречается вариант, когда некоторые разделы форума общедоступны, а остальная часть доступна только узкому кругу участников. При регистрации участники форума могут создавать профили - страницы со сведениями о данном участнике. В своём профиле участник форума может сообщить информацию о себе, настроить свой аватар или автоматически добавляемую к его сообщениям подпись - в зависимости от предпочтений. Подпись может быть статичным текстом либо содержать графические картинки, в том числе т. н. юзербары. Большинство форумов имеет систему личных сообщений, позволяющую зарегистрированным пользователям общаться индивидуально, аналогично электронной почте.Многие форумы при создании новой темы имеют возможность присоединения к ней голосований или опросов. При этом другие участники форума могут проголосовать или ответить на заданный в заголовке темы вопрос, не создавая нового сообщения в теме форума.Каждый конкретный форум имеет свою тематику - достаточно широкую, чтобы в её пределах можно было вести многоплановое обсуждение. Часто также несколько форумов сводят воедино в одном месте, которое также называют форумом (в широком смысле). По методу формирования набора тем форумы бывают с динамическим списком тем и с постоянным списком тем. В форумах с динамическим списком тем простые участники могут создавать новую тему в рамках тематики форума.Обычно форум имеет возможность поиска по своей базе сообщений. Форум отличается от чата разделением обсуждаемых тем и возможностью общения не в реальном времени. Это располагает к более серьёзным обсуждениям, поскольку предоставляет отвечающим больше времени на обдумывание ответа. Форумы часто используются для разного рода консультаций, в работе служб технической поддержки.В настоящее время веб-форумы почти полностью вытеснили новостные группы на базе NNTP и являются одним из наиболее популярных способов обсуждения вопросов во Всемирной паутине. На данный момент форумы сосуществуют наравне с блогами. Эти две формы общения в Интернете практически не уступают друг другу по популярности. --Участник Старикова Наталья Николаевна 8:10, 19 ноября 2009г.

Форумы позволяют узнать мнение коллег по интересующим вопросам, создать совместные проекты с учителями других регионов или свое сообщество, а также получить консультацию по интересующим вопросам.--Сенцова Марина Альбертовна 09:42, 19 ноября 2009 (MSK)

Социальные сервисы помогают педагогам самореализовываться. Мы учимся работать в них, познаем азы и активизируемся по итогам уже имеющегося опыта работы с сервисами в сети Интернет. Работа в сервисах позволяет педагогам обмениваться опытом, представлять свои методические наработки и разработки, участвовать в обсуждениях, а также использовать опыт коллег в своей работе. Очень удобно находить интересующую информацию. Участник: Ирина Макарова 23.49, 19 ноября 2009г.

Данные сайты дают возможность педагогу получить необходимую информацию, обменяться опытом, обсуждать актуальные вопросы. Закрытые группы и форумы объединяют коллег со схожими интересами, это дает возможность создавать совместные проекты. Подобные проекты всегда интересны не только педагогам, но и детям.--Погодина Марина Викторовна 09:13, 20 ноября 2009 (MSK)

Закрытые форумы и группы помогают людям, имеющим одинаковые интересы, найти друг друга и общаться.Обсуждать различные проблемы, организовывать совместные записи.--Салтанат Мухамбетова 16:11, 19 ноября 2009 (MSK)

Форумы и закрытые группы объединяют людей с общими интересами и потребностями. Общаясь в таких форумах, учитель получает возможность в реальном времени обмениваться мнениями и опытом работы с коллегами из разных уголков России (да и не только), быть в курсе последних событий,получать необходимую консультацию, использовать материалы цифровых коллекций в своей работе и т.п. Это во-первых - интересно, во-вторых - в определённой степени облегчает работу, экономит время учителя, в третьих - своего рода профессиональный рост--Анна Крашенинникова 22:21, 19 ноября 2009 (MSK)

Социальные сервисы дают возможность учителю обеспечить себя необходимыми дидактическими материалами, узнавать новости образования, знакомиться с наработками опытных и передовых педагогов, предлагать на обсуждение и для использования другими свои работы, возможность принимать участие в обсуждении различных проблем, связанных с профдеятельностью. На мой взгляд, это особенно важно для педагогов из глубинки, где не всегда есть возможность преобрести даже методическую литературу, не говоря уже о цифровых ресурсах. Мероприятия проводимые на данных сервисах дают возможность заявить о себе через участие в конкурсах и проектах. Форумы и закрытые группы обеспечивают более тесное сотрудничество коллег и не только на межмуниципальном, но и на всероссийском уровне и даже международном.--Ирина Беземская 00:06, 20 ноября 2009 (MSK)

Сетевые сообщества позволяет учителям общаться друг с другом. Давать советы, делиться наработками, интересными сайтами, образовательными ресурсами.--участник: СолдатенкоА.А

Форумы дают возможность обмена мнениями, найти ответ на интересуюющий вопрос,обсудить различные темы, а также получения консультации у специалистов.--Алексеева Лариса Александровна

Закрытые форумы и группы позволяют общаться, обмениваться мнениями по интересующим вопросам, обсуждать различные проблемы,делиться опытом и получать новую информацию.--Светлана Лахмотова 11:47, 23 ноября 2009 (MSK)

Форум- это средство для обмена мнением, получение консультации, получение интересующей информации.--Горбунова Ирина Михайловна 11:47, 23 ноября 2009 (MSK)

Социальный сетевой сервис - виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

3. Блоги

Блог (англ. blog, от «web log», «сетевой журнал или дневник событий») - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре?менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Блоггерами (блогерами) называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По содержанию - тематическими или общими.

4. Вики

Вики - веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт - Википедия (http://ru.wikipedia.org/ ).

5. Социальные медиахранилища

Социальные медиахранилища - сервисы для совместного хранения медиафайлов. Их можно классифицировать по типу файлов размещаемых на этих серверах.

Фотографии, схемы, рисунки.

Видео.

Документы (книги).

Аудиозаписи, подкасты, интернет-радио.

Наиболее популярными сервисами для размещения фотографий, схем, рисунков являются сервисы:

Фликр (http://www.flickr.com/ ),

Picasa (http://picasa.google.com/ ) .

Видео пользователи рунета чаще всего публикуют на сайтах:

Ютьюб (http://www.youtube.com/ ),

Рутьюб (http://rutube.ru/ ),

Видео.mail.ru (http://video.mail.ru/ ) и др.

Документы, книги хранят чаще всего в социальной сети Scribd (http://www.scribd.com/ ), которую многие называют «текстовой версией Ютьюб». Вы можете закачивать туда книги и делиться ими со всем миром.

В Интернете существуют рекомендательные системы, специализирующиеся на одном типе контента, например: Last.FM (http://www.lastfm.ru/ ) , Netflix Prize (http://www.netflixprize.com/ ) (кинофильмы), экспертную работу в котором выполняют сами пользователи.

7. Географические сервисы

Географические сервисы позволяют работать с картами мира и отдельных стран, регионов, городов и совместно размещать информацию на географических картах, отмечать места, создавать комментарий.

Основные географические сервисы Рунета:

Гугл Планета Земля - программа Google Earth (http://earth.google.com/ ) позволяет в разных масштабах изучать поверхность Земли по данным спутниковых снимков. Система также поддерживает создание и отображение пользовательских информационных слоев, которые можно организовать в

Способы общения в Сети - выдержки из истории развития Интернета

Одним из направлений развития телекоммуникационных сетей стали различные формы общения людей. С точки зрения массового пользователя возможность прямого обмена информацией даже важнее сугубо технологических задач обеспечения совместных вычислений или доступа к хранилищам данных.

Современные формы общения в Сети сформировались на основе нескольких решений:

1. Электронная почта. Исторически возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями и показала саму возможность общения с помощью сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами (“Один к одному”), при небольшой модификации она позволила обмениваться информацией группам людей “Один ко многим”. Такой модификацией стали списки рассылки.

2. Телеконференции, группы новостей. Телеконференции стали следующим этапом развития систем почтовых сообщений. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, группировка сообщений в нити, направления обсуждений.

3. Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Сети в режиме on-line. Для них полезно иметь возможность взаимодействовать в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение практически мгновенно (задержка в ответе не становится принципиальным перерывом в обмене). Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (в примерном переводе - “Дружеская беседа через Интернет”). В рамках этого сервиса общение проходит через специализированные узлы в рамках общих направлений - каналов.

Изначально свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было целью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач - информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных (частных) пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества - т.е. группы людей, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена - личная и общественная, со временем появились и личные отношения.

Такие сообщества имели (и до сих пор имеют) особенности, обусловленные их техническим характером:

1. Как правило, пользователем в таком сообществе считается формальное имя, зачастую сокращенное (ник, от англ. nickname - уменьшительное имя, прозвище, кличка). Один фактический пользователь может выступать под разными обозначениями, ведя таким способом несколько “жизней”.

2. Основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции “чистым” текстом передать сложно и не всегда такой текст интерпретируется одинаково, то появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста, - смайлы (от англ. smile - улыбка).

3. Характерная особенность часто общающейся группы людей - накопление активно использующейся истории отношений (шуток, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания “свой-чужой”. В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто - жаргона.

4. Стиль общения в таких средах, не в последнюю очередь из-за того, что общение ведется чаще всего от имени “ника”, не имеющего пола, возраста и социального статуса, более свободный, чем в обычной жизни.

Современные формы общения с помощью Сети во многом похожи на упомянутые выше сервисы. Ведь сервисы эти сформировались на основе общепринятых представлений и привычек в обмене информацией, а эти привычки от технологии зависят мало (точнее, они меняются гораздо медленнее). Унаследовали современные сообщества и особенности, хотя и стали гораздо шире и разнообразнее - за счет возросших технических возможностей и количества участников.

Наиболее распространенные современные средства общения для своей работы используют программы-браузеры и с технической точки зрения являются специализированными web-приложениями. Такой способ организации позволяет максимально упростить работу за счет использования хорошо изученной программы, к использованию которой люди уже привыкли, за счет максимального сокращения настроек системы, а также за счет доступности - фактически с таким сервисом можно работать из любой точки земного шара.

Современные средства общения в Сети, ориентированные на использование
web-технологий

Опишем несколько наиболее распространенных форм организации общения с помощью идеологии HTML-страниц:

1. Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.

2. Форумы. Эта форма общения является практически прямой реализацией идеологии телеконференций. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение - в ответ на уже написанные. Исторически первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви - так же, как и в телеконференциях. Самым распространенным видом форумов сейчас являются форумы табличные, в которых обсуждение темы идет линейно, - это позволяет быстрее прочесть обсуждение. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы.

3. Блоги (от англ. web log - web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет журнал - т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть различными; самый распространенный подход - это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. Чаще всего блог ведут не на своем отдельном сайте (хотя исторически именно эта форма была первой), а в рамках крупной системы, похожей на общедоступный почтовый сервис.
В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать ленту просмотра - список записей из журналов “друзей” (friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества - журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества. Спектр сообществ очень велик - от сообщества фотографов до сообщества “Отдам даром”, - в котором каждый может объявить об отдаче ненужной вещи кому-то еще.

С распространением этих форм стали образовываться социальные сети - т.е. совокупности участников, объединенных средой общения. Нельзя сказать, что такие приложения - единственная база для создания подобных объединений, но она наиболее распространена. В отличие от подавляющего большинства web-проектов содержание подобных ресурсов, поддерживающих такие сети, формируется не четко оговоренной сравнительно небольшой группой людей, а всеми участниками сети.

В целом все современные средства обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

1. В подавляющем большинстве сред предусматривается регистрация пользователей - т.е. на каждого человека должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторое количество данных для идентификации. Многие системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы.

2. Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля.

3. Помимо учетных данных, пользователь настраивает рабочую среду - внешний вид, дополнительные данные о себе (подпись, иллюстрацию-аватар и т.п.).

4. Большинство систем, ориентированных на личную работу, имеют своеобразную внутреннюю систему обмена личными сообщениями.

На основе такого подхода, когда содержание сайтов генерируется посетителями в процессе общения, появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество своеобразных web-сервисов.

Приведем несколько примеров проектов, приведших к созданию социальных сетей:

Попав в этот раздел, вы увидите заглавную страницу (рис. 1). Заглавная страница содержит ссылки на разделы энциклопедии, служебные и справочные страницы и на некоторые уже написанные статьи. Статьи, попавшие в группу избранных, считаются лучшими статьями русской Википедии. Мы рекомендуем ознакомиться с ними для того, чтобы представлять себе, как должна выглядеть образцовая статья и что она должна содержать. Под ней приводится пример той или иной хорошей статьи (хоть и не избранной).

Рис. 1. Заглавная страница русского разела Википедии

Ниже расположено основное средство поиска нужной информации и (заодно) начала редактирования статей. Это поле ввода понятия для поиска и две кнопки под ним.

Кнопка “Поиск” выполнит поиск введенного словосочетания среди названий и содержания статей. Результатом поиска будет список ссылок (или сообщение, что таковых нет), отсортированных по релевантности.

Кнопка “Перейти” пытается выполнить переход к статье, описывающей введенное понятие. Если такой статьи нет, то вам предложат ее создать - т.е. набрать на странице редактирования.

Основные ссылки на средства обсуждения и редактирования статей расположены над текущей страницей в виде закладок. К таким средствам относятся: “Статья” - собственно содержание текущей страницы, “Обсуждение” - страница с обсуждением тех или иных исправлений, “Правка” (она же “Просмотр” - если изменения заблокированы) - редактор текста страницы и, наконец, “История” - список изменений страницы (рис. 2).

Существенной особенностью любой вики-системы является сохранение всех предыдущих версий каждой страницы. Это позволяет, сравнивая их, определять вклад каждого участника или возвращаться к предыдущим версиям, если правка была неудачной или неверной.

При отображении статьи вы увидите ее текст, возможно, со вставленным оглавлением (создаваемым автоматически на основании разделов статьи). Текст может включать в себя ссылки (либо внутренние - на страницы Википедии, либо внешние - на страницы сети Интернет). Внешние ссылки отмечаются специальным знаком.

Внутренние ссылки фактически являются переходом по названию, где название - это то, что считается ссылкой на экране. Внутренние ссылки могут быть синего (уже созданные статьи) или красного цвета (статьи пока нет) (рис. 3). Переход по красной ссылке, как и переход по неопределенному понятию, приведет к предложению создать страницу.

Такая логика работы продиктована принципом создания статей энциклопедии. В отличие от обычной страницы здесь работа начинается с ввода названия, которое и является описываемым понятием.

Правка статьи с технологической точки зрения мало отличается от ее создания - поэтому дальше мы будем говорить в основном о синтаксисе языка описания страниц.

Названия статьям даются в именительном падеже и единственном числе. Если название неоднозначно и требует пояснений, то пояснение дается в скобках.

Статья традиционно начинается с того же словосочетания, которое образует ее название. Вместе с ним записывается его этимология (происхождение слов), ударение, необходимые дополнительные данные. Далее за ним идет определение или начальное описание, а потом начинается и сама статья.

Основы синтаксиса страниц в Википедии

Статья (точнее, любая страница - обсуждение, описание иллюстрации и т.п.) пишется на русском 3 языке. Абзацы в тексте разделяются пустой строкой. Для выделения раздела абзац должен начинаться со знака “=”. Заголовки первого уровня начинаются с одного знака равенства, второго - с двух. Как правило, больше трех уровней заголовков в статье не бывает.

Для расстановки связей, вставки иллюстраций и других дополнений в тексте делаются пометки. Язык пометок очень прост и не требует много времени на изучение. Самые частые виды пометок вынесены в виде кнопок на панель, расположенную над редактируемым текстом (рис. 4).

Краткий список возможных пометок приведен в конце статьи.

Иллюстрации

Механизм вики позволяет использовать в статьях иллюстрации 4 . Следует учитывать, что для обеспечения доступности изображение должно быть опубликовано на каком-либо сайте в сети, а доступ к нему обеспечиваться по протоколу HTTP с помощью URL.

В проекте вики изображение либо размещается в локальной Википедии (русской), либо на викискладе (Wikimedia). Доступ к файлам выполняется на основе имен, поэтому перед загрузкой нужно дать файлу название, описывающее изображение и уникально его определяющее. Название самому изображению, как правило, давать не рекомендуется - чтобы его можно было использовать с разными языками.

Изображения общедоступны, поэтому стоит перед загрузкой собственной копии поискать уже имеющиеся. Загрузка изображения возможна только для зарегистрированных пользователей.

Для обеспечения правильного просмотра и расширения возможностей последующего использования рекомендуется придерживаться следующих правил:

1. Изображение загружается в максимальном качестве (в первую очередь - разрешении). Уменьшение (для предварительного просмотра) рекомендуется обеспечивать средствами самой Википедии (синтаксис описывается ниже). Это позволяет просматривать иллюстрацию на разных мониторах, печатать, изучать детали.

2. Векторные изображения помещаются в формате svg .

3. Растровые изображения с плавными цветовыми переходами и большим количеством цветовых оттенков (например, фотографии) помещаются в формате jpeg .

4. Растровые изображения с четкими границами и сравнительно небольшим количеством цветов помещаются в формате png .

5. Анимированные изображения анимации помещаются в формате gif .

Описывается изображение на автоматически создаваемой после загрузки странице с помощью шаблона.

Шаблон - это фактически небольшая страница, написанная по заранее заданному формату. Используя шаблон, вы указываете только параметры, а форматирование потом будет выполнено на основе описания самого шаблона. В этой статье подготовка шаблонов не рассматривается.

Для описания изображения шаблон используется так:

{{Изображение

| Название =

| Время создания =

| Источник =

| Лицензия =

Вместо текста в угловых скобках вы можете написать свой.

Чтобы разместить в статье изображение6, нужно вставить в текст пометку следующего вида:

[[Изображение:Имя_Изображения]]

Несколько дополнительных параметров приведены в таблице.

В некоторых случаях бывает полезно разместить в статье несколько изображений - создать так называемую “галерею” (например, работ одного художника или видов одного и того же места). Для этого есть служебный тег . Внутри этого тега приводится несколько строк, каждая из которых описывает изображение правилам, перечисленным в таблице.

Помимо названия статьи, зачастую бывает необходимо как-то обозначить привязку этой статьи к более широкому информационному классу. Одного упоминания в тексте мало - как вам известно, в этом случае при поиске необходимо знать, что именно и в какой форме искать.

Например, статью о Москве нужно как-то связать со страной, с общим списком столиц мира и т.п.

Для этих целей в вики предусмотрен механизм категорий. Фактически категория - это название того самого класса, информационной общности.

Обозначение привязки к категории выполняется вставкой конструкции вида:

Таких отметок может быть несколько. Например, статья о Москве в этом случае может относиться к категориям “Россия”, “Столицы”, и отмечаться в тексте статьи это будет так:

Использование категорий, особенно вложенных, позволяет организовать иерархический поиск статей, просмотр статей по общему направлению и т.п. Без категорий такой обзор создать достаточно сложно.

Хорошая статья обязательно включает в себя привязки к различным категориям, что увеличивает ее ценность и общую связность энциклопедии.

Технические реализации, дополнительные возможности

Среда вики - открытая и регламентирует только общую идеологию работы.

Возможности же этой идеологии реализуются с помощью разных программных пакетов, которые называются вики-механизмами (“engine” - механизм, двигатель). Основная задача любого вики-механизма - это обеспечение преобразования вики-разметки во внешний вид, привычный пользователю, - чаще всего в HTML-страницу.

Механизмов существует достаточно много, описанный выше механизм MediaWiki - наиболее распространенный из них. Другие механизмы отличаются от него - иногда основной платформой (web-сервером, системой хранения), наличием языков написания сценариев, возможностью разграничения доступа к статьям и их редактированию и другими дополнительными возможностями.

Примерами таких механизмов могут служить:

  • Wikka Wiki - вики-механизм, аналогичный MediaWiki. Использует PHP и MySQL.
  • DidiWiki - очень маленький и очень простой вики-механизм. Написан на языке C и имеет встроенный http-сервер. Применяется для организации персональных хранилищ.
  • FlexWiki. Разработан на платформе.NET. Разработан сотрудником фирмы Microsoft и широко используется внутри корпорации. Содержит такие инструменты, как пространства имен (namespaces) и встроенный язык программирования (WikiTalk).

Дополнительные возможности для редактирования и отображения информации часто реализуются с помощью расширений (“extensions”). Расширение - это дополнительный набор программ, который по оговоренным правилам интегрируется в вики-механизм и позволяет расширить возможности представления информации.

В качестве примера расширения, уже интегрированного в механизм “большой” вики, можно назвать TeX. Изначально TeX - язык разметки, предназначенный для набора сложных текстов с математическими формулами. В составе MediaWiki уже есть расширение, которое позволяет использовать этот язык разметки для отображения формул на страницах.

Если разворачивать вики-механизм MediaWiki на своем сайте, то дополнительно можно установить очень большое количество самых разных расширений, например:

  • GraphViz - пакет программ, разработанный специалистами лаборатории AT&T для визуализации различных графов. Для описания графов применяется текстовый формат, что позволяет легко интегрировать его в вики-разметку.
  • GISWiki - расширение, позволяющее привязывать статьи к географическим координатам и отображать положение объектов на картах и спутниковых фотографиях системы GoogleMaps.
  • FCKEditor - текстовый редактор, позволяющий готовить статьи без знания языка разметки, примерно так, как готовятся документы в Microsoft Word.

Количество расширений для механизма MediaWiki превышает 190, поэтому для большинства задач можно подобрать необходимое решение. Как и сам механизм вики, расширения его являются свободно распространяемыми.

Примеры реализованных вики-проектов

1. www.wikipedia.org - проект подробно описывался выше. Самый масштабный из реализованных проектов в рамках этой идеологии стал и источником всех остальных. Помимо основного проекта, существует и целый ряд сопутствующих:

  • Викисклад (Wikimedia) - хранилище общедоступных мультимедийных материалов.
  • Викитека - общедоступная библиотека оригинальных текстов.
  • Викиучебник - библиотека общедоступных руководств и учебников.
  • Викиновости - система публикации новостей.

Доступен и целый ряд других проектов.

2. www.letopisi.ru - русскоязычный образовательный проект. Цель проекта - создание учебной цифровой карты России и других стран, на которой были бы отмечены и описаны мегаполисы, города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время. Организаторы предполагают создать с помощью этого ресурса представительства всех школ и образовательных учреждений страны.

В рамках общего проекта реализуется несколько направлений, по которым участники могут быстро развивать ресурс, - семейные истории, истории родных городов и школ и т.д.

3. www.wikiznanie.ru - русскоязычный проект, авторы которого хотели бы публиковать не только готовые результаты, но и идущие исследования, гипотезы и прочее.

4. 31 октября 2006 года глава Национальной разведки (DNI) США Джон Негропонте (John Negroponte) представил “Шпионопедию” (Intellipedia8), собственный вариант реализации открытой энциклопедии Википедия. Сообщается, что “сверхсекретная” “Шпионопедия”, к помощи которой прибегают сотрудники 16 секретных ведомств США, уже содержит 28 тысяч статей. Количество пользователей за полгода, прошедших с момента открытия проекта (запуск “Шпионопедии” состоялся 17 апреля 2006 года), составляет 3600 человек. Одним из главных преимуществ подобного обмена информацией американские разведчики назвали возможность рассмотрения всех возможных точек зрения на ту или иную проблему, а также то, что все доклады по теме можно будет свести в единую базу данных. По мнению спецслужб, это позволит избежать провалов, таких, как безуспешные попытки обнаружить оружие массового поражения в Ираке.

5. Многие небольшие вики-механизмы используются для того, чтобы организовать собственное информационное пространство при работе дома или в небольшой группе людей.

Концепция коллективно изменяемых страниц, предельно простого языка разметки и общедоступных расширяемых механизмов для их реализации - один из самых эффективных и простых в освоении подходов к решению большого класса задач самого разного назначения. Википедия и механизм вики - одно из наиболее востребованных и совершенных приложений концепции Web 2.0 - движения по развитию и совершенствованию web-приложений.

Применение энциклопедии и ее механизмов, и в особенности - само изучение подходов и стратегий, лежащих в основе успешных вики-проектов, может существенно расширить спектр возможностей для организации развития учащихся, возможности учителей в обеспечении доступности и актуальности учебных материалов, лучше подготовить учеников к работе в изменяющихся современных условиях.

Похожие статьи