Какими бывают мультимедиа-приложения и средства их разработки. Как создать мультимедийное приложение

24.06.2019

Обзор

Что такое мультимедиа

Мультимедиа в Delphi

Компонент TMediaPlayer

Два вида программ, использующих мультимедиа

Пример программы с мультимедиа

  1. Обзор
  2. Delphi позволяет легко и просто включать в программу такие мультимедийные объекты, как звуки, видео и музыку. В данном уроке обсуждается, как это сделать, используя встроенный в Delphi компонент TMediaPlayer. Подробно рассматриваются управление этим компонентом в программе и получение информации о текущем состоянии.
  3. Что такое мультимедиа
  4. Точного определения, что же это такое, нет. Но в данный момент и в данном месте, наверное, лучше дать по-возможности наиболее общее определение и сказать, что “мультимедиа” - это термин относящийся к почти всем формам анимации, звукам, видео, которые используются на компьютере.

    Давая такое общее определение, нужно сказать, что в данном уроке мы имеем дело с подмножеством мультимедиа, которое включает:

    1. Показ видео в формате Microsoft"s Video for Windows (AVI).

    2. Воспроизведение звуков и музыки из MIDI и WAVE файлов.

    Данную задачу можно выполнить с помощью динамической библиотеки Microsoft Multimedia Extensions для Windows (MMSYSTEM.DLL), методы которой инкапсулированы в компоненте TMediaPlay, находящийся на странице System Палитры Компонент Delphi.

    Для проигрывания файлов мультимедиа может потребоваться наличие некоторого оборудования и программного обеспечения. Так для воспроизведения звуков нужна звуковая карта. Для воспроизведения AVI в Windows 3.1 (или WFW) требуется установить ПО Microsoft Vid eo.

  5. Мультимедиа в Delphi
  6. В Delphi есть компонент TMediaPlayer, который дает Вам доступ ко всем основным возможностям программирования мультимедиа. Данный компонент очень прост в использовании. Фактически, он настолько прост, что многим начинающим программистам будет проще создать свою первую программу, проигрывающую видео или музыку, нежели показывающую классическую надпись "Hello World".

    Простоту использования можно воспринимать двояко:

    · С одной стороны - это дает возможность любому создавать мультимедиа приложения.

    · С другой стороны, можно обнаружить, что в компоненте реализованы не все возможности. Если Вы захотите использовать низкоуровневые функции, то придется копаться достаточно глубоко, используя язык Delphi.

    В данном уроке не описываются подробности внутренних вызовов мультимедийных функций при работе компонента. Все что нужно знать - это то, что компонент называется TMediaPlayer, и что он дает доступ к набору подпрограмм, созданных Microsoft и называемых Media Control Interface (MCI). Эти подпрограммы дают программисту простой доступ к широкому кругу устройств мультимедиа. Собственно работа с TMediaPlayer интуитивно понятна и очевидна .

  7. Компонент TMediaPlayer

Для начала давайте создадим новый проект, затем поместим компонент TMediaPlayer (стр. System Палитры) на форму, как показано на рис.1.

Рис.2: Свойства TMediaPlayer в Инспекторе Объектов

на этом свойстве и выберите имя файла с расширением AVI, WAV или

MID. На рис.2 выбран AVI файл DELPHI.AVI. Далее нужно установить свойство AutoOpen в True.

После выполнения этих шагов программа готова к запуску. Запустив программу, нажмите зеленую кнопку “воспроизведение” (крайняя слева) и Вы увидите видеоролик (если выбрали AVI) или услышите звук (если выбрали WAV или MID). Если этого не произошло или появилось сообщение об ошибке, то возможны два варианта:

  1. Вы ввели неправильное имя файла.
  2. Вы не настроили правильным образом мультимедиа в Windows. Это означает, что либо у Вас нет соответствующего ”железа”, либо не установлены нужные драйверы. Установка и настройка драйверов производится в Control Panel, требования к “железу” приводятся в любой книге по мультимедиа (нужна звуковая карта, например совместимая с Sound Blaster).

Итак, Вы имеете возможность проигрывать AVI, MIDI и WAVE файлы просто указывая имя файла.

Еще одно важное свойство компонента TMediaPlayer - Display. Изначально оно не заполнено и видео воспроизводится в отдельном окошке. Однако, в качестве экрана для показа ролика можно использовать, например, панель. На форму нужно поместить компонент TPanel, убрать текст из св-ва Caption. Далее, для TMediaPlayer, в свойстве Display выбрать из списка Panel1. После этого надо запустить программу и нажать кнопку “воспроизведение” (см. рис.3)

Рис.3: Воспроизведение AVI на панели.

    1. Два вида программ мультимедиа
    2. · Иногда приходится предоставлять пользователям простой путь для проигрывания максимально широкого круга файлов. Это означает, что Вам нужно будет дать пользователю доступ к жесткому диску или CD-ROM, и затем позволить ему выбрать и воспроизвести подходящий файл. В этом случае, на форме обычно располагается TMediaPlayer, предоставляющий возможность управления воспроизведением.

      · Иногда программист может захотеть скрыть от пользователя существование компонента TMediaPlayer. То есть, воспроизвести звук или видео без того, чтобы пользователь заботился об их источнике. В частности, звук может быть частью презентации. Например, показ какого-нибудь графика на экране может сопровождаться объяснением, записанным в WAV файл. В течении презентации пользователь даже не знает о существовании TMediaPlayer. Он работает в фоновом режиме. Для этого компонент делается невидимым (Visible = False) и управляется программно.

    3. Пример программы с мультимедиа

В данной главе мы рассмотрим пример построения приложения с мультимедиа первого типа. Создайте новый проект (File | New Project). Поместите TMediaPlayer на форму; поместите компоненты TFileListBox, TDirectoryListBox, TDriveComboBox, TFilterComboBox для выбора файла. В свойстве FileList для DirectoryListBox1 и FilterComboBox1 поставьте FileListBox1. В св-ве DirList для DriveComboBox1 поставьте DirectoryListBox1. В св-ве Filter для FilterComboBox1 укажите требуемые расширения файлов:

AVI File(*.avi)|*.avi

WAVE File(*.wav)|*.wav

MIDI file(*.MID)|*.mid

Пусть по двойному щелчку мышкой в FileListBox1 выбранный файл будет воспроизводиться. В обработчике события OnDblClick для FileListBox1 укажите

Procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender:TObject);

begin

with MediaPlayer1 do

begin

Close;

FileName:=FileListBox1.FileName;

Open;

Play;

end;

end;

Внешний вид формы представлен на рис.4

Рис.4: Начальный вид проекта

Сохраните проект, запустите его, выберите нужный файл и дважды щелкните на него мышкой. MediaPlayer должен воспроизвести этот файл в отдельном окне.

Как уже говорилось выше, видеоролик можно воспроизводить внутри формы, например, на панели. Давайте слегка модифицируем проект и добавим туда панель TPanel (см. рис.5). В св-ве Display для MediaPlayer1 укажите Panel1. Нужно убрать надпись с панели (Captio n)

и св-во BevelOuter = bvNone. Чтобы переключаться при воспроизведении с окна на панель - поместите TСheckBox на форму и в обработчике события OnClick для него запишите:

procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

Start_From: Longint;

begin

with MediaPlayer1 do begin

if FileName="" then Exit;

Start_From:=Position;

Close;

Panel1.Refresh;

if CheckBox1.Checked then

Display:=Panel1

else

Display:=NIL;

Open;

Position:=Start_From;

Play;

end;

end;

Запустите проект и воспроизведите видеоролик. Пощелкайте мышкой на CheckBox.


  • Рис.5: Добавлена панель для воспроизведения видео и переключатель окно/панель.
  • Во время выполнения программы может потребоваться отобразить текущее состояние объекта MediaPlayer и самого ролика (время, прошедшее с начала воспроизведения, длину ролика). Для этого у объекта TMediaPlayer есть соответствующие свойства и события: Length, Position, OnNotify и др. Давайте добавим в проект прогресс-индикатор (TGauge), который отобразит в процентах, сколько прошло времени (см. рис.6). Для обновления показаний индикатора можно воспользоваться таймером. Поместите на форму объект TTimer, установите для него Interval = 100 (100 миллисекунд). В обработчике события OnTi m er нужно записать:

    procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

    begin

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Gauge1.Progress:=Round(100*Position/Length);

    end;

    Запустите проект, выберите файл (AVI) и щелкните на нем два раза мышкой. При воспроизведении ролика прогресс-индикатор должен отображать процент, соответствующий прошедшему времени (см. рис.6).


  • Рис.6: Законченное приложение для воспроизведения AVI, WAV и MDI файлов.
    • Понятие «мультимедиа»
    • Технология создания мультимедийных приложений
    • Виды мультимедийных приложений
    • Средства для создания мультимедиа-приложений

    В настоящее время в работе многих компаний и фирм используются различные виды компьютерных технологий для проведения семинаров, деловых встреч, тренингов и других мероприятий. Для того чтобы информация была более насыщенной, запоминающейся и наглядной, чаще всего применяют мультимедиа-технологии. Это как аппаратные мультимедийные средства, так и пакеты прикладных программ, которые позволяют обрабатывать различные виды информации, такие как текст, графика и звук. Существуют различные понятия мультимедиа:

    • Мультимедиа –технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации различных видов ;
    • Мультимедиа –компьютерное аппаратное обеспечение (наличие в компьютере CD-Rom Drive – устройства для чтения компакт-дисков, звуковой и видеоплаты, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации, джойстика и других специальных устройств) ;
    • Мультимедиа – это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование. Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Программы с использованием средств мультимедиа многомодальны, то есть они одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории .

    Красочно оформленное мультимедийное приложение, в котором наличие иллюстраций, таблиц и схем сопровождается элементами анимации и звуковым сопровождением, облегчает восприятие изучаемого материала, способствует его пониманию и запоминанию, дает более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулируя познавательную активность обучаемых.

    Существует достаточно большое разнообразие различных технологических приемов, нацеленных на разработку качественных мультимедийных приложений. При создании и последующем использовании этих приложений следует соблюдать несколько основных технологических рекомендаций.

    В качестве основы для создания мультимедийного приложения может стать модель содержания материала, представляющая собой способ структуризации материала, основанный на разбиении его на элементы и наглядном представлении в виде иерархии.

    На начальной стадии проектирования мультимедийного приложения модель содержания материала позволяет:

    • четко определить содержание материала;
    • представить содержание в наглядном и обозримом виде;
    • определить компонентный состав мультимедийного приложения.

    Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране компьютера:

    • информация на экране должна быть структурирована;
    • визуальная информация должна периодически меняться на аудиоинформацию;
    • периодически должны варьироваться яркость цвета и/или громкость звука;
    • содержание визуализируемого материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.

    При разработке формата кадра на экране и его построении рекомендуется учитывать, что существует смысл и отношение между объектами, которые определяют организацию зрительного поля. Компоновать объекты рекомендуется:

    • близко друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле объекты друг к другу (при прочих равных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы;
    • По сходству процессов, так как чем больше сходство и целостность образов, тем с большей вероятностью они организуются;
    • с учетом свойств продолжения, так как, чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности (функционируют как части знакомых контуров), тем с большей вероятностью они организуются в целостные единые образы;
    • с учетом особенности выделения предмета и фона при выборе формы объектов, размеров букв и цифр, насыщенности цвета, расположения текста и т. п.;
    • не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами;
    • Выделяя материал, предназначенный для запоминания цветом, подчеркиванием, размером шрифта и его стилем.

    При разработке мультимедийного приложения необходимо учитывать, что объекты, изображенные разными цветами и на разном фоне, по-разному воспринимаются человеком.

    Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существуют две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном – светлее фона. В мультимедийных приложениях обычно используются оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе, в рамках одной картинки. В большинстве случаев доминирует обратный контраст.

    Предпочтительной является работа мультимедиа-приложений в прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном – к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом, даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Комфортность восприятия информации с экрана монитора достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.

    Для оптимизации изучения информации на экране компьютера разработчикам мультимедийных приложений рекомендуется использование логических ударений. Логическими ударениями принято называть психолого-аппаратные приемы, направленные на привлечение внимания пользователя к определенному объекту. Психологическое действие логических ударений связано с уменьшением времени зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта.

    Наиболее часто используемыми приемами для создания логических ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом, изменение размера, яркости, расположения или выделение проблесковым свечением. Количественной оценкой логического ударения является его интенсивность. Интенсивность зависит от соотношения цвета и яркости объекта по отношению к фону, от изменения относительных размеров объекта по отношению к размерам предметов фона изображения. Наилучшим является выделение либо более ярким, либо более контрастным цветом, хуже – выделение проблесковым свечением, изменением размера или яркости.

    Проведя обзор и анализ существующих отечественных и зарубежных систем по технологии создания мультимедийных приложений, можно предложить следующую классификацию самых распространенных мультимедиа-приложений и их понятий.
    Мультимедийные приложения подразделяются на следующие виды:

    • презентации;
    • анимационные ролики;
    • игры;
    • видеоприложения;
    • мультимедиа-галереи;
    • аудиоприложения (проигрыватели звуковых файлов);
    • приложения для web.

    В табл. 1 представлены основные понятия мультимедийных приложений и их виды.

    Таблица 1. Основные понятия мультимедийных приложений


    Вид мультимедийного приложения

    Понятие

    Презентация

    Презентация (от англ. presentation ) – способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации

    Анимационные ролики

    Анимация – технология мультимедиа; воспроизведение последовательности картинок, создающее впечатление движущегося изображения. Эффект движущегося изображения возникает при частоте смены видеокадров более 16 кадров в секунду

    Игры

    Игра – мультимедиа-приложение, направленное на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, на снятие напряжения, а также развитие определенных навыков и умений

    Видеофильм и видеопроигрыватели

    Видеофильмы – технология разработки и демонстрации движущихся изображений. Видеопроигрыватели – программы управления видеофильмами

    Мультимедиа-галереи

    Галереи – собрание изображений

    Проигрыватели звуковых файлов (цифровой звук)

    Приложения для web

    Проигрыватели звуковых файлов – программы, работающие с цифровым звуком. Цифровой звук – это способ представления электрического сигнала посредством дискретных численных значений его амплитуды

    Приложения для web – это отдельные веб-страницы, их компоненты (меню, навигация и т. п.), приложения для передачи данных, многоканальные приложения, чаты и т. д.

    При изучении технологии создания мультимедийных приложений строится сценарий, в котором описывается, как они будут создаваться. В связи с этим логично предположить, что каждое мультимедийное приложение состоит из различных компонент (различных тематик). Выявляя состав мультимедийных приложений, можно разбить их на следующие компоненты: выбор темы создаваемого мультимедиа-приложения, разметка рабочей области (масштабы и фоны), кадры, использование слоев, создание символов разных типов, включение переменных и написание скриптов на языке программирования, работа со звуковыми файлами, добавление текста, создание эффектов, использование и импортирование изображений, использование готовых компонент библиотек, создание навигации, использование языков разметки текста и скриптовых языков.

    В свою очередь, мультимедийные приложения можно разделить на следующие подвиды. Основные понятия подвидов мультимедийных приложений представлены в табл. 2.

    Таблица 2. Основные понятия подвидов мультимедиа-приложений

    Существует множество технических инструментов для создания мультимедийного продукта. Создатель-разработчик должен выбрать программу-редактор, которая будет использоваться для создания страниц гипертекста. Существует целый ряд мощных сред разработки мультимедиа, позволяющих создавать полнофункциональные мультимедийные приложения. Такие пакеты, как Macromedia Director, Macromedia Flash или Authoware Professional, являются высокопрофессиональными и дорогими средствами разработки, в то время как FrontPage, mPower 4.0, HyperStudio 4.0 и Web Workshop Pro являются их более простыми и дешевыми аналогами. Такие средства, как Power Point и текстовые редакторы (например, Word), также могут быть использованы для создания линейных и нелинейных мультимедийных ресурсов. Средой разработки мультимедийных приложений также является Borland Delphi.

    Перечисленные средства разработки снабжены подробной документацией, которую легко читать и воспринимать. Конечно же, существует множество других средств разработки, которые могут быть с равным успехом применены вместо названных.

    В настоящее время автоматизированных обучающих систем по технологии создания мультимедийных приложений очень мало, их практически невозможно найти. Подобием таких систем являются страницы сети Интернет, на которых имеется подборка уроков, книжек и статей на данную тему. Большая часть таких сайтов нацелена на темы «Уроки flash для создания мультимедиа-элементов» или «Создание мультимедиа в Macromedia Director».

    Рассмотрим некоторые из них.
    Международный клуб flash-мастеров (http://www.flasher.ru )
    На сайте представлено большое количество статей и уроков по Macromedia Flash, и они разделены по следующим категориям: программирование, эффекты, анимация, навигация, звук, полезные советы, 3D, новичкам и др.

    Уроки в «Международном клубе flash-мастеров» представляют собой описание последовательности шагов, которые предлагаются на выполнение пользователям. После полного выполнения таких шагов обучаемый может сделать такой же компонент мультимедиа, которое описывается в данном уроке. Технологии создания полноценного мультимедийного приложения на сайте не представлены, а можно просмотреть уже готовые работы профессионалов или продвинутых пользователей.
    Также представлен обзор книг, помогающих в освоении flash-технологии. Проводится запись в школу компьютерной графики на платной основе. Постоянно проводятся конкурсы на лучшие работы.

    « Уроки flash»( http://flash.demiart.ru/ )
    Сайт «Уроки flash» – один из проектов студии Demiart.ru, он посвящен самостоятельному изучению Macromedia Flash на основе собранных уроков от лучших специалистов мира, работающих с flash. Уроки описывают создание разнообразных компонент и эффектов для различных мультимедиа-приложений. Кроме уроков здесь собраны учебники по flash. Также можно скачать демоверсию среды разработки Macromedia Flash. Обсудить возникающие вопросы на форуме.

    По результатам анализа можно сделать вывод, что наиболее полно информация представлена на портале A Flash Developer Resource Site, но привлекает своим дизайном и удобным расположением ссылок отечественная обучающая система, представленная в виде сайта «Международного клуба flash-мастеров». Но для их просмотра требуется наличие flash-плеера, не раньше 7-й версии.

    В данной главе мы рассмотрим пример построения приложения с мультимедиа первого типа. Создайте новый проект (File | New Project). Поместите TMediaPlayer на форму; поместите компоненты TFileListBox, TDirectoryListBox, TDriveComboBox, TFilterComboBox для выбора файла. В свойстве FileList для DirectoryListBox1 и FilterComboBox1 поставьте FileListBox1. В св-ве DirList для DriveComboBox1 поставьте DirectoryListBox1. В св-ве Filter для FilterComboBox1 укажите требуемые расширения файлов:

    AVI File(*.avi)|*.avi

    WAVE File(*.wav)|*.wav

    MIDI file(*.MID)|*.mid

    Пусть по двойному щелчку мышкой в FileListBox1 выбранный файл будет воспроизводиться. В обработчике события OnDblClick для FileListBox1 укажите

    Procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender:TObject);

    with MediaPlayer1 do

    FileName:=FileListBox1.FileName;

    Внешний вид формы представлен на рис. 4.

    Рис.4. Начальный вид проекта

    Сохраните проект, запустите его, выберите нужный файл и дважды щелкните на него мышкой. MediaPlayer должен воспроизвести этот файл в отдельном окне.

    Как уже говорилось выше, видеоролик можно воспроизводить внутри формы, например, на панели. Давайте слегка модифицируем проект и добавим туда панель TPanel (рис. 5). В св-ве Display для MediaPlayer1 укажите Panel1. Нужно убрать надпись с панели (Caption) и св-во BevelOuter = bvNone. Чтобы переключаться при воспроизведении с окна на панель - поместите TСheckBox на форму и в обработчике события OnClick для него запишите:



    procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

    Start_From: Longint;

    with MediaPlayer1 do begin

    if FileName="" then Exit;

    Start_From:=Position;

    if CheckBox1.Checked then

    Position:=Start_From;

    Запустите проект и воспроизведите видеоролик. Пощелкайте мышкой на CheckBox.

    Рис. 5. Добавлена панель для воспроизведения видео и

    переключатель окно/панель.

    Во время выполнения программы может потребоваться отобразить текущее состояние объекта MediaPlayer и самого ролика (время, прошедшее с начала воспроизведения, длину ролика). Для этого у объекта TMediaPlayer есть соответствующие свойства и события: Length, Position, OnNotify и др. Давайте добавим в проект прогресс-индикатор (TGauge), который отобразит в процентах, сколько прошло времени (см. рис.6). Для обновления показаний индикатора можно воспользоваться таймером. Поместите на форму объект TTimer, установите для него Interval = 100 (100 миллисекунд). В обработчике события OnTimer нужно записать:

    procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Gauge1.Progress:=Round(100*Position/Length);

    Запустите проект, выберите файл (AVI) и щелкните на нем два раза мышкой. При воспроизведении ролика прогресс-индикатор должен отображать процент, соответствующий прошедшему времени (см. рис.6).

    Рис.6: Законченное приложение для воспроизведения

    AVI, WAV и MDI файлов.

    3. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

    3.1. IBM – совместимый компьютер.

    3.2. Установленная операционная система Windows.

    3.3. Установленное приложение Borland Delphi.

    3.4. Справочная система приложения Borland Delphi.

    4. ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ

    4.1. Изучение теоретические положения работы по программированию в среде Borland Delphi.

    4.2. Выполнение индивидуального задания преподавателя по программированию в пределах вопросов, рассмотренных в данной лабораторной работе.

    5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

    5.1. Ознакомиться с теоретическими положениями данной лабораторной работы.

    5.2. Выполнить индивидуальные задания преподавателя по программированию.

    Задание 1

    Используя компоненты для работы с мультимедиа создать программу, позволяющую выбирать и просматривать видеоизображения

    Задание 2

    Дополнить программу возможностью определения времени и размера проигрываемого файла

    5.3. Оформить отчет по работе.

    5.4. Защитить лабораторную работу путем ответа на вопросы преподавателя.

    6.1. Описание цели работы.

    6.2. Основные теоретические положения работы

    6.4. Описание методики выполнения индивидуального задания.

    7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    8.1. Delphi 7: [наиболее полное руководство] / А. Д. Хомоненко [и др.];под общ.ред.А.Д.Хомоненко.- СПб. : БХВ - Петербург, 2007 .- 1216с. : ил. (7 экз.)

    8.2. Программирование в Delphi 7 / П. Г. Дарахвелидзе, Е. П.Марков.- СПб.: БХВ -Петербург, 2004 .- 784c. : ил. (1 экз.)

    8.3 Осипов Д. Delphi. Профессиональное программирование. - СПб.: Символ-Плюс, 2006. -1056 с., ил.

    В данной главе мы рассмотрим пример построения приложения с мультимедиа первого типа. Создайте новый проект (File | New Project). Поместите TMediaPlayer на форму; поместите компоненты TFileListBox, TDirectoryListBox, TDriveComboBox, TFilterComboBox для выбора файла. В свойстве FileList для DirectoryListBox1 и FilterComboBox1 поставьте FileListBox1.

    В св-ве DirList для DriveComboBox1 поставьте DirectoryListBox1. В св-ве Filter для FilterComboBox1 укажите требуемые расширения файлов:

    AVI File(*.avi)|*.avi

    WAVE File(*.wav)|*.wav

    MIDI file(*.MID)|*.mid

    Пусть по двойному щелчку мышкой в FileListBox1 выбранный файл будет воспроизводиться. В обработчике события OnDblClick для FileListBox1 укажите

    Procedure TForm1.FileListBox1DblClick(Sender:TObject);

    with MediaPlayer1 do

    FileName:=FileListBox1.FileName;

    Внешний вид формы представлен на рис. 4.

    Рис.4. Начальный вид проекта

    Сохраните проект, запустите его, выберите нужный файл и дважды щелкните на него мышкой. MediaPlayer должен воспроизвести этот файл в отдельном окне.

    Как уже говорилось выше, видеоролик можно воспроизводить внутри формы, например, на панели. Давайте слегка модифицируем проект и добавим туда панель TPanel (рис. 5). В св-ве Display для MediaPlayer1 укажите Panel1. Нужно убрать надпись с панели (Caption) и св-во BevelOuter = bvNone. Чтобы переключаться при воспроизведении с окна на панель - поместите TСheckBox на форму и в обработчике события OnClick для него запишите:

    procedure TForm1.CheckBox1Click(Sender: TObject);

    Start_From: Longint;

    with MediaPlayer1 do begin

    if FileName="" then Exit;

    Start_From:=Position;

    if CheckBox1.Checked then

    Position:=Start_From;

    Запустите проект и воспроизведите видеоролик. Пощелкайте мышкой на CheckBox.

    Рис. 5. Добавлена панель для воспроизведения видео и

    переключатель окно/панель

    Во время выполнения программы может потребоваться отобразить текущее состояние объекта MediaPlayer и самого ролика (время, прошедшее с начала воспроизведения, длину ролика). Для этого у объекта TMediaPlayer есть соответствующие свойства и события: Length, Position, OnNotify и др. Давайте добавим в проект прогресс-индикатор (TGauge), который отобразит в процентах, сколько прошло времени (см. рис.6). Для обновления показаний индикатора можно воспользоваться таймером. Поместите на форму объект TTimer, установите для него Interval = 100 (100 миллисекунд). В обработчике события OnTimer нужно записать:


    procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);

    with MediaPlayer1 do

    if FileName<>"" then

    Gauge1.Progress:=Round(100*Position/Length);

    Рис.6: Законченное приложение для воспроизведения AVI, WAV и MDI файлов

    Запустите проект, выберите файл (AVI) и щелкните на нем два раза мышкой. При воспроизведении ролика прогресс-индикатор должен отображать процент, соответствующий прошедшему времени (рис. 6).

    3. ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛЫ И НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

    3.1. IBM – совместимый компьютер.

    3.2. Установленная операционная система Windows.

    3.3. Установленное приложение Borland Delphi.

    3.4. Справочная система приложения Borland Delphi.

    4. ЗАДАНИЕ НА РАБОТУ

    4.1. Изучение теоретические положения работы по программированию в среде Borland Delphi.

    4.2. Выполнение индивидуального задания преподавателя по программированию в пределах вопросов, рассмотренных в данной лабораторной работе.

    5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

    5.1. Ознакомиться с теоретическими положениями данной лабораторной работы.

    5.2. Выполнить индивидуальные задания преподавателя по программированию.

    Задание 1

    Используя компоненты для работы с мультимедиа создать программу, позволяющую выбирать и просматривать видеоизображения

    Задание 2

    Дополнить программу возможностью определения времени и размера проигрываемого файла

    5.3. Оформить отчет по работе.

    5.4. Защитить лабораторную работу путем ответа на вопросы преподавателя.

    6.1. Описание цели работы.

    6.2. Основные теоретические положения работы

    6.4. Описание методики выполнения индивидуального задания.

    7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    7.1. Delphi 7: [наиболее полное руководство] / А. Д. Хомоненко [и др.];под общ.ред.А.Д.Хомоненко.- СПб. : БХВ - Петербург, 2007 .- 1216с. : ил. (7 экз.)

    7.2. Программирование в Delphi 7 / П. Г. Дарахвелидзе, Е. П.Марков.- СПб.: БХВ -Петербург, 2004 .- 784c. : ил. (1 экз.)

    7.3. Осипов Д. Delphi. Профессиональное программирование. - СПб.: Символ-Плюс, 2006. -1056 с., ил.

    Все программные средства систем мультимедиа (ММ) можно разделить на четыре вида: системное программное обеспечение (ПО) ММ, профессиональное ПО ММ, функциональное ПО ММ, преобразователи ММ-информации (рис. 6).

    Рис. 6. Структура программного обеспечения средств мультимедиа

    Мультимедийные операционные системы - это ОС, предназначенные для работы с различными видами информации: текстом, звуком, графикой, видео. Эти операционные системы, помимо основных для ОС черт, имеют и специфические, связанные с видами обрабатываемой информации. К мультимедийным относятся операционные системы фирмы Microsoft - Windows различных версий. Unix же первоначально не предназначалась для обработки различных видов информации. Она была больше приспособлена для обработки текста и для программирования. Другие виды информации на ней обрабатывать можно, но для этого необходимо дополнительное программное обеспечение, которое в состав основного комплекта операционной системы Unix не входит.

    Мультимедиа-интерфейсы служат для облегчения процесса общения человека с ЭВМ. В связи с необходимостью выполнения сложных операций, связанных с извлечением и преобразованием смысла, мультимедиа-интерфейсы часто выполняются интеллектуальными. К их числу относятся: речевой интерфейс, графический, мимический, естественноязыковый интерфейс (ЕЯ-интерфейс) и псевдоЕЯ-интерфейс.

    Обычно интерфейсы выполняются в виде виртуальных или прозрачных структур. Виртуальная структура - это кажущаяся, не существующая в действительности, функции которой моделируются с помощью реальных структур.

    Прозрачные структуры - это действительно существующие, но незаметные, спрятанные структуры (программы). Начало их действия обычно связано с возникновением определенных условий. К прозрачным структурам относятся такие программные средства, как демоны (из терминологии искусственного интеллекта и Unix-систем). К демонам нет явного обращения, они начинают работать, если возникает необходимая ситуация (нажаты какие-то клавиши, произошло обращение к жесткому диску для записи, появился сигнал о неисправности устройства или о нарушении какой-либо защиты и т.д.).

    Речевой интерфейс состоит из двух частей. Одна из них предназначена для ввода и распознавания речи при речевом обращении к ЭВМ, вторая часть - это синтезатор речи, в состав которого обычно входит “говорящая машина”, которая символьный текст, подготовленный ЭВМ, преобразует в речевое сообщение.

    Параметры человеческой речи сильно различаются у разных людей и даже у одного человека при разных эмоциональных состояниях. Поэтому выявление смысла, содержащегося в речевом сообщении, представляет собой непростую проблему и требует применения сложных математических методов. Она еще усложняется за счет того, что при слитной речи звучание слов изменяется и совершенно не похоже на звучание слов, произнесенных раздельно. При распознавании слитной речи возникает проблема разделения фразы на отдельные слова. Практически речевой интерфейс пока реализован только для отдельно произносимых слов (команд).

    Синтез речи также является сложной проблемой. В говорящих машинах очень трудно реализовать звучание женского голоса, легче синтезируется металлический голос робота.

    Мимический интерфейс необходим для работы с ЭВМ в сильно зашумленной среде и для лиц с дефектами речи и слуха. Мимика и жестикуляция всегда сопровождают естественноязыковое общение людей и способствуют восприятию информации, передаче эмоций. Могут использоваться в качестве самостоятельного средства для обмена информацией.

    ЕЯ-интерфейс предназначен для общения пользователей с ЭВМ на естественном для человека языке, без каких-либо специальных знаний. При ЕЯ-общении не человек подстраивается под машину, пытаясь ей что-то объяснить, а машина пытается подстроиться под человека. Если ей что-то непонятно, она переспрашивает, формулирует свой вопрос другими словами, в результате чего в конечном итоге достигается полное взаимопонимание.

    ЕЯ-интерфейс очень труден для машинной реализации. Трудности эти усугубляются неоднозначностью языка общения людей. У людей общение строится на интуитивном уровне, объяснить как, часто никто не может. Поскольку алгоритмы общения не сформулированы в явном виде, т.е. практически неизвестны, возникают трудности с ЕЯ-реализацией системы общения.

    Трудности в реализации ЕЯ-интерфейса привели к тому, что на практике чаще стал использоваться псевдоЕЯ -интерфейс . В псевдоЕЯ-интерфейсе используется система ограничений, не свойственных для естественного языка. Например, ограничение по теме для общения. При таком ограничении сокращается возможность неоднозначного описания одного и того же объекта. Конструкции предложений становятся более простыми, легче становится понимание смысла.

    Стандартное мультимедийное программное обеспечение операционной системы включает фонограф (для записи речи с микрофона и редактирования ее), универсальный проигрыватель (для звуковых и анимационных файлов), микшер (для смешивания звука, записанного в различных файлах), регулятор записи, громкости и баланса, презентационное программное обеспечение (для создания и демонстрации мультимедиа-презентаций, упрощающих перенос смысла от информационной системы человеку).

    Профессиональное программное обеспечение и функциональное ПО различаются широтой функций.

    Профессиональное ПО необходимо человеку-профессионалу для его профессиональной деятельности, во время которой ему приходится выполнять большое число различных, но связанных между собой операций. Желательно, чтобы все эти операции можно было выполнить с помощью одного и того же программного средства. Иногда возникает необходимость различным специалистам выполнять общую работу. Эта работа должна выполняться на одной ЭВМ (или на локальной сети), профессиональное программное средство с каждым из этих специалистов должно изъясняться на его языке. Например, такой системой является “кремниевый транслятор” Мид и Конвей. Этот транслятор упрощает процедуру создания кристаллов микросхем.

    В США существуют так называемые “дворовые кремнелитейни” - это маленькие цеха по изготовлению микросхем в малых количествах почти кустарным способом. Для того, чтобы изготовить микросхему, нужен проект, так как процесс изготовления автоматизирован. Проект микросхемы делается примерно в следующей последовательности: сначала заказчик объясняет системному аналитику, чего он хочет. Системный аналитик на основании объяснений заказчика составляет задание для конструктора. Конструктор по этому заданию разрабатывает микросхему и передает разработанную конструкторскую документацию технологу. Технолог, получив эту документацию, решает, как такое изделие можно реализовать, и составляет технологическую документацию (например, технологические карты процесса изготовления микросхемы). Эта технологическая документация представляет собой документацию, позволяющую управлять кремнелитейней.

    Цикл подготовки технологической документации вручную занимал несколько месяцев. Когда реализовали процесс проектирования с помощью программного комплекса “кремниевый транслятор”, цикл сократился до нескольких недель. Кремниевый транслятор сначала общался с заказчиком на его языке и выяснял, что нужно сделать, затем передавал относительно грамотные соображения системному аналитику, который доводил их до технического задания на изготовление микросхемы. После этого за программный комплекс садился конструктор, который получал понятное ему техническое задание, а затем, используя тот же самый программный комплекс, разрабатывал электронные схемы и оформлял их в виде конструкторской документации, передаваемой для работы технологу.

    Переход от знаний одного специалиста к знаниям другого в кремниевом трансляторе транслируется программой. Такая система общения разных специалистов представляет собой профессиональную мультимедиа-систему.

    Другим примером профессиональных мультимедиа-систем являются настольные издательские системы , позволяющие выполнять различные операции по подготовке текстов к изданию без привлечения других программных средств.

    Локальные и телекоммуникационные вопросно-ответные системы в зависимости от применяемого интерфейса делятся на речевые, видео-сенсорные, графические. Они представляют собой программное средство, содержащее шаблоны, с помощью которых создаются системы этого типа. Локальные системы предназначены для использования только на одном компьютере, телекоммуникационные - на удаленных компьютерах.

    Графические программные средства - это графические редакторы, редакторы сценариев (например, для создания мультипликаций), программы для подготовки графических презентаций. К профессиональному программному обеспечению относятся только мощные, многофункциональ-ные программные средства типа 3D-Studio, Macromedia Flash и др.

    Аудиопрограммные средства включают в себя музыкальные, речевые, акустические редакторы, говорящие машины, проигрыватели. Все они предназначены для ввода в ЭВМ, вывода из нее различных звуковых файлов, создания звукового сопровождения презентаций и т.д.

    Программное обеспечение видеомонтажа предназначено для обработки видео, снимаемого с помощью видеокамеры (т.н. “живого видео”). Различают две разновидности видеомонтажа: линейный и нелинейный. В обоих видах используются ЭВМ, телевизионный плеер (для ввода), и пишущий плеер для вывода преобразованной в ЭВМ видеозаписи на магнитную ленту.

    Исходная видеозапись считывается с плеера и поступает в ЭВМ, где преобразуется, а затем в преобразованном виде выводится на пишущий плеер.

    Для линейного видеомонтажа используется “анимационная линейка”, ЭВМ которой должна иметь основную память, достаточную для хранения 1-2 кадров видеозаписи (это около 16 Мбайт). Ввели один кадр, обработали его, вывели на пишущий плеер. Обработка кадров исходной видеозаписи ведется последовательно, кадр за кадром (т.е. линейно).

    При нелинейном видеомонтаже используется “компьютерный куб”, ЭВМ которого должна иметь объем памяти, достаточный для хранения большого количества кадров, которые считываются группами и находятся в основной памяти одновременно. Выбор кадра для обработки производится произвольно. При выводе видеозаписи кадры могут меняться местами, дополняться другими фрагментами, удаляться и т.д. Для этого необходима большая основная память (не менее 60 Мбайт). В системах нелинейного монтажа кадры обрабатываются в произвольной последовательности, т.е. нелинейно.

    Вся эта работа выполняется с помощью профессионального мультимедийного программного обеспечения. В «анимационной линейке» основная задача программного обеспечения - это управление плеерами. В «компьютерном кубе» основная задача - работа с кадрами видеозаписи. Поэтому для этих систем используются разные пакеты прикладных программ.

    Программное обеспечение для создания обучающих систем и тренажеров содержит текстовый и графический редакторы, специальные средства для контроля знаний, для дозированной выдачи информации и т.д. В качестве примера мультимедийного тренажера можно назвать разные варианты клавиатурного тренажера, например, TRK.

    Компьютерный диктофон - это программное средство, предназначенное для ввода речи в ЭВМ, распознавания ее и перевода в символьный вид, записи полученного речевого сообщения в символьном виде в текстовом редакторе. Фирма Курцвейл разработала один из первых компьютерных диктофонов, распознававший 1000 английских слов. В настоящее время выпускается много аналогичных систем, например, Dragon Dictate. Сильно продвинулась в этом направлении фирма IBM. Ею в 1997 г. запатентованы системы распознавания для китайского и японского языков.

    Программы-переводчики предназначены для перевода письменных текстов с одного языка на другой. Проблема эта сложная, так как точный алгоритм перевода неизвестен - ведь переводить надо мысли, а не слова, с помощью которых они выражаются. Предпринимаются попытки по-разному реализовать такие системы. Обычно для качественного перевода требуются большие словари. Известны попытки использовать нейрокомпьютеры для перевода с одного языка на другой. Качество перевода с помощью нейрокомпьютеров зависит от длительности обучения, от качества обучающей выборки.

    Системы психологического тестирования в системах мультимедиа необходимы для определения характеристик человека при создании человеко-машинных систем. Кроме получения необходимых характеристик (иногда, с помощью специально разработанных на основе ЭВМ приборов типа гомеостата, тахистоскопа и др.), системы психологического тестирования позволяют исследовать профориентацию сотрудников (например, тест MMPI), их способность выполнять ответственную работу (тесты Спилбергера, Люшера), оценивать интеллектуальные способности работающих на ЭВМ и др.

    Функциональное программное обеспечение необходимо для выполнения отдельных операций (в том числе и в процессе профессиональной деятельности), таких, как разработка шрифтов, сжатие или восстановление информации, захват изображения с экрана с записью его в файл, демонстрация видеоизображения, конструирование видеоэффектов и т.д.

    Программные комплексы для конструирования шрифтов позволяют создавать шрифты, например, для отображения фирменного стиля. Корректировка чужих шрифтов авторским правом запрещается, так как корректировка формы символа может нарушить общий стиль комплекта символов (фонта). В то же время создание нескольких собственных символов или даже целого набора шрифтов бывает необходимо для оформления мультимедиа-системы.

    Архиваторы получили широкое распространение. Они позволяют сжимать информацию в среднем в 2-3 раза. Существуют специальные архиваторы, ориентированные на определенные виды информации. Так, например, архиваторы, работающие на основе обратного фрактального преобразования, позволяют сжимать видеоизображение в 10000 раз. Изображения разбиваются на части, и под каждую такую часть ищутся формулы, по которым образуются эти фрагменты изображений. Кодирование изображения набором формул и есть результат работы такого архиватора.

    Распознающие системы - это системы для распознавания зрительных, звуковых и т.д. образов. Распознанные образы отождествляются с их названием. Например, при сканировании текста, его изображение снимается в графическом виде, т.е. в виде черных и белых пятен. Распознающая система из этих пятен “узнает” символы и заменяет их кодами ASCII или Unicode. После этого считанный текст можно обрабатывать текстовым редактором. В процессе распознавания осуществляется сжатие изображения, так как запись в кодах занимает значительно меньше места, чем запись в графическом виде.

    Программное обеспечение для создания гипертекстов позволяет создавать электронные информационные системы - презентации, Web-сайты, Help-справочники и др. Основой для создания гипертекстов является язык HTML. Простейшие HTML-страницы создаются с помощью текстового процессора Word. Более сложные конструкции создаются с помощью таких пакетов, как Front Page, Power Point, Macromedia Flash, Dreamviewer, Homesite, и др.

    Демонстрационные программы предназначены для проигрывания звуковых файлов и демонстрации текстов и рисунков, выполненных в разных форматах. Кроме того, есть демонстрационные программы для пакетов прикладных программ (ППП). Они позволяют автоматизировать демонстрацию возможностей различных ППП. При первом обращении к такой программе сначала запускается она, затем демонстрируемый пакет. Программа запоминает, какие клавиши нажимались при демонстрации пакета и в каком временном ритме. При окончании первой демонстрации программа создает управляющий файл, под управлением которого можно впоследствии запускать демонстрируемый пакет, никаких клавиш больше нажимать не надо. Их нажатие имитируется управляющим файлом, в котором сохранена последовательность нажатия клавиш с учетом фактора времени. Демонстрация ППП ведется на экране автоматически, без участия человека.

    Тестирующие программы определяют состав и конфигурацию устройств, проводят их тестирование, настраивают режимы. Их использование необходимо для определения характеристик аппаратных средств при создании человеко-машинных систем. Настройка режимов позволяет согласовать характеристики пользователя (оператора) и ЭВМ, обеспечить наилучшее соответствие программ техническим средствам.

    Программные средства для обеспечения безопасности включают в себя детекторы (программы, определяющие наличие опасности, например, появления вируса), фаги (программы, удаляющие вирус из зараженной программы), мониторы (программы, постоянно наблюдающие за работой системы и фиксирующие “опасные” действия, например, операции записи в системную область диска), анализаторы (программы, позволяющие восстанавливать информацию после искажения, находить пути проникновения вредоносных программ в систему, вести контроль трафика для определения того, что именно и кому передается при работе в телекоммуникационной системе), средства для идентификации работающего (например, по клавиатурному почерку, по голосу, по радужной оболочке глаза) и др.

    Программное обеспечение систем безопасности часто использует средства мультимедиа. Например, существуют запорные системы (электронные замки), которые открываются по знакомому голосу. Известны системы, дополняющие парольную защиту при доступе к ЭВМ, например, по клавиатурному почерку работающего. В такой системе даже при известном пароле доступ к системе можно получить только при совпадении клавиатурного почерка работающего с эталонным. Формирование эталона производится один раз при настройке системы на нового пользователя. В простейшем случае клавиатурный почерк определяют такие параметры, как продолжительность нажатия клавиши и продолжительность промежутка между нажатием клавиш. Система, определяющая клавиатурный почерк по этим параметрам с помощью Эвклидова расстояния, распознает около 92% попыток несанкционированного доступа.

    Преобразователи информации в системах мультимедиа используются для ввода в ЭВМ аналоговой информации (аналого-цифровые преобразователи или АЦП), для вывода из ЭВМ цифровой информации в аналоговом виде (цифро-аналоговые преобразователи или ЦАП), для преобразования форматов файлов, содержащих текстовую, графическую, звуковую, видео информацию.

    Компрессоры и декомпрессоры - это программные средства, позволяющие сжимать видеоизображения и в сжатом виде производить их хранение. Некоторые программы позволяют и обрабатывать сжатые изображения. Декомпрессоры позволяют восстановить сжатую информацию для ее вывода. Для работы компрессоров и декомпрессоров используются не только программные, но и специальные технические средства, ускоряющие эти действия.

    Похожие статьи