Системные вызовы linux. Системные вызовы. Загружаемый модуль ядра

29.06.2020

Чаще всего, код системного вызова с номером __NR_xxx, определённого в /usr/include/asm/unistd.h , можно найти в исходном коде ядра Linux в функции sys_xxx (). (Таблицу вызовов для i386 можно найти в /usr/src/linux/arch/i386/kernel/entry.S .) Есть много исключений из этого правила, в основном из-за того, что большинство старых системных вызовов заменена на новые, при чём без всякой системы. На платформах с эмуляцией собственнических ОС, таких как parisc, sparc, sparc64 и alpha, существует много дополнительных системных вызовов; для mips64 также есть полный набор 32-битных системных вызовов.

С течением времени при необходимости происходили изменения в интерфейсе некоторых системных вызовов. Одной из причин таких изменений была необходимость увеличения размера структур или скалярных значений передаваемых системному вызову. Из-за этих изменений на некоторых архитектурах (а именно на старых 32-битных i386) появились различные группы похожих системных вызовов (например, truncate (2) и truncate64 (2)), которые выполняют одинаковые задачи, но отличаются размером своих аргументов. (Как уже отмечалось, на приложения это не влияет: обёрточные функции glibc выполняют некоторые действия по запуску правильного системного вызова, и это обеспечивает совместимость по ABI для старых двоичных файлов.) Примеры системных вызовов, у которых есть несколько версий:

* В настоящее время есть три различные версии stat (2): sys_stat () (место __NR_oldstat ), sys_newstat () (место __NR_stat ) и sys_stat64 () (место __NR_stat64 ), последняя используется в в данный момент. Похожая ситуация с lstat (2) и fstat (2). * Похожим образом определены __NR_oldolduname , __NR_olduname и__NR_uname для вызовов sys_olduname (), sys_uname () и sys_newuname (). * В Linux 2.0 появилась новая версия vm86 (2), новая и старая версии ядерных процедур называются sys_vm86old () и sys_vm86 (). * В Linux 2.4 появилась новая версия getrlimit (2) новая и старая версии ядерных процедур называются sys_old_getrlimit () (место __NR_getrlimit ) и sys_getrlimit () (место __NR_ugetrlimit ). * В Linux 2.4 увеличено размер поля ID пользователей и групп с 16 до 32 бит. Для поддержки этого изменения добавлено несколько системных вызовов (например, chown32 (2), getuid32 (2), getgroups32 (2), setresuid32 (2)), упраздняющих ранние вызовы с теми же именами, но без суффикса "32". * В Linux 2.4 добавлена поддержка доступа к большим файлам (у которых размеры и смещения не умещаются в 32 бита) в приложениях на 32-битных архитектурах. Для этого потребовалось внести изменения в системные вызовы, работающие с размерами и смещениями по файлам. Были добавлены следующие системные вызовы: fcntl64 (2), getdents64 (2), stat64 (2), statfs64 (2), truncate64 (2) и их аналоги, которые обрабатывают файловые дескрипторы или символьные ссылки. Эти системные вызовы упраздняют старые системные вызовы, которые, за исключением вызовов «stat», называются также, но не имеют суффикса «64».

На новых платформах, имеющих только 64-битный доступ к файлам и 32-битные UID/GID (например, alpha, ia64, s390x, x86-64), есть только одна версия системных вызовов для UID/GID и файлового доступа. На платформах (обычно это 32-битные платформы) где имеются *64 и *32 вызовы, другие версии устарели.

* Вызовы rt_sig* добавлены в ядро 2.2 для поддержки дополнительных сигналов реального времени (см. signal (7)). Эти системные вызовы упраздняют старые системные вызовы с теми же именами, но без префикса "rt_". * В системных вызовах select (2) и mmap (2) используется пять или более аргументов, что вызывало проблемы определения способа передачи аргументов на i386. В следствии этого, тогда как на других архитектурах вызовы sys_select () и sys_mmap () соответствуют __NR_select и __NR_mmap , на i386 они соответствуют old_select () и old_mmap () (процедуры, использующие указатель на блок аргументов). В настоящее время больше нет проблемы с передачей более пяти аргументов и есть __NR__newselect , который соответствует именно sys_select (), и такая же ситуация с __NR_mmap2 .


Системные вызовы

Пока что все программы, которые мы сделали должны были использовать хорошо определенные механизмы ядра, чтобы регистрировать /proc файлы и драйверы устройства. Это прекрасно, если Вы хотите делать что-то уже предусмотренное программистами ядра, например писать драйвер устройства. Но что, если Вы хотите сделать что-то необычное, изменить поведение системы некоторым способом?

Это как раз то место, где программирование ядра становится опасным. При написании примера ниже, я уничтожил системный вызов open . Это подразумевало, что я не могу открывать любые файлы, я не могу выполнять любые программы, и я не могу закрыть систему командой shutdown . Я должен выключить питание, чтобы ее остановить. К счастью, никакие файлы не были уничтожены. Чтобы гарантировать, что Вы также не будете терять файлы, пожалуйста выполните sync прежде чем Вы отдадите команды insmod и rmmod .

Забудьте про /proc файлы и файлы устройств. Они только малые детали. Реальный процесс связи с ядром, используемый всеми процессами, это системные вызовы. Когда процесс запрашивает обслуживание из ядра (типа открытия файла, запуска нового процесса или запроса большего количества памяти), используется этот механизм. Если Вы хотите изменить поведение ядра интересными способами, это как раз подходящее место. Между прочим, если Вы хотите видеть какие системные вызовы использованы программой, выполните: strace .

Вообще, процесс не способен обратиться к ядру. Он не может обращаться к памяти ядра и не может вызывать функции ядра. Аппаратные средства CPU предписывают такое положение дел (недаром это называется `protected mode" (защищенный режим)). Системные вызовы исключение из этого общего правила. Процесс заполняет регистры соответствующими значениями и затем вызывает специальную команду, которая переходит к предварительно определенному месту в ядре (конечно, оно читается процессами пользователя, но не перезаписывается ими). Под Intel CPUs, это выполнено посредством прерывания 0x80. Аппаратные средства знают, что, как только Вы переходите к этому месту, Вы больше не работаете в ограниченном режиме пользователя. Вместо этого Вы работаете как ядро операционной системы, и следовательно вам позволено делать все, что Вы хотите сделать.

Место в ядре, к которому процесс может переходить, названо system_call . Процедура, которая там находится, проверяет номер системного вызова, который сообщает ядру чего именно хочет процесс. Затем, она просматривает таблицу системных вызовов (sys_call_table), чтобы найти адрес функции ядра, которую надо вызвать. Затем вызывается нужная функция, и после того, как она возвращает значение, делается несколько проверок системы. Затем результат возвращается обратно процессу (или другому процессу, если процесс завершился). Если Вы хотите посмотреть код, который все это делает, он находится в исходном файле arch/ < architecture > /kernel/entry.S , после строки ENTRY(system_call) .

Так, если мы хотим изменить работу некоторого системного вызова, то первое, что мы должны сделать, это написать нашу собственную функцию, чтобы она выполняла соответствующие действия (обычно, добавляя немного нашего собственного кода, и затем вызывая первоначальную функцию), затем изменить указатель в sys_call_table , чтобы указать на нашу функцию. Поскольку мы можем быть удалены позже и не хотим оставлять систему в непостоянном состоянии, это важно для cleanup_module , чтобы восстановить таблицу в ее первоначальном состоянии.

Исходный текст, приводимый здесь, является примером такого модуля. Мы хотим "шпионить" за некоторым пользователем, и посылать через printk сообщение всякий раз, когда данный пользователь открывает файл. Мы заменяем системный вызов, открытия файла нашей собственной функцией, названной our_sys_open . Эта функция проверяет uid (user id) текущего процесса, и если он равен uid, за которым мы шпионим, вызывает printk , чтобы отобразить имя файла, который будет открыт. Затем вызывает оригинал функции open с теми же самыми параметрами, фактически открывает файл.

Функция init_module меняет соответствующее место в sys_call_table и сохраняет первоначальный указатель в переменной. Функция cleanup_module использует эту переменную, чтобы восстановить все назад к норме. Этот подход опасен, из-за возможности существования двух модулей, меняющих один и тот же системный вызов. Вообразите, что мы имеем два модуля, А и B. Системный вызов open модуля А назовем A_open и такой же вызов модуля B назовем B_open. Теперь, когда вставленный в ядро системный вызов заменен на A_open, который вызовет оригинал sys_open, когда сделает все, что ему нужно. Затем, B будет вставлен в ядро, и заменит системный вызов на B_open, который вызовет то, что как он думает, является первоначальным системным вызовом, а на самом деле является A_open.

Теперь, если B удален первым, все будет хорошо: это просто восстановит системный вызов на A_open, который вызывает оригинал. Однако, если удален А, и затем удален B, система разрушится. Удаление А восстановит системный вызов к оригиналу, sys_open, вырезая B из цикла. Затем, когда B удален, он восстановит системный вызов к тому, что он считает оригиналом, На самом деле вызов будет направлен на A_open, который больше не в памяти. На первый взгляд кажется, что мы могли бы решать эту специфическую проблему, проверяя, если системный вызов равен нашей функции open и если так, не менять значение этого вызова (так, чтобы B не изменил системный вызов, когда удаляется), но это вызовет еще худшую проблему. Когда А удаляется, он видит, что системный вызов был изменен на B_open так, чтобы он больше не указывал на A_open, так что он не будет восстанавливать указатель на sys_open прежде, чем будет удалено из памяти. К сожалению, B_open будет все еще пробовать вызывать A_open, который больше не в памяти, так что даже без удаления B система все равно рухнет.

Я вижу два способа предотвратить эту проблему. Первое: восстановить обращение к первоначальному значению sys_open. К сожалению, sys_open не является частью таблицы ядра системы в /proc/ksyms , так что мы не можем обращаться к нему. Другое решение состоит в том, чтобы использовать счетчик ссылки, чтобы предотвратить выгрузку модуля. Это хорошо для обычных модулей, но плохо для "образовательных" модулей.

/* syscall.c * * System call "stealing" sample */ /* Copyright (C) 1998-99 by Ori Pomerantz */ /* The necessary header files */ /* Standard in kernel modules */ #include /* We"re doing kernel work */ #include /* Specifically, a module */ /* Deal with CONFIG_MODVERSIONS */ #if CONFIG_MODVERSIONS==1 #define MODVERSIONS #include #endif #include /* The list of system calls */ /* For the current (process) structure, we need * this to know who the current user is. */ #include /* In 2.2.3 /usr/include/linux/version.h includes a * macro for this, but 2.0.35 doesn"t - so I add it * here if necessary. */ #ifndef KERNEL_VERSION #define KERNEL_VERSION(a,b,c) ((a)*65536+(b)*256+(c)) #endif #if LINUX_VERSION_CODE >= KERNEL_VERSION(2,2,0) #include #endif /* The system call table (a table of functions). We * just define this as external, and the kernel will * fill it up for us when we are insmod"ed */ extern void *sys_call_table; /* UID we want to spy on - will be filled from the * command line */ int uid; #if LINUX_VERSION_CODE >= KERNEL_VERSION(2,2,0) MODULE_PARM(uid, "i"); #endif /* A pointer to the original system call. The reason * we keep this, rather than call the original function * (sys_open), is because somebody else might have * replaced the system call before us. Note that this * is not 100% safe, because if another module * replaced sys_open before us, then when we"re inserted * we"ll call the function in that module - and it * might be removed before we are. * * Another reason for this is that we can"t get sys_open. * It"s a static variable, so it is not exported. */ asmlinkage int (*original_call)(const char *, int, int); /* For some reason, in 2.2.3 current->uid gave me * zero, not the real user ID. I tried to find what went * wrong, but I couldn"t do it in a short time, and * I"m lazy - so I"ll just use the system call to get the * uid, the way a process would. * * For some reason, after I recompiled the kernel this * problem went away. */ asmlinkage int (*getuid_call)(); /* The function we"ll replace sys_open (the function * called when you call the open system call) with. To * find the exact prototype, with the number and type * of arguments, we find the original function first * (it"s at fs/open.c). * * In theory, this means that we"re tied to the * current version of the kernel. In practice, the * system calls almost never change (it would wreck havoc * and require programs to be recompiled, since the system * calls are the interface between the kernel and the * processes). */ asmlinkage int our_sys_open(const char *filename, int flags, int mode) { int i = 0; char ch; /* Check if this is the user we"re spying on */ if (uid == getuid_call()) { /* getuid_call is the getuid system call, * which gives the uid of the user who * ran the process which called the system * call we got */ /* Report the file, if relevant */ printk("Opened file by %d: ", uid); do { #if LINUX_VERSION_CODE >= KERNEL_VERSION(2,2,0) get_user(ch, filename+i); #else ch = get_user(filename+i); #endif i++; printk("%c", ch); } while (ch != 0); printk("\n"); } /* Call the original sys_open - otherwise, we lose * the ability to open files */ return original_call(filename, flags, mode); } /* Initialize the module - replace the system call */ int init_module() { /* Warning - too late for it now, but maybe for * next time... */ printk("I"m dangerous. I hope you did a "); printk("sync before you insmod"ed me.\n"); printk("My counterpart, cleanup_module(), is even"); printk("more dangerous. If\n"); printk("you value your file system, it will "); printk("be \"sync; rmmod\" \n"); printk("when you remove this module.\n"); /* Keep a pointer to the original function in * original_call, and then replace the system call * in the system call table with our_sys_open */ original_call = sys_call_table[__NR_open]; sys_call_table[__NR_open] = our_sys_open; /* To get the address of the function for system * call foo, go to sys_call_table[__NR_foo]. */ printk("Spying on UID:%d\n", uid); /* Get the system call for getuid */ getuid_call = sys_call_table[__NR_getuid]; return 0; } /* Cleanup - unregister the appropriate file from /proc */ void cleanup_module() { /* Return the system call back to normal */ if (sys_call_table[__NR_open] != our_sys_open) { printk("Somebody else also played with the "); printk("open system call\n"); printk("The system may be left in "); printk("an unstable state.\n"); } sys_call_table[__NR_open] = original_call; }

ВЛАДИМИР МЕШКОВ

Перехват системных вызовов в ОС Linux

За последние годы операционная система Linux прочно заняла лидирующее положение в качестве серверной платформы, опережая многие коммерческие разработки. Тем не менее вопросы защиты информационных систем, построенных на базе этой ОС, не перестают быть актуальными. Существует большое количество технических средств, как программных, так и аппаратных, которые позволяют обеспечить безопасность системы. Это средства шифрования данных и сетевого трафика, разграничения прав доступа к информационным ресурсам, защиты электронной почты, веб-серверов, антивирусной защиты, и т. д. Список, как вы понимаете, достаточно длинный. В данной статье предлагаем вам рассмотреть механизм защиты, основанный на перехвате системных вызовов операционной системы Linux. Данный механизм позволяет взять под контроль работу любого приложения и тем самым предотвратить возможные деструктивные действия, которые оно может выполнить.

Системные вызовы

Начнем с определения. Системные вызовы – это набор функций, реализованных в ядре ОС. Любой запрос приложения пользователя в конечном итоге трансформируется в системный вызов, который выполняет запрашиваемое действие. Полный перечень системных вызовов ОС Linux находится в файле /usr/include/asm/unistd.h. Давайте рассмотрим общий механизм выполнения системных вызовов на примере. Пусть в исходном тексте приложения вызывается функция creat() для создания нового файла. Компилятор, встретив вызов данной функции, преобразует его в ассемблерный код, обеспечивая загрузку номера системного вызова, соответствующего данной функции, и ее параметров в регистры процессора и последующий вызов прерывания 0x80. В регистры процессора загружаются следующие значения:

  • в регистр EAX – номер системного вызова. Так, для нашего случая номер системного вызова будет равен 8 (см. __NR_creat);
  • в регистр EBX – первый параметр функции (для creat это указатель на строку, содержащую имя создаваемого файла);
  • в регистр ECX – второй параметр (права доступа к файлу).

В регистр EDX загружается третий параметр, в данном случае он у нас отсутствует. Для выполнения системного вызова в ОС Linux используется функция system_call, которая определена в файле /usr/src/liux/arch/i386/kernel/entry.S. Эта функция – точка входа для всех системных вызовов. Ядро реагирует на прерывание 0x80 обращением к функции system_call, которая, по сути, представляет собой обработчик прерывания 0x80.

Чтобы убедиться, что мы на правильном пути, напишем небольшой тестовый фрагмент на ассемблере. В нем увидим, во что превращается функция creat() после компиляции. Файл назовем test.S. Вот его содержание:

Globl _start

Text

Start:

В регистр EAX загружаем номер системного вызова:

movl $8, %eax

В регистр EBX – первый параметр, указатель на строку с именем файла:

movl $filename, %ebx

В регистр ECX – второй параметр, права доступа:

movl $0, %ecx

Вызываем прерывание:

int $0x80

Выходим из программы. Для этого вызовем функцию exit(0):

movl $1, %eax movl $0, %ebx int $0x80

В сегменте данных укажем имя создаваемого файла:

Data

filename: .string "file.txt"

Компилируем:

gcc -с test.S

ld -s -o test test.o

В текущем каталоге появится исполняемый файл test. Запустив его, мы создадим новый файл с именем file.txt.

А теперь давайте вернемся к рассмотрению механизма системных вызовов. Итак, ядро вызывает обработчик прерывания 0x80 – функцию system_call. System_call помещает копии регистров, содержащих параметры вызова, в стек при помощи макроса SAVE_ALL и командой call вызывает нужную системную функцию. Таблица указателей на функции ядра, которые реализуют системные вызовы, расположена в массиве sys_call_table (см. файл arch/i386/kernel/entry.S). Номер системного вызова, который находится в регистре EAX, является индексом в этом массиве. Таким образом, если в EAX находится значение 8, будет вызвана функция ядра sys_creat(). Зачем нужен макрос SAVE_ALL? Объяснение тут очень простое. Так как практически все системные функции ядра написаны на С, то свои параметры они ищут в стеке. А параметры помещаются в стек при помощи макроса SAVE_ALL! Возвращаемое системным вызовом значение сохраняется в регистр EAX.

Теперь давайте выясним, как перехватить системный вызов. Поможет нам в этом механизм загружаемых модулей ядра. Хотя ранее мы уже рассматривали вопросы разработки и применения модулей ядра, в интересах последовательности изложения материала рассмотрим кратко, что такое модуль ядра, из чего он состоит и как взаимодействует с системой.

Загружаемый модуль ядра

Загружаемый модуль ядра (обозначим его LKM – Loadable Kernel Module) – это программный код, выполняемый в пространстве ядра. Главной особенностью LKM является возможность динамической загрузки и выгрузки без необходимости перезагрузки всей системы или перекомпиляции ядра.

Каждый LKM состоит из двух основных функций (минимум):

  • функция инициализации модуля. Вызывается при загрузке LKM в память:

int init_module(void) { ... }

  • функция выгрузки модуля:

void cleanup_module(void) { ... }

Приведем пример простейшего модуля:

#define MODULE

#include

int init_module(void)

printk("Hello World ");

return 0;

void cleanup_module(void)

printk("Bye ");

Компилируем и загружаем модуль. Загрузку модуля в память осуществляет команда insmod:

gcc -c -O3 helloworld.c

insmod helloworld.o

Информация обо всех загруженных в данный момент в систему модулях находится в файле /proc/modules. Чтобы убедиться, что модуль загружен, введите команду cat /proc/modules либо lsmod. Выгружает модуль команда rmmod:

rmmod helloworld

Алгоритм перехвата системного вызова

Для реализации модуля, перехватывающего системный вызов, необходимо определить алгоритм перехвата. Алгоритм следующий:

  • сохранить указатель на оригинальный (исходный) вызов для возможности его восстановления;
  • создать функцию, реализующую новый системный вызов;
  • в таблице системных вызовов sys_call_table произвести замену вызовов, т.е. настроить соответствующий указатель на новый системный вызов;
  • по окончании работы (при выгрузке модуля) восстановить оригинальный системный вызов, используя ранее сохраненный указатель.

Выяснить, какие системные вызовы задействуются при работе приложения пользователя, позволяет трассировка. Осуществив трассировку, можно определить, какой именно системный вызов следует перехватить, чтобы взять под контроль работу приложения. Пример использования программы трассировки будет рассмотрен ниже.

Теперь у нас достаточно информации, чтобы приступить к изучению примеров реализации модулей, осуществляющих перехват системных вызовов.

Примеры перехвата системных вызовов

Запрет создания каталогов

При создании каталога вызывается функция ядра sys_mkdir. В качестве параметра задается строка, в которой содержится имя создаваемого каталога. Рассмотрим код, осуществляющий перехват соответствующего системного вызова.

#include

#include

#include

Экспортируем таблицу системных вызовов:

extern void *sys_call_table;

Определим указатель для сохранения оригинального системного вызова:

int (*orig_mkdir)(const char *path);

Создадим собственный системный вызов. Наш вызов ничего не делает, просто возвращает нулевое значение:

int own_mkdir(const char *path)

return 0;

Во время инициализации модуля сохраняем указатель на оригинальный вызов и производим замену системного вызова:

int init_module()

orig_mkdir=sys_call_table;

sys_call_table=own_mkdir; return 0;

При выгрузке восстанавливаем оригинальный вызов:

void cleanup_module()

Sys_call_table=orig_mkdir;

Код сохраним в файле sys_mkdir_call.c. Для получения объектного модуля создадим Makefile следующего содержания:

CC = gcc

CFLAGS = -O3 -Wall -fomit-frame-pointer

sys_mkdir_call.o: sys_mkdir_call.c

$(CC) -c $(CFLAGS) $(MODFLAGS) sys_mkdir_call.c

Командой make создадим модуль ядра. Загрузив его, попытаемся создать каталог командой mkdir. Как вы можете убедиться, ничего при этом не происходит. Команда не работает. Для восстановления ее работоспособности достаточно выгрузить модуль.

Запрет чтения файла

Для того чтобы прочитать файл, его необходимо вначале открыть при помощи функции open. Легко догадаться, что этой функции соответствует системный вызов sys_open. Перехватив его, мы можем защитить файл от прочтения. Рассмотрим реализацию модуля-перехватчика.

#include

#include

#include

#include

#include

#include

#include

extern void *sys_call_table;

Указатель для сохранения оригинального системного вызова:

int (*orig_open)(const char *pathname, int flag, int mode);

Первым параметром функции open является имя открываемого файла. Новый системный вызов должен сравнить этот параметр с именем файла, который мы хотим защитить. Если имена совпадут, будет сымитирована ошибка открытия файла. Наш новый системный вызов имеет вид:

int own_open(const char *pathname, int flag, int mode)

Сюда поместим имя открываемого файла:

char *kernel_path;

Имя файла, который мы хотим защитить:

char hide="test.txt"

Выделим память и скопируем туда имя открываемого файла:

kernel_path=(char *)kmalloc(255,GFP_KERNEL);

copy_from_user(kernel_path, pathname, 255);

Сравниваем:

if(strstr(kernel_path,(char *)&hide) != NULL) {

Освобождаем память и возвращаем код ошибки при совпадении имен:

kfree(kernel_path);

return -ENOENT;

else {

Если имена не совпали, вызываем оригинальный системный вызов для выполнения стандартной процедуры открытия файла:

kfree(kernel_path);

return orig_open(pathname, flag, mode);

int init_module()

orig_open=sys_call_table;

sys_call_table=own_open;

return 0;

void cleanup_module()

sys_call_table=orig_open;

Сохраним код в файле sys_open_call.c и создадим Makefile для получения объектного модуля:

CC = gcc

CFLAGS = -O2 -Wall -fomit-frame-pointer

MODFLAGS = -D__KERNEL__ -DMODULE -I/usr/src/linux/include

sys_open_call.o: sys_open_call.c

$(CC) -c $(CFLAGS) $(MODFLAGS) sys_open_call.c

В текущем каталоге создадим файл с именем test.txt, загрузим модуль и введем команду cat test.txt. Система сообщит об отсутствии файла с таким именем.

Честно говоря, такую защиту легко обойти. Достаточно командой mv переименовать файл, а затем прочесть его содержимое.

Сокрытие записи о файле в каталоге

Определим, какой системный вызов отвечает за чтение содержимого каталога. Для этого напишем еще один тестовый фрагмент, который занимается чтением текущей директории:

/* Файл dir.c*/

#include

#include

int main ()

DIR *d;

struct dirent *dp;

d = opendir(«.»);

dp = readdir(d);

Return 0;

Получим исполняемый модуль:

gcc -o dir dir.c

и выполним его трассировку:

strace ./dir

Обратим внимание на предпоследнюю строку:

getdents (6, /* 4 entries*/, 3933) = 72;

Содержимое каталога считывает функция getdents. Результат сохраняется в виде списка структур типа struct dirent. Второй параметр этой функции является указателем на этот список. Функция возвращает длину всех записей в каталоге. В нашем примере функция getdents определила наличие в текущем каталоге четырех записей – «.», «..» и два наших файла, исполняемый модуль и исходный текст. Длина всех записей в каталоге составляет 72 байта. Информация о каждой записи сохраняется, как мы уже сказали, в структуре struct dirent. Для нас интерес представляют два поля данной структуры:

  • d_reclen – размер записи;
  • d_name – имя файла.

Для того чтобы спрятать запись о файле (другими словами, сделать его невидимым), необходимо перехватить системный вызов sys_getdents, найти в списке полученных структур соответствующую запись и удалить ее. Рассмотрим код, выполняющий эту операцию (автор оригинального кода – Michal Zalewski):

extern void *sys_call_table;

int (*orig_getdents)(u_int, struct dirent *, u_int);

Определим свой системный вызов.

int own_getdents(u_int fd, struct dirent *dirp, u_int count)

unsigned int tmp, n;

int t;

Назначение переменных будет показано ниже. Дополнительно нам понадобятся структуры:

struct dirent *dirp2, *dirp3;

Имя файла, который мы хотим спрятать:

char hide=»our.file»;

Определим длину записей в каталоге:

tmp=(*orig_getdents)(fd,dirp,count);

if(tmp>0){

Выделим память для структуры в пространстве ядра и скопируем в нее содержимое каталога:

dirp2=(struct dirent *)kmalloc(tmp,GFP_KERNEL);

сopy_from_user(dirp2,dirp,tmp);

Задействуем вторую структуру и сохраним значение длины записей в каталоге:

dirp3=dirp2;

t=tmp;

Начнем искать наш файл:

while(t>0) {

Считываем длину первой записи и определяем оставшуюся длину записей в каталоге:

n=dirp3->d_reclen;

t-=n;

Проверяем, не совпало ли имя файла из текущей записи с искомым:

if(strstr((char *)&(dirp3->d_name),(char *)&hide) != NULL) {

Если это так, затираем запись и вычисляем новое значение длины записей в каталоге:

memcpy(dirp3,(char *)dirp3+dirp3->d_reclen,t);

tmp-=n;

Позиционируем указатель на следующую запись и продолжаем поиск:

dirp3=(struct dirent *)((char *)dirp3+dirp3->d_reclen);

Возвращаем результат и освобождаем память:

copy_to_user(dirp,dirp2,tmp);

kfree(dirp2);

Возвращаем значение длины записей в каталоге:

return tmp;

Функции инициализации и выгрузки модуля имеют стандартный вид:

int init_module(void)

orig_getdents=sys_call_table;

sys_call_table=own_getdents;

return 0;

void cleanup_module()

sys_call_table=orig_getdents;

Сохраним исходный текст в файле sys_call_getd.c и создадим Makefile следующего содержания:

CC = gcc

module = sys_call_getd.o

CFLAGS = -O3 -Wall

LINUX = /usr/src/linux

MODFLAGS = -D__KERNEL__ -DMODULE -I$(LINUX)/include

sys_call_getd.o: sys_call_getd.c $(CC) -c

$(CFLAGS) $(MODFLAGS) sys_call_getd.c

В текущем каталоге создадим файл our.file и загрузим модуль. Файл исчезает, что и требовалось доказать.

Как вы понимаете, рассмотреть в рамках одной статьи пример перехвата каждого системного вызова не представляется возможным. Поэтому тем, кто заинтересовался данным вопросом, рекомендую посетить сайты:

Там вы сможете найти более сложные и интересные примеры перехвата системных вызовов. Обо всех замечаниях и предложениях пишите на форум журнала.

При подготовке статьи были использованы материалы сайта

Похожие статьи