Методическая разработка урока по информатике "поиск информации в сети интернет". Схематический плановый конспект. Типы поисковых систем

20.04.2019
Мухтарова Елена Викторовна, учитель информатики и ИКТ,

МКОУ «Сосновская СОШ», поселок Сосновый, Заокского района, Тульской области
План-конспект урока « Поиск информации в Интернете »


1

ФИО

Мухтарова Елена Викторовна

2

Место работы

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сосновская СОШ» Заокского района Тульской области

3.

Должность

учитель информатики и ИКТ

4

Предмет

информатика и ИКТ

5

Класс

8

6

Тема и номер урока

Урок № 27 тема «Поиск информации в Интернете». Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

7

Базовый учебник

Угринович Н. Д. «Информатика 8 класс»,Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

.

Цели и задачи :

Общеобразовательные


  1. учащиеся должны освоить основные базовые понятия информатики: Интернет, браузер, поисковые системы, общение в сети Интернет,

  2. усвоить виды браузеров и их назначение,

  3. усвоить примеры поисковых систем и их назначение,

  4. рассмотреть сферы применения глобальной сети Интернет.
Развивающие

  1. формировать целостное восприятие окружающего мира,

  2. развивать информационное видение явлений и процессов окружающего мира при использовании сети Интернет,

  3. показать применение Интернета в различных областях: поиск информации (фото, видео, музыка, электронные библиотеки, магазины, электронная почта), общение и т. д.
Воспитывающие

  1. формирование познавательного интереса учащихся,

  2. расширение кругозора,

  3. формирование информационной и правовой культуры учащихся.

Тип урока : ознакомление с новым материалом
Литература:

Для учителя:


  • Угринович Н. Д. «Информатика 8 класс»,
Для учеников:

  • Угринович Н. Д. «Информатика 8 класс».

Оборудование:

компьютерный класс, интерактивная доска SMART, презентация, раздаточный материал, компьютерные тесты.

План урока:


  • Организационный этап.

  • Актуализация знаний.

  • Этап получения новых знаний.

  • Этап обобщения и закрепления нового материала.

  • Выполнение практической работы.

  • Рефлексия.

  • Заключительный этап.

Ход урока

I.Организационный этап .

II.Актуализация знаний .

Решение кроссворда:

1.Программа, которая может вывести компьютер из строя или нарушить его работу (вирус ).

2.Устройство для внешнего хранения информации (диск ).

3.Устройство, на которое выводится информация проектором из компьютера (экран ).

4.Единица измерения информации (бит ).

5.Операция, выполняемая с файлами (удаление ).

6.Место, для временного хранения ненужных файлов (корзина).

7.Windows по-русски (окна ).

8.Клавиатурный тренажер (стамина ).

9.Место хранения документов (папка ).

10.Компактное устройство хранения информации (флешка ).

11.Бесплатная антивирусная программа (Аваст ).

Учитель: Какое слово Вы получили на пересечении по горизонтали?

Ученики: Интернет.

III.Этап получения новых знаний .

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете».

Учитель: Как Вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

Ученики: Для чего необходим Интернет, что можно найти в нем, какие

возможности он нам предоставляет, какие программы нам нужны

для этого.

Учитель: Правильно, это и является целью нашего урока. Давайте, вначале

выясним, какие возможности нам предоставляет глобальная

компьютерная сеть Интернет. Для этого вам поможет следующий

слайд – посмотрите внимательно и ответьте на данный вопрос.

6) Учеба через Интернет.

Учитель: Молодцы, давайте проверим, все ли Вы указали или что – то

пропустили, посмотрев на следующий слайд.

Учитель: Какой же можно сделать вывод?

Ученики: Интернет нам помогает и экономит много сил и времени.

Учитель: Совершенно верно, но надо помнить два момента – во-первых, об

во-вторых, Интернет – это не только полезная информация, Об этом мы говорили на самом первом уроке, когда начинали знакомиться с глобальной компьютерной сетью Интернет и правилами работы с ней

Давайте вспомним, какие опасности хранит Интернет.

Ученики компьютерные вирусы, доступ к личным данным, доступ к паролям от банковских карт, небезопасное общение в соцсетях и многое другое.

Закрепление изученного материала.

Учитель: Что же нам нужно знать и уметь применять для работы в сети?

Ученики: Программы, с помощью которых можно работать в сети.

Учитель: Точно, и в первую очередь программы, с помощью которых моно

просматривать Интернет – страницы, т. е. браузеры. Приведите

Ученики: Internet Explorer , Mozilla Firefox , Opera , и другие.

Учитель: Чем они отличаются, по вашему мнению?

Ученики: Internet Explore – стандартный и самый распространенный браузер,

Mozilla Firefox – бесплатный и очень быстрый, Opera – бесплатный и

удобный в работе.

Учитель: А как найти необходимую информацию в Интернете?

Ученики: Необходимо запустить “поисковик” и …

Ученики: (приводят примеры)


Название

Адрес

Rambler

http://www.rambler.ru

Апорт

http://www.aport.ru

Яndex

http://www.yandex.ru

Yahoo

http://www.yahoo.com

AltaVista

http://www.altavista.com

Google

http://www.google.com

Лист

www . list . ru

IV.Этап обобщения и закрепления нового материала .


  1. Инструкция для выполнения теста.

  2. Показ образца.

  3. Выполнение теста.
Предмет: "Информатика и ИКТ" Тема: "Коммуникационные технологии"

Вопрос №1

Модем - это...


  • Устройство для печати.

  • Устройства для работы в Интернете.

  • Устройство для сканирования документов.
Вопрос №2

Монитор - это...


  • Устройство вывода информации.

  • Устройство ввода информации.

  • Устройство ввода и вывода информации.
Вопрос №3

Внешние устройства хранения информации -


  • Оперативная память.

  • Жесткий диск.

  • Флешка или лазерный диск.
Вопрос №4

Браузер - это...


  • Текстовый редактор.

  • Графический редактор.

  • Программа для просмотра веб - страниц.
Вопрос №5

К поисковым системам относят:


  • Rambler,

  • Яndex.

  • Google,

  • Mail
Вопрос №6

Какая программа является антивирусной


  • Аваст.

  • Winamp

  • Nero

  • Stamina
Вопрос №7

Бесплатной антивирусной программой является


  • Касперский.

  • Аваст

  • NOD 32
Вопрос №8

Стамина - это...


  • Графический редактор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Музыкальный прогрыватель
Вопрос №9

Наименьшая единица информации


  • 1 Байт

  • 1 МБайт

  • 1 КБайт
Вопрос №10

Наибольшая единица информации


  • 1 Байт

  • 1 МБайт

  • 1 КБайт
Вопрос №11

ICQ - это означает


  • Я тебя ищу.

  • Всем привет, это я.

  • Ты и я
Вопрос №12

Для общения в сети предназначен...


  • Mail Агент

  • WinRAR

  • AIMP2

  • Mozilla Firefox

V.Подведение итогов.

Итак, подведем итоги…

Учитель: Какие цели были у нас?

Ученики: Выяснить, для чего необходим Интернет, как его можно

применить, что можно найти в нем, какие возможности он нам

предоставляет, какие программы нам нужны для этого.

Учитель: Какие же возможности нам предоставляет глобальная

компьютерная сеть Интернет.

Ученики: 1) Поиск информации,

2) Скачивание фото, видео, музыки и других фалов.

4) Использование электронных библиотек, музеев …

5) Покупки через Интернет (Интернет – магазины).

6) Учеба через Интернет.

7) Поиск погоды, расписаний, работы…

8) Поиск программ (бесплатно распространяемых).

9) Электронная почта и т. д.

Учитель: Приведите примеры браузеров.

Ученики: Internet Explorer , Mozilla Firefox , Opera , Neo Planet и другие.

Учитель: А какие поисковые системы Вы знаете?

Ученики: Rambler , Апорт, Я ndex , Google и другие.

VI.Выполнение практической работы .

Практическая работа

Порядок выполнения работы:


  1. Перед началом работы создайте на Рабочем столе личную папку под своей фамилией. В эту папку вы будете отправлять, сохранять всю найденную информацию.

  1. На сайте нашей школы (http://sosnovka.reg-school.ru/) найдите следующую информацию:

  • Дата создания школы;

  • Как называется Детская самодеятельная организация , ее эмблема

  • Полезные ссылки по ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Всю найденную информацию поместите в текстовый файл «О моей школе»,

который сохраните в своей папке.


  1. Используя любой поисковый сервер, найдите демонстрационный вариант ОГЭ по Информатике за 2016 год.
    Из адресной строки скопируйте Адрес сайта, на котором находится ОГЭ 2016 года, и вставьте копию адреса сразу после текста задачи.

Прежде чем продолжить работу, проведите физкультминутку для глаз :


  • В положении сидя медленно делайте движения зрачками: слева-направо и справа-налево, затем вверх-вниз и вниз-вверх.

  • Круговые движения глазами по часовой стрелке и в противоположном направлении.

  • Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.

  • Частые моргания глазами.

  • Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко «соединятся».

  • Положите ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закройте этим треугольником глаза и повторите все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Продолжите работу:

  1. Зайдите на сервер http://www.gismeteo.ru и узнайте погоду на завтра.
Информацию о погоде скопируйте в текстовый файл Погода на завтра и красочно оформите (также как на сайте), подобрав нужный цвет и размер шрифтам, добавьте подходящий рисунок. Файл сохраните в своей папке.
В результате в вашей папке должно быть три файла:

О моей школе, Задача и Погода на завтра.


  1. Свою папку с файлами заархивируйте в формате.ZIP , используя программу-архиватор.
.

Полученный архив отправьте по адресу: [email protected]

VII Рефлексия .


На уроке я работал

активно /пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротки /длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

VIII Заключительный этап

Домашнее задание. П.3.5 ст р 107-110


ПЛАН УРОКА

« Заполни пропуски»

Зачем мы изучаем новую тему?

Способы поиска информации в Интернете.

Типы поисковых систем.

Характеристики популярных поисковых систем.

Домашнее задание.


«ЗАПОЛНИ ПРОПУСКИ»

Компьютерная сеть

Электронная почта

Локальные, региональные, глобальные

Локальная

Сетевую карту, сетевого кабеля

Глобальная

Кольцо, звезда, шина

браузеры

Оценивание

10 ответов – 5

8-9 ответов – 4

6-7 ответов – 3


СПОСОБЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ В WEB

Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:

  • Указание адреса страницы.
  • Передвижение по гиперссылкам.
  • Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Способ поиска

Указание адреса страницы

Применение

Обращение к поисковой системе


СПОСОБ 1: УКАЗАНИЕ АДРЕСА СТРАНИЦЫ

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Например:



Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Например



СПОСОБ 3: ОБРАЩЕНИЕ К ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЕ

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).



ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА

Поисковая система - веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.

Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.


  • поисковые каталоги поисковые индексы .
  • поисковые каталоги поисковые индексы .
  • поисковые каталоги
  • поисковые индексы .

ПОИСКОВЫЕ КАТАЛОГИ

Поисковые каталоги служат для тематического поиска.

Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных.

Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог - структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.



ПОИСКОВЫЕ ИНДЕКСЫ

Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, - и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.



КАК РАБОТАЕТ ПОИСКОВОЙ ИНДЕКС?

Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Поиско́вый робот («веб-пау́к») - программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.

В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.


  • Учитывай особенности естественного языка.
  • Не допускай орфографических ошибок.
  • Избегай поиска по одному слову.
  • Не пиши большими буквами.
  • Исключи из поиска ненужные слова.
  • Используй возможности расширенного поиска.

Основные поисковые системы

http://www.yandex.ru/ - 54.8267%

http://www.rambler.ru/ - 21.7645%

http://www.google.com/ - 15.6207%

http://www.mail.ru/ - 4.5466%

http://www.aport.ru/ - 1.5788%

HTTP://WWW.YANDEX.RU/

Яндекс - российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве.

Слово «Яндекс» (состоящее из буквы «Я» и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение «Я» соответствует английскому «I») придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса.

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса - возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.

Время от времени алгоритмы Яндекса, отвечающие за релевантность выдачи, меняются, что приводит к изменениям в результатах поисковых запросов. В частности, эти изменения направлены против поискового спама, приводящего к нерелевантным результатам по некоторым запросам.



HTTP://WWW.RAMBLER.RU/

Rambler Media Group - интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал.

Rambler создан в 1996 году.

Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.



HTTP://WWW.GOOGLE.RU/

Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках.

По одной из версий, Google - искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.



Способ поиска

Указание адреса страницы

Точное попадание в цель

Применение

Необходимо знать точный адрес

Очевидность поиска

Обращение к поисковой системе

Когда известен точный адрес

Поиск в пределах одной или нескольких страничек

Всегда есть «положительный» результат

Когда нужен ответ на неточный вопрос

Много посторонней информации, сложность формулировки точного запроса

Практически в любой ситуации


  • Поиск в пределах сходных страничек
  • Результат содержит много посторонней информации
  • Результат есть всегда
  • Самый точный
  • Самый легкий
  • Самый распространенный
  • Самый лучший

Я узнал…

Я научился…

Я буду применять…

Я оцениваю свою работу…

Дата ___________ Класс___ 3 ____

План-конспект урока №____

Тема: Поиск информации. Правила поиска данных в Интернете

Общеобразовательные цели
формировать представление о понятиях «Поисковая система», «Браузер» дать продолжить формирование пользовательских навыков работы на компьютере

Развивающие:

Развивающие цели:
развитие речи, мышления, памяти;

формирование навыков логического мышления (вывод, анализ, обобщение)

выделение главного).

продолжить развитие внимания и памяти у учащихся.

Воспитательные цели:

формировать чувство ответственности за результаты своего труда;

формирование информационной культуры учащихся.

Оборудование: компьютер, презентация, наглядность

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

    Организационный момент
    Приветствие. Проверка отсутствующих. Подготовка к уроку

    Проверка домашнего задания
    Фронтальный опрос

Разминка
Заполни таблицу (источник информации, общение с людьми, недостоверная информация, виртуальный мир, Интернет-зависимость, заказ товаров, вирусы, распространение информации, мошенничество )

Достоинства Интернета

Недостатки Интернета

Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока
На компьютерах, которые образуют мировую сеть Интернет, хранится огромное количество информации. Но как найти нужные сведения?

В Интернете существуют специальные поисковые машины, которые помогают пользователю в решении этой задачи.

Сегодня темой нашего урока будет «Поиск информации в Интернете», а также познакомимся с правилами поиска информации в Интернете

    Усвоение новых знаний

Поисковая система – сервер, оснащенный специальным программным обеспечением, позволяющий посетителям осуществлять поиск информации в Интернете.

Каждый пользователь для поиска информации может выбрать любую из названных поисковых систем например: Google, Yahoo!, Яндекс, Mail.ru

Мы более подробно остановимся на одной из них – это Google.. Чтобы войти в эту систему, нужно набрать в адресном поле браузера адрес Google.ru и нажать клавишу. Браузер (программа, которая позволяет смотреть электронные гипертекстовые документы) покажет страничку Google.

На страничке отображается Строка адреса поисковой машины, Название поисковой машины, Установка типа документа, Поле запроса.

Большинство поисковых систем имеют строку для ввода специальных запросов по поиску информации (фразы поиска) . Сюда можно записать логически объединённые между собой слова и нажать имеющуюся рядом кнопку Поиск, Найти. Начинается поиск. Его результаты отображаются на странице Google. Поисковая система Google показывает ссылки на те документы Интернета, в которых она обнаружила искомую фразу.

Удобство такого поиска состоит в том, что сразу выдаются ссылки на нужные странички.

Существуют три способа поиска информации в Интернете

1. Указание адреса страницы.

3. Обращение к поисковой системе

На правильно сформулированный вопрос практически всегда можно получить в Internet ответ. Надо только научиться правильно задавать вопросы, и поток искомой информации вам обеспечен. При работе в Internet нельзя забывать, что вы задаете вопрос не человеку, а машине, которая анализирует информацию в зависимости от заложенных в нее алгоритмов. Поэтому при осуществлении поиска информации нужно соблюдать следующие правила:

Правило № 1 «Поиск слова»

Если нужно найти информацию по какой-либо теме,выраженной одним словом , запишите его в строку поиска и нажмите расположенную рядом кнопку (обычно называется – Поиск).

При поиске могут возникнуть следующие проблемы: Найдено слишком много не подходящих ссылок или среди найденных нет ни одной нужной.

Решение проблемы: Попробуйте изменить запрос, дописав уточняющее слово. Используйте синонимы слов.

Правило № 2 «Поиск нескольких отдельных слов»

Если в запросе вводить несколько слов , поисковая система найдёт странички, содержащие эти слова недалеко друг от друга.

Если найдено мало ссылок, возможно вы ошиблись в каком-либо слове. Исправьте ошибку. Попробуйте записать поменьше слов в запросе.

В сети Интернет можно осуществлять поиск по картинкам

Любую понравившуюся картинку можно скопировать себе: в свою папку, в текущий рабочий текущий документ, для этого:

1. Наведите мышку на выбранную картинку, щелкните правой кнопкой мыши.

2. В появившемся контекстном меню выберите команду «Копировать».

3. Откройте документ тот, куда хотите вставить картинку.

4. И также вызвав контекстное меню выберете команду «Вставить»

Алгоритм работы:

    Открыть браузер Internet Explorer

    Нажать кнопку домой и проверьте, что в строке адреса записан адрес поисковой системыwww.google.ru

    Выбрать тип искомого документа, щелкнув по ссылке над полем запроса (Веб, картинки, группы, каталог)

    Ввести в поле запроса в центре экрана ключевые слова, нажать кнопку Поиск

    Поисковой машине потребуется некоторое время, чтобы сформировать результат и вы увидите список, каждая запись которого является гиперссылкой на другой сайт

    Проанализируйте предлагаемый список рисунков и щелкните правой кнопкой мыши на подходящем рисунке. Выберите из контекстного меню команду «копировать».

    Если информационный ресурс заинтересовал, можно щелкнуть по гиперссылке, чтобы рассмотреть его подробнее

Возвратиться на страницу со списком, можно нажав кнопку Назад

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

4.Закрепление материала

Работа в тетради с печатной основой

5.Компьютерный практикум

    Домашнее задание
    Выполнить задания в тетради с печатной основой

    Рефлексия
    Мне понравилось

Абсолютно любая деятельность человека в современном мире, если речь идёт хотя бы о малейшем развитии и получении новой информации, предполагает поиск новых данных. Но просто искать информацию - это одно, а искать её профессионально и грамотно - это другое. В этом уроке мы поговорим о том, что вообще представляет собой поиск информации, где и как следует искать информацию, как выбирать источники информации, анализировать их и проверять на достоверность, а также расскажем о правилах поиска информации в Интернете и работе с полученными данными.

Что такое информационный поиск?

Впервые понятие «информационный поиск» было употреблено в 1948 году американским математиком и специалистом в области компьютерных технологий Кельвином Муэрсом, но в общедоступной литературе оно начало встречаться лишь с 1950 года.

Изначально автоматизированный информационный поиск (имеются в виду информационно-поисковые системы) применялся с целью поиска научных данных и соответствующей литературы, и использовался он университетами и публичными библиотеками. Однако с появлением и развитием сети Интернет информационный поиск получил широкое распространение.

По сути, поиск информации является процессом выявления в определённом массиве текстовых документов тех данных, которые касаются конкретной темы и удовлетворяют указанным условиям, и в которых имеются необходимые сведения и факты.

Состоит процесс поиска информации из нескольких последовательных этапов, посредством которых обеспечивается сбор данных, их обработка и предоставление. Как правило, поиск осуществляется следующим образом:

  • Определяется информационная потребность и формулируется запрос
  • Определяется комплекс источников, в которых может находиться нужная информация
  • Информация извлекается из выявленных источников
  • Происходит ознакомление с данными, и оцениваются результаты поиска

Но, несмотря на то, что на первом этапе нужно как можно правильнее определиться с тем, какую конкретно информацию вы собираетесь искать (а это может показаться первостепенным), наибольшую важность представляет именно второй этап, ведь определиться с тем, где искать информацию, на порядок сложнее.

Где искать информацию?

Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что - это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.

Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет. Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня если и не потеряли своей актуальности, то, во всяком случае, имеют гораздо меньшее количество клиентов.

Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов - интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.

Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.

Как выбирать достоверные источники информации?

Любые рассуждения на тему того, какие источники могут быть, и какие следует считать достоверными, так или иначе, приведут нас к стилистическому пониманию источников информации, а их существует немалое количество. Представим лишь самые распространённые:

  • Научные исследования, имеющие под собой реальные доказательства, полученные эмпирическим путём
  • Научно-популярные размышления, включающие в себя как фактические эмпирические данные, так и субъективные точки зрения людей, являющихся специалистами в той или иной области
  • Философские трактаты и рассуждения, отличающиеся наибольшей оригинальностью, субъективностью и формой подачи
  • Художественная литература, служащая, как правило, источником информации - пищи для размышления, но не достоверных эмпирических данных
  • Публицистические произведения - категория произведений, которые посвящены актуальным явлениям и проблемам текущей социальной жизни. Нередко в таких произведениях можно отыскать немало достоверных данных и фактов
  • Средства массовой информации - комплекс органов публичной передачи информации, таких как телевидение, радио, журналы и газеты, а также Интернет

Всегда следует брать в расчёт то, что практически ни один источник информационных данных не может являться на 100% достоверным. Исключение составляют лишь научные исследования и, в некоторой степени, научно-популярные размышления, т.к., как уже и было подмечено, в них содержатся преимущественно факты, подтверждённые опытом и официально признанные научной общественностью (есть, конечно, и люди, и точки зрения, идущие вразрез с общепринятыми, но в данной статье частные случаи мы рассматривать не будем).

Информацию же из любых других источников следует подвергать тщательной проверке, дабы удостовериться в её актуальности и правдивости. Но прежде чем перейти непосредственно к принципам отбора информации, не будет лишним сказать о том, что для самого процесса информационного поиска является очень удобным и эффективным использование идей особого философского направления - позитивизма, т.к. благодаря этому в ряде случаев (особенно если это касается поиска конкретно научных данных) множество вопросов отпадают сами собой.

Совсем немного о позитивизме

Позитивизм является философским направлением в учении о методах и процедурах научной деятельности, в котором считается, что единственным источником истинного и действительного знания вообще являются только эмпирические (подтверждённые опытным путём) исследования.

Также позитивизм говорит о том, что философское исследование не несёт в себе познавательной ценности. Базовой предпосылкой позитивизма является то, что любые подлинные (они же позитивные) знания - это совокупность результатов специальных наук.

Основной же целью позитивизма является получение объективного знания, что возможно только через проверку информации на деле. Руководствуясь всем этим, мы снова можем вернуться к идее о том, что наиболее достоверными источниками информации являются научные исследования и научно-популярные размышления.

Вооружившись этим принципом как основным, можно начать использовать и другие.

Принципы отбора информации

Можно выделить несколько принципов отбора информации:

Принцип наглядности

Исследуемая информация, которая соответствует этому принципу, обладает следующими признаками:

  • Информация доступна для восприятия и понимания
  • Формируемые информацией образы достоверны, т.к. их можно смоделировать и установить их источники
  • Основные понятия, объекты и явления могут быть продемонстрированы
  • Информация соответствует запрашиваемым критериям

Принцип научности

Принцип научности подразумевает, что исследуемая информация соответствует современным научным данным. Если такое соответствие соблюдается, то появляется возможность обнаруживать неточности и ошибки, воспринимать другие точки зрения, руководствоваться собственной аргументацией и преобразовывать информацию, сопоставляя её с другой.

Вкратце критерии принципа научности можно выразить так:

  • Данные соответствуют научным представлениям современности
  • Если в массиве данных имеются ошибки и неточности, они не способны повлечь за собой искажения объективной картины, касающейся рассматриваемого вопроса
  • Информация может иметь вид исторического документа, который показывает путь развития конкретного научного знания

Принцип актуальности

Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени. Такая информация способна вызвать наибольший интерес, в отличие от неактуальной. Здесь нужно руководствоваться следующими соображениями:

  • Желательно, чтобы информация была близка по времени и волновала исследователя
  • Информация может представлять собой документ, который расширяет представление об исследуемом объекте
  • Информация должна обладать исторической ценностью или быть важной по иным причинам
  • Информация может являться классическим примером чего-либо, что знают все

Принцип систематичности

Если информация соответствует принципу систематичности, можно наблюдать её многократное повторение в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках.

Таким образом, информация достойна внимания и может быть применена, если:

  • Аналогичные данные можно найти в различных базах данных
  • Различные интерпретации не разрушают целостность представлений об одной и той же проблеме

Принцип доступности

Нередко затруднения в поиске и обработке информации могут быть вызваны, во-первых, самим её содержанием, а, во-вторых, стилем, в котором она излагается. По этой причине, работая с информацией, необходимо учитывать, что:

  • Информация должна быть не только доступной для понимания с точки зрения терминологии, но и расширять тезаурус исследователя, по причине чего она будет восприниматься интересной, но не банальной
  • Информация должна соответствовать той терминологии, которой обладает исследователь, но освещать конкретную тему она должна с разных сторон
  • Информация должна предполагать и дидактическую обработку, которая снимает терминологический барьер, другими словами, информацию можно адаптировать под себя, при этом сохранив её смысл

Принцип избыточности

Исследуемая информация должна позволять исследователю выделять основную мысль, находить скрытый смысл, если таковой имеется, приходить к пониманию авторской позиции, определять цели изложения и развивать умение соотносить содержание с назначением.

Принципы поиска информации, о которых мы поговорили, могут быть применены в работе с любыми источниками данных: книгами, документами, архивными материалами, газетами и журналами, а также интернет-сайтами. По сути, эти принципы универсальны, но здесь следует чётко понимать для себя, что для поиска информации в традиционных источниках их может быть вполне достаточно, но при поиске информации в сети Интернет во избежание ошибок необходимо соблюдать ещё один ряд правил.

Правила поиска информации в Интернете

Для опытного пользователя поиск информации в Интернете предельно прост, однако, для людей, столкнувшихся с вопросом автоматизированного информационного поиска впервые, этот процесс может показаться довольно сложным из-за обилия всевозможных поисковых операторов. Ниже мы рассмотрим простой поиск и расширенный поиск, а также укажем дополнительную информацию, которая будет полезна при поиске данных в Интернете.

Простой поиск информации в Интернете

Для начала стоит сказать, что наиболее популярной поисковой системой в мире является «Google ». В России к нему добавляется «Яндекс », «Поиск@mail.ru » и «Rambler ».

Чтобы найти нужную информацию, нужно просто внести в поисковую строку сервиса интересующий запрос, например «Иван Грозный» или «Как правильно водить машину», и нажать «Найти» или клавишу «Enter» на клавиатуре компьютера. В результате поисковик выдаст множество страниц, на которых представлена информация по запрашиваемому запросу. Обратите внимание на то, что наиболее актуальными считаются результаты, расположенные на первой странице поисковой системы.

Расширенный поиск информации в Интернете

По своему принципу расширенный поиск ничем не отличается от простого, кроме того, что можно указывать дополнительные параметры.

При помощи специальных фильтров у пользователя есть возможность задать дополнительные условия для своего запроса. Это может быть ограничение по региону, конкретному сайту, нужному языку, форме слова или фразы, дате размещения материала или типу файла.

Чтобы активировать эти функции, нужно щёлкнуть по специальному значку, расположенному на странице поисковика. Откроется дополнительное меню, где и задаются ограничения. Сбрасываются фильтры (ограничения) нажатием кнопки «Очистить» на странице поисковика.

Дополнительная информация

Каждый пользователь должен иметь в виду, что:

  • Ограничение по региону запускает поиск в указанном регионе. В качестве стандарта (По умолчанию) обычно выдаются запросы по тому региону, откуда выходит в Сеть пользователь.
  • Ограничение по форме запроса запускает поиск по тем документам, где слова имеют конкретно ту форму, которая стоит в запросе, однако порядок слов может меняться. Пользователь может задать регистр букв (заглавные или строчные), любую часть речи и форму, т.е. склонение, число, род, падеж и т.д. По умолчанию поисковые системы ищут все формы запрашиваемого слова, т.е. если задать «написал», поисковик будет искать «написать», «напишу» и т.п. Однокоренные слова поисковик искать не будет.
  • Ограничение по сайту запускает поиск информации среди документов, имеющихся на конкретном сайте.
  • Ограничение по языку запускает поиск информации на выбранном языке. Есть возможность установить поиск по нескольким языкам одновременно.
  • Ограничение по типу файла запускает поиск по конкретному формату документа, т.е. при указании соответствующих расширений можно найти текстовые документы, аудио- и видеофайлы, документы, предназначенные для открытия специальными программами и редакторами и т.д. Есть возможность установить поиск по нескольким типам файлов одновременно.
  • Ограничение по дате обновления запускает поиск по конкретной дате размещения документа. Пользователь может найти документ от конкретного числа, месяца и года, а также установить временной промежуток - тогда поисковик выдаст всю информацию, добавленную за этот период времени.

Этих правил будет достаточно для поиска информации в Интернете. Освоить его в состоянии любой человек, причём потребуется на это совсем немного времени - обычно хватает буквально 2-3 трёх практических подходов.

Но что делать с найденной информацией, ведь весь её массив не обязателен для изучения? Неважно, как вы предпочитаете искать данные на интересующую тему - ходить в библиотеку или кликать по сайтам, одновременно попивая кофе - помимо того, что вы должны обладать навыками поиска, вы также должны уметь обрабатывать тот материал, который изучаете. И для этого как нельзя лучше подходит конспектирование и некоторые другие техники.

Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы

Конспектирование по праву считается самым популярным и применяемым способом обработки информации. Учитывая это, мы решили уделить этому процессу наибольшее внимание, а по ментальным картам, опорным схемам и блок-схемам представить лишь ознакомительную информацию.

Что такое конспект?

Как все мы знаем, конспект представляет собой письменный текст, где последовательно и кратко излагаются основные моменты какого-либо источника информации. Конспектирование подразумевает приведение к определённой структуре сведений, взятых из оригинала. Основой этого процесса является систематизация данных. Заметки могут быть либо точными выдержками и цитатами, либо иметь форму свободного письма - главное, чтобы оставался смысл. Стиль, в котором выдерживается конспект, в большинстве случаев близок к первоисточнику.

При правильном составлении конспекта отражается логическая и смысловая связь записываемого. Конспект можно взять через некоторое время или же дать другом человеку, и чтение и понимание материала не вызовут затруднений. Грамотный конспект способствует восприятию даже самой сложной информации, ведь выражена она в понятной форме.

Конспекты также различаются по видам, и чтобы можно было правильно применять тот вид конспекта, который в большей степени подходит выполняемой работе, эти виды нужно уметь различать.

Виды конспектов

Выделяют плановые конспекты, схематические плановые конспекты, текстуальные, тематические и свободные конспекты. Вкратце о каждом из них.

Плановый конспект

Основой планового конспекта является предварительно подготовленный материал, а сам конспект включает в себя заголовки и подзаголовки (пункты и подпункты). Каждый из заголовков сопровождается небольшим текстом, по причине чего имеет понятную структуру.

Плановый конспект в наибольшей мере соответствует подготовке к семинарам и публичным выступлениям. Чем чётче будет структура, тем более логично и полноценно можно будет донести информацию до адресата. По мнению специалистов, плановый конспект должен дополняться пометками, указывающими на использовавшиеся источники, ведь довольно сложно.

Схематический плановый конспект

Схематический плановый конспект состоит из пунктов плана, представленных в форме предложений-вопросов, на которые нужно ответить. При работе с информацией нужно вносить по несколько пометок под каждое из-предложений-вопросов. В таком конспекте будет отражена структура и внутренняя связь данных. Кроме того, этот вид конспектов помогает хорошо усвоить изучаемый материал.

Текстуальный конспект

Текстуальный конспект отличается от всех остальных максимальной насыщенностью, т.к. для его составления используются отрывки и цитаты из первоисточника. Его легко можно дополнить планом, терминами, понятиями и тезисами. Текстуальный конспект рекомендуется составлять тем, кто занят изучением литературы или науки, ведь здесь цитаты представляют особую важность.

Но и составляется этот вид конспектов непросто, т.к. необходимо уметь определять самые важные отрывки текста и цитаты так, чтобы, в конечном счете, они могли дать целостное представление об изученном материале.

Тематический конспект

Тематический конспект отличен от других более всего. Его смысл заключается в том, что освещается какая-либо конкретная тема, вопрос или проблема, а для его составления обычно используют целый ряд источников информации.

Посредством тематического конспекта лучше всего можно провести анализ исследуемой темы, раскрыть главные моменты и изучить их с разных ракурсов. Но нужно понимать, что для составления такого конспекта потребуется исследовать массу источников, чтобы суметь создать целостную картину - это является непременным условием действительно качественного материала.

Свободный конспект

Свободный конспект является лучшим выбором для людей, способных применять разные способы работы с информацией. В свободный конспект можно включить всё: тезисы, цитаты, отрывки текста, план, пометки, выписки и т.д. Необходимо только уметь быстро и грамотно излагать мысли и работать с материалом. Многие считают, что использование конспекта такой формы является самым полноценным и целостным.

Как только вы определились с тем, какой конспект вы будете составлять, можно приступать к самому процессу. Чтобы выполнить работу качественно, нужно руководствоваться определёнными правилами.

Правила составления конспекта

Таких правил несколько и все они предельно просты:

  1. Ознакомьтесь с текстом, выявите его основные особенности, характер, сложность; определите, есть ли в нём термины, которые вы видите впервые. Отметьте незнакомые понятия, места, даты, имена.
  2. Узнайте всю необходимую информацию о том, что вам показалось незнакомым в тексте при первом прочтении. Наведите справки о людях и событиях. Узнайте значение терминов. Полученные данные обязательно зафиксируйте.
  3. Прочтите текст повторно и проведите его анализ. Это поможет вам выделить основные моменты, разделить для себя информацию на отдельные блоки и конспекта.
  4. Изучите отмеченные ранее основные моменты, составьте тезисы или выпишите отдельные фрагменты или цитаты (если их наличие не обязательно, то выразите авторскую мысль своими словами с сохранением смысла). При фиксации цитат и фрагментов обязательно помечайте, откуда взята информация, и кто является автором.
  5. Если у вас есть возможность выражать авторские мысли своими словами, то старайтесь делать это так, чтобы даже большие объёмы данных были выражены в 2-3 предложениях.

Применяя эти рекомендации на практике, вы овладеете навыком грамотного конспектирования, и фиксировать и обрабатывать информацию у вас будет получаться очень быстро и качественно (в качестве подспорья вы можете использовать дополнительный ).

Помимо конспектов, для фиксации информации можно использовать и другие не менее интересные и эффективные методики.

Ментальные карты

Ментальные карты или, как их ещё принято называть, диаграммы связей, интеллект-карты, карты мыслей или ассоциативные карты являются таким методом структурирования информации, в котором используются графические записи, имеющие форму диаграмм.

Ментальные карты изображаются в виде древовидных схем, на которых присутствуют задачи, термины, факты и/или какие-либо иные данные, которые связаны ветвями. Ветви, как правило, отходят от главного (центрального) понятия.

Эффективность данного метода обусловлена тем, что его можно использовать в качестве удобного и простого инструмента управления информацией, для которого необходимо лишь наличие бумаги и карандаша (также можно использовать маркерную доску и маркеры).

Опорные схемы

Опорные схемы наглядно отображают интеллектуальную психологическую структуру человека, которая управляет его мышлением и поведением. Они позволяют изложить информацию при помощи логико-графического языка посредством значимых опор.

При составлении опорной схемы указывается её название, отмечаются ключевые понятия и схематически изображаются показатели и критерии, на основе которых производится группировка материала.

Этот вид структурирования информации очень удобен при подготовке к зачётам, экзаменам, семинарам. Его можно сопровождать конспектами и дополнительными пометками.

Блок-схемы

Блок-схемы - это ещё один действенный метод, помогающий структурировать информацию. Он представляет собой графические модели, которые описывают последовательность .

Суть блок-схемы заключается в изображении отдельных шагов в форме блоков, имеющих различную форму. Все блоки соединяются друг с другом линиями-стрелками, которые указывают нужную последовательность мышления.

Чаще всего блок-схемы используются для работы с чётко структурированной информацией, когда все шаги являются конкретными. Каждый блок, имея свою форму, указывает на тот или иной мыслительный процесс, и ориентироваться по блок-схеме можно даже с минимальным количеством текстовых данных на ней. Удобно применять в качестве дополнительного инструмента.

В заключение

Как можно заключить, поиск информации и её обработка - это не только интересная, но и увлекательная деятельность. Если научиться применять этот навык с учётом всех особенностей, о которых мы сегодня поговорили, найти нужную информацию и использовать её в своих целях не будет составлять никакого труда, в особенности, если выполнить приемлемый для себя алгоритм действий несколько раз подряд.

В следующем уроке вы узнаете о том, почему в процессе самостоятельного обучения рекомендуется следовать конкретному плану, о том, как его составить, и на что нужно обратить внимание, чтобы обучение было максимально эффективным.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Тема урока: Поиск информации в сети Интернет

Учебник: Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9» Тип урока: урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями «поисковая система», «каталог ссылок», «поисковая машина» и показать практическое применение языка запросов, научить находить информацию в сети Интернет.

Задачи урока:

  • Образовательные: - познакомить учащихся с основными понятиями, научить создавать запросы для поиска в сети Интернет.
  • Развивающие: продолжить развитие внимания и мышления; формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, самоконтроля и интереса к предмету.
  • Воспитательные: продолжить воспитывать информационную культуру, навыки учебного труда и ответственного отношения к предмету.

Оборудование, ресурсное обеспечение урока

Используемые на уроке средства ИКТ:

    • персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
    • персональные компьютеры учащихся с доступом в сеть Интернет

Электронные образовательные ресурсы

    • презентация
      Презентация к уроку
      PPTX / 2.59 Мб

Дополнительные ресурсы:

Раздаточный материал с практической работой «Поиск в сети Интернет»
Практическая работа
DOCX / 16.89 Кб
и рефлексией урокаРефлексия
DOCX / 15.5 Кб

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона. Учащиеся приветствуют учителя, занимают свои рабочие места

2. Актуализация опорных знаний

Учитель проверяет усвоение по изученному на предыдущих уроках материалу.

Для этого он использует кроссворд с основными понятиями компьютерных сетей (слайд 2 ). Следующие задания по установке соответствий между логотипами популярных браузеров и их названиями (слайд 3) , и названиями протоколов и их назначением соответственно (слайд 4) .

3. Этап получения новых знаний

Объяснение нового материала (слайд 5 - 20)

Поисковая система - это аппаратно-программный комплекс, который предназначен для осуществления функции поиска в интернете, и реагирующий на пользовательский запрос, который обычно задают в виде какой-либо текстовой фразы (или точнее поискового запроса), выдачей ссылочного списка на информационные источники, осуществляющейся по релевантности.

Учащиеся называют поисковые системы, которые они знают.

Основные характеристики поисковых систем

    • Полнота. Полнота является одной из главнейших характеристик поиска, она представляет собой отношение цифры найденных по запросу информационных документов к их общему числу в интернете, относящихся к данному запросу. Чем полнее сам поиск, тем больше вероятность, что пользователь найдет именно тот документ, который ему необходим, конечно, если он вообще существует.
    • Точность. Точность определяет степень соответствия запросу пользователя найденных страниц в Сети. Чем поиск точнее, тем скорее пользователь найдет необходимую ему информацию, тем меньше разнообразного «мусора» будет встречаться среди результатов, тем меньше найденных документов будут не соответствовать смыслу запроса.
    • Актуальность. Актуальность характеризует время, проходящее с момента опубликования информации в интернете до занесения ее в индексную базу поисковика. К примеру, на следующий день после возникновения информации о выходе нового iPad, множество пользователей обратилась к поиску с соответствующими видами запросов. В большинстве случаев информация об этой новости уже доступна в поиске, хотя времени с момента ее появления прошло очень мало. Это происходит благодаря наличию у крупных поисковых систем «быстрой базы», которая обновляется несколько раз за день.
    • Скорость поиска. Такая функция как скорость поиска теснейшим образом связана с так называемой «устойчивостью к нагрузкам». Ежесекундно к поиску обращается огромное количество людей, подобная загруженность требует значительного сокращения времени для обработки одного запроса. Тут интересы, как поисковой системы, так и пользователя целиком совпадают: посетитель хочет получить результаты как можно быстрее, а поисковая система должна отработать его запрос тоже максимально быстро, чтобы не притормозить обработку последующих запросов.
    • Наглядность. Наглядное представление результатов является важнейшим элементом удобства поиска. По множеству запросов поисковая система находит тысячи, а в некоторых случаях и миллионы разных документов. Вследствие нечеткости составления ключевых фраз для поиска или его не точности, даже самые первые результаты запроса не всегда имеют только нужные сведения. Это значит, что человеку часто приходится осуществлять собственный поиск среди предоставленных результатов. Разнообразные компоненты страниц выдачи ПС помогают ориентироваться в поисковых результатах.

Каталог ссылок - это разбитый по темам список ссылок на сайты с их кратким описанием.

Группы ссылок в зависимости от широты тематики

    • общие
    • специализированные (тематические)

Группы каталогов ссылок:

    • закрытые каталоги — добавление сайтов в данный каталог может проводить только одно ответственное лицо.
    • белые каталоги — НЕ требуют обратную ссылку и СТАВЯТ прямую ссылку.
    • серые каталоги — ТРЕБУЮТ обратную ссылку и СТАВЯТ прямую ссылку.
    • черные каталоги — ТРЕБУЮТ обратную ссылку и НЕ ставят прямую ссылку.
    • каталоги сайтов с прямыми ссылками — при регистрации сайта в данном каталоге веб-мастер получает ответную прямую (без перенаправления) ссылку на свой сайт.
    • каталоги сайтов с ссылками — регистрация сайта в данном каталоге не даёт ссылки на регистрируемый сайт. Ссылки в таких каталогах даны через перенаправление (редирект).

Поисковая машина - это автоматическая система, которая хранит информацию об известных ей веб-страницах и выдает по запросу адреса тех из них, где встречаются введённые ключевые слова.

Ключевые слова - это набор слов и выражений, которые отражают требуемую информацию.

Самая основная задача каждой поисковой системы - доставить людям именно тот вид информации, который им нужен.

Именно поэтому специалисты-разработчики поисковиков делают принципы и алгоритмы их работы, которые бы давали пользователям находить интересующие их сведения. Это означает, что система, должна «думать» так же, как мыслит человек при поиске необходимой информации в интернете.

Для того чтобы получить правильные ответы на подобные вопросы, разработчики поиска постоянно улучшают принципы ранжирования и его алгоритмы, добавляют им новые возможности и функции и любыми средствами пытаются сделать быстрее работу системы.

Первой компьютерной программой для поиска в Интернете была программа Арчи (англ. archie — архив без буквы «в»). Она была создана в 1990 году Аланом Эмтэджем (Alan Emtage), Биллом Хиланом (Bill Heelan) и Дж. Питером Дойчем (J. Peter Deutsch), студентами, изучающими информатику в университете Макгилла в Монреале. Программа скачивала списки всех файлов со всех доступных анонимных FTP-серверов и строила базу данных, в которой можно было выполнять поиск по именам файлов. Однако, программа Арчи не индексировала содержимое этих файлов, так как объём данных был настолько мал, что всё можно было легко найти вручную.

Первым поисковым роботом, написанным на языке Perl, был «World Wide Web Wanderer» — бот Мэтью Грэя (Matthew Gray) из Массачусетского технологического института в июне 1993 года. Этот робот создавал поисковый индекс «Wandex». Цель робота Wanderer состояла в том, чтобы измерить размер всемирной паутины и найти все веб-страницы, содержащие слова из запроса.

Поисковая система «WebCrawler», запущенная в 1994 году - первая полнотекстовая системаиндексирующая ресурсы при помощи робота («craweler-based»).

Система позволяла пользователям искать по любым словам, расположенным на любой веб-странице — с тех пор это стало стандартом для большинства поисковых систем.

Поисковая система «WebCrawler» - первый поисковик, получивший широкое распространение.

В 1996 году реализован поиск с учётом русской морфологии на поисковой машине Altavista и запущены оригинальные российские поисковые машины Рамблер и Апорт. 23 сентября 1997 года была открыта поисковая машина Яндекс. 22 мая 2014 года компанией Ростелеком была открыта национальная поисковая машина Спутник. 22 апреля 2015 года был открыт новый сервис Спутник. Дети специально для детей с повышенной безопасностью.

Типы поисковых систем:

    • Системы, использующие поисковые роботы. Состоят из трёх частей: краулер («бот», «робот» или «паук»), индекс и программное обеспечение поисковой системы. Краулер нужен для обхода сети и создания списков веб-страниц. Индекс — большой архив копий веб-страниц. Цель программного обеспечения — оценивать результаты поиска. Благодаря тому, что поисковый робот в этом механизме постоянно исследует сеть, информация в большей степени актуальна. Большинство современных поисковых систем являются системами данного типа.
    • Системы, управляемые человеком (каталоги ресурсов).Эти поисковые системы получают списки веб-страниц. Каталог содержит адрес, заголовок и краткое описание сайта. Каталог ресурсов ищет результаты только из описаний страницы, представленных ему веб-мастерами. Достоинство каталогов в том, что все ресурсы проверяются вручную, следовательно, и качество контента будет лучше по сравнению с результатами, полученными системой первого типа автоматически. Но есть и недостаток — обновление данных каталогов выполняется вручную и может существенно отставать от реального положения дел.
    • Гибридные системы. Такие поисковые системы, как Yahoo, Google, MSN, сочетают в себе функции систем, использующие поисковых роботов, и систем, управляемых человеком.
    • Мета-системы. Метапоисковые системы объединяют и ранжируют результаты сразу нескольких поисковиков. Эти поисковые системы были полезны, когда у каждой поисковой системы был уникальный индекс, и поисковые системы были менее «умными». Поскольку сейчас поиск намного улучшился, потребность в них уменьшилась.

Многие поисковые системы, такие как Google и Bing, используют алгоритмы выборочного угадывания того, какую информацию пользователь хотел бы увидеть, основываясь на его прошлых действиях в системе. В результате, веб-сайты показывают только ту информацию, которая согласуется с прошлыми интересами пользователя. Этот эффект получил название «пузырь фильтров». Всё это ведёт к тому, что пользователи получают намного меньше противоречащей своей точке зрения информации и становятся интеллектуально изолированными в своём собственном «информационном пузыре».

Учитель проводит опрос с целью выяснить самый популярный поисковик в классе и знакомит учащихся с рейтингом поисковых систем в России.

Язык запросов

Запрет перебора всех словоформ.

Обязательное присутствие слов в найденных документах.

Исключение слова из результатов поиска.

& - обязательное вхождение слов в одно предложение.

~ - требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.

| - поиск любого из данных слов.

«» - поиск устойчивых словосочетаний.

$title - поиск информации по названиям заголовков.

$anchor - поиск информации по названию ссылок.

4. Динамическая пауза

(слайд 21-23) Проводится динамическая пауза с учащихся, которая состоит из трех групп упражнений гимнастики для глаз, снятия напряжения и утомления по методике Э. С. Аветисова.

5. Этап закрепления изученного материала с последующей самопроверкой.

(слайд 24-25) Учитель проводит с учащимся практическую работу по поиску в сети Интернет.

Практическая работа.

Задание 1.

Особенности поиска по группе слов.

Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс.

Структура запроса

Количество найденных страниц

Скоростной! трамвай!

Скоростной + трамвай

Скоростной - трамвай

«Скоростной трамвай»

Сталинградская битва

Сталинградская & битва

$title (река Волга)

$anchor (река Волга)

Задание 2.

Найдите информацию об интересных фактах Волгограда в Интернете

1. Чем уникальна улица Ковентри в Волгограде?

2. Где расположен самый высокий памятник в мире, установленный реальному человеку? Укажите его размеры и фото.

3. Какой размер имеет самый длинный дом в Европе? Укажите его адреса и фото

4. Когда Волгоград переименовывается в "город-герой Сталинград" (точные даты)

5. Чему равна протяженность самой длинной улицы России, которая не имеет официального статуса улицы? Какое название она носит?

После выполнения работы, проводится проверка результатов работы, и ученики ставят себе оценку за урок.

Учитель контролирует ход выполнения работы учащихся, помогает учащимся, у которых не получается самостоятельно выполнить задание.

Учащиеся под руководством учителя проверяют результаты выполнения практической работы, анализируют полученные ответы, определяются с оценкой результатов работы.

Примерные ответы на практическую работу (слайд 26-31)

Оценивание практической работы

5 - верно даны ответы на задание 1, задание 2 выполнено полностью с пояснениями и фотографиями.

4 - в задании 1 допущены неточности в 1-2 ответах, на один или два из вопроса задания 2 дан неполный ответ.

3 - в задании 1 допущены неточности в 3-4 ответах, на три вопроса задания 2 даны не полные ответы или отсутствуют ответы на 2 вопроса

6. Подведение итогов урока, рефлексия урока, постановка домашнего задания

Учитель задает домашнее задание, при необходимости комментирует его.

Домашнее задание

Выучить лекционный материал

Учебник Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

Рабочая тетрадь Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

Учитель с учениками подводит итог урока, выставляет оценки и благодарит за урок, предлагает учащимся заполнить лист рефлексии урока.

Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов:

    • сегодня я узнал
    • у меня получилось
    • у меня возникли трудности
    • я выполнял задания
    • я научился
    • теперь я могу

Используемые ресурсы:

Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9»

И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ 9»

Похожие статьи