Лучшая коаксиальная акустика для автомобиля. Широкополосные динамики - как они устроены

14.09.2019

Знали ли вы, что устройства воспроизведения звука могут быть разного типа? Существуют компонентные звуковые системы и коаксиальные. Первые имеют большее распространение, поэтому бессмысленно что-то о них рассказывать. Давайте обратимся ко второму типу устройств и рассмотрим: коаксиальные колонки — что это такое? Если вы выходите на новый уровень пользователя акустической системы, эта информация точно будет вам полезной.

Вопрос выбора — насколько остро он стоит?

Многие автолюбители сталкивались с очень тяжелым выбором: сократить расходы на покупку оборудования или приобрести самую хорошую технику, значительно ударив по своему бюджету?

Если вести речь про акустические звуковые системы для автомобилей, то и коаксиальные, и компонентные типы устройств могут продолжительно балансировать на грани для пользователей. В таком деле нужно внимательно изучить абсолютно все достоинства и недостатки обеих сторон, трезво взвешивая критерии, доверяясь своим индивидуальным предпочтениям. У вас получится подойти к делу с полной серьезностью только в том случае, если разнообразные наименования и названия станут для вас говорящими терминами, а не хаотичным набором слов и букв.

Важно! Демонтируя старый проигрыватель, нередко планируется установить на его место замену. Для этого предлагаем внимательно изучить статью: с помощью уже готового .

Ну что ж, коаксиальные колонки — что это? Давайте найдем самый достоверный ответ на этот вопрос.

Терминология

Автомобильная акустическая звуковая аудиосистема представляет из себя целую конструкцию из динамиков. Такие устройства имеют на одной оси и низкочастотные динамики, и высокочастотные. Даже коаксиальный тип можно классифицировать по двум видам:

  • Двухполосные.
  • Трехполосные.

Что лучше выбрать для покупки?

Если вы приобрели общее представление о том, что это такое — коаксиальные колонки, то вас наверняка интересует, что же взять себе в автомобиль?

Чистота звучания

Главные различия между коаксиальной и компонентной звуковой системой кроются в расположении источника звучания в пространстве салона вашего транспорта:

  • Целостностная звуковая система делает звук более узконаправленным, поэтому коаксиальные установки предпочтительны для тех водителей, которые хотят дополнить звучание компонентной.
  • Компонентная, в свою очередь, распространяет по пространству автомобиля довольно-таки неплохой звук, но и здесь есть один подводный камень: все динамики разных частот смешивают всю палитру звуковоспроизведения и дают на выходе не самую однородную картину. Объединение всех динамиков тоже создает некоторые проблемы при воспроизведение и не дает пользователю полностью прочувствовать частоту звука.

Важно! При выборе руководствуйтесь тем, что для малогабаритных автомобилей лучше не приобретать компонентную систему, поскольку ограниченное пространство не даст возможности звуку грамотно распространяться. А так же изучайте, .

Расположение кроссовера

Также стоит учитывать не только сам разброс устройств воспроизведения, но и технические различия:

  • В коаксиальных типах устройств имеет встроенный кроссовер, который занимается фильтрацией частот.
  • Во втором типе такое устройство монтируется “снаружи”.

Способ установки

Следующий момент, который может возникнуть в процессе сравнения типов, — это способ проведения монтажа. Если взглянуть на то, что устанавливается в салон автомобиля с завода, то эту аппаратуру акустикой назвать не повернется язык. Поэтому следует понимать, что оба типа акустики — это не просто дело рук автовладельца, но и каких-то неизбежных затрат:

  • Коаксиальные девайсы не требуют особых технических познаний и навыков, поэтому весь процесс монтажа можно легко провести самостоятельно.
  • Второй же тип предлагает только ту установку, в которой будут соблюдаться все законы распространения звука, учитываться все специальное оборудование и качественная шумоизоляция.

Важно! Также не следует упускать из виду и магнитолу: чем ниже качество этого устройства, тем меньше важности в той возне, которая развернется вокруг компонентных установок, ведь сомнительного качества прибор вряд ли предоставит вам тот звук, который бы вас удовлетворил.

Ориентируемся на свои цели

Если вы — не самый заядлый меломан, в пути вас вполне устроит какой-нибудь шансон, радиоэфир или дискотека девяностых, то установка компонентной системой станет вообще бессмысленной тратой денег и усилий.

Существует еще один решающий фактор для выбора — это стоимость самой звуковой аппаратуры, даже если не брать во внимание цену ее обслуживания. Арифметика здесь довольно-таки простая: чем лучше звук, тем больше затраты.

Важно! Исключением из всего этого являются системы-трансформеры, которые могут превращать один тип в другой при помощи специальных креплений.

Подведем итоги

Коаксиальные колонки — что это? Для того чтобы в вашей голове все устаканилось, соберем самую важную информацию в один список:

  1. В коаксиальной аппаратуре динамики с разными частотами объединены в одну конструкцию, а в компонентом типе они полностью автономны.
  2. Первый тип систем дает только узконаправленный звук и смешивает разные частоты в “кашу”.
  3. Фильтр частот в первом типе встроенный, а во втором — внешний.
  4. Системы из автономных колонок требует куда больше усилий, соблюдения важных условий и больше затрат.
  5. Первый вариант аппаратуры отличается меньшей стоимостью.

Акустические системы делятся на две вида: коаксиальная и компонентная. У каждой есть свои достоинства и недостатки. Коаксиальная акустика, что это такое и каковы ее отличия от компонентной?

Что такое коаксиальная акустика

Коаксиальная система представляют собой компоненты из СЧ и НЧ динамиков, а также твитера. НЧ динамик воспроизводит низкие и средние частоты, а твитер дает высокочастотное звучание.

Такая акустика намного проще и дешевле компонентной. Поэтому большинство автолюбителей используют в автомобилях только ее. Такая акустика ставится тогда, когда нет необходимости разделять высоко и низкочастотные динамики или если это сделать физически невозможно. Примером такой системы могут быть два динамика в передних дверях или на задней полке автомобиля.

  1. Двухсторонних. Они самые распространенные. В комплект входят 1 НЧ динамик и твитер.
  2. Тройного действия. В комплект входит дополнительный ВЧ динамик.
  3. Четырех и пяти полосные. В такие системы дополнительно включаются ВЧ, СЧ, НЧ динамики. Таким образом, увеличивается качество звука.

Преимущества и недостатки

Перечислим основные преимущества:

  • относительно невысокая цена (из-за упрощенной конструкции);
  • простота установки (для подключения нужны только 2 выхода);
  • возможность улучшить звук с помощью дополнительных динамиков;
  • под динамики имеются штатные отверстия в дверях авто;
  • экономия места при их размещении.

Перечислим главные недостатки этого оборудования.

  1. Невысокое качество. К сожалению, даже передовые производители не гарантируют качественное звучание. Но если вы не придирчивы к качеству звука и вам в машине нужен просто музыкальный фон, то такая аппаратура вам вполне подойдет. Малоизвестные производители изготавливают такую аппаратуру их некачественного сырья, поэтому колонки могут быстро выйти из строя.
  2. При уже подключенной системе сложно добавить дополнительные динамики. Кроме того, в некоторых случаях это сделать практически невозможно.
  3. Установка твитера. При компонентной акустики можно установить твитер на двери выше или ниже, тем самым, улучшая общий звуковой баланс. При установке коаксиальной аппаратуры такое сделать невозможно.
  4. Нужно будет приобрести частотный фильтр. Без него прослушивать музыку невозможно, т.к. воспроизведение будет в виде непонятных звуков.
  5. Высокая чувствительность к пыли и мусору. Попав между головками и в другие места, значительно ухудшается качество звука.
  6. Количество полос не соответствует действительности. Такая система чаще всего бывает двухполосной. Но некоторые производители заявляют о том, что их система трех, четырех и даже пятиполостная. Внешне все так и выглядит: на НЧ динамики стоит несколько головок. На самом деле работает только одна головка, а все остальные головки – обман производителя. Это свойственно китайским производителям.
  7. В некоторых системах в качестве кроссовера работает конденсатор. Из-за этого качество музыки значительно падает.

Отличие от компонентной

Разница этих двух продуктов заключается в различном расположении динамиков. В компонентной системе каждый динамик выдает свою частоту. Кроме того, сабвуфер устанавливается отдельно. Автолюбители часто помещают его в багажник, т.к. в салоне для качественного большого сабвуфера может не хватить места.

Читайте также

Выбор акустики для квадроцикла

Принципиальное отличие этих двух систем в кроссовере. В компонетных системах он внешний, а в коаксиальных – встроенный (кроме моделей HI END класса).

Также большие различия в монтаже. То, что стоит в машине с завода, назвать акустикой нельзя. Поэтому установка любой акустики в автомобиль возлагается на плечи автолюбителя. Коаксиальную систему можно установить своими руками. Но монтаж компонентной системы достаточно сложен. Динамики в данном случае должны устанавливаться в правильных акустических зонах. Для них должны сооружаться акустические полки. Для качественного звука важна также шумоизоляция салона. При этом стоит обратить внимание и на магнитолу. Если она будет низкого уровня, то качественные колонки, шумоизоляция и прочее уже не смогут сделать хороший звук.

Благодаря своей простой конструкции, цена коаксиальной на 20-30 % ниже компонентной системы.

Выбор при покупке

При покупке следует учитывать следующие особенности:

  1. Монтажная глубина. Она определяет трудоемкость монтажа всей системы. Форма и размеры динамиков должны соответствовать тому месту, куда вы собираетесь их устанавливать. Также следует обратить внимание на крепления.
  2. Диапазон частот. Важный показатель при выборе акустики, т.к. от него зависит качество звука. Чем шире диапазон частот, тем больше разнообразных звуков будет передаваться через динамики. Если у системы диапазон широкий, то колонки будут передавать четкий и насыщенный звук.
  3. Мощность. Этот показатель у динамиков и у усилителя должен соответствовать друг другу.
  4. Коаксиальная акустика HI END класса. Если вы хотите качественный звук и заплатить при этом недорого, то такая система вам подойдет. Здесь кроссовер делается выносным.
  5. Бренд. Малоизвестные бренды часто выпускают товар низкого качества. Поэтому обращайте внимание на наименование производителя.
  6. Материал изготовления диффузоров. Для СЧ и НЧ динамиков они должны быть изготовлены из специальной бумаги. Все остальные материалы не дадут хорошего звучания. Для ВЧ динамиков подойдут диффузоры из шелка.
  7. Чувствительность динамиков. Чем выше эта цифра, тем лучше качество.

С помощью таких колонок можно создать в задней части салона автомобиля неплохой звук. Также можно поставить колонки в двери, но при этом основное оборудование будет все равно устанавливаться под задним стеклом автомобиля. Такая система позволяет как задним, так и передним пассажирам слышать полноценное звучание без искажений и прочих недостатков.

Новые автомобили часто комплектуются довольно простыми акустическими системами. Они не дают ни глубокого баса, ни чистых высоких частот. Конечно, для прослушивания новостей подойдут и такие динамики, однако у настоящих меломанов такие акустические системы вызовут настоящее отвращение, ведь нормальную музыку в них не услышишь. Совсем другое дело - приобретение нормальной В таком случае нужно выбирать один из двух вариантов: компонентная или коаксиальная акустика.

Одни становятся приверженцами коаксиальных акустических систем. Такая всепогодная акустика состоит из нескольких динамиков, каждый из которых воспроизводит звуки строго определенной частоты. По разделяются специальными фильтрами - кроссоверами. Они распознают частоту сигнала и передают его в определенный динамик. Иногда, в основном в более дорогих моделях стереосистем, кроссоверы оформляются отдельным корпусом, что защищает звуки от непреднамеренного смешивания.

Для правильного звучания необходимо правильно подойти к выбору материалов фильтра. Благодаря фильтрам, коаксиальная акустика воспроизводит более широкий, чем широкополосная, Нередко такая акустика также размещается на специальных подиумах, что сильно улучшает качество звука.

Другой вид более широко распространившийся среди настоящих автолюбителей-меломанов - это Как и коаксиальная акустика, она получила широкое распространение. Принцип её устройства очень похож на устройство коаксиальной акустики, однако существует одно небольшое отличие. Если в предыдущей акустической системе динамики всех трех групп частот расположены в одном корпусе, то в компонентной системе низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные динамики отделены друг от друга. Следовательно, автомобилист получает три отдельных динамика, которые лучше всего разместить недалеко друг от друга. В таком случае получается хорошая музыкальная картина, которая удовлетворит даже самого переборчивого слушателя.

Есть несколько основных советов, которые важны при выборе любой системы коаксиальной акустики. Во-первых, главное выбирать динамики по их звучанию, а не по внешнему виду. Конечно, дизайн динамиков должен подходить к дизайну салона автомобиля, однако это не так важно, как правильное звучание. Во-вторых, помните, что кроссоверы динамиков - главная рабочая деталь. Степень разделения звука зависит от количества элементов фильтра, потому чем их больше, тем качественнее звук. В-третьих, независимо от вида акустической системы (компонентная или коаксиальная акустика) желательно использовать их с внешним усилителем. В таком случае звучание будет лучше. Если акустическая система присоединена к автомагнитоле или другому головному устройству, обращайте внимание на чувствительность динамика, так как именно от нее будет зависеть максимальная громкость звука. Рекомендованная чувствительность - от 92 децибел.

Выбор акустики для автомобиля – это далеко не простое задание, так как для этого требуется хотя бы фундаментальные знания с теории автозвука. Кроме того, в любом случае нужен опыт инсталляции и настройки оборудования, потому что после небрежной установки владелец акустики может столкнуться с фонами, некачественным звуком и прочими проблемами.

Покупка дорогой акустики еще не является панацеей от будущих неполадок со звуком. Полноценное функционирование акустических систем возможно только в том случае, если они были инсталлированы профессионально. Таким образом, можно сделать вывод, что правильность настройки и установки АС является более важной, чем её стоимость. В данной статье мы ответим какую акустику выбрать, и на что обратить внимание при покупке акустических компонентов.

Виды колонок

Раздумывая над тем, какую выбрать аудиосистему для автомобиля, для начала нужно разобраться с типами колонок. Все колонки для аудиосистем принято разделять на две категории – коаксиальные и компонентные.

Что такое коаксиальная акустика

Коаксиальные колонки – это динамик, который представляет собой конструкцию из нескольких динамиков воспроизводящие разные частоты. В зависимости от кроссовера, встроенного в конструкцию этого вида колонок, их принято разделять на двухполосные трехполосные, 4..5..6..и т.д. Чтобы узнать, сколько полос есть в коаксиальных колонках, достаточно всего лишь посчитать динамики. Хотим обратить внимание на то что для воспроизведения всех звуковых частот достаточно трёх полос.

Акустика которая, имеет 4 и более полос звучит очень пискляво и слушать её не особо приятно. К преимуществам коаксиальной акустики можно отнести простоту крепежа и небольшую стоимость.


Для чего нужна компонентная акустика

Компонентная акустика это динамики разных частотных диапазонов, которые расположены по отдельности. Эти профессиональные колонки отличаются высоким качеством звучания. Связано это с тем, что динамики с разной частотой не находятся в одном месте. Таким образом, можно получить полноценное наслаждение от прослушивания музыки, так как звук разбирается на отдельные составляющие. Однако за любое удовольствие приходится платить: стоят такие колонки на порядок дороже коаксиальных, а установка компонентной акустики требует гораздо больше усилий.

Сравнение компонентной и коаксиальной акустики

Качество воспроизведения звука, цена и удобство инсталляции – это не все, чем отличается коаксиальная акустика от компонентной. Еще одним принципиальным различием между этими двумя типами колонок является расположение звука в салоне авто. К недостаткам коаксиальных колонок относят и то, что они делают звук узконаправленным. Колонки в передние двери это компонентная акустика. Высокие частоты если они направлены в ноги их очень плохо слышно, благодаря разделённым компонентам пищалки устанавливают выше к примеру, на панель автомобиля и направляют на слушателя. Тем самым кратно увеличивается детальность звука музыка начинает играть не снизу а спереди, появляется так называемый эффект сцены.

Материал дифузора и подвеса

Любое профессиональное описание громкоговорителей обязательно должно содержать информацию о том, с какого материала они были сделаны. Для изготовления диффузоров могут применяться следующие материалы: бумага, полипропилен, бекстрен, титан, магний, алюминий и так далее.

Самыми распространенными являются бумажные диффузоры. В процессе их изготовления листы бумаги спрессовываются, после чего им предают коническую форму. Но стоит сказать, что, на самом деле практически все диффузоры из бумаги можно отнести к композитному типу, так как в процессе их производства используются другие синтетические материалы. Именитые производители никогда не разглашают, какие именно материалы используются, потому что у каждого из них есть свой фирменный рецепт.

  • К достоинствам диффузоров из бумаги можно отнести детальность звучания, которое создается за счет качественного внутреннего демпфирования. Главным недостатком бумажных диффузоров принято считать их небольшую прочность, в результате чего ограничивается мощность звука в аудиосистеме.
  • Диффузоры из полипропилена имеют более сложную конструкцию. Они отличаются нейтральным звучанием, а также отличными импульсивными характеристиками. В то же время такие диффузоры более устойчивы к механическим и атмосферным воздействиям, чем бумажные.
  • Диффузоры из титана и алюминия начали делать в Германии в 80-х. В основе их производства лежит технология вакуумного напыления. Купола из этих материалов отличается наилучшим качеством звука: звучание прозрачное и чистое.

В заключение по этому разделу хочется сказать, что производители научились делать хорошую акустику практически из любого матерьяла, встречаются даже динамики из благородных металлов, но стоят они очень больших денег. Советуем обращать внимание на динамики имеющих бумажный диффузор, он имеет очень достойное звучание, и проверен не одним поколением.

А также необходимо обратить внимание на то, из какого материала сделан внешний подвес диффузора. Подвес может быть сделан из того же материала, что и диффузор, а также выступать отдельным элементом в форме кольца, сделанного из резины, полиуретана или другого материала. Один из самых качественных и распространённых подвесов является резина. Он должен сохранять линейность в диапазоне перемещения системы громкоговорителя, а также обладать гибкостью, так как это влияет на частоту резонанса.

Сабвуфер - это тот же динамик, который способен воспроизводить только низкие частоты « ».

Мощность и чувствительность акустики

Многие интересуются, как подобрать динамики к автомагнитоле, ноне понимают, что подразумевается под таким параметром как мощность. Существует ошибочное предположение, что чем больше мощность, тем громче будет играть колонка. Однако на практике оказывается, что колонка с мощность 100 Вт будет играть тише, чем колонка, мощность которой в два раза меньше. Таким образом, можно сделать вывод, что мощность – это показатель не громкости звука, а механической надежности системы.

Громкость колонок в некоторой степени зависит от их мощности, однако, не имеет прямого отношения к этому параметру. На мощность аудиосистемы есть смысл обращать внимание только в тех случаях, когда речь идет о покупке акустики под усилитель. При этом в данном случае важна только номинальная мощность (RMS), так как другие цифры не предоставят никакой полезной информации покупателю и только введут его в заблуждение. Но даже RMS иногда имеет мало что общего с реальностью, поэтому справедливо сказать, что показатель мощности крайне неинформативен для потенциальных покупателей акустических систем.

Размер магнитов динамиков также обманчив, потому что в дорогостоящих аудиосистемах установлены неодимовые магниты. Несмотря на то, что на вид они достаточно непримечательны, магнитные свойства у них в несколько выше, чем у ферритовых магнитов. На практике это значит, что у них звучание у первых гораздо сильнее.Благодаря своим миниатюрным размерам неодимовыемагнитные системытакже обладают небольшой глубиной посадки, что упрощают их установку в автомобиль.

Чувствительность – это параметр аудиосистем, который показывает интенсивность звукового давления. Чем выше чувствительность, тем громче звук, но только в том случае, если к колонкам подведена заданная мощность. К примеру, АС с небольшой мощностью в паре с мощным усилителем может выдавать более громкий звук, чем АС с высоким уровнем чувствительности. Единицей для измерения чувствительности децибел, поделенный на порог слышимости (дБ/Вт*м). На чувствительность влияют такие параметры, как давление звука, отдаленность от источника, а также мощность сигнала. Однако стоит отметить, что не всегда нужно полагаться на этот параметр, потому что некоторые производители акустических систем измеряют чувствительность в нестандартных условиях. В идеале чувствительность должна измеряться на расстоянии не более одного метра при подаче сигнала в один ватт.

Выбирая АС в свой автомобиль поинтересуйтесь у продавца какая чувствительность у данного динамика? Маленькая чувствительность - это 87-88 db, советуем выбирать акустику, которая имеет чувствительность 90-93db.

Бренд

Ещё одна рекомендация, которую можно дать тем, кто раздумывает над выбором конкретного производителя, — это не гнаться за низкой ценой и с осторожностью подходить к покупке АС от не именитых производителей. Какими бы заманчивыми не были бы слова продавцов, не стоит обращаться внимания на эти заманчивые предложения, так как всегда лучше обратиться к уже давно зарекомендовавшим себя на рынке производителям. Они обладают десятками лет опыта изготовления АС, дорожат своей репутацией, поэтому выпускают только качественный товар.

Ответ на вопрос, как выбрать акустику в автомобиль, сегодня уже не так прост, как, например, лет десять тому назад, потому что на рынке присутствует большое количество производителей (более 200). Существенно усложнило задачу засилье китайских акустических систем. Не стоит полностью пренебрегать китайской продукцией, потому что при скудном бюджете покупка акустической системы из Китая будет не таким уж и плохим решением. Но проблема в том, что на рынке есть большое количество недобросовестные продавцы, которые преподносят изготовленные в Китае аудиосистемы как брендовый продукт от американских или европейских производителей. В таком случае покупатель, который решил пару сотен рублей, купит «брендовую» акустику за 100 долларов, когда её настоящая цена не превышает 30 долларов.

Если рассматривать такой критерий как специфика звучания, то для более естественного звука рекомендуется покупать европейские аудиосистемы (Morel, Magnat, Focal, Hertz,LightningAudio, JBL, DLS, BostonAcoustic это далеко не весь список). Так же рекомендуем воздержаться от покупки таких фирм как (Mystery, supra, Fusion, Sound max, calcel) Данные производители имеют очень смешную цену, н ои качество звучание у этих динамиков соответствуюшее. Акустические системы от Sony, Pioneer, Panasonic, JVS, Kenwood тоже являются весьма неплохими вариантами, но некоторые их владельцы жалуются на среднее качество звука. Если искать идеальное совмещения таких параметров как цена и качество, то лучше всего обратиться к производителям, что были указаны выше.

Как выбрать динамики хорошее видео от компании «Урал»

Мы надеемся что в данной статье вы нашли ответы на свой вопрос, оцените статью по 5 бальной шкале, если есть замечания, пожелания или вы знаете что-то, что не указано в данной статье сообщите нам! Оставьте свой комментарий ниже. Это поможет сделать информацию на сайте ещё более полезной.

Акустическая система – одна из составляющих комфорта современного легкового автомобиля, поэтому качество ее звучания является немаловажным фактором для многих владельцев. Основная масса производимых авто на этапе конвейерной сборки оснащается недорогими и маломощными динамиками. Такая акустика воспроизводит звук на сравнительно низком уровне качества и не способна удовлетворить взыскательного слушателя. Справедливости ради необходимо заметить, что далеко не все так безрадостно. Для многих автомобилей, находящихся в средней и высокой ценовых категориях, доступны качественные акустические системы. Последние разрабатываются компаниями, работающими в сфере автозвука, и состоят из качественных компонентов, которые устанавливаются и настраиваются в полном соответствии с габаритами салона автомобиля. Но такие системы доступны только в самых дорогих комплектациях, поэтому радуют своим звучанием очень ограниченное количество автовладельцев. Претензии к звучанию подобных систем предъявляются достаточно редко, хотя и находятся автовладельцы, которые допускают определенные вмешательства.

Вот и получается, что в подавляющем количестве автомобилей установлена простенькая акустика (а для некоторых комплектаций автомобилей низкой ценовой категории и ее может не быть), поэтому интерес к замене штатной акустики с каждым годом только возрастает. На выбор автовладельцу доступны коаксиальная, компонентная, а также отдельные компоненты автоакустики. Но чаще всего выбор происходит именно между коаксиальной и компонентной акустикой.

Компонентная акустика – стандартный комплект включает два динамика для средних и низких частотных диапазонов (НЧ/СЧ акустика или мидбасы), два высокочастотных (твитеры, или «пищалки») и два блока кроссоверов (делитель, или фильтр частот аудиосигнала с направлением их в соответствующий динамик, с возможностью настройки). Отличительная особенность – компоненты устанавливаются отдельно друг от друга.

Коаксиальная акустика – все компоненты смонтированы на базе основного динамика, твитер вынесен вперед относительно него так, что их оси совпадают (отсюда и название – coaxial – соосный). Блок с кроссовером отсутствует, а его функции гораздо менее эффективно выполняет конденсатор, который так же крепится на корпусе основного динамика.

И те и другие комплекты – всегда парные, для симметричной установки в салоне автомобиля. Каждый из видов акустики имеет ряд интересных особенностей и заслуживает отдельного описания, поэтому в данной статье остановимся только на коаксиальной акустике.

Установка коаксиальной акустики – технические характеристики

Коаксиальная акустика бывает 2-х, 3-х, 4-х и даже 5-ти полосной. То есть на оси основного мидбасового (НЧ/СЧ) динамика могут находиться два, три и даже четыре дополнительных соосных динамика – твитера. Подразумевается, что любой коаксиальный динамик должен охватывать максимальный диапазон слышимого спектра частот – 20-20000 Гц. Конечно, нижнюю границу этого диапазона подобный динамик “отыграть” не способен (это задача сабвуферного динамика), но основную его часть он все-таки захватывает. То есть наш основной мидбасовый динамик воспроизводит диапазон в пределах 60-4000 Гц, а твитер захватывает остальной промежуток в верхнем диапазоне. Это деление очень условное, так как у каждого комплекта производитель может срезать частоты (в данном случае конденсатором) в довольно широком диапазоне.

Многие автовладельцы полагают, что чем больше полос у коаксиального динамика, тем более качественный и сбалансированный звук он сможет выдать. То есть если высокочастотный диапазон будет разделен на несколько головок (две, три или четыре), то это улучшит качество воспроизведения этого диапазона. Но слушатель не почувствует особой разницы от того, сколько высокочастотных полос играют ему “в ноги”. Поэтому 2-х, максимум, 3-х полосных динамиков будет вполне достаточно.


Но у коаксиальной акустики есть и еще ряд особенностей и характеристик, на которые необходимо обращать внимание при выборе комплекта.

Размеры динамиков, как правило, соответствуют диаметру штатных мест под их установку и варьируются от 1.8 до 10 дюймов (от 4.5 до 25 см, соответственно). Наиболее стандартными размерами считаются – 10 см (4 дюйма), 13 см (5.25 дюйма), 16 и 16.5 см (6.3 и 6.5 дюймов, соответственно). Именно эти размеры характерны для основной массы штатных мест под установку динамиков. Выше речь идет о динамиках круглой формы, хотя имеется огромный ассортимент динамиков овальной формы. Здесь наиболее востребованным размером является 15х23 см (6х9 дюймов).

Основным местом установки динамиков круглой формы выступают двери автомобиля, в то время как овальные динамики чаще устанавливаются в полку багажного отделения. Основное отличие этих двух форм – площадь поверхности диффузора динамика, которая больше у овального динамика. Именно поэтому овальный динамик затрагивает более низкие (басовые) частоты, что интересно очень многим автовладельцам.

Многие автовладельцы также обращают внимание на мощность коаксиальных динамиков. Основной ассортимент коаксиальной акустики находится в диапазоне от 60 до 120 Вт. Что-то конкретное рекомендовать очень сложно, так как многое будет зависеть от тех целей, ради которых и происходит установка коаксиальной акустики.

Также можно обратить внимание на такой показатель, как чувствительность, который показывает уровень громкости воспроизводимого динамиком аудиосигнала. Оптимальными показателями можно считать 90-92 Дб. В любом случае, все точные параметры акустики указываются в техпаспорте, и при выборе служат ориентиром для определения подходящего для конкретных целей варианта.

Обычно производитель выпускает модель акустической системы и в компонентном варианте, и ее коаксиальный аналог. Рассмотрим преимущества коаксиальной версии при равных размерах и технических характеристиках.

Цена комплекта ниже. Это достигается благодаря отсутствию такого дорогостоящего компонента, как фильтр частот – кроссовер – в количестве двух. Также предполагается наличие только двух динамиков (в комплекте), а не четырех (у 2-компонентного варианта).

Установить комплект коаксиальной акустики проще и быстрее. Не требуется искать места для установки твитеров и закрепления кроссоверов. Также нет необходимости протягивать провода от кроссоверов к динамикам. Устанавливаем в штатное место (иногда на проставочное кольцо) и подключаемся к штатной же проводке.

Готовая и сбалансированная акустическая система, не требующая настройки. Система коаксиальных динамиков не предполагает никаких настроечных работ и выдает звук в соответствии с заводскими настройками и характеристиками мест под установку.

Некоторые модели выпускаются с поворотными твитерами, что позволяет выбрать направление высокочастотного звукового потока.

Но у коаксиальной акустики есть и ряд недостатков, о которых и поговорим.

Самый главный недостаток – отсутствие разнесенности. Все частоты проигрываются одним корпусом, который устанавливается в нижней части двери или на полке. То есть пропадает возможность разделить частоты и организовать направление звука именно так, чтобы слушатель мог получить наиболее оптимальное (в рамках салона автомобиля) звучание.

Ни для кого не должно быть секретом, что звуковая сцена в автомобиле должна быть ориентирована на переднюю часть (водитель и передний пассажир), поэтому именно в передней части автомобиля должна быть установлена акустика, которая и сможет выдать полноценный звук. И именно поэтому коаксиальная акустика не рекомендуется к установке в переднюю часть автомобиля. Звучание динамиков, которые установлены в задней части автомобиля, доходит до передней части с большими искажениями, поэтому нет никакой необходимости устанавливать там соизмеримую с передней акустику. Так что именно в задние двери и рекомендуется устанавливать коаксиальную акустику, которая будет выступать в качестве “подзвучки” для передней.

То есть основная рекомендация при замене штатной акустики может выглядеть так – компонентный фронт и коаксиальный тыл. И даже если штатная система подразумевает коаксиальный фронт (два динамика), то ничего не мешает автовладельцу заменить фронтальную акустику на 2-компонентную, а в заднюю часть (при необходимости) установить более качественную коаксиальную акустику. Но все это, конечно же, далеко не обязательно. Огромному количеству автовладельцев будет вполне достаточно того звучания, которое может дать коаксиальная акустика, даже будучи установленная в качестве передней. Этот вариант очень часто имеет место в том случае, когда “просто” требуется улучшить звучание штатной акустической системы.

Также у автовладельцев очень часто возникает вопрос – а что может дать коаксиальная акустика (как правило, овальная) в полке багажника? Дать однозначный ответ – хорошо или плохо – нельзя. Многое зависит от потребностей автовладельца. В некоторых штатных системах динамики установлены и в полке (их может не быть в задних дверях), но здесь все гораздо сложнее. Если разговор о действительно качественных штатных системах, то все настроено таким образом, что и задние пассажиры получают более качественную сцену, и это не идет во вред фронтальной сцене. Но многие автовладельцы (чаще на бюджетные автомобили) любят устанавливать по два, и даже четыре “овала” в полку. А еще очень любят, чтобы все они играли от усилителя. Итог здесь один – очень громко. Кроме того, многие автовладельцы уверены, что таким образом удается охватить и “сабвуферный диапазон” (большая площадь диффузора динамиков, как говорилось ранее). Действительно, “овалы” могут затрагивать более низкие частоты (чем круглые коаксиальные динамики), но подобный динамик все равно полноценно не отыграет тот диапазон, который предназначен для сабвуферного динамика. Да и здесь сразу можно забыть о таким понятиях, как “качественный”, “полноценный”, “звуковая сцена”. Просто будет очень громко. Ну а если автовладельцу это и требуется – то почему бы и нет?

Установка коаксиальной акустики – ассортимент продукции

Во всем мире насчитываются десятки компаний-производителей качественной автомобильной акустики. Среди них есть бренды, специализирующиеся только на разработке динамиков, например итальянский Hertz, израильский Morel, американский ArtSound. Другие производят весь спектр автомобильного мультимедийного оборудования, в том числе магнитолы, усилители и прочую электронику, а также комплектующие и расходные материалы, применяемые при установке. К примеру, японские бренды Alpine и Pioneer, американские Boss и Bose. Некоторые больше ориентированы на выпуск профессиональных систем, другие выпускают в основном бюджетные, третьи – и то и другое. И у каждого производителя находятся свои поклонники. При покупке коаксиальной акустики выбрать можно не только бренд, но и ценовую категорию без ощутимой потери в качестве звука. Исключение составляют лишь самые дешевые динамики, установка которых будет оправдана только если нужно хоть чем-то “закрыть” пустые штатные места. Акустика, которая будет стоить в несколько раз дороже другой, необязательно настолько же превзойдет ее в качестве звучания. Просто так ее позиционирует изготовитель, исходя из стоимости технологий и материалов, применяемых при производстве. Поэтому критерий высокой цены не должен быть единственным сравнительным показателем.


Если автовладелец не очень хорошо ориентируется во всех этих брендах, то за консультацией по выбору желательно обратиться к специалистам. Это важно и потому, что звучание каждого бренда (и отдельных комплектов) может характеризоваться своими неповторимыми особенностями. Например, звучание акустики Alpine выделяется резкостью, четкостью звука, с выраженными металлическими нотками. Если после этого послушать динамики от Morel с похожими характеристиками, то они будут звучать заметно мягче, приглушенней, глубже. И именно помощь специалиста позволит подобрать именно тот комплект, который будет играть так, как и нужно автовладельцу.

Установка коаксиальной акустики - особенности и нюансы

Как уже говорилось выше, процесс установки коаксиальной акустики несложен. Ее вполне можно установить своими силами, при наличии мало-мальских навыков ремонта и обслуживания автомобиля, а также знаний основ электроники. Но могут возникнуть и некоторые трудности, которые также необходимо будет решить. Даже если новые коаксиальные динамики будут соответствовать размерам штатного посадочного места, то может возникнуть проблема с глубиной динамика. Очень часто у новой акустики более длинный магнит, поэтому стекла (при закрывании) могут в него упираться. В этом случае потребуется отодвинуть динамик в сторону салона, но так, чтобы обшивка двери встала обратно на свое место. То есть потребуются проставочные кольца необходимых размеров (крепятся на металл двери, а уже на них происходит монтаж коаксиального динамика). Но новая коаксиальная акустика может и не соответствовать монтажным размерам штатного места. В этом случае также могут выручить проставочные кольца, либо потребуется доработка штатного места. Если требуется установка коаксиальной акустики в полку, то может потребоваться укрепление, либо изготовление полки под установку.

Дополнительные вопросы могут возникнуть и при желании поменять штатную магнитолу, а также установить сабвуфер или усилитель. Все-таки аудиосистема автомобиля – это единое целое, где каждый компонент играет свою немаловажную роль. Может возникнуть вопрос и с необходимостью дополнительной шумоизоляции мест установки. Но если разговор только о коаксиальной акустике, то, как правило, каких-то серьезных требований к звучанию не предъявляется, поэтому далеко не всегда могут возникнуть эти дополнительные вопросы.

Какие бы вопросы не возникали перед автовладельцем, решить их он может либо самостоятельно, либо с помощью специалистов, которые данными вопросами и занимаются. Эти специалисты могут находиться и в дилерском центре, и в специализированном центре автозвука, и среди гаражных мастеров. Каждый из вариантов подразумевает свои плюсы и минусы, так что конечное решение всегда за автовладельцем. Мы, как специализированный центр автозвука, также предоставляем широкий спектр услуг по различным направлениям, поэтому будем рады, если установку коаксиальной акустики вы доверите именно нам.

Похожие статьи